Скульптура и архитектура как факторы развития личности ребенка

Скульптура и архитектура как факторы развития личности ребенка thumbnail

Существует множество способов развития ребенка. Если мы желаем, чтобы он был сильным – выбираем спортивную секцию, интеллектуально развитым – профильные занятия, кружки, репетиторов. Творческим – все, что способствует развитию фантазии и образного мышления. Но, в современном мире разделение на физиков и лириков, математиков и гуманитариев весьма условно, а архитектура – та сфера, которая обедняет детей не зависимо от интересов и способностей. Не важно, какую профессию ребенок выберет в будущем – базовые знания о современных технологиях, науке, дизайне, конструировании, программировании ему точно понадобятся. В мае в Киеве состоится Фестиваль архитектуры для Archikidz для детей 7-12 лет во время которого почувствовать себя архитектором может каждый.

Почему архитектура – наука будущего, и в чем ее практическая польза для развития гармоничной личности,  рассказывает Владимир Высоцкий – эксперт по доступности и городской инклюзии, общественный деятель, социальный предприниматель.

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий

Креативность – то, о чем сейчас много говорят Как видите ее вы? И как можно развивать у детей творческий взгляд через архитектуру?

Креативность – действительно модное сегодня слово. В моем понимании креативность – это врожденное свойство человеческого разума, которое воплощается в нашей способности осмысленно создавать новое. Думаю, на сегодняшний день креативность не следует ограничивать сферой искусства или попросту отождествлять с творчеством. Её стоит рассматривать как универсальный инструмент разума для реализации личностного потенциала в любой сфере жизнедеятельности. 

В контексте формирования личности креативность, на мой взгляд, не есть даром или талантом. Скорее, это способность, которую можно в человеке как развивать, так и подавлять. Как правило, такое развитие или упадок имеют место в рамках системы среднего образования, где совсем юные люди обретают актуальные ценностные ориентиры и реальные навыки социального взаимодействия.

фестиваль архитектуры Archikidz

По моему убеждению, молодых людей уже тогда можно смело называть «креативными», если они искренне вовлечены в решение задачи – самостоятельно анализируют варианты и прогнозируют результат. Именно так, помогая детям сознательно реализовывать себя в процессе обучения и на практике, мы культивируем в них не только креативность, но и тягу к знаниям, открытость к «новому», принятие «иного». 

Мне кажется, что креативность всё же зависит от нашего кругозора, от той условной «базы данных», которой оперирует наш мозг при решении задачи. Чем больше знаний и навыков – тем больше спектр возможных решений и их конфигураций, тем разнообразнее полученный нами набор результатов – и тем, в итоге, качественнее финальное решение.

Архитектура – самое масштабное и одновременно практичное с точки зрения «полезности» из искусств, которое предполагает наше непосредственное взаимодействие с объектом.  В то же время, в архитектуре «застыла» наша история – восходы и закаты цивилизаций, становление и отмирание общественно-политических укладов, развитие и упадок различных сообществ, смены вкуса и моды.

Archikidz - мастер-классы робототехники

Кроме того, архитектура – искусство высокотехнологичное, традиционно по максимуму использующее инновационные научные разработки и передовые технологии, а зодчеством всегда занимались удивительные люди – визионеры, бросавшие вызов времени, переворачивающие представления о мире, меняющие философию пространств и вещей. 

А вот с точки зрения креативности архитектуру можно воспринимать как искусство балансирования функции и формы, материализации смыслов в пространстве. Как только мы вводим такой контекст, детское творческое мышление активируется само собой, фантазия ребёнка становится целеустремлённой, а восприятие даже собственных идей – критическим. Архитектура с её наглядностью и образной насыщенностью – идеальная почва для развития навыков креативного мышления. Обратите внимание – базовые «архатектурные» формы из Лего дети собирают уже с полутора лет.

Что для вас архитектура?

Для меня архитектура – это искусство преображения пространства для жизни человека. Это инструмент создания равноценных возможностей самореализации для всех, независимо ни от каких индивидуальных или групповых человеческих особенностей. Это материальный комплекс нашего жизнеобеспечения, инфраструктура удовлетворения человеческих потребностей и желаний разного уровня и порядка. Это рукотворная среда нашего развития и самореализации.    

Как сделать наше укр пространство архитектурно более привлекательным, как вы считаете? Прививать  вкус детям)?

Во-первых, следует включить изучение архитектуры в число обязательных предметов с начальной школы – исследование архитектуры отлично воспитывает образное мышление, вкус и чувство меры, что, в свою очередь, влияет на моду и формирует спрос на то или иное соотношение формы и функции. Во-вторых, необходимо обеспечить неукоснительное выполнение государственных строительных норм – доступность и безопасность среды должны обеспечиваться, даже если её эстетика вызывает вопросы. В-третьих, разумным представляется усовершенствование системы высшего образования и системы государственных закупок в сфере архитектуры и строительства – нужно готовить высококвалифицированных, ответственных специалистов, а также обеспечить прозрачные условия для реализации наиболее качественных проектов.

Читайте также:  Развитие речи у двуязычного ребенка

творческие занятия на фестивале архитектуры

И, разумеется, очень важным является последовательно внедрение новейших технологий городского  моделирования и планирования, технологий «умного города», принятие всесторонне обоснованных градостроительных решений с учетом актуальных демографических, социально-экономических и других данных. Всё это в комплексе, как показывает опыт успешных и комфортных городов, порождает более сознательных граждан со спросом на качественную архитектуру, стимулирует устойчивое развитие городской инфраструктуры, позволяет достичь совершенно нового качества жизни, основанного на уважении к природе и человеческим ценностям. 

А ещё очень важно, чтобы дети путешествовали, поскольку безопасные погружения в новые пространства и культуры невероятно обогащает опыт и расширяет сознание ребёнка. Ведь, приезжая домой, молодой человек будет стремится воссоздать те позитивные качества иных городских пространств – как социальные, так и архитектурные, – которые приобрели для него ценность и теперь стали актуальными.       

Что бы вы советовали читать и смотреть тем, кто хочет познать архитектуру во всем ее богатстве)?

Во-первых, книги. В художественной литературе архитектурные образы, как правило, метафоричны и ярко эмоционально окрашены авторами, поэтому они хорошо запоминаются и легко вплетаются в наше мировосприятие. Вспомним, например, «Собор Парижской Богоматери» Гюго, донкихотские мельницы Сервантеса или «Замок» Кафки – все упомянутые архитектурные сооружения из шедевров мировой литературы несут смыслы куда более глубокие, чем можно было бы предположить. Поэтому, во-первых, советую читать книги. Поверьте, прямо или опосредованно, к теме архитектуры, так или иначе, обращались практически все авторы последних трёх тысяч лет: даже «троянский конь» Гомера – это, по сути, малая архитектурная форма.  

пазл 3D на фестивале Archikidz

Во-вторых, музыка, живопись и скульптура. Музыкальное, изобразительное и ваятельное искусства традиционно предвосхищали архитектуру, вдохновляли её и вдохновлялись ею. Думаю, что именно эти искусства определили то, как мы воспринимаем форму, цвет, свет, звук, различные материалы, фактуры, текстуры и т.д. На мой взгляд, восприятие архитектуры в отрыве от этого сенсорного богатства неполноценно и потому нецелесообразно. 

В-третьих, театр и кино. Высокая степень образности и задействования трехмерного пространства изначально определили глубокие связи архитектуры со сценическим искусством, а потом и кинематографом. И театр, и кино придают огромное значение понятию «места» – драматургия традиционно придаёт существенное значение сценографии, во многом определяющей базовую  глубину погружения зрителя. Если наш мир, как говорил классик, театр, то архитектура – его декорации. Поэтому знакомство с театром и кино – это увлекательное путешествие в мир чувственных и пространственных образов, которое обогащает наш эмоциональный и эстетический опыт. Лично с удовольствием смотрю и документальные фильмы о выдающихся архитекторах, знаменитых архитектурных объектах и стилях, которые можно в изобилии обнаружить в сети – в том числе, и сделанные специально для детей, анимированные и динамичные.

фестиваль Archikidz - команда детей

Также настоятельно рекомендую пользоваться веб-ресурсами, посвященными архитектуре и городскому развитию – их немало и они есть на разных языках. 

Наконец, опять же, путешествуйте с детьми, исследуйте города, ходите в музеи, взбирайтесь на башни, но интересуйтесь, кто, когда, как и зачем построил то или иное сооружение. Уверен, ответы на эти вопросы удивят не только детей, но и умудрённых опытом взрослых.

Вопросы подготовила: Оксана Шевченко

Фото: Archikidz

Читайте также

Источник

Наталья Стародубцева
Ознакомление с архитектурой и скульптурой детей старшего дошкольного возраста

Доклад по теме “Ознакомление с архитектурой и скульптурой детей старшего дошкольного возраста“.

Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров. Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы.

Читайте также:  Диагностика отклонений в развитии ребенка дошкольника

Ознакомление детей с архитектурой зданий.

Рассматриваем как художественное творчество (в камне, дереве, глине) через выявление особенностей архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической.

Функциональность характеризуем следующими качествами – удобство, польза. Конструктивные свойства – прочность, экономичность.

Эстетические – красота.

Данный блок включает в себя следующие темы:

А) «Москва-город храмов». Знакомим детей с культовыми зданиями как памятниками архитектуры.

Б) «Жилые здания». Тема рассматривается через призму истории (прошлое,настоящее: изба, особняки купцов, коттеджи, дома)

В) «Общественные здания». Тема предполагает ознакомление детей с архитектурой зданий,имеющих общественное назначение: магазины, кинотеатры, детские сады…

Г) «Промышленные здания». Тема предполагает ознакомление детей с архитектурой заводов и фабрик города.

Садово-парковая архитектура.

Предполагает ознакомление детей с особенностями благоустройства площадей, парков, улиц города. При отборе содержания учитываем его доступность детям.

1. Рассматривание зданий на иллюстрациях, репродукциях картин, фотографиях, открытках, видеофильмах. Задача показать разнообразие архитектурных стилей в нашем городе. Подборка изображений зданий с учетом поставленных задач, например, где представлены разные крыши, окна разной формы, украшения зданий и т. д.

2. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий. Можно показать необычность формы этих зданий, их крыш, окон, украшений; определить элементы сказочности.Это: избушки разного типа, теремки, дворцы положительных и отрицательных героев (Снежной Королевы, Золушки, Весны, Змея-Горыныча и пр.); сравнение современных зданий и сказочных; определение, как от героя сказки зависят цвет, украшения избушки, дворца (добрый-яркие, злой-темные, холодные и пр.).

3. Использование художественного слова (рассказ, сказка, стихотворение, где дано описание зданий, домов, теремов, подбор образных сравнений.

Ознакомление детей со скульптурой.

Скульптура (латинское слово – вырезать, высекать) – один из видов изобразительного искусства, передаёт богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением. При знакомстве дошкольников со скульптурными произведениями необходимо обращать внимание, что скульптура – это объёмное изображение,выполненное из разных материалов: камня, металла, гипса, дерева, глины и т. д.

Дать детям понятие, что она обладает глубиной, сюжетом, формой и цветом, развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. При подборе скульптурных произведений педагогу, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. Рассмотрев с дошкольниками несколько произведений, подвести их к пониманию того, что скульптура может быть выполнена из разного материала, важно обратить внимание детей на средства выразительности, передающие характер образа.

При знакомстве детей со скульптурой выделяем два основных ее вида – это круглая скульптура и рельеф. Давая детям понятие о круглой скульптуре отмечаем, что у данного вида скульптуры обычно обработаны все её стороны и поэтому зрителю хочется обойти её кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа. Обращаем внимание, что круглая скульптура всегда связана с определённой пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. При знакомстве с монументальной скульптурой даем понятие, что к данному виду скульптуры относятся монументы, памятники, скульптурные ансамбли, имеющие общественное значение и посвящённые известным историческим событиям. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины). Обращаем внимание дошкольников, что монументальную скульптуру рассматривают с большого расстояния, чтобы чётко выделялся ее силуэт, а скульптор создавая данный вид скульптуры, использует материалы твёрдые,на века: различные породы камня, мрамор, бронзу, сталь и пр. При ознакомлении с памятниками, даем понятие, что данное произведение искусства, создано для увековечивания людей или исторических событий, он должен восприниматься и с первого взгляда и при движении мимо памятника, или вокруг него с многих точек зрения. Давая понятие станковая скульптура отмечаем, что она отличается соразмерностью, передаёт индивидуальность пропорций, оттенки движений. Обращаем внимание, что она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений. Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщённый образ. По своим размерам она обычно бывает или меньше натуральной величины, или немного превышает её. При знакомстве с бюстом говорим, что это портретный жанр, отражающий характер человека, отношение к нему скульптора; обращаем внимание, что бюст – это может быть только голова и даже маска. Знакомя дошкольников со скульптурными произведениями выделяем такие разновидности скульптур как торс, статуя, группа, ансамбль, скульптурные группы.

Читайте также:  Отставание в развитии у гиперактивного ребенка

Скульптура малой формы – это вид станковой скульптуры. При ознакомлении детей с Рельефом –даем понятие, что это изображение на плоскости и по своим задачам он близок к живописной картине, имеет несколько планов отмечаем,что рельеф подразделяется на:

– барельеф, в котором изображение выступает менее чем на половину своего объёма;

– горельеф, где изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объёма;

– контррельеф, здесь изображение не выступает над основной частью, а напротив углубляется в неё. В работе с детьми, мы знакомим их с филимоновской и дымковской игрушкой.

Но есть ещё один вид народной лепки, который по праву может стать одним из любимых детских занятий – это изразцы.Да мы все привыкли думать:

– изразцы – это музейный экспонат, отголосок прошлого тем не менее техника создания образцов настолько увлекательна, что и дети могут мастерить нечто подобное. Конечно же, получаются не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно-прикладного искусства. Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных и объёмных видов изобразительного искусства. Им нужно только помочь увидеть в 3 рельефном изображении сочетание объёма и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру, так как он всегда располагается на какой-либо основе. Знакомство детей со скульптурой имеет место во всех возрастных группах. Для этого при рассматривании скульптуры учим детей движениям руки, просим в воздухе показать линию перехода одного объёма в другой. Подводим детей к заключению, каким же образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую –например: – путём заглаживания формы в другую; – путём заглаживания формы пальцами; – путём постепенного наращивания объёма.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре?

– В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

– Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

– В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская, уметь рассказать о них; относится к скульптуре которая находится в группе как к произведению искусства; знать, что скульптуру создаёт скульптор.

– В старшей группе. Знать из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать воспитателя во время экскурсии; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

– В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, её содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на е выразительные средств. Для ознакомления дошкольников со скульптурой придерживаемся строгой последовательности её обследования.

1. Целостное восприятие скульптуры: привлечь к ней внимание детей, вызвать интерес, положительное отношение; определить содержание скульптуры.

2. Анализ скульптуры: определить общий объём фигурки, дать словесное описание объёмов, подержать её в руках, в ладонях; пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, позу фигурки ; кончиками пальцев почувствовать мелкие детали,фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа, шерсть у собаки, чешуя у рыбы и пр.).

3.Целостность восприятия: рассмотреть фигурку и определить её выразительность; найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ. Таким образом, раннее приобщение детей к настоящему искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребёнка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса. Элементарные знания о скульптуре дают дошкольникам возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.

Источник