Скульптура архитектура как фактор развития личности ребенка

Наталья Стародубцева
Ознакомление с архитектурой и скульптурой детей старшего дошкольного возраста

Доклад по теме “Ознакомление с архитектурой и скульптурой детей старшего дошкольного возраста“.

Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров. Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы.

Ознакомление детей с архитектурой зданий.

Рассматриваем как художественное творчество (в камне, дереве, глине) через выявление особенностей архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической.

Функциональность характеризуем следующими качествами – удобство, польза. Конструктивные свойства – прочность, экономичность.

Эстетические – красота.

Данный блок включает в себя следующие темы:

А) «Москва-город храмов». Знакомим детей с культовыми зданиями как памятниками архитектуры.

Б) «Жилые здания». Тема рассматривается через призму истории (прошлое,настоящее: изба, особняки купцов, коттеджи, дома)

В) «Общественные здания». Тема предполагает ознакомление детей с архитектурой зданий,имеющих общественное назначение: магазины, кинотеатры, детские сады…

Г) «Промышленные здания». Тема предполагает ознакомление детей с архитектурой заводов и фабрик города.

Садово-парковая архитектура.

Предполагает ознакомление детей с особенностями благоустройства площадей, парков, улиц города. При отборе содержания учитываем его доступность детям.

1. Рассматривание зданий на иллюстрациях, репродукциях картин, фотографиях, открытках, видеофильмах. Задача показать разнообразие архитектурных стилей в нашем городе. Подборка изображений зданий с учетом поставленных задач, например, где представлены разные крыши, окна разной формы, украшения зданий и т. д.

2. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий. Можно показать необычность формы этих зданий, их крыш, окон, украшений; определить элементы сказочности.Это: избушки разного типа, теремки, дворцы положительных и отрицательных героев (Снежной Королевы, Золушки, Весны, Змея-Горыныча и пр.); сравнение современных зданий и сказочных; определение, как от героя сказки зависят цвет, украшения избушки, дворца (добрый-яркие, злой-темные, холодные и пр.).

3. Использование художественного слова (рассказ, сказка, стихотворение, где дано описание зданий, домов, теремов, подбор образных сравнений.

Ознакомление детей со скульптурой.

Скульптура (латинское слово – вырезать, высекать) – один из видов изобразительного искусства, передаёт богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением. При знакомстве дошкольников со скульптурными произведениями необходимо обращать внимание, что скульптура – это объёмное изображение,выполненное из разных материалов: камня, металла, гипса, дерева, глины и т. д.

Дать детям понятие, что она обладает глубиной, сюжетом, формой и цветом, развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. При подборе скульптурных произведений педагогу, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. Рассмотрев с дошкольниками несколько произведений, подвести их к пониманию того, что скульптура может быть выполнена из разного материала, важно обратить внимание детей на средства выразительности, передающие характер образа.

При знакомстве детей со скульптурой выделяем два основных ее вида – это круглая скульптура и рельеф. Давая детям понятие о круглой скульптуре отмечаем, что у данного вида скульптуры обычно обработаны все её стороны и поэтому зрителю хочется обойти её кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа. Обращаем внимание, что круглая скульптура всегда связана с определённой пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. При знакомстве с монументальной скульптурой даем понятие, что к данному виду скульптуры относятся монументы, памятники, скульптурные ансамбли, имеющие общественное значение и посвящённые известным историческим событиям. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины). Обращаем внимание дошкольников, что монументальную скульптуру рассматривают с большого расстояния, чтобы чётко выделялся ее силуэт, а скульптор создавая данный вид скульптуры, использует материалы твёрдые,на века: различные породы камня, мрамор, бронзу, сталь и пр. При ознакомлении с памятниками, даем понятие, что данное произведение искусства, создано для увековечивания людей или исторических событий, он должен восприниматься и с первого взгляда и при движении мимо памятника, или вокруг него с многих точек зрения. Давая понятие станковая скульптура отмечаем, что она отличается соразмерностью, передаёт индивидуальность пропорций, оттенки движений. Обращаем внимание, что она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений. Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщённый образ. По своим размерам она обычно бывает или меньше натуральной величины, или немного превышает её. При знакомстве с бюстом говорим, что это портретный жанр, отражающий характер человека, отношение к нему скульптора; обращаем внимание, что бюст – это может быть только голова и даже маска. Знакомя дошкольников со скульптурными произведениями выделяем такие разновидности скульптур как торс, статуя, группа, ансамбль, скульптурные группы.

Скульптура малой формы – это вид станковой скульптуры. При ознакомлении детей с Рельефом –даем понятие, что это изображение на плоскости и по своим задачам он близок к живописной картине, имеет несколько планов отмечаем,что рельеф подразделяется на:

– барельеф, в котором изображение выступает менее чем на половину своего объёма;

– горельеф, где изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объёма;

– контррельеф, здесь изображение не выступает над основной частью, а напротив углубляется в неё. В работе с детьми, мы знакомим их с филимоновской и дымковской игрушкой.

Но есть ещё один вид народной лепки, который по праву может стать одним из любимых детских занятий – это изразцы.Да мы все привыкли думать:

– изразцы – это музейный экспонат, отголосок прошлого тем не менее техника создания образцов настолько увлекательна, что и дети могут мастерить нечто подобное. Конечно же, получаются не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно-прикладного искусства. Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных и объёмных видов изобразительного искусства. Им нужно только помочь увидеть в 3 рельефном изображении сочетание объёма и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру, так как он всегда располагается на какой-либо основе. Знакомство детей со скульптурой имеет место во всех возрастных группах. Для этого при рассматривании скульптуры учим детей движениям руки, просим в воздухе показать линию перехода одного объёма в другой. Подводим детей к заключению, каким же образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую –например: – путём заглаживания формы в другую; – путём заглаживания формы пальцами; – путём постепенного наращивания объёма.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре?

– В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

– Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

– В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская, уметь рассказать о них; относится к скульптуре которая находится в группе как к произведению искусства; знать, что скульптуру создаёт скульптор.

– В старшей группе. Знать из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать воспитателя во время экскурсии; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

– В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, её содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на е выразительные средств. Для ознакомления дошкольников со скульптурой придерживаемся строгой последовательности её обследования.

1. Целостное восприятие скульптуры: привлечь к ней внимание детей, вызвать интерес, положительное отношение; определить содержание скульптуры.

2. Анализ скульптуры: определить общий объём фигурки, дать словесное описание объёмов, подержать её в руках, в ладонях; пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, позу фигурки ; кончиками пальцев почувствовать мелкие детали,фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа, шерсть у собаки, чешуя у рыбы и пр.).

3.Целостность восприятия: рассмотреть фигурку и определить её выразительность; найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ. Таким образом, раннее приобщение детей к настоящему искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребёнка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса. Элементарные знания о скульптуре дают дошкольникам возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.

Источник

Наталья Скрыпченко
Статья «Использование графики, скульптуры, живописи в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников»

Использование графики, скульптуры, живописи в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики нравственно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и нравственно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Важность искусства в нравственно-эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве “сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство”. Искусство сохраняется людьми, потому что оно оказывает на человека и общество всестороннее воздействие, является важным средством воспитания. В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе нравственно-эстетических впечатлений.

Маленький человек пришёл в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту живописи, графики, скульптуры, поэзии. Искусство отражает жизнь, выражает своё отношение к ней, помогает приобщиться к добру, осудить зло. Ребёнок осваивает в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию, которые постепенно по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

Однако всё многообразие форм, свойств произведения искусства не «перейдёт», не «перельётся» со страниц книг, живописного полотна, со сцены или экрана в сознание юного зрителя. Восприятие произведения искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Важно, чтобы каждый ребёнок научился входить в огромный мир образов художественных произведений, чтобы он увидел внутренним взором то, что хотел передать художник, почувствовал себя участником изображаемых событий. Ребёнку необходимо показать, что искусство волнует, заставляет радоваться, веселиться, грустить, протестовать, бороться.

«Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания, – говорил В. А. Сухомлинский. – Роль красоты в нравственности трудно переоценить. Через красоту родной природы – к воспитанию чувства любви к Родине, через рассматривание картин – к познанию мира чувств, через слушание музыки – к развитию человеческих чувств. Таковы основные пути пробуждения нравственных чувств ребёнка».

Глубокие нравственно-эстетические переживания у дошкольников может вызвать скульптура. В процессе восприятия скульптуры дети усваивают её язык, выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребёнок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.

Знакомить детей со скульптурой можно во всех возрастных группах. В младшей и средней это осуществляется путём показа предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм. Дети с интересом рассматривают дымковские и филимоновские игрушки, богородские статуэтки, выполненные из дерева, увлечённо играют с калининскими матрёшками. При рассматривании работ народных мастеров у детей развивается чувство прекрасного, воспитывается уважительное отношение к труду людей, создающих эти произведения искусства, гордость за свою Родину и её народ. Старших дошкольников нужно знакомить не только со скульптурой малых форм, но и с монументальной или парковой. Ведь монументальная скульптура – это история народа, воплощенная в камне, металле, мраморе,бронзе: памятники героям Великой Отечественной войны, покорителям космоса, известным деятелям литературы и искусства. Знакомство со скульптурой заставляет ребёнка задуматься над судьбой родной земли. События прошлого предстают перед ним, как истоки настоящего. В. А.Сухомлинский писал: «Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины,в его сознании зреет убеждение: для каждого человека самое дорогое в мире – честь, свобода, независимость, слава Отечества».

Высокие художественные образы, дающие ребёнку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи несёт в себе и иллюстрация. Рисунки художников-иллюстраторов отличаются красочностью, чёткостью рисунка и композиции, полны жизненных наблюдений, каждый из них, обладая индивидуальным оригинальным почерком, добивается высокой выразительности, которую дети дошкольного возраста в состоянии почувствовать. Художественные иллюстрации учат быть гражданином, давая в образной, эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивают эстетическое восприятие, эстетические представления и чувства.

Уже в раннем детстве ребёнок охотно слушает сказки, живёт вместе с героями сказок, сочувствует одним и по-детски осуждает других. Основанная на вымысле, она связана с действительностью. Герои сказочных рисунков Е. Рачёва тому подтверждение. Все его животные и звери «одеты» как люди, для того, чтобы передать характеры героев, показать, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрывается реальная жизнь и реальные отношения.

А сказочные иллюстрации Ю. А. Васнецова дают ребёнку нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Посмотрит ребёнок на иллюстрацию к песенке «Гуси» и сразу видит, что к героям Васнецова пришла беда. Об этом свидетельствуют тревожный темно-синий фон рисунка, на котором особенно белым кажется оперение птиц.

Рисунки Васнецова воспитательны в самом прекрасном смысле этого слова. Они пробуждают всё лучшее, что есть в душе ребенка,вообще в душе человека: наивный, доверчивый восторг перед жизнью, безотчётную естественную доброту, непонимание зла, стремление к счастью. Они учат маленьких зрителей добру, труду, справедливости; учат не скучно назидательно,а весело и добродушно:

Как петух в печи пироги печёт,

Кошка на окошке рубаху шьёт,

Поросёнок в ступе горох толчёт,

Конь у крыльца в три копыта бьёт,

Уточка в сапожках избу метёт.

Не оставляют никого равнодушными рисунки Е. И. Чарушина. Главные герои его рисунков – животные. Все истории, которые Чарушин рисует в своих иллюстрациях, описывает в своих рассказах, – смешные и грустные, забавные и героические – имеют большое воспитательное значение. Они вызывают у ребёнка чувство сострадания, жалости, воспитывают потребность заботиться о слабых, защищают беззащитных. Обращаясь к своим юным зрителям и читателям,Чарушин писал: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым! Больше узнавай, больше умей! Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной!»

Незаменимым средством формирования нравственно-эстетического мира детей является живопись. Учить дошкольников видеть в живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях искусства явление с реальной действительностью – значит развивать их эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности.

Рассматривание пейзажных работ способствует воспитанию у дошкольников эстетического отношения к природе. Любуясь пейзажами, дети видят, как меняется красота природы в разное время года, видят различные сочетания цветов и тонов в разное время дня. В связи с этим развивается наблюдательность, эстетическое видение, которые раскрывают красоту и многообразие окружающего мира. Натюрморты вызывают у ребят чувство удивления, интерес к красоте простых предметов,которые ежедневно встречаются в быту: вазам, цветам, фруктам, овощам. Портреты помогают увидеть детям черты прекрасного в близких людях. В позе человека, повороте головы дошкольники видят внутренний мир человека, душевное состояние, настроение героя – радостное, грустное, задумчивое.

С большим чувством воспринимаются детьми картины батальной живописи. Несмотря на их сложность, ребёнку понятна яркая динамика, образное содержание – борьба с врагами, защита её завоеваний. Знакомясь с произведениями живописи, дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать свой опыт с опытом людей, изображённых художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации. Именно так и закладывается основа представлений о нравственно-эстетическом идеале.

В условиях современного общества педагоги, художники, искусствоведы всё чаще и чаще обращают внимание на искусство как средство гуманизации личности. И как отмечает Б. М. Неменский, «…искусство и вообще нравственно-эстетическое развитие может и должно играть в нашей системе просвещения гораздо более серьезную роль уже сегодня. И начиная с детского сада, с самого нежного возраста».

Источник