Скрининг диагностика психического развития ребенка 1 года жизни фрухт

Скрининг диагностика психического развития ребенка 1 года жизни фрухт thumbnail

Э. Л. Фрухт Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни

Э. Л. Фрухт Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни

МЕТОДИКА Э. Л. ФРУХТ ФИКСИРУЕТ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 10 ДНЕЙ ДО 12

МЕТОДИКА Э. Л. ФРУХТ ФИКСИРУЕТ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 10 ДНЕЙ ДО 12 МЕСЯЦЕВ ПО СЛЕДУЮЩИМ КАТЕГОРИЯМ: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) зрительные ориентировочные реакции; слуховые ориентировочные реакции; эмоции и социальное поведение; движения руки и действия с предметами; движения общие; Подготовительные этапы понимания речи; Подготовительные этапы развития активной речи; навыки и умения в режимных процессах.

В методике проводится сугубо качественная оценка развития ребенка, детально и последовательно представлены различные показатели

В методике проводится сугубо качественная оценка развития ребенка, детально и последовательно представлены различные показатели психического развития младенцев. Недостатки теста: отсутствие количественных показателей развития, оценка многих навыков до 3 -4 мес. у ребенка проводится в горизонтальном положении (возникают переходные состояния между бодрствованием и сном), неточности в технике инициации комплекса оживления.

10 дней 1) 2) Зрительно ориентированные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет(ступенчатое слежение);

10 дней 1) 2) Зрительно ориентированные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет(ступенчатое слежение); слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и мигает при звуке;

18 -20 дней 1) 2) зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет(

18 -20 дней 1) 2) зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет( лицо взрослого); слуховые ориентировочные реакции: успокаивается при сильном звуке;

1 месяц 1) 2) 3) 4) 5) зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета;

1 месяц 1) 2) 3) 4) 5) зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета; слуховые ориентировочные реакции: длительное слуховое сосредоточение; эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого; движения общие: лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову; Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца 1) 2) 3) 4) 5) зрительные ориентировочные реакции: длительное зрительное сосредоточение, длительно

2 месяца 1) 2) 3) 4) 5) зрительные ориентировочные реакции: длительное зрительное сосредоточение, длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым; слуховые ориентировочные реакции: ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого; эмоции и социальное поведение: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним, длительное сосредоточение на другом ребенке; движения общие: лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову; Подготовительные этапы развития активной речи: повторяет отдельные звуки.

3 месяца 1) 2) 3) 4) зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении;

3 месяца 1) 2) 3) 4) зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении; эмоции и социальное поведение: проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка издающего звуки; движения руки и действия с предметами: случайной наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью; движения общие: лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, удерживает голову в вертикальном положении.

4 месяца 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: узнает мать,

4 месяца 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: узнает мать, радуется; слуховые ориентировочные реакции: поворачивает голову в сторону видимого источника звука и находит его, по разному реагирует на мелодии; эмоции и социальное поведение: часто возникает комплекс оживления во время бодрствования, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему; движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывается низко висящие над грудью игрушки; движения общие: как и в 3 месяца, но более выражены; Подготовительные этапы развития активной речи: гуление; навыки и умения в режимных процессах: во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

5 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: отличает близких

5 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует; слуховые ориентировочные реакции: узнает голос матери или близкого человека, различает интонации; эмоции и социальное поведение: радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит; движения руки и действия с предметами: четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку; движения общие: долго лежит на животе, приподняв корпус и опираясь на ладони, переворачивается со спины на живот, ровно стоит при поддержке под мышки; Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу певуче гулит; навыки и умения в режимных процессах: ест с ложки полугустую и густую пищу.

6 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) слуховые ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое

6 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) слуховые ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое и чужое имя; движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую; движения общие: переворачивается с живота на спину, передвигается переставляя руки или немного ползая; Подготовительные этапы развития активной речи: произносит отдельные слоги(начало лепета); навыки и умения в режимных процессах: ест с ложки, пьет из чашки небольшое количество жидкости.

7 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) движения руки и действия с предметами: игрушкой

7 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывет, бросает ее; движения общие: хорошо ползает; Подготовительные этапы понимания речи: на вопрос «где? » ищет и находит взглядом предмет, неоднократно показываемый и находящийся всегда в одном и том же месте; Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги; навыки и умения в режимных процессах: пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: смотрит на

8 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: смотрит на другого ребенка, смеется и лепечет; движения руки и действия с предметами: занимается игрушками, подражает действиям взрослого с игрушками; движения общие: садится, сидит, ложится, встает, придерживаясь за опору, переступает; Подготовительные этапы понимания речи: по слову взрослого выполняет разученные ранее действия, например «ладушки» ; Подготовительные этапы развития активной речи: громко, четко и повторно произносит различные слоги; навыки и умения в режимных процессах: ест корочку, сам ее держит.

9 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения

9 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения вод плясовую мелодию; эмоции и социальное поведение: догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает ему; движения руки и действия с предметами: различные действия с предметами; движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь руками; Подготовительные этапы понимания речи: находит несколько предметов, знает свое имя; Подготовительные этапы развития активной речи: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые есть в его лепете; навыки и умения в режимных процессах: формируется навык опрятности.

10 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: действует рядом

10 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной игрушкой ним; движения руки и действия с предметами: выполняет различные действия с игрушками по просьбе взрослого, устойчивый характер действий; движения общие: входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки; Подготовительные этапы понимания речи: по просьбе «дай» находит знакомые предметы, выполняет различные действия при игре с ним; Подготовительные этапы развития активной речи: подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых у него еще нет в лепете; навыки и умения в режимных процессах: закрепление приобретенного в 9 мес.

Читайте также:  Ориентация на развитие ребенка определяет основные психологической службы

11 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: радуется приходу

11 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) эмоции и социальное поведение: радуется приходу детей, относится к ним избирательно; движения руки и действия с предметами: овладевает новыми разученными действиями и выполняет их по слову взрослого; движения общие: стоит самостоятельно, делает первые шаги; Подготовительные этапы понимания речи: выполняет различные действия, не подсказанные предметами, появляются первые обобщения в понимаемой речи; Подготовительные этапы развития активной речи: произносит первые словаобозначения; навыки и умения в режимных процессах: закрепление умений

12 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: различает предметы

12 месяцев 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) зрительные ориентировочные реакции: различает предметы по форме, узнает на фотографии знакомые лица; эмоции и социальное поведение: протягивает другому ребенку и отдает игрушку, смеясь и лепеча, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; движения руки и действия с предметами: самостоятельно выполняет различные действия с игрушками, переносит действия, разученные с одним предметом, на другой; движения общие: ходи без опоры; Подготовительные этапы понимания речи: понимает названия нескольких предметов, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения( «найди» , «принеси» . . ); Подготовительные этапы развития активной речи: легко подражает новым слогам, произносит 5 -10 облегченных слов; навыки и умения в режимных процессах: самостоятельно пьет из чашки.

Качественно-количественная оценка психического развития детей при качественно-количественной оценке психического развития детей первого, творого и

Качественно-количественная оценка психического развития детей при качественно-количественной оценке психического развития детей первого, творого и третьего года жизни выделяется пять групп нервно-психического развития:

I группа 1) дети с опережением в развитии: на 2 эпикризисных срока – высокое

I группа 1) дети с опережением в развитии: на 2 эпикризисных срока – высокое развитие; на 1 эпикризисный срок – ускоренное развитие. 2) Дети с опережением в развитии: дисгармоничное развитие – часть показателей выше на 1 эпикризисный срок, часть выше на 2 эпикризисных срока. 3) Дети с нормальным развитием.

II група Дети с задержкой на 1 эпикризисный срок: 1) Дети с равномерной задержкой:

II група Дети с задержкой на 1 эпикризисный срок: 1) Дети с равномерной задержкой: I степень – задержка 1 -2 показателей; II степень – задержка 2 -3 показателей; III степень – задержка 6 -7 показателей. 2) Дети с атипичным негармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризисный срок.

III группа Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризисных срока: 1) Дети с

III группа Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризисных срока: 1) Дети с равномерной задержкой : I степень – задержка 1 -2 показателей; II степень – задержка 2 -3 показателей; III степень – задержка 5 -7 показателей. 2) Дети с атипичным дисгармоничным развитием: часть показателей ниже на 1 эпикризисный срок, часть ниже на 2 эпикризисных срока.

IV группа Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризисных срока: 1) Дети с

IV группа Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризисных срока: 1) Дети с равномерной задержкой: I степень – задержка 1 -2 показателей; II степень – задержка 2 -3 показателей; III степень – задержка 5 -7 показателей; 2) Дети с атипичным дисгармоничным развитием: часть показателей ниже на 1 эпикризисный срок, часть – на 2 эпикризисных срока, часть – на 3 эпикризисных срока.

V группа Дети с задержкой в развитии на 4 эпиризисных срока: 1) Дети с

V группа Дети с задержкой в развитии на 4 эпиризисных срока: 1) Дети с равномерной задержкой: I степень – задержка 1 -2 показателей; II степень – задержка 2 -3 показателей; III степень – задержка 5 -7 показателей; 2) Дети с атипичным дисгармоничным развитием: часть показателей ниже на 1 эпикризисный срок, часть – на 2 эпикризисных срока, часть – на 3 эпикризисных срока, часть – на 4 эпикризисных срока.

Ситуационная задача: Определим: 1)Уровень нервно-психического развития; 2) Группу развития. Костя, 1 г. 3 мес.

Ситуационная задача: Определим: 1)Уровень нервно-психического развития; 2) Группу развития. Костя, 1 г. 3 мес. 1. По просьбе взрослого находит игрушки, выполняет простые действия, ориентируется в комнате. 2. Пользуется облегченным лепетом, облегченными словами. 3. Различает 2 контрастные величины. 4. Воспроизводит в игре различные действия. 5. Ходит длительно не присаживаясь. 6. Самостоятельно ест густую кашу.

Результат: Сравнив показатели ребенка с показателями нормы, мы можем сказать, что Костя относится к

Результат: Сравнив показатели ребенка с показателями нормы, мы можем сказать, что Костя относится к 1 группе нервно-психического развития и является ребенком с нормальным развитием.

Скрининг диагностика психического развития ребенка 1 года жизни фрухт

Источник

Скрининг диагностика психического развития ребенка 1 года жизни фрухт

БИБЛИОТЕКА

МАНИПУЛЯЦИИ

ЗАБОЛЕВАНИЯ

БАЗОВЫЕ ВОПРОСЫ

КУРОРТОЛОГИЯ

ССЫЛКИ

О САЙТЕ

Категория: Манипуляции в педиатрии

Ребёнок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно подразделить на 3 категории: стойкие пожизненные автоматизмы; рефлексы, отражающие специфические усло­вия, в которых находится ребёнок на данном промежутке физического развития и которые впоследствии исчезают; реф­лексы, или автоматизмы, которые ещё только начинают проявляться и поэтому не всегда выявляются сразу после рождения.

Показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни (по К. Фрухту)

ВозрастЗрительная ориентация А.З.(Аз)слуховая ориентация А.С. (Ас)Эмоции (Э)Движение руки (Д.Р.)Движение общее (Д.О.)Понимаемая речь (Р.П.)Активная речь (Р.А.)Новые умения, навыки (Н)
1 месяцплавное прослеживание движения предметаприслушивается у звуку голосапервая улыбка в ответ на разговорлёжа на животе пытается поднять и удержать голову
2 месяцадлительное зрительное сосредоточение на предметеищущие повороты головы при длительном звукебыстрый ответ улыбкойлёжа на животе поднимает и непродолжительно удерживает головупроизносит отдельные звуки
3 месяцазрительное сосредоточение в вертикальном положениикомплекс оживления на общение с нимслучайно наталкивается руками (над грудью) на игрушкулежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке в подмышках крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах
4 месяцаузнаёт матьнаходит глазами невидимый источник звукагромко смеётся в ответ на обращение к немурассматривает и захватывает висящую игрушкугулитпридерживает руками грудь или бутылочку
5 месяцевотличает близких от чужихузнаёт голос матери и отца, различает строгую и ласковую интонациючётко берёт игрушку из рук взрослых и удерживает еёдолго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в подмышкахподолгу певуче гулитест с ложки
6 месяцевпо разному реагирует на своё и чужое времясвободно берёт игрушки из разных положенийпереворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки, и подползаетпроизносит отдельные слогиснимает с ложки губами
7 месяцевстучит, размахивает игрушкамиползаетна вопрос “где?” находит взглядом предметподолгу лепечетпьёт из чашки
8 месяцевдвижение руки с игрушкойсам садится, ложится, сидит, встаёт. опускается, переступаетна вопрос “где?” находит много предметов, выполняет различные действияпьёт из чашки
9 месяцевплясовые движенияпирамиды, кубики, то есть совершенствование движенийпереходит от предмета к предметузнает своё имяслогиспокойно относится к высаживанию на горшок
10 месяцеввходит на невысокую поверхность и сходит с неё
11 месяцевстоит самостоятельно, делает самостоятельные шагипервые “дай”, “на”, “ав”, “па”
12 месяцевузнаёт на фотографии знакомыхпереносит действия с одного предмета на другойходит самостоятельно без опорыпонимает без показа название предметов, “нельзя”, имена
Читайте также:  Мбдоу центр развития ребенка детский сад 188

Саенко И. А.

Источники:

  1. Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М Сестринское дело в педиатриии. Серия ‘Медицина для вас’. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  2. Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста – Москва: Медицина, 1981.

опущение стенок влагалища подробнее на www.Ya-zdorova.Ru

© Злыгостев А. С., подборка материалов, статьи, разработка ПО 2010-2019

Саенко Инна Александровна, автор статей

При копировании материалов проекта обязательно ставить активную ссылку на страницу источник:

https://m-sestra.ru/ ‘M-Sestra.ru: Сестринское дело’

Источник

Обследование детей первого года жизни

В процессе работы с детьми первого года жизни особое внимание следует уделять предупреждению отклонений в их развитии. С этой целью при обследовании детей с первых недель жизни используют следующие методы и приемы: наблюдения за малышами в период бодрствования, беседы с медицинским персоналом, изучение медицинской документации, психолого-педагогическое наблюдение детей в доречевой период, сравнительный анализ их психомоторного и речевого развития.

Такое обследование, носящее комплексный характер, позволяет выделить патологические особенности в доречевом развитии детей, в том числе у детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы (ППП ЦНС), выявить структуру нарушения и определить пути коррекции.

Подобная работа с детьми проводится начиная с раннего возраста, так как патологические особенности в их развитии проявляются с самого рождения и препятствуют дальнейшему правильному формированию речевой и психической деятельности.

В процессе обследования детей первого года жизни особое внимание уделяется следующим направлениям работы.

Изучение анамнестических данных. При анализе анамнестических данных учитывается: течение беременности, состояние ребенка при рождении, особенности крика, наличие и характер асфиксии (балл по шкале Апгар). Особое внимание обращается на врожденные безусловные оральные рефлексы, обеспечивающие возможность сосания и глотания. Учитывается время появления ориентировочных реакций на зрительные и звуковые раздражители, момент появления и характер улыбки.

Изучение двигательного развития ребенка. Совместно с невропатологом обследуются двигательные возможности ребенка: наличие патологических тонических рефлексов и распространение их на мышцы языка и глаз; умение удерживать голову, что необходимо для развития ориентировочно-познавательной деятельности; умение поворачиваться, сидеть, что также расширяет возможности познания окружающего мира, способствует развитию предметной деятельности и контактность.

Особое внимание уделяется развитию мускулатуры кисти, положению первого пальца, возможности зрительно-моторной координации, манипулятивной и предметной деятельности (что влияет на развитие речи). Совместно с врачом определяется общий мышечный тонус ребенка, характер гиперкинезов (патологические, внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц), судорог, а также выявляется способность ребенка опираться на ноги и ходить.

Изучение состояния речевого аппарата. Отмечается наличие патологии в строении артикуляционного аппарата. Совместно с врачом обследуется состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата, распределение напряжения при эмоциональной нагрузке, особенности движения губ и языка. Определяется состояние оральных рефлексов, оральных синкинезий (непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях), характер гиперкинезов. Наблюдая за ребенком в процессе кормления, отмечаются особенности приема пищи: сосания и глотания. Учитываются характер голоса, крика и дыхания.

Исследование голосовой и доречевой активности ребенка. При обследовании доречевош уровня развития логопед отмечает характер крика ребенка, его интонационно-выразительную окраску и коммуникативную функцию. Устанавливает наличие, характер и время появления интонируемого голоса, используемого ребенком как средство общения. Наблюдая за ребенком, необходимо отметить время появления гуления , особенности его развития от спонтанной вокализации до самоподражания и ответного гуления.

Приведем примеры методик выявления возможных голосовых реакций ребенка.

Методика выявления

Ситуация провоцирующая или естественная. Ребенок лежит на спине, спокоен.

1) Взрослый наклоняется над ребенком, соблюдая расстояние 25–30 см от его глаз. Сосредоточивает внимание ребенка на своем лице, ласково произносит слова и звуки в течение 2–3 минут.

2) Ведется только наблюдение, без использования средств воздействия.

3) Наблюдения чередуются с повторным произнесением гласных звуков в течение 8—10 минут.

При наличии у ребенка лепета необходимо определить этап его развития (I, II, III этапы по В. И. Бельтюкову – см. с. 65).

Методика выявления

Ситуация естественная. Ребенок бодрствует. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 минут.

1) Перекличка с ребенком.

2) Взрослый повторно произносит слоги, которые есть в лепете ребенка.

3) Ситуация провоцирующая. Взрослый, сидя перед ребенком, эмоционально обращается к нему и четко, с небольшими паузами произносит слоги, которые малыпт ранее произносил сам. Упражнение проводится в течение 30 секунд.

4) Взрослый четко, с небольшими паузами произносит слоги, которых нет в лепете ребенка.

При наличии у ребенка первых слов определяют время их появления и характер аморфных слов-предложений.

Методика выявления

Ситуация естественная или провоцирующая.

1) Взрослый предлагает ребенку игрушки, которыми он играл неоднократно, и наблюдает за его игрой.

2) Взрослый может предложить ребенку назвать игрушку: «Что (кто) это?»

3) Взрослый сидит перед ребенком и с разной интонацией произносит слоги (в разнообразном сочетании), которые малыш ранее не произносил.

4) Взрослый пытается заинтересовать ребенка игрушкой и спрашивает: «Что (кто) это?»

Читайте также:  Роль речи психическом развитии ребенка

Психолого-педагогическое обследование направлено на изучение состояния ориентировочных реакций у детей в первые недели жизни и ориентировочно-познавательной деятельности у детей первых месяцев жизни. В ходе обследования изучаются сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание к речи взрослого и уровень развития начального понимания речи.

Приведем пример методики выявления зрительных ориентировочных реакций.

Методика выявления

Ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине.

1) Взрослый удерживает игрушку (погремушку с шаром диаметром 5—10 см) на расстоянии 40–50 см от лица ребенка и перемещает ее то вправо, то влево на 20–30 см (2–3 раза).

2) Взрослый, привлекая внимание ребенка, раскачивает игрушку, разговаривает с ним, то наклоняясь к малышу, то отдаляясь от него. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40–50 см от глаз ребенка.

3) Взрослый вызывает сосредоточение ребенка на предмете (яркой игрушке), передвигая его в сторону на 20 см, а затем останавливает предмет на высоте 50–70 см от глаз малыша.

4) С ребенком по очереди разговаривают знакомые и незнакомые взрослые. Упражнение проводится в течение 1,5–2 минут.

Существует множество диагностических методик, предназначенных для изучения детей раннего возраста, например, методики H. М. Аксариной, K.Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, Л. Т. Журбы, О. В. Тимониной, E. М. Мастюковой, Е.А. Стребелевой.

В качестве базовых методик диагностики психомоторного развития детей младенческого возраста, страдающих ППП ЦНС, можно рекомендовать методики Г. В. Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт (1983), О. В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М. Гриффитс (2000), М.Л. Дунайкина (2001). Для оценки характера, степени нарушений, прогноза развития, определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л. Т. Журбы, E. Н. Мастюковой и Е. Д. Айнгорн (1981).

В качестве примера приведем тест психомоторного развития Гриффитс (перевод Е. С. Кешишян, 2000), которая используется для скрининг-обследования детей (см. таблицу 2).

Таблица 2

Тест психомоторного развития Гриффитс

Оценка психомоторного развития ребенка производится в баллах, которые затем сравниваются с баллами, определенными нормативами (см. таблицу 3).

Таблица 3

Сводная таблица баллов

Приведем пример количественного анализа результатов обследования ребенка в возрасте одного года.

По результатам скринингового обследования ребенок в возрасте одного года набрал: моторика – 17 баллов; социальная адаптация – 16 баллов; слух и речь – 13 баллов; глаза и руки – 19 баллов; способность к игре – 20 баллов. Общая сумма – 85 баллов из 150–155 возможных (см. таблицу 3). Таким образом, годовалый ребенок по развитию моторики соответствует семимесячному ребенку; по уровню социальной адаптации – шестимесячному ребенку; по развитию слуха и речи – пятимесячному ребенку; глаз и рук – семимесячному ребенку; способности к игре – восьмимесячному ребенку.

В результате график уровня психомоторного развития ребенка в возрасте одного года будет выглядеть следующим образом.

Параметры обследования: 1. Моторика. 2. Социальная адаптация. 3. Слух и речь. 4. Глаза и руки. 5. Способность к игре.

Анализируя результаты, полученные в ходе обследования ребенка в возрасте одного года, и сравнив их с условной нормой, можно отметить отставание в психомоторном развитии по всем функциям на 6 месяцев. Фактически ребенок в один год соответствует полугодовалому ребенку. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к его более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане.

В ходе такого обследования можно выявить детей «группы риска» и спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию тех или иных функций, а также включить психолого-педагогическое сопровождение. Если отставание нарастает с возрастом, например, в 8 месяцев ребенок набирает вместо 100 баллов только 60 баллов, что соответствует уровню развития шестимесячного ребенка, то необходимо более глубокое обследование и, возможно, коррекционно-развивающие мероприятия. Необходимо также изучить условия воспитания младенца, его соматическое состояние и т. д.

Для более глубокого обследования детей следует использовать методики О. В. Баженовой (1986), М. Л. Дунайкина (2001) и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

БРАК С РАЗВЕДЕННОЙ ЖЕНЩИНОЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ ОТ ПЕРВОГО СУПРУЖЕСТВА
В большинстве случаев разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте обычно невелика. Оба были не удовлетворены в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь

Этапы развития детей и их интеллектуальных возможностей. Описание возрастных кризисов 1 года, 3 лет и 6–7 лет. Как пережить детские возрастные кризисы. Как развивать таланты и способности детей
Мы часто оставляли ребенка у нашей бабушки. Она раньше работала в

Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии[15]

I. Введение. Современное состояние психологии младенчества
Та часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни, – психология младенчества, – находится в

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни
Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими поражения центральной нервной системы, необходимо глубокое знание

Содержание работы с детьми первого года жизни
При составлении программы работы с детьми первого года жизни было выделено 5 этапов (комплексов) с учетом возрастных закономерностей нормального психомоторного

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
Обследование детей с ППП ЦНС показало, что задержка в их развитии начинается с первых недель жизни. Чаще всего у детей отмечаются

Оценка качества привязанности младенцев и детей второго и третьего года жизни
Особенности развития привязанности анализируются с помощью разработанной Эйнсворт методики «Незнакомая ситуация» (Ainsworth & Wittig, 1969). Ее можно проводить начиная примерно с 12-го месяца и ее

Кризис первого года и капризы
Где-то в районе первого дня рождения – плюс-минус пара месяцев – случается первый кризис. Это время не всегда приятного открытия: вот я, вот мама (папа, бабушка, дедушка, тетя). Я – ребенок, она – взрослый. Мы разные. Причем разные не совсем

глава VII
второе убийство. первая и вторая посмертные жизни первого трупа
Наместник Империи Пилат — как о нём, сочиняя, рассказывала жена, сын короля-звездочёта Ата и красавицы Пилы,