Сказкотерапия как метод развития ребенка

Сказкотерапия как метод развития ребенка thumbnail

Сказка – замечательный жанр, который активно используют в работе с дошкольниками и родители, и воспитатели. Востребована и популярна сказкотерапия для детей, позволяющая в легкой ненавязчивой форме решить серьезные проблемы психики малышей. Ведь этот небольшой по объему текст учит правильно относиться к злу и добру, на примере персонажей выяснять, к чему ведут те или иные поступки. Кроме того, сказки интересны детям и понятны им.

Определение

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.

Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

Задачи можно выделить следующие:

  • формирование эмоционального опыта;
  • преодоление внутренних противоречий;
  • получение образца поведения в различных ситуациях.

Нередко сказка становится средством развития личности, воображения, памяти

Лучший возраст

Специалисты советуют начать использовать сказки с 2 лет, поскольку младшие дети еще не в состоянии провести простейший анализ и разобраться в причинно-следственных связях, то есть работа будет неэффективной. А с 2 лет вполне можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения.

В 3 года использовать сказкотерапию можно уже более активно, в том числе и в сочетании с другими методами арт-терапии.

Направления

Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:

  • Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них.
  • Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
  • Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.
  • Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
  • Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
  • Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ.

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она помогает решить широкий комплекс проблем как у детей, так и у взрослых.

Функции

Принято выделять такие функции сказкотерапии:

  • Возможность быстро наладить контакт терапевта и клиента, вне зависимости от возраста последнего.
  • Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать.
  • Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив.
  • Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий.
  • Этот текст дает возможность терапевту получить всю информацию, даже если клиент (чаще взрослый) пытается что-то скрыть.

Сказки – отличный способ победы над фобиями, помогут они и привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности. И, что самое удобное, использовать такой метод могут родители, даже не имея профессионального образования.

Виды сказок

Познакомимся с классификацией сказок, предложенной Зинкевич-Евстигнеевой. Информация представлена в форме таблицы.

Форма сказки Краткая характеристика
ХудожественнаяЭто традиционные в нашем понимании фольклорные и авторские сказки, в сюжете которых могут присутствовать элементы других форм.
ДидактическаяСозданы педагогами для упрощенной подачи учебного материала. Чаще всего используется в работе с дошкольниками и младшими школьниками, подросткам же предлагают сочинения таких текстов.
МедитативнаяПомогают расслабиться, снять психоэмоциональное напряжение посредством накопления положительного опыта. Часто чтение сопровождается прослушиванием успокаивающей музыки или звуков природы.
ПсихотерапевтическаяПомогают разобраться в событиях окружающего мира, часто они очень проникновенны, направлены на личностный рост, позволяют увидеть положительные стороны и качества.
ПсихокоррекционнаяВ ненавязчивой форме влияют на поведение, чаще всего применяются по отношению к подросткам 11-13 лет и взрослым, помогают решить проблемы агрессивного и неэффективного поведения. Такую сказку не обязательно обсуждать или обыгрывать, зачастую достаточно дать ее прочесть и обдумать самостоятельно.

Используемые в рамках такой терапии жанры отличаются многообразием, это не всегда сказки. Вот основные из них:

  • былины, мифы, легенды, саги – эти 4 жанра лучше всего подходят для работы с подростками;
  • басни (мораль сформулирована достаточно четко, можно использовать тексты не только Крылова, но и Эзопа, Лафонтена);
  • притчи (часто содержат важные жизненные уроки, посвящены какой-то конкретной проблеме и могут использоваться для ее проработки).

Иногда допустимо применение и современных жанров, например детективов, фантастики – главное, чтобы жанр соответствовал вкусу ребенка.

Различные методики сказкотерапии

Работу со сказками можно совмещать с другими формами и методами арт-терапии, что поможет не только скорректировать поведение малыша, но и вызвать у него живой интерес, улучшить настроение.

Итак, прежде всего, гармонично сочетается со сказкой песочная терапия. Песок может стать своеобразной средой для воссоздания волшебного мира. Играя с песком, ребенок создает собственную реальность, в которой ему уютно и хорошо, в процессе игры благодаря так называемой «сказочной интуиции» малышу удается найти выход из сложной ситуации.

К числу методов сказкотерапии относится и рисование сказки. При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста. Еще одна форма работы – самостоятельное написание (сочинение) сказки, при этом ребенок может полностью придумать текст, предложить альтернативный вариант развития событий в уже готовой сказке, додумать, что происходило после заключения – например, как сложились судьбы героев «Теремка» или чем стали заниматься старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке», вновь оказавшись «у разбитого корыта». Подобное будет интересно дошкольникам в 5-6 лет и детям старшего возраста.

Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. При этом следует избегать нудного заучивания роли и четкого следования тексту – в подобных занятиях импровизация гораздо важнее. Именно такая форма работы поможет осознать собственные недостатки на примере изображаемого персонажа, узнать, как можно их победить, и сделать это.

Читайте также:  Роль общения ребенка со сверстниками на разных этапах развития

Полезна и постановка кукольных спектаклей, позволяющая развить речь, воображение малыша, его коммуникативные навыки и мелкую моторику. Добиваясь «оживления» куклы ребенок со стороны наблюдает за теми или иными формами поведения, смотрит, к чему они приводят, делает свои выводы. Также в процессе куклотерапии он получает возможность проявлять те чувства и эмоции, которые недоступны ему в реальной жизни или подавляются. Детям постарше (6 или 7 лет) можно предложить самостоятельное изготовление кукол – процесс, помогающий расслабиться.

Еще одна методика – «мастер сказок», предложенный Зинкевич-Евстигнеевой. Согласно автору, существует 10 основных архетипов (например, дорога, государство, распутье), используя которые, можно создать 50 сказочных сюжетов, что и предлагается сделать ребенку. «Мастер сказок» представляет собой колоду из 50 карт, каждая из которых наделена собственным значением. Используя их, можно создавать собственные устные произведения.

Эти методы несложно использовать и в домашней работе, в этом случае зрителями «театральных» постановок или кукольного театра становятся мамы и папы, другие родственники.

Советы для родителей

При правильном подходе при помощи сказок можно решить такие проблемы:

  • лень;
  • неаккуратность;
  • обман;
  • агрессия;
  • нежелание ходить в садик.

В случае серьезных фобий или появления нового члена семьи лучше воспользоваться помощью профессионала.

Рассмотрим, как дома мама может использовать элементы терапии сказками для ребенка-дошкольника. Зачастую малышу мало просто послушать текст сказки. Важно, чтобы родители обсудили его с ним, помогли разобраться в тех уроках, которые дают сюжет и герои.

Размышляя с сыном или дочерью над каждой прочитанной сказкой, можно сформировать у них так называемый «банк жизненных ситуаций» – то есть того, как можно и нельзя поступать в различных случаях. Чем чаще подобные обсуждения будут происходить, тем быстрее ребенок получит необходимый жизненный опыт. Тем самым родители подготовят его к самостоятельной дальнейшей жизни, помогут сформировать систему ценностей.

Если ребенок просит маму рассказать одну и ту же сказку несколько раз, просьбу следует выполнить, поскольку она говорит о важности данного сюжета для крохи.

Какие сказки выбирать?

Рассмотрим примеры сказок и требования к ним. Для дошкольников и детей 7 лет подойдут такие варианты:

  • бытовые («Курочка ряба», «Колобок», «Каша из топора»);
  • волшебные («Морозко», «Кот в сапогах»);
  • героические («Добрыня и Змей», «Илья Муромец»);
  • поучительные («Лиса и журавль», «Золотая рыбка»).

Это могут быть как устные народные, так и авторские произведения. Главное, чтобы они отвечали следующим требованиям:

  • Герои были понятны и интересны детям. Отличный вариант, если действующим лицом является ровесник. Следует учитывать и возрастную специфику: для 2-3 лет предпочтительны герои-животные, в 4 года следует вводить элемент волшебства, в 5 лет волшебные сказки уже становятся основными.
  • Персонажи должны четко подразделяться на положительных и отрицательных. В силу возраста детям пока трудно судить о том, что честный и добрый человек в определенных обстоятельствах не всегда поступает хорошо. Поэтому в отобранном материале все должно быть доступно и однозначно.
  • Сам текст следует выбирать интересный ребенку, близкий ему по тематике и увлечениям.
  • Тематика должна быть актуальной. Занятие проводится с определенной целью, для решения какой-то проблемы ребенка (агрессивность, застенчивость, фобии), материал надо подобрать таким образом, чтобы освещать эти аспекты.
  • Наличие развязки. Проблема обязательно должна быть решена, поскольку только так ребенок получит конкретный алгоритм действий.

При наличии фантазии мама может написать сказку самостоятельно, но можно использовать уже готовые произведения психологов.

Структура занятия

При проведении занятия по сказкотерапии должны присутствовать следующие элементы:

  1. Ритуал погружения, помогающий создать необходимое настроение. Это может быть прослушивание веселой мелодии, любимой ребенком.
  2. Знакомство с текстом. Желательно, чтобы мама рассказала сказку, если такой возможности нет – допустимо выразительное чтение или прослушивание аудиозаписи с профессиональными дикторами.
  3. Обсуждение. Беседа об услышанном, позволяющая понять урок текста, оценить поступки персонажей, выявить причинно-следственную связь «поступок-последствие».
  4. Арт-терапевтический элемент. Рисование героев, создание сказочного мира в песочнице. Лучше всего использовать любимый ребенком вид деятельности.
  5. Ритуал выхода. Закрыть глаза, сосчитать вслух до трех и покинуть сказочный мир, оказаться в реальном.
  6. Подведение итогов. Краткое резюме того, что удалось узнать на занятии. На этом этапе очень важно избегать использования нравоучений со стороны взрослого, навязывание «правильной позиции».

Структура не является обязательной, при желании можно видоизменять ее. Подобные занятия можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Решение конкретных проблем

Рассмотрим, как мама может посредством сказкотерапии решить ряд важнейших проблем в воспитании и развитии ребенка.

Проблема Сказка, направленная на ее решение
Капризы в еде, отказ от полезных продуктовСказка от лица овощей, которые рассказывают о собственной пользе. Можно включить сюда и монолог конфеты, которая предстанет отрицательным персонажем и расскажет о вреде, который она приносит.
Неаккуратность, ребенок не видит смысла в порядке и не желает содержать свои вещи в чистотеСказка о стране нерях, жители которой не следят за чистотой и порядком. Это приводит к проблемам и сложностям (они не могут найти нужную вещь в решающий момент, необходимый волшебный предмет оказывается сломанным или грязным).
Ребенок агрессивен, часто без повода бьет младших детейСказка о медвежонке, который хотел показать всем, что он большой и сильный, обижал других зверят. В итоге никто не стал с ним дружить. Однажды он пришел на помощь зайчонку и понял, что свою силу нужно использовать во благо, помогая слабым.
Малыш неуверен в себе, робок, считается физически слабымПоможет сказка «Дуб и травинка»: на полянке росли могучий дуб и тоненькая травинка, которую даже самый небольшой порыв ветра прижимал к земле. Дуб все время смеялся над слабой былинкой, но она росла, не обращая внимания на насмешки. Однажды прошел ураган, настолько мощный, что вырвал дуб с корнем, а травинка, хотя и пригнулась к земле, не пострадала.

Второй вариант работы со сказками – это тексты, посвященные конкретному ребенку. Как правило, детям очень интересно слушать о самих себе. В таких сказках кроха наделяется определенными чертами характера, которые родитель желает ему привить. Например, если малыш категорически отказывается ложиться спать в темноте, в сюжетной канве сказки он должен предстать отважным героем, который не боится ночи.

Сказкотерапия является мягким методом психотерапии, позволяющим решить серьезные проблемы в щадящей форме. Она доступна для применения в домашних условиях. Основная сложность – верный выбор материала. К этому вопросу следует подойти ответственно, при желании сказку можно сочинить самостоятельно. Для детей этот метод подходит идеально, поскольку работа ведется на доступном для дошкольного возраста материале, что, тем не менее, не уменьшает эффективности.

Читайте также:  У ребенка задержка психоречевого развития 5 лет отзывы

Источник

«Сказкотерапия,

каксредстворазвитиядетейдошкольноговозраста».

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

« Сказка развивает внутренние силы ребенка,

благодаря которым человек не может не делать добра,

то есть учит сопереживать.»

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление идеально подходит и детям, и взрослым; людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования.

Сказкотерапия имеет значительные преимущества перед другими методами психологии:

Сказкотерапия позволяет психологу установить идеальный контакт с ребёнком, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор. Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление ребёнка и даже поработать с проблемой, которую он по той или иной причине пока не готов озвучить открыто. Сказкотерапия позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает ребёнок в реальной жизни, расширить фокус внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем. Сказкотерапия даёт ребёнку возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность, ведь в сказках всё наполнено гармонией, которая передаётся малышу. Сказкотерапия способствует пробуждению творческих сил в самом психологе. Сказкотерапия даёт специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии (психодрамы, гештальт-психологии, арт-терапии).

Сказка обычно выполняет три функции:

1.Диагностическую

2.Развивающую (профилактическую)

3.Психотерапевтическую (коррекционную)

Как инструмент диагностики сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка.

Можно узнать, какая сказка больше всего нравится малышу, а, следовательно, какую модель поведения он будет реализовывать в жизни: Буратино или Джека-Воробья, Золушки или хитрой лисички. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. “Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты” – так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

В диагностических целях ребёнку можно предъявить такую инструкцию: «Сочини сказку о мальчике пяти лет» или «Сочини любую сказку»; затем провести анализ сказки.

Существуют и специальные методики, использующие сказку для диагностики различных проблем детей: CAT, проективная методика Луизы Дюсс, др. Для выявления страхов перед различными стихиями можно применять сказку об Иванушке, предложенную Виталией Лаврентьевой

Как инструмент познавательного и социального развития сказка позволяет в ненавязчивой форме передать ребёнку опыт поколений, моральные нормы и правила поведения в обществе, а также позволяет развить фантазию, творческое воображение, мышление, речь, внимание и память малыша, обогатить его представления об окружающем мире.

Как инструмент коррекции и терапии, сказка позволяет расширить поле сознания и поведения ребёнка, найти нестандартные, оптимальные выходы из различных ситуаций и, в конечном итоге, вернуть ребёнку гармоничное самоощущение.

Воздействие на ребёнка осуществляется с помощью следующих видов сказок (по -Евстигнеевой):

1.художественных

2. дидактических

3.психокоррекционных

4.психотерапевтических

5.медитативных

Художественные сказки – всё литературное наследие наших предков: сказки, мифы, легенды и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими (, , Ш. Перро, др.). Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной форме дидактический материал, учебные задания и инструкции. Одним из первых создателей дидактических произведений был . Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника.

Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые психологами,  педагогами и родителями. Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка

Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Существуют сказки, воспитывающие женскую мудрость («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка», «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие, и качества настоящего героя-мужчины и главы семьи («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина)

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

Сказкотерапевтические технологии (формы работы со сказкой):

Медитации

Первая задача, которую решает психолог на коррекционных занятиях, Ї это снятие психоэмоционального напряжения у детей, накопление положительных эмоций, установление доверительных отношений и настрой на дальнейшую работу. Для этого с детьми проводятся медитации. Они могут быть статическими или динамическими, и в их основе лежат сказки-путешествия, не содержащие конфликтов.

Психодинамическая медитация связана с перевоплощениями (в сказочных героев, в животных, в камень, в растения, пр.) или с погружением в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а также с движениями в танце.

В случае статической медитации участники, находясь в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии, слушают медитативную сказку. Медитативная сказка рассказывается чаще всего под музыку и способствует ещё большему расслаблению, погружению в собственное бессознательное и достижению эмоционального равновесия.

Сказочные задачи, сказочные головоломки.

Сказочные задачи встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Справляясь с трудностями, наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, это зашифрованные в сказке алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам преодоления трудностей.

Сказочные головоломки можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете «упаковать» в сказочный контекст, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие.

Сочинение и рассказывание сказок

В технологии сочинения сказок мы рекомендуем использовать некоторые приемы.

«Фантастический бином»

Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка», плюс шестое слово, постороннее, например, «вертолет».

Учителя или другие авторы эксперимента исследуют с помощью такой игры-упражнения способность детей реагировать на новый, и по отношению к определенному ряду фактов неожиданный, элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст.

Читайте также:  Как заполнить индивидуальную карту развития ребенка в доу образец

Сказки «наизнанку»

Один из вариантов игры в «перевирание» сказок состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» сказочной темы.

Красная Шапочка злая, а волк добрый… Мальчик с пальчик сговорился с братьями убежать из дому,  бросить бедных родителей,  но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все согласно первоначальному варианту, но — как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева… Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха… Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов.

Карты Проппа

Согласно системе Проппа, сказка состоит из функций — их тридцать одна.  Если учесть, что внутри они еще варьируются и видоизменяются, то материала вполне достаточно для того, чтобы составить сказки с опорой на эти функции, оформленные в виде карт.

Функции:

1.отлучка кого-либо из членов семьи;

2. запрет, обращенный к герою;

3.нарушение запрета;

4.выведывание; выдача;

5.подвох;

6.невольное пособничество;

7.вредительство (или недостача);

8.посредничество;

9.начинающееся противодействие;

10.герой покидает дом;

11.даритель испытывает героя;

12.герой реагирует на действия будущего дарителя;

13.получение волшебного средства;

14.герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков;

15.герой и антагонист вступают в борьбу;

16.героя метят;

17антагонист побежден;

18.беда или недостача ликвидируется;

19. возвращение героя;

20 герой подвергается преследованиям;

21.герой спасается от преследования;        

22.герой неузнанным прибывает домой или в другую страну;

23. ложный  герой  предъявляет  необоснованные притязания;

24. герою предлагается трудная задача;

25. задача решается;

26.героя узнают;

27. ложный герой или антагонист изобличается;

28. герою дается новый облик;

29. враг наказывается;

30.герой вступает в брак.

С помощью этих «карт» ребятам ничего не стоит сочинить сказку, потому что каждое слово ряда (обозначающее функцию или сказочную тему) насыщено сказочным материалом и легко поддается варьированию. Ребята любят также тасовать карты и придумывать свои правила; например, строить рассказ на вытащенных наугад трех картах, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее.

Колоду «пропповских карт» может сделать каждый: достаточно написать на картах названия функций или сказочных тем; без иллюстрации можно и обойтись.

Групповое придумывание сказки

Сказка из 10 слов

Необходимо придумать 10 слов: существительных нарицательных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у ребенка (взрослого) смысловых ассоциаций и были из разных областей жизни.

Затем нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовывать слова: делать из них имена собственные, другие части речи, читать наоборот и пр.

Сочинение сказки по кругу.

Дети, сидя в кругу, поочередно достают из мешочка картинки со сказочными персонажами или волшебными животными. Первый ребенок, взявший картинку, придумывает начало сказки, затем подключается второй ребенок со своим героем, он сочиняет еще пару предложений и так продолжается до тех пор, пока все дети в кругу не придумают по несколько предложений. В итоге получается новая, интересная сказка.

Рассказывание сказок

Среди психологов, работающих с детьми, бытует мнение, что лучше использовать аудиокассеты, на которых записаны коррекционные сказки. Обычно это объясняется легкостью использования такого сказочного материала для работы и тем, что «актер профессионально рассказывает». Это действительно так, но нельзя забывать о «личностном» факторе в такой работе. Слушая кассету, ребенок активизирует свой аудиальный канал восприятия. Остальные же не задействованы. Когда сказку рассказывает человек, другой человек видит его эмоциональные реакции, мимику. Подключается визуальный канал восприятия. Если в момент рассказывания сказки мама или психолог держит ребенка за руку, то подключается и сенсорный канал восприятия.

Рассказываются сказки несколькими способами: от имени рассказчика; от имени сказочного героя (здесь есть возможность рассказать одну и ту же сказку от имени всех героев) и др.

После рассказанной сказки можно побеседовать с ребенком о смыслах, заложенных в ней; о том, что происходило с главным героем; каким образом он решал сложные ситуации.

   Сочинение сценария спектакля и его постановка

Когда мы работаем с проблемой ребенка, мы ищем пути ее разрешения. При использовании метода сказкотерапии мы можем зашифровать проблему в сказочный контекст. Это может сделать и сам ребенок, если вы попросите его придумать сказочную историю. Если для ребенка, с которым вы работаете, это сложная задача, ее решите вы, сочинив для него коррекционную сказку и предложив ее проиграть в виде спектакля. Психолог  исполняет роль рассказчика или ведущего спектакль, а ребенок играет все роли по очереди.

При групповой работе чаще всего разыгрывается сказка, сочиненная группой под какую-то проблему или поставленную ей задачу. Роли распределяются внутри группы. Возможно многократное проигрывание одного сценария, при смене ролей в группе.

«Сказочные» игры

Можно бесконечно говорить о пользе игры в психологической практике. Существует огромное количество игр, направленных на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие познавательных процессов (дидактические игры), развитие коммуникативной сферы (коммуникативные игры, деловые игры и многие другие). Задача психолога, использующего сказкотерапию, «упаковать» их в сказочный контекст. Это легко сделать с любой игрой. Например, всем известной «Хвост дракона». Если вы работаете с группой агрессивных детей, то она может быть включена в одно из занятий и обыграна, как встреча со сказочным драконом, который только и делает, что пытается поймать свой хвост, а тот норовит убежать. Вообще, вокруг этого дракона можно построить все занятие.

Обычно игры подбираются к уже продуманному сказочному контексту занятия, исходя из того, какие психологические задачи вы хотите на нем решить.

Попадая в сказку дети легко воспринимают «сказочные законы» нормы и правила поведения.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе.

Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

Источник