Сказки в жизни ребенка и развитие речи

Сказки в жизни ребенка и развитие речи thumbnail

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья

По теме: «Роль сказки в развитии речи дошкольников».

Подготовила: Железнякова О.А.

Санкт-Петербург, Колпино

2018 г.

Речевое развитие детей дошкольного возраста является оной из наиболее актуальных и сложнорешаемых проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами…, и все дальше на последний план уходит книга. Нам, педагогам, приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь приходит сказка…

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала – колыбельными, затем – пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: “Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории “из жизни”? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Нужно помнить, что каждому возрасту своя сказка. Но также одну сказку можно перечитывать разным возрастам и каждый раз находить новые ценности.

Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, – как бы между прочим,-важные для формирования речи функции:

  • расширяет словарный запас ребенка
  • передает готовые художественные обороты и метафоры
  • показывает пример составления различных предложений
  • естественным образом знакомит с грамматическими основами.

Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.

Формы работы со сказкой могут быть различны:

  • пересказ
  • сочинение сказочных историй
  • придумывание своего окончания
  • добавление нового героя
  • Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном
  • Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
  • Сравнение: кто на кого похож, сравнение иллюстраций разных авторов
  • Словесное рисование иллюстраций…. И т. д…

В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.

4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».

Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.

Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.

Сказка может служить привычным шаблоном и для различных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.

Например, для детей младшего возраста интересно формировать сказочную карету, которая отправится в путь, если только дети выполнят определённые задания. Каждому посетителю кареты даётся индивидуальное задание для объяснения и рассуждения.

  • Кто расскажет, в какие необыкновенные места мы направляемся
  • Какие волшебные слова нужно произнести, чтобы карета отправилась в путь
  • Кто назовет, какие подарки можно привезти своим друзьям из сказочной страны

В старшем возрасте сказка поможет восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.

Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.

С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам придется вспомнить главный язык детства – мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Источник

МДОУ Детский сад «Золушка» п. Янгель

Консультация  для родителей.

Тема:   «Роль сказки в развитии речи детей».

                                                                      Курская Наталья Валерьевна

                                                                        воспитатель первой категории

                                                                     МДОУ  Детский сад «Золушка»  

п. Янгель, 2017 г.

«Сказка – великая духовная культура

народа,  которую  мы собираем по

крохам, и через сказку раскрывается

перед нами  тысячелетняя

история народа». 
Алексей Николаевич Толстой

    Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников . 

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку – способствует активизации разных сторон речи детей:

  • Словаря;
  • Грамматического строя;
  • Диалогической и монологической речи;
  • Совершенствованию звуковой стороны речи.

  Организовать работу по развитию словесного творчества детей, обучать составлению репродуктивно – творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Создать благоприятную психологическую атмосферу. Обеспечению рациональных условий пространства и времени, а так же по использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учётом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.

Задачи:

  • Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.
  • Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.
  • Развивающая: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенному воспитателем. Развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки.

Начиная с 4 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5  лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. 

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. 

Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя “исцеляющую” роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Источник

Людмила Колесникова
Роль сказки в развитии речи дошкольников

В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса, как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Сказка – это незаменимый инструмент в формировании нравственно здоровой личности, а также в формировании речевого развития ребёнка.

Сказка входит в жизнь малыша с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и т. д., ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.

Слушая сказку, ребёнок узнаёт много новых слов для себя. В сказке эти слова так интересно преподносятся, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают. Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные новые слова и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Даже 3 – летний малыш способен повторять «В тридевятом царстве…», «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Сказка выполняет, пассивно, важные для формирования речи функции:

• расширяет словарный запас ребенка

• преподносит готовые художественные обороты и метафоры

• показывает пример составления различных предложений

• естественным образом знакомит с грамматическими основами.

Дошкольник может включаться в сюжет неосознанно, а может и сознательно называть себя сказочным персонажем. Но в любом случае образы помогают ребенку запоминать целые отрывки увлекательного текста, потом их пересказывать, а также использовать для придумывания своих историй. Пересказывая сюжет, ребенок постепенно постигает правило причинно-следственной связи и учится выстраивать логически последовательные сообщения. В собственном пересказе дети среднего дошкольного возраста передают содержание сказки полностью, упуская лишь эпизоды, которые не считают важными. Ключевые повороты сюжета помогают ребенку логично выстраивать рассказ, но их может оказаться недостаточно.

Для связного изложения уместно задавать дошкольнику наводящие вопросы:

• Пятилетние дети исправляют неточности, если взрослые рассказывают уже знакомую сказку своими словами. Услышав новую речевую подачу, дети теряют логическую связь между событиями. Поэтому они требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста.

Пересказать прослушанную сказку умеют даже 4-летние малыши. При этом они могут не повторить значительную часть событий, но обязательно озвучат самые запомнившиеся словосочетания. Главные моменты также включают в свой пересказ, соблюдая логику событий.

• Творческое воображение помогает детям соединять фрагменты разных сюжетов. В одной сказке впечатлил характер героя, в другой – волшебство, из третьей запомнилось сказочное стихотворное заклинание. И вот уже детская фантазия создаёт новый продукт. Дети пытаются мотивировать поступки своих персонажей, придумывают пояснения их действиям.

• Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как художественное произведение.

• Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий.

Все это играет очень важную роль в формировании связной речи дошкольника.

• Куда направился главный герой?

• Кто первым встретился на пути?

• Какие волшебные предметы были у героя?

• Что помогло победить?

• О чем должен помнить герой?

В процессе сочинения сказочных историй в младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку,ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка …». Далее Мишка может строить дом, в строительстве которого ему обязательно ему помогут друзья – зайка, лисичка и т. д. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, волшебные образы, выразительный язык, динамичный ход событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Сказочные истории знакомят детей с самого раннего детства с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Сказка – это незаменимый инструмент в формировании нравственно здоровой личности, а также в формировании речевого развития ребёнка.

Дети любят сказки. Читайте их своим малышам!

Источник

Ответственных родителей всегда интересует вопрос гармоничного развития ребенка. Им хочется, чтобы малыш не отставал от сверстников или даже опережал их. Один из важнейших показателей успешности развития ребенка  — это речь. Она должна быть правильная, богатая, эмоционально окрашенная.

Развить эти характеристики речи можно через чтение сказок. В статье приводятся советы, как преподнести текст произведения, обсудить его с малышом и пересказать. Вы найдете информацию о том, как играть с ребенком в сказку, разыгрывать сценки и выполнять творческие задания по прочитанному. Вам будут представлены перечни сборников, подходящие детям в определенном возрасте.

Содержание:

  • Какую пользу ребенку приносит хорошая сказка
    • Как читать сказки детям в 1-3 года
    • Как обсуждать сказку с ребенком 3-5 лет
    • Как пересказывать сказку детям 5-7 лет
  • Как инсценировать сказку
    • Пальчиковый театр
    • Кукольный театр
    • Драматический театр
  • Как играть с ребенком в сказку
  • Творчество по сюжету сказки
  • Лучшие сборники сказок
    • Детям 1-2 лет
    • Детям 3-4 лет
    • Детям 5-7 лет
  • Заключение

Какую пользу ребенку приносит хорошая сказка

Чтение сказок подходит детям в любом возрасте. Они получают мощный стимул к развитию в увлекательной форме.Во время слушания у детей активизируется память, внимание, воображение, обогащается словарный запас.

Игры по прочитанному сюжету зарождают творческие способности, улучшают мышление, учат фантазировать. Инсценировки, обсуждения сказки, творчество — мощные средства для развития речи. У детей улучшается произношение. Они учатся говорить связно и выразительно.

Как читать сказки детям в 1-3 года

Крайне важно не навредить, не наскучить и не привить неприязнь к занятиям с раннего возраста. При чтении сказки следует обратить внимание на несложные, но важные правила:

  1. Проводить занятия надо, учитывая особенности возраста ребенка. Тогда малыш будет легко и с удовольствием получать новые знания

Главное, на что должны опираться родители — это интерес. Детские психологи утверждают, что ребенок развивается, занимаясь общим интересным делом со взрослым.

Ничто не должно отвлекать читателя и маленького слушателя от чтения.

  1. Необходимо посадить малыша так, чтобы он видел  жесты и мимику взрослого. На интересных моментах нужно делать паузы, активно жестикулировать, играть. Так ребенок не заскучает и будет слушать с удовольствием.
  2. Если карапуз еще не в состоянии прослушать сказку целиком — надо сокращать повествование. Можно рассказывать или читать только основные  моменты. Когда усидчивость и внимание малыша улучшатся — увеличить продолжительность чтения.
  3. Рассказывать сказку своими словами, а не читать по книге — это значит дать ребенку  яркий пример связной и выразительной речи. Заинтересовать малыша помогут яркие картинки и игрушки. Пусть игрушки будут актерами и устроят ребенку представление. Такой прием научит соотносить новые, абстрактные понятия с уже известными ему вещами и персонажами. Малышу это доставит удовольствие и удержит его внимание.
  4. Стоит читать всей семьей. Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра или брат по-своему преподнесут сюжет. У каждого из них индивидуальная интонация, мимика, эмоциональность, особый вариант развития событий сказки.
  5. Во время чтения пусть ребенок повторяет за взрослым. Как мычит корова? Как зовут персонажа? Можно, например, спеть песенку Колобка. Делать это следует эмоционально и ярко. Малышу захочется повторить это за родителем, а потом и произнести самостоятельно.
  6. Нужно читать сказку столько раз, сколько захочет ребенок. Для него важна стабильность. Любимая сказка, даже прослушанная  много раз, не может надоесть.

Как обсуждать сказку с ребенком 3-5 лет

чтение сказкиОбсуждая сказку с ребенком, мы касаемся сложных и серьезных тем — добро и зло, взаимовыручка, верность и т.д. Нужно обсуждать прочитанное, пока малыш не уяснит его смысл.

Так расширяется кругозор, происходит знакомство с важнейшими жизненными понятиями.

При обсуждении рекомендуется применять следующие правила:

  1. По ходу чтения следует объяснять незнакомые слова. Необходимо заранее посмотреть трудные значения в словаре, чтобы доходчиво и легко преподнести их. Так ребенку будет проще слушать и понимать. Если он что-то не понял, то быстро потеряет интерес.
  2. Первое время задавать вопросы, на которые достаточно односложного ответа. Так ребенок сможет участвовать в диалоге на доступном ему языке. Если он затрудняется — нужно ответить самим и попросить повторить.
  3. Затем задать вопросы, требующие развернутого ответа. Не страшно, если вначале малыш не сможет придумать его самостоятельно. Взрослый должен дать ответ сам. Ребенок запомнит — сразу или через несколько повторений.
  4. Можно проговаривать начало предложения и показывать на картинку с нужным словом или персонажем. Пусть ребенок озвучит их, завершая фразу.

Например, обсуждая сказку “Зайкина избушка”, следует коснуться  таких проблем, как превосходство силы, готовность помочь тому, кто в беде. Можно задать малышу такие вопросы:

  • Кто главные герои?
  • О чем говорится в сказке?
  • Что такое избушка?
  • Кто построил лубяную избушку?
  • Что такое луб? ( Сразу же нужно объяснить, что это — внутренняя часть коры дерева. Ведь вы заглянули предварительно в словарь )
  • Какая избушка была у лисы?
  • Что случилось весной с ледяной избушкой?
  • Что сделала лиса?
  • Она хорошо поступила?
  • Кого тебе жалко — лису или зайку?
  • Кто пожалел зайку?
  • Кто смог прогнать лису?

Слушая сказку про Винни-Пуха, малыш знакомится с яркими особенностями личности. Он может задуматься о своих характерных чертах. Вести обсуждение можно, например, так:

  • Винни-Пух — это медвежонок, поросенок или мальчик?
  • Как звали поросенка и мальчика?
  • Винни очень любил сладости, особенно мед и сгущенное молоко. А что ему нравилось больше?
  • Как он решил добыть мед?
  • Кто ему помогал?
  • Как?
  • Удалось друзьям попробовать мед?
  • Почему?
  • Какой Винни по характеру — добрый? Злой? Жадный? Обидчивый? Трусливый? Смелый? Веселый? Грустный?
  • Он тебе нравится? Почему он тебе нравится?
  • А Пятачок тебе нравится? Почему? А какой он?
  • А знаешь, что мне очень нравится в Винни Пухе и Пятачке?
  • А знаешь, что я очень-очень люблю в тебе?

Как пересказывать сказку детям 5-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста готовы к развитию речи на более серьезном уровне. Подходящий для этого способ — пересказ прочитанной сказки. Он развивает внимание, мышление, память, монологическую речь, активизирует словарный запас и учит последовательному изложению мыслей.

Пересказывание — довольно сложное занятие для дошкольника. На первых порах ребёнок не знает, с чего начать, не умеет выделять главную мысль, не владеет достаточным словарным запасом. От взрослых требуется терпение и умелая поддержка. Нужно в игровой форме помочь ребёнку овладеть искусством пересказа.

  1. Родителям следует выделять главную мысль прочитанной сказки. Позже можно спрашивать об этом ребёнка по наводящим вопросам. Взрослым стоит высказывать свое мнение, отношение к поступкам героев. Так беседа покажется ребенку увлекательнее.
  2. Читая, родители должны обратить внимание на незнакомые слова, продумать заранее, как их объяснить. Из-за непонятого слова или выражения ребенок может растеряться и даже забыть, о чем он хотел сказать.
  3. Чтецу нужно выделять интонацией, жестами и мимикой важные моменты в тексте — добрый поступок персонажа, напряженный момент и т.д. Это — опорные точки. По ним ребенку будет проще вспомнить прочитанное и рассказать об этом.
  4. Пересказывать лучше по опорным картинкам. Сперва надо рассмотреть иллюстрацию с ребёнком: “Ты так представлял себе персонажа?” Когда картинка его заинтересует, спросить, что делал в этот момент герой. Позже можно переходить непосредственно к пересказу по опорным картинкам. Они должны быть очень подробными, на каждые 1-2 предложения сказки. Затем можно начинать усложненный вариант — чуть менее подробные иллюстрации. “Опытный”  дошкольник может научиться пересказывать по одной картинке на текст.
  5. Полезно рассказывать по ролям. Пусть ребенок перескажет реплику любимого героя, участвуя в диалоге персонажей. Со временем надо увеличивать количество реплик, которые он будет озвучивать.
  6. Можно пересказывать сказку по очереди. Пусть ребенок продолжит реплику взрослого хотя бы одним предложением. При необходимости стоит помочь ему, продолжить пересказ самим. Родители могут сделать вид, что забыли, о чем дальше идёт речь в сказке. Сын или дочь с удовольствием поправят их.

Обязательно нужно хвалить ребёнка за старания. Ему важно видеть свои маленькие успехи и ощущать поддержку любимых людей.

Как инсценировать сказку

игра в сказкуОдно из самых увлекательных занятий для ребенка любого возраста — игра в сказку. Малышам подойдут игры с “одушевлением” героев, игры-инсценировки. Им понравится, если игрушки оживут и разыграют представление. Детям захочется повторить лай собаки или сказать маме, кто из героев спрятался за ширму.

Ребятам постарше будет интересно разыгрывать сказку по ролям, выступая за любимого персонажа.

Пальчиковый театр

Пальчиковые куклы надевают не только себе, но и малышу. Движения пальцами хорошо разовьют мелкую моторику, и, как следствие, речь. Важно побуждать малыша произносить простейшие звуки и слова, озвучивая персонажей. Скоро он самостоятельно научится звукоподражанию в нужный момент.

Кукольный театр

Малыши  могут передвигать игрушки по “сцене” и озвучивать простейшие реплики героев. Дети постарше способны самостоятельно “играть” роль и произносить фразы. Начинать можно с нескольких предложений, затем переходить к полным репликам персонажей.

Драматический театр

Детям всех возрастов будет интересно выступать “на сцене”. Малышам можно доверить произнести слова хором с кем-то из членов семьи. Старшие дошкольники могут выучить роль и сыграть, как настоящие актёры. Стоит подготовить простейшие декорации и костюмы, выучить роли. Лучше сопроводить действие музыкой, песнями или танцами. Можно устроить настоящий праздник. Так ребенку захочется играть в театр снова и снова.

Этот способ поможет развитию устной речи и памяти, придаст уверенность в себе и заложит основы артистичности.

Как играть с ребенком в сказку

Ребятам среднего и старшего дошкольного возраста можно предложить творческие задания. Они задействуют воображение . Обязательно надо поддерживать идеи детей.

Вначале ребенок может затрудняться фантазировать вслух на тему сказки. Родитель должен помочь наводящими вопросами. Стоит “сыграть” вместо персонажа испуг, удивление, радость в ответ на идею ребенка. Видя отдачу, творить и фантазировать приятнее.

  1. Можно придумать новое название сказки. Чтобы было интереснее, предложить ребенку свои варианты. Устроить конкурс для всех членов семьи.
  2. Стоит пофантазировать, как бы изменился сюжет при добавлении нового героя. Пусть дошкольник придумает ему имя, нарисует портрет или новую сцену из сказки. Можно рассказать вместе или по очереди сказочную историю с участием этого персонажа.
  3. Интересно, что было бы, если бы сказки перепутались? Ребенок с удовольствием послушает историю, в которой герои смешались и попали в забавные ситуации. Скоро он захочет взять инициативу на себя и тоже придумает смешную сказку.
  4. А если сочинить сказку “наоборот”? Можно пофантазировать, как изменились бы черты главных героев, как бы они поступали. Например, в конце произведения злая фея раскаялась и ушла  работать воспитательницей в детский садик.
  5. Трудно в это поверить, но персонажи улетели на Луну. Что бы они делали? Как бы вышли из затруднительной ситуации?
  6. Можно провести сказочное расследование. Как убежал Колобок? Почему Маша съела кашу трех медведей? Эта игра прекрасно развивает не только воображение, но и укрепляет причинно-следственные связи, учит анализировать и делать выводы.
  7. Будет забавно “переврать” концовку сказки. Репку так и не смогли вытащить, и она выросла величиной с дом. Посуда Федоры осталась жить в лесу. Стоит нарисовать к ним картинки вместе с ребенком.
  8. Хотите почувствовать себя журналистами? Нужно посадить перед собой игрушку-персонажа, “включить” диктофон и надеть бейджик. Задавать вопросы лучше по очереди. Другой член семьи пусть “озвучивает” героя интервью.
  9. Как изменилась бы история, если бы герой вовремя получил предупреждение? Или совет посмотреть на себя со стороны? Можно написать любимым персонажам красивое письмо или “отправить” записку с игрушечным почтальоном. А потом придумать новый вариант сказки, ведь герой послушался вашего совета и поступил по-другому.

Творчество по сюжету сказки

творчество по сказкеВ процессе творчества раскрывается потенциал ребёнка. Он чувствует себя художником или соавтором, выражая свои идеи при изготовлении поделки.

Творческая работа руками развивает мелкую моторику, а, значит, и речь. Это может быть лепка, рисование, раскрашивание, моделирование.

  1. С малышами нужно раскрашивать и рисовать пальчиковыми красками. Стоит постелить на пол защитное покрытие (например, пленку), сверху положить большой лист бумаги с заготовкой (например, с изображением солнышка). Лучше одеться с крохой в такую одежду, которую не жалко испачкать. В процессе творчества малыш может разрисовать все вокруг. Важно показать, как пользоваться красками. Нужно окунуть пальчик малыша в баночку и помочь провести линию, поставить кляксу на бумаге. Затем стоит предложить ребенку “рисовать”самостоятельно, немного придерживая его за локоть.
  2. Можно попробовать рисовать кистью или карандашами “рука в руку”. Пусть взрослый встанет за спину крохи, вложит кисть в его ладошку и придерживает своей рукой. Так надо набирать краску, рисовать, раскрашивать, мыть кисточку. Это учит малышей правильному захвату, укрепляет запястье для самостоятельного рисования и письма.
  3. Старшим деткам будет интересно мастерить из необычных материалов — ягод, ватных палочек, песка и т.д.
  4. Прочитав сказку и побеседовав о ней, стоит изготовить поделку и изобразить персонажей. Лучше обсуждать в ходе процесса, что у вас получится, и приветствовать идеи ребенка.
  5. Будет интересно сочинить сказку о том, как герои появились у вас дома в виде поделок. Что случилось с ними потом?
  6. Фантазировать и придумывать новую историю можно прямо во время лепки или рисования. Например, поставить на листе круг.
  • На что он похож? На лицо?

Ребенок может добавить глаза, уши, рот, нос.

  • Кто это может быть? Как его зовут?

Пусть ребенок дорисует туловище.

  • Где он находится?

Можно добавить дом, дерево, солнце.

  • Кто с ним рядом?
  • Что случилось потом?
  • Чем все закончилось?

Старшие дети могут ответить на вопросы и закончить историю самостоятельно. С малышами надо озвучивать хором или по очереди то, что появляется в ходе творчества.

Лучшие сборники сказок

Детям 1-2 лет

сказки для 1-2 летРодителям важно следить за качеством иллюстраций в детских книгах. Именно на них обращает вним?