Сказки для развития мышления ребенка
Мышление – это основа интеллекта, хотя иногда эти два понятия объединяют.
Существуют несколько типов мышления: наглядно-действенное, наглядно–образное, словесно-логическое.
Наиболее ранее – наглядно-действенное мышление, когда ребенок познает мир, сталкиваясь напрямую с различными предметами. Далее развивается наглядно-образное мышление, когда для усвоения новой информации необходима наглядность. Постепенно формируется словесно-логическое мышление, когда ребенок осваивает понятия, абстрагированные от определенного предмета или его образа, а предмет или его образ замещает понятие, выраженное словом.
Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей. Над сказкой «трудятся» миллионы людей, отвергая неважные детали, добавляя значимые. Это делает сказку сгустком человеческой мудрости и опыта.
Язык сказки доступен ребенку, стиль сказки понятен ему. Ребенок еще не умеет логически мыслить, а сказка требует от него рассуждений и косвенно его обучает. Сказка определяет нравственные проблемы и помогает их решать. Сказочные герои имеют определенный моральный оттенок и совершают соответственные поступки,
тем самым помогая ребенку усвоить информацию, которая пригодится ему в жизни.
Наблюдения показывают, что часто традиционное обучение дошкольников строится на подражательной основе. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Дети отчуждены от самостоятельного выбора, личной оценки, способов исправления ошибок. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество.
Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому главная задача – научиться развивать у дошкольников творческое мышление.
И эту задачу помогут решить любимые сказки.
На основе знакомых сказочных сюжетов и с помощью любимых сказочных героев можно придумать упражнения, которые вызывают у ребенка интерес, требуют немалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наиболее развивающий эффект.
Помимо речевой деятельности, такие задания позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, память, внимание, познавательную активность и творческие способности ребенка.
Задания на основе знакомых сказок можно включать в любые занятия и использовать для детей всех возрастов.
Хочу предложить Вам несколько примеров упражнений с использованием знакомых сказок.
1. Изменение ситуации в знакомых сказках.
Как изменится сказка «Маша и медведь», если в этой сказке появится служебный пес Мухтар?
Ответы детей:
– Мухтар пойдет с Машей в лес и они, конечно, не заблудятся. Ведь у собак хороший нюх, они быстро находят дорогу домой. Маша наберет полное лукошко ягод. Принесет ягоды бабушке и дедушке. А если встретится Медведь, то Маша и Мухтар пригласят его в гости на пирожки с ягодами.
-Когда Маша потеряется в лесу, бабушка и дедушка пошлют на ее поиски Мухтара. Пес быстро найдет избушку. Медведя Мухтар прогонит, а Машу отведет домой.
-Мухтар приведет к избушке Медведя бабушку и дедушку. Они скажут Медведю спасибо, за то, что он приютил Машеньку и не обижал ее. Попьют все вместе чаю с тортом. И, наверное, будут дружить, ходить в гости, угощать вкусненьким, играть вместе.
-Мухтар прибежит к избушке, уговорит Медведя отпустить Машу и пригласит его в гости к бабушке и дедушке. А бабушка с дедушкой подарят Медведю телевизор, чтобы он передачи интересные смотрел. Медведь тогда скучать не станет и будет людей, которые заблудились, сам домой провожать.
Как изменится сказка про Незнайку, если в этой сказке появиться волшебная Щука?
Как изменится сказка «Царевна-Лягушка», если в этой сказке появится Доктор Айболит?
Как изменится сказка «Гуси-Лебеди», если в этой сказке появится Карлсон?
Как изменится сказка «Три поросенка», если в этой сказке появится Буратино?
Как изменится сказка «Волк и семеро козлят», если в этой сказке появится Знайка?
Ит.д.
2. Я придумала начало сказок ( рассказов) и предложила детям закончить их. Такую работу после предварительной подготовки можно предложить для совместной работы с родителями.
Например.
В одном городе жила-была девочка Оля. В комнате у Оли в шкафу, на полках, на столе стояли разные игрушки, книги с картинками, карандаши, паззлы, мозаика и даже большая морская раковина. Но все это богатство тихонько скучало и пылилось, потому что Оля больше всего любила смотреть телевизор.
-Оля выходи гулять, – приглашали ее подружки.
-Что вы, девочки, мне фильм досмотреть нужно!
-Оленька, давай, книжку почитаем, – уговаривала мама.
-Потом, мамочка, мультики начались!
-Сходи за хлебом, внученька, – просила бабушка.
-Бабулечка, некогда, передача интересная идет!
-Оля, выключай телевизор, спать пора!- сердился папа.
-Папулечка, я еще минуточку посмотрю!..
Проходили дни за днями, а Оля никак от телевизора оторваться не могла. И вот однажды в доме отключили электричество…
Ответы детей.
«Телевизор сломался».
…Оля пощелкала пультом, но телевизор не заработал. Оле стало скучно, подошла она к маме и попросила: «Мама, научи меня что-нибудь делать, а то я ничего не умею!».
Мама стала учить Олю читать, крестиком вышивать, пироги печь, лепить из пластилина.
Скоро телевизор заработал опять, но Оля решила, что не всегда его смотреть будет, потому что вокруг много интересного.
«В доме выключили свет».
…Оля сначала не знала, чем ей заняться. Потом она собрала мозаику, ей это понравилось. Потом Оля решила сделать из ракушки большого лебедя. Она сходила в магазин и купила не только хлеб, но и вкусный торт. Когда мама и папа пришли в работы, все пили чай с тортом. Бабушка хвалила Олю. Всем понравилась ее поделка. Папа сказал, что как только отключили электричество, Оля сразу выросла.
«Телевизор».
…Мама позвонила мастеру, но он сказал, что придет только завтра. Оля заплакала.
Чтобы ее успокоить, мама повела Олю в зоопарк, потом в магазин игрушек. И там Оля играла в игровые автоматы. А на улицы прыгала через скакалку с девочками. Ей так все понравилось, что она решила – на улице все интересней, чем в телевизоре. С тех пор Оля смотрит телевизор нечасто, ведь у нее много интересных занятий и без него.
«Чудесный день».
…Оля поскучала немного и вышла на улицу. А там ребята в разные игры играют. Оля тоже захотела поиграть, но ни одного правила игры не знала. Подошел к ней Мальчик Ваня и все объяснил. Оля тоже стала играть вместе с ребятами до самого вечера. Так ей гулять понравилось, что Оля пожалела, что день закончился.
– Я еще бабушке не помогла, с мамой не почитала, с папой не поговорила,- грустно подумала Оля.
С тех пор Оля смотрит телевизор только один час в день, а то всех дел не успеет переделать.
Летом папа и Петя приехали к бабушке в деревню. Погода стояла чудесная! После недолгих сборов папа и Петя пошли в лес за грибами.
Папе почему-то грибы попадались, а Петя никак не мог их найти. Он и палкой листву разгребал, и по пням стучал, даже рычать пробовал. Но ничего не помогало.
А тут еще споткнулся Петя, упал на еловую шишку, больно стукнувшись коленкой.
– Пап, ну зачем эти шишки нужны?!- проворчал Петя. Только лес засоряют, да ходить мешают.
-Что ты, Петя, шишки-то волшебные! Загляни-ка под чешуйку. Видишь семечко? В каждом маленьком семечке спрятано могучее дерево! В лесу, Петя, много чудесного и интересного, только ты внимательно присмотрись.
Стал Петя внимательно присматриваться да приглядываться. И, правда…
Наступила осень. На большой развесистой яблоне созрели яблоки. Когда ветер стихал, яблоки тихонько переговаривались между собой.
-Мы хотим стать душистым вареньем,- мечтали краснобокие соседки, висевшие на самой нижней ветке.
-А я непременно превращусь в сладкий яблочный сок, – хвасталось большое круглое яблоко.
-На праздничном столе мы будем самым вкусным угощением,- говорили самые спелые яблоки.
Однажды в сад пришли люди. Они стали бережно срывать яблоки и укладывать их в плетеные корзины.
Вскоре все яблоки были собраны. Осталось только одно. Оно висело на самом верху, среди густой листвы, и никто его не заметил. Яблоку было очень грустно и одиноко, оно готово было расплакаться густым яблочным соком. Как вдруг!..
3.Можно предложить детям придумать свою сказку, взяв за основу уже знакомую.
Предварительно нужно вспомнить сюжет выбранной за основу сказки и предложить детям (на выбор) несколько ситуаций и героев.
Так, взяв за основу сказку «Репка»,используя фигурки из киндер-сюрпризов, совместно с детьми мы придумали сказку «Лесная яблоня».
Героями сказки дети выбрали Медведя, Волка, Лису, Зайца, Белку и Ежика.
Распределяли роли и озвучивали своих героев сами ребята. Такое задание так понравилось детям, что они проигрывали сказку самостоятельно после занятия, меняясь ролями, изменяя реплики и ситуацию.
Например:
Собрались на лесной опушке звери про лесные новости узнать. Вдруг видят – бежит Ежик, а на колючках несет спелые яблоки.
Медведь: Где ты, Ежик, такие яблоки взял?
Ежик: Я в деревню бегал. Там в саду много яблок.
Заяц: Очень мне яблочка хочется! В деревню бежать страшно, там собаки! А у нас в лесу не растут яблони.
Лиса: Давайте посадим у нас на поляне яблоньку!
Так и решили звери. Ежик угостил их спелым яблочком. Звери яблоко съели, а семечко в землю посадили.
Медведь: Я ямку копал.
Лиса: Я семечко сажала.
Волк: Я воду из речки носил.
Зайка. А я семечко поливал.
Белка. Я землю рыхлила.
Скоро выросла на полянка высокая яблонька. А к осени созрели на яблоньке спелые яблоки.
Стали звери думать о том, как урожай собрать. Пусть Белка за яблоками лезет.
Белка: Я яблоки сорву, да на землю брошу. Они разобьются.
Волк: Я по деревья лазить не умею.
Заяц. А я боюсь.
Лиса: Медведю нельзя на яблоню лезть. Он большой. Все ветки поломает.
Медведь: А Лиса самая хитрая. Я ее на ветку посажу, а она самые спелые яблоки сама съест.
Подумали звери и решили. Лиса заберется на спину Волку, Волк
встанет на плечи Медведю. Белка яблочко сорвет, Лисе отдаст. Лиса передаст Волку, Волк протянет Медведю, Медведь Зайцу в лапки положит. А Заяц яблоки в корзинку соберет.
Собрали звери урожай. Сами досыта наелись, Ежика угостили. Да еще, и варенья яблочного на зиму наварили. (Заготовили яблочного сока, напекли пирожков с яблоками, испекли яблочную шарлотку, уложили яблоки на хранение медведю в берлогу и т.д.)
4 .В процессе многократного прочтения сказок дети привыкают к тому, что Волк обязательно злой, Лиса – хитрая, Заяц – трусливый и добрый.
Это создает у них определенные стереотипы. Но для разнопланового развития ребенка, полезно стереотипы ломать.
Детям интересно слушать и рассказывать сказку «по-новому». За основу можно взять хорошо знакомый сюжет, а главных героев наделить противоположными качествами. Заяц может стать храбрым и хитрым, Волк – умным и добрым, Лиса – скромной и глупой, и т.д.
5.Для развития у ребенка мышления, воображения фантазии можно предложить перенести героев знакомой сказки в новую ситуацию.
Например.
Героев сказки «Теремок» поселить в многоэтажный дом, героев сказки «Гуси-лебеди»- в детский сад, героев сказки «Маша и медведь» – в большой город.
Обстоятельства могут быть невероятными, фантастическими (Заяц построил не лубяную избушку – самолет, а Лиса всего лишь самокат).
Конечно, такие задания должны выполняться при контроле педагогов (взрослых), чтобы они не превращались в болезненное фантазирование.
6. Увлекательным и интересным методом, является «Перевирание сказок».
«Перевираемая» сказка должна быть максимально знакома ребенку.
Например.
Катится Колобок по лесной опушке, а навстречу ему слон…Жила-была девочка и звали ее Желтая Шапочка.
Маленький сказочник сразу поправит, что шапочка была красной, а Колобок повстречал Медведя. Детям, конечно, хочется услышать знакомый сюжет, но и новые правила их тоже заинтересуют. Перевирание сказок заставляет ребенка сосредоточиться для исправления ошибок, развивает внимание, мышление, превращая занятия в увлекательную игру. Стоит только разумно перевирать сюжет сказки, поменяв лишь отдельных героев или действия.
7. Для большей самостоятельности при придумывании сказок (рассказов) и в выборе героев, ситуаций, сюжетов можно использовать элементы песочной терапии.
Для такой работы я использую большую подборку предметов из киндер-сюрпризов.
В «песочнице» можно построить город (остров, сказочную страну, посадить волшебный лес). Добраться туда можно на самолете (корабле, ковре-самолете, на драконе). Сказочных героев и сюжет из предложенного мной разнообразия выбирают сами дети. Они с удовольствием работают на таких занятиях.
Сказка хороша тем, что всесторонне влияет на воспитание и развитие ребенка. И это возможности необходимо использовать.
Источник
Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста.
Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей. Над сказкой «трудятся» миллионы людей, отвергая неважные детали, добавляя значимые. Это делает сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Язык сказки доступен ребенку, стиль сказки понятен ему. Ребенок еще не умеет логически мыслить, а сказка требует от него рассуждений и косвенно его обучает. Сказка определяет нравственные проблемы и помогает их решать. Сказочные герои имеют определенный моральный оттенок и совершают соответственные поступки, тем самым помогая ребенку усвоить информацию, которая пригодится ему в жизни. Мышление – это основа интеллекта, хотя иногда эти два понятия объединяют. Существуют несколько типов мышления: наглядно-действенное, наглядно–образное, словесно-логическое. Наиболее ранее – наглядно-действенное мышление, когда ребенок познает мир, сталкиваясь напрямую с различными предметами. Далее развивается наглядно-образное мышление, когда для усвоения новой информации необходима наглядность. Постепенно формируется словесно-логическое мышление, когда ребенок осваивает понятия, абстрагированные от определенного предмета или его образа, а предмет или его образ замещает понятие, выраженное словом. Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому главная задача – научиться развивать у дошкольников творческое мышление. И эту задачу помогут решить любимые сказки. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
На основе знакомых сказочных сюжетов и с помощью любимых сказочных героев можно придумать упражнения, которые вызывают у ребенка интерес, требуют немалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наиболее развивающий эффект. Помимо речевой деятельности, такие задания позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, память, внимание, познавательную активность и творческие способности ребенка. Задания на основе знакомых сказок можно включать в любые занятия и использовать для детей всех возрастов.
Хочу предложить Вам несколько примеров упражнений с использованием знакомых сказок.
1. Изменение ситуации в знакомых сказках.
Как изменится сказка «Маша и медведь», если в этой сказке появится служебный пес Барбос?
Ответы детей:
– Барбос пойдет с Машей в лес и они, конечно, не заблудятся. Ведь у собак хороший нюх, они быстро находят дорогу домой. Маша наберет полное лукошко ягод. Принесет ягоды бабушке и дедушке. А если встретится Медведь, то Маша и Барбос пригласят его в гости на пирожки с ягодами.
-Когда Маша потеряется в лесу, бабушка и дедушка пошлют на ее поиски Барбоса. Пес быстро найдет избушку. Медведя Барбос прогонит, а Машу отведет домой.
-Барбос приведет к избушке Медведя бабушку и дедушку. Они скажут Медведю спасибо, за то, что он приютил Машеньку и не обижал ее. Попьют все вместе чаю с пирогами. И, наверное, будут дружить, ходить в гости, угощать вкусненьким, играть вместе.
-Барбос прибежит к избушке, уговорит Медведя отпустить Машу и пригласит его в гости к бабушке и дедушке. А бабушка с дедушкой подарят Медведю телевизор, чтобы он передачи интересные смотрел. Медведь тогда скучать не станет и будет людей, которые заблудились, сам домой провожать.
Как изменится сказка «Царевна-Лягушка», если в этой сказке появится Доктор Айболит?
Как изменится сказка «Три поросенка», если в этой сказке появится Буратино?
Как изменится сказка «Волк и семеро козлят», если в этой сказке появится Знайка? И т.д.
2. Я придумала начало сказок (рассказов) и предложила детям закончить их. Такую работу после предварительной подготовки можно предложить для совместной работы с родителями.
Например: «Допишите сказку – «Жил на свете щенок. Звали его …………. Почти весь день он проводил перед зеркалом.
– ……………., перестань, пожалуйста, смотреть в зеркало! – говорила ему мама.
Он её не слушал.
«Красивый я пес!» – думал …………, глядя в зеркало, и виляя хвостом. В один прекрасный день, когда ………… убежал на улицу, мама ………..
«Допишите сказку – Жили были три мальчика – трое братишек. Гуляли они как-то за городом, и вышли они совершенно неожиданно на какую-то странную дорогу – ровная, гладкая и вся коричневая.
– Из чего, интересно, сделана эта дорога?- спросил старший брат.
– Не знаю из чего, но только не из досок, – ответил средний брат.
– И на асфальт это не похоже, – добавил младший.
Гадали они, гадали, а потом решили лизнуть дорогу языком. А дорога оказалось выложена плитками шоколада. Братья не растерялись – принялись лакомиться. И не заметили, как наступил вечер. А они все уплетают шоколад. Так и съели всю дорогу. Как будто и не было вовсе дороги, ни шоколада! Как братьям найти дорогу домой?»
Или: «Приключения котенка», «Жила на свете…», «В сказочном лесу…», «Жили(а) были(а)…».
Сказка хороша тем, что всесторонне влияет на воспитание и развитие ребенка. И эти возможности необходимо использовать.
Источник
Валентина Владимировна Верещагина
Занимательные задачи-шутки на развитие логического мышления у детей старшего и подготовительного к школе возраста
Для развития логического мышления необходимо особенно умело и вовремя использовать детское воображение. Задачи – шутки не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но и служат прекрасным средством воспитания. Они содержат жизненную ситуацию, и дети учатся строить образ, свободно фантазировать, направлять свои творческие возможности на решение разных задач и формировать не только элементарные математические представления, но и кругозор ребенка. Надеюсь, подборка задач будет интересна и полезна не только родителям, но и педагогам и их воспитанникам. Всем удачи!
1. Заяц приготовил к ужину 23 морковки. Все морковки съели, кроме пяти. Сколько морковок осталось? (5)
2. На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Нисколько, остальные улетели).
3. Плавали 6 уток на пруду. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось на пруду? (1, остальные улетели).
4. Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе все в него впряглись.
Сколько героев в басне? Сколько в басне рыб? Тронулся ли воз с места? Почему?
5. Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 6 кг. Сколько будет
она весить, если встанет на обе ноги? (Ее вес не изменится).
6. Росли 2 вербы; на каждой вербе по три ветки. На каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? (На вербе груши не растут).
7. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна – Маша).
8. На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш на иве? (на иве груши не растут).
9. На столе лежало 7 яблок. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (7).
10. На столе стояло 3 стакана сока. Костя выпил один стакан сока. Сколько стаканов осталось? (3).
11. Горело 9 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2, остальные свечи сгорели).
12. Что произошло 30 февраля 2015 года в Москве? (30 февраля не бывает).
Загадки на сообразительность.
Загадки служат увлекательным материалом для размышления. Загадки – это полезные и интересные логико – математические упражнения на выявление предмета по некоторым существенным признакам. В основе разгадывания загадок лежит практический опыт детей, их знания предметов и явлений окружающего мира.
1. Какой самый короткий день в году? (По количеству дней- февраль, по количеству букв – май).
2. Какой год продолжается один год? (Новый год).
3. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Нет, дни разделяет ночь).
4. Какое время года бывает 2 раза в год? (зима).
5. Кто говорит на всех языках? (эхо).
6. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
7. Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько варятся 2 яйца? (3 минуты, они варятся одновременно).
8. 4 ушка, 2 брюшка Что это? (подушка)
9. Может ли петух назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить).
10. У кого шапка без головы, а нога без сапога? (у гриба).
11. Когда автомобиль едет, какое колесо у него не вертится? (запасное)
12. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
13. Под каким деревом прячется заяц во время дождя? (под мокрым) .
14. Каких камней нет в море? (сухих).
15. Кто становится выше, когда садится? (собака).
16. Что становится легче, когда его наполняют? (шар)
17. Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги? (стол)
18. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)
19. Если белый платок опустить в Черное море, каким он будет? (мокрым)
20. 3, 3, 3, 3. Что будет? (дырка)
21. Женщина несла в корзине 5 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (0, дно упало- все разбились).
22. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг, овал)
23. Что идет не двигаясь с места? (время)
24. По чему девушки в лес ходят? (по дороге).
25. Маленький, серенький, на слона похож. Кто это? (слоненок).
26. Сидит на окошке, но не кошка. Кто сидит на окошке? (кот)
27. Как разделить 4 сваренные картофелины на 5 человек? (пюре).
Задачи – смекалки.
Такие задачи нравятся детям. Сказочный образ, жизненная ситуация позволяют самим детям проверить и развить пространственное представление, сообразительность. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать; тренируют произвольное внимание, память, логическое мышление. Каждая из предложенных задач решается наглядно (с помощью предметов или чертежа).
1. Волк, Лиса, Еж участвовали в соревнованиях по бегу. Какое место занял каждый, если Волк был одним из первых, а Лиса пришла предпоследней? (1 Волк, 2 Лиса, 3 Еж).
2. Две девочки, Маша и Даша, договорились сесть в пятый вагон электрички. Даша села в пятый вагон от начала, а Маша в пятый вагон от конца. Встретились ли девочки, если в электричке 10 вагонов? (нет)
3. Среди всех мячей, красный мяч тяжелее синего. Синий тяжелее зеленого. Какой мяч самый тяжелый, а какой самый легкий?
4. Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быт на середине лестницы? (5).
5. На столе стояло 3 бочонка с медом. Винни – Пух съел 1 бочонок и поставил его на стол. Сколько бочонков на столе? (3).
6. Шел человек в город. Навстречу ему 3 знакомых. Сколько человек шло в город? (1).
7.Принесла ежиха в корзинке 5 яблок и говорит ежатам: «Вас пятеро. Разделите эти яблоки между собой так, чтобы каждый получил по яблоку, и одно осталось в корзинке». Как ежатам разделить яблоки? (одному дать вместе с корзинкой).
8. Три девочки, Варя, Галя, Оля, пришли на праздник в платьях белого, красного, желтого цвета. Оля была не в красном и не в желтом платье, Варя – не в красном. Какого цвета было платье на каждой девочке.
9. Маша живет на 3 этаже. Когда она идет на улицу, то спускается по лестнице с этажа на этаж за одну минуту. Сколько времени надо Маше, чтобы спуститься вниз? (2)
10. Карлсон разрезал батон на три части. Сколько разрезов он сделал? (2)
11. У 7 братьев – гномов по одной сестре. Сколько всего сестер? (1)
Сколько детей в семье? (8).
Источник