Сказка в познавательном развитии ребенка

Виктория Панкратова
Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс- мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.

На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту.

Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу, где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих качеств из поколения в поколение.

Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.

Сказки позволяют ребенку реализовать свои потребности в активности, независимости. Равняясь на героев, которые всегда в действии, стремятся к цели, преодолевая препятствия на своем пути, дети учатся понимать, что успеха можно добиться, лишь приложив усилия, волю, проявив настойчивость и целеустремленность. Герои сказок по сюжету нередко должны узнавать что-то новое, справляться с трудным заданием, что формирует у ребенка познавательную активность и интерес к обучению. Кроме того, поучительный сказочный опыт поневоле откладывается в сознании слушателя. Сказка расширяет и обогащает используемые ребенком способы познания окружающей действительности.

Поэтому, на мой взгляд, следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

Через сказку происходит:

• интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

развивается познавательный интерес;

• расширяется представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;

развивается свободное общение с взрослыми и детьми (сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, а также помогают развивать логическую связную речь. Очень важно делать речь малыша красивой, образной, эмоциональной – и в этом также может помочь сказка. Помимо всего прочего, во время прочтения сказки у малыша формируется и закрепляется умение задавать вопросы);

• формируется интерес к книгам и потребность в чтении;

• воспитывается умение слушать.

В моей группе создана соответствующая развивающая среда: книжный уголок с подбором необходимой литературы, подобраны дидактические, настольно- печатные игры, набор карточек «Герои русских народных сказок», различные виды тетра.

Я в группе целенаправленно и планомерно провожу работу по ознакомлению детей со сказкамипосредством разнообразных форм и видов деятельности в образовательном пространстве:

-Чтение сказок с последующей драматизацией.

– Рассматривание иллюстраций.

– Беседы, беседы-обсуждения.

Как же читать (рассказывать) сказку детям? Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. При чтении я слежу не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Рассказывая сказку, я вижу лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, я замечаю, какие моменты его взволновали. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий.

Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, я преобразовываю сложные ситуации педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

Следующим этапом работы со сказкой является драматизация. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Участвуя в сказке, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к театрализации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способом воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность,пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.) Здесь помогают дидактические игры,например: «Посмотри и повтори», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев) и другие.

Дидактическая игра «Пропущенный кадр»

Цель: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Оборудование: серии картин для рассказывания сказок.

Ход: по порядку перед ребенком раскладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом становится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

Использованием драматизации, как приема, я привлекаю к занятиям, прежде всего, менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей.

Читайте также:  Социального развития ребенка в доу

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.

Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Ему видится целый спектакль. Оживляя «куклу», ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Драматизация является одним из элементов сказкотерапии.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Драматизация в сказкотерапии или, как говорят психологи, игровое действие – это вспомогательное условие. Это способ раскрепостить ребенка, помочь процессу общения стать более доверительным.

В своей работе пользуюсь еще таким распространенным приемом, как рассматривание иллюстраций в книге, который усиливает воздействие текста и способствует лучшему его пониманию. Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы я акцентирую внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В работе со сказками не обходится без родителей. Родители принимают активное участие в Днях открытых дверей, подготавливают атрибуты и костюмы к спектаклям и праздникам, участвуют в них. Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, стихами.

В уголке для родителей помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях.

Для закрепления знаний в группе провожу литературные досуги.Цель которых является: учить детей узнавать сказки по иллюстрациям, по отрывку, предметам, куклам (т. е. по характерным признакам и действиям героев). Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику; развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность речи. Учить сочетать движения и речь. Развивать интерес к русским народным сказкам и театральной деятельности, творческое воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.

Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Источник

Наталья Гусева
Использование сказок в познавательном и речевом развитии старших дошкольников

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Я, Гусева Наталья Валерьевна, воспитатель группы дошкольного образования Можарской средней школы хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы!

А начать мне хотелось бы с маленького четверостишия:

Картину пишут красками,

У красок яркий цвет.

Жизнь украшают сказками,

У сказок дивный свет.

Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной

и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования

определенных ценностей и картины мира людей.

Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озадачены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?

Рассматриваемый мною вопрос – обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека.

Актуальность данной темы связана с тем, что в настоящее время стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей. Сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец, имеется наличие тайны и волшебства.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его.

В работе со сказкой я использую информационно-коммуникационные технологии. Использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, активизирует интерес к обучению.

При работе с интерактивной доской у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия.

Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является активным участником творческой деятельности.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

В работе со сказкой я используюследующие приемы и методы:

-Чтение сказок.

-Элементы театрализации. После прочтения сказки демонстрация кукольных героев, позволяет вызвать еще больший интерес детей.

-Творческие задания.

Проблемные ситуации и вопросы.

Игровые задания.

Экспериментирования с предметами и материалами.

Можно использовать моделирование сказочных сюжетов.

Например, в сказке «Заюшкина избушка»перед детьми ставится задача: «каким образом зайчик может спрятаться от лисы?» Для обозначения зайчика используем кружочек серого цвета. Пришла зима, выпал снег (на фоне белого листа («снега») демонстрируется серый кружочек). – Ребята, как вы думаете, что нужно сделать зайчику, чтобы спрятаться от лисы? Дети предлагают различные варианты ответов, в том числе и поменять шубку. – Дети, а если зайчик поменяет шубку, то какого цвета кружок будет обозначать зайчика? – Давайте посмотрим, сможет зайчик спрятаться или нет. Наложите белые кружочки на «снег». Делаем вывод, зачем зайчик меняет шубку.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, развитию речи, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Опыт моей работы показывает, что использование сказок способствует более эффективному формированию у дошкольников математических представлений, развитию речи, закреплению экологических знаний, экономических представлений.

Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что, занятия, построенные на сказочном сюжете, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

Спасибо за внимание, всем творческих успехов!

Источник

Использование сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Думаю, что первым у многих возникает вопрос, а почему именно о работе со сказкой пойдет речь?

Я считаю, что Именно с детьми младшего дошкольного возраста сказка является незаменимым средством воспитания и образования ребенка. Ведь сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для малыша рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети именно этого возраста глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.  (пример Илья)  И именно этот  импульс и позволяет сделать сказку в работе с младшими дошкольниками базовым основанием при построении образовательного процесса. «Пережив» волшебную историю сказки всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Читайте также:  Взгляды на природу речевого развития ребенка

Конечно же, каждый педагог в своей работе использует сказку: ежедневно читает детям, использует сказочные сюжеты при организации НОД и многое др. Но задумываемся ли мы о педагогическом потенциале сказки или просто механически читаем ее детям??? Именно этому вопросу и посвящено мое выступление. Как сделать сказку средством всестороннего развития ребенка? Ведь,конечно же, каждый педагог может озвучить множество развивающих и обучающих функций сказок: это и расширение представлений детей об окружающем мире, знакомство с сезонными изменениями в природе, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, сказки позволяют познакомить детей с понятиями добро и зло, развивают речь ребенка , формируют интерес к книгам и потребность в чтении, развивают познавательный интерес, воспитывают умение слушать. ….Этот список можно продолжать довольно долго. Но… эти задачи решаются лишь при грамотном, обдуманном построении работы со сказкой, с книгой! Даже ежедневного «мимолетного» чтения (просто сухое безэмоциональное бездумное прочтение, как это часто бывает) не достаточно для решения этих задач. С детьми обязательно нужно говорить о книге, о смысле прочитанного. Нужно наблюдать за тем, как книга воздействует на маленького читателя.

Сегодня мне хочется познакомить вас с опытом своей работы по ежедневному использованию потенциала сказок для развития всех сторон личности ребенка младшего дошкольного возраста.

Работая с детьми младшего возраста, хочется в первую очередь остановиться на  такой форме использовании сказки – как построение НОД на основе сказочных сюжетов. Эмоциональная отзывчивость детей младшего дошкольного возраста на появление сказочного героя  дает нам возможность сделать процесс обучения для них мотивированным и интересным. (давайте сравним установку воспитателя – «так детки, сегодня мы с вами будем лепить домик»   или  после прочтения сказки «Заюшкина избушка» воспитатель предлагает детям: «Ребята, а как вы думаете, что чувствует лисичка, когда ее выгнали из дома?…. А давайте поможем лисичке стать доброй и, построим ей домик?  А как это можно сделать?)

При организации НОД я часто использую такие методы активного обучения, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей. (так на этом слайде мы видим выполнение одного  и того же задания, но различными способами)

Использование сказки как средства мотивирования на деятельность

Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей.

Включение сказки в непосредственно образовательную деятельность дает возможность детям приобрести опыт познания, создает ситуации переживания и преобразования окружающей реальности.

Такая организация непосредственно образовательной деятельности способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательного процесса.

Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, я преобразовываю сложные ситуации педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

Данному вопросу посвящено множество пед.изданий (некоторые из них представлены на слайде), но , конечно же , педагог может и должен сам учиться использовать потенциал сказок как средства мотивирования на деятельность.

Например, давайте попробуем сейчас с вами придумать задачи для решения детьми по сказке «Теремок». И задачи эти, конечно же, должны быть открытого типа! (предложения педагогов, обсуждение )

Итак, какие же варианты открытого типа можно использовать при работе по этой сказке?

Конечно же, это зависит от поставленных нами задач. Например:

1. Пед.задача- обучение рисованию предметов квадратной формы. (аппликация «дом»)

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Но прежде, чем приступить к его постройке, звери попросили вас нарисовать вас,  как будет выглядеть этот дом. (+знакомство с понятие план, проект, архитектор – в старшем возрасте)

2.Пед.задача – учить детей совместно строить из модульного крупного конструктора постройки.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок? Но так, чтобы все звери поместились в нем?

3.Пед.задача –учить делать детей постройки из деревянного конструктора.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок?(варианты детей) Можно сделать много маленьких домиков для каждого зверя и получится целый город или поселок. (+знакомство с понятием город)

2. Как же прочесть ребенку сказку, чтобы она стала средством его развития??

Конечно, каждый педагог еще  со студенческой скамьи знает правила прочтения (рассказывания) сказки детям : выразительно, эмоционально, по возможности наизусть(небольшие произведения, особенно в младшем возрасте), при чтении следить за вниманием, восприятием слушателей и тд.

Слайд)Требования к рассказыванию (описаны З.Гриценко):

        1. хорошее знание текста произведения;

        2.яркость, эмоциональность изложения;

        3.личная окрашенность повествования;

         4.интонационная выразительность рассказа;

         5.предварительное объяснение слов, непонятных детям.

Все, пишущие об этом методе, называют рассказывание искусством, которое доступно каждому (за исключением тех, кто имеет дефекты речи). Но как и всякому искусству, ему нужно учиться, в нем постоянно упражняться, накапливать собственный практический опыт, собирать литературный материал, пригодный для рассказывания и хорошо понятный аудитории.

  • Требования к рассказчику (описаны З.Гриценко):

     1.умение создать в детской аудитории настрой на слушание, особое настроение;

   2. владение красивой, образной, правильной речью;

    3. способность видеть аудиторию, понимать ее, воздействовать на ее чувства и переживания, не морализировать, быть искренним,

   4. не делать дисциплинарных замечаний, перебивая ими рассказ.

  • Требования к аудитории (описаны Е.Иорданской) :

   1. уютная обстановка, дети должны удобно сидеть,

   2. видеть лицо рассказчика,

   3. хорошо слышать его голос.

Но мне все-таки хочется остановиться на одном из важных аспектах этого вопроса. Это возможность включения пояснений и разъяснений, вопросов – т.е. о беседе как методе работы с текстом .

  Зачастую приходится видеть, как педагог старается скорее прочесть сказку, не задумываясь о ее понимании детьми. А понимание сказки само собой к ребенку вряд ли придет, для этого необходимо организовать грамотную работу над ее текстом. Итак, как же это сделать? Вот некоторые моменты, которые я часто применяю в своей работе.

1. При появлении слов, непонятных ребенку( например, сусеки, клочки по закоулочкам и пр.) необходимо обязательно объяснить их детям. А также при появлении героев, животных неизвестных детям (бурундук, кабан и пр) можно коротко рассказать об этом герое, животном, его образе жизни. З.Гриценко в своих работах рекомендует делать это в предварительной (вводной) беседе до прочтения сказки. Я в своей работе допускаю остановку во время чтения (уже знакомой сказки) для объяснения непонятного слова.

Читайте также:  Оценка индивидуального развития ребенка 1 младшей группы

2.Возможно сделать паузу в чтении для обсуждения конкретного поступка героя, его чувств. (например – мышка пустила лягушку в теремок. Какие вопросы можно задать детям на этом месте? – Как можно назвать мышку, какая она?(добрая, чуткая, гостеприимная) Что лягушка могла сказать мышке потом?

При работе с уже хорошо знакомой  детям сказкой, такого рода вопросы я рекомендую задавать как можно чаще. Они помогают развивать не только речь ребенка, но и воображение, сообразительность, умение применить ранее полученные знания и др.  (Так например, Лиса попросилась к зайцу в гости и выгнала его из дома. Что могла сказать лиса зайцу, чтобы он убежал от нее?)

3. При  работе с текстом новой  сказки, при появлении проблемной ситуации у героя, можно задать вопрос детям, а как бы вы поступили на месте героя в данный момент? После вариантов детей – давайте узнаем, а как же герой поступил?

4. Остановка перед репликой героя для уточнения у детей, каким голосом он должен ее произнести ( медведь – грубым, мышонок- тонким, писклявым и пр.) способствует формированию у детей интонационной и тембровой чувствительности.

Следующим важным аспектом в работе над сказкой является усвоение сюжета в целом. С этой целью я обязательно после прочтения сказки использую пересказ по картинкам. Он помогает мне понять как усвоили дети сказку. Попутно можно задавать детям вопросы, направляющие ход их мыслей к пониманию смысла сказки.  

После этого я обязательно провожу заключительную беседу по сказке, во время которой я акцентирую внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

Далее в свободное время целесообразно предложить детям дидактические игры, направленные на запоминание детьми последовательности событий сказки: « Что за чем? (Сказочная цепочка)», «Пропущенный кадр», «Сказочное лото», «Озвучь картинку (Звукорежиссеры)» и пр.

3. Конечно, говоря о чтении книг нельзя  не затронуть вопрос о работе с  книжными иллюстрациями.  В первую очередь  они усиливают воздействие текста и способствует лучшему его пониманию. Они открывают для педагога широкие возможности познавательного и речевого развития детей. Здесь можно использовать многие приемы и решать множество педагогических задач: знакомство с внешним видом животных, обсуждение их повадок и образа жизни; обсуждение настроения героя, изображенного в книге; его одежды, предметного окружения, времени года и тд. (сутеев яблоко) Эти задачи, конечно же,  я решаю, не во время чтения, а до него или после прочтения сказки.

Также хочется напомнить о том, что необходимо знакомить детей с различными вариантами иллюстраций одной и той же сказки, устраивать выставки по одной сказке в книжном уголке. На этой базе происходит ознакомление детей и с работой художника- иллюстратора. Детей постепенно подводим к пониманию того, что один и тот же предмет, героя каждый человек видит, представляет, изображает по-разному.

4.Следующим важным этапов в работе со сказкой является драматизация.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

В настоящее время, по моему мнению, особенно важно использовать драматизацию как  способ раскрепостить ребенка, как средство воспитания таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, инициативность, общительность, ведь с каждым годом все больше и больше в сад приходит детей с различными психологическими, поведенческими, речевыми проблемами и комплексами.

 Главным показателем хорошей работы педагога, я считаю,  умение детей самостоятельно организовывать  игры-драматизации в свободное время.

Но формированию этого навыка, конечно, предшествует планомерная, целенаправленная работа педагога по  организации игр-драматизаций.

1. В связи с этим,   в первую очередь возникает необходимость научить детей способом воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.).   Здесь помогают дидактические игры, которые можно использовать  на прогулке, в вечерние и утренние часы, например: «Посмотри и повтори», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Откуда я?» (описание героев), «Раз, два, три ко мне ….», «Где мы были мы не скажем, кого видели,  покажем» и другие.

Подвижные игры,  где требуется имитация движений животных.: «Вороны и пес», « Сова и воробушки», «Курочка-хохлатка», «Кот и мыши»  и другие  игры.

2. В своей работе я знакомлю детей с различными видами театра: настольный, теневой, кукольный, пальчиковый.

 Одну и ту же сказку мы часто  проигрываем во всех видах театра – т.к. это способствует обогащению сенсомоторного опыта детей, учит их владеть своим телом, что лежит в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

5.Сейчас мне бы хотелось на примере театра на прищепках «Кто сказал мяу?»  показать широкий спектр педагогических задач, направленных на познавательное развитие ребенка, решаемых при работе с данным видом театра.

1Сенсорное развитие – работа с прищепками, закрепление знаний основных и дополнительных цветов.

2.Ознакомление с окружающим – внешний вид, звуки животных (+кошка фыркает, шипит)

-беседа о пчеле (жалит – жало, кусает – зубы)

-безопасность – спастись от пчел

3. Развитие логического мышления – Почему мышонок испугался?

 4.Математическое развитие Закрепление знаний частей суток (щенок спал – утро)

  • Ориентировка в пространстве – вешаем  изображение выше или ниже в соответствии с текстом (щенок искал под столом, пчела сидела на цветке, щенок спрятался под куст)
  • Величина (пчела маленькая, пес большой)

6. В работе со сказками не обходится без родителей.

В своей работе по данному направления я ,конечно, использую все многообразие форм работы с родителями: это и размещение информации в уголке для родителя, беседы, привлечение к изготовления атрибутов  и костюмов к спектаклям, в этом году родители принимали активное участие в пополнении книжного уголка, а так же подготовили для детей театрализованное представление по мотивам сказки «Колобок», что позволило сплотить коллектив родителей, родители и дети приобрели опыт совместных переживаний, укрепились детско-взрослые отношений, а детям этот досуг подарил мир прекрасного, обогатил их жизнь новыми добрыми впечатлениями.

Родители принимают активное участие в Днях открытых дверей, подготавливают

Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Список использованной литературы:

  1. З.А.Гриценко. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению.- М.:Издательский центр «Академия», 2004-320с.
  2. З.А.Гриценко. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению.- М:.Линка-пресс, 2003 – 176с.
  3. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 – 372 с.
  4. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. –М.: Мозайка-синтез, 2008- 64с.
  5. Интернет-ресурсы

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-rol-skazki-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/28/rol-narodnoy-skazki-v-poznavatelnom-razvitii-doshkolnikov

https://www.adou.ru/conference_notes/55

Источник