Сказка ком модель развития ребенка

Сказка ком модель развития ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Дорохова, И. А. Метод моделирования как способ обучения дошкольников сочинению сказок / И. А. Дорохова, Н. Р. Трифонова, С. Ю. Ломакина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9201/ (дата обращения: 06.02.2021).

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить — это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать речевое творчество детей дошкольного возраста.

Целью нашей работы является последовательное развитие речевого творчества детей дошкольного возраста, а систематически организованная работа по обучению детей сочинению сказок с использованием метода наглядного моделирования, несомненно, способствует развитию речевого творчества дошкольников.

Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Д. Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии». Используя сказочную тематику, Д. Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития воображения, которые впоследствии были расширены и модифицированы педагогами-новаторами.

Опорное моделирование — довольно распространенный прием в обучении. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать (видоизменить) его, экспериментировать с ним.

Вариант 1. «Символизация». Рассказывая детям сказку, мы стараемся сопровождать повествование условными картинками-символами. Например, в сказке «Теремок» можно использовать буквы-зверушки.

теремок

лиса

волк

заяц

лягушка

мышка

медведь

Вместо букв могут быть использованы цветные геометрические фигуры, обозначающие тот или иной персонаж, или любые другие условные символы. Например, к сказке «Золушка» условные обозначения могут выглядеть так, как они изображены на этом рисунке:

В дальнейшем дети самостоятельно могут рассказывать сказки по моделям опорным моделям и составлять схемы-модели сюжетов. По готовым схемам можно придумывать и новые сказки, варьируя последовательность сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия.

Вариант 2. Карты Проппа. Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа, этих функций 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. В некоторых случаях нарушается и строгая функциональная последовательность — возможны перескоки, добавления, синтез, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные события.

Основных, главных функций, Пропп выделил 20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок.

Джанни Родари отмечает, что «преимущества карт Проппа очевидны, каждая из них — целый срез сказочного мира. Каждая функция изобилует перекличками с собственным миром ребенка» [1, с. 29]. Прочитав слово «запрет», он тотчас же ассоциирует его со своим личным опытом — с разного рода запретами, с которыми ему приходилось встречаться в жизни. Но в запрете есть и положительная сторона — знакомство с правилами: так — можно, так — нельзя. Именно в этом заключается начало осознания ребенком границ своей свободы, определяемых жизнью и обществом». То есть каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. Целесообразность использования карт Проппа состоит в том, что:

  1.      Наглядность и красочность их исполнения позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок.
  2.      Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а, следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное, логическое мышление.
  3.      Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.
  4.      Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, мы организуем так называемые «подготовительные» игры, в процессе которых ребята ознакомятся со всеми сказочными функциями [3, с. 17]:

а) «Чудеса в решете». В процессе этой игры дети выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращение, волшебство (волшебные слова, предметы и их действие).

б) «Кто на свете злее всех?» Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируют положительных героев). Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких персонажей, какова их роль в развитии сюжета, фабулы произведения.

в) «Заветные слова». В процессе этой игры ребята осуществляют попытку вычленить самые действенные, значимые слова в сказке. Это могут быть как волшебные слова, сказочные приговоры, так и слова, несущие основную смысловую нагрузку. Например, рассуждения героя о своих поступках, которые позволяют ему не только оценить происходящее, но и свою роль в этом, то есть самоопределиться и осуществить положительное самопреобразование (в сказке это обычно раскаяние ложного героя, отказ от ложных идей и ценностей и следующее за ним стремление к самосовершенствованию).

г) «Что в дороге пригодится?» На основе анализа волшебных сказочных предметов (описание внешнего вида, выявление функции, свойств), помогающих героям одолеть врага, разрешить проблемную ситуацию (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т. п.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет, если он начнет выполнять не свойственные ему ранее функции.

ж) «Хороший-плохой». В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы?

Знакомство с картами должно происходить постепенно, в определенной логической, смысловой последовательности и подчиняться ряду требований.

  1.                Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы с ними, выполнены нами в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем мы пользуемся картами с довольно сжатым схематичным изображением каждой функции (см. ниже). Изготавливая карты-опоры, стараемся выбрать для обозначения функции такой символ, который был бы понятен детям, или вместе с ними оговариваем каждое изображение. Символы, придуманные самими ребятами, организуют запоминание, и осознание их протекает более продуктивно.

Запрет или предписание

Нарушение

Вредительство

Отъезд героя

Задача

Сверхъестественные свойства антигероя

Борьба

Появление героя

Трудные испытания

Ликвидация беды

Изобличение ложного героя

Наказание ложного героя

Свадьба

  1.      Воспроизведение знакомой сказки, смысловое соотнесение с определенной функцией. Прочитав и разделив сказку на смысловые части, обсуждаем каждую их них с ребятами, даем ей название. Если предложено несколько названий, близких по смыслу, то выбираем самое точное, емкое. Ведь дать правильное название — значит расшифровать информацию, которую впоследствии можно «спрятать» в карте при помощи изобразительных средств. Таким образом, ребята могут соотнести между собой две знакомые системы: речевую и графическую. Все это позволит детям исподволь подойти к пониманию того, что сказка — это гибкое образование, состоящее из элементов, имеющих право изменяться в зависимости от воли сочинителя, и что сказочником может быть и сам ребенок.
  2.      Совместный поиск и нахождение обозначенных функций во вновь предлагаемых для прослушивания сказках. Читая детям новую, незнакомую сказку, на протяжении одного занятия нужно использовать не более 3–5 карт-функций, в противном случае у ребят пропадает интерес или наступает переутомление.
  3.      Самостоятельный поиск функций детьми сначала на материале знакомых, затем новых сказок.
  4.      Целостное освоение сказочных функций. Дети, используя весь комплект карт, последовательно воспроизводят развитие сказочного сюжета.
  5.      Сочинение сказок. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, тогда работа будет более продуктивной. Постепенно для сказки добавляется по 3–4 дополнительные карты и так до тех пор, пока не будет задействован весь набор. Когда ребята освоили придумывание сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Это — уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Содержание придуманной сказки ребята при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков.
  6.      Работа с индивидуальным набором карт. Каждый ребенок получает (или изготавливает дома с родителями) собственный комплект карт и работает с ним по своему усмотрению — придумывает новое произведение или модифицирует знакомое. Вначале детям можно предлагать готовое название сказки (например, «Сказка про огурчик»), оговорить с ними место действия и количество персонажей — такой прием облегчает самостоятельное литературное творчество в период его освоения.

После этого деятельность детей приобретает полную самостоятельность — они сами придумывают название, место действия, героев и определяют их количество, смысловую нагрузку, наделяя каждого из них соответствующими нравственными качествами, образными характеристиками.

В дальнейшем варианты работы с картами Проппа по придумыванию сказочных сюжетов могут быть самые различные: сочинение по очереди, группами, с конца, с середины; использование карт по порядку, через одну, наугад, по определенному количеству; деление сказки на смысловые части (приговор, завязка, конфликт); выбор главного героя; модификация знакомой сказки за счет ограничения или увеличения используемых функций — именно здесь и открывается творческий потенциал каждого ребенка, и не просто открывается, но и реализуется, приобретая реальные формы выражения.

Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.

Литература:

  1.      Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе «Радуга». — М.: Просвещение, 2009–159 с.
  2.      Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебное пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
  3.      Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. — М.: Просвещение,1989–127с.
  4.      Развитиевоображениядетей. Популярное пособие для родителей и педагогов…. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Л. Ю. Субботина. — Ярославль: Академияразвития,1997.
  5.      Фесюкова Л. Б. Воспитаниесказкой: для работы с детьми дошкольноговозраста. — М.: Фолио аст,2000. — 464 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, функция, ложный герой, место действия, процесс этой, ребята, Сочинение сказок, дошкольный возраст, знакомая сказка.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

д/с 555

?

Тема: Составление сказок методом каталога с детьми младшего дошкольного возраста

Выполнила: Сабрекова В.В.

Новосибирск 2018

Тема: Составление сказок методом каталога с детьми младшего дошкольного возраста

Цель: Составление сказок методом каталога с детьми младшего дошкольного возраста.

Задача: Научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Данный метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Суть метода заключается в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.).Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Область речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной; развитие речевого творчества. А так же, знакомство с книжной культурой, восприятие художественной литературы, как своего народа, так и народов других стран, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Большую роль здесь занимают сказки. Ведь сказки не только знакомят с историей России, русской культурой, обычаями, но и заставляют детей смеяться и сопереживать, волнуясь за героев, учат отличать добро от зла, правду от лжи, дают первые понятия о справедливости, совести, чести, благородстве и заслуженном наказании, они заставляют любить окружающий мир.

Используя в работе технологию ТРИЗ мы можем выделить несколько моделей:

  • Модель составления сказки с помощью метода «Каталога»,

  • Модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»,

  • Модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»,

  • Модель составления сказки с помощью метода «ТПФ»,

  • Модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

Мы остановимся на методе «Каталога».

Воспринимать и понимать алгоритм составления сказочного текста могут дети в том случае, если педагогом качественно проведена подготовительная работа.

Обязательным условием является чтение.

На знакомых сказках дети учатся выделять характерные особенности сказочных текстов; определять в сказке главных героев, их характер, свойства. Дети сами учатся делать вывод, что сказка может происходить в любом месте, что героем сказки может быть любой объект.

Работа по подготовке к составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада может быть организована с 3 – летнего возраста через систему творческих заданий.

Система обучения составлению сказок может быть построена при условии последовательного подбора игр и игровых упражнений.

Алгоритм проведения:

  1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.

  2. Воспитатель задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице набранного текста.

  3. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.

  4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

  5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).

  6. Продуктивная деятельность детей: лепка, рисунки, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).

  7. Попросить детей рассказать дома придуманную сказку.

Правила поиска ответов на вопросы:

  1. Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?».

  2. Воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку показать пальчиком на любое слово (например: «Жил-был… карандаш!»). Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.

  3. Следующий ответ на вопрос ищется на любой другой странице.

Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Если дети теряют интерес к сочинительству, необходимо:

  • «Собирать» сюжет в быстром темпе.

  • Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и т.д.)

  • Использовать приемы драматизации.

  • Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя приемы «мозгового штурма».

По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных «ответов» и восстанавливали последовательность вопросов. Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и сам «читает» ответы. Воспитатель осуществляет функцию контролера. Время от времени рекомендуется вспоминать придуманные истории и рассказывать их так, как артисты-сказочники.

С детьми трех – трех с половиной лет как вариант метода каталога проводится игра “Чудесный мешочек”. В нем могут находиться игрушки или картинки, которые являются первыми объектами для составления 3-4 предложений связного текста.

Примерная цепочка вопросов для детей 3 – 4 лет:

  • Жил-был… Кто?

  • С кем он дружил?

  • Пришел злой… Кто?

  • Кто помог друзьям спастись?

  • Таким образом, метод Каталога готовит ребенка к усвоению более сложных моделей сочинения сказок. Рекомендуется с помощью этого метода научить детей составлять логически связанный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени.

Картотека сказок по использованию элементов моделирования по речевому развитию в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Название сказки

Цель

«Колобок»

«Кот, петух и лиса»

«Лиса и заяц»

«Теремок»

«Волк и козлята»

«Рукавичка»

«Два жадных медвежонка»

«Пых»

«Петух и лиса»

«Лиса – нянька»

Формировать умение эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании. Развивать интонационную выразительность. Воспитывать ловкость, смекалку. Рассказывать сказку с помощью моделей.

Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание; точно отвечать на вопросы. Формировать умение запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. Воспитывать умение волноваться за судьбу доверчивого петушка, радоваться находчивости кота и благополучному концу их приключений. Развивать умение слушать старших, желание помочь (прийти на помощь).

Рассказывая сказку с помощью моделей, вызывать у детей сочувствие к зайцу, радость от того, что зло наказано; предложить охарактеризовать петушка (храбрый); отвечать на вопросы по содержанию сказки; запоминать отдельные слова, фразы с которыми петух обращался к лисе. Воспитывать интонационную выразительность речи, отзывчивость, желание прийти на помощь. Побуждать не обижать тех кто меньше.

Развивать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования; упражнять в словообразовании. Развивать у детей умение дружить, закрепить понятие «дружба»

Продолжать развивать умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей при воспроизведении песенок; используя модели рассказывать сказку, активизировать глагольную лексику. Показать детям, что может случиться если не слушать старших (маму). Побуждать детей всегда слушать старших.

Используя метод моделирования, продолжать развивать умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Упражнять в завершении предложений, начатых воспитателем.

Помочь детям усвоить содержание сказки с помощью моделирования. Показать детям отрицательную сторону жадности, что может получиться если быть очень жадным, побуждать детей делиться с товарищами.

Продолжать развивать умение эмоционально воспринимать сказку, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию. Рассказывать сказку вместе воспитателем используя модели. Показать детям, что надо быть смелым. Воспитывать желание помогать старшим.

Познакомить с новой сказкой. Продолжать формировать умение рассказывать её используя модели. С помощью сказки показать детям что можно найти выход из любой плохой ситуации. Предложить охарактеризовать петушка (умный, хитрый).

Развивать умение понимать сказку используя модели. Упражнять в чётком произношении звукоподражательных слов. Объяснить детям с помощью сказки что не надо хвастаться, лениться. Что если взялся за дело, то выполняй его хорошо, доводи до конца. Показать что может получится если много хвастаться и лениться (медвежата остались голодные, не ухоженные).

Источник