Сказка как средство развития творческих способностей ребенка
Серина Павлова
Мультимедийная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников
Важным моментом в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста является умение самостоятельно сочинять сказки. Самостоятельное придумывание сказки способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческих способностей ребенка, активизации воображения и мышления.
Актуальность данной работы заключается в использовании современных информационных технологий при создании детьми мультимедийной сказки.
Гипотеза:
Использование современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно раскрыть творческий потенциал ребенка. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.
Научное обоснование:
Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина, Ю. М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Как отмечают ученые, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Цель:
– развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через создание мультимедийной сказки посредством использования ИКТ
Задачи:
• Изучить теоретические основы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
• Рассмотреть способы создания мультимедийной сказки посредством использования ИКТ как эффективное средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
• Создать условие, атмосферу творчества для придумывания сказки
• Организовать обсуждение продукта деятельности
• Разработать рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по данной теме.
Практическая значимость заключается в том, что опыт работы при создании мультимедийной сказки может быть использован воспитателями и родителями в работе по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
Девочки и мальчики придумывают сказки по-разному, создают образ героев посредством рисования и получают от этого удовольствие. Дети с наиболее веселым характером рисуют яркие, красочные, веселые образы, а у застенчивых, замкнутых детей образы бывают скованными. Я решила использовать эту особенность детей при создании анимации сказок. Соответственно, работа по развитию творчества детей посредством составления мультимедийных сказок должна строиться с учетом определенных особенностей детей.
Работа по развитию творческих способностей мальчиков и девочек к придумыванию сказок строится поэтапно. При этом важным является систематичность, последовательность и целенаправленность всех форм, приемов и методов развития речевого творчества детей.
1 этап: «Продолжи сказку»
С детьми были проведены занятия с использованием метода формирования у детей творческих способностей, необходимых для сочинения сказок.Использовался метод: придумывания продолжения и завершения рассказа. Детям был предложен рассказ «Курочка Ряба». Занятие по обучению детей творческому рассказываниюпреследовало решение ряда задач:
1. Учить детей последовательно придумывать продолжение рассказа.
2. Обучать детей композиционному построению творческих рассказов.
3. Передавать придуманное завершение рассказа выразительно и эмоционально.
2 этап: “Придумай сказку“.
Детям давалось задание придумать сказку, а затем пересказать его.
Воображение оценивалось по следующим признакам:
1. Темп работы
2. Необычность образов, использованных в сказке.
3. Разнообразие образов, используемых в сказке.
4. Проработанность и детализация образов, имеющихся в сказке.
5. Эмоциональность образов
3 этап:
Детям было предложено самим с помощью воспитателя нарисовать содержание сказки, которую они сами придумали. Дети охотно участвовали в организации этой сказки: рисовали с большим удовольствием, старались подражать движениям и голосам героев сказки во время рисования, что требовало от них интонационной и мимической выразительности.
Когда вся предварительная работа была проделана, предложила создать мультфильм, что вызвало у детей неописуемый восторг.
Все дети с большой радостью помогали мне, иногда давали советы, старались быстрее выучить тексты героев и с нетерпением ждали, когда же увидят свой мультфильм. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, нарисовать его сюжет, были более активны, внимательны друг к другу, старались полностью передать содержание сказки. В основном, они справились с заданием.
После завершения работы мы устроили родителям презентацию сказки Показ мультфильма прошел на ура, дети радовались, делились с родителями впечатлениями, эмоциями
Можно сказать, что благодаря созданию мультимедийной сказкидостигается двойной результат:
Во-первых, развиваются творческие способности детей в процессе придумывания, рисования, рассказывания сказки, пополняется словарный запас, развивается мелкая моторика, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность, повышается интеллектуальный уровень;
Во-вторых, более глубоко раскрывается внутренний мир ребенка, тем самым создается благоприятное поле для дальнейшей работы.
Дети научились самостоятельно принимать верные решения, стали более доброжелательными, открытыми, сопереживающими и помогающими друг другу.
. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду // Москва. – Мозаика – Синтез. – 2005
Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Аркти, 2003. – 156 с.
Усачёва И. Волшебные карты, или Джанни Родари учит сочинять сказку // Семья и школа. – 1989. – № 4. – С. 21 – 23.
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.
Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с. – (Программа развития).
Источник
Марина Невешкина
Консультация «Чтение сказок как средство для развития творческого потенциала детей»
Консультация на тему: «Чтение сказок, как средство для развития творческого потенциала детей».
Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее,значит,полезнее.
Дж. Родари
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
В середине ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).
Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
В научно-педагогической литературе, сказкотерапия – это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т. е. сказками).
Цель метода сказкотерапии – активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Сказка формирует доверие ребенка к миру, она прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, к коллективу детей. Обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать эмоциональное состояние окружающих.
С помощью метафор ребёнок интегрирует ситуации в сказке в свой жизненный опыт. Дошкольник через сказку получает знания о том, как устроен этот мир; как приобретать дружбу и любовь; как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми. Также он учится умению прощать, ценить хорошее отношение к себе и другим.
Использование сказки для целенаправленного развития творческих способностей ребенка требует разработки конкретных методов и приемов.
В психологической литературе выделяют следующие возможности работы со сказкой.
1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни слушателя, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека,выявляет систему оценок человека в категориях: «хорошо – плохо».
4. Проигрывание эпизодов сказки. Этот метод дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
5. Использование сказки как притчи – нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой)
А. А. Осипова в своей работе приводит основные приемы работы со сказкой, которые можно применять с целью развивающей работы с детьми 5 – 6 летнего возраста по развитию у них творческих способностей.
Разберём приёмы:
1 прием – это анализ сказок. Его цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.
Например, для анализа выбирается известная сказка.При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как ты думаешь, о чем эта сказка?»; «Кто из героев больше всего тебе понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?» и т. д. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.
2 прием – рассказывание сказок. Помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку предлагается рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих в сказке. Например, как сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».
Переписывание сказок – еще один прием работы в этом направлении. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
Наконец, сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье, растет, при определённых обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
Источник
ОКСАНА Серова
Проект «В гостях у сказки», как способ развития творческих способностей дошкольников
Проект
«В гостях у сказки», как способ развития творческих способностей у
дошкольников (старшая группа)
Информационная карта проекта:
Участники проекта
– воспитатели, дети, родители
Вид проекта
– среднесрочный, творческо-игровой
Возраст детей
– 5 лет
Срок реализации
– апрель 2016 года
Актуальность проекта
В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, а детский сад – это мир детства, радости, ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра.
• В процессе воспитания и обучения дошкольников понятие «творчество» неотрывно связано с понятиями «способности», «интеллект», «развитие». Одарённость и творчество, можно расценивать, как одно из проявлений разностороннего и гармоничного развития воспитанника.
• Литературный жанр «сказка» – идеальный инструмент для формирования творческой и одновременно – духовной личности ребёнка, так как, входя в мир чудес и волшебства, ребёнок получает уроки нравственного отношения к предметам и явлениям, развивает воображение, мышление, свои творческие способности.
Проблема
Дети очень мало знают сказок, родители дома мало читают книг своим детям. У дошкольников наблюдается излишнее приобщение к компьютерным играм, которое препятствует всестороннему развитию личности, не позволяет ребенку развиваться творчески и всесторонне, и как следствие мы наблюдаем замкнутость у дошкольников, неумение общаться, строить диалог с взрослыми, друг с другом. Теряются нравственные представления
Цель
Развивать творческие способности дошкольников посредством сказки.
Задачи
1. Знакомить детей со сказочными произведениями, учить называть названия сказок и их героев, выражать свое отношение к сказочным персонажам, закреплять умение использовать разные виды театра, различные средства выразительности.
2. Развивать творческие способности дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче сказочных образов, в выполнении творческих заданий.
3. Развивать связную речь, образное воображение и мышление.
4. Воспитывать партнерские отношения между детьми и взрослыми, развивать коммуникативные качества, поощрять творческую инициативу.
Предполагаемый результат
дети должны:
– проявлять интерес к художественной литературе, сказкам, театральной деятельности
– знать и называть прочитанные сказочные произведения, тексты, персонажей, понимать мораль
– уметь использовать различные виды театра и средства выразительности в творческих играх, сказочных постановках;
– Реализация проекта проводилась
по двум направлениям:
1. Совместная деятельность педагога с детьми
2. Взаимодействие педагогов с родителями, социумом
Методы работы
1.Исследовательские методы: изучение и анализ педагогической и научно – методической литературы
наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.
2.Практические методы: рисование, лепка, раскрашивание иллюстраций
обыгрывание стихов, сценок, эпизодов из сказок.
3.Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций,
прослушивание аудиозаписей, просмотр мультфильмов.
4.Игровые методы: дидактические игры, игровые действия,
воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание
загадок.
5.Словесные методы: беседа, рассказ, чтение
художественной литературы, заучивание пословиц,
чистоговорок, скороговорок, стихотворений, исполнение песен, плясок.
Реализация проекта:
1. Подготовительный этап
– Определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задач
– Подбор и разработка необходимых материалов для работы с детьми (тематические занятия, беседы, конкурсы, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, составление плана реализации проекта)
– Подготовительная работа с родителями детей (беседы, консультации, анкетирование)
2. Основной этап
Реализация комплексного плана через образовательные области:
«Познавательное развитие»
Цель: всестороннее развитие личности ребенка, формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности.
Формы работы:
– знакомство с русской народной сказкой через художественную литературу
– беседа о русских народных сказках
– рассматривание иллюстраций к сказкам
– прослушивание аудиозаписей сказок
– проведение коммуникативных игр: «Путаница», «Кто, чем приметен» и т. д.
«Речевое развитие
Цель: формирование правильной устной, родной речи и культуры речевого общения.
Формы работы:
– Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»
– Пальчиковая гимнастика
– Чтение русских народных сказок
– Чтение поговорок, скороговорок, чистоговорок, считалок
– Заучивание стихов, небольших текстов из сказок
– Перессказ прочитанных сказок
– Загадывание и разгадывание загадок
– Составление сказок по картинкам
«Художественно – эстетическое развитие»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении.
Формы работы:
– Тематическое занятие по изодеятельности «Путешествие в сказку»
– Лепка из пластилина «Мой любимый сказочный герой»
– Поделки из природного материала «Люблю тебя, сказка»
– Раскрашивание иллюстраций по русским народным сказкам
– Прослушивание музыкальных фрагментов из русских народных сказок
– Разучивание песен: «Песенка петушка» из сказки «Заюшкина избушка», «Песенка медведя» из сказки «Теремок», «Песня Аленушки» из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Песня Снегурочки» из сказки Снегурочка»
– Разучивание хороводной пляски зверей из сказки «Теремок»
– Разучивание танца Снегурочки и ее подружек из сказки «Снегурочка»
«Социально – коммуникативное развитие»
Цель: Формирование самостоятельности и умения принимать решения, закрепление основных правил общения со сверстниками и взрослыми
Формы работы:
– Дидактические игры с элементами волшебства: «Сундучок Морозко», «Короб Миши», «Богатырская сила репки»
– Игры-драматизации по русским народным сказкам: «Теремок», «Репка», «Морозко», «Царевна – Лягушка»
– Литературная викторина «В гостях у сказки»
– Театрализованные игры с использованием различных видов театра (кукольный, пальчиковый, настольный и др.)
– Выставка книжки «Сказки моего детства»
«Физическое развитие»
Цель: Развитие двигательной активности, пластики
Формы работы:
– Образное имитирование героев сказки (мимикой, жестами, движениями)
– Подвижные игры: «Лиса и заяц», «Гуси – лебеди», «Волк и зайцы», «Хитрая лиса», «Два мороза», «Бабушка Маланья», «Кто, кто, здесь живет?»
– Использование спортивного инвентаря в сказках: обруч-домик, скакалка-ручеек, мяч – волшебный клубочек, веревка- дорожка и т.
Роль родителей в реализации проекта
Особая роль в творческом проекте отводилась работе с родителями по использованию сказок в воспитании детей. В беседах, на консультациях им разъяснялась большая значимость семейного чтения, которая формирует у дошкольников нравственные, положительные эмоции, развивает творческие способности.
Родители принимали активное участие в реализации проекта:
– Приобретали материалы для художественного творчества детей (цветная бумага, картон, альбомы, краски, клей, пластилин и т. д)
– Оказывали помощь в обновлении театрального музея
– Изготавливали атрибуты, костюмы, для театрализованной деятельности
– Участвовали в конкурсах рисунков и поделок
– Участвовали в изготовлении пальчикового театра по русским народным сказкам «Репка», «Колобок»
– Принимали участие в изготовлении театра ложек к сказке «Снегурочка»
– Принимали участие в организации творческих выставок работ детей
3. Заключительный этап
Результаты
1. Результатом нашего проекта было проведение литературной викторины «В гостях у сказки», на которой дети показали свои знания и творческие умения:
– узнавали по иллюстрациям названия сказок, сказочных героев – рисовали сюжеты из сказок – отгадывали загадки – читали стихи – инсценировали русские народные сказки
2.Совместно с родителями дети смастерили поделки из бросового материала на тему: «Мой любимый сказочный герой»
Каждый дошкольник презентовал свою поделку. Дети рассказывали, кто помогал делать, как зовут сказочного героя, из какой он сказки.
Все работы были выставлены на выставочном подиуме для просмотра.
Выводы
Проект «В гостях у сказки» позволил подтвердить, что сказка помогает ребенку совершенствоваться, проявлять и развивать свои творческие способности.
1. В результате совместной деятельности воспитанников, родителей и педагогов дети приобщились художественной литературе и творческой
деятельности, расширили кругозор о русских народных сказках,
сказочных персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились слушать сказки, сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
2. У детей сформировалось умение выразительно читать стихи, эпизоды из сказок, повысилась речевая активность.
3. Проектный метод способствовал развитию познавательного интереса дошкольников к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества детей с взрослыми.
4. Родители воспитанников проявили интерес к чтению русских народных сказок, выполнению творческих заданий совместно с детьми.
5. Технология проектирования сделала дошкольников и их родителей активными участниками воспитательного и творческого, развивающего процесса.
Информационное обеспечение
1. Сборники русских народных сказок
2. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. – М, ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
3. Ткач Р. М, В чем сила терапевтических сказок?/Сказкотерапия детских проблем. – СПб. Речь; М, Сфера, 2008.
4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М, Айрис-пресс, 2008.
5. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М, Аркти, 2003.
6. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». Москва, «ВАКО», 2007.
7. Т. И. Петрова «Театрализованные игры в детском саду». Москва, «Школьная пресса», 2009.
8. К. Н. Сорокина «Программа: театр- творчество- дети». Москва, 2005. Н. Т. Нечаева «Творческое экспериментирование в детском саду». «Москва-пресс», 2009.
9. Т. А. Рик «Сказки и пьесы для семьи и детского сада». Москва, «Линка-пресс», 2009.
10. Интернет-ресурсы
Источник