Сказка как средство развития речи ребенка

Сказка как средство развития речи ребенка thumbnail

Русские народные сказки пришли к нам из глубины времен с важной миссией передать знания детям, которые как губка впитывает буквально всё что видят, с чем соприкасаются.

Поэтому так важно показать и рассказать о мироустройстве, о важности добра и зла. Сказки успешно справляется со своей задачей и уже с малых лет человек приучается различать добро и зло, хорошие и плохие поступки.

Виды сказок

Сказочные произведения можно разделить на три вида. Повествующее о животных, показывающие быт людей, демонстрирующие волшебство.

Сказки о животных самые старые их корни уходят в глубину Древней Руси. Здесь очень ярко представлены образы колобка, репки лисы зайчика. Эти образы и проявления характеров учат пониманию добра и зла.

Сказки рассказывающие про быт людей очень близки к современным реалиям, в них всегда есть чему поучиться.

Волшебные сказки это целый мир в котором добро и зло выражается через проявление волшебства магии колдовства. В таких историях персонаж в лице харизматичного героя берет на себя обязательства по спасению людей, а иногда даже целого мира.

Герои действует не один, как правило, ему помогают добросердечная люди. Читая, ребёнок видит как важно прийти на помощь, чтобы в едином стремление победить зло.

Народные сказки их роль в общем и речевом развитии

Сказания активно применяют в обучении детей творческому пересказу

Детишки увлеченно придумывают свои сюжеты, делают анализ текста, создают творческие постановки. Достигая шестилетнего возраста ребятишки обладают великолепными речевыми способностями, они могут легко фантазировать и придумывать собственное сочинение презентуя их на публике.

Можно выделить такие качества как свободное общения, умение составить сложное предложение, правильно скомбинировать и произнести длинные фразы.

Многие малыши уже самых ранних лет имеют тягу к словесному творчеству, которую выражают по-разному. Одни прекрасно формулирует сочинение и рассказывают его, другим же приходится с этим сложновато, но строить фантазийные миры любят все. Поэтому стоит заранее подумать какие книги приобретать, чтобы уроки по развитию речи были интересными и продуктивными.

Для развития речи лучше начать с коротких сказок с позитивным сюжетом и простым изложением, чтобы вызвать интерес, и завоевать внимание ребенка. Когда дети примеряют на себя какой-либо образ из рассказа, переделывают сюжет, у них прогрессирует развитие аналитического ума.

В дальнейшем развивается разные стороны личности, вырабатываются нравственные качества, растёт интеллект. Это способствует появлению позитивных качеств характера.

Роль сказки в развитии речи дошкольников

Развитие личности дошколят гармонично коррелирует с успешным овладением грамотно построенной и логически выверенной речью. Сказка это фантастическая среда, где ситуации требуют проявление самостоятельности, творчества, управление ребенком своих эмоциональных реакций.

Многие малыши 5 лет имеет низкий уровень речевого развития. Также страдают передача эмоциональных состояний, способности связанные с артистическим проявлением , интонирование или некачественное звуковоспроизведение.

К счастью эти проблемы устраняются. Игра в сказку позволяет активировать разные стороны речевого аппарата, улучшить словарный запас, грамматический строй, развить умение вести монолог и уметь вступать в диалог, проработать звук речи.

Возможности русской народной сказки в развитии речи детей

Благодаря юмору, живым насыщенным выражением передающим яркие красочные образы, русские сказки помогают развивать связную речь. Произведения достаточно просты в изложении, ребята с лёгкостью анализирует и составляют своё мнение в отношении героев и их поступков.

Прочитав сказку спросите какое отношение возникло к героям, почему герои именно такие, почему они так себя ведут. Отвечая на эти вопросы ребята будут формулировать свои мысли, произносить предложения, тем самым тренировать свою речь.

Важную роль в развитии речи играет звуко-буквенный анализ, с которым дети сталкиваются в сказках колобок и репка. Герои в этих сказках возникают последовательно, с развитием сюжета то это последовательность повторяется, так малыши участвует в освоении звуко-буквенного анализа.

Театральная постановка очень эффективна в развитии речи. Настольный театр, пальчиковый или театр теней, участвуя в таких постановках ребёнок станет более раскрепощенным, проработает свою интонацию, мимику, силу голоса.

Используя сказочные истории можно получить большие результаты в развитии речи , улучшается структура слога, фонематическое восприятие, развивается артикуляционный аппарат, лексические и грамматические категории, дифференциация звука.

Читайте также:  Роль взрослого в развитии ребенка младенца

Роль сказки в развитии устной речи

Сказочные истории помогаю развитию правильной устной речи, прочтение позволяет увеличить словарный запас, правильно выстроить диалог. Выразительность языка и его меткость сразу становятся очевидными, это юмор и живые образные выражения.

В сказаниях очень ярко проявляется вся мощь словесного творчества русского народа кристальная ясность, яркость, великолепные образы. необходимость проговаривать одни и те же речевые формы всё это ставят сказки на первые места по развитию устной речи.

Через сказку ребенок узнает много новых слов, образных выражений его речь становится богатой эмоционально. Анализируя текст ребенок использует метафоры и эпитеты, это помогает устно выразить своё отношение к истории прочитанного материала.

Для построения основ устной речи необходимо специально обучаться.

Например Л.Б. Фесюкова рекомендует составить рифму из двух слов кузнец-удалец, после чего перейти цепочки рифм и составлению двустишия. Также можно поиграть в игру «От каждого по словечку» здесь требуется составить длинное распространённое предложение.

Наиболее важным, считает Л.Б. Фесюкова, воспитание чуткости к слову. Для этого она предлагает найти в произведении ласковые, красивые, грустные слова

Придумать длинное, и смешное слово Проанализировать слова имеющие одинаковое написание норазные смысловые значения. Например мука-мука, где от расстановки ударения зависит смысл.

Озвучить слово с использованием только согласных и предложить ребятам определить его полное звучание.

Придумать новое название сказок чтобы оно соответствовало изначальной идеи.

Сказка развивает в ребенке познавательные процессы, корректируется неблагоприятное развитие. Значительно Растет уровень Связной речи, время и пространство человек и природа, храбрость, стойкость и другие проявления жизни становятся доступными для понимания маленькими детьми. Сюжет сказок как привлекает внимание, и поддерживает интерес в ходе занятия.

Это особенно важно для детей с нестабильностью психоэмоционального фона, таким ребятам легко концентрироваться и быстро вникают материал. Обучение становится увлекательной игрой вместе с героями истории. Ребёнок получает ясное представление об окружающем мире, увеличивается кругозор и развиваются психические процессы.

Развитие связной речи дошкольников посредством сказки

Практические методы развития Связной речи:

Создай героям новые обстоятельства. Главные герои прежние, но обстоятельства совершенно иные от фантастических да прибрежных в текущей действительности.

Например ванька-встанька директор хлебозавода или кощей бессмертный повелитель луны. Дети с удовольствием будут придумывать новые обстоятельства и ситуации с любимыми героями, развивая собственную фантазию.

Перевирание текста используется если сказка знакома. В этом методе намерены делается ошибка к для того чтобы дети её поправили. Например сознательное ошибиться назвать Красную шапочку жёлтой.

Расскажи по-новому. Здесь можно работать не только над развитием речи, но и над развитием чувств ребенка. К примеру предложить найти гуманный способ перевоспитать мачеху и ленивую дочь из сказании о Морозко.

Спасение. Вообразите ситуации с различными вариантами решений по спасению. Дети будут сочинять сюжеты что поспособствует развитию связной речи

Придумай конец. Необходимо предложить придумать варианты концовки Метод развивает логику, проводить правильный анализ и заканчивать мысль, задействовать словарный запас.

Прорабатывать связную речь нужно проводить периодически. Обязательно нужно начинать до возраста 6-7 лет. Дети разовьют свой словарный запас научиться применять языковые средства выразительности, речь станет осмысленной и логичной.

Пересказ

Занятия по пересказу начинается уже в детсадовском возрасте, делая это устно, воспринимая сказку в собственной речи, ребёнок усиливает свое речевое развитие. Необходимо осмысленно, эмоционально, воспринимать собственный пересказ, именно в эти моменты проявляется творческая активность!

Процесс пересказа делает понимание художественного слова наиболее глубоким, а образы предстают близкими и понятными. Истории для устного рассказа должны вызывать живой отклик быть короткими и выразительными.

Лучшим материалом являются легенды о животных у них присутствуют динамичный сюжет, чёткая характеристика героев.

И так, чтобы пересказ имел эффект на развитие речи необходимо соблюдение следующих правил:

  • ребёнку нужно полностью понимать прочитанный текст;
  • Как можно полнее передавать художественный текст, избегать нарушение логики рассказа;
  • использование слов и оборотов в оригинальном исполнении автора;
  • использование правильных синонимов;
  • использовать правильный ритм;
  • длительных полов;
  • соблюдать последовательность.

Чем ближе к источнику произведения тем качественнее считается пересказ. В процессе пересказа ребёнка необходимо остановить, если он слишком увлекается и добавляет придуманные детали, а о важных моментах забывает. Для начала пересказа необходимо выразительно прочитать сказку, эмоциональная подача позволит лучше понять и воспринять текст, соответственно пересказ пройдет легче и эффективнее.

Читайте также:  Гленн доман гармоничное развитие ребенка читать

Сочинение сказочных историй

В развитии дошкольников большое значение имеет воображение, но к сожалению на сегодняшний день у многих уровень воображения достаточно низкий.

Когда ребенку предлагают сочинить историю он использует для этого прошлый опыт, это говорит о том что уровень воображения находится на первом или втором уровне. Как не печально, но только некоторые ребята имеют свое внутреннее виденье, используя которое прекрасно справляются с заданием сочинить историю.

Ребенок с хорошим развитым воображением обладает отличной речью, оригинальными идеями воплощая их в сказки. Чтобы хорошо сочинять необходимо иметь связную речь, то есть уметь вести монолог.

В свою очередь, чтобы вести монолог необходимо иметь накопленный опыт из жизни и литературы. Также должны быть сформированы аналитические навыки и умение заранее продумать свой рассказ.

Обучаясь сочинению важно выбрать сюжет, который будет побуждать придумать свою историю . Составление истории должно быть четким и понятным, необходимо включать простейшие описания.

Сюжет нужно выбрать опираясь на уровень развития речи и опыт ребенка, очень важно затронуть нравственный аспект и эстетическое восприятие. Помогайте ребенку в процессе сочинения, ведите ребенка по истории, задавая вопросы, это поможет придерживаться темы и логического хода истории.

Речевые игры по сказкам для детей

Речевые игры дошколятам помогают формированию контекстной речи. Полезно проводить игры на основе народных сказок «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка» и других. Дети 4-5 лет могут принимать в участие в театральных постановках.

Чтобы закрепить приобретенные навыки связной речи полученные через игру, необходимо создать специальные условия, главным из которых является устный рассказ.

Нужно дать задание передать свои мысли в форме рассказа . Взрослый помогает следить за ходом сюжета , соблюдением логической связи, поправляет в нужных моментах.

Хорошей тренировкой для формирования структуры синтаксиса детской речи служит диктовка своего сочинения. Взрослый записывает под диктовку ребенка, в результате речь замедляется и у ребенка появляются время для обдумывания предложений и построения грамотной красивой речи.

Существуют много игр для развитие речи. Рассмотрим на примере игру «Что для чего» целью которой сформировать навык применять в своей речи глаголы в неопределенной форме и конструкции сложноподчинённого предложения.

Итак, воспитатель представляет куклу и все вместе изучают картинки говоря что изображено. Теперь в игру вступает кукла, она показывает картинки по одной, дети не называя картинки отвечают для чего используется предмет на изображении.

К примеру гладить одежду, сушить белье, закалывать волосы . Далее ребенок , прикрыв глаза, ориентируясь на названую функцию, определяет сам предмет.

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательного учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Консультация

 «Использование сказки

как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Бессчетнова Ольга Андреевна

 «Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение».

Д. Родари

“Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок” – эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, однажды прядя к малышу, она остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему дошкольного воспитания.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладениями ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.

Читайте также:  Развитие ребенка первые недели жизни

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в воспитании по-прежнему сохранилась.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одним из современных средств, направленных на развитие речи является сказка. Сказки – самые любимые произведения детей. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.

Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя, начнет познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Передо мной как педагогов стоит задача – выстраивать работу с семьей по изучению сказок на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

Сказка по развитию связной речи преследует такие цели:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи
  • развитие диалогической и монологической речи
  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Формы организации занятий: пересказывание, сочинение сказок, составление творческих рассказов, придумывание небылиц, рассуждение.

Перед прочтением сказок проводится подготовительная работа, цель которой – организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания.

Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Источник