Сказка как средство развития ребенка

Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.

Сказка может дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребенку узнать мир,

может одарить его воображение и научить

критические воспринимать окружающее.

Д. Родари

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности и неповторимости; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на духовно- нравственное развитие дошкольника. Имея практический опыт работы с детьми дошкольного возраста считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. И одним из таких методов является воспитание сказкой. Сказка — это удивительное средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказки- это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением. 

Привлекательность воспитания сказкой заключается в том, что она универсальна:

  • Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
  • Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как ребенок, так и педагог эмоционально защищены. Тем самым возрастает доверие ребенка к коррекционно-развивающему процессу.
  • Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
  • Сказка феерична. Обращаясь к сказке, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, кукольный или драматический театр.
  • Сказка эмоциональна. Ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
  • Сказка мудра. Через сказку педагог может передать ребенку или родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

В моем, хоть и небольшом опыте работы прослеживается интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через сказку.

1. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать умение воспринимать и понимать произведение искусства.

2. Познавательное развитие: воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, героям сказок.

3. Речевое развитие: обеспечить возможность проявление детьми самостоятельности творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе прослушанных произведений.

4. Художественно-эстетическое развитие: развитие образного представления, способности замечать особенности предметов или героев и передавать их через продуктивную деятельность. Развитие артистических способностей.

5. Физическое развитие: формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через беседы, игры, чтение.

Для того чтобы работа была результативной, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие центры «В мире сказок», в котором расположены книги со сказками для детей, соответствующего возраста, также схемы для рассказывания сказок, иллюстрации из произведений, а также правила обращения с книгами.

В ходе совместной деятельности я знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: показ развлечений, досугов, театрализованных представлений. Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время выполнения ролей в театрализованных представлениях. Я привлекаю родителей к участию в театрализованных представлениях, в развлечениях, в проводимых совместно с детьми праздников, делаю акцент на важность чтения сказок на ночь. В результате решения поставленных задач дети ярче выражают свои мысли и чувства в речи,

– знают определенные сказочные сюжеты;

– понимают сюжетную линию сказки;

– выделяют проблему, актуализированную в сказке;

– умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.

В ходе своей деятельности, я поняла, что систематическое и целенаправленное использование различных методов чтения и инсценировки сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения, развития личности ребенка в целом. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения, фантазии продуктивнее и разнообразнее. В конце хотелось бы добавить:

Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А ещё сказка – это фитилёк, разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка. Поэтому я говорю: «Пусть будет сказка!». Сказка, придуманная мамой для своего малыша, сказка, придуманная всей семьёй или первая своя сказка, которую сочинил ребёнок. Пусть будет сказка! И чем больше сказок будет, тем интереснее и веселее станет наша жизнь.

Спасибо за внимание!

Читайте также:  Отзывы центр развития талантов ребенка

Источник

Лариса Синько
Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста

Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям искусства в процессе воспитания и обучения. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Главное назначение искусства – духовно, нравственно и эстетически обогащать человека. По характеру своего воздействия на психику, интеллект, искусство, в том числе и литература, является особым фактором развития личности ребенка. К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры,у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги.

Через художественные образы литературы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром. Среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит сказке. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом. (А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова). Эффективность и доступность целенаправленного использования сказки в образовательном процессе обусловлена рядом факторов. Среди них возможность обращения к накопленному социально-культурному опыту, учет возрастных особенностей ребенка, создание у ребенка чувства психологической защищенности. Сказка вводит ребенка в определенные воображаемые ситуации и заставляет пережить вместе с героями не только ситуации, но и ощутить чувства героев. Сказка, по мнению исследователя И. А. Ильина «есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния».

Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.

В нашем детском саду сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных занятиях по литературному образованию, герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающей в себя библиотеку для малышей, уголок театра, художественную галерею, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок». В марте месяце в нашем детском саду традиционно проходит театральный фестиваль, где дети выступают в роли актёров и представляют вниманию зрителей любимые сказки. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого (воспитателя) и детей, происходит не только знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» – все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

Используя сказку как средство развития личности ребенка-дошкольника,мы определяем следующие задачи:

1. Развитие способности к целостному отражению внешнего облика различных сказочных персонажей.

2. Овладение умением оценивать индивидуальные особенности сказочных героев через анализ их действий, поступков.

3. Принятие социально одобряемых форм поведения через проигрывание образно-ролевых сказочных ситуаций.

Если в младшей возрастной группе дети еще не могут делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного без помощи воспитателя, то в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно анализируют поступки героев, соотнося свое поведение с нравственными эталонами.

В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов применяются драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулирует способность самостоятельно творить художественный образ. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка.

Таким образом, влияние сказок на гармоничное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования нравственных представлений происходит формирование социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.

Читайте также:  Центр развития ребенка в городе москве

Источник

Сказка – как средство развития ребенка.

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду.

Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов.

Принципы работы со сказками:

  • Принцип
  • Основной
  • Акцент
  • Комментарий

Осознанность: осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

Множественность: понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Связь с реальностью: осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных.

Знакомя детей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно запоминают, что “Курочка Ряба”, “Теремок” – это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале года детей следует знакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянный предмет, которым раскатывают тесто (в сказке “Лисичка со скалочкой”) и др.

Во втором полугодии с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово синонимом. Например: бранится – ругается, (сказка “Лиса и козел”; кинулась туда- сюда – в разные стороны; кликала – звала (“Гуси – лебеди”).

После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, можно вторично рассказать сюжет, содержащий данную идею.

В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

В старшем возрасте дети учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику.

С помощью вопросов можно выяснить, какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Знакомство со сказкой “Снегурочка” можно начать с беседы. “Кто из вас любит зиму? Почему? – спрашивает педагог у детей. – Что вы зимой лепили из снега? А сейчас я вам прочитаю про девочку, которую звали Снегурочка”. Затем педагог задает детям следующие вопросы: ” Что я прочила рассказ или стихотворение? А как вы узнали, что это сказка? Кто вам понравился в сказке? Почему? Какая была Снегурочка? Как вы думаете, почему её так назвали?”.

Таким образом, значение сказок в воспитании чувств у ребёнка велико. Сказка – источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний.

В своей группе я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы работы со сказкой. Это разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Читайте также:  Все о беременности по неделям развития ребенка

Во-первых, с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия.
Цель – создать комфорт и заинтересованность.

Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания (“Найдите и назовите сказку”, “Где живет сказка?” и др., мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.
Цель – вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.

В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку, ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (например: сказка «Золушка» – игра “Перебери крупу”, образная игра “Варим кашу”, создаем с помощью подручных средств задуманный образ и учим выражать его вербальными и невербальными средствами.

 Цель – развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.

В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.

Цель – использовать полученные знания в различных видах деятельности.

Далее в своей работе со сказками я использую:

1. Выразительные движения

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния “Грусть” звучит пьеса “Болезнь куклы” из “Детского альбома” П. И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся “Огонь” под “Танец с саблями” А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

2. Проблемные ситуации

Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации – это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действий происходящих в сказке. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

• Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. -Х. Андерсен “Снежная Королева).

• Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский “Крокодил Гена”).

• Почему поссорились лиса и заяц? (“Лиса и заяц” русская народная сказка).

3. Творческие задания

Могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке “Репка”.

• Рассказать знакомую сказку по кругу.

• Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

• Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

• Придумывание своей сказки “Морковка” (по аналогии).

• Оформление книги “Полезные сказки” (обложка, иллюстрации).

• Изготовление масок “Овощи” (бумага).

• Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания

Сказки, но по-новому

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами
Колобок добрый волк
Лиса хитрая колобок

Сказки о бытовых предметах

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало, сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев

• Не садись на пенек, не ешь пирожок (“Маша и медведь”)

• Скрипи, нога, скрипи, липовая! (“Медведь – липовая нога”)

• Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! (“Волк и семеро козлят”)

Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

Нарисуй сказку

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Игровые задания

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

“Варим кашу”. Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

“продукты” по порядку входят в круг – “горшочек”.

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: “пых”). Огонь прибавляют (начинаю говорить “пых” в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Предлагаем дидактические игры:

“Составить портрет героя сказки” (Художественное, эмоциональное развитие)

“Треугольник и квадрат” (математическое развитие)

“Хорошо плохо”(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков “Три поросенка”).

“Добрые – злые” (развитие эмоций, изобразительных навыков).

По моему мнению, очень важна искренняя заинтересованность воспитателя в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но главное не перехвалить! Привлекать к оценке самого ребенка:

• Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.

Источник