Сказка как средство развития эмоциональной сферы ребенка

Сказка как средство развития эмоциональной сферы ребенка thumbnail

Краткое описание документа:

Опыт работы воспитателя ДОУ ИльницкойТатьяны Борисовны

на тему: «СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА»

Введение

Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.

И на любые испытанья согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.

В. Берестов

В дошкольном возрасте происходит становление эмоционально – потребностной сферы ребенка дошкольника, его нравственных ценностей и установок. В системе методов и средств воспитания положительных чувств не последнюю роль играют сказки. Это и понятно. Сказки детям понятны, доступны. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Только важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

И поэтому я определила для себя тему «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «сказкотерапии». Работать над данной темой я начала в сентябре 2016 года.

Цель:ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, открывая те знания, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Задачи:

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

2. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством – сказкотерапии.

3. Создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Прежде чем приступить к определению основных методов и форм работы сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы,проанализировала ситуацию в старшей группе методом наблюдения. В своей работе использовала проективную методику “Волшебная страна чувств” – Тест «Домики» Цель этой методики – исследование психоэмоционального состояния ребенка. Психологическая диагностика проводилась в форме трех индивидуальных заданий по раскрашиванию.

Наблюдая за детьми в процессе игры, во время образовательной деятельности, в свободной деятельности, заметила, что там, где надо мобилизовать своё внимание, память, дети не могут раскрепоститься – нет уверенности в своих силах. Творческая активность снижена, с трудом перевоплощаются в любимых героев сказок, не могут образно выразить свою мысль. Заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей. Страхи повышают тревожность, что ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Так же заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонение в развитии движений пальцев рук.

Я познакомилась и изучила различную литературу и меня заинтересовали программы по методу сказкотерапии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. Ф. Васькова, С. В. Крюкова). Программы включают в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программы воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.

Анализируя методические аспекты развития эмоциональной сферы средствами сказкотерапии, выделила три этапа работы:

1. Подготовительный этап (подбор и изучение методической литературы, составление перспективного плана, конспектов занятий)

2. Основной этап (проведение нод, беседы, консультации, обогащение предметно- развивающей среды)

Непосредственная работа:

– на специально организованных занятиях,

– в театрализованной деятельности,

– в сюжетных играх.

3. Заключительный этап (диагностический)

– анализ данных и обработка результатов;

– формулирование выводов.

На подготовительном этапе провела определенную работу с родителями. Для них оформила папку-передвижку «Роль сказки в жизни ребенка», провела беседы «Читаем вместе с детьми», «Для чего нужно читать детям сказки на ночь», «Мамины сказки» «Воспитание сказкой», где показала возможности воспитания средствами сказки. В группе оформила уголок сказки. При этом стремилась создать обстановку, которая бы заинтриговала, заинтересовала, вызывала бы у детей желание познать сказку, поиграть в сказку.

Для ознакомления родителей с методом «сказкотерапии» было проведено родительское собрание, на котором была дана информация о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и объяснила, что, только в совместной деятельности ребенка, родителей и педагогов ДОУ работа будет успешной. Привлекла родителей в оформление среды, изготовление атрибутов к сказкам, приобретение художественной литературы.

На основном этапе использовала карты Проппа, выполенные в сюжетной манере. Некоторые символы придумывали сами дети, что способствовало лучшему запоминанию и осознанию. Знакомство с картами Проппа происходило постепенно, в определенной последовательности:

1. Рассказывание сказки и соотнесение с определенной функцией.

2. Целостное освоение сказочных функций.

3. Сочинение сказок.

На основе рекомендации Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. составила алгоритм работы со сказками:

1.Просмотр фильма-сказки;

2.Чтение сказки;

3.Анализ сказки и соотнесение с определенной функцией;

4.Пересказ сказки (или групповое рассказывание) с опорой на карты Проппа;

5.Обсуждение сказки: в чем смысл сказки, подбор функции сказки;

6.Сочинение сказки по картам Проппа;

7.Придумывание продолжения сказки;

8.Обыгрывание сюжетов, игры-драматизации, кукольный театр;

9.Сказочные путешествия;

9.Психогимнастика;

10.Сочинение новой сказки;

11.Организация сюжетных игр по сказке.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, потренировала детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции. Мы с детьмирисовали и лепили сказки; сочиняли сказки; изготавливали кукол; драматизировали сказки.

Сказки очень приятно слушать, и не менее приятно их рассказывать. использовала разные формы работы:

а) Групповое рассказывание сказок.

С детьми занятие мы начинаем так: «Сегодня мы отправимся в волшебную страну Рассказию. А попасть в страну может только тот, кто умеет рассказывать сказку. Вы умеете рассказывать сказку? (да!). Тогда в путь-дорогу! Далее их встречает сказочный персонаж и требует рассказа сказки. Дети по очереди рассказывают по 2-3фразы (по кругу). Когда сказка рассказана, сказочный герой устраивает для детей сюрприз: дети могут переодеться в костюмы, послушать сказочные звуки, либо поиграть в занимательную игру. Часто мы используем прием «путешествие»: попадая в сказку, дети превращаются в лесных зверят, в героев сказки и тд.

б) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Этот метод сходен с предыдущим. Интересен тем, что дети могут по своему усмотрению придумать конец сказки. Также мы предлагаем придумать разговор двух сказочных героев.

в) Групповое придумывание сказок.

Дети любят придумывать сказки. Используя этот метод, мы садимся по кругу, и дети сочиняют по одному-два предложения, связанные по сюжету с предыдущими, придуманным другим ребенком.

Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:

– выявление эмоционального состояния ребенка,

– развитие фантазии и воображения,

– умение слушать и слышать своих товарищей,

– развитие способности к умению встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.

В игровом процессе использовала сказки, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются с различными «соусами»

Сказка – анализ – мы анализируем положительных и отрицательных персонажей, добрые – злые, жадные – щедрые, грустные – веселые, обсуждаем концовку сказки: понравилась ли сказка; как бы ты поступил; сравниваем героев с детьми: а есть ли в нашей группе такие герои?

Сказка – рассказывание – мы используем разные виды рассказывания – рассказ по очереди, по цепочке, сказка наоборот. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом взрослый может наблюдать, что происходит в процессе общения с ребенком.

Сказка – сочинение -сочиняем сказку вместе с детьми, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Читайте также:  Бланк вкладыш к истории развития ребенка

Сказка — рисование – после этого сказку рисуем, лепим или представляем в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Сказка – имидж – повышаем самооценку с помощью сказки, создаем новый образ.

Сказка – театр – здесь используюразные виды театров, драматизации знакомых произведений.

Театрализованные игры разыгрывала по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Легко драматизируются любимые детьми сказки “Репка”, ”Колобок”, “Теремок”, “Три медведя”, «Лиса и заяц» и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц, эмоционального развития. Детям легче представить себя зайкой, собачкой и т.д.

После неоднократного проигрывания знакомой сказки, предлагала детям изменить сказку, сыграть ее по-своему. Здесь особенно важно проследить, как изменится их поведение, когда они «ведут» кукол, являющихся отрицательными персонажами сказки: перестроятся ли они настолько, что поступки героев станут нравственными, или же их герои поступят жестоко, неблагородно и т.д. Чтобы действие такого творческого спектакля не зашло в тупик, предлагала всевозможные повороты событий. Такой прием ярко выявляет пристрастия и представления о нравственных ценностях детей. На первых порах трудно проводить такую работу, так как не сразу приходит умение быстро и творчески реагировать на эмоциональные отклики и актеров и зрителей, четко ориентироваться в затруднительных моментах и незаметно направлять весь спектакль. Но со временем это умение пришло, и такие спектакли доставляют огромное удовольствие не только детям, но и взрослым. При проведении творческого спектакля обращала внимание на выявление прежнего эмоционального опыта детей и формирование нового. Это помогало дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера, проникнуться переживаниями. Такая атмосфера – благоприятная почва для устранения неэтических, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости к злу.

Для активизации речи детей использовала: игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные), пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для кукольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию.

Для закрепления положительных эмоций от работы, конечно, дети еще и проявляли свое творчество и фантазию в рисунках к сказкам на темы «Сказочная страна», «Любимый сказочный герой», «Жил-был человечек», «Сказочные животные и птицы» и т.д.В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяла страхам детей. Дети рисовали страхи, складывали их в «волшебный сундучок» и я уносила все страхи детей.

Итак, в своей работе по формированию эмоциональной сферы использовала такие направления сказкотерапии, как рассказывание сказок, сочинения сказок с использованием карт Проппа, и театрализованная деятельность. Все сказанное выше свидетельствует о том, что сопереживание персонажам сказок представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление и др.

Методы и приемы сказкотерапии способствуют у детей формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.

На заключительном этапе, я увидела, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого, сопереживать. Дети стали более раскованными, уверенными, они свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам, их речь стала более образной, выразительной.

В конце провела повторную диагностику и увидела, что в процессе работы были замечены такие изменения:

– Дети научились оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей и своих сверстников, стараются прийти им на помощь, проявляют внимание;

-более эмоционально дети стали передавать различные эмоциональные состояния в играх, театрализованной деятельности;

– умеют разыгрывать небольшое сказочное произведение, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев.

-у детей преобладают положительные эмоции.

Исходя из анализа опытаработы, можно прийти к выводу, что работа по развитию эмоциональной сферы эффективна, если:

– педагоги будут заинтересованы в работе по формированию чувств у детей,

– будет проводиться специально-организованная работа по развитию эмоциональной сферы средствами сказкотерапии.

Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Через сказки и их драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому я хочу продолжать начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствоваться.

Список литературы.

1. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.

2. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс. 2004. – 160 с.

3. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5

4. Зинкевич‐Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006.

5. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. – М.,2004.

6. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О.Н. Капшук – Изд. 2–е. Ростов н/Д: Феникс, 2011.

  • Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.

8. Миляева Н.В. Сказкотерапия в ДОУ и семье [Текст] / Н.В. Миляева, С.Н. Толстикова, Н.П. Целикина. – М.:Сфера, 2010.

9. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006.

10. Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. – М.: Эксмо‐Пресс, 2001.

11. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.

12. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2003.

13. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.

14.Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.

15. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.: ил. – (Театр и дети)

Источник

Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

          Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решают фрагментарно, бессистемно.

          Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе… Сказка как метод воспитания и терапии эффективна в любом возрасте. И особенно в детском! Благодаря сказкам, в сознании крохи формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, его образ мира.

Читайте также:  Роль родителей в развитии умственно отсталого ребенка

          Причем лучше сказку не читать, а именно рассказывать – в этом случае слушатель активно воспринимает образы. Но сказку можно не только слушать! Мы можем обсуждать с ребенком уже существующую сказку: оценивать поступки героев, давать им характеристики, можем инсценировать сказку, пуская вход все свои творческие способности, а можем самостоятельно ее написать!

            Сказка – это и инструмент развития. Ребенок слушает, обсуждает, придумывает сказку… Он учится принимать решения, анализировать ситуации, в которые попадают герои. При этом развивается его фантазия, логическое мышление. Со сказкой ребенок познает окружающий мир.

           Сказка – это своеобразное зеркало. Оно отражает реальный мир через призму личного восприятия ребенка. В сказке нет ничего невозможного. И чаще всего счастливый конец! Ведь ее величество Сказка – это, прежде всего, шанс понять и принять окружающий мир, изучить его и, может быть, изменить что-то в себе.

          Сказка имеет и волшебную лечебную силу. Нередко в ней находятся решения проблем, ответы на вопросы, ключи к загадкам. Сказка помогает малышу справиться с трудностями. Всегда важно помнить о возрастных особенностях психики ребенка, понимать, чем заняты его мысли в данный период, что тревожит, чего ему хочется, о чем он мечтает.

Сказка является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкой мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказку воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.

Основные идеи сказки:

  • Осознание своего потенциала, ценности собственной жизни;
  • Понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
  • Познание разных стилей мироощущения;
  • Осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
  • Внутреннее ощущение силы и гармонии.

Привлекательность сказки для психологов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:

Сказка информативна. Через анализ придуманной клиентом сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как клиент, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие клиента к терапевтическому процессу.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказке, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.

Сказка эмоциональна. Через участие в сказках сессиях клиент накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор.

В сказках, которые мы сочиняем с детьми, ребята описывают не реальный мир, а то впечатление, которое он на них производит, то есть свое внутреннее состояние, свой психический (духовный) мир. Чтобы описать его,  они ищут во внешнем мире аналогии предметов и событий и, оперируя ими, создают образы, сообщая при этом о своем внутреннем состоянии. Такое описание при помощи аналогии называют метафорой. Именно языком метафор говорит наша психика, а точнее, правое полушарие головного мозга. Ученые считают, что, кроме процесса создания и хранения образов, эта часть мозга заведует и нашим здоровьем.

          Известно, что примерно до 10 – 12 лет у детей преобладает «правополушарный тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире.

Сказку можно назвать «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека, внутреннему ребенку, который есть в каждом человеке. Поэтому предметом сказки является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека.

Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.

Четыре-пять лет— апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм — стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает в процессе умственного и эмоционального развития детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя и не исчезают совсем.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного  возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;

3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Читайте также:  Словарь ребенка основа развития речи дошкольника

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста проводятся два раза в неделю продолжительностью до 30  минут (в зависимости от возраста). При групповой работе число участников составляет от трех до двенадцати человек.

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа,  Гнома и др.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

Вот почему мы сочиняем с детьми сказки. То, что вызывает дискомфорт у ребенка, «записано» у него в правом полушарии мозга в виде чувства. В сказочной форме мы начинаем разговаривать с детьми на языке правого полушария, на языке аналогий и метафор, пытаясь не только создать новые красивые образы, но и просим мозг обрисовать свои негативные чувства в виде образа.

Когда страшилка готова, мы изменяем ее: делаем поменьше, посимпатичнее, «попушистее», наряжаем в красивые или смешные одежды, придумываем веселый нрав. Постепенно негативное чувство, вылившееся в отрицательный образ, меняется на положительное. А созданный образ еще долго будет радовать детей, закрепляя доброе чувство в их душе.

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. Если мы вместе с ребенком будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так, постепенно, нам удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

 В работе со сказками следует обязательно учитывать тип применяемых сказок, поскольку у каждого типа имеются свои психологические цели. Все сказки, используемые психологами и педагогами, можно разделить на пять типов: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические и психологические.

Дидактические сказки имеют цель преподнести некоторые новые знания. Используется прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут. Такие сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. Дидактические сказки могут содержать задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок

Медитативные сказки нацелены, прежде всего, на создание какого-то эмоционального состояния, иногда — состояния релаксации. Они могут не иметь четкого и ясного сюжета и представляют собой некоторую «зарисовку», визуализацию ярких сказочных образов. С помощью медитативных сказок происходит глубокое погружение в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека. Эти сказки необходимо читать и слушать не между делом, а в специально созданных условиях. Медитативные сказки содержат позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному. Такие сказки могут, кроме того, служить прологом, настроем к новой психотерапевтической работе.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. В психокоррекционных сказках слушателю (читателю) обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с героем, должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.

Психотерапевтические сказки имеют следующие цели: обращение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости — в изменении этого отношения; оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой. Психотерапевтические сказки часто имеет форму притч. Они являются наиболее важными и глубокими и обладают самой большой силой воздействия.

Психологические сказки — особый тип сказок. Психологическая сказка определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей и передающая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Основная цель психологической сказки — влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей. Таким образом, такая сказка — прежде всего развивающая.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую»” роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка.

На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Так наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, в сказке оказываются зашифрованы алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам, позволяющим справляться с трудностями.

Сказочные головоломки можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевскмм стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Сказка – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность,       самостоятельность, творчество регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований, по мере того, как человек становится её членом. Сказка позволяет личности отреагировать на предложенной ситуации собственный негативный опыт и уточнить значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

«Управление образования исполнительного комитета

муниципального образования г.Казани

по Авиастроительному району

МБДОУ «Детский сад № 172 компенсирующего вида»

«Сказка как средство развития связной речи и эмоциональной сферы у дошкольников»

стендовый доклад

на методическом объединении воспитателей

дошкольных учреждении Авиастроительного

района г. Казани

Воспитатель 1 кв. категории

МАДОУ «Детский сад №407

комбинированного вида»

Зайцева С.А.

2017

Источник