Сказка как средство эмоциональное развитие ребенка раннего возраста

Елена Васильевна Шакирова
Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Утеряны многие семейные традиции, дающие ребенку наполненную глубоким духовным смыслом эмоциональную жизнь. Все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращают живое человеческое общение и так необходимое ребенку дошкольнику эмоционально-чувственное познание окружающего.

Учитывая эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей. Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Сказка непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки – научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум. В увлекательной, одновременно в доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей их поступки, судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Восприятие сказки, переживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, одновременно, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, его воображение.

Сказка! Как много хороших воспоминаний связанно с ней у каждого из нас! Все мы знаем с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает взрослого. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.

Задачи которые может решить сказка:

повышение мыслительной и эмоциональной активности;

снятие физической и психической напряженности;

совершенствование речевых навыков;

развитие психических процессов и творческих способностей.

Читая сказки детям дополняю их элементами собственного сочинения, тем самым формируя у детей образное мышление, расширяя представление об окружающем.Постепенно ребенок включается в процесс: вначале рассматривает картинки, затем звукоподражаниями назвать героев, договаривает конец знакомой фразы и, наконец пересказывает сказку. Позднее он уже способен сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии.

Основные методические приемы.

Совместное рассказывание сказки. Педагог произносит текст и интонационно выделяет звукоподражания, которые ребенок должен повторить при совместном пересказывании сказки.

Драматизация сказки. Походу чтения педагогом ребенок должен выставлять на стол фигурки (картинки) тех персонажей о которых говорится в сказке, а затем с их помощью обыграть сюжет. Драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его.

Артикуляционная гимнастика. Проводится с обыгрыванием определенных качеств сказочных персонажей. Каждому персонажу приписывается определенное движение органов, принимающих участие в артикуляции, ярко его характеризующее.

Рисование сказки. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивании сказки. Внимательно всматриваясь в детский рисунок, анализируя его содержание, характер его изображения, средства выразительность взрослые могут узнавать, кто из героев вызвал у ребенка эмоциональный отклик, понравился ему. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое сказка оказывает на детей, тем разнообразнее их рисунки.

Умелое проигрывание сказок позволяет создавать радостное настроение, устанавливать эмоциональный контакт с детьми, активизировать речевое общение, организовать ненавязчивое воспитательное воздействие, эффективно пополнять запас знаний и сведений об окружающем.

Важным аспектом является тесный хорошо налаженный контакт с родителями. Для этого проводится анкетирование родителей («Есть ли у вашего ребенка любимые сказки, «Любимый сказочный персонаж», «Читаете ли вы своему ребенку сказки? Какие?» Оформляются книжные выставки, стенды «Моя любимая сказка», «Сказки наших детей», «Волшебная книга сказок». Через проигрывание, чтение сказок дети наиболее полно выражают себя, приближаясь к миру взрослых, открывают свой внутренний мир.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

Занятия позволили обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты. Также были расширены представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Источник

Ольга Мишина
Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста

Сказкотерапия – здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Классификация сказок

Сказкиможно разделить на следующие виды: дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки. Художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные и сказки о животных.

Теперь рассмотрим каждый вид подробнее:

•дидактическая сказка: самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки – передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Она повествует о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);

•художественная сказка: знакомит ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;

•диагностическая сказка: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;

•профилактическая сказка:сюда можно отнести сказки для чтения, служащие накоплению ребенком знаний;

•медитативная сказка: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Функции сказки

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, развивающе-терапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная функции сказки.

1. Функция социализации. Социализирующая функция – приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.

2. Креативная. Креативная функция – это способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

3. Голографическая.Голографическая функция проявляется в трех основных формах:

– способность сказки в малом являть большое;

– способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо – земля – подземный мир; прошлое – настоящее – будущее);

– способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

4. Развивающее – терапевтическая. Развивающее -терапевтическая функция – воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

5. Культурно – этническая. Культурно-этническая функция – приобщение к историческому опыту разных народов,этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

6. Лексико – образная. Лексико-образная функция – формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.

Задачи сказкотерапии

Развитие речи

– Снятие эмоционального и мышечного напряжения

– Снижение импульсивности и тревожности

Развитие навыков взаимодействия

Развитие внимания, восприятия, воображения

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений

– Облегчение адаптационного периода.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии

Этапы работы Игровые приёмы

Познавательно – аффективная ориентировка Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию

Выражение замещающей потребности Для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров

Методы и приемы, используемые в раннем возрасте

Метод сказкотерапии реализуется нами через театрализованную деятельность как НОД, как часть НОД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. Кроме этого каждый день недели имеет свою тему дня (понедельник-день ЗОЖ; вторник- день ОБЖ, ПДД; среда- день познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности; четверг- человек в истории и культуре; пятница-день театрализованной деятельности). В эти дни деятельность воспитанников тесно связана с темой дня.В своей работе мы используем следующие виды деятельности:

– Игра-инсценировка (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности)

Сказка на песке (помогает снятию эмоционального и мышечного напряжения, преодолению стрессовых состояний у детей в период адаптации и посещения ДОУ)

– Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь)

Сказка на фланелеграфе (помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу)

– Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажейпомогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук)

-Импровизация (помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации)

– Игра-имитация (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям)

– Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения)

В своей работе мы используем все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Фонд сказок состоит из произведений, рекомендуемых программой, подбирается по типу характера, но для этого возраста наиболее характерны сказки о животных. Для запоминания используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.

Иногда, утренний прием проводится с участием персонажа. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.

Элементы сказкотерапии,театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс “я не умею”. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Источник

Ольга Азарова
Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста»

Воспитатель:

Азарова Ольга Александровна

Коломна1,городок

29.01.2018г

Сказкотерапия – здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Классификация сказок

Сказкиможно разделить на следующие виды: дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки. Художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные и сказки о животных.

Теперь рассмотрим каждый вид подробнее:

•дидактическая сказка: самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки – передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Она повествует о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);

•художественная сказка: знакомит ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;

•диагностическая сказка: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;

•профилактическая сказка:сюда можно отнести сказки для чтения, служащие накоплению ребенком знаний;

•медитативная сказка: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Функции сказки

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, развивающе-терапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная функции сказки.

1. Функция социализации. Социализирующая функция – приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.

2. Креативная. Креативная функция – это способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

3. Голографическая.Голографическая функция проявляется в трех основных формах:

– способность сказки в малом являть большое;

– способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо – земля – подземный мир; прошлое – настоящее – будущее);

– способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

4. Развивающее – терапевтическая. Развивающее -терапевтическая функция – воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

5. Культурно – этническая. Культурно-этническая функция – приобщение к историческому опыту разных народов,этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

6. Лексико – образная. Лексико-образная функция – формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.

Задачи сказкотерапии

Развитие речи

– Снятие эмоционального и мышечного напряжения

– Снижение импульсивности и тревожности

Развитие навыков взаимодействия

Развитие внимания, восприятия, воображения

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений

– Облегчение адаптационного периода.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии

Этапы работы Игровые приёмы

Познавательно – аффективная ориентировка Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию

Выражение замещающей потребности Для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров

Методы и приемы, используемые в раннем возрасте

Метод сказкотерапии реализуется нами через театрализованную деятельность как НОД, как часть НОД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. Кроме этого каждый день недели имеет свою тему дня (понедельник-день ЗОЖ; вторник- день ОБЖ, ПДД; среда- день познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности; четверг- человек в истории и культуре; пятница-день театрализованной деятельности). В эти дни деятельность воспитанников тесно связана с темой дня.В своей работе мы используем следующие виды деятельности:

– Игра-инсценировка (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности)

Сказка на песке (помогает снятию эмоционального и мышечного напряжения, преодолению стрессовых состояний у детей в период адаптации и посещения ДОУ)

– Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь)

Сказка на фланелеграфе (помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу)

– Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажейпомогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук)

-Импровизация (помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации)

– Игра-имитация (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям)

– Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения)

В своей работе мы используем все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Фонд сказок состоит из произведений, рекомендуемых программой, подбирается по типу характера, но для этого возраста наиболее характерны сказки о животных. Для запоминания используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.

Иногда, утренний прием проводится с участием персонажа. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.

Элементы сказкотерапии,театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс “я не умею”. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Вывод

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике.

Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить развивает.

Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

Список литературы:

1. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011 г.

2.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998. -352 с.

3.

Киселёва М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с.

4.

Литвинцева Л. А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.

5.

Сертакова Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012 г.

Источник