Скачать развитие коммуникативных способностей ребенка веселый этикет

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 100»
ПРОЕКТ
«Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей посредством порциальной программы «Весёлый этикет» для детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Кащеева Ирина Борисовна
Воспитатель МБДОУ №100
Г.Оренбург 2018 год
Содержание
Пояснительная записка
-Паспорт проекта;
-Актуальность;
-Цель и задачи;
2. Технологическое обоснование
–Основные идеи, принципы и их обоснование;
-Хаоактеристика психологических особенностей детей, на обучение которых направленн данный проект;
3. Методический модуль
-Описание методики воспитания и обучения(методы, приёмы, формы);
-Предметно пространственная развивающая среда;
4. Содержательный модуль
– Перспективное планирование по дополнительной образовательной программе «Весёлый этикет» для детей 5-6 лет 3 блок «Давайте дружить»
– Перспективное планирование по дополнительной образовательной программе «Весёлый этикет» для детей 6-7 лет 4 блок «Азбука этикета»
-Планируемые результаты
4. Список литературы
«Разумное воспитание требует, чтобы
уже в самом раннем возрасте, ещё прежде,
чем дети станут хорошо осознавать себя,
внушалось им стремление ко всему доброму,
истинному,прекрасному и благородному»
Н.А.Добролюбов
Пояснительная записка
Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувст, лучших мыслей. Как это сделать? С помощью привития детям культуры общения, культуры поведения и культуры речи.
Предложенный практико – ориентированный проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Группа в которой я работаю состоит из 37 детей, из них18 девочек и 10 мальчиков. Это дети старшего дошкольного возраста,т.е будущие школьники. Все они разные и каждый из них в отдельности индивидуальность. Кто-то вспыльчив (Слава, Тимофей), а кто-то уравновешен ( Даша Ш., Эльнар), этот медлителен (Егор З., Раяна, АроинаБ.), а тот непоседа (Руслан, Карина, ВаряС.,Вадим) и к каждому из них нужно найти подход и научить вести себя в обществе согласно законам этого общества.
Занятия по культуре поведения с дошкольниками расчитаны на 4 года и состоят из 4 блоков:
«Школа вежливости» – младший возраст;
«Ступеньки доброты» – средний возраст;
« Давайте дружить» -старший возраст;
«Азбука этикета» – подготовительная группа.
В данном проекте мною предоставлены два последних заключительных блока, задачи которых решаются на занятиях кружка «Весёлый этикет». Каждый блок расчитан на 36 занятий, по одному в неделю, длительность которого 25 -30минут.
Данный проект проходит апробацию на базе муниципального дошкольного образавательного учреждения «Детский сад комбинорованного вида №100»
Этикет – это нормы поведения, принятые в современном обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нор мы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми, уверенно чувствовать себя в любой ситуации.
ФГОС ДО выдвигает задачу становления духовных ценностей у подрастающего поколения, как одну из перспективных линий образовательной системы на всех уровнях
Детский сад первая ступень неприрывности учебно –воспитательной работы, на которой может и должна начаться реализация гуманистических, философско –культурологических идей таких педагогов как Стеркина Р.Б., Асмолова А.Г, Покровского В.А и многих других
Хотелось бы отметить, что познание моральных человеческих ценностей и нравственных категорий на уровне дошкольного, а не начального общего образования имеет свои особенности. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения .Этические нормы и правила, усвоенные с детства, становятся полезной привычкой, которая сопровождает его в течении всей дальнейшей жизни.
Цель моего проекта: развивать коммуникативные способности детей, что поможет реальному общению детей с новым коллективом при поступлении в школу, через знакомство детей и родителей с простыми играми и упражнениями, способствующими развитию основных умений общаться, от этого зависит психическое здоровье детей.
Для осуществления этой цели поставлены следующие задачи:
– знакомить с правилами этикета;
– формировать навыки культурно поведения в повседневной жизни;
– учить видеть недостатки в поведении и уметь их исправлять;
– избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;
-научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;
– научить правильно использовать этикетные формы речи;
– воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
– воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;
– воспитывать сострадания ко всему живому.
Теоретическое обоснование проекта.
В основе моего проекта лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознать свои позиции (старший – младший, знакомый – незнакомый и т.д.) и соответственно строить своё поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.
Каждое занятие построено по принципу сценария. Он носит занимательный и игровой характер.
Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям детей дошкольного возраста, для которых игра – типичная форма жизни.
Ведущими при этом в проекте становятся следующие принципы: системности, перспективности, преемственности, доступности.
Представленный цикл занятий разработан для детей 5 -6 и 6-7 лет, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Основные изменения в деятельности, сознании и личности заключаются в следующем: появляется произвольность психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью)
Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий – способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями.
Одним из важнейших изменений в личности ребёнка являются изменения в его представлениях о себе, его образе – я, что создаёт благоприятные условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчёт в своих целях, полученных результатах, способа их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для привития детям общечеловеческих ценностей культуры и морали.
Методический модуль.
При разработке данного проекта я познакомилась с парциальными программами «Воспитание ребёнка – дошкольника развитого, образованного, смекалистого, инициативного, неповторимого, коммуникативного, активного» авторский коллектив: В.П.Новикова, Л.И.Тихонова, «Я, ты, мы» авторский коллектив О.М.Князева, Р.В. Стеркина, методическими разработками следующих авторов: Т.А.Шорыгиной, Н.Е. Богуславской, с.В.Крюковой я выстроила методический модуль, который включает в себя: средства, методы и приёмы, программно – методическое обеспечение, организацию предметно –пространственной развивающей среды, взаимодействие с родителями.
Темы занятий в методическом модуле систематизированы в виде последовательных сфер, окружающих человека по принципу того, как ребёнок открывает для себя мир: ребёнок- дом, семья: «Я» – друзья, соседи: «Я» – мир вокруг (дсад, магазины, театры, транспорт и т.д)
Немаловажную роль в проекте играет дидактический материал, подбор художественной литературы, а так же подбор педагогических ситуаций из жизни детей и взрослых
Достигать положительных результатов в проведении занятий позволяет использование следующих методов и приёмов:
1.Взаимодействие с персонажами:
-помочь справиться с трудной ситуацией;
– найти ошибки в поведении;
-научить чему – либо;
2. Словесные приёмы:
-чтение худ.литературы;
-рассказ ребёнка из личного опыта;
-беседа;
-рассказ взрослого;
3. Игровые приёмы:
-элементы сюжетно – ролевых игр;
-игровые упражнения;
-игры – воображения;
-игры – соревнования;
-игры с правилами;
4.Наглядные приёмы:
– иллюстрации;
-видеоматериалы;
-фотографии;
-картинки;
-продукты детской деятельности;
5.Наблюдения:
6. Практические:
-творческая деятельность;
– поисковая деятельность;
-разбор проблемных ситуаций.
Полученные на занятиях знания закрепляются в повседневной жизни. Представлю этапы освоения детьми правил этикета:
1.Знакомство, корректировка имеющихся знаний – специально организованные занятия
2. Закрепление:
-сюжетно –ролевая игра;
– дидактические игры;
– другие виды занятий;
-праздники и развлечения;
– другие режимные моменты;
– традиции группы (ритуал утреннего приветствия, день рожденья детей, группы, дни пожилого человека, дни матери ит.д)
3. Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными обстоятельствами.
Особое внимание при работе над проектом надо уделить предметно –пространственной развивающей среде. «Столовый этикет» например, требует разнообразной посуды, столовых принадлежностей в уголке ср игр, чтобы дети в любое время могли поупражняться в умении правильно и красиво сервировать стол, встречать гостей. Умение правильно вести речевой диалог в общественных местах помогут сформировать такие сролевые игры как «Супермаркет», «Салон красоты», «Больница» и др.
Закрепить навыки правильного поведения помогают разыгрывание сказок, ситуаций и здесь никак не обойтись без театрального уголка.
Также необходимо помнить , что ребёнок перенимает позитивный опыт. Я стараюсь приветствовать любого, кто заходит в группу, доброжелательно к нему обращаться и т.д. Таким образом, речь взрослого, его поведение, манеры, внешний вид, проявление сострадания, сочувствия, доброжелательность, искренность в общении становятся образцом для подражания
Успешное решение поставленных задач невозможно без тесного контакта с семьёй. Для того чтобы у родителей возникло желание сотрудничать со мной по вопросам культуры поведения, необходимо увлечь их этой проблемой. Поэтому необходимо знакомить родителей с тематикой занятий, организовывать фото и видео выставки,»Дни открытых дверей», консультации, беседы.
Содержательный модуль.
Практика показывает, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» нецелесообразно. Следовательно ,необходимо проводить специально организованные занятия, каковыми и являются занятия кружка «Весёлый этикет» Наглядно содержание моего проекта представлено в тематическом плане. (приложение 1)
К концу проекта дети должны овладеть следующими навыками этикета:
– Уметь обращаться с просьбой (скажите пожалуйста, будьте добры, не могли бы вы, если вас не затруднит…)
– Знать правила ведения разговора по телефону;
– Во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости;
– Правила поведения в общественных местах: уметь вести себя в театре, транспорте, музее, на улице, в поликлинике и т.д
– уметь представляться во время знакомства и представлять другого;
– уметь принимать гостей и быть гостем;
– Знать правила поведения и ведения разговора за столом;
– Уметь использовать в общении вербальные и не вербальные формы общения;
Намеченная работа, я думаю, поможет детям в развитии положительных черт характера, умению свободно пользоваться арсеналом полученных черт характера, умению свободно пользоваться арсеналом полученных умений и знаний в области этикета, что обеспечит безболезненный переход в новую общественную структурную форму – школу.
Список литературы.
Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н.Е. Богуславская, Н. А. Купина. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2002.-192с.
Шарыгина Т.А.»Беседы об этикете с детьми 5-8лет» М.Т.Ц.»Сфера» 2011г. – 96 с.
3.Фесюкова Л.Б «Учусь управлять собой» Комплексные занятия и игры для детей 4 -7 лет. -Х.:ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010 -208с.
Источник
Обоснование программы
Общение — основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.
Цель программы: развитие коммуникативной компетентности и личностного роста несовершеннолетних.
Задачи программы:
1) Формирование представлений воспитанников о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.
2) Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
3) Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
Методика и технология реализации:
Программа представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями. Для эффективного усваивания материала программа разделена на 2 блока:
Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст 7-12 лет)
Второй блок «Искусство общения» (подростки 13-18 лет)
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.
Форма проведения занятий: групповые занятия (тренинг, ролевая игра, беседа-диалог, самопрезентация).
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся по блокам.
Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст – 7-12 лет) – 1 занятие в неделю;
Второй блок «Искусство общения» (подростки – 13 – 18 лет) – 1 занятие в неделю.
Занятия проводятся регулярно, для того чтобы навыки успели сформироваться и закрепиться.
Состав исполнителей: социальный педагог.
Специалист, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Кроме того, специалист проходит обучающие семинары, курсы повышения квалификации, посещает краевые мастер-классы, супервизии, занимается самообразованием.
Ожидаемый результат от реализации программы:
1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.
2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.
3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.
Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят в игровом зале, имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, скрепки), видео и аудио материалы, спортивный инвентарь, модульное оборудование.
Мониторинг результативности занятий программы:
Эффективность реализации программы отслеживается с помощью вопросника «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), рефлексии тренинговых занятий.
Период реализации программы: январь – декабрь 2018 года.
Календарно-тематический план
проведения занятий по программе развития коммуникативной компетентности
«Азбука общения»
на 2018 год
№ п/п | Дата прове-дения | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
I | Мир добра | 50 | 25 | 25 | |
1 | «Разрешите представиться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | «Я — доброжелательный» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | «Мы такие разные» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | «Я среди людей» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Сказочная шкатулка» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | «Всегда держи свое слово» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «Фантазия и ложь» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | «Золотые ключики к сердцам людей» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | «Конкурс хвастунов» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | «Подарок в ладошке» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | «Остров дружбы» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | «Школа вежливости» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | «Я – фантазер» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | «Вежливая азбука» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | «Будем общаться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | «Как хорошо быть вместе» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | «Ссоры и споры» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | «Пойми меня правильно» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | «Вежливость – основа воспитанности» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | «Азбука добра» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | «Я, ты, он, она…» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | «Расскажи мне о себе» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Дружба» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | «Пять слов о тебе» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | «Мимика и жесты» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | «Кто добро творит, тому зло не вредит» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | «Найти друга» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | «Ярмарка достижений» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | «Школа вежливости» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | «Сделай как Я» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | «Приятно ли быть Барбосом?» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | В человеке все должно быть прекрасно» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | «Прелести человеческого общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Собираем добрые слова» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | «Встреча с другом» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36 | «Я очень хороший» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37 | «Конструктивная критика» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38 | «Пойми меня!» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39 | «Красота души» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | «Правила дружбы» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41 | «Волшебные превращения» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42 | «Расскажи, что чувствовал» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43 | «Нас с тобой объединяет …» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44 | «Сиамский близнец» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45 | «Посмотри на хорошего человека» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46 | «Этикет» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | «Достойный ответ» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48 | «Слушать и слышать» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49 | «Про меня любимого» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50 | «Кодекс общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
II | Искусство общения | 50 | 25 | 25 | |
1 | «Здравствуйте, это я» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | «Мальчики и девочки» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | «Каждый человек уникален» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | «Круг общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Настоящий друг» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | «Мир эмоций» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «Стиль моего поведения» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | «Держи дистанцию» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | «Культура общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | «Комплименты» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | «Азбука перемен» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | «Любимец публики» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | «Ромео и Джульетта» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | «Доброта – это солнце» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | «Необычное в обычном» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | «Учимся общаться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | «Уверенность в отношениях» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | «Креативное решение проблем» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | «Общение без слов» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | «Мои друзья» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | «Решение конфликтов» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | «Конкуренция или сотрудничество?» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Мои чувства» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | «Творчество в быту» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | «Быстро и ловко» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | «Преодоление стрессов» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | «Неопределенность» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | «Вместе мы – сила» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | «Я глазами других» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | «Цветок чувств» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | «Общение в жизни человека» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | «Ищу друга» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | «Барьеры общения» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Мой гнев» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | «Критика» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36 | «Письмо в будущее» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37 | «Необитаемый остров» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38 | «Разожми кулак» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39 | «Если бы я был…» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | «Это Я» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41 | «Мы выбираем, нас выбирают» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42 | «Мое настроение» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43 | «Поведение и культура» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44 | «А без друзей на свете трудно жить» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45 | «Комплимент – дело серьезное» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46 | «Давайте дружить» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | «Чувства» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48 | «Повесть о настоящем» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49 | «Приемы общения» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50 | «Точка опоры» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
ВСЕГО | 100 | 50 | 50 |
Список используемой литературы
Основная литература
1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.
2. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина Речевая коммуникация. М., 2003
3. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники – И.В. Вачков, Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.
Дополнительная литература
1. Л.А. Егорова Классные часы: 4 класс – М.: ВАКО, 2010
2. Л.А. Егорова Классные часы: 5 класс – М.: ВАКО, 2010
3. Л.А. Егорова Классные часы: 6 класс – М.: ВАКО, 2010
4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под науч.ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Издательство «Речь»,2005.
Интернет-ресурсы
1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2011/08/04/ trening-formirovaniya-kommunikativnoy
2.https://infourok.ru/trening-na-razvitie-kommunikativnih-navikov-u-shkolnikov-1596108
3. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/trieningh_kommunikativnoi_
komp