Скачать развитие коммуникативных способностей ребенка веселый этикет

Скачать развитие коммуникативных способностей ребенка веселый этикет thumbnail

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 100»

ПРОЕКТ

«Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей посредством порциальной программы «Весёлый этикет» для детей старшего дошкольного возраста»

hello_html_m7f4f23cc.jpg

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Кащеева Ирина Борисовна

Воспитатель МБДОУ №100

Г.Оренбург 2018 год

Содержание

  1. Пояснительная записка

-Паспорт проекта;

-Актуальность;

-Цель и задачи;

2. Технологическое обоснование

Основные идеи, принципы и их обоснование;

-Хаоактеристика психологических особенностей детей, на обучение которых направленн данный проект;

3. Методический модуль

-Описание методики воспитания и обучения(методы, приёмы, формы);

-Предметно пространственная развивающая среда;

4. Содержательный модуль

– Перспективное планирование по дополнительной образовательной программе «Весёлый этикет» для детей 5-6 лет 3 блок «Давайте дружить»

– Перспективное планирование по дополнительной образовательной программе «Весёлый этикет» для детей 6-7 лет 4 блок «Азбука этикета»

-Планируемые результаты

4. Список литературы

«Разумное воспитание требует, чтобы

уже в самом раннем возрасте, ещё прежде,

чем дети станут хорошо осознавать себя,

внушалось им стремление ко всему доброму,

истинному,прекрасному и благородному»

Н.А.Добролюбов

Пояснительная записка

Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувст, лучших мыслей. Как это сделать? С помощью привития детям культуры общения, культуры поведения и культуры речи.

Предложенный практико – ориентированный проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Группа в которой я работаю состоит из 37 детей, из них18 девочек и 10 мальчиков. Это дети старшего дошкольного возраста,т.е будущие школьники. Все они разные и каждый из них в отдельности индивидуальность. Кто-то вспыльчив (Слава, Тимофей), а кто-то уравновешен ( Даша Ш., Эльнар), этот медлителен (Егор З., Раяна, АроинаБ.), а тот непоседа (Руслан, Карина, ВаряС.,Вадим) и к каждому из них нужно найти подход и научить вести себя в обществе согласно законам этого общества.

Занятия по культуре поведения с дошкольниками расчитаны на 4 года и состоят из 4 блоков:

  1. «Школа вежливости» – младший возраст;

  2. «Ступеньки доброты» – средний возраст;

  3. « Давайте дружить» -старший возраст;

  4. «Азбука этикета» – подготовительная группа.

В данном проекте мною предоставлены два последних заключительных блока, задачи которых решаются на занятиях кружка «Весёлый этикет». Каждый блок расчитан на 36 занятий, по одному в неделю, длительность которого 25 -30минут.

Данный проект проходит апробацию на базе муниципального дошкольного образавательного учреждения «Детский сад комбинорованного вида №100»

Этикет – это нормы поведения, принятые в современном обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нор мы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми, уверенно чувствовать себя в любой ситуации.

ФГОС ДО выдвигает задачу становления духовных ценностей у подрастающего поколения, как одну из перспективных линий образовательной системы на всех уровнях

Детский сад первая ступень неприрывности учебно –воспитательной работы, на которой может и должна начаться реализация гуманистических, философско –культурологических идей таких педагогов как Стеркина Р.Б., Асмолова А.Г, Покровского В.А и многих других

Хотелось бы отметить, что познание моральных человеческих ценностей и нравственных категорий на уровне дошкольного, а не начального общего образования имеет свои особенности. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения .Этические нормы и правила, усвоенные с детства, становятся полезной привычкой, которая сопровождает его в течении всей дальнейшей жизни.

Цель моего проекта: развивать коммуникативные способности детей, что поможет реальному общению детей с новым коллективом при поступлении в школу, через знакомство детей и родителей с простыми играми и упражнениями, способствующими развитию основных умений общаться, от этого зависит психическое здоровье детей.

Для осуществления этой цели поставлены следующие задачи:

– знакомить с правилами этикета;

– формировать навыки культурно поведения в повседневной жизни;

– учить видеть недостатки в поведении и уметь их исправлять;

– избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;

-научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;

– научить правильно использовать этикетные формы речи;

– воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

– воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;

– воспитывать сострадания ко всему живому.

Теоретическое обоснование проекта.

В основе моего проекта лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознать свои позиции (старший – младший, знакомый – незнакомый и т.д.) и соответственно строить своё поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.

Каждое занятие построено по принципу сценария. Он носит занимательный и игровой характер.

Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям детей дошкольного возраста, для которых игра – типичная форма жизни.

Ведущими при этом в проекте становятся следующие принципы: системности, перспективности, преемственности, доступности.

Представленный цикл занятий разработан для детей 5 -6 и 6-7 лет, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Основные изменения в деятельности, сознании и личности заключаются в следующем: появляется произвольность психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью)

Читайте также:  Причина развития порока при рождении ребенка

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий – способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями.

Одним из важнейших изменений в личности ребёнка являются изменения в его представлениях о себе, его образе – я, что создаёт благоприятные условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчёт в своих целях, полученных результатах, способа их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для привития детям общечеловеческих ценностей культуры и морали.

Методический модуль.

При разработке данного проекта я познакомилась с парциальными программами «Воспитание ребёнка – дошкольника развитого, образованного, смекалистого, инициативного, неповторимого, коммуникативного, активного» авторский коллектив: В.П.Новикова, Л.И.Тихонова, «Я, ты, мы» авторский коллектив О.М.Князева, Р.В. Стеркина, методическими разработками следующих авторов: Т.А.Шорыгиной, Н.Е. Богуславской, с.В.Крюковой я выстроила методический модуль, который включает в себя: средства, методы и приёмы, программно – методическое обеспечение, организацию предметно –пространственной развивающей среды, взаимодействие с родителями.

Темы занятий в методическом модуле систематизированы в виде последовательных сфер, окружающих человека по принципу того, как ребёнок открывает для себя мир: ребёнок- дом, семья: «Я» – друзья, соседи: «Я» – мир вокруг (дсад, магазины, театры, транспорт и т.д)

Немаловажную роль в проекте играет дидактический материал, подбор художественной литературы, а так же подбор педагогических ситуаций из жизни детей и взрослых

Достигать положительных результатов в проведении занятий позволяет использование следующих методов и приёмов:

1.Взаимодействие с персонажами:

-помочь справиться с трудной ситуацией;

– найти ошибки в поведении;

-научить чему – либо;

2. Словесные приёмы:

-чтение худ.литературы;

-рассказ ребёнка из личного опыта;

-беседа;

-рассказ взрослого;

3. Игровые приёмы:

-элементы сюжетно – ролевых игр;

-игровые упражнения;

-игры – воображения;

-игры – соревнования;

-игры с правилами;

4.Наглядные приёмы:

– иллюстрации;

-видеоматериалы;

-фотографии;

-картинки;

-продукты детской деятельности;

5.Наблюдения:

6. Практические:

-творческая деятельность;

– поисковая деятельность;

-разбор проблемных ситуаций.

Полученные на занятиях знания закрепляются в повседневной жизни. Представлю этапы освоения детьми правил этикета:

1.Знакомство, корректировка имеющихся знаний – специально организованные занятия

2. Закрепление:

-сюжетно –ролевая игра;

– дидактические игры;

– другие виды занятий;

-праздники и развлечения;

– другие режимные моменты;

– традиции группы (ритуал утреннего приветствия, день рожденья детей, группы, дни пожилого человека, дни матери ит.д)

3. Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными обстоятельствами.

Особое внимание при работе над проектом надо уделить предметно –пространственной развивающей среде. «Столовый этикет» например, требует разнообразной посуды, столовых принадлежностей в уголке ср игр, чтобы дети в любое время могли поупражняться в умении правильно и красиво сервировать стол, встречать гостей. Умение правильно вести речевой диалог в общественных местах помогут сформировать такие сролевые игры как «Супермаркет», «Салон красоты», «Больница» и др.

Закрепить навыки правильного поведения помогают разыгрывание сказок, ситуаций и здесь никак не обойтись без театрального уголка.

Также необходимо помнить , что ребёнок перенимает позитивный опыт. Я стараюсь приветствовать любого, кто заходит в группу, доброжелательно к нему обращаться и т.д. Таким образом, речь взрослого, его поведение, манеры, внешний вид, проявление сострадания, сочувствия, доброжелательность, искренность в общении становятся образцом для подражания

Успешное решение поставленных задач невозможно без тесного контакта с семьёй. Для того чтобы у родителей возникло желание сотрудничать со мной по вопросам культуры поведения, необходимо увлечь их этой проблемой. Поэтому необходимо знакомить родителей с тематикой занятий, организовывать фото и видео выставки,»Дни открытых дверей», консультации, беседы.

Содержательный модуль.

Практика показывает, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» нецелесообразно. Следовательно ,необходимо проводить специально организованные занятия, каковыми и являются занятия кружка «Весёлый этикет» Наглядно содержание моего проекта представлено в тематическом плане. (приложение 1)

К концу проекта дети должны овладеть следующими навыками этикета:

– Уметь обращаться с просьбой (скажите пожалуйста, будьте добры, не могли бы вы, если вас не затруднит…)

– Знать правила ведения разговора по телефону;

– Во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости;

– Правила поведения в общественных местах: уметь вести себя в театре, транспорте, музее, на улице, в поликлинике и т.д

– уметь представляться во время знакомства и представлять другого;

– уметь принимать гостей и быть гостем;

– Знать правила поведения и ведения разговора за столом;

– Уметь использовать в общении вербальные и не вербальные формы общения;

Намеченная работа, я думаю, поможет детям в развитии положительных черт характера, умению свободно пользоваться арсеналом полученных черт характера, умению свободно пользоваться арсеналом полученных умений и знаний в области этикета, что обеспечит безболезненный переход в новую общественную структурную форму – школу.

Читайте также:  Как предотвратить развитие бронхита у ребенка

Список литературы.

  1. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н.Е. Богуславская, Н. А. Купина. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2002.-192с.

  2. Шарыгина Т.А.»Беседы об этикете с детьми 5-8лет» М.Т.Ц.»Сфера» 2011г. – 96 с.

3.Фесюкова Л.Б «Учусь управлять собой» Комплексные занятия и игры для детей 4 -7 лет. -Х.:ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010 -208с.

Источник

Обоснование программы

Общение — основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.

Цель программы: развитие коммуникативной компетентности и личностного роста несовершеннолетних.

Задачи программы:

1) Формирование представлений воспитанников о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.

2) Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

3) Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

Методика и технология реализации:

Программа представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями. Для эффективного усваивания материала  программа разделена на 2 блока:

Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст 7-12 лет)

Второй блок «Искусство общения» (подростки 13-18 лет)

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.

Форма проведения занятий: групповые занятия (тренинг, ролевая игра, беседа-диалог, самопрезентация).

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся по блокам.

Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст – 7-12 лет) – 1 занятие в неделю;

Второй блок «Искусство общения» (подростки – 13 – 18 лет) – 1 занятие в неделю.

Занятия проводятся регулярно, для того чтобы навыки успели сформироваться и закрепиться.

Состав исполнителей: социальный педагог.

Специалист, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Кроме того, специалист проходит обучающие семинары, курсы повышения квалификации, посещает краевые мастер-классы, супервизии, занимается самообразованием.

Ожидаемый результат от реализации программы:

1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.

2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.

3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят в игровом зале, имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, скрепки), видео и аудио материалы, спортивный инвентарь, модульное оборудование.

Мониторинг результативности занятий программы:

Эффективность реализации программы отслеживается с помощью вопросника «Коммуникативные и организаторские склонности»  В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), рефлексии тренинговых занятий.

Период реализации программы: январь – декабрь 2018 года.

Календарно-тематический план

проведения занятий по программе развития коммуникативной компетентности

«Азбука общения»

на 2018 год

п/п

Дата прове-дения

Название разделов и тем

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

I

Мир добра

50

25

25

1

«Разрешите представиться» – тренинг

1

0,5

0,5

2

«Я — доброжелательный» – самопрезентация

1

0,5

0,5

3

«Мы такие разные» – ролевая игра

1

0,5

0,5

4

«Я среди людей» – тренинг

1

0,5

0,5

5

«Сказочная шкатулка» – тренинг

1

0,5

0,5

6

«Всегда держи свое слово» – тренинг

1

0,5

0,5

7

«Фантазия и ложь» – тренинг

1

0,5

0,5

8

«Золотые ключики к сердцам людей» – ролевая игра

1

0,5

0,5

9

«Конкурс хвастунов»  – самопрезентация

1

0,5

0,5

10

«Подарок в ладошке» – тренинг

1

0,5

0,5

11

«Остров дружбы» – тренинг

1

0,5

0,5

12

«Школа вежливости» – тренинг

1

0,5

0,5

13

«Я – фантазер» – ролевая игра

1

0,5

0,5

14

«Вежливая азбука» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

15

«Будем общаться» – тренинг

1

0,5

0,5

16

«Как хорошо быть вместе» – тренинг

1

0,5

0,5

17

«Ссоры и споры» – тренинг

1

0,5

0,5

18

«Пойми меня правильно» – тренинг

1

0,5

0,5

19

«Вежливость – основа воспитанности» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

20

«Азбука добра» – тренинг

1

0,5

0,5

21

«Я, ты, он, она…» – ролевая игра

1

0,5

0,5

22

«Расскажи мне о себе» – самопрезентация

1

0,5

0,5

23

«Дружба» – тренинг

1

0,5

0,5

24

«Пять слов о тебе» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

25

«Мимика и жесты» – тренинг

1

0,5

0,5

26

«Кто добро творит, тому зло не вредит» – тренинг

1

0,5

0,5

27

«Найти друга» – тренинг

1

0,5

0,5

28

«Ярмарка достижений» – ролевая игра

1

0,5

0,5

29

«Школа вежливости» – тренинг

1

0,5

0,5

30

«Сделай как Я» – ролевая игра

1

0,5

0,5

31

«Приятно ли быть Барбосом?» – тренинг

1

0,5

0,5

32

В человеке все должно быть прекрасно» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

33

«Прелести человеческого общения»  – тренинг

1

0,5

0,5

34

«Собираем добрые слова» – тренинг

1

0,5

0,5

35

«Встреча с другом» – ролевая игра

1

0,5

0,5

36

«Я очень хороший» – самопрезентация

1

0,5

0,5

37

«Конструктивная критика» – тренинг

1

0,5

0,5

38

«Пойми меня!» – тренинг

1

0,5

0,5

39

«Красота души» – тренинг

1

0,5

0,5

40

«Правила дружбы» – тренинг

1

0,5

0,5

41

«Волшебные превращения» – ролевая игра

1

0,5

0,5

42

«Расскажи, что чувствовал» – тренинг

1

0,5

0,5

43

«Нас с тобой объединяет …» – ролевая игра

1

0,5

0,5

44

«Сиамский близнец» – тренинг

1

0,5

0,5

45

«Посмотри на хорошего человека» – тренинг

1

0,5

0,5

46

«Этикет» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

47

«Достойный ответ» – тренинг

1

0,5

0,5

48

«Слушать и слышать» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

49

«Про меня любимого» – самопрезентация

1

0,5

0,5

50

«Кодекс общения» – тренинг

1

0,5

0,5

II

Искусство общения

50

25

25

1

«Здравствуйте, это я» – тренинг

1

0,5

0,5

2

«Мальчики и девочки» – тренинг

1

0,5

0,5

3

«Каждый человек уникален» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

4

«Круг общения» – тренинг

1

0,5

0,5

5

«Настоящий друг» – тренинг

1

0,5

0,5

6

«Мир эмоций» – тренинг

1

0,5

0,5

7

«Стиль моего поведения» – беседа-диалог,  самопрезентация

1

0,5

0,5

8

«Держи дистанцию» – тренинг

1

0,5

0,5

9

«Культура общения» – тренинг

1

0,5

0,5

10

«Комплименты» –  тренинг

1

0,5

0,5

11

«Азбука перемен» – тренинг

1

0,5

0,5

12

«Любимец публики» – тренинг

1

0,5

0,5

13

«Ромео и Джульетта» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

14

«Доброта  – это солнце» – ролевая игра

1

0,5

0,5

15

«Необычное в обычном» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

16

«Учимся общаться» – тренинг

1

0,5

0,5

17

«Уверенность в отношениях» – тренинг

1

0,5

0,5

18

«Креативное решение проблем» – тренинг

1

0,5

0,5

19

«Общение без слов» – тренинг

1

0,5

0,5

20

«Мои друзья» – тренинг

1

0,5

0,5

21

«Решение конфликтов» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

22

«Конкуренция или сотрудничество?» – тренинг

1

0,5

0,5

23

«Мои чувства» – тренинг

1

0,5

0,5

24

«Творчество в быту» – ролевая игра

1

0,5

0,5

25

«Быстро и ловко» – ролевая игра

1

0,5

0,5

26

«Преодоление стрессов»  – тренинг

1

0,5

0,5

27

«Неопределенность» – тренинг

1

0,5

0,5

28

«Вместе мы – сила» – тренинг

1

0,5

0,5

29

«Я глазами других» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

30

«Цветок чувств» – тренинг

1

0,5

0,5

31

«Общение в жизни человека» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

32

«Ищу друга» – тренинг

1

0,5

0,5

33

«Барьеры общения» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

34

«Мой гнев» – тренинг

1

0,5

0,5

35

«Критика» – тренинг

1

0,5

0,5

36

«Письмо в будущее» – самопрезентация

1

0,5

0,5

37

«Необитаемый остров» – ролевая игра

1

0,5

0,5

38

«Разожми кулак» – тренинг

1

0,5

0,5

39

«Если бы я был…» – тренинг

1

0,5

0,5

40

«Это Я» – тренинг

1

0,5

0,5

41

«Мы выбираем, нас выбирают» – ролевая игра

1

0,5

0,5

42

«Мое настроение» – тренинг

1

0,5

0,5

43

«Поведение и культура» – тренинг

1

0,5

0,5

44

«А без друзей на свете трудно жить» – тренинг

1

0,5

0,5

45

«Комплимент – дело серьезное» – тренинг

1

0,5

0,5

46

«Давайте дружить» – тренинг

1

0,5

0,5

47

«Чувства» – тренинг

1

0,5

0,5

48

«Повесть о настоящем» – тренинг

1

0,5

0,5

49

«Приемы общения» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

50

«Точка опоры» – тренинг

1

0,5

0,5

ВСЕГО

100

50

50

Читайте также:  Ведущие формы деятельности ребенка в развитии

Список используемой литературы

Основная литература

1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.

2. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина  Речевая коммуникация. М., 2003

3. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники – И.В. Вачков, Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.

Дополнительная литература

1. Л.А. Егорова Классные часы: 4 класс – М.: ВАКО, 2010

2. Л.А. Егорова Классные часы: 5 класс – М.: ВАКО, 2010

3. Л.А. Егорова Классные часы: 6 класс – М.: ВАКО, 2010

4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под науч.ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Издательство «Речь»,2005.

Интернет-ресурсы

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2011/08/04/ trening-formirovaniya-kommunikativnoy

2.https://infourok.ru/trening-na-razvitie-kommunikativnih-navikov-u-shkolnikov-1596108

3. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/trieningh_kommunikativnoi_

komp