Скачать психология аномального развития ребенка

ЛЕБЕДИНСКИЙ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ
(19.06.1927г. – 25.08.2008г.) – доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки.
Более 30 лет посвятил изучению детского развития, первый систематически изложил патопсихологические закономерности нарушенного психического развития у детей, создал собственное научное направление — «Психологию аномального развития» (изучение психологических закономерностей дизонтогенеза) на стыке психологии, дефектологии, детской психиатрии и детской неврологии. Он описал общие закономерности аномального развития и показал роль различных факторов в возникновении аномалий развития и патопсихологических новообразований, создал оригинальную классификацию типов психического дизонтогенеза, предложил обоснованную схему механизмов аномалий развития, учитывающую четыре параметра, и описал их клиникопсихологическую структуру.
В конце 1970 х гг. Клара Самуиловна Лебединская – известный детский психиатр и дефектолог, супруга и единомышленница Виктора Васильевича, – основываясь на его научных представлениях об асинхронии развития, организовала первую в нашей стране уникальную группу помощи детям с ранним детским аутизмом при НИИ дефектологии АПН СССР. В эту группу входили психиатры, психологи, логопеды. Сегодня лучшие специалисты по раннему детскому аутизму — ученики К.С. Лебединской и В.В. Лебединского. Каждый, кто оказывался счастливым участником и свидетелем интереснейших клинических разборов, получал урок утонченного психологического мышления, гуманистического отношения к детям и их родителям. Успехи работы группы с аутичными детьми были признаны не только в нашей стране, но и за рубежом.
НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
Учебное пособие содержит систематическое изложение основных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у детей. Выделен ряд общих закономерностей аномального развития. Показана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития патопсихологических новообразований, представлена оригинальная классификация типов психического дизонтогенеза, описана их психологическая структура.
Пособие может быть также полезно дефектологам, детским психиатрам, невропатологам, учителям и воспитателям специальных детских учреждений.
ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Хрестоматия в 2-х тома
Соавтор: Бардышевская М.К.
Аннотация
Впервые издаваемая в нашей стране хрестоматия обеспечивает необходимым теоретическим материалом курс «Психология аномального ребенка», читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствующие курсы («Эмоциональные расстройства в детском возрасте» и практикум по «Психологии аномального ребенка»).
Особенностью данной хрестоматии является то, что она составлена психологами-практиками, непосредственно работающими с детьми в клинике или консультации. Многочисленные случаи, описываемые в статьях разных авторов, делают теоретические построения или выводы ясными и понятными, помогая распознать отклонения в развитии ребенка и наметить пути их коррекции.
В отечественной психологической литературе не существует аналогичного издания как по широте и разнообразию представленных в хрестоматии теоретических концепций, так и по охвату клинических проявлений аномального развития детей.
Хрестоматия рассчитана как на студентов, начинающих изучать психологию, так и на уже работающих врачей, психологов, учителей и воспитателей.
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Соавтор: Бардышевская М.К.
Аннотация
В пособии представлен многолетний опыт работы авторов с детьми с эмоциональными нарушениями. Рассматриваются основные принципы диагностики эмоциональных нарушений у детей. В первой главе дается общее представление о строении системы эмоциональной регуляции, феномены аффективных нарушений распределяются по уровням. Во второй и третьей главах представлена методика диагностики эмоциональных нарушений у детей.
Выделены две главные линии диагностики: особенности возрастной динамики основных новообразований эмоциональной сферы и состояние и динамика эмоциональной регуляции ребенка. В качестве иллюстрации в четвертой главе разобраны примеры диагностики развития детей с тяжелыми нарушениями эмоциональной регуляции.
Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, дефектологов, практических психологов и психиатров.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
Соавторы: Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Аннотация
Эмоциональные нарушения – одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей.
В книге подробно описываются различные, часто встречающиеся в детском возрасте нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, боязливость, страхи, упрямство, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость и другие, препятствующие свободному взаимодействию с окружающим миром.
#Аутизм #РАС #Autism #ASD #Лебединский #Лебединская #Психология #Патопсихология #Эмоциональные_нарушения #Аномальное_развитие #Диагностика #Коррекция #Autosanimus
Источник
Психология
аномального развития ребенка: Хрестоматия
в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского
и Ы.
К.
Бардышевской. Т. I.
– М: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. — 744 с.
Впервые
издаваемая в пашей стране хрестоматия
обеспечивает необходимым теоретическим
материалом курс «Психология аномального
ребенка», читаемый в течение многих лет
на факультете психологии МГУ, и
сопутствующие курсы («Эмоциональные
расстройства с детском возрасте» и
практикум по «Психологии аномального
ребенка»).
Особенностью
данной хрестоматии является то, что она
составлена психологами-практиками,
непосредственно работающими с детьми
в клинике или консультации. Многочисленные
случаи, описываемые в статьях разных
авторов, делают теоретические построения
или выводы
ясными
и понятными, помогая распознать отклонения
в развитии ребенка и наметить пути их
коррекции.
В отечественной
психологической литературе не существует
аналогичного издания как по широте
и разнообразию представленных в
хрестоматии теоретических концепций,
так и по охвату клинических проявлений
аномального развития детей.
Хрестоматия
рассчитана как на студентов, начинающих
изучать психологию, гак и на уже
работающих врачей, психологов, учителей
и воспитателей.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………………….
Л. С. Выготский
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПСИХИКИ ………………………..
И. В. Давыдовский
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ
ФАКТОРЫ
В
ЭТИОЛОГИИ
…………………………………………………………….
И. В. Давыдовский
ЭТИОЛОГИЯ И ФАКТОР
СИЛЫ ………………………………..
И. В. Давыдовский
ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ И НОЗОЛОГИИ
ЧЕЛОВЕКА……………………………………….
Г. Е.
Сухарева
НЕСКОЛЬКО
ПОЛОЖЕНИЙ О
ПРИНЦИПАХ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ
Г. Е.
Сухарева
ЗНАЧЕНИЕ
ВОЗРАСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ
ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ
В
КЛИНИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ……….
Д. И.
Оудсхоорн
ДЕТСКАЯ
И ПОДРОСТКОВАЯ
ПСИХИАТРИЯ…………
С. Чёсе и А. Томас
ЗНАЧЕНИЕ
ТЕМПЕРАМЕНТА
ДЛЯ
ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
……………………….
И. В. Равич-Щербо
ИССЛЕДОВАНИЕ
ГЕНОТИП-СРЕДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ В
ИЗМЕНЧИВОСТИ КОМПОНЕНТОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ
ЖИЗНИ……………………………………………………..
A, Гезелл
ПРОБЛЕМЫ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ДИАГНОЗА……
B. В. Лебединский
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ НОРМАЛЬНОГО И АНОМАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ………..
К. Лоренц
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
НОВЫХ СИСТЕМНЫХ СВОЙСТВ ..
К.
Лоренц
КОЛЕБАНИЕ КАК
КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ…………….
Л.
Гезелл
ЦИКЛ УМСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ………………………………..
JC.
Левин
РЕГРЕССИЯ.
РЕТРОГРЕССИЯ И РАЗВИТИЕ…………………
К.
Левин
ПОВЕДЕНИЕ
В ДАННОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЛЕ
А. Фрейд
НОРМА И ПАТОЛОГИЯ
ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. ВИДЫ РЕГРЕССИЙ И
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ
Р. А, Шпиц
ТРИ ОРГАНИЗАТОРА
ПСИХИКИ…………………………………..
Р. Хайнц
О
РЕГРЕССИИ……………………………………………………………………
Часть II. Формирование патологических явлений в развитии отдельных психических функций и процессов
Н. А. Бернштейн
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ
В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ……
М. Гуревич
КОМПОНЕНТЫ
ПСИХОМОТОРИКИ……………………………………
Р. М. Боскис
АНОМАЛЬНЫЕ
ДЕТИ
(развитие
ребенка с сенсорными
дефектами)………………….
Р. М. Боскис, Р.
Е. Левина
ОСНОВЫ
КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТОВ
У
АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
А. Гезелл
РИСОВАНИЕ КАК
ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ……………………..
Э. Леннеберг
ЕСТЕСТВЕННАЯ
ИСТОРИЯ ЯЗЫКА………………………………………
A, Р. Лурия
ИЗМЕНЕНИЕ
РЕГУЛИРУЮЩЕЙ РОЛИ РЕЧИ
ПРИ
ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ МОЗГА
К. Лоренц
ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ
КУЛЬТУРЫ (случай Хелен
Келлер)………………….
Ж. Пиаже
УРОВНИ
ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТА……………………………..
B. В.
Лебединский, М. К. Бардышевская
АФФЕКТИВНОЕ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
В
НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
А.
Рестуан,
X.
Монтанье ХРОНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
И ЕГО ПРОФИЛИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА……………
Ж. Нюттен
ФРУСТРАЦИЯ И
РЕГРЕССИЯ………
П. Фресс
ПРИРОДА
ЭМОЦИЙ…………………….
Р. Мейли
ГЕНЕЗИС ЛИЧНОСТИ
………………….
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хрестоматия
содержит фрагменты отечественных и
зарубежных работ, в которых исследуются
проблемы аномального развития детей.
Первый
раздел посвящен общим закономерностям
аномального развития. Рассматриваются
механизмы формирования патологических
симптомов с позиции патофизиологии
(Давыдовский), клиники (Сухарева),
патопсихологии (Выготский), гештальтпсихологии
(Левин), психоанализа (А. Фрейд),
этологии (Лоренц) и других биологически
ориентированных теорий (Гезелл —
эмбриология поведения)! Подробно
обсуждается проблема этиологии нарушений
развития, в том числе роль возрастных
особенностей, конституциональных и
половых различий (Сухарева, Оудсхоорн.
Представлены несколько ключевых работ,
в которых анализируется соотношение
развития, нормальной и патологической
регрессии, а также ускоренного развития
(Гезелл, А. Фрейд, Левин, Лебединский).
Второй
раздел содержит исследования формирования
патологических явлений в развитии
сенсорных процессов (Боскис, Левина),
моторики (Бернштейн, Гуревич), речи
(Лурия, Lenneberg),
интеллекта (Пиаже), эмоций (Нюттен,
Фресс, Мейли; Лебединский, Бардышевская)
и коммуникации (Montagner
и др.).
В работе Лебединского
и Бардышевской «Аффективное развитие
ребенка в норме и патологии» делается
попытка дать схему, позволяющую
оценивать тяжесть дизонтогенеза в
эмоциональной сфере и прогнозировать
ход дальнейшего эмоционального развития
на основе анализа целого ряда факторов.
Конкретные
исследования отдельных вариантов
нарушений представлены в третьем и
четвертом разделах. Третий раздел
посвящен исследованиям аномалий
развития у детей раннего возраста (0—3
года). Ядром этого раздела являются
работы, выполненные в психоаналитической
традиции (M.Klein,
С. Winnicott,
А.Фрейд, L.
Kreisler,
Г. Полмайер и др.), в которых подробно
исследуются механизмы эмоционального
развития в критический для этого
развития период и источники его
нарушений. Особое внимание уделяется
депрессивным расстройствам. Ряд текстов
(Харлоу и соавторы) являются классическими
примерами этологического исследования
нормальных и патологических феноменов
раннего развития.
В четвертом разделе
рассматриваются нарушения развития,
характерные для детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
В хрестоматии
использованы работы широко известных
в 30—60-е годы детских психиатров,
специализировавшихся на исследовании
тяжелых психических нарушений у детей
раннего возраста
(Симеон, Чехова),
изучении пограничных состояний (Модель,
Симеон, Гальперин, Сухарева) и отдельных
синдромов эмоциональных нарушений
(Лапидес), не переиздававшиеся у нас в
стране в течение нескольких десятилетий.
Эти работы представляют большой интерес
для психологов, поскольку в центр
внимания ставятся вопросы динамики и
прогноза нарушенного развития, симптомы
которого часто по своей тяжести
перекрывают симптомы психической
болезни.
В данном разделе
мы стремились представить различные
точки зрения по тем вопросам, которые
являются областями особого интереса в
психологии аномального ребенка на
сегодняшний день. Одним из таких вопросов
является проблема этиологии и механизмов
аутистических расстройств как
наиболее базальных и сложных, глубоко
затрагивающих все сферы развития.
Впервые публикуется
работа Протопоповой «Моторика и
психоортопедия», выполненная в
Экспериментальном дефектологическом
институте под руководством Л.С.
Выготского в 1935 году. Это оригинальное
характерологическое исследование
моторных типов в детской клинике
является образцом научной модели,
имеющей прямой выход в психотерапевтическую
практику. Использованы работы и других
сотрудников Выготского (Занкова,
Левиной, Боскис), в которых особое
внимание уделяется компенсаторным
процессам в развитии аномальных детей.
В
хрестоматию включены впервые выполненные
переводы ключевых работ Арнольда
Гезелла («Проблемы дифференциального
диагноза», перевод Рыжова, «Аутизм
и органические психозы», перевод
Косолаповой), широко цитируемые различными
специалистами по детскому развитию
статьи Винникота «Переходные феномены
и переходные объекты» (перевод Рыжова)
и Леннеберга «Естественная история
языка» (перевод Букиной). «Групповое
исследование слабоумия» Заззо и его
сотрудников, хотя и было переведено у
нас в стране в 1966 году (переводчики —
Глозман, Рихтер, Ключанская, Наурская),
не публиковалось отдельным изданием.
В хрестоматию вошла также этологическая
работа А. Рестуана, Н. Монтанье по развитию
коммуникации у детей раннего возраста
(перевод Михайловой).
Хрестоматия
рассчитана на студентов и аспирантов,
специализирующихся в области
клинической психологии, практикующих
психологов, дефектологов, детских врачей
и педагогов. Являясь учебным пособием,
данная хрестоматия включает работы
различных направлений, что позволяет
выделить наиболее проблемные точки
современной теории аномального
развития.
Хрестоматия
обеспечивает необходимым теоретическим
материалом курс «Психология аномального
ребенка», читаемый в течение многих
лет
на факультете психологии МГУ, и
сопутствующие курсы («Эмоциональные
расстройства в детском возрасте» и
практикум «Психология аномального
ребенка»).
Читаемые курсы
методологически опираются на работы
отечественной школы Выготского —
Бернштейна — Лурии с привлечением
современных исследований различных
теоретических направлений как в области
психологии, так и в смежных дисциплинах.
Многие из включенных
в хрестоматию работ представлены
полностью или достаточно объемными
отрывками. Довольно большой объем многих
фрагментов был продиктован необходимостью
дать, насколько это возможно в рамках
хрестоматии, целостное представление
об отдельных взглядах автора, показать
логику его рассуждений, примеры, на
которые он опирался, контекст других
работ, из которых он исходил.
Классические
исследования Выготского, Лурии обсуждаются
во многих других теоретических курсах,
читаемых на психологическом факультете
МГУ, и соответственно представлены в
других пособиях, поэтому из работ этих
авторов были взяты только программные
моменты, имеющие непосредственное
отношение к курсу «Психология аномального
развития».
Поскольку
библиография составлялась с использованием
множества различных источников, в том
числе давних, к сожалению, нельзя
исключить возможной неточности и
неполноты приведенных ссылок.
Планируется выпуск
следующего тома хрестоматии, специально
посвященного проблемам аномального
развития в подростковом возрасте.
За большую помощь
и поддержку в работе благодарим старшего
преподавателя отделения клинической
психологии факультета психологии
МГУ им. М. В. Ломоносова Печникову Элеонору
Сергеевну и особенно аспирантов
факультета психологии Рыжова Андрея,
Косолапову Дарью, Михайлову Юлию,
студентку Букину Ольгу, чьи переводы
представлены в данной хрестоматии.
Выражаем
особую признательность за высокий
профессионализм, усердие и чуткость в
работе с авторами редактору Федоровой
М. П., которая внесла ряд ценных предложений,
благодаря которым удалось свести к
минимуму неясности в текстах. Благодарим
Киселеву А. И. за тщательнейшим образом
выполненную корректуру, художника
Карцеву Е. В., подготовившую рисунки
и диаграммы, и всю редакцию «ЧеРо»,
работники которой отличаются особым
творческим подходом к делу.
Редакторы-составители:
Лебединский В.
В., Бардышевская М. К.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
13.02.201520.01 Mб50Propedevtika_Mukhin.pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Слайд 1
Общие и специфические закономерности аномального развития ребенка. ( дизонтогенеза )
Слайд 2
Под закономерностью понимают объективно существующую, повторяющуюся существенную связь между явлениями. Существуют закономерности общие, отражающие общее для больших групп явлений, и специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений. Знание общих закономерностей и специфических особенностей психического развития ребенка в условиях того или иного дефекта является одним из вопросов, на которых строится коррекционно-воспитательная работа для каждой категории аномальных детей. Фундаментальные исследования ведущих отечественных специалистов (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.), посвященные развитию восприятия, памяти, мышления, речи аномальных детей различных категорий, позволили сделать заключение о том, что психическое развитие детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.
Слайд 3
Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка: 1.Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно. 2.Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием принципиально новых качеств, которые становятся основой для развития на следующем этапе, что вновь приводит к скачкообразному появлению новообразований в психике, создающих базу для дальнейшего развития.
Слайд 4
3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания и от общения со взрослыми. Появление новых качеств невозможно без направленного обучения, которое более эффективно в сензитивные периоды развития как нормального, так и аномального ребенка. Общение как вид психической деятельности — необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» общечеловеческий опыт. Вот почему общение — главный фактор общего психического развития ребенка в норме и при отклонениях.
Слайд 5
4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности. Ведущими видами деятельности для детей раннего возраста с нарушениями в развитии и без отклонений являются действия с предметами и игра. Игра рассматривается как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Специфика игровой деятельности заключена в ее замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере. Влияние органического дефекта на развитие психики проявляется в своеобразии аномального развития, которое имеет свои специфические закономерности. Изучение различных отклонений в развитии детей выявило, что для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.
Слайд 6
Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития. Таким образом, была показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка: наступившее в том или ином звене нарушение закономерно в силу действия общих законов психологического развития влечет за собой изменение развития аномального ребенка, что проявляется в отклонениях, различных по своему характеру, силе и значимости у каждой категории аномальных детей. Однако общим для всех случаев является то, что возникшие изменения оказывают влияние на весь дальнейший ход развития ребенка.
Слайд 7
Как доказано Т.А. Власовой, у аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов — различные по характеру и глубине нарушения умственного развития, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации обеднению социального опыта. Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.
Слайд 8
Общей закономерностью для всех аномальных детей является затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми. Трудности социальной адаптации, затруднения во взаимодействии с социальной средой впервые были обозначены как общая закономерность аномального развития Л.С. Выготским. дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания. Ж.И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: «Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность следствий, порождаемых дефектами, проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом ». Изменения личности особенно выражены в тех случаях, когда коррекция дефекта проводится несвоевременно, а также при неблагоприятном социальном окружении.
Слайд 9
По мнению В.И. Лубовского, наиболее общим в характеристике речевого общения аномальных детей является изменение у них способности приему и переработке информации . Изменение способов коммуникации аномальных детей проявляется прежде всего в том, что у всех них нарушено речевое общение, а у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных (мимических, жестовых) средств. Больше страдает усвоение той информации, которая обрабатывается пораженным анализатором. В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информация: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.
Слайд 10
Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления , в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий. Это происходит потому, что для этого процесса у аномального ребенка необходимо образование большего, чем в норме, количества связей. Именно поэтому дети с нарушениями в развитии нуждаются в специально организованном обучении. Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью.
Слайд 11
Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезал совсем и приобретал иное качественное выражение. Возможности компенсации, широко реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживаются и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у аномальных детей. Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.
Источник