Скачать программы для развития речи у ребенка 3 лет

Проект программы речевого развития детей 3-4 лет

Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

Программа направлена на развитие активной речи  у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) занятий, длительность одного занятия – 15 минут, периодичность проведения занятий – 3 занятия в неделю, продолжительность программы – 3 недели. Реализуется данная программа в дошкольном учреждении, в младшей группе. Форма проведения – групповая.

Актуальность.

В возрасте 3 лет ребенок уже владеет запасом слов (примерно 1000), и в норме пользуется ими активно, стоит предложения, описывает свои действия и переживания словами. В случае недостаточно развитой речи ребенку тяжелее общаться со сверстниками и взрослыми, особенно новыми и еще чужими для ребенка взрослыми. Развитие речи предполагает пополнение запаса слов, умения с ними оперировать, составлять словесные конструкции. При недостаточно развитой речи сложнее усваиваются понятия, не развиваются мыслительные процессы. А также тормозится развитие словесного мышления. Обладая свободной речью ребенку легче встроиться в систему социальных отношений с детьми и взрослыми, тем самым усвоить моральные нормы, этические нормы, познать окружающий мир.

Цель программы: развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие активной речи, диалоговой речи

2. развитие голосовых качеств – темпа, тональности, громкости, интонации

3.развитие слухового внимания и памяти

4. развитие мелкой моторики

5. укрепление мышц артикуляции

Планируемый результат.

Ребенок использует речь в повседневной жизни, сопровождает свои действия речью, может выразить словами  свои переживания,  чувства, изменяет слова по числам и падежам, имеет представления о счете, говорит простыми фразами, вступает в речевые диалоги со сверстниками и взрослыми, называет по картинке некоторых животных, может имитировать звуки с разной громкостью, способен изменять интонацию, различает звуки природы, звуки музыкальных инструментов, машин, звуки, издаваемые животными.

Параметры результативности и диагностика:

В качестве критериев эффективности программы используются результаты сравнительного наблюдения за развитием речи.

Для измерения исходного уровня развитости речи использована таблица наблюдения (см. приложение1).

Адресат – воспитанники ДОУ.

  1. Концептуальные компоненты программы.

Направления работы: диагностическое, профилактическое, консультационное.
Принципы программы: принцип непрерывности воздействия, принцип комплексности диагностических и коррекционно-развивающих компонентов, принцип постоянного усложнения материала, принцип учета сложности материала и создания эмоционально комфортной среды.

Поурочно-тематический план

Тема/упражнения

Цель

1

Стихи-диалоги, пальчиковая игра, дыхательная гимнастика, чтение рассказа, хоровод

Развитие диалоговой речи, различения интонации, слухового восприятия и памяти, моторики

2

Волшебный мешочек, Кто как говорит?

Стих-диалог

Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы

Приветствие

3

Слушание рассказа, аппликация, пальчиковая игра

развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики

4

Слушание рассказа, пальчиковая игра, физминутка

развитие диалоговой речи, моторики

5

Звуки леса, деревни, города. Хоровод, пальчиковая игра, игра «Хлопки»

развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи

6

Волшебный мешочек, игра «кто как говорит», хоровод, игра «Один – много»

развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса

7

Звуки детского сада, стройки, праздника, Стих-диалог, пальчиковая игра

развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации

8

Слушание рассказа, физминутка, пальчиковая игра, игра «Хлопки»

развитие слухового внимания и памяти, моторики

9

Мимическая гимнастика, пальчиковые игры, игра «Я вчера..»

развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции

10

Игра «олдин-много», стих-диалог, придумывание сказки, пальчиковая игра

развитие активной речи, моторики

Заключение.

В возрасте трех лет ребенок начинает усваивать нормы общественных отношений, и ему необходимы новые системы обозначения своих чувств, желаний. Если ребенок может сказать об этом вслух, то его общение со взрослыми и сверстниками проходит продуктивно. Общаясь и выражая свои чувства и потребности понятно, ребенок чувствует, что его понимают не только дома, но  в детском саду, на улице. Тем самым учится выстраивать отношения к себе и миру, людям. Также речь помогает становлению памяти, мышления, интеллекта. Оперируя словами, ребенок развивается умственно. Без речевых навыков, становится невозможным освоение счета, чтения, письма. А также успешное освоение речи ребенком – это предпосылки к развитию словесного мышления, становления логики.

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

  К. Д. Ушинский

Список литературы:

  1. Ирина Асеева «Стихи-болтушки»
  2. Кулагина М. «Возрастная психология»
  3. Ларечина Елена «Развивающие занятия для детей» (Счастливый малыш)
  4. Янушко Елена «Новый ребенок»

Занятие 1

Развитие диалога, мелкой моторики, интонации, слуховой памяти и восприятия.

Приветствие:

Вот звенит звоночек.

-Здравствуй, мой дружочек!

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Девченки и мальчишки.

  1. Психолог читает вслух стих, а дети рифмуют недостающие слова. Работа с книгой.

-Добрый день, лягушка!

– Ква!

-Комара поймала?

-Два?

– Как дела, подружка?

– Так…

– Что в корзиночке?

– Пятак!

-Денежка? Зачем?

– Коплю! Платье новое куплю! 2 раза

     2.    Пальчиковая игра

«Наши пальчики бежали, прыг-скок, прыг-скок, ох как быстренько бежали прыг-скок, прыг-скок, спотыкнулись и упали!  Повторить 2 раза.

3.Психолог читает вслух рассказ «Сказка в лесу», с. 38. Работа с книгой. После спрашивает, оком, очем рассказ, понравился ли, кто герои?

4. А теперь возьмем наших пчелок на ниточках и подуем, подуем, чтобы они полетели. Ну-ка у кого пчелки улетели?

5. Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Прощание.

Вот звенит звонок опять, убегаем мы играть.

Занятие 2

Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы

Приветствие

  1. Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
  2. Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.

3. Ведущий читает стих, дети хором отвечают в рифму

-Как пойдем гулять?

    – Топ-топ!

-Как мы дверь закроем?

-Хлоп!

-Кошка к нам с крылечка

-Прыг.

– Воробьишки:

-Чик-чирик!

-Кошка рада птичкам:

-Мурр.

-Воробьи взлетели

-Фурр.

-Дальше ножками:

-Топ-топ!

– И теперь калиткой:

-Хлоп!

-Как трава шумит?

-Шшш…

-Кто в траве шнряет?

-Мышь.

-На цветке пчела:

-Жу-жу.

-Ветер листьями:

-Шу-шу.

-Речка струйками:

-Трень-брень.

-Здравствуй, яркий светлый день!

4. Пальчиковая игра

Утро настало,

Солнышко встало.

-Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

-Вставай, Большак!

-Вставай, Указка!

-Вставай, Середка!

-Вставай, Ситротка!

И крошка-Митрошка.

Привет, Ладошка!

Все проснулись, потянулись.

Прощание

Занятие 3

Цель: развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики

Приветствие

  1. Рассказ о зайце (с.38.)
  2. Аппликация «Заяц», материал: двусторонний скотч, картон, вата, маркер.

После сказки дети и ведущий обсуждают, о ком эта сказка, кто герои, почему шуба у зайца зимой белая.

Читайте также:  Недели развития ребенка в утробе

Далее к заранее приготовленным силуэтам зайцев из двустороннего скотча дети приклеивают вату, и маркером рисуют ему глаза и нос.

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

Прощание

Занятие 4

Цель: развитие диалоговой речи, моторики

Приветствие

  1. Рассказ «Рождественская сказка». Далее обсуждение,  чем рассказ, кто герои?
  2.  Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

  1. Физминутка: Как под горкой снег,

И на горке снег,

А под горкой спит медведь

Тише, тише, не шуметь (3 раза)

Прощание

Занятие 5

Цель: развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи

Приветствие

  1. Звуки леса, деревни, города

Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:

Один раз повернусь- и холодным становлюсь,

А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.

Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.

Ведущий говорит:  Летим мы, снежинки, над лесом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на ветку и слышим. Фонограмма « Звуки зимнего леса»

Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в лесу.

Далее снежинки летят на ферму. Фонограмма «звуки фермы», Дальше в город. И  также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.

Потом ведущий предлагает расколдоваться.

Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,

Второй раз повернусь – человеком становлюсь.

  1. Хоровод

Малыши по лесу ходят

И следы они находят.

Видят малыши – следы на снегу:

Черточка и еще две,

Это птичка снегирек- синяя шапочка,

Красная грудка

И веселый хвостик.

По снежочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык,

Мы дадим им хлебные крошечки.

Птичка поклевала,

Спасибо сказала

И дальше полетела.

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

  1. Хлопки.

На каждый слог-хлопок.

Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно,

Занятие 6

Цель: развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса

Приветствие

  1. Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
  2. Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.

После того, как дети покажут 3-4 животных, психолог предлагает показать пароход, поезд, автомобиль, лодку, грузовик

Далее диалог, какой транспорт самый шумный, какой тихий?

  1. Игра «Один-много»

Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»

«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.

Слова: снежинка, цыпленок, яйцо, бочка, радуга, кружка, стол, лист, бабочка, звонок.

  1. Разминка – Хоровод

Малыши по лесу ходят

И следы они находят.

Видят малыши – следы на снегу:

Черточка и еще две,

Это птичка снегирек- синяя шапочка,

Красная грудка

И веселый хвостик.

По снежочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык,

Мы дадим им хлебные крошечки.

Птичка поклевала,

Спасибо сказала

И дальше полетела.

Прощание

Занятие 7

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации

Приветствие

  1. Звуки детского сада, стройки, праздника

Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:

Один раз повернусь- и холодным становлюсь,

А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.

Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.

Ведущий говорит:  Летим мы, снежинки, над детским садом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на крышу и слышим. Фонограмма « Детские голоса»

Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в детском саду.

Далее снежинки летят на стройку. Фонограмма «Стройка», обсуждаем, какие инструменты, сколько людей, какая техника. Дальше на праздник. И  также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.

Потом ведущий предлагает расколдоваться.

Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,

Второй раз повернусь – человеком становлюсь.

  1. Пальчиковая игра

Сидели два медведя, толкались на суку,

Один читал газету, другой молол муку,

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке.

Ухо в кислом молоке. 3 раза

  1. -Как пойдем гулять?

    – Топ-топ!

               -Как мы дверь закроем?

-Хлоп!

-Кошка к нам с крылечка

-Прыг.

-Воробьишки:

-Чик-чирик!

-Кошка рада птичкам:

-Мурр.

-Воробьи взлетели

-Фурр.

-Дальше ножками:

-Топ-топ!

– И теперь калиткой:

-Хлоп!

-Как трава шумит?

-Шшш…

-Кто в траве шнряет?

-Мышь.

-На цветке пчела:

-Жу-жу.

-Ветер листьями:

-Шу-шу.

-Речка струйками:

-Трень-брень.

-Здравствуй, яркий светлый день!

Прощание

Занятие 8

Цель: развитие слухового внимания и памяти, моторики

Приветствие

  1. Рассказ «Рождественская сказка»

Обсуждение, кто герои, какие они, что сначала случилось, что потом? Чем закончилось?

  1. Физминутка

Как под горкой снег,

И на горке снег,

А под горкой спит медведь

Тише, тише, не шуметь (3 раза)

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

  1. Хлопки.

На каждый слог-хлопок.

Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно.

Прощание

Занятие 9

Цель: развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции

Приветствие

  1. Мимическая гимнастика

-улыбнулись широко

-поезд поехал «губы трубочкой» ту-ту

-высунули язык, повернули его в одну сторону, в другую, вверх и вниз.

– кошка умывается, лапки вылизывает.

– губы в одну сторону, в другую, по кругу

-корова жует траву, хорошо разминаем челюсть.

  1. Пальчиковая игра. Дети говорят вместе с психологом и повторяют движения.

Утро настало,

Солнышко встало.

-Эй, братец Федя, 

Разбуди соседей!

-Вставай, Большак!

-Вставай, Указка!

-Вставай, Середка!

-Вставай, Ситротка!

И крошка-Митрошка.

Привет, Ладошка!

Все проснулись, потянулись.

  1. Игра « я вчера»

Психолог говорит: «Я вчера ездила на метро»

А что вы делали вчера? Дети по очереди говорят, чем они занимались, одно занятие.

Далее, «Я сегодня», Психолог говорит «Я сегодня пойду в театр», дети продолжают.

  1. Пальчиковая игра

Сидели два медведя, толкались на суку,

Один читал газету, другой молол муку,

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке.

Ухо в кислом молоке. 3 раза

Прощание

Занятие 10

Цель: развитие активной речи, моторики

Приветствие

  1. Игра «Один-много»
Читайте также:  Развитие педагогами учебных способностей ребенка

Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»

«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.

Слова: мышь, корова, ложка, солнышко, свеча, салат, мост, цветок, мыло, кисть, заяц, носик, глаз

  1. -Добрый день, лягушка!

– Ква!

-Комара поймала?

-Два?

– Как дела, подружка?

– Так…

– Что в корзиночке?

– Пятак!

-Денежка? Зачем?

– Коплю! Платье новое куплю! 2 раза

  1. Психолог предлагает сочинить сказку.

«Ребята, а давайте придумает сказку, я начну, а вы по очереди продолжите?

Жила была лиса…

Дальше с помощью наводящих вопросов дети составляют по одному предложению. В конце пихолог повторяет все услышанное и составляет сказку.

«Вот какие мы с вами молодцы, какую интересную сказку сочинили»

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

Прощание

Источник

Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

детский сад №5 « Родничок»

  «УТВЕРЖДЕНО»

                                                                                                          Заведующий МАДОУ

                                                                                                           детский сад №5 «Родничок»

                                                                                        с.Константиновка

                                                                                                   _____________Краснолуцкая Н.Н                                                                                                                                   «___»_______________2015 г.

Рабочая программа по реализации задач образовательной области «Речевое развитие» для детей 2–3 лет

2015-2016 год

Пояснительная записка

Содержание данной области Программы направлено овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми у детей раннего возраста.

Основой для разработки рабочей программы по развитию речи стали:

• Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009 г. N 655,

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 г. N 2562,

• СанПиН 2.4.1.2660 – 10

Возрастные особенности детей 2 -3 летНа третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Формы организации детей:

подгруппы по 6-8 человек.

Формы работы: Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Сюжетные игры. Театрализация. Игры с правилами. Чтение. Обсуждение. Разучивание. Пересказывание и рассказывание. Рассматривание книг. Развлечения и досуги по литературным материалам.

Задачи:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях. На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; называть их местоположение; имитировать действия людей и движения животных.

Обогащать словарь детей:

– существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

– глаголами, обозначающими трудовые действия, действия, противоположные по значению, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться) ;

– прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий) ;

– наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко) .

Способствоватъ употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь! », «Кто пришел? », «Кто стучит? »,

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам таблица оценки

Грамматический строй речи

Совершенствовать грамматическую структуру речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под) .

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла? ») .

Связная речь

Помогать детям отвечать на простейшие («что? », «кто? », «что делает? ») и более сложные вопросы («во что одет? », «что везёт? », «кому? », «какой? », «где», «когда? », «куда? ») .

Поощрять попытки детей старше 2 л 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картинке, о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

Развитие литературной речи.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Формирование интереса и потребности в чтении

Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это? », «Что делает? »

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.

Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для второй группы раннего возраста.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрятъ попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Планируемые результаты: умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображённом на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.

Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Обеспечение программы.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы Занятия по развитию речи / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. —М. ; Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Хрестоматия для дошкольников / М. : АСТ, 1999.

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М., 2005.

Содержание направлений работы с семьей

по речевому развитию. Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.

Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.

Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители – ребенок) для родительских собраний, досугов детей, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.

Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.

Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Список используемой литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

Пояснительная записка.

Программа «Подготовка к школе» (грамота, чтение) является дополнительной услугой к программе «Развитие речи» Она составлена с учетом психологических особенностей детей 5-7 лет, направлена на формирование звуковой культуры речи, расширения словарного запаса у детей, развития связной речи.

Задачи программы.

– Обучающие:

• Овладение навыков сознательного, правильного, плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами.

• Формирование навыков письма, умение видеть рабочую строку.

• Умение определять и выделять гласные звуки и согласные, твердые и мягкие.

• Умение проводить простейший фонетический разбор несложных слов.

– Развивающие:

• Развитие устной речи.

• Развитие коммуникативных способностей.

• Расширение представлений об окружающем мире.

– Воспитательные:

• Воспитание интереса к родному языку и литературе.

• Воспитание любви к книге и чтению.

• Воспитание упорства и трудолюбия.

Формы работы и график работы кружка

Работа проводится с группой ребят, небольшими подгруппами и индивидуально.

Понедельник (письмо) 15:30 – 16:10

Четверг (чтение) 15:30 – 16:10

Взаимодействие с родителями.

• Представление информации об обучающей программе и текущей работе.

• Обсуждение домашних заданий.

• Совместная работа по изготовлению наглядных пособий.

• Проведение индивидуальных бесед и консультаций.

Учебный план.

«Звук и слово» (27 часов)

• Гласные звуки и буквы [а], [о], [у], [и], [э], [ы] 5 часов

• Сонорные согласные и [й] 5 часов

• Звонкие и глухие согласные 11 часов

• Двузначные гласные [е], [ё], [ю], [я] 4 часа

• Буквы Ъ и Ь 2 часа

Учебный план.

«Письмо» (27 часов)

• Штриховка предметов 2 часа

• Вспомогательная и рабочая строка 2 часа

• Основные элементы письменных букв 9 часов

• Чистописание 5 часов

Продолжительность занятий 30 минут.

Источник