Скачать программу для развития речи ребенка

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Грамотейка»

Предмет «развитие речи»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст обучающихся 5-7 лет

Срок реализации программы 1год

Количество детей в группе 15 чел

Количество часов в год 72 часов

Разработчик:

Салунина А.И.

МОСКВА

 2019 г

2. Пояснительная записка.

Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. 

Главной целью программы развития речи является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.

На занятиях используются специальные задания

  • на выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
  • выделение одинаковых предметов из группы предметов;
  • выделение лишнего предмета;
  • объединение различных предметов в группы;
  • выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

Задачи:

– формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

– формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;

– формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;        

– развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.;  

  –  формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

   –   развитие воображения и творческих способностей.

– адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря.

3. Учебно-тематический план

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий:

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

мотивационная готовность к учебной деятельности.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу;

использовать установленные правила в контроле способа решения;

применять установленные правила в планировании способа решения;

адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: выделять параметры объекта, существенные признаки;

устанавливать аналогии; строить рассуждения; обобщать.

Коммуникативные: испытывать потребность в общении;

позитивно относиться к процессу сотрудничества;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания;

строить монологическое высказывание; слушать собеседника.

Содержание курса

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; массаж кистей рук.

Графические упражнения

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами).

Артикуляционная гимнастика

Выполнение комплексов артикуляционных упражнений.

Игры и действия с предметами

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой.

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь – комплекс №1;

Январь, Февраль, Март, Апрель, Май – комплекс №2.

Игры и действия с предметами

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой.

Возраст обучающихся – 5-7 лет. Количество обучающихся в группе – 15 человек.

Срок реализации программы – 72 часа.

Формы и режим занятий. Занятия проходят в группе один раз в неделю, продолжительность занятий – 1 академический час. Для обучающихся в рамках занятий проводятся индивидуальные консультации.

Учебно-тематический план

Название разделов, тем

Кол-во часов-теоретических

Кол-во часов-практических

Кол-во часов-всего

1

Введение. Гимнастика для пальчиков, разучивание стишков и считалок. Подготовка руки к письму. Беседа по картине. Загадки. Гласные и согласные звуки.

2

2

2

Упражнения для кончиков пальцев. Комплекс артикуляционной гимнастики. Подготовка руки к письму. Рассказ по картине. Деление слова на слоги.

2

10

12

3

Беседа по картине. Закрепление понятий: звуки гласные и согласные, ударные и безударные гласные звуки. Подготовка руки к письму.

4

10

14

4

Упражнения для запястья. Комплекс артикуляционной гимнастики. Подготовка руки к письму. Пересказ с опорой на серию картин.

12

12

5

Подготовка к обучению грамоте: Артикуляция, характеристика звука. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой.

2

2

4

6

Упражнения для подушечек пальцев. Комплекс артикуляционной гимнастики. Подготовка руки к письму.

2

2

4

7

Расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме занятия. Развитие грамматически и фонетически правильно оформленной самостоятельной речи. Чтение литературных произведений: стихов, загадок

2

2

4

8

Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой

2

2

4

9

Рассказывание историй руками. Выполнение фигур из палочек. Комплекс артикуляционной гимнастики

12

12

10

Итоговое занятие. Закрепление полученных знаний, умений и навыков в речевых играх

2

2

4

Итого:

30

42

72

4.Содержание изучаемого курса.

Программа учебного курса рассчитана на 10 занятий. Занятия проводятся в группах по 30 минут и предполагают использование следующих форм: беседа; дидактическая игра;

физические упражнения; индивидуальная корректировка

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Воспитание звуковой культуры речи.

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

6. Развитие связной монологической речи.

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.

Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи:

1.  Научность.

2.  Учет психологических, возрастных особенностей детей.

3.  Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие).

4. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи.

5. Доступность, конкретность.

6. Концентричность.

Виды занятий:

1. Рассматривание картины.

2. Рассматривание предметов.

3. Загадывание загадок.

4. Дидактические игры:

– пальчиковые;

– стихотворная ритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);

– артикуляционная гимнастика;

– звуковые игры;

– дыхательная гимнастика.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ребятам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе артикуляционная гимнастика решаются следующие задачи:

– Улучшение кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации;

– Улучшение подвижности артикуляционных органов;

– Укрепление мышечной системы языка, губ, щёк;

– Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

– Увеличить амплитуду движения;

– Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

– Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

Читайте также:  Единство физического и психического развития ребенка это

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать: развитие мелкой моторики и координации пальцев рук, овладение приемами работы с разными предметами, умение соотносить форму и пропорцию, улучшение работы мышц артикуляционного аппарата.

Сентябрь

1-2 неделя диагностика.

Тема «Детский сад»

1. Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» – закрепить имена, фамилии детей и их сверстников.

2. Упражнение на развитие речевого дыхания «Веселый ветерок».

3. Пальчиковая гимнастика «Друзья» – развитие мелкой моторики.

4. Зрительная гимнастика для глаз «Привет глазки».

5. «Мой Веселый язычок» – знакомство с органами артикуляции.

Тема «Осенний лес – полон чудес»

1. Релаксационные упражнения «Хорошее настроение».

2. Игра «Узнай по голосу» – формирование слухового восприятия.

3. Упражнение на дыхание «Листопад».

4. Заучивание стихотворения «Осень».

5. Зрительная гимнастика «Солнышко и тучки» – профилактика зрительных нарушений.

Октябрь

Тема «Во саду ли в огороде»

1. Массаж для глаз «Раздеваем лук».

2. Закрепление названия органов артикуляции: игра «Сказочка – подсказочка».

3. Пальчиковая гимнастика «В огороде».

4. Чтение сказки «Репка».

Тема «У медведя во бору»

1. Дыхательное упражнение

«Листопад».

2. Релаксия (образные превращения).

3. Логоритмические упражнения – учить слышать ритм и темп музыки.

4. Су джок терапия «Ёжик».

5. Игра «Постучимся в «Теремок».

Логотренинг «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

1. Пальчиковая игра «Как живешь?».

2. Самомассаж.

3. Работа над дыханием «Ветерок»

4. Игра «Сказочка – подсказочка» -закрепление названия органов артикуляции.

Тема «Волшебный мир звуков»

1. Сказка «Сказка о непослушном язычке».

2. Игры со звучащими предметами – знакомство со звуками.

3. Интонационная выразительность речи «Колобок».

4. Игра «За грибами» – развитие общей моторики.

ноябрь

1-2 неделя. Тема «Я люблю свою лошадку»

1. Психогимнастика «Чудесные превращения».

2. Сказка «Сказка о непослушном язычке» – развитие органов артикуляции.

3. Игра с прищепками «Котенок»- координация движений рук.

4. Игра «Это вовсе не ребенок – это маленький телёнок» – побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

5. Игра «Узнай по силуэту» – узнавать и называть домашних животных.

1-2 неделя. Тема «Пернатые друзья»

1. Релаксационные упражнения «Спасем птенчиков».

2. Игра «Гуси- лебеди»- развитие речевого дыхания.

3. Развитие выразительности речи. Стихотворение «Стайка».

4. Игра «Многим домик послужил, кто только в домике не жил».

5. Усвоение понятий «живой – неживой» – развитие мышления.

Декабрь

Тема «Здравствуй, зимушка- зима»

1. Релаксационные упражнения.

2. Дыхательное упражнение «Снежинка».

3. Массаж «Мороз- красный нос».

4. Закрепление произношения звуков в чистоговорках «Раз, два, три, четыре, пять стихи – будем сочинять».

5. Упражнения для коррекции зрения «Лыжники».

Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т.  

Схема предложения.

Тема «Семья»

1. Пальчиковая игра «Дружная семья».

2. Игра с мячом «Подбери пару».

3.Артикуляционная гимнастика «В гости к дедушке и бабушке».

4. Мимические упражнения «Гномики».

5. Игра «На помощь Забывайкину» – активизировать словарный запас.

Тема «Здравствуй, елочка – зеленая иголочка»

1. Дыхательное упражнение

«Снежинка».

2. Релаксационные упражнении «Прогулка в зимний лес».

3. Гимнастика для глаз «Ёлочка».

4. Разыгрывание эпизодов «Есть в лесу под елкой хата…».

Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа на заданную тему.

Январь

Тема «Зимние забавы»

1. Дыхательное упражнение «Вьюга».

2. Релаксационные упражнения «Зимние забавы».

3. Выполнение артикуляционных упражнений игра «Сказочка- подсказочка».

4. Оздоровительный массаж. 

5. Театральная игра «Сказочные превращения».

6. Работа над выразительностью в стихотворении «Есть в лесу под елкой хатой…».

Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Твердые и мягкие звуки.

Тема «Зимовье животных»

1. Дыхательное упражнение

«Снежинки».

2. Релаксия (образные превращения).

3. Логоритмические упражнения.

4. Игра «Узнай по силуэту».

5. Драматизация сказки «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям».

Звуки [ ш ], [ ж ]. 

Тема «Зимующие птицы»

1. Дыхательное упражнение

«Сдуй снежинку».

2. Релаксационные упражнение «Согреем воробушка».

3. Ритмодекламация «Кормушка».

4. Театральная игра «Одно и то же по-разному».

Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп. Схемы слов. Предложение.

февраль

Тема «Мир полон сказок и чудес»

1. Работа над речевым дыханием «Снежинка».

2. Зрительная гимнастика «Елочка».

3.Релаксационные упражнения «Сказочные превращения».

4. Упражнение «Снеговик» (составление предложений).

5. Пальчиковая гимнастика «Снежок».

6. Культура и техника речи. Стихотворение «Зимняя прогулка».

Звуки [ в], [ в’ ]. 

Звуки [ ф], [ ф’ ]. Звуковая схема слова. Слоги, ударение.

Тема « Я- человек».

1. Дыхательное упражнение «Шарик».

2. Игра «Доскажи словечко».

3. Игра «Что делаем, покажем и скажем»

4. Распознаём по мимике и интонации «Назови ласково».

5. Активизация словарного запаса «Расскажи про себя».

Звуки [ р], [ р’ ]. Звуковая схема слова. Слоги, ударение.

Тема «Малыши- кибальчиши»

1. Дыхательное упражнение

«Звездочки».

2. Релаксационные упражнения

«Мы – веселые ребята».

3.Пальчиковая гимнастика.

4. Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие рассматривание картин.

5. Игра «Летим- плывем-шагаем» развитие общей моторики.

Звуки [ н], [ н’ ]. Звуковая схема слова. Слоги, ударение.

март

Тема «Весна- красна. Мамин праздник»

1 Дыхательное упражнение «Аромат роз».

2. Релаксационные упражнения  «Игра с песком».

3. Заучивание стихотворения «Мамин день».

4. Драматизация сказки «Теремок».

Звуки [ м], [ м’ ]. Звуковая схема слова. Слоги, ударение.

Тема «Все работы хороши»

1. Дыхательное упражнение

«Солнечные зайчики».

2. Релаксационные упражнения «Для чего нужны руки».

3. Оздоровительный массаж.

4. Развитие мышления «Кто больше заметит небылиц».

5. Работа над выразительностью: стихотворение «Мамин день».

Звук [и]. буква И,и

Тема «Ателье»

1. Дидактическая игра «Наведи порядок».

2. Дыхательное упражнение «Ветерок».

3. Выполнение артикуляционных упражнений.

4. Релаксационные упражнения «Холодно -жарко».

5. Массаж «Что делать после дождика?».

Звук [э]. буква Э,э

апрель

 Тема «Перелетные птицы»

1. Дыхательное упражнение «Гуси – лебеди».

2. Релаксационное упражнение «Холодно -жарко».

3. Массаж лица «Воробей».

«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям».

4. Гимнастика для глаз «Солнышко и тучка».

5. «Злая, злая нехорошая змея укусила молодого воробья» – мимические упражнения.

Звук [о]. буква О,о.

Тема «Цветы»

1. Дыхательное упражнение

«Лепестки».

2. Релаксационное упражнение «На полянке».

3. Логоритмическое упражнение «Цветок»

4. Проблемное упражнение «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей».

Буквы Е,е; Ё,ё. Звуковая схема слова. Слоги, ударение.

Тема «Подводный мир»

1. Дыхательное упражнение «Буря в стакане».

2. Релаксационные упражнения

 «Водопад».

3. Развитие слухового восприятия. Игра «Внимательные ушки?»

4. Гимнастика для глаз.

5. Театральная игра «Морское путешествие».

Буква Ю,ю. Звуковая схема слова. Слоги, ударение.

Тема «Транспорт»

1. Дыхательное упражнение

«Паровоз».

2. Подвижня игра «Шоферы» – координация речи с движением.   

3. Дифференциация звуков. Упражнение «Шина» -«Насос».

4. Упражнение «Шифровальщики» – слуховое восприятие.

5. Упражнение «Машина»: собрать машину из счетных палочек.

Звук [у]. буква У,у

май

Тема «Мир насекомых»

1 Дыхательное упражнение «Ворона».

2. Релаксационное упражнение «Стрекоза и муравей».

3. Массаж ушных раковин.

4. Су Джок терапия «Ёжики».

5. Игра «Каждому страх большим кажется»- развитие связного высказывания.

Звук [а]. буква А,а.

Тема «Скоро лето»

1. Дыхательное упражнение Дровосек».

2. Релаксационные упражнения «Бабочка».

3. Оздоровительный массаж.

4. Пальчиковая гимнастика «Раз, два….»

5. Мимические упражнения «Преодолеем страх».

Буква Я,я.  

Читайте также:  Развитие речи у ребенка обувь

5. Методическое обеспечение доп. обр. программы

Материалы: различные виды бумаги (цветная, неокрашенная); вторичное сырье; фольга; нитки; пуговицы.

Оборудование: счетные палочки; ленты; шнурки; шаблоны; образцы готовых изделий; массажные мячики; су-джок.

Наглядные пособия: иллюстрации; муляжи; игрушки; набор геометрических тел; коллекции бумаги, картона, ткани; образцы штриховок.

Дидактические материалы: детская художественная литература; тексты песен и потешек; образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки); диагностические задания.

  1. Список литературы
  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва. «Просвещение», 2001г.
  2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду».
  3. О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи в детском саду». Москва. «Просвещение», 2000г.
  4. В.В. Глебова. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». Москва. «Просвещение», 1998г.
  5. С.А. Миронова. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». Москва. «Просвещение», 1991г.
  6. П.Г. Саморукова. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду». Москва. «Просвещение», 1992г.
  7. А.К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду». Москва. «Просвещение», 1991г.
  8. В.А. Дрязгунова. «Дидактические игры в детском саду». Москва. «Просвещение», 2000г.
  9. О.М. Дьяченко. «Чего на свете не бывает». Москва. «Просвещение», 1992г.
  10.  А.А. Катаева. «Дидактические игры и упражнения в обучении с задержкой речевого развития». Москва. «Просвещение», 1997г.

Источник

Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

детский сад №5 « Родничок»

  «УТВЕРЖДЕНО»

                                                                                                          Заведующий МАДОУ

                                                                                                           детский сад №5 «Родничок»

                                                                                        с.Константиновка

                                                                                                   _____________Краснолуцкая Н.Н                                                                                                                                   «___»_______________2015 г.

Рабочая программа по реализации задач образовательной области «Речевое развитие» для детей 2–3 лет

2015-2016 год

Пояснительная записка

Содержание данной области Программы направлено овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми у детей раннего возраста.

Основой для разработки рабочей программы по развитию речи стали:

• Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009 г. N 655,

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 г. N 2562,

• СанПиН 2.4.1.2660 – 10

Возрастные особенности детей 2 -3 летНа третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Формы организации детей:

подгруппы по 6-8 человек.

Формы работы: Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Сюжетные игры. Театрализация. Игры с правилами. Чтение. Обсуждение. Разучивание. Пересказывание и рассказывание. Рассматривание книг. Развлечения и досуги по литературным материалам.

Задачи:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях. На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; называть их местоположение; имитировать действия людей и движения животных.

Обогащать словарь детей:

– существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

– глаголами, обозначающими трудовые действия, действия, противоположные по значению, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться) ;

– прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий) ;

– наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко) .

Способствоватъ употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Читайте также:  Карточки для развития ребенка глена домана купить

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь! », «Кто пришел? », «Кто стучит? »,

Грамматический строй речи

Совершенствовать грамматическую структуру речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под) .

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла? ») .

Связная речь

Помогать детям отвечать на простейшие («что? », «кто? », «что делает? ») и более сложные вопросы («во что одет? », «что везёт? », «кому? », «какой? », «где», «когда? », «куда? ») .

Поощрять попытки детей старше 2 л 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картинке, о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

Развитие литературной речи.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Формирование интереса и потребности в чтении

Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это? », «Что делает? »

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.

Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для второй группы раннего возраста.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрятъ попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Планируемые результаты: умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображённом на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.

Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Обеспечение программы.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы Занятия по развитию речи / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. —М. ; Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Хрестоматия для дошкольников / М. : АСТ, 1999.

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М., 2005.

Содержание направлений работы с семьей

по речевому развитию. Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.

Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.

Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители – ребенок) для родительских собраний, досугов детей, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.

Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.

Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Список используемой литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

Пояснительная записка.

Программа «Подготовка к школе» (грамота, чтение) является дополнительной услугой к программе «Развитие речи» Она составлена с учетом психологических особенностей детей 5-7 лет, направлена на формирование звуковой культуры речи, расширения словарного запаса у детей, развития связной речи.

Задачи программы.

– Обучающие:

• Овладение навыков сознательного, правильного, плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами.

• Формирование навыков письма, умение видеть рабочую строку.

• Умение определять и выделять гласные звуки и согласные, твердые и мягкие.

• Умение проводить простейший фонетический разбор несложных слов.

– Развивающие:

• Развитие устной речи.

• Развитие коммуникативных способностей.

• Расширение представлений об окружающем мире.

– Воспитательные:

• Воспитание интереса к родному языку и литературе.

• Воспитание любви к книге и чтению.

• Воспитание упорства и трудолюбия.

Формы работы и график работы кружка

Работа проводится с группой ребят, небольшими подгруппами и индивидуально.

Понедельник (письмо) 15:30 – 16:10

Четверг (чтение) 15:30 – 16:10

Взаимодействие с родителями.

• Представление информации об обучающей программе и текущей работе.

• Обсуждение домашних заданий.

• Совместная работа по изготовлению наглядных пособий.

• Проведение индивидуальных бесед и консультаций.

Учебный план.

«Звук и слово» (27 часов)

• Гласные звуки и буквы [а], [о], [у], [и], [э], [ы] 5 часов

• Сонорные согласные и [й] 5 часов

• Звонкие и глухие согласные 11 часов

• Двузначные гласные [е], [ё], [ю], [я] 4 часа

• Буквы Ъ и Ь 2 часа

Учебный план.

«Письмо» (27 часов)

• Штриховка предметов 2 часа

• Вспомогательная и рабочая строка 2 часа

• Основные элементы письменных букв 9 часов

• Чистописание 5 часов

Продолжительность занятий 30 минут.

Источник