Скачать программа раннего развития ребенка от 3 лет

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.

        Ранний возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, – «ранний возраст сензитивен во всем».

        В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

  Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

   Таким образом, актуальность  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

   Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Сформировать у детей  младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное,  характерное (признаки, качества).

Учить  применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.

Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).  

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными нетрадиционными материалами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

6.Знание основных цветов, геометрических фигур, величины.

Основной формой является кружковое занятие, плавно переходящее в игровую деятельность. Занятия в кружке проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 15 минут.

Программа предусматривает проведение занятий по подгруппам, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Все занятия проводятся в игровой форме.

Структура занятия кружка вариативна, где предполагается знакомство с новым материалом, освоение новых приемов, обыгрывание поделки, позволяет глубже и шире ввести ребенка в мир окружающих его вещей и предметов.

Перспективный план по сенсорному воспитанию на 2016 – 2017 учебный год с детьми 2 мл. группы.

Сентябрь

3

«Знакомство с кабинетом»

Развивать тактильную чувствительность и сложно-координированные движения пальцев и кистей рук.

Сосуд с песком, водой, манкой, горохом, мелкие игрушки; лист бумаги, карандаш.

4

«Чудесный сундучок»

октябрь

1-я неделя

«Воздушные шары»

Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый».

Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

2-я неделя

«Подбери флажки к домикам»

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Дидактические картинки, карандаши, бумага.

3-я неделя

НОД «Радуга»

Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом –  голубой.  Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Письмо,  картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

4-я неделя

«Найди куклу по цвету»

Закреплять у детей умения определять цвет, ориентироваться в семи цветах спектра, сопоставлять цветовые образы.

Дидактические картинки, гуашь и кисти, листы бумаги

НОЯБРЬ

1-я неделя

«Большой-маленький»

Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.

2-я неделя

«В какую коробку?»

Закреплять знания о величине предметов

 Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

3-я неделя

«Из каких фигур состоит машина?».

«Коврик».

Учить узнавать и называть геометрические фигуры.

Конструкцию машины, составленную из геометрических фигур.

Коврик из геометрических фигур

4-я неделя

«Геометрическое лото»

Закреплять знание и название геометрических фигур.

Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры)

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

«Бусы»

Учить выкладывать рисунок из макарон, нанизывать их на шнурок, украшать предмет.

Различные окрашенные в разные цвета макароны, картон, пластилин, шнурки.

2-я неделя

«Зимний вечер»

Учить выкладывать рисунок из макарон, нанизывать их на шнурок, украшать предмет.

Различные окрашенные в разные цвета макароны, картон, пластилин, шнурки.

3-я неделя

 Собери правильно

Учить разбирать по цвету, форме.

Цветные макароны, картон, пластилин.

4-я неделя

«Новогодняя елка»

Учить украшать ёлку разноцветными фигурками, закреплять цвет, форму.

Шаблон ёлки, покрытый пластилином, различные разноцветные фигурки, макароны, бусины.

ЯНВАРЬ

1-я неделя

«Путешествие на лесную полянку»

Познакомить с шириной предмета

Шнуры для изображения рек.

2-я неделя

«Определи на ощупь».

Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки.

Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

3-я неделя

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».

Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы.

Мешочек, стакан  стеклянный , деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

4-я неделя

«Спрячь грибок за елкой»

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету.

дидактические картинки, музыкальный центр, экран.

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

«Угости кукол конфеткой»

Закреплять знания о величине предметов (высота)

Буратино, куклы, конфеты, шкафы, разные по высоте.

2-я неделя

«Самая длинная, самая короткая».

Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной.

Разноцветные ленты разной длины.

3-я неделя

«Салют»

Познакомить детей со свойствами бумаги, учить сминать, рвать, скатывать бумагу в шарик, скручивать в жгутик.

Салфетка, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага

4-я неделя

«Найди Котенка»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами.

Котенок, вся группа.

МАРТ

1-я неделя

«Мимоза»

Познакомить детей со свойствами бумаги, учить сминать, рвать, скатывать бумагу в шарик, скручивать в жгутик.

Салфетка, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага.

2-я неделя

«Узнай на вкус»

Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус.

Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь.

3-я неделя

«Что как плавает»

 Закреплять знания свойств камней.
Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.

Таз с водой, камни, деревянные палочки.

4-я неделя

НОД «Теремок»

Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься.

Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины.

АПРЕЛЬ

1-я неделя

«Научи зайца строить забор»

Практиковать детей в выкладывании ряда.

Заяц, полоски разные по высоте, одинаковые по цвету.

2-я неделя

«Волшебный лес»

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины: «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий. »

Деревья разные по высоте, толщине.

3-я неделя

«Подарки»

Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера.

Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфики по количеству медведей разные по длине.

4-я неделя

«В гости к мишке»

Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов. Воспитывать желание заниматься

Две физкультурные скамейки разной высоты,  изображающие мостик через речку, игрушка мишка.

МАЙ

1-я неделя

открытка

Развивать мелкую моторику рук, творчество, воображение, интерес.

Цветная бумага, клей, картон.

2-я неделя

Опыт «Разноцветная вода».

Закреплять знания о свойствах воды.

Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.

3-я неделя

«Теплый – холодный»

Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная.

Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики.

4-я неделя

«Солнышко»

Учить соединять концы в кольцо, скручивать в жгутик.

Салфетка, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага.

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991.

для закрепления понятия формы.

Игры на развитие тактильных ощущений.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Источник

Пояснительная записка

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,

но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.

Б.П.Никитин

Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура. Особо подчеркивается роль творческих возможностей и способностей ребенка, определяемых как креативность. Она проявляется в мышлении, общении, разных видах деятельности и характеризует личность в целом или в рамках отдельных способностей.

Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.

Поэтому приоритетным направлением в педагогической деятельности является работа по раннему выявлению и совершенствованию детской одаренности, т.к. подготовка современного ребенка к жизни предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. Необходимость организации занятий с детьми младшего возраста, имеющими опережающее развитие, обусловлено спросом со стороны родителей, стремящимся к разностороннему развитию своих детей.

Программа «Умничка» рассчитана на двухлетний курс для детей (3-5лет) с опережающим интеллектуальным развитием.

Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.

Основная цель программы – способствовать раннему выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника.

Задачи:

1. создать условия для раннего выявления одаренных детей;

2. развивать творческие способности;

3. формирование навыков социализации одаренных детей;

4. содействие сохранению и укреплению психофизического здоровья одаренных детей;

5. привлечение родителей к совместной деятельности в данном направлении.

Для успешной реализации программы «Умничка» необходимо создание следующих условий:

1. отбор в группу детей с нормой физического, интеллектуального, речевого и социального развития.

2. малая наполняемость группы (12 человек).

Режим реализации программы:

  • С детьми 3-4 лет НОД проводят не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут (5лет н чаще 2 раза в неделю продолж.не более 25 минут)
  • НОД проводится во вторую половину дня
  • Всего 36 часа в год
  • Форма работы- групповая, подгрупповая, индивидуальная.
  • Педагогический анализ и диагностика: 2 раза в год (вводный- в октябре, итоговый- в мае).

В работе использованы нестандартные методики исследования интеллектуальной сферы дошкольников «Дорисование фигур» (3-5лет) – О.Ю. Дьяченко, методика развития памяти «10 слов (карточек)- А.Р.Лурия, методика «мисочки», «разрезанные картинки (4-6частей). «Конструирование по образцу» Т.В. Лаврентьева для диагностики результатов обучения.

Основное внимание в своей работе я уделяю развитию графо-моторных навыков и развитию творческих способностей.

Развитие графо-моторных навыков и речи.

Представленный материал был взят из книги М. Зейц “Пишем и рисуем на песке”. Предлагаю педагогам и родителям познакомиться удивительными лечебными свойствами песка и с тем, какое воздействие оказывает песок на развитие ребенка.

Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Лоток с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.

Насыпьте песок в стеклянную, металлическую или керамическую миску непосредственно перед началом физиотерапевтического сеанса. Поместите ее на короткое время в морозилку, в холодильник, в духовку или на батарею отопления – в зависимости от того, какой результат вам нужен. Температура песка изменится очень быстро. Играя в холодном или в теплом песке, дети ощутят изменение температуры руками. При этом, кроме стимуляции осязания, проявляется и лечебный физиотерапевтический эффект. Игра в песке доставляет удовольствие.

Когда дети знают основные геометрические фигуры, то начинают рисовать их на песке (если, конечно, внешние факторы не слишком их отвлекают). Это также можно увидеть на примере составления сложной формы – мандалы. Рисование на песке связывает знакомые фигуры с ощущением получаемого удовольствия. При этом создаются благоприятные условия для максимальной релаксации. Хотя рисунки на песке очень эстетичны и способны заинтересовать детей, их, конечно, нельзя отнести к числу долго хранящихся изображений. Разровняв песок руками или дощечкой, вы получите поверхность, снова пригодную для рисования на ней. В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. В подтверждение могу сказать, что при помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги.

К концу года дети должны уметь:

– ориентироваться на листе бумаги (на лотке с песком),

– рисовать, раскрашивать в заданном направлении,

– рисовать круги и овалы, горизонтальные и вертикальные линии необходимой длины, изменять направления линии, ломаные, дугообразные и волнистые линии в ограниченном пространстве, спирали и цикличные линии по опорам.

Развитие творческих способностей

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе- способности и склонности. Психологической основой творческой деятельности является воображение- психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. В творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности.

К концу года дети должны уметь:

– создавать целостный образ на основе геометрических фигур,

– создавать в воображении образ на заданную тему,

– видоизменять и преобразовывать,

– составление рассказов по сюжетным картинкам,

– придумывать разные варианты окончания сказок,

– придумывать новые применения знакомым вещам,

– находить решения проблемных ситуаций,

– находить сходства и отличия при сравнение предметов.

Развитие основных познавательных процессов и формирование основных социальных навыков

К концу года дети должны уметь:

– удерживать внимание в течение 7-10 минут при выполнении одного вида задания,

– складывать разрезанную картинку из 4 частей,

– соотносить предметы по размеру, форме и цвету,

– сравнивать разные предметы и выявлять различия в них,

– устанавливать смысловую связь между предметами,

– выделять существенный признак предмета,

– соотносить часть и целое,

– классифицировать и обобщать предметы по одинаковым существенным признакам,

– выполнять 5-6 действий подряд,

– повторить предложение из 8 слов,

– повторять набор из 4-5 цифр,

– конструировать по образцу фигуру из 6-8 частей.

 Учебно-тематический план для детей 3-4 лет

1 год обучения

МесяцНазвание деятельностиПрограммное содержаниеКол-во часов
ОктябрьРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)Зрительное восприятия (цвет, форма, величина) дидактические игры («Найди такой же», «Подбери по образцу»)1
Развитие графо-моторных навыков и речи«Дождик тише дождик громче» (игры с неотточенным карандашом, отстукивание ритмического рисунка)Рисуем рисунок на лотке с песком «Тучка и дождик»1
Развитие творческих способностейУпражнение «Нарисуй на основе кругов как можно больше различных предметов», «Рассказ по картинкам»1
Развитие коммуникативных способностейЭтюд «Здравствуй носик»Цель: преодоление застенчивости, замкнутости детей путем стимулирования тактильного контакта; развитие творчества в невербальном общении.2. Беседа «Мои друзья»3. Игра «Кто у нас хороший»1
НоябрьРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)Слуховое восприятие (осознанное слушание звуков природы) упражнение «Громче, тише»)1
Развитие графо-моторных навыков и речи«Чудесное дерево»(игры с массажными мячами, рисование контура дерева пальчиками на влажном песке)1
Развитие творческих способностей«Составление изображений объектов», «Сложи рыбку» с использованием геометрических фигур1
Развитие коммуникативных способностейЭтюд «Моя ладонь»Цель: стимуляция самопознания, формирование представлений о своей индивидуальности, неповторимостиИгра «Магазин подарков»Цель: развитие эмпатии1
ДекабрьРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)Восприятие вкуса и запаха (упражнение на осознание ощущений, экспериментирование)1
Развитие графо-моторных навыков и речи«магазин одежды»(игры с неотточеным карандашом, массажными мячами, рисование деталей одежды на песке, игры с пуговицами)1
Развитие творческих способностей«Как вытянуть репку» Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций1
Развитие коммуникативных способностейЭтюд «Здравствуй носик»Игра «Кукла Маша»1
ЯнварьРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)1. «Игрушки для зверят»Цель: учим детей находить одинаковые предметы.1
Развитие графо-моторных навыков и речи«Морозные узоры»(рисование узоров на песке)1
Развитие творческих способностейУпражнение «Волшебные очки», «Раздели на группы» Цель: нахождение общего между заданными предметами и явлениями1
Развитие коммуникативных способностейЭтюд «Капитаны»Цель: развитие позитивного лидерства через выразительные телодвиженияИгра «Кто Я?»1
ФевральРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)Упражнения: «Подбери правильно», «Посмотри и запомни»1
Развитие графо-моторных навыков и речи«Снежинка» (выкладывание снежинки с помощью шерстяных ниток по готовому силуэту)1
Развитие творческих способностейЦель: развитие фантазииУпражнение «Дети на прогулке»1
Развитие коммуникативных способностейЭтюд «Капитаны»Игра «Два ослика»1
МартРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)Упражнение: «Найди нужную фигуру»1
Развитие графо-моторных навыков и речиРисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40]1
Развитие творческих способностейУпражнение «Три краски»Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке1
Развитие коммуникативных способностейЭтюд «Здравствуй носик»Игра «Синьоры»Цель: развития умения различать эмоциональное состояние других людей по невербальным признакам1
АпрельРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации)1
Развитие графо-моторных навыков и речиРисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40]1
Развитие творческих способностейУпражнение «Дорисуй так, как ты хочешь»1
Развитие коммуникативных способностейУпражнение «Два друга»Цель: развитие способности к сопереживанию1
майРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации)1
Развитие графо-моторных навыков и речиРисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40]1
Развитие творческих способностей«Превращения»Цель: научить создавать образы через опредмечивание условных символов1
Развитие коммуникативных способностейИгра «Урок мудрости»Цель: развить способность понимать разных людей1
итого36часов

Учебно-тематический план для детей 4-5 лет

2 год обучения

МесяцНазвание деятельностиПрограммное содержаниеКол-во часов
ОктябрьРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)1. «Кто спрятался».
Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.2. «Запомни домики».
Цель: развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать.
1
Развитие графо-моторных навыков и речи«Здравствуй песок»(Приветствие, пропускание песка через сито)1
Развитие творческих способностейЦель: побуждать детей видеть образ в рисунке и учить детей создавать целостный образ на основе геометрических формУпражнение «Двойное изображение», «Забавы с геометрическими фигурами»1
Развитие коммуникативных способностейЭтюд «Хвастун»Цель: обогащение представлений о правилах культурного поведенияИгра «Клубочек», «Печем пирог»1
НоябрьРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)1. «Рассмотри картинку».
Цель: развивать наблюдательность и умение припоминать.2. «Найди отличия».
Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.
1
Развитие графо-моторных навыков и речи«Следы на снегу» (выдавлмвание следов домашних животных на снегу, игры с массажными мячами)1
Развитие творческих способностей«Кляксы»Цель: учить создавать образ1
Развитие коммуникативных способностейЭтюд «Лгун»Рисование «Мой друг»Цель: развитие эмпатии1
ДекабрьРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)1. «Запомни слова». Цель: развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок.2. «Путаница» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.1
Развитие графо-моторных навыков и речи«Новый год» (рисование на песке с помощью массажных мячиков елочных игрушек)1
Развитие творческих способностей«Измени сказку», «Про девочку Машу»Цель: учить детей использовать при составлении сказок прием реконструкции1
Развитие коммуникативных способностейЭтюд «Забияка»Упражнение «Уговори отдать тебе игрушку»1
ЯнварьРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)1. «Рисунки-помощники».
Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные картинки-помощники.2. «На кухне».
Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.
1
Развитие графо-моторных навыков и речиРисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66]1
Развитие творческих способностейИгра «Художник в зоопарке»Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа1
Развитие коммуникативных способностейЭтюд «Драчун»Этическая беседа «как себя вести на улице»1
ФевральРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)1. «Парные картинки».
Цель: развивать зрительную память, умение припоминать недостающий по смыслу предмет.2. «Кто спрятался в цветках?». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.
1
Развитие графо-моторных навыков и речиРисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66]1
Развитие творческих способностейИгра «Портрет из пуговиц»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.1
Развитие коммуникативных способностейИгровое упражнение «Мимическая гимнастика»Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования1
МартРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)1. «Что изменилось?».
Цель: развивать зрительную память.2. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки и находить отличия.
1
Развитие графо-моторных навыков и речи«Бусы для мамы» (изготовление бус из макарон, пуговиц и бусин)1
Развитие творческих способностей«Гигантский цветок»Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций1
Развитие коммуникативных способностейИгра «Магазин зеркал»Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования1
АпрельРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)1. «Что перепутал художник?».
Цель: развивать зрительное восприятие.2. «Деревенский дворик».
Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.
1
Развитие графо-моторных навыков и речиРисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5, С.41-66]1
Развитие творческих способностей«Помоги героям»Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций1
Развитие коммуникативных способностейЭтюд «Здравствуй! Я рад тебя видеть»Этическая беседа «Что такое дружба»1
майРазвитие психических процессов (восприятие, внимание, память)1. «Найди одинаковые предметы».
Цель: развивать концентрацию внимания.2. «Построй по росту». Цель: развивать умение строить предметы в ряд по высоте.
1
Развитие графо-моторных навыков и речиРисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66]1
Развитие творческих способностей«Что в мешке у гнома»Цель: научить соотносить абстрактные предметы по форме.1
Развитие коммуникативных способностейРешение проблемных ситуаций «Я среди друзей»1
итого36часов

Список литературы:

1. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. -М: Махаон,2007.

2. Земцова О.Н. Найди отличия. Развиваем внимание. -М.: Махаон,2007.

3. Котова Е.В. 244 упражнений для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника. -Ростов н/Д: Феникс,2010.

4. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников. -М: ТЦ Сфера,2010.

5. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. -М: ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)

6. Панько Е.А., Коломинский Я.Л. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. -М: Линка-Пресс, 2009.

7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. -Ярославль: Академия развития,1996.

8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. -Ярославль: Академия развития,1996.

9. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития,1996.

10. Щедрова Е.А. Развитие одаренных детей.-Волгогра?