Скачать презентацию на тему развитие памяти ребенка
Слайд 1
Комитет по образованию Администрации г.Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №33 ” Аленушка ” Развитие ПАМЯТИ у детей дошкольного возраста Подготовила: педагог-психолог Королева Марина Александровна .
Слайд 2
Память – это способность ребенка сохранять опыт взаимодействия с окружающим.
Слайд 3
Виды памяти Можно разделить на 3 группы: «Что запоминаем» Образная: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная. Словесно-логическая: механическая, осмысленная. Двигательная.
Слайд 4
II . «Как запоминаем» Произвольная память. Непроизвольная память.
Слайд 5
III . «Время, на которое запоминаем» Ультрокороткая память. Кратковременная память. Долговременная память.
Слайд 6
Возрастные особенности У детей процесс запоминания информации является механическим. То есть, сохранение в памяти ребенка материала (услышанного, увиденного, прощупанного), всех знаний о понятиях и предметах происходит без логического осмысления, без использования каких-либо специальных приемов для запоминания. Но так бывает только до тех пор, пока взрослые не научат малыша сознательно руководить своей памятью.
Слайд 7
В 3-4 года формируется словесная память у детей, закладываются основы логики. К 3 годам сохраняются первые припоминания детских впечатлений, т.е. первые воспоминания взрослого человека, связанные с детством. Параллельно двигательная память становится основой навыков, формируемых в последующие периоды: движения рук при использовании ложки, при умывании, зашнуровывании ботинок или застегивании пуговиц, движения ногами при перешагивании через препятствия, беге, прыжках и т.д.
Слайд 8
В 4-6 лет происходит замена механической памяти на смысловую. Разговорная речь способствует освоению навыков формирования целых словесных цепей и комплексов. Процесс запоминания изменяется. Память освобождается от опоры на восприятие. Постепенно формируется способность к воспроизведению (сначала непроизвольному, позже – произвольному) сохраненной информации. Дети осознанно пытаются управлять собственной памятью – самостоятельно запомнить и точнее воспроизвести удержанный материал.
Слайд 9
В 6-7 лет д ети способны оценивать возможности собственной памяти. Важную роль в этом играют личные воспоминания ребенка. За счет произвольного запоминания существенно изменяется структура памяти. Это проявляется в самостоятельной постановке ребенком определенной цели – запомнить/вспомнить. В процессе взросления увеличивается разнообразие и гибкость стратегий запоминания и воспроизведения информации. Благодаря накоплению большого практического опыта у детей повышается уверенность в себе, в собственных способностях.
Слайд 10
Есть очень много хороших игр и упражнений для развития различных свойств памяти у дошкольников. Успех возможен, если такие занятия с ребенком будут у вас систематическими, и каждое занятие будет не похоже на предыдущее. Мы приведем несколько примеров игр и упражнений.
Слайд 11
Что изменилось. Положить перед ребенком 5-6 игрушек и попросить его запомнить игрушки и их расположение, затем пусть он отвернется или закроет глаза. Переставить или убрать 1-2 игрушки, ребенок должен отгадать. Затем поменяться местами. Со временем можно увеличить количество игрушек. Прочитать предложение, ребенок должен пересказать. Прочитать второе предложение и так же пересказать.
Слайд 12
«Снежный ком» -Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. — Я налью воду и положу мясо. — Я налью воду, положу мясо и картошку. И т.д. Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. — Я в чемодан положу халат и тапочки. — Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник. И т.д.У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина. У меня есть новая красивая машина. И т.д.
Слайд 13
Визуализация Придя с прогулки пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине новая или старая и т.д.Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т.д. Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он посмотрел на игрушки, а сделать так, чтобы это произошло непроизвольно. Затем уйти в другую комнату и только тогда спросить про игрушки, что там было, где они были, какого цвета…
Слайд 14
«Ящик» В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.
Слайд 15
«Узнай предмет» Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции — узнавание и запоминание. Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.
Слайд 16
«Чудесный мешочек» В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
Слайд 17
«Делай, как я» На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом — поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Слайд 18
«Чудесные слова» Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.
Слайд 19
«Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.
Слайд 20
«Нарисуй фигуру» Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант — попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
Слайд 21
«Кто знает больше» предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!
Слайд 22
Ассоциативная память Надо взять несколько пар картинок, чем-то связанных между собой. Например: цветная карточка и картинка такого же цвета, число и картинка с таким же количеством предметов, любые пары картинок, связанные между собой – школа и учитель, спортсмен и коньки… Вначале надо взять 5 пар и правильно положить, затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, перемешиваем второй ряд, ребенку надо восстановить пары.
Слайд 23
«Чего не хватает» Тренировка зрительной памяти. Вам предварительно нужно заготовить две картинки: на первой – хорошо известный ребенку предмет, на второй – тот же предмет, но с несколькими отсутствующими деталями. Ребенку сперва надо показать первую картинку на 30 секунд, чтобы он все хорошенько рассмотрел и запомнил. Потом по второй картинке малыш должен назвать, что именно изменилось.
Слайд 24
Что еще способствует развитию памяти… Правильное питание. Ежедневное меню стимулирует развитие памяти, если оно рационально и сбалансировано, а приемы пищи – часты и не слишком обильны. В рационе должны преобладать фрукты, овощи, крупы, сыры, орехи, бобовые, мясо птицы и жирная рыба. В зимний период ребенку необходимы поливитамины. Оптимальный режим дня. Правильная организация режима дня является важным условием, обеспечивающим развитие памяти и повышение успеваемости ребенка. Дозированную умственную активность следует чередовать с часами отдыха и полноценного сна. Особое время необходимо уделять физическим нагрузкам. Настольные игры и пазлы . Хорошим способом, стимулирующим развитие памяти у детей, является игра в лото с изображениями мультипликационных персонажей, животных, фруктов, овощей и т. п., а также собирание пазлов . Другой вариант – так называемые « ходилки », где участникам нужно пройти по тропинке на нарисованном игровом поле, выбрасывая кубики (количество шагов соответствует количеству точек на грани кубика), преодолевая различные препятствия или выполняя задания.
Источник
Слайд 1
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Спасатель» Забайкальского края
Слайд 2
ПАМЯТЬ Память – способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время.
Слайд 3
ВИДЫ ПАМЯТИ По содержанию психической активности По степени волевой регуляции По продолжитель-ности сохранения материала Двигательная Зрительная Словесно-логическая Слуховая Непроизвольная Произвольная Иконическая (мгновенная) Кратковременная Долговременная
Слайд 4
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ Запоминание, сохранение, воспроизведение забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека это: объём памяти, длительность запомининия, точность запоминания, готовность к воспроизведению.
Слайд 5
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ * Объём памяти – способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти – 7 элементов (единиц) информации. * Точность запоминания -точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.
Слайд 6
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ * Длительность запоминания – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт * Готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.
Слайд 7
ЗАКОНЫ ПАМЯТИ Лучше запоминаются неоконченные действия, чем завершённые Действия запоминаются лучше, чем мысли Эффект края. Лучше запоминается начало и конец
Слайд 8
Речевой 15% Зрительный 25% Оба одновременно 65%
Слайд 9
Строение памяти и пути её развития аналогии ассоциации мнемический план схематизация группировка классификация мнемотехника систематизация структурирование культурная память (опосредствованная) природная память (непосредственная)
Слайд 10
«Разноцветная лесенка» Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек. Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.
Слайд 11
«Инопланетяне-1» Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги. Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».
Слайд 12
«Что какого цвета?» Для занятия вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку. Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Лето на даче Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.
Слайд 13
«Инопланетяне-2» Для занятия вам потребуется словесный портрет инопланетянина, лист бумаги, карандаш. Вы предлагаете ребенку внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать портрет на листе бумаги. Вариант 1 На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.
Слайд 14
«Выбор» Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений. Вариант 1 Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все имена героев». «Лесная компания» Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену , которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.
Слайд 15
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ «Повторяй за мной» Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку). Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения. «Запрещенное движение» Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь. Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Играть можно и в паре.
Слайд 16
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ «Свяжи пару» Для занятия вам нужно придумать пары слов, которые напрямую не связаны друг с другом по смыслу. Для запоминания не смежных понятий полезно научиться объединять их. В результате выполнения задания ребенок должен составить предложение, в котором пары слов будут соединены общей мыслью. Например, дана пара слов конфета — дерево. Нужно связать эти понятия между собой. « Хорошо было бы, если бы конфеты росли на дереве, как яблоки». Такое предложение вызывает яркий зрительный образ, и пару слов становится легко запомнить. Предлагаем связать такие пары слов: река — тетрадь, сумка — облако, машина — лес, бабочка — телефон, море — тарелка.
Слайд 17
«Ассоциации» Ассоциации — это один из способов запоминания материала. Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребенком. Задание сформулируйте так: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом». Слова: зима, любовь, время, гроза. Вариант 1 Задание заключается в том, чтобы выстроить к предмету ряд ассоциаций. чайник — вода, чашка, кухня, мама, завтрак, тепло кошка — аптека — лес — парта — волосы — ложка —
Слайд 18
ПРАВИЛА ПОВТОРЕНИЯ • Беседуя с ребенком, проверяйте, помнит ли ребенок материал из выполненных заданий через некоторое время. • Для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную требуется осмысление и повторение. • Запоминание материала будет более прочным, если повторения разделены значительным временем. • Интересуйтесь, какие способы запоминания ребенок использует во время выполнения домашнего задания. При необходимости подскажите ему наиболее подходящий способ.
Слайд 19
ТЫ МОЖЕШЬ ВЛИЯТЬ НА СВОЮ УСПЕШНОСТЬ!!! ЭТОТ ПУТЬ ОТКРЫТ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС!!!
Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник