Скачать методику развития речи ребенка
Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».
Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.
Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.
- Цель занятия.
Развивать диалогическую речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказках; работать над структурой повествовательного текста (по вопросам воспитателя). Связная речь: учить составлять небольшой рассказ с помощью взрослого. Является разработка методических приемов, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
- Задачи
Рассказать, показать иллюстрации, довести до детей младшего дошкольного возраста.
- Тип занятия.
«Знакомство с книгой»
- Форма занятия.
Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.
Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить.
- Продолжительность.
20 – 25 минут.
- Участники.
Воспитатель и воспитанники.
- Возраст обучающихся.
2 – 3 года
- Материалы и оборудование.
Книги, аудио прибор, иллюстрации.
- Подготовка.
Подготовка учебного пособия, подключение аудио прибора в сеть, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.
- Методы работы с детьми
Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.
Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.
Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.
Для этого воспитателю необходимо:
– Проводить беседы с детьми
– Читать познавательные рассказы, литературу.
– Помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.
- Структура занятия.
Этап занятия | Содержание | Время |
проговаривание изолированного звука; отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова); закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком. Задаются загадки, на которые ребенок должен дать ответ. Прочесть стихотворение, рассказ, сказку, выучить несколько строчек с ребенком. | произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягчённой речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т. п.), чётче проявляются (и легче исправляются дефекты речи); Детские загадки должны быть увлекательными, смешными, немного сложными, чтобы ребенок не сразу догадался. Детям свойственно любопытство. Им понравятся загадки для детей на сообразительность. За гранью серьезности, среди зашифрованных ответов, тайн и секретов, начинается игра воображения, в процессе которой развивается логическое, ассоциативное и творческое мышление детей. | 10 минут 15 минут |
- Ход занятия.
Ребята, я сегодня хочу вам рассказать о чем – то очень интересном!
– Ой кто – то к нам стучится.
– К нам в гости пришел зайка и принес подарок.
– А что это за подарок вы должны угадать.
– ” Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает “.
– Правильно это книга!
– Веселый зайка приготовил для нас сюрприз. Он хочет пригласить нас в сказочную страну Книг.
-Давайте закроем глаза и переместимся из нашего садика в страну Книг.
– Открывайте глаза.
– Что вы видите! (ответы детей)
– Да в стране Книг – живут книги и рисунки. Давайте подойдем поближе и рассмотрим какие же здесь книги и рисунки.
– Рассмотрели? Давайте сядет на стульчики и поговорим о книгах.
– Из чего состоит книга? Книги бывают разные, в одних печатают стихотворения, в других рассказы, сказки, загадки, пословицы.
– Почему вы любите книги? (ответы детей)
– Кто рисует рисунки в книгах?
-Да рисуют рисунки художники. Посмотрите на этой фотографии вы видите замечательного художника. Он рисовал красочные картинки к сказкам, потешкам. Посмотрите у нас на доске висят его работы к знакомым вам потешкам, (зачитать потешки, рассматривание иллюстраций к патешкам). Обратите внимание на наряды его героев, на дивные узоры, которыми украшены избы, лавочки, салфетки и полотенца, на волшебную красоту его цветов, деревьев, кустарников.
– Любите ли вы рассматривать картинки в книжках?
– Ребята картинки в книгах называют-иллюстрацией. Давайте повторим все вместе, теперь Никита, София, Маша.
– Многие художники любят рисовать иллюстрации к детским книгам. Они хотят помочь вам представить героев сказок, рассказов, потешек понять содержание книги. Чем ярче, красочней иллюстрации в книге, тем больше нам хочется ее листать, рассматривать.
– Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2 -3 книги)
ФИЗМИНУТКА:
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!
Д/ игра «Какая сказка?»
– Какие вы молодцы все сказки угадали. Наверное, много книг вам читали ваши родители и мы с вами тоже много читали и рассматривали иллюстрации.
– А теперь посмотрите на эту книгу – какая она?
– Много людей трудилось что бы изготовить эту книгу (писатель написал, художник нарисовал иллюстрации, на бумажной фабрике сделали книгу что бы вы могли почитать и рассмотреть ее.
– Дети, скажите как надо относится к книге? (ответы детей)
– Молодцы правильно. Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.
– Вот наше путешествие в страну Книг подошло к концу. Кто мне скажет, что нового мы узнали в стране Книг (ответы детей)
– Молодцы!
– Давайте скажем зайке большое спасибо за подарок и интересное путешествие! И скажем ему до свидания.
- Литература.
- В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж 2004 г.
- И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ», интегрированные занятия, Москва 2006 г.
- Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 4-5 лет», Москва 2005 г.
- Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», Москва 2007 г.
Источник
Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».
Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.
Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.
- Цель занятия.
Развивать диалогическую речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказках; работать над структурой повествовательного текста (по вопросам воспитателя). Связная речь: учить составлять небольшой рассказ с помощью взрослого. Является разработка методических приемов, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
- Задачи
Рассказать, показать иллюстрации, довести до детей младшего дошкольного возраста.
- Тип занятия.
«Знакомство с книгой»
- Форма занятия.
Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.
Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить.
- Продолжительность.
20 – 25 минут.
- Участники.
Воспитатель и воспитанники.
- Возраст обучающихся.
2 – 3 года
- Материалы и оборудование.
Книги, аудио прибор, иллюстрации.
- Подготовка.
Подготовка учебного пособия, подключение аудио прибора в сеть, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.
- Методы работы с детьми
Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.
Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.
Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.
Для этого воспитателю необходимо:
– Проводить беседы с детьми
– Читать познавательные рассказы, литературу.
– Помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.
- Структура занятия.
Этап занятия | Содержание | Время |
проговаривание изолированного звука; отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова); закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком. Задаются загадки, на которые ребенок должен дать ответ. Прочесть стихотворение, рассказ, сказку, выучить несколько строчек с ребенком. | произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягчённой речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т. п.), чётче проявляются (и легче исправляются дефекты речи); Детские загадки должны быть увлекательными, смешными, немного сложными, чтобы ребенок не сразу догадался. Детям свойственно любопытство. Им понравятся загадки для детей на сообразительность. За гранью серьезности, среди зашифрованных ответов, тайн и секретов, начинается игра воображения, в процессе которой развивается логическое, ассоциативное и творческое мышление детей. | 10 минут 15 минут |
- Ход занятия.
Ребята, я сегодня хочу вам рассказать о чем – то очень интересном!
– Ой кто – то к нам стучится.
– К нам в гости пришел зайка и принес подарок.
– А что это за подарок вы должны угадать.
– ” Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает “.
– Правильно это книга!
– Веселый зайка приготовил для нас сюрприз. Он хочет пригласить нас в сказочную страну Книг.
-Давайте закроем глаза и переместимся из нашего садика в страну Книг.
– Открывайте глаза.
– Что вы видите! (ответы детей)
– Да в стране Книг – живут книги и рисунки. Давайте подойдем поближе и рассмотрим какие же здесь книги и рисунки.
– Рассмотрели? Давайте сядет на стульчики и поговорим о книгах.
– Из чего состоит книга? Книги бывают разные, в одних печатают стихотворения, в других рассказы, сказки, загадки, пословицы.
– Почему вы любите книги? (ответы детей)
– Кто рисует рисунки в книгах?
-Да рисуют рисунки художники. Посмотрите на этой фотографии вы видите замечательного художника. Он рисовал красочные картинки к сказкам, потешкам. Посмотрите у нас на доске висят его работы к знакомым вам потешкам, (зачитать потешки, рассматривание иллюстраций к патешкам). Обратите внимание на наряды его героев, на дивные узоры, которыми украшены избы, лавочки, салфетки и полотенца, на волшебную красоту его цветов, деревьев, кустарников.
– Любите ли вы рассматривать картинки в книжках?
– Ребята картинки в книгах называют-иллюстрацией. Давайте повторим все вместе, теперь Никита, София, Маша.
– Многие художники любят рисовать иллюстрации к детским книгам. Они хотят помочь вам представить героев сказок, рассказов, потешек понять содержание книги. Чем ярче, красочней иллюстрации в книге, тем больше нам хочется ее листать, рассматривать.
– Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2 -3 книги)
ФИЗМИНУТКА:
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!
Д/ игра «Какая сказка?»
– Какие вы молодцы все сказки угадали. Наверное, много книг вам читали ваши родители и мы с вами тоже много читали и рассматривали иллюстрации.
– А теперь посмотрите на эту книгу – какая она?
– Много людей трудилось что бы изготовить эту книгу (писатель написал, художник нарисовал иллюстрации, на бумажной фабрике сделали книгу что бы вы могли почитать и рассмотреть ее.
– Дети, скажите как надо относится к книге? (ответы детей)
– Молодцы правильно. Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.
– Вот наше путешествие в страну Книг подошло к концу. Кто мне скажет, что нового мы узнали в стране Книг (ответы детей)
– Молодцы!
– Давайте скажем зайке большое спасибо за подарок и интересное путешествие! И скажем ему до свидания.
- Литература.
- В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж 2004 г.
- И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ», интегрированные занятия, Москва 2006 г.
- Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 4-5 лет», Москва 2005 г.
- Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», Москва 2007 г.
Источник
Библиотека. Методика развития детской речи
В разделе ” Библиотека. Методика развития детской речи ” преподаватели и студенты смогут найти ,прежде всего, учебники и учебные пособия по методике развития речи дошкольников. Т.К. курс теории и методики развития речи является одним из основных в подготовке специалистов дошкольного профиля, книжный фонд библиотеки комплектуется на основе учебных планов и программ, контингента студентов, распределения их по специальностям и формам обучения. Учебные пособия подготовлены на основе учёта традиционной отечественной методики развития речи и обучения родному языку, написаны в соответствии с учебной программой по специальностям “Дошкольное образование” и “Специальное дошкольное образование” педагогического колледжа.
Уважаемые читатели! Довожу до Вашего сведения, что основной книжный фонд учебников по методике развития детской речи представлен в разделе ” Навигация – 1. 003.Библиотека…”.
Буду рада, если информация, размещённая на страницах моего сайта, поможет вам в работе и учёбе!
“Помощь по сайту” – нажмите на выбранное издание – текстовую гиперссылку, чтобы его прочитать.
учебники
Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. – 240с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. —— Минск : Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду).
Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. —— М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
Методика развития словаря
Игры для детей дошкольного возраста на развитие словарного запаса
Задания по лексичкским темам для детей дошкольного возраста
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
Загадки по лексическим темам
Картотека загадок по лексическим темам
Методика формирования грамматического строя речи (гср.)
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. —— М.: Мозаика-Синтез, 1999. – с. 272
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Посуда: От 2 до 7 лет. – СПб.: Паритет, 2004. – 32с. – (“Грамматика в картинках”)
Дидактическая игра “Маленькие слова” (предлоги)
Дидактическая игра “Развивающее лото” (предлоги)
Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для дошколят
Картинки для изучения предлогов
Знакомим ребёнка с предлогами
Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов
Изучаем предлоги с ребенком в игре
Методика воспитания звуковой культуры речи детей (зкр.)
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. —— СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил.
Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: АСТ: Астрель, 2007. – 61 с. – (Родничок)
Методика развития связной речи
Э.П.Короткова Обучение детей дошкольного возраста рассказаванию
Т. Б. Полянская Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Учебно-методическое пособие.
В.К. Воробьёва Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи
Серия демонстрационных картин ” Наш детский сад” с методическими рекомендациями – Наталия Нищева
Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями Нищевой Н.В.Круглый год.
Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями Нищевой Н.В.Кем быть.
Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями Нищевой Н.В.Мамы всякие нужны.
Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями Нищевой Н.В.Мир природы: животные.
Зимующие птицы и пр. (плакаты).
Развитие речи средствами ОТСМ-ТРИЗ: виртуальный сборник на сайте.
Методика работы с художественной литературой в детском саду
Комплект настольно – развивающих игр «Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников иллюстраторов Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева, Е. Рачёва»
Влади́мир Григо́рьевич Суте́ев
Факты из жизни Владимира Сутеева
Сказки и рассказы Владимира Сутеева
Евге́ний Ива́нович Чару́шин
Король детской иллюстрации
Ю́рий Алексе́евич Васнецо́в
Влади́мир Миха́йлович Конаше́вич
Волшебные рисунки от Виктора Низонцева – дедушкины сказки.
Павлишин Геннадий Дмитриевич
Геннадий Павлишин,гениальный художник.
Геннадий Павлишин и Амурские сказки.
Подготовка детей к обучению грамоте
Аромштам М. С. Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 184 с.
Планирование работы по развитию речи детей в детскам саду
Практикум по выразительному чтению
Курс техники речи
Техника речи
Техника речи. Речевое дыхание
Скороговорки
Орфоэпические нормы русского языка. Литературное произношение. Ударные гласные звуки.
Нормы произношения русского языка. Качество согласных. Произношение глухих и звонких, твердых и мягких согласных.
Мужские и женские имена и их произношение. Нормы орфоэпии в произношении имён и отчеств.
Интонация в русском языке. Логические паузы, ударения, знаки препинания. Недостатки интонирования.
О том, как нужно работать над выразительным чтением. Логическое чтение, ударные слова, логическая и психологические паузы.
Особенности ударения в русском языке. Словесное ударение, безударные, слабоударяемые слова.
Подача текстового материала
Секреты мастерства
Афоризмы, цитаты об ораторском искусстве
“Помощь по сайту” – нажмите на изображение – гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу – ЭОР .
Для того чтобы с любой страницы сайта вернуться НА ГЛАВНУЮ страницу, достаточно кликнуть мышкой по ФИО автора сайта (Гольская Оксана Геннадьевна), также находящейся в верхнем правом углу страницы.
Источник