Скачать малыш начинает говорить развитие речи ребенка от рождения до четырех лет

Каждая мама хочет, чтобы ребенок развивался по возрасту. Поэтому если малыш никак не хочет начинать говорить, возникает вопрос: “почему?”. Чаще всего проблема кроется ни в каких то патологиях развития, а в окружении ребенка, в том что ему просто не нужно разговаривать – его и так понимают.

Именно поэтому мама должна сделать акцент на желаниях ребенка, и начать побуждать его к разговору, ведь это может оказаться очень интересно. Сегодня я покажу и расскажу о системе обучения речи, которая поможет начать говорить с помощью книг, ведь мало у кого из нас есть педагогическое образование, а так же навыки работы с маленькими детьми.

Шаг 1. Покажите, что ребенок может говорить, и это ему обязательно понравится

Если ребенка понимают без слов, то говорить ему начинать в общем то незачем, и пробовать тоже смысла никакого нет. Поэтому первый шаг – показать маленькому ученику, что говорить может оказаться очень интересно. Для этого нам понадобится книжка, в которой ребенок сможет сам озвучивать происходящее.

Для этих целей у нас была книга Звуков, которую не так то просто найти. Каждое действие всех персонажей обозначено каким то звуком. И для родителей, которым бывает лениво что то придумывать, это идеальный вариант. Внимание ребенка так же привлекут окошки-створки. Книга оказалась очень яркая и насыщенная, хотя изначально я сомневалась стоит ли ее брать.

Конечно все книги со временем приедаются, поэтому на смену у нас есть еще одна, которая по наполнению ребенку нравится больше. Однако здесь нет никаких звуковых подсказок для родителей, так что придется немного потрудиться и подумать, где и что ребенок сможет повторять за вами. А называется такая книга “Добро пожаловать в деревню”.

Шаг 2. Попросите ребенка повторять за вами

Когда ребенок поймет, что издавать звуки интересно и весело, надо будет начать повторять различные слоги, так как слова произносить будет еще сложно, а вот слоги – самый раз. Но для этого ребенку должно быть интересно. Сколько я искала подобных книг, нашла всего две.

Первая: 250 загадок, чистоговорок, скороговорок… В ней очень много картинок, и прикольных стихотворений. Однако на данный момент нам больше интересен раздел “чистоговорки”, который не такой большой, но его реально хватает для занятий и буквально на 2-3 чтение ребенок начинает повторять слоги.

Конечно одной книги может быть недостаточно, но в реальности я нашла только один подобный аналог, который тоже интересен ребенку, но все же не так как первая. Это маленькая книга-брошюра Что как звучит?

Шаг 3. Выполняйте веселые упражнения

Конечно для того чтобы научиться говорить, нужно научиться издавать звуки. Поэтому в помощь придут книги, которые помогут научиться их произносить. Первый вариант “От звукоподражания к словам”, в нем меньше различных заданий, однако книга красочная и яркая, поэтому ребенок будет с удовольствием по ней заниматься:

Второй вариант, книга в черно-белом исполнении “350 упражнений для развития речи”. Ее плюс – действительно огромный сборник упражнений. Но при этом минус – что вся книга черно-белая, а маме потребуются усилия чтобы ребенка заинтересовать по ней заниматься:

Еще один вариант научиться произносить звуки и буквы – купить книгу азбуку, но только обязательно с любимыми персонажами вашего ребенка. Именно видя любимых героев, ребенок захочет повторять и учиться вместе с ними.

Шаг 4. Читайте книги с участием ребенка

Обычные книги тоже должны быть направлены на диалог с ребенком. Читая книгу, нужно стараться задавать вопросы, чтобы ребенок принимал участие в истории. Для этого подойдут специальные книги, которые смогут заинтересовать ребенка.

Сюда отнесем короткие книги – стихи. Самым лучшим вариантом пока что выступает книжка про Мишку. Именно отдельная книжка, а не просто сборник стихов. Так как каждое действие иллюстрировано, и на каждой страничке ребенок может показывать, говорить кто изображен, и что делает девочка. Удивительно, но это реально работает.

Следующий вариант – книжка “Истории про меня”. Здесь также можно задавать вопросы, а сама книжка написана для маленького возраста и с постановкой имен ребенка и его окружения. Поэтому ребенку будет очень интересно читать книгу про себя, и рассказывать что то про семью и свою жизнь:

Следующая книжка Про зайку. У нас сборник, но на деле только часть про Зайку действительно интересная. При этом советую ее брать только после прочтения книжки “Истории про меня”, так как они специфичные, и хотя проживать с зайкой разные истории интересно практически всем, но все же все равно НЕ ВСЕМ. Однако и здесь ребенок сможет принять участие в жизни героя Зайки.

И конечно какие то простые, но яркие, интересные и короткие книжки. У нас такими книгами стали книги про Гуся. Стоят они очень дорого, однако можно ухватить в магазинах по распродажам за 50-100 руб. Здесь ребенок сможет так же учиться произносить простые слова, задавать вопросы. У нас эти простые книги стали настоящим хитом:

Шаг 5. Целенаправленно занимайтесь с ребенком по специальным книгам

После этого с ребенком можно начать заниматься по специальным пособиям, направленным на развитие речи. Выбор довольно большой, и все альбомы похожи друг на друга, так что я посоветую не брать однотипные книжки, а остановиться на 1-2 немного отличающихся друг от друга. К примеру это Большой альбом по развитию речи на разные возраста:

И Малыш учится говорить, где ребенок будет ситуационно учиться говорить и произносить различные звуки. Книга есть в мягком переплете, она стоит дешевле, и в твердом – дороже:

Постарайтесь не забывать следующие правила в повседневной жизни:

  • Делайте вид, что не понимаете что ребенок хочет. Это побудит ребенка попытаться объяснить желание словами, а не жестами и звуками.
  • Просите ребенка повторить слова, когда он находится в веселом и радостном расположении духа. Именно яркие эмоции служат мотивацией для обучения.
  • Постарайтесь не употреблять слова-малышки: вместо гав-гав, говорите собачка, вместо ам-ам – кушать, вместо топ-топ – гулять.
  • Постоянно спрашивайте что ребенок хочет, и старайтесь отвечать не за него, а вместе с ним, дополняя и поправляя его речь.
  • Если у вас остаются силы, старайтесь чаще комментировать свои действия, если нет, хотя бы основные, которые вы делаете.
  • Читайте классические детские книги, чтобы ребенок пополнял словарный запас. Ведь в повседневной жизни мы редко общаемся так грамотно, как в книжках.
  • Слушайте веселые песенки, которым ребенок захочет подпеть и еще лучше – аудиоспектакли.
  • Играйте в настольные игры, которые ребенок уже сможет понять по возрасту, включайте его в диалог игры.

Например, в игре с Паровозиками ребенка можно научить говорить цвета, а также играть в игру съедобное-несъедобное:

В игре Микадо ребенок научиться следовать своей очереди и называть основные цвета:

А какие книги и игры помогли заговорить вашему ребенку?

#книги #детские книги #раннее развитие #развитие речи #ребенок не говорит

Источник

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама – педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых – то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов – мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» – нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина – би-би, котик – мяу, собака – ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок – молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один – пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги “Без паники! Мой ребенок не говорит”

Источник

Спазмы пищевода и желудка, как следствие этого – срыгивание. • Беспокойный сон – засыпание происходит только при укачивании. • Ничем не объяснимый плач (сытый и сухой малыш не будет плакать, если он здоров).

0esperence1989

Спазмы пищевода и желудка, как следствие этого – срыгивание. • Беспокойный сон – засыпание происходит только при укачивании. • Ничем не объяснимый плач (сытый и сухой малыш не будет плакать, если он здоров).

Понимая, как важно не оставить без внимания даже легкую родовую травму шейного отдела позвоночника, родители новорожденного должны знать, какими бывают признаки родовой травмы на первых неделях жизни ребенка. • Кривошея, когда ребенок держит голову преимущественно в одну сторону, или непропорционально короткая шея. Это означает, что порваны связки и смещены шейные позвонки. • Асимметрия туловища. • Несимметричность в движениях правой и левой ручек или ножек. • Недостаточное разведение ножек. • Чрезмерная гибкость тела, свидетельствующая о низком тонусе мышц и наоборот, излишняя напряженность мышц.

0esperence1989

Понимая, как важно не оставить без внимания даже легкую родовую травму шейного отдела позвоночника, родители новорожденного должны знать, какими бывают признаки родовой травмы на первых неделях жизни ребенка. • Кривошея, когда ребенок держит голову преимущественно в одну сторону, или непропорционально короткая шея. Это означает, что порваны связки и смещены шейные позвонки. • Асимметрия туловища. • Несимметричность в движениях правой и левой ручек или ножек. • Недостаточное разведение ножек. • Чрезмерная гибкость тела, свидетельствующая о низком тонусе мышц и наоборот, излишняя напряженность мышц.

Если ребенок нормально развивается, то в 1 год он может повторить за взрослым несколько облегченных слов, а в 1,5 года сам произносит около 15 слов. Двухлетний малыш начинает общаться с окружающими с помощью фразовой речи, при этом его словарный запас стремительно растет, достигая 200 и более слов. Для трехлетнего человека речь становится основным средством общения с окружающими.

0esperence1989

Если ребенок нормально развивается, то в 1 год он может повторить за взрослым несколько облегченных слов, а в 1,5 года сам произносит около 15 слов. Двухлетний малыш начинает общаться с окружающими с помощью фразовой речи, при этом его словарный запас стремительно растет, достигая 200 и более слов. Для трехлетнего человека речь становится основным средством общения с окружающими.

активном, то теперь соотношение стремительно меняется. Значительно увеличивается число слов, которые малыш произносит сам. Следует отметить, что развитие речи у мальчиков и у девочек отличается некоторым своеобразием. Девочки, как правило, начинают говорить раньше, чем мальчики. У девочек быстро растет предметный словарь (за счет существительных), тогда как у мальчиков, начинающих говорить несколько позже, среди первых слов преобладают слова-действия, то есть глаголы. Примерно в 2 года здоровый ребенок,

0esperence1989

активном, то теперь соотношение стремительно меняется. Значительно увеличивается число слов, которые малыш произносит сам. Следует отметить, что развитие речи у мальчиков и у девочек отличается некоторым своеобразием. Девочки, как правило, начинают говорить раньше, чем мальчики. У девочек быстро растет предметный словарь (за счет существительных), тогда как у мальчиков, начинающих говорить несколько позже, среди первых слов преобладают слова-действия, то есть глаголы. Примерно в 2 года здоровый ребенок,

1 год 9 месяцев – 1 год 11 месяцев у большинства нормально развивающихся детей происходит «лексический взрыв». Если до этого количество слов в пассивном словаре примерно в четыре раза превышало их количество

0esperence1989

1 год 9 месяцев – 1 год 11 месяцев у большинства нормально развивающихся детей происходит «лексический взрыв». Если до этого количество слов в пассивном словаре примерно в четыре раза превышало их количество

Источник