Скачать логопедическая гимнастика для развития речи ребенка

Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи

Пояснительная записка

Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Пособие написано в связи с тем, что, работая практически, автор постоянно сталкивается с необходимостью давать подробные рекомендации каждому педагогу, родителю или логопеду. Конечно, пособие не может заменить живое общение специалиста с пациентами или их окружением, однако рекомендации, сопровождаемые таким «готовым» материалом, намного облегчают дело и оптимизируют прием.

Текст пособия рассчитан на пациентов разного возраста. Предполагается, что пользующийся пособием сам будет отбирать те слова и фразы, которые считает доступными.

То, как следует пользоваться пособием, дано в комментариях к каждому разделу или упражнениям, которые следует от начала до конца читать и говорить каждый день.

Автор надеется, что оно будет полезно специалистам и близким родственникам, желающим помочь взрослым пациентам и детям с нарушениями речи обрести способность разборчиво и красиво говорить.

Логопедический массаж

1.     Воротниковой зоны

2.     Лицевых мышц

3.     Губ

4.     Языка

5.     Мягкого неба

Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.

Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.

Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь.

Логопедическая гимнастика

(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)

Губы:

1. Вытянуть — растянуть.

Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.

2. Сжать — отпустить.

Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.

3. Сложить рупором.

Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».

4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.

Инструкция: Нужно сделать так, как я.

5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.

Инструкция: та же.

2. Язык:

1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.

Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.

Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.

Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.

Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.

Совершать языком круговые движения (облизать губы).

2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.

Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».

Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).

. Цоканье (присасывание языка).

Выполняется по подражанию.

4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).

Выполняется по подражанию.

5. Поднять   язык   к   альвеолам   и   энергично   произносить «Д, Д, Д…», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).

Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или «Забиваем гвозди».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА…». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).

6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между  «3» и «Ж».

Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).

7. Вести язык по верхнему небу — упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.

Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы. Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.

Коррекция звукопроизношения

1.      Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:

Вой ветра — УУУ…

Плач младенца — УА, УА, УА…

Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ…

Писк поросенка или мышонка: И, И, И…

2.      Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое, утрированное произнесение):

Мычание коровы — МУ, МУ, МУ…

Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ…

Лай собаки: АВ, АВ, АВ…

Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА…

Кудахтанье курицы — КО, КО, КО…

Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА…

Пение песенки — ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ…; ПА, ПА, ПА…; ДУ, ДУ, ДУ…

Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС…

Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь…

Шуршание листьев: Ш Ш Ш…

Звук подъезжающего поезда — ЧУК, ЧУК, ЧУК…

Уханье филина — УФ, УФ, УФ…

Рычание дикого зверя: РРР…

Крик петуха — КУКАРЕКУ…

Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах. Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а затем уже автоматизировать.

3.      Слоговые таблицы:

Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных фонетических контекстах: прямые слоги — твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с разделительным мягким знаком.

ГУБНЫЕ 

Прямые 

MA

МЯ

МЬЯ

ПА

ПЯ

ПЬЯ

БА

БЯ

БЬЯ

МО

МЁ

МЬЁ

ПО

ПЁ

ПЬЁ

БО

БЁ

БЬЁ

МУ

МЮ

МЬЮ

ПУ

ПЮ

ПЬЮ

БУ

БЮ

БЬЮ

МЫ

МИ

МЬИ

ПЫ

ПИ

ПЬИ

БЫ

БИ

БЬИ

Обратные 

AM

ЯМ

ЯМЬ

АП

ЯП

ЯПЬ

АБ

ЯБ

ЯБЬ

ОМ

ЁМ

ЁМЬ

ОП

ЁПЬ

АБ

УМ

ЮМ

ЮМЬ

УП

ЮП

ЮПЬ

УБ

ЮБ

ЮБЬ

ЫМ

ИМ

ИМЬ

ЫП

ИП

ИПЬ

ЫБ

ИБ

ИБЬ

Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения. Неблагозвучные слоги пропущены

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ 

Прямые 

ТА

ТЯ

ТЬЯ

ДА

ДЯ

ДЬЯ

НА

НЯ

НЬЯ

ТО

ТЕ

ТЬЁ

ДО

ДЁ

ДЬЁ

НО

НЕ

НЬЁ

ТУ

ТЮ

ТЬЮ

ДЮ

ДЮ

ДЬЮ

НУ

НЮ

НЬЮ

ТЫ

ТА

ТЬИ

ДИ

ДИ

ДЬИ

НЫ

НИ

НЬИ

Обратные 

AT

ЯТ

АД

ЯД

АН

ЯН

ОТ

ЁТ

ОД

ЁД

ОН

ЁН

УТ

ЮТ

УД

ЮД

УН

ЮН

ЫТ

ИТ

ЫД

ИД

ЫН

ИН

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ 

Прямые 

КА

КЯ

КЬЯ

ГА

ГЯ

ГЬЯ

ХА

ХЯ

ХЬЯ

КО

КЁ

КЬЁ

ГО

ГЁ

ГЬЁ

ХО

ХЁ

ХЬЁ

КУ

КЮ

КЬЮ

ГУ

ГЮ

ГЬЮ

ХУ

ХЮ

ХЬЮ

КЫ

КИ

КЬИ

ГЫ

ГИ

ГЬИ

ХЫ

ХИ

ХЬИ

Обратные 

АК

ЯК

АГ

ЯГ

АХ

ЯХ

ОК

ЁК

ОГ

ЁГ

ОХ

ЁХ

УК

ЮК

УГ

ЮГ

УХ

ЮХ

ЫК

ИК

ЫГ

ИГ

ЫХ

ИХ

ГУБНО-ЗУБНЫЕ 

ШИПЯЩИЕ 

ДИФТОНГИ С «Й» 

Прямые 

ВА-ВЯ-ВЬЯ

ФА-ФЯ-ФЬЯ

ША

ЖА

ЧА

Е (Й+Э)

ЙЭ

ВО-ВЁ-ВЬЁ

ФО-ФЁ-ФЬЁ

ШО

ЖО

ЧО

Ё (Й+О)

ЙО

ВУ-ВЮ-ВЬЮ

ФУ-ФЮ-ФЬЮ

ШУ

ЖУ

ЧУ

Ю (Й+У)

ЙУ

ВЫ-ВИ-ВЬИ

ФЫ-ФИ-ФЬИ

ШИ

ЖИ

ЧИ

Я (Й+А)

ЙА

Обратные 

АВ-ЯВ

АФ-ЯФ

АШ

АЖ

АЧ

ЭЙ

ОВ-ЁВ

ОФ-ЁФ

ОШ

ОЖ

ОЧ

ОЙ

УВ-ЮВ

УФ-ЮФ

УШ

УЖ

УЧ

УЙ

ЫВ-ИВ

ЫФ-ИФ

ЫШ

ЫЖ

ЫЧ

АЙ

СВИСТЯЩИЕ 

Прямые 

СА

СЯ

СЬЯ

ЗА

ЗЯ

ЗЬЯ

ЦА

СО

СЁ

СЬЁ

ЗО

ЗЁ

ЗЬЁ

ЦО

СУ

СЮ

СЬЮ

ЗУ

ЗЮ

ЗЬЮ

ЦУ

СЫ

СИ

СЬИ

ЗЫ

ЗИ

ЗЬИ

ЦЫ

Обратные 

АС

ЯС

A3

ЯЗ

АЦ

ОС

ЁС

ОЗ

ЁЗ

ОЦ

УС

ЮС

УЗ

ЮЗ

УЦ

ЫС

ИС

ЫЗ

ИЗ

ЫЦ

СОНОРЫ 

Прямые 

РА

РЯ

РЬЯ

ЛА

ЛЯ

ЛЬЯ

РО

РЁ

РЬЁ

ЛО

ЛЁ

ЛЬЁ

РУ

РЮ

РЬЮ

ЛУ

ЛЮ

ЛЬЮ

РЫ

РИ

РЬИ

ЛЫ

ЛИ

ЛЬИ

Обратные 

АР

ЯР

АЛ

ЯЛ

ОР

ЁР

ОЛ

ЁЛ

УР

ЮР

УЛ

ЮЛ

ЫР

ИР

ЫЛ

ИЛ

4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).

ГУБНЫЕ 

МАМА – МАША – РОМА – КОМАР
МЯСО – СЕМЯ – ВРЕМЯ 
СКАМЬЯ 

ПАПА – ПАЛЕЦ
ПЯТКА
ПЬЯНИЦА

БАБА – БАНЯ – РЫБА 
БЯКА
 

МОРЕ – МОЛОТ – МОЛОКО
МЁД

ПОЛЕ – ПОРКА – ПОМОЩЬ
ПЁС
КОПЬЁ 

БОРЯ – БОЧКА – БОЛЬНО
БЬЁТ

МУКА – МУЗЫКА – МУРКА
МЮСЛИ

ПУХ – ПУЛЯ – ПУДРА

БУЛКА – БАБУШКА – БУМАГА – БУСЫ
БЮСТ – БЮРО

МЫ 
МИЛА – МИР
 

ПЫЖИК – ЛАПЫ 
ПИЩА – ПИРАТ – ПИСЬМО

БЫЛЬ – БЫЛИНА – ЕСЛИ БЫ…
БИРКА – БИНОКЛЬ – РЯБИНА
ВОРОБЬИ 
РЫБЬИ КОСТИ

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ 

TATA 
ТАНЯ – ТАПКИ – ТАНЕЦ
ТЯПКА – ТЁТЯ – МОТЯ – ТЯНЕТ
СТАТЬЯ – СВАТЬЯ 

ДАНЯ – ДАША – ДАТА- – ПОДАРОК – ДАЙ
ДЯДЯ – ДЯТЕЛ
СУДЬЯ – БАДЬЯ 

НАДЯ – НАШИ – НАСТЯ – НИНА – КАРТИНА – МАШИНА 
НЯНЯ – ТАНЯ – ВАНЯ 

ТОЛЯ – ТОМА – БАТОН
ТЕНЬ – ТЕЛО
ПЛАТЬЕ 

ДОМ – ДОСКИ
ДЁГОТЬ

НОГИ – НОША –
НОМЕР – НОРКА
НЁС – ПРИНЁС
ВРАНЬЁ – ВОРОНЬЁ 

ТУФЛИ – ТУМБА – ТУРОК
ТЮЛЬ – ТЮЛЬКА

 
ДЮШЕС

НУЖНО – НУГА
НЮНЯ

ТЫЛ – ТЫКВА –
РОБОТЫ – ЗАБОТЫ 
ТИХО – БОТИНОК

 
ДИНА – ДИВО – ДИСКИ

НЫТИК
НИНА

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ 

КАТЯ – КАТЕР – КАМЕНЬ

ГАЛЯ – ГАММА
ГАЛЬКА – ГАЗ

ХА – ХА – ХА 
ХАЛА – ХАМ

КОЛЯ – КОШКА – КОСМОС

ГОДЫ – ГОРОД – ГОЛОД

ХОЛОД – ПОХОД – ДОХОД

КУРЫ – КУДРИ

ГУСИ – ГУБЫ

ГУБНО-ЗУБНЫЕ 

ШИПЯЩИЕ 

ДИФТОНГИ С «Й» 

ВАНЯ – ВАСЯ – ВАРИТ – ВАФЛЯ
ВЯЖЕТ – СВЯЗКА

ФАНЯ – ФАКЕЛ – СОФА – ГРАФА – ЛАФА 

ШАР – ШАЛЬ – ДУША 

ЖАР –
ЖАБА – ЖАЛО – КОЖА 

ЧАС – ЧАД – ЧАДО

ЕВА – ЕЛИ – ЕЗДИТ

ВОДЫ – ВОЛЯ – ВОБЛА

ШОК

ЖО 

ЧО 

ЁЛКА – ЁЖИК

ШУ 

ЖУ 

ЧУ 

ЮЛЯ –
ЮРИК – ЛЮЛЬКА

ВЫ – ВИ  – ВЬИ 

ФИЛИН – ФИЗИК

ШИ 

ЖИ 

ЧИ 

Я (Й+А)

СВИСТЯЩИЕ 

САЛО – САХАР – САМ – САД – КИСА – РОСА – КРАСА 

ВАСЯ 

ЗАМОК – ЗАЛЫ

ЦАПЛЯ – ЦАРЬ – ЦАРИЦА –
ДЕВИЦА – СПИЦА 

СО 

СЁ 

ЗОЯ – ЗОРИ

ЛИЦО – КРЫЛЬЦО – КОЛЬЦО – ЦОКОТ

СУ 

СЮ 

ЗУБЫ – ЗУБРЫ

ЦУКАТ

СЫ 

СИ 

КОНЦЫ – ДЕВИЦЫ 

СОНОРЫ –  «р», «л» 

РАМА – РАДОСТЬ – РАКИ –  ССОРА 

РЯБА – РЯСКА – РЯД

ЛАПЫ – ЛАДНО – ЛАСКА

ЛЯЛЯ – ЛЯМКА

РОМА – РОЗЫ –
РОСТ – ДОРОГА

РЕКИ – ГРЕКИ

ЛОРА – ЛОДКА  – ЛОВИТ – ЛОМ

ЛЕС – НАЛЕВО – ПОЛЕ 

РУПОР – РУКИ – РУБЛЬ

РЮМКА

ЛУЖА – БАЛУ 

ЛЮЛЬКА – ЛЮБИТ – ЛЮСЯ – СЛЮНИ

РЫБА – РЫЖИК – РЫНОК

РИММА

ЛЫЖИ – ЛЫКО

ЛИЦА – БОЛИ –
СТОЛИК

Примечание: Можно самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами, имеющими такую же систематизацию (губные, переднеязычные, заднеязычные и т.д.), например:

ТА

СТА

ПЛА

АГА

ГАРТ

ХАЛТА

АСТРА

АТО

СТО

ПЛО

АГО

ГОРТ

ХАЛТО

АСТРО

АТУ

СТУ

ПЛУ

АГУ

ГУРТ

ХАЛТУ

АСТРУ

АТЫ

СТЫ

ПЛЫ

АГЫ

ХАЛТЫ

АСТРЫ

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).

Подбирается ряд картинок на слова из слоговых таблиц.

Источник

Комплексы

 артикуляционной гимнастики  для занятий с детьми логопедических групп

Рекомендации по проведению упражнений

  Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. 

  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  • Знакомить с упражнениями нужно постепенно. Из выполняемых  упражнений новым может быть только одно. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  • Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  • Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

 Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Л], [Ль]

Кончик языка поднимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение).

 1.​ «Наказать непослушный язычок» 

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

 2.​ «Лепёшка»

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

3.​ «Иголочка»

Язычок наш как иголка,

Отойди, уколет колко!

Рот приоткрыть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд, как можно дальше.

 4. «Змейка»

Показала змейка жало,

Убрала и хвост поджала…

 Жало вынула опять,

Хочет всех вас испугать!

Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

 5.​ «Парус»

Выше парус поднимай!

 В путь кораблик отправляй!

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.

 6.​ «Качели»

Язычок на крылечке полежал –

 И на качели побежал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

7.​ «Маляр»

 Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Всё до дальнего угла!

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.

8.​ «Щётка»

Щёткой кухню подмету,

Наведу там чистоту,

 Вправо, влево щетинки,

Не оставлю ни соринки!

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта.

9.​ «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаем

 Всех знакомых угощаем…

С губ сотрём следы варенья,

Угощенья – объеденья!

Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

10.​ «Чашечка»

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

 Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Р], [Рь]

 Кончик языка поднят к верхним зубам. Он напряжён, но неплотно прилегает к верхним зубам и вибрирует в проходящей воздушной струе.

1.​ «Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

2.​ «Лепёшка»

 Язык широкий положи

И спокойным удержи. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

 3.​ «Иголочка»

Язычок наш как иголка,

Отойди, уколет колко!

Рот приоткрыть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд, как можно дальше.

4.​ «Парус»

Выше парус поднимай!

В путь кораблик отправляй!

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.

 5.​ «Качели»

Язычок на крылечке полежал –

 И на качели побежал.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

6.​ «Язык перешагивает через зубы»

 А потом пошёл гулять,

По ступенечкам шагать.

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

7.​ «Чьи зубы чище?»

Чистим зубы, чистим зубы

И снаружи и внутри

Не болели чтоб они.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

8.​ «Маляр»

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Всё до дальнего угла!

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.

9.​ «Щётка»

Щёткой кухню подмету,

Наведу там чистоту,

 Вправо, влево щетинки,

 Не оставлю ни соринки!

 Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта.

10. «Вкусное варенье»

 Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем…

С губ сотрём следы варенья,

Угощенья – объеденья!

Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

10.​ «Лодочка»

Лодочку могу свернуть

И на ней отправлюсь в путь,

Как ни высока волна,

Лодке не страшна она!

Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать.

11.​ «Чашечка»

Любим пить мы крепкий чай,

 Ну-ка, чашку подставляй!

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

12.​ «Болтушка», «Индюк»

 Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась.

 13.​ Пощёлкать кончиком языка

А потом попляшет.

 Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается.

 14.​ «Лошадка»

 Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке.

15.​ «Грибок»

 Лошадка шла, шла

 И грибок нашла.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы.

16.​ «Гармошка»

 На гармошке он сыграет,

И песенку споёт…

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

17.​ «Автомат»

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка многократно и отчётливо произносить звук Т-Т-Т сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.

18.​ «Барабан»

То же самое при произношении звука Д-Д-Д.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции свистящих звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].

При ?