Скачать лекции по развитию речи ребенка

Скачать лекции по развитию речи ребенка thumbnail

Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.

Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.

У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

С детьми младшего возрастапедагог развивает навыки диалога:

– учит слушать и понимать речь взрослого;

– учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);

– учит отвечать на вопросы воспитателя;

– повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

– повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.

В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Обучение пересказу.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

– подготовка к восприятию текста;

– первичное чтение текста педагогом;

– беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);

– составление плана пересказа;

– повторное чтение текста педагогом;

– пересказ.

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе:

– научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;

– подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей 3-леток:

  1. воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).

  2. запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.

  3. повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

В средней группе при обучении пересказурешаются более сложные задачи:

– научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;

– научить детей передавать разговор действующих лиц;

– научить последовательно пересказывать текст;

– научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Методика обучения пересказу детей 5-6 лет такова:

  1. вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;

  2. выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;

  3. беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.

  4. составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);

  5. повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;

  6. пересказ текста детьми;

  7. оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).

Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

– из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;

– дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;

– драматизация детьми литературного произведения.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

В младшей группеосуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

– рассматривание картины;

– ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы:

– показать картину любой игрушке;

связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;

– познакомить с картиной гостя.

В средней группестановится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей 4-леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)

2. рассматривание картины в целом;

3. вопросы к картине воспитателя;

4. образец рассказа по картине воспитателя;

5. рассказы детей.

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.

В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

В старшей и подготовительной группепоявляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.

Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.

В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.

Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.

Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности.

Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;

2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

3. рассматривание картины в целом;

вопросы педагога по содержанию картины;

5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

7. рассказы 4-5 детей;

8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

– рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

– тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

– использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

– рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

Методика обучению рассказу-описанию детей 4-леток:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;

3. образец рассказа воспитателя;

4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.

Теперь методика обучения выглядит так:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя;

3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке;

4. образец рассказа воспитателя по плану;

5. рассказы детей по плану и опорным вопросам;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:

– узнавание игрушки по контуру;

– графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;

– рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;

– выкладывание разрезных картинок по теме;

– игры с данной игрушкой;

– чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.

В старшем и в подготовительном к школе возрастедети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов.

Описание обязательно проводится по плану.

Методика обучения описанию детей 5-леток.

1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

2. рассматривание объекта описания;

3. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки,

внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

5. рассказ сильного ребенка;

по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;

6. рассказы 4-5 детей об объекте;

7. оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).

Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся);

можно включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности.

В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».

Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети. Например, на занятии было составлено сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель начинает рассказ: «Узнала кошка, что мышка в её доме норку устроила. Стала кошка мышку караулить. Выбежала мышка из норки…» Дети продолжают рассказ, заканчивают его. Если рассказ получился интересный, можно записать его в альбом, а кто-то из детей нарисует к нему иллюстрацию. Можно сделать инсценировку рассказа, где дети сами распределяют роли, затем включают в игру элементы описания.

Существуют еще рассказы детей из личного опыта. Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной.

Из личного опыта.

В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях.

Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» – «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».

В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого. По мере усложнения существуют виды рассказов:

– рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);

– рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);

– рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);

– рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);

– рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;

– коллективное составление письма (например: Письмо деду Морозу).

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.

Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:

– придумывание продолжения и завершение рассказа;

– придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;

– придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;

– придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Источник

Тема:  «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх.  На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

  1. Цель занятия.

        Развивать диалогическую речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказках; работать над структурой повествовательного текста (по вопросам воспитателя). Связная речь: учить составлять небольшой рассказ с помощью взрослого. Является разработка методических приемов, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

  1. Задачи

                        Рассказать, показать иллюстрации, довести до детей младшего дошкольного возраста.

  1. Тип занятия.

«Знакомство с книгой»

  1. Форма занятия.

        Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.

        Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить.

  1. Продолжительность.

20 – 25 минут.

  1. Участники.

Воспитатель и воспитанники.

  1. Возраст обучающихся.

2 – 3 года

  1. Материалы и оборудование.

Книги, аудио прибор, иллюстрации.

  1. Подготовка.

                Подготовка учебного пособия, подключение аудио прибора в сеть, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.

  1.  Методы работы с детьми

                Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.

                Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

                Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

                Для этого воспитателю необходимо:

– Проводить беседы с детьми

– Читать познавательные рассказы, литературу.

– Помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

                Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.

  1.  Структура занятия.

Этап занятия

Содержание

Время

проговаривание изолированного звука;

отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова);

закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

Задаются загадки, на которые ребенок должен дать ответ.

Прочесть стихотворение, рассказ, сказку, выучить несколько строчек с ребенком.

произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягчённой речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т. п.), чётче проявляются (и легче исправляются дефекты речи);

Детские загадки должны быть увлекательными, смешными, немного сложными, чтобы ребенок не сразу догадался. Детям свойственно любопытство. Им понравятся загадки для детей на сообразительность. За гранью серьезности, среди зашифрованных ответов, тайн и секретов, начинается игра воображения, в процессе которой развивается логическое, ассоциативное и творческое мышление детей.

10 минут

15 минут

  1.  Ход занятия.

 Ребята, я сегодня хочу вам рассказать о чем – то очень интересном!

– Ой кто – то к нам стучится.

– К нам в гости пришел зайка и принес подарок.

– А что это за подарок вы должны угадать.

– ” Не дерево, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает “.

– Правильно это книга!

– Веселый зайка приготовил для нас сюрприз. Он хочет пригласить нас в сказочную страну Книг.

-Давайте закроем глаза и переместимся из нашего садика в страну Книг.

– Открывайте глаза.

– Что вы видите! (ответы детей)

– Да в стране Книг – живут книги и рисунки. Давайте подойдем поближе и рассмотрим какие же здесь книги и рисунки.

– Рассмотрели? Давайте сядет на стульчики и поговорим о книгах.

– Из чего состоит книга? Книги бывают разные, в одних печатают стихотворения, в других рассказы, сказки, загадки, пословицы.

– Почему вы любите книги? (ответы детей)

– Кто рисует рисунки в книгах?

-Да рисуют рисунки художники. Посмотрите на этой фотографии вы видите замечательного художника. Он рисовал красочные картинки к сказкам, потешкам. Посмотрите у нас на доске висят его работы к знакомым вам потешкам, (зачитать потешки, рассматривание иллюстраций к патешкам). Обратите внимание на наряды его героев, на дивные узоры, которыми украшены избы, лавочки, салфетки и полотенца, на волшебную красоту его цветов, деревьев, кустарников.

– Любите ли вы рассматривать картинки в книжках?

– Ребята картинки в книгах называют-иллюстрацией. Давайте повторим все вместе, теперь Никита, София, Маша.

– Многие художники любят рисовать иллюстрации к детским книгам. Они хотят помочь вам представить героев сказок, рассказов, потешек понять содержание книги. Чем ярче, красочней иллюстрации в книге, тем больше нам хочется ее листать, рассматривать.

– Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2 -3 книги)

ФИЗМИНУТКА:

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик круглый бок:

вверх-вниз, прыг-скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-

Ведь у киски мех такой!

Д/ игра «Какая сказка?»

– Какие вы молодцы все сказки угадали. Наверное, много книг вам читали ваши родители и мы с вами тоже много читали и рассматривали иллюстрации.

– А теперь посмотрите на эту книгу – какая она?

– Много людей трудилось что бы изготовить эту книгу (писатель написал, художник нарисовал иллюстрации, на бумажной фабрике сделали книгу что бы вы могли почитать и рассмотреть ее.

– Дети, скажите как надо относится к книге? (ответы детей)

– Молодцы правильно. Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

– Вот наше путешествие в страну Книг подошло к концу. Кто мне скажет, что нового мы узнали в стране Книг (ответы детей)

– Молодцы!

– Давайте скажем зайке большое спасибо за подарок и интересное путешествие! И скажем ему до свидания.

  1.  Литература.
  1. В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж 2004 г.
  2. И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ», интегрированные занятия, Москва 2006 г.
  3. Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 4-5 лет», Москва 2005 г.
  4. Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», Москва 2007 г.

Источник