Скачать коррекционная занятия для развития ребенка
ПРОГРАММЫ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми__________группы
Задачи:
- Развитие и совершенствование у детей мелкой моторики рук.
- Устранение речевых нарушений.
- Расширение кругозора
Адресат: ______________________________________________
Содержание:
- Развитие техники рисунка, овладение штриховкой.
- Развитие пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени)
- Развитие активной речи, словарного запаса
- Развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия.
- Развитие навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
- Развитие чувства ритма.
- Массаж пальцев и кистей рук.
Организация занятий:________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ заня-тия | Задания |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми ______________группы
Цели программы:
Коррекция агрессивности у ребенка
Задачи:
- Научить ребенка контролировать свое эмоциональное состояние, освоить позитивные формы общения со сверстниками.
- Обучить приемлемым способам выражения гнева.
- Обучить приемам снятия напряжения
- Выработать произвольность действий, научить регулировать поведение в коллективе
- Обучить позитивному общению со сверстниками
- Формировать моральные представления, помочь в открытии своего «Я»
Адресат:_________________________________________________________________________________________________________
Содержание:
I этап:
- Выражение гнева через игры с использованием предметов (надувные молотки, подушки, мячи ,мешки «Для криков», «Листы гнева» и пр.)
- Игры с бумагой, песком, глиной, игрушечным оружием.
- Изотерапия (рисование, лепка)
- Сказкотерапия
II этап:
- Упражнения развивающего характера для рук; для ног; для туловища ,для лицевых мышц,
III этап :
- Этюды на выражение сердитости, зла.
- Дидактические и настольные игры
IV этап:
- Сюжетные игры;
- Чтение художественных произведений
Организация занятий:________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Опорный источник:
А.А.Романов «Игротерапия , :как преодолеть агрессивность у детей» ; М.И.Чистякова «Психогимнастика»; К.Фопель «Как научить детей сотрудничать»; С.В.Крюкова «Здравствуй, я сам!»
№ занятия | Содержание |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми ______________группы
Цели программы :
Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование осознанного восприятия эмоций.
- Умение адекватно выражать эмоциональные состояния
- Умение понимать эмоциональные состояния других людей
- Развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния
- Развитие произвольной регуляции поведения
- Учить произвольно улавливать основные телесные ощущения
- Снятие тревожности
- Повышение групповой сплоченности
Адресат_:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Формы и методы работы:
Метод игровой коррекции: ролевые игры; психогимнастика.
Арт-терапия: рисуночная; музыкотерапия; элементы танцевальной терапии; творческое рассказывание.
Метод модификации поведения: кукольная драмматизация; поведенческий тренинг.
Релаксационный метод
Организация занятий: Программа разработана для дошкольников старшего возраста.
13 занятий ,продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня, 1-2 раза в неделю. Длительность цикла от 1 до 3 месяцев. Программа предполагает работу с группой из 6-10 человек.
Опорный источник:
Громова Т.В. «Страна эмоций»; Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми»; Мазепина Т.Б. «Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах» ; Панфилова М.А. «Игротерапия общения».
№ занятия | Содержание |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
13. (Диагности- ческое) |
|
Оценка результатов психокоррекционных занятий:
- Балл – У ребенка не сформирован навык, не получается выполнить задание, не понимает правил и требований.
- Балла – Ребенок не сразу включается в выполнение задания, понимает правила, старается выполнить задание.
- Балла – Умеет выполнить все задания. Все получается.
Программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми _______________группы
Цели программы:
Обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Задачи:
- Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе ,выразить свое настроение.
- Укреплять чувство единства
- Развивать групповую сплоченность
- Повышать уверенность в себе
- Развивать координацию движений и слуховое восприятие
- Развивать произвольность
- Формировать позитивное отношение к сверстникам
- Развивать тактильное восприятие.
Адресат :__________________________________________
__________________________________________________________
Содержание:
- Формирование чувства принадлежности к группе,чувства защищенности.
- Развитие навыков социального поведения
- Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности
- Формирование позитивного отношения к своему «Я».
- Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
- Формирование позитивного отношения к сверстникам.
Организация занятий: В группе может быть 10-15 человек. Частота занятий-1 раз в неделю. Количество занятий –8. Длительность-30-40 минут. По времени с сентября по октябрь.
Опорный источник:
В программе использованы материалы Крюковой С.В.
Тематический план занятий:
№ блока | Игры, упражнения, этюды |
1 | На что похожа фигура в центре зала?Упражнение с обручем «Определи свое место»Украшение своего «домика» «Волшебный клубочек» Ритуал прощания |
2 | Ритуал приветствия вокруг обруча с помощью рук. Упражнение «Передай жестом» Упражнение «Сделай из веревки лепесток к обручу и раскрась его» Ритуал прощания в центре круга «Почувствуй уход друга» |
3 | Игра «Эхо»Игра «Волшебный клубочек» Игровое упражнение «Солнечный зайчик» Игровое упражнение «паси птенца» Игра «Ладушки», «Сорока-ворона» Игра «Клубочек передай» |
4 | Игра «Эхо»Игра «Подружим пальчики» Игра «Волшебный мешочек» Игра «Воздушный шарик» Упражнение «Доброе животное» Упражнение «Зеркало» ,»Морщинки» Игра «Небо,земля,огонь, вода» Релаксация со свечкой |
5 | Игра «Паравозик с именем»Упражнение «Узнай по голосу» Упражнение «танец возле сливы» Упражнение «Мы охотимся на льва» Упражнение «Кто здесь лежит?» |
6 | Повторение занятия под № 4 |
7 | Песенка «Я очень рада…» Игра «Три мудреца» Упражнение «Солнечный зайчик»Сказка «Заяц –хваста» Драмматизация сказки «Заяц-хваста» детьми |
8 | Упражнение «Возьмемся за руки»Упражнение «Прикоснись к другу» Игра «Листопад» Упражнение «Передай гроздь винограда» Релаксация со свечой |
Источник
Сценарии коррекционно – разхвивающих занятий для детей начальных классов. Можно использовать как для детей нуждающихся в психологическом сопровождени в период адаптации (1 классы) и для детей с ОВЗ обучающихся по АООП НОО вариант 7.1 и 7.2 (1 классов)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание
Тема 1. Давай познакомимся (4 ч.)
Знакомство с педагогом в комфортных для ребенка условиях (посещение педагогом – психологом уроков), установление контакта. Создание для ребенка благоприятного эмоционального фона, снижение его эмоционального напряжения (присутствие на первых занятиях классного руководителя). Беседа с ребенком по темам: «Что мне нравиться в школе», «Мои интересы: что люблю, чем занимаюсь», знакомство с правилами дальнейшей работы. Игра «Давай познакомимся». Упражнение на расслабление «Сотвори в себе солнце». Рефлексия «Цвет настроения».
Тема 2. Изучение личности ребенка. (4 ч.)
Диагностика: познавательных и регулятивных процессов, коммуникативной и эмоциональной сферы (см. Приложение 1).
Тема 3. Зачем человеку правила? (2 ч.)
Беседа на тему «Кто и зачем должен соблюдать правила?», знакомство с правилами, установленными в школе. Использование методов сказкотерапии: сказки «Игры в школе», «Школьные правила».
Тема 4. Зачем мне нужно ходить в школу (2 ч.)
Формируется мотивация к учению, положительное отношение к школе, снижается уровень тревожности. Упражнения «Закончи предложение», «Какой урок важнее?». Использование методов сказкотерапии: сказка Про Колю (Я. Селезнева), Козленок Хрюпигав (Е. Елпидинская): методов арт – терапии – рисунок «Я в школе».
Тема 5. «Человек» (4)
Коррекция эмоционально-волевой сферы, через развитие эмоционально – ценностного отношения к себе и своему телу. Формирование пространственного интеллекта. Используются элементы арт – терапии, рисунок «Я в лучах солнечного света», работа с карандашами и фломастерами. Лепка из пластилина. «Пластилиновый человечек»
Тема 6. Я и мое имя (2 ч.)
Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Создание доверительной обстановки. Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики рук.
Используются элементы арт – терапии «Имя и …» – ребенку предлагается нарисовать любой предмет с которым он ассоциирует свое имя, себя. Беседа. Упражнения «Имя оживает», «Ласковое имя».
Тема 7. Моя семья (2 ч.)
Коррекция эмоционально-волевой сферы через выявление своеобразного эмоционального благополучия ребенка в семье, фиксация позитивного отношения к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности которое дает семья.
Используются элементы арт – терапии «Рисунок семьи», размещение всех дорогих и близких ребёнку людей на листе по отношению к нарисованному себе. Беседа.
Тема 8. Я и окружающий мир (6 ч.)
Развитие коммуникативных навыков: общение без слов. Распознание эмоциональных состояний по схематическим изображениям мимики, жестам. Игры на невербальное взаимодействие (по Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой): «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Ожившие игрушки». Жесты одобрения, поддержки, дружбы, угрозы.
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера: прочтение смайликов, самостоятельное изображение символов эмоциональных состояний. Упражнение «Покажи чувства руками».
9. «Веселые и грустные кляксы» (2 ч.)
Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции, проработку страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния. Используются элементы арт – терапии, рисование акварельными красками, рисунки «Оживи кружочки», «Мой страх», «Моя радость» – мини рассказ.
Упражнение «Зеркало», «Театр», «Посмеемся над страхами». Игра «Грустная Темнота», «Моя улыбка похожа на …», «Угадайка», «Однажды…».
Тема 10. Промежуточная диагностика (2 ч.)
Диагностика познавательных процессов (определение уровня развития внимания, память, мышление и саморегуляция).
Тема 11. Новогодняя открытка (2 ч.)
Коррекция эмоционально волевой сферы: формирование произвольной регуляции и снятие эмоционального напряжения. Совместное с педагогом составление пошагового плана создания открытки (выполнения задания): выбор элементов, размещение в рамочке, наклеивание. Реализация плана. Проверка результата.
Тема 12. Пространственное ориентирование (4 ч.)
Развивает мелкую моторику рук и пространственные представления через определение местоположение объекта в строке и столбце, усвоение и понимание понятий «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под», «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу». Графический диктант.
Упражнение «Восстанови порядок», «Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Нарисуй по образцу», «Рисуем по точкам». Закрепление пройденного материала: рисуем «Схему класса».
Тема 13. Временные представления (4 ч.)
Развитие временных представлений, знакомство с понятиями год, сезон, месяц, дни недели. Упражнение «Лента времени», «Времена года», «Сезонные отличия». Используются элементы арт – терапии, рисуем по признакам «Веселые времена года».
Домашнее задание «Наши дни рождения» (презентация личных фотографий, сделанных в разное время года). Закрепление материала: воспроизведение названий времен года, месяцев, дней недели.
Тема 14. Активизация познавательной сферы (2 ч.)
Развивает гибкость и ассоциативность мышления. Психогимнастика: «Ручеек», «Развитие мелкой моторики», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения», «Шапка для размышлений», «Точки равновесия». Задание «Назови предметы», «Найди и вычеркни», «Выполни по образцу», «Копирование точек». Использование методов сказкатерапии: сказки «Кто летает?».
Тема 15. Внимание (4 ч.)
Развитие произвольного внимания и поведения: умения точно и правильно называть предметы, определять предметы по звукам. Развитие зрительных ощущений.
Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения): «Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару», «Запретное движение» и «Буквенная корректурная таблица».
Тема 16. Память (4 ч.)
Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, мнемических способностей и наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности», «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Геометрические фигуры», умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. и пр.
Тема 17. Процессы мышления (4 ч.)
Развитие понятийного мышления, процессов анализа и синтеза, умения устанавливать связь между понятиями. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Упражнения «Вставь числа», «Допиши по аналогии», «Преврати одно слово в другое», «Вставь слово», «Подбери картинки», «Составь слово», «Найди пару», «Поиск закономерностей». Закрепление пройденного материала.
Тема 18. Промежуточная диагностика (2 ч.)
Диагностика познавательных процессов (определение уровня развития внимания, память, мышление и саморегуляция).
Тема 19. Сходства и различия (2 ч.)
Задания «Перепутанные дорожки» (найти различие на идентичных картинках с незаметными отличиями), «Выбор» (вычеркивание, осуществляется на индивидуальных таблицах), «Что изменилось?» (определение 1 – 2 недостающих, перемещенных предметов). Выделение частных и общих признаков сходства: ряды картинок с изображениями, относящимися к одному классу (4 картинки в ряду). Определение различий. 2 картинки для сравнения из каждого ранее проанализированного ряда.
Тема 20. Обобщение (2 ч.)
Развитие понятийного мышления. Упражнение «Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру», «Найди общее название», «Найди правильный ответ», «Пять предметов». Закрепление пройденного материала.
Тема 21. Осведомленность (4 ч.)
Расширение представлений об окружающем мире и произвольная регуляция поведения. Обучение нормам социально-правильного поведения, формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях.
Использование методов сказкатерапии, драматизация, моделирование проблемных ситуаций: сказки «Путешествие в морской мир», «Звезда и жаба», «Самый добрый человек». Проведение игры – импровизации “Угадай, о ком я рассказала”. Домашнее задание: нарисуй сказку. Закрепление материала: игра “Расскажем сказку вместе”.
Тема 22. Диагностика (2 ч.)
Итоговая диагностика познавательных процессов для контроля за результатами коррекционно – развивающей работы.
Тема 23. Подведение итогов (2 ч.)
Анализ, планирование дальнейшей работы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Характеристика учебной деятельности | Дата | |
по плану | фактически | |||
1-4 | Давай познакомимся. | Знакомится с педагогом, правилами дальнейшей работы. | ||
5-8 | Изучение личности ребенка. | Первичная диагностика: познавательной, коммуникативной, эмоционально — волевой сфер. | ||
9-10 | Зачем человеку правила. | Знакомится с ролью, которую играют правил в общение. Осознает необходимость соблюдения правил, в том числе и установленных в школе. Психогимнастика. | ||
11-12 | Зачем мне нужно ходить в школу. | Формирует положительное отношение к школе. Психогимнастика. | ||
13-16 | Человек. | Учится соблюдать пропорции человеческого тела, прорисовывать детали. Развивает мелкую моторику и воображения. | ||
17-18 | Я и мое имя. | Выражает уникальности собственной личности. Развивает мелкую моторику рук. | ||
19-20 | Моя семья. | Учится передавать с помощью линии и цвета нужный объект. | ||
21-26 | Я и окружающие люди. | Учится выражать своё позитивное отношение к другим. Формирует навыки проявления доброжелательности по отношению к другим детям. | ||
27-28 | Веселые и грустные кляксы | Учится отображать свой страх в рисунке и с его помощью заменить страх, на что то, смешное и нестрашное. | ||
29-30 | Промежуточная диагностика. | Диагностика познавательных процессов. | ||
31-32 | Новогодняя открытка. | Формирует умения вести контроль своей деятельностью. Развивает творческое воображение. | ||
33-36 | Пространственное ориентирование. | Развивает зрительно – моторную координацию. Усваивает пространственные понятия и учится оперировать ими в реальной жизни, т.е. учится ориентироваться в пространстве и в тетради (на листе). | ||
37-40 | Временные представления. | Закрепляет временные понятия и учится оперировать ими в реальной жизни. | ||
41-42 | Активизация познавательной сферы. | Учится выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками общения. | ||
43-46 | Внимание. | Учится сосредоточивать сознания на определенном объекте (задание учителя). Учится точно и правильно называть предметы | ||
47-50 | Память. | Увеличивает объем памяти, учится техникам запоминания. | ||
51-52 | Промежуточная диагностика. | Диагностика познавательных процессов. | ||
53-56 | Процессы мышления. | Учится определять содержание (сущность) понятий, анализировать форму предметов, устанавливать закономерности, связи и отношения на наглядно представленном материале. | ||
57-58 | Сходства и различия. | Развивает мыслительные операции. | ||
59-60 | Обобщение. | Учится выделять главное, отображающее общие признаки понятий и явлений. | ||
61-64 | Осведомленность. | Расширяет представления об окружающем мире. Развивает воображение. | ||
65-66 | Диагностика. | Итоговая диагностика | ||
67-68 | Подведение итогов. | Анализирует (с помощью педагога) проделанную работу. |
Источник