Скачать коррекционная занятия для развития ребенка

ПРОГРАММЫ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Индивидуальная   программа

коррекционно-развивающих  занятий

педагога-психолога  с  детьми__________группы

Задачи:

  • Развитие  и совершенствование  у  детей    мелкой  моторики  рук.
  • Устранение    речевых  нарушений.
  • Расширение  кругозора

Адресат: ______________________________________________

Содержание:

  1. Развитие  техники  рисунка, овладение  штриховкой.
  2. Развитие  пространственных  и  временных  представлений (ориентация  на  листе, в пространстве – на  примере  собственного  тела,  ориентация  во  времени)
  3. Развитие  активной  речи, словарного  запаса
  4. Развитие  памяти, внимания,  мышления,  зрительного  и  слухового    восприятия.
  5. Развитие  навыков  учебной  деятельности (умение  слушать, понимать  и  выполнять  словесные  установки  педагога,  действовать  по  образцу  и  правилу).
  6. Развитие  чувства  ритма.
  7. Массаж  пальцев  и  кистей  рук.

Организация   занятий:________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ заня-тия

Задания

    • Натюрморт «Дары  осени»-обрывание  по  контуру  овощей  и  фруктов  из  цветной  бумаги  и  наклеивание  их  в  альбом.
    • «Кто  спрятался  в  комочке ?» –разглаживание  смятых  трафаретов  птиц  и  раскрашивание.
    • «Мама  кормит  птенчика» –перекладывание  зерен  риса, семечек  подсолнуха  пинцетом  с  одного  подноса  на  другой.
    • «Сорока-воровка» –нанизывание  бус  с  отверстиями разного  диаметра  на  леску.
      • «Бабушкины  помощники»- наматывание  клубков  из  толстых  ниток.
      • «Мебель  для  гостиной» – выкладывание  из  палочек  шкафа ,дивана.
      • «Покрывало»- сложить  полотно  из  6-8  лоскутков.
      • «Что  спряталось  в  комочке?» – разглаживание  скомканного  трафарета
      • «Кто  чем  питается?- сортировка  крупы  для  птиц.
        • «Разрезные  картинки»-сложить  картинку  автобуса  из 6-8  частей.
        • «Зимнее  дерево» – выкладывание  из  спичек  дерева
        • «Кто это ?» – определение  на  ощупь фигурок  животных
        • «Теплая  меховая  одежда»- обводка  трафаретов одежды, имитация  меха  путем  рисования  коротких  штрихов,  завитков, на  полученном  контуре.
          • Упражнение «Здравствуй, карандаш!»
          • Упражнение «Пять  и  пять»
          • Игра  с  камешками (выкладывание  по  одному  из  тарелки, каждой  рукой)
          • Физкультминутка «Цыпленок»
          • Игра-упражнение «Тихо-громко»
            • «Дождик тише, дождик громче» (игры  с  карандашами, счетными  палочками, с  пальцами)
            • Упражнения Дружба»
            • «Строим  забор» из  палочек
            • Игра «Мячики»  (ладошками  маленькие  и  большие  мячи)
            • Упражнение  «Выгладим  платочки»
            • Упражнение «Автомобиль»
              • Пересчет  пальцев  рук
              • Движение  указательным  и  средним  пальцами
              • Выкладывание  узора  на  бумаге
              • Бумагопластика
              • Ритмические  хлопки, движения пальцами  в  разном  темпе.
              • Запускаем  волчки.
                • Ломать  палочки, рвать  бумагу, резать.
                • Складывание  салфеток
                • Пересыпание  ложкой  различных  зерен
                • Просеивание  песка, выталкивание  камешков  из песка
                • Переливание  воды
                • Пальчиковая  гимнастика  
                  • «Школа  мяча»
                  • Упаковка  подарка  в  бумагу.
                  • Рисование  (гуашью, акварелью, мелками)
                  • Пальчиковая  гимнастика

                  Индивидуальная программа

                  коррекционно-развивающих  занятий

                  педагога-психолога  с  детьми ______________группы

                  Цели  программы:

                  Коррекция  агрессивности  у  ребенка

                  Задачи:

                  1. Научить  ребенка  контролировать  свое  эмоциональное  состояние, освоить  позитивные  формы  общения  со  сверстниками.
                  2. Обучить  приемлемым  способам  выражения  гнева.
                  3. Обучить  приемам  снятия  напряжения
                  4. Выработать  произвольность  действий,  научить  регулировать  поведение  в  коллективе
                  5. Обучить  позитивному  общению  со  сверстниками
                  6. Формировать  моральные  представления, помочь  в  открытии  своего «Я»

                  Адресат:_________________________________________________________________________________________________________

                  Содержание:

                  I  этап:

                  • Выражение  гнева  через  игры  с  использованием  предметов (надувные  молотки, подушки, мячи ,мешки  «Для  криков», «Листы  гнева» и  пр.)
                  • Игры  с  бумагой, песком, глиной, игрушечным  оружием.
                  • Изотерапия  (рисование, лепка)
                  • Сказкотерапия

                  II  этап:

                  • Упражнения  развивающего  характера  для рук; для  ног;  для туловища ,для  лицевых  мышц,

                  III  этап :

                  • Этюды  на  выражение  сердитости, зла.
                  • Дидактические  и настольные  игры

                  IV  этап:

                  • Сюжетные  игры;
                  • Чтение  художественных  произведений

                  Организация  занятий:________________________________

                  __________________________________________________________________________________________________________

                  Опорный  источник:

                  А.А.Романов  «Игротерапия , :как  преодолеть агрессивность  у  детей» ; М.И.Чистякова  «Психогимнастика»;  К.Фопель  «Как  научить  детей  сотрудничать»; С.В.Крюкова «Здравствуй, я  сам!»

                  №  занятия

                  Содержание

                  1

                  • Игры  с  надувными  мячами,подушками,молотками.Игры  с  «Мешком  для  крика»
                  • Игры  с  «Волшебной  трубой  для  крика»
                  • «Листки  гнева»

                  2

                  • Игры  с  бумагой, песком, водой, глиной, с  игрушечным  оружием

                  3

                  • Этюды: «Страшная  Баба Яга», «Обзывалки»,»Сердитый  дедушка», «Разъяренная  медведица», «Хочу  и  все», «Хмурый  орел», «Король  Боровик», «Эгоист», «Два  сердитых  мальчика», «Злая  Обезьянка», «Медведь»  (М.И.Чистякова)
                  • Интерактивные  игры: «Необычное  сражение», «Король», «Приказ»,»Бой  петухов», «Агрессивный  человек», «Ворвись  в  круг» , «Довольный  и  сердитый», «Тух-тиби-бух», «Камушек  в  ботинке» , «Крепость», «Щит  и  меч», (К. Фопель)

                  4

                  • Изотерапия :  рисование  и  лепка  обидчика,  рисование  самого  себя («Автопортрет»), «Красивое  и  безобразное»,  «Монотипия», «Кляксография», «Штриховка».

                  5

                  • Сказкотерапия:  «Сердитый  дог  Буль»,  «Акула  Злюка», (С.В.Крюкова)

                  6

                  • Упражнения:  «Роняем  руки», «Трясем кистями», «Стряхиваем  воду  с  рук», «Мельница»

                  7

                  • Упражнения : «На  берегу  моря», «Игра  с  песком», «Игра  с  муравьем», «Солнышко  и  туча», «В  уши  попала  вода», «Лицо  загорает», «Отдых. Сон  на  берегу  моря». (М.И.Чистякова)

                  8

                  • Упражнения: «Медвежата  в  берлоге», «Игра  с  пчелкой»,  «Холодно-горячо»», «Игра  с  шарфиком», «Пчелка  мешает  спать», «Отдых»,  «Кулачки», «Пружинки», «Шарик».
                  • Игры  с  песком,  с  шишками.

                  9

                  • Упражнения  для  рук:  «Заборчик», «Душистые  цветы», «Кулачки», «Олени».
                  • Упражнения  для  ног: «Шагают  ножки  по  лесной  дорожке», «Пружинки», «Загораем».
                  • Для  туловища: «Напрягаем  живот», «Чужой», «Штанга», «Кораблик», «Шарик».
                  • Для  лицевых  мышц: «Стиснем  зубы», «Откроем  рот», «ОХ!», «Широкая  улыбка», «Хоботок», «Лягушки», «Орешек».

                  10

                  • Упражнения    с  использованием  формулы  для  покоя  и   отдыха;  для  активности;  для  бодрости;  для  положительных  эмоций: «Солнечный  зайчик», «Волшебный  сон».

                  11

                  • Этюды: «Сосредоточенность», «Что  там  происходит?», « Любопытный», «Лисичка  подслушивает» , «Часовой», «Добрый  мальчик», «Упрямый  мальчик», «Смелый  Ваня», «Внимательный  мальчик»,  «Вежливый  ребенок», «Любящий  сын», «Мороженое», «Вкусные  конфеты», «Ласка»,   (М.И.Чистякова)

                  12

                  • Изотерапия: спиралеобразное  спонтанное  рисование.
                  • Фроттаж.
                  • «Дорисуй  предмет»,
                  • Составление  предметов  и  образов  из  геометрических  фигур.
                  • Занятия  с  разрезным  и  эмоциональными  профилями  «Угадай  и  собери».

                  13

                  • Интерактивные  игры: «Говори» (Лютова Е.; Монина Г.)
                  • «Лови-лови» (Н.Названова)
                  • «Раздувайся  пузырь», «Хоровод»,  (Р.Калинина)
                  • «Слалом», «Мяч  в  круге», (Ю.Шевченко)
                  • «Горячий  мяч» (И.Шевцова)
                  • «Услышь  свое  имя», «Запретное  движение», (О.Хухлаева)
                  • «Отзовись, не  зевай» (З.М.Богуславская)
                  • «Зеркало» (И.Томашпольская)

                  14

                  • Этюды: «Любящий  сын, «Разговор  взглядов», «Встреча  с  другом», «Кораблик», «Три  характера», «Притвора», «Два  друга», «Так  будет  справедливо», «Маме  улыбнемся», «Хорошее  настроение» (М.И.Чистякова).

                  15

                  • Дидактические  игры : «Настроение», «Мамины  помощники», «Как  Буратино  стал  вежливым», «Умей   извиниться», «Не  обзывайся» (Р.В.Овчарова)

                  16

                  • Сюжетные  игры: «Прием  гостей», «Подарок  другу», «День  рождения», «Дружная  семья», «Угощение», «Именины».

                  17

                  • Чтение  рассказов, их  осмысление. Оценка  поступков  героев  
                  • .К.Д.Ушинский «Сила  не  право»,  «Умей  обождать», «Вместе  тесно, а  врозь скучно»,
                  • М.Зощенко «Бабушкин  подарок», «Золотые  слова»
                  • В.Осеева «Волшебное  слово», «Строитель»

                  18

                  • Беседы: «Волшебные  слова», «Что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо», «Ваши  добрые  поступки», «Будь  всегда  вежливым». «Доставим  людям  радость  добрыми  делами», «Чем  можно  порадовать  маму».

                  Индивидуальная  программа

                  коррекционно-развивающих  занятий

                  педагога-психолога  с  детьми ______________группы

                  Цели  программы :

                  Развитие эмоционально-волевой  сферы    детей  старшего  дошкольного  возраста.

                  Задачи:

                  1. Формирование  осознанного  восприятия  эмоций.
                  2. Умение  адекватно  выражать  эмоциональные  состояния
                  3. Умение  понимать  эмоциональные  состояния  других  людей
                  4. Развитие  произвольной    регуляции  своего  эмоционального  состояния
                  5. Развитие произвольной  регуляции  поведения
                  6. Учить  произвольно  улавливать  основные  телесные  ощущения
                  7. Снятие  тревожности
                  8. Повышение  групповой  сплоченности

                  Адресат_:_____________________________________________________________

                  __________________________________________________________________________

                  Формы  и  методы  работы:

                  Метод  игровой  коррекции: ролевые  игры;  психогимнастика.

                  Арт-терапия:  рисуночная; музыкотерапия; элементы  танцевальной  терапии; творческое  рассказывание.

                  Метод  модификации  поведения: кукольная   драмматизация;  поведенческий  тренинг.

                  Релаксационный  метод

                  Организация  занятий:    Программа   разработана  для  дошкольников  старшего  возраста.

                  13  занятий ,продолжительность  каждого  занятия 30  минут. Занятия  проводятся  во  второй  половине  дня, 1-2  раза  в  неделю. Длительность  цикла от 1  до 3  месяцев. Программа  предполагает  работу  с группой  из  6-10  человек.

                  Опорный  источник:   

                  Громова Т.В. «Страна  эмоций»;  Костина Л.М. «Игровая  терапия  с  тревожными  детьми»;  Мазепина Т.Б. «Развитие  навыков  общения  в  играх, тренингах, тестах» ; Панфилова М.А. «Игротерапия  общения».

                  № занятия

                  Содержание

                    • Упражнение «Поглаживание»
                    • Беседа-обсуждение «Знакомство»
                    • Игра «Щекотушки»
                    • Упражнение «Улыбнись»
                    • Танцы  зверят (Веселые  зайчата, Слоненок, Грустный  медведь, Обиженный  волк, Хитрая  лиса,  Задумчивая  бабочка)
                    • «Представьте  себе  …»
                      • Беседа  «Настроение»
                      • Обсуждение  «Помощь»
                      • Игра «Запретное  число»
                      • Игра «Танцы  противоположностей»
                      • Упражнение «Измеряем    температуру»
                      • Рисуем  автопортрет
                      • Сплочение
                        • «Приручение  страха»
                        • Игра «Волшебные  превращения»
                        • Игра «Стойкий  оловянный  солдатик»
                        • Игра «Раз,два,три….настроение,замри!»
                        • Игра «Есть  или  нет ?»
                        • «Прощание  со  Слоненком»
                        • Сплочение
                          • Упражнение  «Дружба  начинается  с  улыбки»
                          • Игра  «По  грибы»
                          • Игра «Иголка  и  нитка»
                          • «Порисуем»
                          • Упражнение «Солнечные  лучики»
                            • История  про  лягушонка
                            • Игра «Настроение»
                            • Игра «Глаза  в  глаза»
                            • Игра «Зеваки»
                            • Упражнение «Шарик  в  животе»
                            • Упражнение  «Солнечные  лучики»
                              • Игра  «Волшебный  клубочек»
                              • Игра-обсуждение «Взаимоотношения»
                              • Игра «Наоборот»
                              • Игра «Да  и  Нет  не  говорить»
                              • Упражнение «Волна»
                                • Упражнение «волна»
                                • «Исполнение  желаний»
                                • Двигательная  регуляция.
                                  • Знакомство  с  Незнайкой
                                  • Игра «Четыре  стихии»
                                  • «Передай  игрушку  по  кругу»
                                  • Игра «Тише  едешь,  дальше  будешь»
                                  • «Пиктограммы»
                                  • Двигательная  регуляция
                                    • Знакомство  с  Емелей
                                    • Игра «Кони-кони»
                                    • Игра «Царевна –Несмеяна»
                                    • «Невидящий-неслышащий»
                                    • Игра  «Фотограф»
                                    • Двигательная  регуляция
                                      • Беседа
                                      • Игра «Изобрази  свою  игрушку»
                                      • Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
                                      • Игра «Лиса  с  лисятами  и  Совушка»
                                      • Упражнение «Волшебный  шарик»
                                        • Приветствие
                                        • Упражнение «Тренируем  эмоции»
                                        • Игра «Колпак  мой  треугольный»
                                        • Изображаем  настроение
                                        • Упражнение «Волшебный  сон»
                                        • Упражнение «Браво»
                                          • «Готовимся  к турниру»
                                          • Игра «Пчелы  и  змея»
                                          • Игра «Обезьянки»
                                          • Игра «Да  и  Нет»
                                          • «Сделай  неправильный  рисунок из  правильного»
                                          • «Сложи  картинку»

                                          13.

                                          (Диагности-

                                          ческое)

                                          • Игра «Телеграмма»
                                          • Релаксационное  упражнение «Сказочный  лес»
                                          • Игра  «Школа  эмоций»
                                          •  Игра «Рассмеши»
                                          • Игра «Волшебное слово»
                                          • Игра «Поссорились-помирились»
                                          • Игра «Я  умею»

                                          Оценка  результатов  психокоррекционных  занятий:

                                          1. Балл   –  У ребенка  не сформирован  навык,  не  получается  выполнить  задание,  не  понимает  правил  и  требований.
                                          2. Балла – Ребенок не  сразу  включается  в  выполнение  задания, понимает     правила, старается  выполнить  задание.
                                          3. Балла –  Умеет выполнить  все  задания. Все  получается.

                                          Программа

                                          коррекционно-развивающих  занятий

                                          педагога-психолога  с  детьми  _______________группы

                                          Цели  программы:

                                          Обеспечение  психологически  комфортного пребывания  ребенка в  детском  саду.

                                          Задачи:

                                          • Дать  ребенку  возможность  ощутить  свою  принадлежность  к  группе ,выразить  свое  настроение.
                                          • Укреплять чувство  единства
                                          • Развивать  групповую  сплоченность
                                          • Повышать  уверенность  в  себе
                                          • Развивать  координацию  движений  и  слуховое  восприятие
                                          • Развивать  произвольность  
                                          • Формировать  позитивное  отношение  к   сверстникам
                                          • Развивать  тактильное  восприятие.

                                          Адресат :__________________________________________

                                          __________________________________________________________

                                          Содержание:

                                          • Формирование  чувства  принадлежности  к  группе,чувства  защищенности.
                                          • Развитие  навыков  социального  поведения
                                          • Повышение  уверенности  в  себе  и  развитие  самостоятельности
                                          • Формирование  позитивного  отношения  к  своему «Я».
                                          • Развитие  способности  ребенка  к  эмпатии, сопереживанию.
                                          • Формирование  позитивного  отношения  к  сверстникам.

                                          Организация  занятий:  В группе  может  быть  10-15  человек. Частота  занятий-1  раз  в  неделю. Количество  занятий –8.  Длительность-30-40  минут. По  времени  с  сентября  по  октябрь.

                                          Опорный  источник:

                                          В  программе  использованы  материалы  Крюковой  С.В.

                                          Тематический  план  занятий:  

                                          № блока

                                          Игры, упражнения, этюды

                                          1

                                          На  что похожа  фигура  в  центре  зала?
                                          Упражнение с  обручем «Определи  свое  место»

                                          Украшение  своего  «домика»

                                          «Волшебный  клубочек»

                                          Ритуал  прощания

                                          2

                                          Ритуал  приветствия  вокруг  обруча  с  помощью  рук.

                                          Упражнение «Передай  жестом»

                                          Упражнение «Сделай  из  веревки  лепесток  к  обручу  и  раскрась  его»

                                          Ритуал  прощания  в  центре  круга  «Почувствуй  уход  друга»

                                          3

                                          Игра «Эхо»

                                          Игра «Волшебный  клубочек»

                                          Игровое  упражнение «Солнечный  зайчик»

                                          Игровое  упражнение «паси  птенца»

                                          Игра «Ладушки», «Сорока-ворона»

                                          Игра  «Клубочек  передай»

                                          4

                                          Игра «Эхо»

                                          Игра «Подружим  пальчики»

                                          Игра «Волшебный  мешочек»

                                          Игра «Воздушный  шарик»

                                          Упражнение  «Доброе  животное»

                                          Упражнение «Зеркало» ,»Морщинки»

                                          Игра «Небо,земля,огонь, вода»

                                          Релаксация  со  свечкой

                                          5

                                          Игра «Паравозик  с  именем»

                                          Упражнение  «Узнай  по  голосу»

                                          Упражнение  «танец  возле  сливы»

                                          Упражнение  «Мы  охотимся  на  льва»

                                          Упражнение «Кто здесь  лежит?»

                                          6

                                          Повторение  занятия  под  № 4

                                          7

                                          Песенка «Я  очень  рада…»

                                          Игра «Три  мудреца»

                                          Упражнение «Солнечный  зайчик»

                                          Сказка «Заяц –хваста»

                                          Драмматизация  сказки «Заяц-хваста»  детьми

                                          8

                                          Упражнение «Возьмемся  за  руки»

                                          Упражнение «Прикоснись  к  другу»

                                          Игра «Листопад»

                                          Упражнение «Передай  гроздь  винограда»

                                          Релаксация  со  свечой

                                          Источник

                                          Сценарии коррекционно – разхвивающих занятий для детей начальных классов. Можно использовать как для детей нуждающихся в психологическом сопровождени в период адаптации (1 классы) и для детей с ОВЗ обучающихся по АООП НОО вариант 7.1 и 7.2 (1 классов)

                                          Скачать:

                                          Предварительный просмотр:

                                          Содержание

                                          Тема 1. Давай познакомимся (4 ч.)

                                          Знакомство с педагогом в комфортных для ребенка условиях (посещение педагогом – психологом уроков), установление контакта. Создание для ребенка благоприятного эмоционального фона, снижение его эмоционального напряжения (присутствие на первых занятиях классного руководителя). Беседа с ребенком по темам: «Что мне нравиться в школе», «Мои интересы: что люблю, чем занимаюсь», знакомство с правилами дальнейшей работы. Игра «Давай познакомимся». Упражнение на расслабление «Сотвори в себе солнце». Рефлексия «Цвет настроения».

                                          Тема 2. Изучение личности ребенка. (4 ч.)

                                          Диагностика: познавательных и регулятивных процессов, коммуникативной и эмоциональной сферы (см. Приложение 1).

                                          Тема 3. Зачем человеку правила? (2 ч.)

                                          Беседа на тему «Кто и зачем должен соблюдать правила?», знакомство с правилами, установленными в школе. Использование методов сказкотерапии: сказки «Игры в школе», «Школьные правила».

                                          Тема 4. Зачем мне нужно ходить в школу (2 ч.)

                                          Формируется мотивация к учению, положительное отношение к школе, снижается уровень тревожности. Упражнения «Закончи предложение», «Какой урок важнее?». Использование методов сказкотерапии: сказка Про Колю (Я. Селезнева), Козленок Хрюпигав (Е. Елпидинская): методов арт – терапии – рисунок «Я в школе».

                                          Тема 5. «Человек» (4)

                                          Коррекция эмоционально-волевой сферы, через  развитие эмоционально – ценностного отношения к себе и своему телу. Формирование пространственного интеллекта. Используются элементы арт – терапии, рисунок «Я в лучах солнечного света», работа  с карандашами и фломастерами. Лепка из пластилина. «Пластилиновый человечек»

                                          1. Тема 6. Я и мое имя (2 ч.)

                                          Актуализация визуальных, кинестетических ощущений. Создание доверительной обстановки. Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики рук.

                                          Используются элементы арт – терапии «Имя и …» – ребенку предлагается нарисовать любой предмет с которым он ассоциирует свое имя, себя. Беседа. Упражнения «Имя оживает», «Ласковое имя».

                                          Тема 7. Моя семья (2 ч.)

                                          Коррекция эмоционально-волевой сферы через выявление своеобразного эмоционального благополучия ребенка в семье, фиксация позитивного отношения к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности которое дает семья.

                                          Используются элементы арт – терапии «Рисунок семьи», размещение  всех  дорогих и близких ребёнку людей на листе по отношению к нарисованному себе. Беседа.

                                          Тема 8. Я и окружающий мир (6 ч.)

                                          Развитие коммуникативных навыков: общение без слов. Распознание эмоциональных состояний по схематическим изображениям мимики, жестам. Игры на невербальное взаимодействие (по Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой): «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Ожившие игрушки». Жесты одобрения, поддержки, дружбы, угрозы.

                                          Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера: прочтение смайликов, самостоятельное изображение символов эмоциональных состояний. Упражнение «Покажи чувства руками».

                                          9. «Веселые и грустные кляксы» (2 ч.)

                                          Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции, проработку страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния. Используются элементы арт – терапии, рисование акварельными красками, рисунки «Оживи  кружочки», «Мой страх», «Моя радость» – мини рассказ.

                                          Упражнение «Зеркало», «Театр», «Посмеемся над страхами». Игра «Грустная Темнота», «Моя улыбка похожа на …», «Угадайка», «Однажды…».

                                          Тема 10. Промежуточная диагностика (2 ч.)

                                          Диагностика познавательных процессов (определение уровня развития внимания, память, мышление и саморегуляция).

                                          Тема 11. Новогодняя открытка (2 ч.)

                                          Коррекция эмоционально волевой сферы: формирование произвольной регуляции и снятие эмоционального напряжения. Совместное с педагогом составление пошагового плана создания открытки (выполнения задания): выбор элементов, размещение в рамочке, наклеивание. Реализация плана. Проверка результата.

                                          Тема 12. Пространственное ориентирование (4 ч.)

                                          Развивает мелкую моторику рук и пространственные представления через определение местоположение объекта в строке и столбце, усвоение и понимание понятий «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под», «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу». Графический диктант.

                                          Упражнение «Восстанови порядок», «Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Нарисуй по образцу», «Рисуем по точкам». Закрепление пройденного материала: рисуем «Схему класса».

                                          Тема 13. Временные представления (4 ч.)

                                                  Развитие временных представлений, знакомство с понятиями год, сезон, месяц, дни недели. Упражнение «Лента времени», «Времена года», «Сезонные отличия». Используются элементы арт – терапии, рисуем по признакам «Веселые времена года».

                                                  Домашнее задание «Наши дни рождения» (презентация личных фотографий, сделанных в разное время года). Закрепление материала: воспроизведение названий времен года, месяцев, дней недели.

                                          Тема 14. Активизация познавательной сферы (2 ч.)

                                          Развивает гибкость и ассоциативность мышления. Психогимнастика: «Ручеек», «Развитие мелкой моторики», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения», «Шапка для размышлений», «Точки равновесия». Задание «Назови предметы», «Найди и вычеркни», «Выполни по образцу», «Копирование точек». Использование методов сказкатерапии: сказки «Кто летает?».

                                          Тема 15. Внимание (4 ч.)

                                          Развитие произвольного внимания и поведения: умения точно и правильно называть предметы, определять предметы по звукам. Развитие зрительных ощущений.

                                          Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения): «Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару», «Запретное движение» и «Буквенная корректурная таблица».

                                          Тема 16. Память (4 ч.)

                                          Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, мнемических способностей и наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности», «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Геометрические фигуры», умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. и пр.

                                          Тема 17. Процессы мышления (4 ч.)

                                          Развитие понятийного мышления, процессов анализа и синтеза, умения устанавливать связь между понятиями. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Упражнения «Вставь числа», «Допиши по аналогии», «Преврати одно слово в другое», «Вставь слово», «Подбери картинки», «Составь слово», «Найди пару», «Поиск закономерностей». Закрепление пройденного материала.

                                          Тема 18. Промежуточная диагностика (2 ч.)

                                          Диагностика познавательных процессов (определение уровня развития внимания, память, мышление и саморегуляция).

                                          Тема 19. Сходства и различия (2 ч.)

                                          Задания «Перепутанные дорожки» (найти различие на идентичных картинках с незаметными отличиями), «Выбор» (вычеркивание, осуществляется на индивидуальных таблицах), «Что изменилось?» (определение 1 – 2 недостающих, перемещенных предметов). Выделение частных и общих признаков сходства: ряды картинок с изображениями, относящимися к одному классу (4 картинки в ряду). Определение различий. 2 картинки для сравнения из каждого ранее проанализированного ряда.

                                          Тема 20. Обобщение (2 ч.)

                                          Развитие понятийного мышления. Упражнение «Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру», «Найди общее название», «Найди правильный ответ», «Пять предметов». Закрепление пройденного материала.

                                          Тема 21. Осведомленность (4 ч.)

                                          Расширение представлений об окружающем мире и произвольная регуляция поведения. Обучение нормам социально-правильного поведения, формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях.

                                          Использование методов сказкатерапии, драматизация, моделирование проблемных ситуаций: сказки «Путешествие в морской мир», «Звезда и жаба», «Самый добрый человек». Проведение игры – импровизации “Угадай, о ком я рассказала”. Домашнее задание: нарисуй сказку. Закрепление материала: игра “Расскажем сказку вместе”.

                                          Тема 22. Диагностика (2 ч.)

                                          Итоговая диагностика познавательных процессов для контроля за результатами коррекционно – развивающей работы.

                                          Тема 23. Подведение итогов (2 ч.)

                                          Анализ, планирование дальнейшей работы.

                                          Календарно-тематическое планирование

                                          № п/п

                                          Тема

                                          Характеристика учебной деятельности

                                          Дата

                                          по плану

                                          фактически

                                          1-4

                                          Давай познакомимся.

                                          Знакомится с педагогом, правилами дальнейшей работы.

                                          5-8

                                          Изучение личности ребенка.

                                          Первичная диагностика:

                                          познавательной, коммуникативной,

                                          эмоционально — волевой сфер.

                                          9-10

                                          Зачем человеку правила.

                                          Знакомится с  ролью, которую играют правил в общение.  Осознает необходимость соблюдения правил, в том числе и  установленных в школе.   Психогимнастика.

                                          11-12

                                          Зачем мне нужно ходить в школу.

                                          Формирует положительное отношение к школе. Психогимнастика.

                                          13-16

                                          Человек.

                                          Учится соблюдать пропорции человеческого тела, прорисовывать детали. Развивает мелкую моторику и воображения.

                                          17-18

                                          Я и мое имя.

                                          Выражает уникальности собственной личности.

                                          Развивает мелкую моторику рук.

                                          19-20

                                          Моя семья.

                                          Учится передавать с помощью линии и цвета нужный объект.

                                          21-26

                                          Я и окружающие люди.

                                          Учится выражать своё позитивное отношение к другим. Формирует навыки проявления доброжелательности по отношению к другим детям.

                                          27-28

                                          Веселые и грустные кляксы

                                          Учится отображать свой страх в рисунке и с его помощью заменить страх, на что то, смешное и нестрашное.

                                          29-30

                                          Промежуточная диагностика.

                                          Диагностика познавательных процессов.

                                          31-32

                                          Новогодняя открытка.

                                          Формирует умения вести контроль своей деятельностью. Развивает творческое воображение.

                                          33-36

                                          Пространственное ориентирование.

                                          Развивает зрительно – моторную координацию.  

                                          Усваивает пространственные понятия и учится оперировать ими в реальной жизни, т.е.  учится ориентироваться в пространстве и в тетради (на листе).

                                          37-40

                                          Временные представления.

                                          Закрепляет временные понятия и учится оперировать ими в реальной жизни.

                                          41-42

                                          Активизация познавательной сферы.

                                          Учится выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками общения.

                                          43-46

                                          Внимание.

                                          Учится сосредоточивать сознания на определенном объекте (задание учителя).

                                          Учится точно и правильно называть предметы

                                          47-50

                                          Память.

                                          Увеличивает объем памяти, учится техникам запоминания.

                                          51-52

                                          Промежуточная диагностика.

                                          Диагностика познавательных процессов.

                                          53-56

                                          Процессы мышления.

                                          Учится определять содержание (сущность) понятий,  анализировать форму предметов, устанавливать закономерности, связи и отношения на наглядно представленном материале.

                                          57-58

                                          Сходства и различия.

                                          Развивает мыслительные операции.

                                          59-60

                                          Обобщение.

                                          Учится выделять главное, отображающее общие признаки понятий и явлений.

                                          61-64

                                          Осведомленность.

                                          Расширяет представления об окружающем мире. Развивает воображение.

                                          65-66

                                          Диагностика.

                                          Итоговая диагностика

                                          67-68

                                          Подведение итогов.

                                          Анализирует (с помощью педагога) проделанную работу.

                                          Источник