Скачать бесплатно лямина развитие речи ребенка раннего возраста
Воспитатель МБДОУ №80 “Аист” О.Г. Макеева г. Ульяновск |
Консультация для воспитателей на
тему:
“Развитие речи детей раннего
дошкольного возраста”
«Если педагог или
родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка
в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого
простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить детскую речь,
сделать ее анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем самым
нанести ей непоправимый вред».
К.И. Чуковский.
Развитие речи – одно
из важнейших направлений педагогической работы детского сада, обеспечивающее
своевременное психическое и личностное развитие ребенка. И многие причины
задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в
условиях их жизни в первые три года.
Психологи и лингвисты
давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития
значительно выше, чем в последующем. Так, например, к концу первого года жизни
в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года – 300-400 слов, а в 3 года –
1000 слов. Безусловно, эти цифры относительны, ведь присутствуют индивидуальные
различия, свой темп развития и неповторимость каждого ребенка.
До полутора лет, на
первом этапе развития речи, главным образом совершенствуется понимание ребенком
обращенной к нему речи взрослых. Достаточно два-три раза показать предмет и
назвать его, и малыш уже быстро запоминает и показывает на предмет по просьбе
взрослого. Это и есть понимание речи. Если на данном этапе ребенок не овладеет
пониманием речи, то в последующем может наблюдаться отставание в развитии
самостоятельной речи.
К концу второго года
жизни слово в сочетании с жестом или действием у малыша приобретают большую
четкость. Теперь он должен не просто рассматривать , а как можно больше
общаться с предметом: держать его в руках, ощупывать, действовать и
одновременно слышать обозначение признаков предмета.
Второй год жизни –
решающий в развитии речи детей. В этот период активно совершенствуется
понимание речи детей, а главное – появляется самостоятельная речь.
На третьем году потребность
в общении и развитие разнообразных форм речевого общения становится
необходимым условием психического развития ребенка. Вообще, третий год жизни
ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному.
Характеризуется этот
возрастной этап стремлением малыша к самостоятельности, развитием
наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между
детьми. Функция речи в связи с этими изменениями расширяется, речь становится
средством общения со всеми окружающими ребенка людьми. Именно поэтому при
работе с детьми 2 – 3-х летнего возраста мы способствуем развитию
сознания детей в процессе развития их речи.
На начало года была
проведена диагностика речевого развития детей группы. В естественных для
ребенка ситуациях (во время игры, режимных моментов, в ситуации общения со
взрослыми) мы диагностировали, что многие дети с трудом пользуются в речи
трехсловными предложениями, употребляют редко прилагательные и местоимения, в
общение со сверстниками вступают неохотно, чистота речи, темп и речевое дыхание
развито плохо.
Диагностика показала, что работу по
развитию речи детей следует вести целенаправленно и систематически, с учетом
полученных данных.
Изучение методической
литературы по проблеме развития речи детей раннего возраста помогло определить
нам задачи работы.
Мы изучили
следующие источники:
·
Г.М. Лямина
«Развитие речи детей в раннем возрасте».
·
Г.Г.
Григорьева, Н.П. Котова и др. «Педагогика раннего возраста».
·
В.В.
Гербова «Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе».
·
А.Н. Давидчук
«Индивидуально-ориентированное обучение детей».
Главными на данном
возрастном этапе мы определили следующие задачи:
·
Развивать речь
детей как средство общения; создавая условия, при которых ребенок может
устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к
сверстнику или ко взрослому.
·
Обогащать
понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребительных
существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.
Что касается
правильного произношения звуков, то в возрасте 2-3-х лет способность к
различению звуков формируется, также как и их четкая артикуляция (за
исключением «р», «л», свистящих и шипящих). Но правильное произношение еще не
закреплено, не автоматизировано.
Пытаясь воспроизвести
звук, дети пытаются искажать уже усвоенные: «Неня» – Лена, «Дед Амоз» – Дед
Мороз. Такие недостатки в произношении не требуют, по мнению специалистов,
поправок, тем более специальных занятий, так являются результатом не отсталости
в развитии, а слабости речевого аппарата, его недостаточной тренированности.
Поэтому задачу по развитию звуковой культуры речи на начало года мы перед
собой не ставили.
Исходя из
поставленных задач был составлен перспективный план на год. Задачи развития
речи мы планируем и решаем в любые удобные для общения с детьми отрезки
времени:
·
на занятиях по
всем видам деятельности;
·
на прогулках и
при наблюдениях за живыми объектами, транспортом;
·
во время
проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание;
·
в процессе
самостоятельной и совместной деятельности детей;
·
на специально
организованных занятиях по развитию речи.
Ежедневное
индивидуальное общение с детьми – эффективнейший прием развития речи. Мы говорим
с детьми буквально обо всем, что попало в поле зрения малыша, вызвало их
интерес, а также о том, что намеренно включаем в совместные наблюдения.
Стараемся следить за тем, чтобы наша речь была содержательна, эмоциональна,
соответствовала возрастным возможностям восприятия детей по темпу, лексике и
четкости артикуляции звуков.
Очень важно на
начальном этапе незаметно для малыша вовлечь его в речевое каждодневное
общение, показать и назвать предметы, явления, рассказать о чем-либо
ненавязчиво для малыша. Например: «Сейчас мы будем кушать кашу. Катя любит
кашу? Скажи: «Да». Каша вкусная! Где наша ложка? Покажи ложку, возьми ее. Это
ложка. Скажи: «Ложка большая, чистая, красивая. Каша вкусная». Обязательно
правильно называем предметы и объекты необлегченным словом: машина, собака и
т.д.
В любой момент
жизнедеятельности ребенка можно предусмотреть такие ситуации. При этом
стараемся вовлечь ребенка в разговор, вызвать у него ответные речевые действия.
Терпеливо, обстоятельно мы комментируем и свои действия: что делаем, зачем,
какой результат надеемся получить. Своими вопросами и ответами стараемся
показать ребенку, что нуждаемся в его разъяснениях. Такое ежедневное общение
строим как с несколькими детьми, так и со всей группой. Таким образом,
активизируя инициативную речь, одновременно влияем на пополнение словаря детей.
При ежедневном
общении с детьми в повседневной жизни часто используется и прием рассказывания
историй из жизни детей, взрослых, животных, игрушек. Рассказывать можно
об одном и том же событии 2-3 раза с усложнением, используя авторские тексты
(например, рассказы Славиной Л., К. Ушинского). Психологически важно
рассказывать детям о них самих, ведь, кроме речевого развития, параллельно
решаются задачи воспитания уверенности в себе, в хорошем отношении к нему;
задается положительный образец поведения. Это способствует созданию в группе
атмосферы взаимного уважения, что благоприятно сказывается на речевом развитии
детей.
Часто у детей 2-3-х
лет возникает желание обратиться не только ко взрослому, но и к
сверстнику. И в этом мы обязательно помогаем малышу, давая указания: «Пригласи
Машу поиграть вместе», «Помоги найти Саше совочек», «Попроси у Тани мячик», и
т.п. Используем и такие приемы: «Давай скажем вместе», «Я начну, а ты
продолжи». Ситуаций множество. Любые попытки малыша вступить в общение
поощряем, не оставляем без внимания, хвалим, вместе радуемся успехам.
Активизируется словарь, ребенок овладевает словами просьбы, благодарности,
учится строить фразовую речь.
Особое место занимают
специальные занятия по развитию речи детей. Проводятся они фронтально,
подгруппами или индивидуально в зависимости от задач занятия. Средняя
продолжительность занятия 8-10 минут, при сохранении интереса,
работоспособности и активности детей – до 15 минут.
Мы заметили, что
особенно эффективны те занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или
у которых значительная часть отведена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают
динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка
в самостоятельности: речевой и поведенческой.
При этом дети
размещаются на занятии с использованием разных вариантов: свободно передвигаясь
по комнате, сидя или стоя кружком, сидят на ковре или на стульях вокруг
воспитателя. А в адаптационный период, когда все хотят сесть поближе,
придвигаются к воспитателю, забираются на колени, водим за собой по группе всех
желающих, обеспечивая непринужденность общения.
На занятиях мы
используем игровые задания и упражнения, которые дети готовы выполнять охотно и
многократно, что обеспечивает необходимую эффективность обучения и оптимальную
речевую плотность занятия.
Это прежде всего
следующие методы и приемы развития речи детей раннего возраста:
·
Чередование
хоровых ответов с индивидуальными. Например, новую игрушку приглашают в группу
сначала все дети, затем только мальчики, которые обещают ее не обижать, затем
один ребенок, который предлагает спеть для нее.
·
Задания,
предполагающие ответ действием: найди, покажи, выбери, принеси, сделай. Такие
задания оживляют занятие, дают возможность детям сменить позу и подвигаться, а
воспитатель выясняет, имеется ли данное слово или речевой оборот в пассивном
словаре ребенка.
·
Специальные
задания, побуждающие принять воображаемую ситуацию, побуждающие ребенка к
самостоятельным инициативным высказываниям. Они вызывают эмоциональный отклик,
способствуют формированию речевых и игровых умений.
·
Игры на
звукоподражания и слова с определенным звуком: «Наши уточки с утра» (русская
народная песенка), «Разговоры» (чувашская народная песенка), «Путаница» (К.И.
Чуковский), «Мчится поезд» Э. Мошковской и др.
·
Имитационные и
речевые упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, потешек, коротких
рассказов. Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении речевой и
умственной деятельности. Кроме того, зарождается интерес к художественному
слову. Сначала стишок или потешка прослушивается детьми. Впервые малыш может на
нее не отреагировать. Но после двух-трех прочтений радуется, узнает и пытается
делать то, о чем говорится в тексте. В последующем, ребенок берет на себя роль
соисполнителя, договаривая отдельные слова или оканчивая стихотворную фразу. И
только после этого, пытается прочесть педагогу, сверстнику, игрушке, маме
известные ему песенки, потешки, стихотворения.
·
Народные,
дидактические, хороводные игры с действиями. В процессе таких игр один ребенок
показывает движение, а остальные его повторяют. Особой популярностью пользуется
у малышей игра «Зеркало», «Зайка серенький сидит».
·
Игры-
инсценировки. Для этих игр используем дидактические игрушки. С помощью игрушки
создаются модели положительного и негативного поведения, познаются действия с
этой игрушкой, приобретаются практические навыки. Все это сопровождается речью.
Благодаря особому эмоциональному состоянию, ребенок становится разговорчивее, с
ним легче вступить в беседу.
·
Драматизации
активизируют словарный запас детей, совершенствуют грамматический строй речи.
Часто драматизации мы включаем в занятия по ознакомлению с художественной
литературой, при этом учим детей не только проговаривать текст, но и изображать
персонаж движением, мимикой, жестами.
·
Рассматривание
сюжетных картин и беседы по картинам. Дети учатся не только понимать сюжет, но
и выслушивать пояснения педагога, высказывать свои впечатления или суждения. Мы
используем картины: «Дети играют в кубики», «Спасаем мяч», «Зимой на прогулке»
и др.
·
Упражнения на
развитие речевого дыхания: «Подуй на чай, султанчик, бабочку», «Произнеси
протяжно, длительно». Внимание обращаем и на слитное произнесение звуков в звукоподражаниях
«ау», «уа».
·
Настольно-печатные
игры.
·
Пальчиковые
игры.
·
Беседы с
детьми, во время которых необязательно добиваемся четкого и ясного произношения
слов. Стараемся в беседе не поправлять детей, а учить их слушать, повторять,
имитируя речь воспитателя, усвоить смысл слов.
Несмотря на
работу педагогов группы по развитию речи необходимым условием полноценного
речевого развития является взаимодействие детского сада с семьей. Участие
родителей в речевом развитии ребенка начинается с момента прихода малыша в
детский сад. Уже на этом этапе в индивидуальных беседах с родителями мы
стараемся убедить их в том, что роль семьи в развитии речи малыша огромна.
Затем, на
родительских собраниях знакомим родителей с задачами речевого развития детей
раннего возраста, приглашаем узких специалистов: медиков и логопедов. Родителям
предоставлена информация по речевому развитию детей на папках-передвижках,
стендах, в библиотечке группы.
Промежуточная
диагностика (в середине года) показала, что малыши, ранее плохо владевшие
речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками.
Они рассказывают и в детском саду, и дома (по словам родителей) много потешек,
знакомых стихов, проявляют словотворчество, стали употреблять больше сложных
предложений, задают много вопросов «Где?», «Почему?», «Когда?».
Это
свидетельствует о том, что наша работа по развитию речи правильно и эффективно
влияет на развитие речи детей группы. На конец года мы планируем получить
результаты высокого речевого развития детей группы.
Источник
Тема: «Развитие речи детей раннего возраста».
По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
Я работаю воспитателем в первой младшей группе больше двадцати лет. В последние годы дети приходят чаще не говорящие, или их речевое развитие не соответствует возрасту. Хотя 2-3 ребёнка каждый год приходят с развитой речью. Причинами развития или недоразвития речи являются и наследственность и перенесенные заболевания и условия домашнего воспитания. Постепенно к концу учебного года при общении с педагогом и другими детьми крохи начинают говорить и общаться.
Для отслеживания динамики развития ребенка, его индивидуальных способностей мы используем методику Печора, Пантюхиной, Голубевой. Обследования проводятся в групповой игровой комнате в привычной для детей обстановке, основной метод пед. диагностики – наблюдение, в специально организованной, интересной для детей деятельности. Детям предлагаются игровые задания, упражнения, наблюдается самостоятельная деятельность детей. Данные наблюдения заносятся в индивидуальную карту развития, где фиксируются результаты. Данное обследование проводится два раза в год: в начале года и в конце.
На основании выделенных проблем, перед нами была поставлена следующая цель: способствовать развитию пассивной и активной речи детей. Мы определили этапы работы по развитию речи детей раннего возраста:
1 этап – накопление представлений об окружающем, введение слов в пассивный словарь;
2 этап – активизация слов в речи детей;
3 этап – Развитие фразовой речи детей.
На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными.
На первых занятиях читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке. Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка, используем тематическое лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и т.д., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре. По наблюдениям за игрой детей, выявлено, что часто сами дети дают подобные задания, например, играют дети с куклами, Ира просит плохо говорящего Диму принести чашку, блюдце, чайник. Дима в игре никогда не ошибался и приносил то, что надо.
Большое внимание на всех этапах уделяем развитию речевого дыхания и мелкой моторики детей. В группе и раздевалке вывешиваем:
- летом – подвешиваем на ниточках птичек, бабочек, цветочки;
- осенью – разноцветные листочки;
- зимой – снежинки, сделанные из салфеток или бумаги;
- весной – солнышки, капельки.
Детям нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на султанчики, вертушки; свистеть в дудочки.
Также для развития речевого дыхания применяем задания на протяжное и длительное произнесение звуков.
Используем игры с язычком: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: «ау», «уа», «аи», «оу» и т.д.
На втором этапе мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.
Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га- га» и т.д. Плохо говорящий Дима обожает повторять звукосочетания и после занятий. Используем рекомендации Л.П. Павловой по ознакомлению с окружающим.
На третьем этапе мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3 – 4 слов. С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с доброй интонацией, по взрослому, не используя детских слов. Применяем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы, Ира, Никита могут составить совместно с педагогом небольшой рассказ.
В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми.
Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираемся на прогулку или домой.
Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т.д.
Через интересные игры, занятия ребёнок учится общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного для раннего возраста периода – развитие речи детей.
В конце года были получены следующие результаты.
У 15 (75 %) обследуемых детей речевое развитие соответствует возрасту. Они стали во время игры и при общении со взрослыми и детьми обозначать свои действия словами и простыми предложениями, употреблять прилагательные и местоимения.
У 5 детей (25 %) речевое развитие превышает возрастную норму. Настя, Рома, Артем, Даниил пересказывают самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сказки, читают простые стихи.
То есть, результаты обследований показывают положительную динамику в развитии каждого ребенка. Видна положительная динамика в речевом развитии каждого ребенка. Дети стали больше общаться друг с другом и с взрослыми. Речь детей стала чище и полнее. Появился интерес детей к общению.
Результатами проделанной работы стали:
- Развитие активной речи детей.
- Появление в речи прилагательных, местоимений и наречий.
- Развитие мелкой моторики детей.
- Повышение интереса к общению со взрослыми и детьми.
- Повышение педагогического опыта и интереса родителей к развитию своих детей.
То есть, главным результатом нашей работы стало повышение уровня развития речи каждого ребенка.
Литература:
- Афанасьева И.П. Методические рекомендации маленькими шагами в большой мир знаний. – С.-П.: Детсво-Пресс, 2004.
- К.Белая «Занятия с малышами в детском саду», М., 2004.
- М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Начинаем говорить», С.-П., 2004.
- Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова «Педагогика детей раннего возраста», М. 2007.
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами. Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2003
- Груба Г.В., Сергеева Д.В., Терентьева Е.Ф. Методическое пособие к программе Кроха. Воспитание детей раннего возраста. – Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.
- О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница «День за днем говорим и растем», М., 2005
- О.Жукова «Ум на кончиках пальцев», М., 2006
- Г.М. Лямина «Развитие речи ребенка раннего возраста», М., 2005
- О.Новиковская «Ум на кончиках пальцев», М., 2006.
- Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», М ., 2005
- К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», Москва, 2004.
Источник