Скачать бесплатно лямина г м развитие ребенка

Скачать бесплатно лямина г м развитие ребенка thumbnail

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста».

По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.

      Я работаю воспитателем в первой младшей группе больше  двадцати лет. В последние годы дети приходят чаще не говорящие, или их речевое развитие не соответствует возрасту. Хотя 2-3 ребёнка каждый год приходят с развитой речью. Причинами развития или недоразвития речи являются и наследственность и перенесенные заболевания и условия домашнего воспитания.  Постепенно к концу учебного года при общении с педагогом и другими детьми крохи начинают говорить и общаться.

      Для отслеживания динамики развития ребенка, его индивидуальных способностей мы используем методику Печора, Пантюхиной, Голубевой. Обследования проводятся  в групповой игровой комнате в привычной для детей обстановке, основной метод пед. диагностики – наблюдение, в специально организованной, интересной для детей деятельности.  Детям предлагаются игровые задания, упражнения, наблюдается самостоятельная деятельность детей. Данные наблюдения заносятся в индивидуальную карту развития, где фиксируются результаты. Данное обследование проводится два раза в год: в начале года и в конце.

      На основании выделенных проблем, перед нами была поставлена   следующая  цель: способствовать  развитию пассивной и активной  речи детей.  Мы определили  этапы работы по развитию речи детей раннего возраста:  

1 этап –  накопление  представлений об окружающем, введение слов в пассивный словарь;

2 этап – активизация слов в речи детей;

3 этап – Развитие фразовой речи детей.

На первом этапе  мы знакомим детей  с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными.

       На первых занятиях читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке.  Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка, используем тематическое лото с изображением игрушек,  животных, мебели, посуды и т.д., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре. По наблюдениям за игрой детей, выявлено, что часто сами дети дают подобные задания, например, играют  дети с куклами, Ира просит плохо говорящего Диму  принести чашку, блюдце, чайник. Дима в игре никогда не ошибался и приносил то, что надо.

         Большое внимание на всех этапах уделяем развитию речевого дыхания  и мелкой моторики детей. В группе и раздевалке вывешиваем:

  • летом – подвешиваем на ниточках птичек, бабочек, цветочки;  
  • осенью –  разноцветные  листочки;  
  • зимой – снежинки, сделанные из салфеток или бумаги;
  • весной – солнышки, капельки.

       Детям нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на  султанчики, вертушки; свистеть в дудочки.

        Также для развития речевого дыхания применяем задания на протяжное и длительное произнесение звуков.    

       Используем игры с язычком: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: «ау», «уа», «аи», «оу» и т.д.

          На втором этапе  мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.

        Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей  к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.  Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га-  га» и т.д. Плохо говорящий Дима обожает повторять звукосочетания и после занятий. Используем рекомендации Л.П. Павловой  по ознакомлению с окружающим.

         На третьем  этапе  мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3 – 4 слов.  С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с доброй интонацией, по взрослому, не используя детских слов. Применяем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание  картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы,  Ира, Никита могут составить совместно с педагогом небольшой рассказ.

       В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми.

Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираемся  на прогулку или домой.

   Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т.д.

Читайте также:  Индивидуальная оценка физического развития ребенка

 Через интересные игры, занятия ребёнок учится общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более   постигает содержание сензитивного  для раннего возраста  периода – развитие  речи детей.

       В конце года  были получены следующие результаты.  

        У  15 (75 %) обследуемых детей речевое развитие соответствует возрасту. Они стали во время игры  и при общении со взрослыми и детьми обозначать свои действия словами и простыми предложениями, употреблять прилагательные и местоимения.

      У 5 детей (25 %) речевое развитие превышает возрастную норму.  Настя,  Рома, Артем, Даниил пересказывают самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сказки, читают простые стихи.

        То есть, результаты обследований показывают положительную динамику в развитии каждого ребенка. Видна положительная динамика в речевом развитии каждого ребенка. Дети стали больше общаться друг с другом и с взрослыми. Речь детей стала чище и полнее. Появился интерес детей к общению.  

Результатами  проделанной работы стали:

  1. Развитие  активной речи детей.
  2. Появление в речи прилагательных, местоимений и наречий.
  3.  Развитие мелкой моторики детей.
  4. Повышение интереса к общению со взрослыми и детьми.
  5. Повышение педагогического опыта и интереса родителей к развитию своих детей.

То есть, главным результатом нашей работы стало повышение уровня развития речи каждого ребенка.

Литература:

  1. Афанасьева И.П. Методические рекомендации маленькими шагами в большой мир знаний. – С.-П.: Детсво-Пресс, 2004.
  2. К.Белая «Занятия с малышами в детском саду», М., 2004.
  3. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Начинаем говорить», С.-П., 2004.
  4. Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова «Педагогика детей раннего возраста», М. 2007.
  5. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами. Игры и упражнения для детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2003
  6. Груба Г.В., Сергеева Д.В., Терентьева Е.Ф. Методическое пособие к программе Кроха. Воспитание детей раннего возраста. – Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.
  7. О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница «День за днем говорим и растем», М., 2005
  8. О.Жукова «Ум на кончиках пальцев», М., 2006
  9. Г.М. Лямина «Развитие речи ребенка раннего возраста», М., 2005
  10. О.Новиковская «Ум на кончиках пальцев», М., 2006.
  11. Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», М ., 2005
  12. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», Москва, 2004.

Источник

Светлана Николаевна Теплюк, Галина Михайловна Лямина, Мария Борисовна Зацепина

Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми от рождения до 2 лет

Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Программа «Развитие детей раннего возраста в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Авторы:

С. Н. Теплюк;

Г. М. Лямина («Особенности развития детей раннего возраста»);

М. Б. Зацепина («Музыкальное воспитание», «Игры-развлечения», «Музыкальные игры, развлечения и праздники»).

Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

«Программа» рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для учреждений дошкольного образования.

К «Программе» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2007), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Более подробные методические руководства к «Программе» содержатся в методических пособиях: Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Зацепина М. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез) и др.

Пособие «Дети раннего возраста в детском саду» продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего возраста. В каждой возрастной группе определены общие и специальные задачи их развития, представлены способы их решения.

Читайте также:  Развитие ребенка в онтогенезе по месяцам

Программа

Особенности развития детей раннего возраста

Первая группа детей раннего возраста (от рождения до одного года)

Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Но педагогические воздействия достигнут цели лишь в случае знания особенностей его развития.

Этот период жизни ребенка отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и даже социального развития.

Средний вес (масса тела) при рождении 3200–3400 г. К 5–6 месяцам он удваивается, а к году утраивается. Средний рост ребенка при рождении 50–52 см, к году малыш подрастает на 20–25 см.

Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рождения. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «научается» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать и с аппетитом съедать полагающуюся ему норму питания в отведенное для этого по режиму дня время. Иначе говоря, уже в этот период закладывается основа здорового образа жизни.

В течение дня сон ребенка несколько раз чередуется с периодами активного бодрствования. Длительность каждого из них постепенно, но достаточно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5–4 часов. Для сравнения напомним, что в последующие 6 лет она возрастает всего на 2–2,5 часа. Это свидетельствует о совершенствовании процессов высшей нервной деятельности и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от переутомления.

Умение активно бодрствовать – основа для развития движений, восприятия речи и общения с окружающими.

Новорожденный беспомощен. Он не может даже подтянуться к источнику питания – материнской груди. А уже в 7–8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и сохранять эту позу, занимаясь игрушкой. К году он самостоятельно ходит.

Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка в первый год жизни особенно заметно проявляются при освоении основных движений. В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развивается зрение и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4–5 месяцев). И, наконец, вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе полугодие).

Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значительно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш учится сосредоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5–5 месяцев (как показали эксперименты) дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.

В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые звуки (гы, кхы), в 4–5 месяцев он певуче гулит (а-а-а), что очень важно для развития речевого дыхания. Потом начинает лепетать, то есть произносить слоги, из которых позже образуются первые слова.

На примере первых предречевых реакций можно также проследить взаимосвязь разных сторон развития. Голосовые реакции, лежащие в основе развития речи, возникают исключительно на фоне положительного эмоционального состояния, сопровождаемого оживленными движениями рук и ног, то есть проявляются в форме «комплекса оживления».

К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания (до 30–50 слов), и ребенок начинает пользоваться несколькими простыми словами. Речевое обращение взрослого к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие. «Социализация» тоже идет по разным направлениям. Даже 2-3-месячные дети, лежа рядом в манеже, радуются друг другу, с интересом рассматривают соседа. Малыши, особенно на втором полугодии, ярко проявляют разное отношение ко взрослым: близким радуются, чужих настороженно рассматривают, прежде чем подпустить к себе. Нельзя упускать и возможность формирования на первом году инициативных обращений (звуками, улыбкой, движениями) к близким взрослым.

Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве (манеж, комната): двигаться навстречу окликающему его взрослому, к заинтересовавшему предмету.

Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5–6 месяцев удерживает бутылочку, к концу года держит чашечку, когда пьет кефир, стягивает шапку, носки, подает по просьбе взрослого предметы одежды.

Основные умения к концу первого года жизни: ребенок осваивает ходьбу в ближайшем пространстве, начинает использовать по назначению отдельные предметы и игрушки. Выполняет простые просьбы и понимает объяснения. В нужной ситуации может использовать простые слова (до 8-10). Испытывает потребность в эмоциональном и в объектно направленном общении со взрослым.

Читайте также:  Анализ развития ребенка с дцп

Вторая группа детей раннего возраста (от одного года до двух лет)

В этом возрасте ежемесячная прибавка в весе составляет 200–250 граммов, а в росте 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3–4 часа, двух лет – 4–5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2010. В книге раскрываются закономерности и особенности речевого развития детей от рождения до трех лет жизни, а также излагаются общие условия и методы развития каждой из сторон их речи. В пособии сформулированы требования к занятиям по развитию речи ребенка раннего возраста, приведены их примеры. В Приложении дается практический материал для проведения занятий и досуга детей: литературно-речевые материалы, дидактические игры для детей 3-4 лет, песенки и музыкальные игры для маленьких, сценарии детских праздников.

Картинка 15 из презентации «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рекомендательный список ресурсов Составитель, заведующий медиацентром МБУ ГЦОКО Туманцева С.В»

Размеры: 85 х 130 пикселей, формат: jpg.
Чтобы бесплатно скачать картинку для урока дошкольного образования щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рекомендательный список ресурсов Составитель, заведующий медиацентром МБУ ГЦОКО Туманцева С.В.ppt»
целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива – 813 КБ.

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему картинки

«Самостоятельные части речи» – Распределение по группа: Проект рассчитан на две недели. Представление результатов исследования: Глагол Прилагательное Причастие. Основной вопрос нашего проекта: Может ли самостоятельное быть без служебного? Продолжительность проекта: Мы будем изучать следующие самостоятельные части речи: Дидактические цели проекта:

«Речь на уроках» – …Школьные стенгазеты… …Ребята работают на уроке… …Ребята общаются на перемене… …На переменах, разговаривая по мобильному телефону… Речь в школе. …На уроках информатики, используя компьютер… …Школьное расписание… … Получают информацию… Ответы на уроке. …Время работы школьной библиотеки…

«Части речи 4 класс» – Словарная работа. Постоянные признаки -лицо -число -род (в 3лице единственного числа). Чистописание. Озаглавить. Глагол. Видит ива, как ходят в реке стаи рыб и раскрываются кувшинки. Предлог Союз Междометие. Имя существительное. Местоимение. Физминутка. Весной иву называют вербой. Ребята прибегают к вербе, срезают ветки.

«Части речи урок» – Зимний пейзаж… Солнце Дед Мороз Снеговик Морковка. Игра «Вспомни по опорным словам». Какая бывает речь? Чувство 3. Какие слова не являются глаголами? а). Части речи, изучаемые на уроке. Распределение по частям речи. Одинаковое ли значение имеют слова? Тест. При помощи чего люди общаются с людьми? Из чего состоит наша речь?

«Проекты по развитию речи» – Правила переписки по электронной почте. Основные виды языковых норм: орфоэпическая, лексическая, грамматическая. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство. Проект включает в себя три периода: Подготовительный; Основной; Заключительный. Язык и речь, функции языка. И скоро я снова обрету все, что имел.

«Части речи 3 класс» – Глагол: бегу, писать, вошёл, прочитаю. 1.Часть речи 2.Действие предмета 3.Что делать? Что сделать? 4.Главным. Местоимение. Я разбила слова на группы. Глагол. Существительное: дом, бег, небо, ученик. 1.Часть речи 2.Предмет 3.Кто? Будь внимателен при выборе ответа. Имя существительное. Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Проверь себя Литература.

Развитие ребенка

19 презентаций о развитии ребенка

Источник