Сюжетно ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками
Татьяна Самборецкая
Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста»
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
В настоящее время проблема развития навыков общениястоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто – либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.
Актуальность изучения игры и ее роли в развитии общения детей дошкольного возраста определяется особенностями игровой деятельности детей, значимыми для разработки адекватной стратегии педагогического сопровождения развития ребенка-дошкольника средствами игры как ведущей для данного возраста деятельности. Игра для дошкольника является универсальной формой деятельности, в которой происходят основные изменения в психике. В игре определяются отношения ребенка с окружающими людьми, происходит подготовка к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
На первом этапе была изучена литература о роли сюжетно-ролевой игры в развитии навыков общения у детей дошкольного возраста, что помогло мне выстроить собственную работу по развитию навыков общения детей через игровую деятельность. В ежедневной работе с детьми своей группы я обязательно использую игры. Ознакомилась с особенностям общения детей дошкольного возраста в работах отечественных педагогов и психологов М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Б. Добрович и др. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой и др.
Работа по данной теме началась с диагностики детей и анкетирования родителей. Было отмечено, что не все дети проявляют умения организовать общение, то есть умение слушать собеседника, сопереживать друг другу, различать эмоциональное состояние сверстника, слабо развито так же знание норм и правил поведения при общении. Все это проявлялось в частых конфликтах между детьми.
Поставлена цель – развитие навыков общения детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи:
• развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
• воспитывать позитивное отношение друг к другу;
• развивать умение взаимодействовать;
• формировать умение распознавать эмоции других, сопереживать, владеть своими чувствами, выражать свои потребности с помощью вербальных средств;
• с помощью игры донести до детей знания о нормах и правилах в общении со сверстниками и взрослыми.
Основные цели и задачи, которые я выполняла при проведении сюжетно – ролевых игр: развивать умения ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения.
В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-ролевой игры детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию сюжетно – ролевых игр.
В группе для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствовали проводимые экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия с детьми становились содержанием предварительной работы, которая подготавливала детей к игре. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я проводила наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д.
В начале были выбраны более простые по содержанию игры такие как «Угостим подружек чаем», «Уложим кукол спать», «День рождения Степашки», «Кукла Катя заболела», «Купание куклы» и т. д. Это игры с куклами и кукольными персонажами. Их я использовала как средство наглядного примера каких- либо действий. Эти игры не продолжительны по времени и позволили мне создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со сверстниками, положительное отношение друг к другу. Особое внимание уделялось детям, у которых отмечалось не желание вступать в контакт.
Затем я проводила игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми («В гости в Калсону», «Строим дом для Мишки», «Принимаем гостей»). Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь я уже не использовали куклы и другие игрушки, а дети принимали роли на себя, таким образом, дети были включены в прямое, направленное друг на друга, общение. Детям данного возраста свойственна подражательность, поэтому роль воспитателя заключалась в показе действий, эмоций, объяснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета). Особое внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу, взрослому; как благодарить за оказанную услугу. Так же уделялось внимание таким моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.
На протяжении всей работы отмечалось активное включение детей в игру, контакты стали более продолжительными и устойчивыми, дети начали самостоятельно включаться в игру, развивать сюжет, выбирать необходимые атрибуты. Взаимоотношения стали менее конфликтны, наблюдалось стремление следовать правилам и требованиям в игре. Кроме того,наблюдалась положительная динамика в повседневной жизни: дети стали обращаться к взрослым на «вы», употреблять в речи такие слова как «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», отношения со сверстниками стали более доброжелательными.
Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка. Мною был разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам игровой деятельности дошкольников – «Ребенок и его игрушки», «Играйте вместе с детьми», «Роль игры в развитии ребенка и участие родителей в организации игры», беседы, оформление папок передвижек, привлечение к участию в досугах и развлечениях, помощь в изготовлении атрибутов для игр. Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.
Игровая деятельность является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком. Постоянный акцент на положительные поступки, добрые дела помогают формировать у детей позитивное отношение к миру, добрые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, что является одной из задач ФГОС ДО.
Свой опыт работы представила на педагогическом совете, родительском собрании. Для педагогов ДОУ показала открытый просмотр сюжетно-ролевую игру «Купание куклы Маши».
Работа по развитию навыков общения средствами сюжетно-ролевой игры будет продолжена и далее. Совместно с родителями будут организовываться родительские собрания, дни открытых дверей, консультаций. В беседах будем предлагать родителям примеры игр направленных на развитие навыков общения доступных для детей дошкольного, это своего рода домашние задание.
Список литературы:
1. Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 384 с.
2. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте:учебное пособие – СПб: Питер, 2008. – 272 с.
3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. № 6. С. 62 – 68.
4. Галигузова, Л. Н., Смирнова, Е. О. Ступени общения: от года до шести. – М.: Просвещение, 1996. – 160с.
5. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение – М.: Педагогика, 1975. – 111 с.
6. Калиниченко, А. В. [и др. ] Организация игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
7. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению.: популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
8. Краснощёкова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 251с.
9. Карабанова, О. А. [и др. ] Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
10. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка – М.: Педагогика, 1997. – 384с.
11. Лисина, М. И. Развитие общения дошкольников со сверстниками -М.: Педагогика, 1989. – 239 с.
12. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения – М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность.- М: Педагогика, 1975. – 265 с.
14. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96с.
15. Михайленко, Н. Я. Короткова, Н. А. Как играть с ребенком: пособие для воспитателя. – М.: Гном, 1990. – 160 с.
16. Менджерицкая, Д. В.Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
Источник
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать
только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано.
Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и
эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются. Вначале
развития ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми (родителями). Затем
круг его общения постепенно расширяется – в его мире появляются незнакомые люди.
Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе
приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Ведущую роль в
накоплении этого опыта играет взрослый, передающий ребенку свои знания и
мудрость. Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только с
взрослыми; у него появляется, а затем все более усиливается стремление к общению
с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками составляет вторую сферу
контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и
они сами это остро ощущают и всячески выражают.
В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) малыш получает основные уроки
взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируется его представления
о себе и собственных возможностях. Неумение ребенка организовать общение может
спровоцировать личностные и поведенческие нарушения. К проблеме детского
неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались
многие отечественные исследователи. А.С. Залужный дал классификацию социального
взаимодействия и взаимоотношений детей и указал на существующие трудности в них.
Детьми дошкольного возраста специально занимался В.Н.Мясищев, один из
методологов исследований “грудного” детства. Подчеркивая, что личность
формируется в коллективе, он утверждал, что ее развитие и воспитание – вопрос
организации взаимоотношений с коллективом.
Интерес к исследованию вопросов детского неблагополучия находит отражение в
работе А.И.Анжаровой. Наряду с вопросами дружбы и товарищества она изучала
некоторые трудности в отношениях детей, и в первую очередь явления детской
замкнутости, в основе которой, по мнению А.И.Анжеровой лежат глубокие нарушения
процесса общения Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со
сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписанными
законами и правилами. Он не умеет “говорить” со сверстниками на их языке и,
естественно, отторгается ими. С
возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и в характере.
Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь
агрессивным, либо может “уйти в себя”, замкнуться.. Общение остается источником
психического развития ребенка. Только в процессе общения ребенок может освоить
человеческую речь, которая сама становится важнейшим средством общения и играет
огромную роль в деятельности ребенка и в познании им окружающего мира. Психолог
Шибутани Т. утверждает, что отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками
притупляет способность понимания других людей.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а
общение становится ее частью и условием. Общение ребенка со сверстниками
осуществляется в игре и по поводу игры.
В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают
свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей друг с другом
возникают цели, которые непременно следует выполнять.
Этого требуют сами условия игры. Ребенок учится благодаря включению в игру
сосредоточению на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании
разыгрываемых действий и сюжетов. Если ребенок не готов или не хочет быть
внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не
считается с условием игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в
общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к
целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков
общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности
осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с
действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к
рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.
Содержанием сюжетной игры у старших дошкольников ставится подчинение
правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно
придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного
поведения, дети устремляют внимание на то, что “бывает”. Поэтому они спорят о
том, что бывает и что не бывает: “Мамы так не делают!”, “Разве доктор так
обращается с больным?” и т. п.
Таким образом, развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более
глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.
В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые
отношения отражают взаимоотношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения –
это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они
могут договариваться о сюжете, о распределении ролей, обсуждать возникающие в
ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности развивается общение:
игра требует от ребенка таких качеств, как инициатива, общительность,
способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы
устанавливать и поддерживать общение.
Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой
деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры
ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на
практике усваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам,
приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В
самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие
согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам,
умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений.
Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не
считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок
открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому
он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от
других детей.
Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных
отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого
ребенка старшего возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он
старается соответствовать ожиданиям играющих.
“Я больше не буду!” – заявление, содержащее понимание своей вины перед
сверстниками и обещание не поступать плохо по отношению к другим.
Ребенок, конечно же, нарушает свое обещания, ведь он так эмоционален, но он
обещает искренне. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко
переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, –
симпатию, сочувствие, уважение и др.
Ребенок, отстающий в сообразительности, плохо владеющий нужными для игры
действиями, отличающийся медлительностью, также вызывает раздражение
сверстников. С таким трудно договориться, он постоянно нарушает правила, по его
вине расстраивается игра. Таким ребенком, в конце концов, пренебрегают, и он
попадает в число непринятых.
Капризули, плаксы, агрессивные, все те, кто не в состоянии доиграть до
естественного конца сюжета, и другие дети, которые затрудняют нормальные игровые
отношения, становятся непринятыми сверстниками. Они – источник конфликтов и
напряжений. Они – источник эмоционального дискомфорта. Сверстники не хотят с
ними связываться.
Игровые отношения – суровые отношения по правилам. Только опрятный, смышленый
и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться и будет ими
принят. Взрослый должен внимательно исследовать причины, по которым дети
отвергают сверстника. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у
детей неприязнь, как инее опрятный или новенький. Тихий или плаксивый может
вызывать желание не принимать его в игру. От душевных качеств взрослого зависит,
будут ли дети способны к сопереживанию, состраданию и великодушию. Развитие
личности ребенка будет неполным, если ребенком не движет потребность быть
признанным.[1]
Наш детский сад работает по программе “Развитие” Авторы этой программы
основное внимание обращают на интеллектуальное развитие ребенка, на умение
сотрудничать детей с друг с другом, но я обнаружила, что дети в большинстве
случаев не могут сотрудничать и взаимодействовать между собой. Мной проводилось
обследование сюжетно-ролевой игры в конце средней группы. Обследование
проводилось по следующим компонентам игры: замысел, содержание, сюжет, ролевые
действия, взаимодействия в игре.
Обследование показало, что по уровню взаимодействия детей в игре некоторые
дети оказались на низком уровне – 20% .
Причины:
1. Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения
или неумение организовать общение, совместную деятельность).
2. Отсутствие у ребенка потребности в общении.
Частые болезни ребенка.
Нерегулярное посещение детского сада.
Чтобы обеспечить ребенку оптимальные условия для развития индивидуальности,
необходимо уметь дифференцировать источники его трудностей. Диагностика всегда
имеет двойную направленность, а определение уже сложившейся картины развития
и на выявления причин неблагополучия. Например, определяя характер сложившихся
межличностных отношений ребенка со сверстниками, мы обязательно анализируем их
причины (особенности семейной ситуации, неумение построить общение, личностные
проблемы и т. д.), с тем, чтобы затем разработать стратегию
коррекционно-развивающей работы. Поэтому зачастую необходимо комплексное
диагностическое обследование тех или иных аспектов развития ребенка
В старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные
отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более
предпочитаемы для большинства детей, а другие менее. От того, как
складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий
путь его личностного и социального развития.
Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в
психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить
взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтение детей. В этих методиках
ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и
непредпочитаемых членов своей группы.
Мною была проведена социометрия “Капитан корабля” (Приложение
1),предложенная психологами Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой в
начале учебного года [2], которая показала, что в группе есть дети, игнорируемые
4% и отвергаемые 16%. Это дети, которые пассивны к игре, неуверенные в себе,
несдержанные, конфликтные и немного агрессивны. Кроме социометрии был
использован – метод наблюдения. На каждого испытуемого заводится
протокол, в котором по приведенной схеме (Приложение 2)
отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности. Этот метод
позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых,
интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.
При наблюдении я обращала внимание на следующие показатели поведения детей:
инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий
эмоциональный фон.
Проанализировав полученные данные, я пришла к выводу, что метод наблюдения
подтвердил результаты социометрии. Дети попали в группы отверженных и
игнорируемых в результате их низкого уровня развития навыков общения (незнание
способов общения, неумение организовать общение, совместную деятельность).
На основании проведенной комплексной диагностики, мной был составлен
коррекционно-развивающий проект по развитию у детей навыков коммуникативного
общения через сюжетно-ролевую игру (Приложение 3).
Цель проекта: Развить у детей коммуникативные навыки общения через
сюжетно-ролевую игру.
Образовательные области:
- “социализация” – приобщение к элементарным общепринятым нормам и
правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - “труд” – формирование первичных представлений о труде взрослых;
- “познание” – формирование целостной картины мира, расширение кругозора
детей; - “коммуникация” – развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Задачи: Образовательные:
- Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с
другом., несмотря на разницу желаний и возможностей. - Дать детям представление о необходимости сотрудничать и сопереживать,
проявлять заботу и внимание в отношениях друг другу. - Познакомить детей с миром различных профессий, учить их различать и
познакомить с их особенностями.
Развивающие:
- Развивать умение самостоятельно организовываться в группы для общей
игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с
участниками игры. - Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению
ролевых взаимоотношений.
Воспитательные:
- Воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры,
привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм, радоваться их
успехам. - Воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения.
Ожидаемые результаты
- Научатся применять полученные навыки общения в игровых и жизненных
ситуациях. - Научатся адекватно оценивать поведение других детей и свое собственное
поведение. - Воспитают уверенность в себе, инициативность, разовьют игровые интересы
и на этой основе расширят общение с товарищами. - Воспитают в себе потребность в общении со сверстниками.
- Смогут находить подход к детям в игре.
После проведенной работы в конце учебного года была проведена повторная
диагностика, социометрия “Капитан корабля” и метод наблюдения за
игрой, которая показала,что в группе нет больше отверженных и
игнорируемых детей. Сравнивая результаты двух диагностик (начальной и конечной),
мы видим, что длительная сюжетно-ролевая игра явилась тем универсальным
средством, с помощью которого дети смогли стать членами игрового коллектива,
перестроить свои взаимоотношения со сверстниками. Богаче стал ролевой репертуар
детей, возросла их инициатива. Шире стал и круг общения. Ребята научились
адекватно оценивать поведения других детей и свое собственное. Мы заметили, что
такие меры воздействия на детей, как порицание и наказание, исключение из
деятельности, ведут к усугублению негативизма и скованности детей и потому
педагогически нецелесообразны.
Важное место в моей работе занимает педагогическое воздействие на детский
коллектив с целью изменения отношения сверстников к ребенку. Доброжелательность,
доверие коллектива к ребенку поддерживают в нем чувство собственного
достоинства, окрыляют его. Показателями эффективности данных педагогических
воздействий может служить возрастание интереса ребенка к участию в коллективных
играх, повышение индивидуального уровня игры, появление у него хороших друзей.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования
положительных навыков общения ребенка со сверстниками.
Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре –
непременное условие коррекционной работы.
Литература.
- Доронова Т.Н., Карабанова О.А. “Игра в дошкольном возрасте”-2002..
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. “Межличностные отношения дошкольников
диагностика, проблемы, коррекция” – М., 2003.
Источник