Сюжетно ролевая игра в коррекции психического развития ребенка

Сюжетно ролевая игра в коррекции психического развития ребенка thumbnail

Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции психических процессов и речи

  Смолина А.Ю., воспитатель

 МБДОУ «Детский сад  компенсирующего вида №38»

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. В ней формируются взаимоотношения детей, развивается творчество, фантазия, воображение. Для детей с задержкой психического развития, посещающих наш специализированный детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических и речевых процессов,  обеспечивающих гармоничное развитие личности в целом.  

Каждый год в наш детский сад приходят разные дети. Они имеют стойкие трудности в общении, обусловленные недоразвитием функций эмоционально – волевой регуляции речи, психических процессов (памяти, восприятия, мышления, самоконтроля), их интересы однообразны. Для них характерна познавательная пассивность, нарушена общедвигательная и мелкая моторика.

Главным средством для решения этих проблем я определила сюжетно – ролевую игру.

Для педагогической оценки мною были использованы следующие методы уровня сформированности игровых действий у воспитанников:

  1. Наблюдение за игрой детей в группе.
  2. Беседы с детьми.
  3. Занятия (познавательное развитие)
  4. Упражнения.
  5. Игры с детьми.

Наблюдения за поведением детей в естественных условиях их жизни в детском саду носили систематический характер.

Наблюдая, обращала внимание на речевые высказывания детей, их словарь, умение контактировать с детьми, развивать и поддерживать сюжет игры. Играя и беседуя с детьми, я отметила, что дети самостоятельно не могут организовать игру, договориться о совместных действиях, распределить роли. Поэтому возникают конфликтные ситуации и ссоры.        

   Для определения уровня сформированности игровых умений  и навыков у воспитанников старшей группы на  сентябрь 2011 года  были взяты задачи программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» авторы С.Г. Шевченко, Р.Д.Триггер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова.

Уровни сформированности игровых умений и навыков  отслеживались по следующим критериям:

– игра с куклой: одеть, раздеть, накормить, укладывать спать и т.п.

– игра с кукольной посудой: мыть посуду, расставлять приборы для гостей, расставлять посуду в шкаф;

– игра с бытовой техникой: включать, выключать пылесос, чистить мебель, шить на швейной машинке т. п.

– игровые действия с предметами заместителями;

– совместная игра (3 – 4 человека) при исполнении воспитателем главной роли;

Оценка осуществлялась по 3 уровням:

1 – низкий:  игровые умения и навыки не соответствуют критерию, ребенок справляется с помощью взрослого;

2 – средний:  игровые умения и навыки частично соответствуют критерию, ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого;

3 – высокий:  игровые умения и навыки полностью соответствуют критерию, ребенок самостоятельно справляется с заданием.

 На начало 2011- 2012  учебного года наблюдались следующие результаты:

Низкий уровень – у 10 детей;    (76,9%)

Средний уровень – у 3 детей;    (23%)

Высокий уровень –  нет детей;  (0%)

Исходя из выше изложенного, я поставила перед собой цель:

Учить детей с задержкой психического развития совместной игре, умению развивать сюжет, выполнять определенную роль.

Для решения этой цели я наметила следующие задачи:

  1. Учить детей развивать сюжет знакомой игры, брать на себя роль.
  2. Использовать предметы – заместители в игре.
  3. Формировать совместную игру (4 – 5 детей) при исполнении главной роли ребенком – лидером.

Для реализации задач программы развития игровой деятельности совместно с учителем – дефектологом  был разработан творческий план.

В нем отражены темы  «Ребенок и труд взрослых»,  «Ребенок и сверстники», «Создание предметно – развивающей среды», а также разработано планирование сюжетно – ролевых игр на год  «Дом», «Больница», «Моряки», «Автобус», «Магазин», «Библиотека» т.д.

Для каждой темы игры были определены цели и содержание.

Например:

Цель игры «Строитель»: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с правилами игры.

В процессе  обучения сюжетно – ролевой игре возникли трудности:

1. Неразвитость произвольности в поведении детей. Основная трудность состояла в том, что дети не могли  развивать сюжет знакомой игры, играть небольшими группами (4 – 5 человек). На начальном этапе обучения сюжетно – ролевой игре брала на себя исполнение главной роли. Сначала обыгрывалась часть сюжетно – ролевой игры. При последующим усложнении содержания игры  мною был использован  методический прием организации взаимодействия детей в игре. Суть методики в том, что осуществляется скрытое управление игрой. Я брала на себя особую роль «диспетчера», которая принимается самими детьми и отсутствует в тех наборах ролей, которые разыгрываются. В играх семейно – романтического плана в «королевство», «дочки – матери» и др. я могла   принять на себя роль волшебницы или феи. Это  позволило мне, не участвуя в процессе игры, в любой момент включиться в неё на некоторое время. Оказав в игре необходимую поддержку, снова выйти из нее до того момента, когда детям вновь потребуется моя помощь.

2. Неумение  детей понять субординацию ролей и правильно построить ролевое взаимодействие. С помощью  считалок выбирали исполнителя главной роли, который  знакомил с набором ролей в игре. Например: «Капитан, ваша команда готова к отплытию? Назовите, кто еще входит в вашу команду?» ребенок называет роли. Оценивая игры, отмечала положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли.

3. Обедненная речь. Решая задачу, побуждала воспитанников употреблять в речи наиболее точное, подходящее слово в той или иной ситуации. Для этого использовала прямые и подсказывающие вопросы, упражнения на образование сложных слов (ярко – красный), дидактические игры «Кто больше увидит и назовет», «Угадай, что у меня», разучивание песен, стихов, считалок. Закрепление, уточнение словаря происходило путем многократного, отчетливого повторения слов для их запоминания.

4. Низкий уровень навыков практической деятельности. Путем познавательных занятий, бесед, чтения рассказов, стихотворений С.Я Маршак  «Откуда стол пришел», В.В Маяковский «Кем быть», экскурсий в краеведческий музей «Быт людей», на  станцию юных натуралистов, в «Музей природы», в библиотеку, тем самым расширяла знания детей о трудовой и социальной жизни людей, обогащала и развивала словарный запас.

Читайте также:  Обследование общего и речевого развития ребенка

5.Неразвитость отношений между детьми. Для развития у детей дружеских отношений, взаимовыручки, сопереживания были прочитаны рассказы В.Н. Дурова «Очень важный разговор», Б. Житкова «На льдине», сказки В. Сутеева «Под грибом», В.Осеевой «Волшебное слово». Но встречались такие ситуации, что тихого, спокойного ребенка дети не воспринимают и не берут в игру, тогда применяла  методический прием «диспетчер» –  «Капитан, впереди необитаемый остров, на нем потерпевший кораблекрушение, просьба его забрать!» Это позволяло игрокам строить ответные действия соответственно ситуации.

6.  Отсутствие единства педагогических воздействий дошкольного учреждения, семьи и социума. С родителями были проведены консультации «Как играть с ребенком», «Сюжетно – ролевая игра как источник познания социальной жизни людей». Благодаря родителям в группе была создана предметно –  развивающая среда (приобретены тематические игрушки, сшиты халаты, шапочки для игры «Больница», накидки для «Парикмахерской», изготовлены руль и штурвал для игр «Моряки», «Автобус»). В сюжетно – ролевых играх у детей формировались все психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие), развивались такие качества, как самоконтроль и выдержанность.

 Развивая устойчивый интерес к игре, предложила детям создать своими руками некоторые атрибуты для игр (макеты автомобилей, хлебобулочные изделия, посуду из папье-маше). Вся проводимая работа на май 2012 года привела к следующим результатам:

Низкий уровень сформированности игровых умений и навыков – у 2 детей, (15%)

Средний уровень – у 5 детей,  (38%)

Высокий уровень – у 6 детей,  (47%)

Результатом проделанной работы является то, что у детей расширился и активизировался словарный запас, улучшились, образное мышление, память, произвольное поведение и целенаправленность действий, расширились знания об окружающем мире, появились чувство коллективизма и ответственности друг за друга.

 В настоящее время дети могут договориться о совместной  игре, распределить роли, используя считалки, соблюдают правила поведения, проявляют инициативность, могут вести игровой диалог. Участие детей в сюжетно – ролевой игре доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Источник

Венера Павленко
Значение сюжетно-ролевых игр в коррекции детей с ЗПР

Игра – важнейший компонент развития ребенка. Она так же необходима для его развития – как воздух для дыхания.

Игра может быть как очень полезной и развивающей – так и вредной и тормозящей развитие. Все зависит от ее содержания и организации

Ведь что такое игра? Это моделирование ситуаций и сценариев реальной жизни. Порой своеобразное. Порой фантастическое. Но игра – это отражение реальности.

Порой для самоуспокоения родителям хватает наблюдения, что ребенок занят игровой деятельностью и ведет себя относительно спокойно. Это одна из самых серьезных родительских ошибок. Но ведь так же себя вели наши родители, скажете вы. И будете абсолютно правы. Наши папы, мамы, бабушки и даже прабабушки, реагировали так же. Вот только времена изменились.

Раньше вместе играли дети всех возрастов. В силу многодетности семей и ограниченности вариантов развлечений. Старшие задавали тон и содержание игр. Порой шкодливое. Но адекватное действительности. Младшие – перенимали нормы и правила, в свою очередь, с возрастом, передавая их. Сейчас – этой преемственности нет. А обилие виртуальных развлечений зашкаливает. И ребенок, не имея оценочной шкалы, начинает моделировать в игре любую получаемую информацию. Закреплять в игровой деятельности, как положительные, так и негативные модели и состояния.

Эта ситуация возникла не сейчас. И не внезапно. Я хочу зачитать вам слова педагога с мировым именем,Константина Дмитриевича Ушинского: «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни – отражение часто отрывочное, странное. У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. …Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни»

Самый главный совет,который я хотела бы дать всем родителям: хотя бы пару раз в день, несколько минут наблюдайте за игрой своего ребенка. И вам раскроется его внутренний мир. Его проблемы и потребности. То, что он никогда не скажет вам прямо.

И второй по важности совет: как можно чаще играйте с ребенком. Задавая ему правильные игровые модели и адекватные эмоциональные состояния. Приучая его к социальному взаимодействию и работе в команде. Это необходимо любому ребенку. И критически необходимо ребенку с задержкой психического развития.

Ввиду особенностей развития, именно сюжетно-ролевая игра позволяет максимально эффективно выработать у таких детей поведенческие модели и адекватное эмоциональное реагирование. Преодолеть барьер в общении с другими детьми.

Я могу несколько часов рассказывать о нейропсихологических, неврологических и других аспектах игровой деятельности. Но это не задача нашей встречи. И не ее формат.Поэтому хочу дать несколько практических рекомендаций:

Сюжеты ролевых игр для детей с ЗПР должны быть просты и кратки по компоновке и содержанию. Максимум 2-3 ролевых действия (этапа) для достижения цели.

– Выбор содержания сюжетов должен основываться на актуальных проблемах и потребностях ребенка.

– Родитель должен убедиться, что срежиссированный им сюжет правильно воспринимается ребенком и адекватно воспроизводится его воображением.

Читайте также:  Естественное развитие ребенка на тульской

– Родитель должен мотивировать ребенка на достижение игровой цели и поддерживать мотивацию в ходе игры.

– Родитель должен непосредственно участвовать в игровом процессе.

– Не нужно заострять внимания на отклонении ребенком от ролевого сюжета. Главное – должны быть реализованы обучающие и воспитательные цели игры.

– Игровые предметы не могут быть абстрактными. (нельзя скажем мяч и кубик определить как медвежонка и зайчика) максимум – игрушки и куклы играют воодушевленные роли.

– Если детей несколько, родитель должен стимулировать игровое взаимодействие между ними.

сюжеты игр могут быть как предметно – бытовые («Больница», «Магазин», «Семья», «Стройка», так и психокоррекционные. Например, преодоление детских страхов.

Я расскажу,как нужно играть в такие игры:

Для них наиболее эффективно использование игр с мягкими игрушками и куклами. Выбор кукол и игрушек осуществляется исходя из индивидуальных пристрастий ребенка. Он сам должен выбрать смелую или трусливую, добрую или злую куклу.

Роли следует распределять так: сначала за злую и трусливую игрушку говорит взрослый, а за смелую и добрую – ребенок. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с различных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных чувств.

Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении со взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.

Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) умеет справляться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт для решения жизненных ситуаций.

Сюжетамидля ролевых игр целесообразно выбирать трудные случаи из жизни каждого ребенка: например, если ребенок боится отвечать на вопросы воспитателя, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию. При этом нужно обратить внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения «Я справлюсь»,приемы саморегуляции: поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление их).

В конце,хочу дать третий важный совет: играйте с ребенком в игры важные и полезные для него. Для его потребностей на данном этапе.

Источник

Ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà, êàê ñïîñîá êîððåêöèè çàäåðæêè ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

Àâòîð: Èðèíà Íåñòåðîâà ✔ 10.03.2017

Íåñòåðîâà È.À. Ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû äëÿ äåòåé ñ ÇÏÐ // Ýíöèêëîïåäèÿ Íåñòåðîâûõ

 íàñòîÿùåå âðåìÿ îñòðî ñòîèò ïðîáëåìà âçàèìîäåéñòâèÿ ïåäàãîãîâ è äåòåé ñ ÇÏÐ â óñëîâèÿõ èíêëþçèâíîãî îáó÷åíèÿ â óñëîâèÿõ ÄÎÓ. Ðàáîòà ñ äåòüìè ñ ÇÏÐ è ñ äåòüìè ñ íîðìàëüíûì ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì ìîæåò óñïåøíî áàçèðîâàòüñÿ íà èãðîâûõ ìåòîäèêàõ, à èìåííî íà èñïîëüçîâàíèè ñþæåòíî-ðîëåâûõ èãð. Êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà ïîñðåäñòâîì ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû ïîçâîëÿåò ðåá¸íêó ñ ÇÏÐ óñïåøíåå ñîöèàëèçèðîâàòüñÿ è àäàïòèðîâàòüñÿ â äîøêîëüíîì ó÷ðåæäåíèè.

Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

Îáû÷íî äåòè â âîçðàñòå îò 3 äî 4 ëåò îòëè÷àþòñÿ ïîâûøåííîé ñïîñîáíîñòüþ ê îáó÷åíèþ. Ýòîò âîçðàñò ñòàíîâèòñÿ èäåàëüíûì äëÿ ïðèîáðåòåíèÿ íîâûõ íàâûêîâ è èíôîðìàöèè. Îäíàêî, â íàñòîÿùåå âðåìÿ çàìåòíî óâåëè÷èëñÿ ðîñò äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè, êîòîðûå èñïûòûâàþò ñëîæíîñòè â îáùåíèå, â îñâîåíèå ðå÷è, èì ñëîæíî ñîñðåäîòî÷èòüñÿ, îíè çàìêíóòû. Âñå ÷àùå â äåòñêîì ñàäó âñòðå÷àþòñÿ äåòè ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðûå íóæäàþòñÿ â êîððåêöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè ñïåöèàëèñòîâ.

Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ (ÇÏÐ) – òåìïîâîå îòñòàâàíèå ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è íåçðåëîñòü ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû ó äåòåé, êîòîðûå ïîòåíöèàëüíî ìîãóò áûòü ïðåîäîëåíû ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííîãî îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ. Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ íåäîñòàòî÷íûì óðîâíåì ðàçâèòèÿ ìîòîðèêè, ðå÷è, âíèìàíèÿ, ïàìÿòè, ìûøëåíèÿ, ðåãóëÿöèè è ñàìîðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ, ïðèìèòèâíîñòüþ è íåóñòîé÷èâîñòüþ ýìîöèé [1].

Ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû äëÿ äåòåé ñ ÇÏÐ

Ðÿä îòå÷åñòâåííûõ ïåäàãîãîâ îïèðàþòñÿ íà î÷åíü àêòóàëüíóþ â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ êëàññèôèêàöèþ çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ:

  1. Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñîìàòîãåííîãî ãåíåçà âîçíèêàåò ó äåòåé ñ õðîíè÷åñêèìè ñîìàòè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ñåðäöà, ïî÷åê, ýíäîêðèííîé ñèñòåìû è äð.
  2. Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïñèõîãåííîãî ãåíåçà. Ïðè ðàííåì âîçíèêíîâåíèè è äëèòåëüíîì âîçäåéñòâèè ïñèõîòðàâìèðóþùèõ ôàêòîðîâ ó ðåáåíêà ìîãóò âîçíèêíóòü ñòîéêèå ñäâèãè â íåðâíî-ïñèõè÷åñêîé ñôåðå, ÷òî ïðèâîäèò ê íåâðîòè÷åñêèì è íåâðîçîïîäîáíûì íàðóøåíèÿì, ïàòîëîãè÷åñêîìó ðàçâèòèþ ëè÷íîñòè.
  3. Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ öåðåáðàëüíî-îðãàíè÷åñêîãî ãåíåçà. Äëÿ íåå õàðàêòåðíû âûðàæåííûå íàðóøåíèÿ ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé è ïîçíàâàòåëüíîé ñôåðû.

Ó êàæäîãî ðåá¸íêà ñ ÇÏÐ ïðîÿâëåíèÿ çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ìîãóò áûòü ðàçëè÷íûìè, îäíàêî, ñóùåñòâóåò îáùàÿ êëàññèôèêàöèÿ, ïðåäñòàâëåííàÿ íà ðèñóíêå 1.

Ïðîÿâëåíèÿ çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

Ðèñóíîê 1. Ïðîÿâëåíèÿ çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà

Äåòè ñ ÇÏÐ, êàê è äåòè ñ íîðìàëüíûì ðàçâèòèåì, äîëæíû èìåòü âîçìîæíîñòü ïîëó÷åíèÿ îáðàçîâàíèÿ ñîîòâåòñòâóþùåãî óðîâíÿ.

Êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè ñ ÇÏÐ

Êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè ñ ÇÏÐ îáëàäàåò ðÿäîì îñîáåííîñòåé, ê ÷èñëó êîòîðûõ ìîæíî ñìåëî îòíåñòè:

  • íåîáõîäèìîñòü èíäèâèäóàëüíîãî ïîäõîäà,
  • ñíèæåííûé òåìï îáó÷åíèÿ,
  • ñòðóêòóðíóþ ïðîñòîòó çàäàíèé,
  • ïîâûøåííóþ íàãëÿäíîñòü,
  • ðåãóëÿðíûé âîçâðàò ê óæå èçó÷åííîìó ìàòåðèàëó,
  • ðàçâèòèå ñàìîñòîÿòåëüíîñòè è àêòèâíîñòè äåòåé.

Ïåäàãîã, ðàáîòàþùèé ñ äåòüìè ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, äîëæåí îñîçíàâàòü òîò ôàêò, ÷òî ðàçâèòèå òàêèõ äåòåé ïîääà¸òñÿ êîððåêöèîííûì âîçäåéñòâèÿì. Îäíàêî äëÿ ýòîãî òðåáóåòñÿ ïîñòîÿííîå ó÷àñòèå âîñïèòàòåëåé, ïñèõîëîãîâ è ðîäèòåëåé.

Êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè ñ ÇÏÐ äîëæíà ñòðîèòüñÿ íà âçàèìíîì äîâåðèè ðåáåíêà è ïåäàãîãà. Òàêæå îñòðî ñòîèò íåîáõîäèìîñòü ïîëíîöåííîãî îáùåíèÿ äåòåé ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ ðåáÿò.  ñîâðåìåííûõ ÄÎÓ áûëî áû õîðîøî ïîíèìàòü, ÷òî èìåííî îò êà÷åñòâà êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåé ðàáîòû ñ äåòüìè ñ ÇÏÐ çàâèñèò èõ áóäóùåå.

 ñîâðåìåííûõ ðîññèéñêèõ óñëîâèÿõ ïðîáëåìà âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ äåòåé ñ îñîáûìè îáðàçîâàòåëüíûìè ïîòðåáíîñòÿìè â îáùåîáðàçîâàòåëüíîì ïðîñòðàíñòâå òðåáóåò äåëèêàòíîãî è ãèáêîãî ïîäõîäà, òàê êàê íå âñå äåòè, èìåþùèå íàðóøåíèÿ â ðàçâèòèè, ìîãóò óñïåøíî àäàïòèðîâàòüñÿ â ñðåäó çäîðîâûõ ñâåðñòíèêîâ.  äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ, äîëæíû óìåòü îáó÷àòü âñåõ, ïðè÷åì äåëàòü ýòî íå òîëüêî ñ òî÷êè çðåíèÿ îáåñïå÷åíèÿ èíòåðåñîâ êîíêðåòíîãî ðåá¸íêà ñ ÇÏÐ, íî è ñ òî÷êè çðåíèÿ âîñïèòàíèÿ äðóãèõ äåòåé. Çäîðîâûå ìàëü÷èêè è äåâî÷êè äîëæíû ïîíèìàòü, ÷òî åñòü è äðóãèå äåòè, êîòîðûì, âîçìîæíî, ìåíüøå ïîâåçëî, íî îíè òàêæå íóæäàþòñÿ â îáðàçîâàíèè, ðàçâèòèè è ÷åëîâå÷åñêîé ïîääåðæêå. Èìåííî îò ýòîãî çàâèñèò, êàêèìè îíè âûðàñòóò.

Читайте также:  Первый год жизни воспитание развитие ребенка

Ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà â ÄÎÓ

Ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà î÷åíü ñèëüíî âëèÿåò íà ðàçâèòèå äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.  ñîâðåìåííîé ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêå ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî âèäîâ ñþæåòíî-ðîëåâûõ èãð äëÿ äîøêîëüíèêîâ. Îíè ïðåäñòàâëåíû íà ðèñóíêå 2. Âñå îíè óñïåøíî äîêàçàëè ñâîþ ýôôåêòèâíîñòü â îáðàçîâàòåëüíîì è âîñïèòàòåëüíîì ïðîöåññàõ.

Ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû – ýòî èãðû, â êîòîðûõ îòðàæàþòñÿ çíàíèÿ, âïå÷àòëåíèÿ, ïðåäñòàâëåíèÿ ðåá¸íêà îá îêðóæàþùåì ìèðå, âîññîçäàþòñÿ ñîöèàëüíûå îòíîøåíèÿ. Äëÿ êàæäîé òàêîé èãðû õàðàêòåðíû: òåìà, èãðîâîé çàìûñåë, ñþæåò, ñîäåðæàíèå è ðîëü.

Ïðåæäå âñåãî, ñëåäóåò îáðàòèòü âíèìàíèå íà ðåæèññ¸ðñêèå èãðû.  ïðîöåññå ðåæèññ¸ðñêîé èãðû – äîøêîëüíèê âûñòóïàåò â ðîëè “ðåæèññ¸ð”, äåéñòâóþùèå “àêòåðû” – èãðóøêè, êîòîðûå èçîáðàæàþò ðàçëè÷íûõ ïåðñîíàæåé.

Íå ìåíåå èíòåðåñíû ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû íà áûòîâûå ñþæåòû: â “äîì”, “ñåìüþ”, “ïðàçäíèêè”, “äíè ðîæäåíèÿ”.  ýòèõ èãðàõ áîëüøîå ìåñòî çàíèìàþò èãðû ñ êóêëàìè, ÷åðåç äåéñòâèÿ ñ êîòîðûìè äåòè ïåðåäàþò òî, ÷òî çíàþò î ñâîèõ ñâåðñòíèêàõ, âçðîñëûõ, èõ îòíîøåíèÿõ. Î÷åíü ÷àñòî â óñëîâèÿõ ÄÎÓ èñïîëüçóþòñÿ èãðû íà ïðîèçâîäñòâåííûå è îáùåñòâåííûå òåìû, â êîòîðûõ îòðàæàåòñÿ òðóä ëþäåé. Òåìû áåðóòñÿ èç îêðóæàþùåé æèçíè.

Ñ ïîñëåäíèå ãîäû âûðîñ èíòåðåñ ê ïàòðèîòè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ äåòåé, íà÷èíàÿ ñ ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.  ýòîé ñâÿçè áîëüøîå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîëó÷èëè ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû íà ãåðîèêî-ïàòðèîòè÷åñêèå òåìû, îòðàæàþùèå ãåðîè÷åñêèå ïîäâèãè íàøåãî íàðîäà. Èãðû íà òåìû ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé, êèíî, òåëå- è ðàäèîïåðåäà÷ íå ïîòåðÿëè ñâîþ àêòóàëüíîñòü, íåñìîòðÿ íà ïîÿâëåíèå ìíîæåñòâà íîâûõ èãðîâûõ íàïðàâëåíèé. Òàê î÷åíü õîðîøî âîñïðèíèìàþòñÿ äåòüìè èãðû â “ìîðÿêîâ” è “ë¸ò÷èêîâ”, â Çàéöà è Âîëêà, êðîêîäèëà Ãåíó è ×åáóðàøêó (ïî ñîäåðæàíèþ ìóëüòôèëüìîâ), â ÷åòûð¸õ “òàíêèñòîâ” è ñîáàêó (ïî ñîäåðæàíèþ êèíîôèëüìà) è òàê äàëåå.

Âèäû ñþæåòíî-ðîëåâûõ èãð äëÿ äîøêîëüíèêîâ

Ðèñóíîê 2. Âèäû ñþæåòíî-ðîëåâûõ èãð äëÿ äîøêîëüíèêîâ

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ñëåäóåò âûäåëèòü òîò ôàêò, ÷òî ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû ÿâëÿþò ñîáîé îäíó èç ñàìûõ àêòóàëüíûõ ìåòîäèê â âîñïèòàíèè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.  ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå ñóùåñòâóåò øèðîêèé ñïåêòð ìåòîäîâ è ïðè¸ìîâ óïðàâëåíèÿ èãðîé â ãðóïïàõ äîøêîëüíèêîâ.

Ðóêîâîäñòâî èãðîé áûâàåò ïðÿìîå è êîñâåííîå. Ê ïðè¸ìàì ïðÿìîãî ðóêîâîäñòâà ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðîé îòíîñÿò ñëåäóþùåå:

  • âêëþ÷åíèå ïåäàãîãà â èãðó
  • îáó÷åíèå èãðîâûì äåéñòâèÿì è ðîëåâîìó äèàëîãó íà ñîáñòâåííîì ïðèìåðå
  • âîïðîñû è ïðîñüáû
  • ïîáóæäåíèÿ ê âûñêàçûâàíèÿì
  • ïîìîùü âîñïèòàòåëÿ äëÿ îáúåäèíåíèÿ â èãðå
  • âñòóïëåíèå âîñïèòàòåëÿ â ðîëåâóþ áåñåäó (ñ öåëüþ àêòèâèçàöèè ðîëåâîãî äèàëîãà).

Ê ÷èñëó ïðèåìîâ êîñâåííîãî ðóêîâîäñòâà ñëåäóåò îòíåñòè:

  • ïðîöåññ îðãàíèçàöèè ïðåäìåòíî-èãðîâîé ñðåäû;
  • ñîçäàíèå èãðîâóþ ñèòóàöèþ;
  • îáîãàùåíèå ñîöèàëüíîãî îïûòà äåòåé ÷åðåç âñå âèäû äåÿòåëüíîñòè;
  • âñïîìèíàíèå áîëåå ïîäõîäÿùèõ äëÿ èãðû ñîáûòèé, óñòàíîâèâ èõ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü;
  • èãðû ïî îçíàêîìëåíèþ ñ ðàçëè÷íûìè ïðîôåññèÿìè;
  • ÷òåíèå õóäîæåñòâåííûõ ïðîèçâåäåíèé, äðàìàòèçàöèÿ ñêàçîê – íàáëþäåíèå çà èãðàìè äðóãèõ äåòåé;
  • èçãîòîâëåíèå äåòüìè àòðèáóòîâ äëÿ èãð;
  • îêàçàíèå ïîìîùü âçðîñëîãî [3].

Ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû è äåòè ñ ÇÏÐ

 óñëîâèÿõ ÄÎÓ ïåäàãîãè àêòèâíî èñïîëüçóþò ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû. Ïðîöåññ îáó÷åíèÿ äåòåé ñ ÇÏÐ ñþæåòíî-ðîëåâûì èãðàì èñïîëüçóåò ñëåäóþùèå ïðè¸ìû: ÷òåíèå õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû è ðàññìàòðèâàíèå èëëþñòðàöèé ê íåé.

Òàáëèöà 1. Îñîáåííîñòè ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû

¹

Îñîáåííîñòü

Õàðàêòåðèñòèêà äàííîé îñîáåííîñòè

1

Ñîáëþäåíèå ïðàâèë.

Îñâàèâàÿ â èãðå ïðàâèëà ðîëåâîãî ïîâåäåíèÿ, ðåá¸íîê îñâàèâàåò è ìîðàëüíûå íîðìû, çàêëþ÷¸ííûå â ðîëè. Âî âðåìÿ èãðû ó äåòåé ôîðìèðóåòñÿ ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê îáðàçó æèçíè ëþäåé, ê ïîñòóïêàì, íîðìàì è ïðàâèëàì ïîâåäåíèÿ â îáùåñòâå.

2

 ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå ïðåîáëàäàåò ýìîöèîíàëüíîå ðàçâèòèå.

Èãðîâûå ïåðåæèâàíèÿ âñåãäà èñêðåííè.

Ðåáåíîê íå ïðèòâîðÿåòñÿ: ìàìà ïî-íàñòîÿùåìó ëþáèò ñâîþ äî÷êó-êóêëó, ìàëåíüêàÿ ìàìà íå ïðîñòî ïîâòîðÿåò çà ñòàðøèìè ìàíèïóëÿöèè, êîòîðûå ïîëîæåíî ñîâåðøàòü íàä ìëàäåíöàìè, à èñïûòûâàåò íàñòîÿùåå ÷óâñòâî ìàòåðèíñêîé ëþáâè ê ñâîåìó “ðåá¸íî÷êó”.

3

 õîäå ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå èíòåëëåêòà äîøêîëüíèêà

Ðàçâèòèå çàìûñëà â ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå ñâÿçàíî ñ îáùèì óìñòâåííûì ðàçâèòèåì ðåáåíêà, ñ ôîðìèðîâàíèåì åãî èíòåðåñîâ.

4

 ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðå ðàçâèâàåòñÿ âîîáðàæåíèå è òâîð÷åñòâî.

Ñîãëàñîâàííîñòü äåéñòâèé â äëèòåëüíûõ ñþæåòíî-ðîëåâûõ èãðàõ ñî÷åòàåòñÿ ñ èìïðîâèçàöèåé. Äåòè íàìå÷àþò îáùèé ïëàí, ïîñëåäîâàòåëüíîñòü äåéñòâèé, à âî âðåìÿ èãðû âîçíèêàþò íîâûå èäåè, íîâûå îáðàçû

5

Ðàçâèòèå ðå÷è.

 ñîçäàíèè îáðàçà îñîáåííî âåëèêà ðîëü ñëîâà. Ñëîâî ïîìîãàåò ðåáåíêó âûÿâèòü ñâîè ìûñëè è ÷óâñòâà, ïîíÿòü ïåðåæèâàíèÿ ïàðòí¸ðîâ, ñîãëàñîâàòü ñ íèìè ñâîè äåéñòâèÿ.

Íåñìîòðÿ íà øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå ñþæåòíî-ðîëåâûõ èãð â èíêëþçèâíîì îáó÷åíèè â óñëîâèÿõ ÄÎÓ, â íàñòîÿùåå âðåìÿ ñóùåñòâóþò ïðîáëåìíûå àñïåêòû â ñôåðå ïåäàãîãè÷åñêîãî ðóêîâîäñòâà ñþæåòíî-ðîëåâûìè èãðàìè äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â óñëîâèÿõ äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ. Îäíîé èç àêòóàëüíûõ ïðîáëåì â ñîâðåìåííîì äîøêîëüíîì îáðàçîâàíèè ÿâëÿåòñÿ îðãàíèçàöèÿ ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â èíêëþçèâíûõ ãðóïïàõ äîøêîëüíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé. Ðåøåíèå äàííîé ïðîáëåìû òðåáóåò âíèìàíèÿ íå òîëüêî ñî ñòîðîíû ïåäàãîãîâ, íî è ñî ñòîðîíû ïñèõîëîãîâ.

Ëèòåðàòóðà

  1. Ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ (ÇÏÐ)
  2. Ìèõàéëåíêî Í.ß. Îðãàíèçàöèÿ ñþæåòíîé èãðû â äåòñêîì ñàäó: Ïîñîáèå äëÿ âîñïèòàòåëÿ – Ì.:ËÈÍÊÀ-ÏÐÅÑÑ,2009.-96 ñ
  3. Ñìèðíîâà Å.È. Ñîâðåìåííûé äîøêîëüíèê: îñîáåííîñòè èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè.// Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. 2002. – No4. – Ñ. 70 – 74
  4. Ýëüêîíèí. Ä.Á. Âîñïèòàòåëüíîå çíà÷åíèå ñþæåòíîé ðîëåâîé èãðû // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå.-2008.No 8 ñ.17

×èòàéòå òàêæå

Сюжетно ролевая игра в коррекции психического развития ребенка

Èçó÷åíèå îñíîâíûõ àêòóàëüíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ òåõíîëîãèé, ðåêîìåíäóåìûõ èëè ïîëó÷èâøèõ ðàñïðîñòðàíåíèå â îáðàçîâàíèè èç-çà òåõíîëîãè÷åñêîãî ïðîãðåññà.

Сюжетно ролевая игра в коррекции психического развития ребенка

Âèäû èãð â äîøêîëüíîì îáó÷åíèè è èãðîâàÿ àêòèâíîñòü â äåòñêèõ ñàäàõ.

Сюжетно ролевая игра в коррекции психического развития ребенка

Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè îáó÷åíèÿ èíîñòðàííûì ÿçûêàì. Êëþ÷åâûå ïîäõîäû è ýëåìåíòû ìîòèâàöèè ê îáó÷åíèþ.

Сюжетно ролевая игра в коррекции психического развития ребенка

Ïîðÿäîê ñîñòàâëåíèÿ è ïðèìåð ïëàí-êîíñïåêòà óðîêà àíãëèéñêîãî ÿçûêà.

Сюжетно ролевая игра в коррекции психического развития ребенка

Ïðèìåð ïëàí-êîíñïåêòà óðîêà ãåîãðàôèè â 6 êëàññå.

Источник