Сюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Андрецова Ксения Игоревна
Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка

Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения.Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным “участником жизни взрослых” (Д. Б. Эльконин).

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, “игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением, с наблюдениями повседневной жизни.

Как отмечает Ядешко В. И. – в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто играслужит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Сюжетно – ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Сюжетно-ролевая игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку предоставляется возможность смодулировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. В данном виде игровой деятельности дети усваивают бытовые навыки самообслуживания, общения со сверстниками, также усваивают особенности гендерных ролей, что является немаловажным в создании своей будущей семьи. В игре дети учатся соблюдать правила, являющиеся прототипом правил общественного порядка, правил, касающихся общества, как социальной системы, в которую предстоит ребенку сначала интегрироваться, а затем адаптироваться, чтобы чувствовать себя неотъемлемой и необходимой частью социальных отношений.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

1. Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваютсяглавные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры “рядом”, в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

4. Сюжетно – ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т. к. в связи с развитием научно – технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей – задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка// Вопросы психологии. 1996, №6

2. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко. – М.: Просвещение, 1978. – 321 с.

3. Менджерицкая Д. В.Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Д. В. Менджерицкая; Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 c.

4. Миленко, В. Нужно ли учить детей играть/ В. Миленко // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 4. – С.119-123 Аннотация: Руководство сюжетно-ролевыми играми детей.

Читайте также:  Вид диагностики предметом которой является психическое развитие ребенка

5. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. -3-е изд., испр. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2009.-96 с.

6. Смирнова Е. И.Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. – №4. – С. 70 – 74

7. Эльконин. Д. Б. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры// Дошкольное воспитание. -2008.№8 с. 17

Источник

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка

        Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

        Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

        Детский сад – это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют с детьми путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Задачи воспитания и развития детей в образовательной области «Социализация» стоят такие:

        -Способствовать развитию всех компонентов детской игры: обогащению тем и видов игр, игровых действий, сюжетов, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.

        -Создавать основу для развития содержания детских игр: обогащать представления детей о мире и круге интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей; развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.

        -Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.

        -Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.

        Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

        Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний мир эмоциональный комфорт.

        Но кроме этого сиюминутного субъективного ощущения «всевозможности», эмоционального комфорта, сюжетная игра в силу своей специфики имеет большое значение для психического развития ребенка, так сказать, долговременный эффект. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия.

        Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние игра оказывает и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во – вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

        Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

        Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играли, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к появлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного достойного выхода из разных жизненных ситуаций. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – их называют творческими или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

        Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

        Большинство игр отражается труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовятся к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги и т. д.

        В игре формируется моральные качества: ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

        Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в мире и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

        Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становиться окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

        Важнейшим условием успешного руководства творческими играми является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных способностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в старшей группе

        Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.

        Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада.

Развитие речи ребёнка

Чистоговорки

Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый    дом.

2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.

3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

4. Мама Милу в ванне мыла.

5. Петя пилил пилой пень.

6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.

2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.

3.  Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.

4. Собака Том сторожит дом.

5. Дарья дарит Дине дыни.

6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

2. Га-га-га у козы рога.

3.  Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.

4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.

5. На горе гогочут гуси.

6.Хомячку на ухо села муха.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.

2. У Зины козлик в корзине.

3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

5. У Зины звонок звенит звонко.

  1. Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.

2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.

3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

ГВОЗДИ

Одна рука – “молоток” (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) – гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. “Молоток” стучит по “гвоздям” – по очереди по каждому пальцу.

Бом, бом, бом, бом,

 По гвоздям бьём молотком.

 Гвозди не вбиваются,

 Только загибаются.

Пальцы – гвозди – согнуты. Пальцы другой руки – клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и “вырывают гвозди” – поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Значит, клещи надо взять,

 Будем гвозди вырывать.

 Я тянул, тянул, тянул,

 Все я гвозди разогнул

В КОМНАТЕ

 Наша-то Катюша умная была:

 В комнате работу всем зверям дала.

 Чашечки собачка моет язычком,

Левая рука – чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение “от себя” тыльной стороной пальцев.

Мышка подбирает крошки под столом.

Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.

Кошка коготками лавочку скребёт,

Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.

Курочка рябая пол крылом метёт.

Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.

Катя варит кашу для зверят своих

Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.

Кашки наварила, с ложки кормит их

“Зачерпываем кашку из кастрюльки” левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят).

Источник

Олеся Балдунникова
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается социализация. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. При построении педагогического процесса основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Игра, как никакая другая деятельность, в силу специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Под руководством воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

Выделяются несколько классов игр:

• Творческие (игры по инициативе детей);

• Игры с правилами

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Творческие игры в свою очередь делятся на:

Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

• Игры на тему литературных сюжетов.

Я с вами хочу остановиться по подробнее на сюжетно – ролевых играх, именно по этой теме, я веду свою работу и готова поделиться маленьким, но все же опытом.

Сюжетно – ролевая игра это основной вид игры детей дошкольного возраста, которую придумывают сами дети. В сюжетно – ролевых играх дети отражают свои знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздают социальные отношения.Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх проявляются творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывают разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходят из круга привычной повседневности и ощущают себя активным “участником жизни взрослых”.

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей. Современные дети стали не такими, какими были мы в их возрасте. Изучая периодику и методическую литературу по проблеме социального развития современного ребенка, я поняла, что это не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития, принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологическими достижениями (телефон, компьютер). Дети хорошо информированные, могут делать неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях. И именно в этот момент, я начинаю задумываться о преждевременном взрослении детей. Но затем в процессе работы, я понимаю что, к сожалению это не так. У большой информированности есть обратная сторона. Современные дети, в развитии умственных способностей и мышления отнюдь не отражают свой возраст. А наблюдая за их играми, я отметила, что они не могут принять решения в игровых ситуациях, выстроить диалог со сверстниками, не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеяны, не проявляют интереса к ролевым играм. Дети говорят много, но плохо. У ребят резко снижено воображение, творческая активность, они нацелены на получение быстрого, готового результата нажатием одной кнопки.

Читайте также:  Влияние алкоголя на рост и развитие ребенка

Я для себя сделала вывод, что игровая культура детей, как основное условие развития личности ребенка, искажена. И поэтому считаю, что основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, фантазирует, учится общаться в коллективе.

В настоящее время в детском саду серьезную проблему вызывает “уход” сюжетно-ролевой игры из жизни наших детей. А ведь эта игра является основой социального развития ребенка. Во время сюжетно-ролевой игры дети отображают жизнь взрослых, моделируют разнообразные социакультурные ситуации и отношения, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения. Играя, дети учатся устанавливать новые связи в достижении своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться.

Сюжетно-ролевые игры, нужны прежде всего для удовлетворения потребностей детей в интересном досуге.

Причем такой досуг может стать полезным, способствовать индивидуальному развитию и достижению социально значимых целей, но это уже во многом зависит от позиции создателя (или создателей) игры. Через игру педагог может достигать воспитательных или обучающих целей, но только тогда, когда сам примет участие в создании сюжетно-ролевых игр. Именно Цель является той отправной точкой, с которой начинается создание игры.

Цель сюжетно-ролевой игры для детей до 6 лет заключается в преодолении страхов, формировании основных адаптивных навыков, освоении предметного мира, установлении связи с другими людьми, подготовка к школьной жизни.

Цель любой игры лежит за пределами игровой ситуации, но для того, чтобы достичь цели необходимо правильно организовать взаимодействие детей. Перед началом игры воспитатель должен чётко, кратко объяснить правила игры, сообщить название игры, рассказать о её содержании, дети должны выбрать роли. Необходимо помнить, что в играх не должно быть отрицательных ролей, т. к. дети склонны переносить игровую ситуацию в реальную жизнь и отношение к сверстникам в группе.

Задачи сюжетно-ролевой игры:

1. Развивает интерес и уважение к разным профессиям.

2. Помогает детям налаживать взаимодействия в совместной игре.

3. Обогащает словарь, развивает речь детей.

4. Развивает коммуникативные навыки.

5. Обучает основам адаптации.

6. Приобщает к взрослому миру.

7. Доносит специфические знания.

8. Планомерно обогащает жизненный опыт.

9. Передает детям игровой опыт, игровые умения.

10. Помогает изучить игровую среду с учетом обогащающегося жизненного опыта

11. Активизирует общение взрослого с детьми в процессе их игры.

Для изучения более точных целей и задач сюжетно-ролевой игры мною была взята конкретная игра “Магазин” или как дети сейчас говорят “Супермаркет”. В группе есть застенчивый ребенок, для которого поздороваться – большой труд, разворачиваем сюжет у него на глазах. Ребенок сам выбирает себе роль, поддерживает разговор с детьми, задает вопросы, делает выводы, именно в игре ребенок раскрепощается и решает свои трудности в общении, способствует обучению навыкам аргументированного спора, логическому обоснованию своего выбора, сознательного подхода к выбору модели поведения.

Что дети в этой игре повторяют и закрепляют: формируют навыки поведения в общественных местах; учиться обращению при покупке и продаже товаров; закрепляют слова благодарности и уважения (пожалуйста, будьте добры, спасибо, благодарю и т. д.); учиться описывать нужный товар, отмечая его характерные признаки; развивают умения сотрудничать друг с другом, распределяя роли и выполнять игровые обязанности;обогащают словарный запас детей: касса, деньги, витрина, упаковки, груз, кассир, продавец и т. д. ; упражняются в счете.

Я считаю, что необходимым и обязательным элементом воспитания и обучения детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Она помогает обрести ребёнку большинство качеств, которые впоследствии способствуют его благополучному росту. Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. В результате игра становится неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у ребят появляются такие качества как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить.

При организации сюжетно-ролевых игр я стараюсь учитывать индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, с уважением относиться к каждому участнику игры, давать детям максимальную степень свободы и не в коем случае не подавлять их фантазию. Мои задачи – уметь начать игру, заинтересовать детей, научить соблюдать правила игры, направить в нужное русло, сплотить детский коллектив, научить детей играть. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованием большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Работу по развитию сюжетно-ролевыхигр осуществляю в двух направлениях:

• Создание необходимой игровой среды;

Непосредственное руководство играми детей.

Широко использую в своей работе игры-показы. Так,во время игры с куклой я говорила: “Наша Катя грустная, не улыбается. Затем я трогаю лоб, она горячая делаем вывод вместе что она приболела, нужно показать ее доктору”.

В плане воспитательной работы уделяю большое внимание самостоятельности, более развернутой сюжетно-образовательной игры с разными игрушками.

В младшей группе сюжет был простой. В средней сюжет постепенно усложняется. И так будет из группы в группу.

В нашем детском саду во всех группах создана благоприятная обстановка, имеется все необходимое для развития умения детей играть в сюжетно-ролевые игры. Большое количество игрового оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр сделано руками взрослых.

В группе созданы условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную роль могут оказать театральные игры.

Для того, чтобы сюжетно-ролевая игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью используют дидактические игры.

Я люблю играть с детьми вместе и полной отдачей. Главное в игре сохранить непосредственность игры, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и чтобы навыки, полученные в сюжетно-ролевой игре они могли применить в повседневной жизни. Я нахожусь постоянно в поиске новых приемов, позволяющим детям с интересом и качественно осваивать новые игры.

Источник