Сюжетная игра как средство развития ребенка младшего возраста

Сюжетная игра как средство развития ребенка младшего возраста thumbnail

Марина Якимова
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детей младшего дошкольного возраста

Игра занимает важное место в жизни ребенка, а сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она имеет огромное значение в воспитании и развитии личности.

Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает.

В сюжетно-ролевой игре, успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля и общительность, но самое главное это деятельность перерождает стремление к самореализации, самовыражению.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера – игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.

Н. П. Аникеева указывает на то, что роль – это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра и начинается с того, что ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из нее, начинает придумывать сюжет игры.

В игре ребенка привлекает, прежде всего, возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.

Роль выполняется при помощи игровых действий. Например Сюжетно-ролевая игра «Доктор» где ребенок «выслушивает больного», делает ему “укол”, дает указания о режиме.

Игровые действия могут изображать те или иные реальные, практические действия людей (кормление, измерение температуры и т. п., а могут быть словесными (советы больному, замечания и наставления ребенку, команды и др.).

В одиночной игре все разыгрывание сюжета складывается из игровых действий одного ребенка, в совместной игре – из игровых действий всех ее участников.

Младшие дошкольники играют, как правило, чаще всего в одиночку. Они еще не совсем умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал. Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Например: игра «Дочки-матери», где сюжет игры однообразен. Это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.

Непосредственным толчком к началу игры у младших дошкольников служит либо совет взрослого, либо недавно полученное впечатление (например, медицинский осмотр в детском саду) либо попавшаяся на глаза игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и комплекты игрушек, относящиеся к доступным пониманию детей видам человеческой деятельности.

В более длительное общение между собой дети начинают вступать по мере развития игровых умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Глубже проникая в жизнь взрослых, дети обнаруживают, что она постоянно протекает в общении с другими. Мама гладит белье, подает семье обед, следит за тем, как дети ведут себя за столом. Продавец разговаривает с покупателями, парикмахер с клиентами.

Разумный подбор материала и игрушек в значительной мере определяет и правильное использование их. Не связывая детей с указаниям, как правильно играть с данной игрушкой, воспитатель должен, однако, показать, посоветовать детям наиболее интересный способ ее использовании: дать совет покатать куклу, вместо того чтобы сидеть или держать ее на руках. Необходимо вести детей к пониманию целевого использования материала.

Стремление воспроизвести в игре не только действия взрослых с вещами, но и их взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Возникает необходимость организовать игру, включающую несколько ролей, договориться с другими детьми. Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика детских игр и усложняются их сюжеты.

Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение отношений между людьми. В играх исчезает многократное повторение одних и тех же действий. А сами эти действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью.

Дети стараются вести игру так, чтобы соблюдались известные им правила поведения людей в той ситуации, которую отражает сюжет игры.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные отношения. Первые определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей – важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ. Выделим эти принципы:

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он должен занять позицию «умеющего интересно играть», эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя равным, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Изучив развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте, можно сделать следующие выводы:

• Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность.

• Формирует деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, а также ролевые способы отображения окружающего.

• Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.

•. Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.

• Ролевая игра выступает также как образная и понятийная репрезентация мира, замена предметов, используемых в игре.

Используемая литература:

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.

2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. – М., 1990.

3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.

4. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.

5. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.

Источник

Наумова Любовь Викторовна
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития младшего дошкольника

Играть мы любим очень: вы знаете, друзья!

Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя!

Все мы когда-то были детьми, и наверняка, самые светлые воспоминания и впечатления у нас связаны с играми. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра, как никакая другая деятельность, обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. Что нужно ребенку для того, чтобы он мог жить яркой, радостной, разнообразной жизнью? Что может пробудить дремлющие уже в ребенке различные чувства, дать толчок его мыслям, наполнить все его существование приятным, увлекательным содержанием? Ответ ясен – игрушка. Игрушка дает ребенку возможность жить настоящей, интересной, полной жизнью. При помощи игрушек в сюжетно – ролевых играх он строит свой маленький мирок. Он такой же,как взрослые: повар, шофер, строитель, врач, мама.

Я работаю в детском саду вот уже более 15 лет,с большим интересом наблюдаю за детской игрой: в какие игры дети играют в течение дня, как играют, как общаются. Передо мной, как воспитателем детского сада, стоит задача – сплотить детский коллектив, научить детей играть. Играя с детьми, наблюдая за играми, я выяснила, как дети проявляют себя в них. Это помогло мне наметить конкретные пути взаимодействия с каждым ребенком.Я перед собой поставила следующие задачи: 1) научить детей играть; 2) содействовать объединению детей в игре; 3) тактично руководить выбором игры; 4) научить детей соблюдать правила во время игры; 5) воспитывать чувство доброжелатель-ности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно –ролевых игр осуществляю в двух направлениях: – Создание необходимой игровой среды; – Непосредственное руководство играми детей.

С помощью родителей оборудовала разнообразную интересную игровую среду в группе. Красивые нарядные куклы, машины, игровая мебель, разная яркая посуда быстро привлекли малышей,и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы мои малыши научились выполнять несколько взаимосвязан-ных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с разными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей, я начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов,доступных пониманию детей: «кормлю куклу», «купаю куклу», «укладываю спать». Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Продолжая играть, передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий. Для обогащения игр детей подбираю простые сюжеты для инсценировок с куклой.

Широко использую в своей работе игры-показы. Так,во время игры с куклой я говорю: «Нашей Кате хочется погулять, давайте поможем ей одеться». Во время одевания рассматриваем одежду куклы по сезону, называем ее. Затем я последовательно одеваю куклу. Дети наблюдают за моими действиями. Чтобы закрепить навыки я предлагаю повторить мои действия. Вначале детям требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает детям активней участвовать в игре. А в результате совместной игровой деятельности дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

Однако для развития игр недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Необходимо наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. С этой целью провожу наблюдения с детьми за работой няни, повара, медсестры, шофера, дворника. Во время наблюдений обращаю внимание детей на то, что повар приготовил вкусный обед. Впоследствии играя, дети уже не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д.

В первое время мои малыши играли в одиночку и довольно однообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу первой младшей группы дети научились играть небольшими группами, причем стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия необходимы в игре, только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.

Я очень люблю играть вместе с детьми. Главное в игре – сохранить непосредственность игры, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и чтобы навыки, полученные в театральных, дидактических и сюжетно-ролевых играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Я постоянно нахожусь в поиске новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно осваивать новые игры.

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития младшего дошкольникаСюжетная игра как средство развития ребенка младшего возрастаСюжетная игра как средство развития ребенка младшего возрастаСюжетная игра как средство развития ребенка младшего возрастаСюжетная игра как средство развития ребенка младшего возрастаСюжетная игра как средство развития ребенка младшего возраста

Источник

Набока Любовь
Игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры,в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Если спросить ребенка, что он больше всего любит,он ответит: «Конечно, играть. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Дети играют дома, в детском саду, дома, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Ребенок с увлечением исследует предметы, его окружающие,применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель — познание мира, является неизменной.

Игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей родителей и воспитателей на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Рассмотрим ситуацию — перед крохой разложили разноцветные геометрические фигуры. Что сделает ребенок первым делом? Конечно, попробует на зуб, попытается куда-нибудь засунуть и вскоре потеряет к ним интерес. Взрослый же может показать малышу, как из треугольника и прямоугольника строится домик, обратит внимание на то, что все фигурки отличаются друг от друга, но даже разные изображения могут иметь что-то общее, например, цвет, и т. д. Малыш вновь заинтересуется, и материал, с первого взгляда не заслуживший его одобрения, будет восприниматься как источник вдохновения. И это касается любой сферы деятельности ребенка.

Ближе к 3 годам ребенок начинает воспринимать себя как вполне самодостаточную личность. Он уже многому научился и с гордостью демонстрирует свои умения. Он снисходительно смотрит на более младших ребят и старается на равных разговаривать со взрослыми детьми. Он уже овладел основными физическими навыками, может бегать, прыгать, ловко взбираться на шведскую стенку и спускаться с нее, висеть на турнике, подтягиваясь с помощью родителей, с увлечением играет в футбол, довольно далеко кидает мяч. В этом возрасте ребенок активно участвует в групповых подвижных играх, запоминает их правила и может попросить повторить игру. Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи малыша. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь. Развлечения такого плана вносят свой вклад в коммуникативное развитие малышей, развивают чувство ритма и музыкальный слух. Сопровождаются они песнями, стихами, которые координируют движения маленьких непосед.

Привлекают кроху и спокойные игры со сверстниками. Дети могут самостоятельно воспроизвести сюжет какой-либо сказки, обыграть бытовую ситуацию. Оживляя кукол, животных, проигрывая жизненные ситуации, детки учатся взаимодействовать в коллективе, находить решения поставленных задач, выражают свое настроение и интересы. Воздействуя на эту сферу деятельности ребенка, взрослые могут разглядеть и исправить допущенные в воспитании чада ошибки, привить общепринятые нормы поведения, сформировать правильные привычки и отношение к окружающим.

В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика.А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей — сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Литература:

1. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М., 1959, т. 6.

2. Менджерицкая Д. В., “Воспитателю о детской игре”, М., 1982 г.

3. Сборник статей “Воспитание детей в игре“, сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик, М., 1983.

4. Флерина Е. А. Игра и игрушка. М., 1973.

Источник