Ситуация развития ребенка в период новорожденности

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период  между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица –  Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

После

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

После

2 -го

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После

2 -го

месяца.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

После

5 -го

месяца.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

 месяца

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

кого

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

месяца.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Сосате

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

месяца.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачко

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица – Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо  

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Читайте также:  Смотреть онлайн зачатие и развитие ребенка

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов – роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще  нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

     1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

  2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

2. Законспектируйте материалы современных исследований.

3. Дайте ответы на следующие вопросы:

     1. Следует ли приучать ребенка к соске?

     2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

Список рекомендуемой литературы

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.

9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.

Источник

Ольга Наренкова
Новорожденность. Младенчество. Кризис 1 года

Для мамочек малышей. Полезная информация о том, как должен развиваться ваш малыш.

НОВОРОЖДЕННОСТЬ. МЛАДЕНЧЕСТВО. КРИЗИС 1 ГОДА.

Новорожденность и период младенчества – один из важных, но не всегда серьезно оцениваемых периодов в жизни ребенка.

Рождаясь – первое, что делает ребёнок – это физический отделяется от матери.

Он попадает в совершенно иные условия – холод, яркая освещенность, воздушная среда, которая требует другого типа дыхания и необходимость смены типа питания.

Чтобы приспособиться к этим новым, чужим для него условиям, ребенку будут помогать безусловные рефлексы.

Читайте также:  Развитие интереса к чтению у ребенка в семье

Условные будут формироваться позднее. А, если точнее, то к концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы.

Один из безусловных рефлексов – ребёнок начинает реагировать на позы кормления. Как только он оказывается в нужном положении на коленях у матери, у него возникает сосательные движения.

Следующим важным событием в психической жизни ребенка является возникновение СЛУХОВОГО и ЗРИТЕЛЬНОГО сосредоточения.

Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе, а позже на 3-4 неделе появляется слуховое сосредоточение. Одно отличие – в 2-3 недели ребёнок может реагировать на звук хлопнувшей двери или на другие бытовые звуки, а в 3-4 недели ребенок уже может реагировать на голос человека. Причем в это время он не только слышит звук, но и поворачивает голову в сторону его источника.

На 3-5 неделе появляется зрительное сосредоточение.Проявляется оно следующим образом: ребенок замирает и задерживает взгляд, но ненадолго. В основном внимание привлекают яркие предметы.

В основном в этот период ребенок большую часть времени проводит во сне или дремоте, а в период бодрствования он, благодаря слуховому и зрительному сосредоточению, ребенок может на чем-то сконцентрироваться.

Все состояние ребенка в данный момент, то есть социальную ситуацию развития младенца, характеризуется, в основном беспомощностью.

Иногда этот период в психологии называют периодом «донашивания» или 4 триместром беременности.

Главная задача родителей в этом периоде – обеспечить плавный переход к новым условиям жизни.

Следующий значимый момент – это комплекс оживления.

Происходит это примерно в возрасте один месяц. Это время, когда ребёнок приобретает способность реагировать на голос, ухаживающий за ним матери, видит её лицо и устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Ребёнок, увидев маму или другого близкого человека, значимого для него, который за ним ухаживает, останавливает взгляд на его лице. Он вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, начинает улыбаться.

В это время и появляется самая первая социальная потребность – потребность в общении. Исходя из этой потребности – необходимо поддерживать потребность в общении, то есть не выполнять за ребёнка всё, не бежать впереди его потребности, а именно идти за ребенком.

На этом заканчивается этап новорождённости и начинается этап младенчества.

МЛАДЕНЧЕСТВО

В младенчестве ребёнок быстро и интенсивно растёт. Рост ребенка увеличивается в полтора раза, а вес почти в два.

Именно в этот период активно начинает развиваться познавательная способность.

На этом этапе зрительное сосредоточение становится уже более длительным, и к 3 месяцам достигает 7-8 секунд.

В младенческом возрасте ребёнок воспринимает форму предметов, может выделять контур этих предметов и другие элементы. Так в этом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих объектах, их привлекают контрасты, то есть яркие предметы и движения наблюдаемых предметах.Здесь присутствует реакция на новизну: потому что хорошо знакомые предметы в этом периоде не привлекают надолго внимание ребенка и, кроме того, совершенно новые предметы могут вызвать испуг.

Уже в 3-4 месяца ребёнок может воспринимать объекты и различать их по форме, сложности и цвету. То есть если вы начнете кормить его только из бутылочки одного цвета, он её будет безошибочно выбирать среди других предметов. Это различение цвета на уровне рефлекса, то есть на уровне условно рефлекторных связей. А вот активный интерес к цвету появится немного позднее, с 6 месяцев.

Две основные потребности, которые определяют успешность развития ребенка в данном периоде – потребность в общении и познавательное развитие.

Этому способствуют разнообразные впечатления, то есть родители должны менять обстановку, которую видит ребенок.

Следующее новообразование в 5-6 месяцев, когда ребенок уже может схватить предмет. Это значит, что у него формируется зрительно- двигательная координация, то есть ребенок соотносит то, что видит и движение своих рук.

Хватание – это первые целенаправленные действия ребенка. Во втором полугодии движение рук интенсивно развивается, ребёнок не только хватает, но и размахивает захваченными предметами, стучит, бросает, подбирает, кусает, перекладывает из руки в руки. В итоге складываются цепи одинаковых, повторяющихся действий. Их можно назвать круговыми реакциями.

После 7 месяцев встречаются соотносящие действия: то есть ребёнок может вкладывать маленькие предметы в большие, открывать и закрывать крышки коробочек.

После 10 месяцев появляются первые действия, которые могут помогать использовать предметы.

В первую очередь ребёнок здесь подражает действиям взрослых, то есть катает машинку, бъёт по барабану, подносит ко рту чашку с соком. Эти действия пока ещё не становятся предметными, они просто связаны с отдельными объектами, с которыми действовал взрослый. Ребёнок пока ещё не переносит это в окружающую среду на все игрушки, поэтому он первоначально будет качать именно ту куклу, которую качала мама и не может такие действия выполнять с другими, похожими игрушками, например, с мишкой, но концу года ребёнок уже может освоить правила действий с похожими новыми предметами.

К концу первого года ребёнок включается в более сложные действия игры. Первым свидетельством того, что появляется память, является узнавание. Есть ребёнок получил новую куклу и какое-то время её рассматривал, то на следующий день он её может уже узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывают взрослый. А 4 месячный ребёнок отличает знакомое лицо от незнакомого.

Читайте также:  Дошкольное детство и роль воспитателя в развитии ребенка

Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие восьмимесячные дети могут в состоянии вспомните за одну секунду где она лежит, а к одному году уже все дети находят игрушку через 1-13 секунд после того как её спрятали. Таким образом, после 8 месяцев появляется функция -восстановления в памяти того, что он видел.

Ещё один важный этап – это эмоциональное развитие. В первые 3-4 месяца у ребёнка могут появляться такие эмоциональные состояния:

– удивления в ответ на неожиданность, например, на торможение движения, на снижение сердечного ритма.

– тревожность при физическом дискомфорте.

– расслабление при удовлетворении потребности.

После того, как ребёнок научился узнавать и радоваться маме, он доброжелательно может реагировать на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым людям, в 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых людей может резко усиливается, особенно наедине с новым взрослым.

Примерно в это же время между 7-11 месяцами появляется страх расставания, грусть или острый испуг при исчезновении мамы, когда её долго нет или она просто на какое-то время вышла.

К концу первого года ребёнок стремится не только к простым эмоциональным контактам, но и к совместным действиям, то есть он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий предмет, дотянуться до шкафа, достать вазочку, кастрюлю, и облегчает общение жестами.

Самым важным условием благополучного развития в этом периоде является фактор привязанности – присутствие своего взрослого для ребёнка означает защиту и покой и только благодаря этому ребёнок способен нормально развиваться.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие.

В первом полугодии формируется речевой слух, сам ребёнок издаёт звуки, которые называют «гуление», во втором полугодии возникает «лепет», в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, которые чаще всего связаны с действиями ребёнка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу первого года ребёнок понимает 10-20 слов, которые произносят взрослые и сам произносит одно или несколько своих первых слов.

Переходный период между младенческом и ранним детством, называют кризисом 1 года.

Он связан со всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка возникают когда взрослые не понимает его желание, слова, жесты, мимику, или понимают, но не выполняют то, что ему хочется. Поскольку ребёнок в это время уже ходит или активно ползает, то увеличивается круг достигаемых для него предметов.

Не все желания ребёнка могут быть выполнены потому, что они могут принести вред. Именно в этот период обязательно закрепить слова «нельзя». То есть познакомится с ним нужно раньше, но сейчас необходимо ввести в словарь.

Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительные силы. Некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками-ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребёнка связанно с определенным стилем воспитания в семье: или это излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность требования взрослых, когда сегодня можно, завтра нельзя, или можно при бабушке, о при папе ни в коем случае.

Установления новых отношений с ребенком, предоставление некоторой самостоятельности, то есть больше свободы и действий в допустимых пределах, терпение и выдержка взрослых, смягчает кризис этого года.

Главным приобретением переходного периода является детская речь, которая называется автономной.

Она отличается от взрослой речи по звуковой форме, фонетическому строению и по смыслу семантической стороны. Детские слова по своему звучанию иногда напоминает взрослые, иногда резко отличаются от них, встречаются и не похожие на соответствующие слова взрослых, например, «ика – шкаф, «калалигирича – карандаш», встречаются слова – обрывки слов взрослых, «как – каша», «по – упала», слова – искажения слов взрослых, сохраняющих,тем не менее фонетический и ритмический рисунок: «тити – часы», «неня – не надо», звукоподражательные слова – «собака – ав-ав», «Муму – корова».

Так происходит, поскольку у ребенка ещё не сложились наши взрослые понятия, ребёнок не может обобщать предметы. У него своя логика и его слова становятся многозначными.

Итак, годовалый ребёнок вступил в новый период раннего детства: – он может ходить или хотя бы пытается ходить,

– выполнять различные действия с предметами.

– его действие восприятия можно организовать с помощью речи.

– он понимает обращенные к нему слова взрослых.

– он начинает говорить хотя его речь ситуативна, многозначна и

непонятна большинству окружающих.

Главная потребность данного периода – это потребность в общении.

Центральное новообразование данного периода – это речь.

Источник