Системный подход к развитию ребенка

Системный подход к развитию ребенка thumbnail

Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка

Здоровье людей относится к числу  глобальных проблем, т.е. тех, что имеют  жизненно важное значение для всего человечества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

По выражению академика Н.М. Амосова, «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Современный человек не имеет морального права причислять себя к цивилизации начала третьего тысячелетия, если он не осознал всей важности здорового образа жизни, не освоил культуры здоровья.

Здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни, который он ведет. Естественно поэтому, если у человека не сформирована установка на здоровый образ жизни, то его отношение к здоровью оказывается вне серьезного внимания. В этих условиях человек все свои надежды на здоровье практически полностью связывает с медициной. Но не медицина может спасти нас от гибели (статус здоровья зависит от органов здравоохранения всего лишь на 7-8%). Помочь себе, детям мы должны сами, и только сами.

Если учесть статистику, свидетельствующую о постоянном ухудшении здоровья детей, начиная с факта их рождения, то станет понятным, почему вопросы охраны здоровья детей и подростков  становятся все более актуальными.

Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная ВОЗ: «Здоровье-это состояние полного  физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А что же наши дети? Основной удельный вес среди них составляет  категория часто болеющих. Катастрофически растет число малышей, склонных к заболеваниям органов дыхания, почек, детей с нарушенным обменом, с изменениями со стороны нервной системы. Да разве можно вот так, в нескольких строчках, перечислить всю ту накопившуюся боль, связанную с нашими детьми?!

В настоящее время главной задачей работы дошкольного учреждения является воспитание здорового ребенка, воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «я», правильное его отношение к миру, окружающим людям – все это основа формирования здорового  образа жизни. Основная цель педагога – дать информацию ребенку и сформировать навыки, необходимые для поддержания здоровья и работоспособности.

Здоровый образ жизни – универсальное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья.

Исходя из задач и средств физического воспитания  детей дошкольного возраста, у детей каждой возрастной группы должны быть сформированы определенные умения и навыки, детям должны быть даны определенные знания,  должны быть воспитаны полезные привычки, среди которых  определяющее значение имеет воспитание  привычки к здоровому образу жизни. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Работая с дошкольниками, я стараюсь воспитать у них любовь к физкультуре, спорту, движению, мышечной работе; всегда это поощряю, направляю, чтобы зарожденная радость в движении сохранилась на всю жизнь.

«Движение-жизнь» – такого девиза я придерживаюсь, ведь целенаправленная двигательная активность-это залог здоровья. Я в системе провожу с детьми утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, гимнастику после дневного сна, подвижные игры, физкультминутки на занятиях, индивидуальную работу по развитию движений,  физкультурные досуги, праздники, дни и недели здоровья, физкультурно-оздоровительные прогулки, дыхательные упражнения, закаливающие процедуры. Организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5-2 часов. Поскольку эта деятельность как бы «разорвана» и нагрузки просчитаны, дети не утомляются, а напротив, бодры и жизнерадостны. А в результате происходит тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата; предупреждение гиподинамии, которая  развивается при недостаточной двигательной деятельности; предупреждение проявления отрицательных эмоций.

Начиная с младшей группы при благоприятных погодных условиях гимнастику и физкультурные занятия я провожу на свежем воздухе. Утренняя гимнастика по своей сути является утренней прогулкой, так как во время её дети не только бегают и выполняют физические упражнения, но и играют, им также предоставляется время для свободной деятельности. Что касается усвоения кислорода тканями и органами, то во время физических упражнений на свежем воздухе этот процесс протекает интенсивнее. И в этом отношении наша  утренняя гимнастика на свежем воздухе равняется обычной часовой прогулке.

Проводя гимнастику после дневного сна, стараюсь поднять настроение и мышечный тонус  детей, обеспечить профилактику нарушений осанки, воспитывать самоорганизованность.

Считаю важным ежедневно проводить оздоровительный бег (длительный бег в медленном темпе). Предварительно провожу разминку, чтобы разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. В разминку включаю приседания, различную ходьбу, бег на месте. Затем дети бегут в нужном  темпе. Заканчивается бег замедлением темпа и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания, упражнений на расслабление.

Использую в своей работе некоторые приемы закаливания детей: обширное умывание водой из-под крана; обливание ног; погружение ног в воду; ходьбу босиком (сначала в носочках по ковру, по полу, затем босиком) на физкультурных занятиях; сон без маечек при благоприятном температурном режиме (не ниже +18 С).

Приобщаю детей к регулярным занятиям физкультурой, работаю над созданием у них установки на самостоятельные занятия, даю необходимые знания по физической культуре, безопасному поведению. Формирую представление о том, что каждый человек должен сам заботиться о  себе и своей здоровье, прививаю культурно-гигиенические навыки, воспитываю сознание того, что человек-часть природы, общества, что надо бережно относиться к окружающей нас среде («болеет» природа – болеет и человек); даю детям сведения о том, что полезно для здоровья что вредно.

Таким образом, у дошкольников формируются навыки, необходимые для поддержания здоровья и работоспособности.

Но ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети-родители-педагоги». Поэтому я стараюсь всегда установить доверительный деловой контакт между семьей и детским садом, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были понятны родителям. Предоставляю информацию для родителей на стендах, в папках-передвижках, оказываю консультативную помощь. Систематично и последовательно работаю в течение всего периода пребывания ребенка в детском учреждении над формированием и укреплением здоровья, его полноценным развитием, считаю, что принцип здорового образа жизни должен стать жизненным принципом каждого педагога, родителя, ребенка.

Источник

Тема: «Достижение нового современного качества дошкольного образования;

системный подход в формировании здоровья и развития ребенка; оптимизация социально-оздоровительных технологий для различных видов ДОО»

На современном этапе развития в РК происходят глубокие социально- экономические преобразования, которые требуют новых подходов к системе дошкольного образования и поиска новых эффективных форм организации учебного процесса.

Это своевременно нашло отражение в стратегической программе « Казахстан 2030», Государственная программа развития образования в РК на 2011-2020 годы, Закон РК « об образовании», Программе по обеспечению детейдошкольным воспитанием и обучением «Балапан» и других основополагающих нормативных документах и подзаконных актов. В представленных государственных документах заложены концептуальные основы модернизации дошкольного образования в РК. максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Цельдошкольного образования состоит в создании условий для Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, проверить свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучению.

Дошкольное образование –это сопровождение ребенка в познание мира, поддержка и помощь в развитии. Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования.

Основные направления дошкольного образования – это подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности, раскрытие способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.

В настоящее время большинство дошкольных организаций сельской местности республики существуют с меньшим количеством групп и смешанным по возрасту составом детей: одно групповые, двух групповые, трех групповые.

Дошкольное воспитание и обучение- первый уровень системы непрерывного образования РК, создающий условия для формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Основными целями дошкольного воспитание и обучения являются:

  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни;
  • Гармоническое развитие личности ребенка, удовлетворении его интересов и развитие способностей на основе приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям;
  • Формирование социально-духовных качеств личности, позволяющих ребенку жить и плодотворно действовать в общественно – социальной, природной среде;
  • Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
  • Стимулирование коммуникативной познавательной, игровой и другой активности; формирование потребности в получении знаний;
  • Развитие индивидуальности, любознательности, производительности, способности к творческому самовыражению;
  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие положительного самоощущения.

Осуществление этих целей требует единого подхода к определению обязательного минимализма содержания дошкольного образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки воспитанников, что обеспечивается государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения предусматривает достижение следующих целей:

  • Максимальный объем учебной нагрузки воспитанников.
  • Повышение профессиональной компетентности специалистов дошкольного воспитания и обучения, основной в первую очередь на личностно- ориентированном взаимодействий их с детьми организации развивающей среды.
  • Ориентация содержания дошкольного воспитания и обучения на стимулирование и поддержку эмоционально духовно- нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, творческих возможностей в различных видах деятельности.
  • Песочная терапия.
  • Закаливание
  • Психогимнастика
  • Музыкотерапия

Предоставленный выше аналитический обзор нормативных документов, регулирующих формирование системы дошкольного образования в РК, позволяет сделать вывод, что они в целом предусматривают решении следующих стратегических задач:

  • Повышение доступности качества, открытости сферы образования; внедрение принципов корпоративного управления
  • Обеспечения online доступаучащихся ко всме мировым общеобразовательным, информационным ресурсам.
  • Создание системы инклюзивного обучения обеспечивающей соответствующий уровень дошкольного и профессионального образования для детей и взрослых с ограниченными возможностями в развитии
  • Внедрении вариативных форм дошкольного воспитания и обучения, формирование высокой готовности детей к обучению в школе, обеспечение их ранней позитивной социализации
  • Обеспечение нормативно- правовой базой регулирующей обновление содержание образования, непрерывность и динамичность образовательных услуг.
  • Решение социальных вопросов.

Здоровье относится к числу глобальных проблем, что имеют жизненно важное значение для всего человечества.

По выражению академика Н.А. Амосова « чтобы- быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значимые. Заменить их нельзя ничем»

Здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни который он ведет . Человек все свои надежды на здоровье практически полностью связывает с медициной. Но не медицина может спасти нас от гибели. Помочь себе, детям мы должны сами и только сами.

Вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более актуальными. Исходя из задач и средств физического воспитания детей дошкольного возраста, у детей каждой возрастной группы должны быть даны определенные знания, воспитаны полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Систематически необходимо проводить: утреннюю гимнастику, физические занятия,гимнастику после сна, подвижные игры, физкультминутки на занятиях, индивидуальные работы по развитию движения, физкультурные досуги и развлечения, праздники, дни и недели здоровья, физкультурно- оздоровительные прогулки, дыхательные упражнения,закаливающие процедуры, систематичныеи последовательные работы в течении всего периода прибывание ребенка в детском учереждении над формированием м укреплением здоровья, его полноценном развитии здорового образа жизни должны стать жизненным принципом каждого педагога, родителя, ребенка.

Здоровье детей и его укрепление является одной из основных задач любого детского сада. Где забота не только о физическом, но и психологическом и социальном благополучии детей.

  • Дыхательная гимнастика.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.

Не обходимо соблюдать следующие правила:

– выполнять упражнениякаждый день;

-проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении;

– заниматься до еды;

– дозировка количества и темп проведения упражнения;

– вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать через рот;

– вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно;

– после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 секунды;

– в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди, плечи не поднимать при в дохе и не опускать при выдохе

2.Цветотерапия.

Как правило, детские товары выделяются сразу и все за счет цветного оформления. Эти цвета легко воспринимаются детьми и обращают внимания.

Желтый цвет – гармонизирующий цвет, который вызывает радостные ощущения, ребенок остается послушным и сосредоточенным.

Зеленый цвет сказывается на изменения и развития характера, так же наделяется уверенностью в себе и смелостью.

Оранжевый цветможет пробудить аппетит и перенести одиночестко.

Фиолетовый цвет – дарит чувство гармонии и покоя.

Синий цвет – передает глубину и чистоту, пробуждает воображение и интерес.

Голубой цвет – выражает легкость, свежесть и невесомость, оказывает расслабляющие и успокаивающие действия.

3.Гимнастика пробуждения

Гимнастика пробуждения направлена на постепенный переход детейото сна к бодрствованию. Длительность гимнастики в постели 4-5 мин.

Песочная терапия- это исследование поведения ребенка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком. Открывает широкий простор фантазии развивает мелкую моторику, помогает регулировать мышление.

Закаливание- одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний . Закаливать свой организм необходимо каждому! Прогулка , гимнастика после сна, хождение босиком по солевым дорожкам, закаливание носоглотки ( полоскание после приема пищи),воздушные ванны, утренняя гимнастика

Психогимнастика -курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Эти занятия показаны детям с через мерной утомляемостью, замкнутым с неврозом, нарушениями характера

Музыкотерапия – использование музыки в любом виде. Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолеть неблагоприятные установки и отношения, улучшить эмоциональное состояние.

В конечном итоге долг каждого воспитателя совместно с родителями и другими сотрудниками ДО формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Источник

Как мы уже знаем в 21-м веке важно научиться отличать достоверную информацию от бесполезной и вредной.

Как это сделать?

В этом нам поможет системный подход. Что это такое?

Системный подход — это решение поставленной задачи с учетом множества параметров, на основе которых функционирует система. Звучит довольно страшно, но на самом деле вы уже с этим сталкивались неоднократно.

Вот например, приготовление супа. Вас же не удивляет, что в рецепте указано множество ингредиентов, степень их измельчения, последовательность действий, температурный режим, необходимое время приготовления. Все привыкли, что все эти вещи важны. Если вы не положите в суп какой-то ингредиент или ошибетесь со временем кипячения, то суп или не получится совсем, или будет невкусным.

То есть вы осознаете, что каждый из указанных параметров одинаково важен для успеха.

То есть для успеха не только важно знать полный список (а их много как видите) параметров, но также важно уметь их контролировать в процессе достижения цели.

То же самое верно для всего остального: для эффективного обучения и воспитания детей, для ведения бизнеса, для построения гармоничных отношений в семье, чего угодно.

Проблема в том, что часто мы не знаем всех параметров, влияющих на успех и не можем ими управлять. Допустим наша задача обучить ребенка счету или чтению. Здесь возникает масса вопросов:

— в каком возрасте начинать

— как мотивировать

— в какой последовательности обучать

— как часто проводить занятия и какова должна быть их длительность

— как оценивать успех ученика

И так далее.

На основе работ Выготского, Монтессори, Гальперина, Гиппенрейтер и собственного опыта я разработала формулу успешного обучения, в которую входит 14 параметров, которые желательно учесть при организации обучения детей:

1. Процесс обучения учитывает возрастные особенности развития мозга ребенка

2. Определен адекватный уровень сложности (не слишком легко, не слишком сложно) и адекватная длительность одного занятия. Это может быть и 15 минут для самых маленьких, или, например, правило 45-15 для детей постарше, когда после интеллектуальной нагрузки есть перерыв на физ активность и наоборот.

3. Дана схема обучения: что будет уметь ребенок, какие будут этапы обучения, как связан приобретаемый навык с дальнейшим развитием способностей ребенка

4. В процессе обучения используются эстетически привлекательные материалы, подходящих цветов.

5. Обучение идет с использованием материальных объектов (задействование моторики)

6. Ребенок способен назвать чем он занят, рассказать о процессе (соотнесение процесса обучения с речью)

7. Ученик мотивирован, стремится обучаться, знает, что приобретаемый навык повышает его статус.

8. В процессе обучения тренируется память

9. В процессе обучения задействована социальная интеграция: обучающиеся имеют возможность общаться между собой, наблюдать процесс и результат обучения у сверстников, делиться своими достижениями.

10. В процессе обучения присутствуют игровые элементы, юмор

11. В финале каждого занятия ученикам озвучиваются их успехи (сегодня вы сделали …, теперь вы умеете ….) происходит поощрение. (медали, наклейки, баллы и т.п.)

12. Обучение происходит регулярно (желательно не реже 2 раз в неделю) Вы можете обучать совершенно разным вещам, главное, чтобы занятия были регулярными.

13. Дети имеют возможность творчески подходить к обучению — находить собственные альтернативные способы решения задач, пробовать, ошибаться и это поощряется преподавателем.

14. В процессе обучения используются абстрактные понятия.

Эта формула может показаться громоздкой, но кто в 21-м веке не использует системный подход тот безнадежно отстает.

В ближайшее время мы вместе с вами разберем подробно каждый пункт, я разошлю всем интересующимся чек-листы и на конкретных примерах вы узнаете как использовать книги для успешного обучения и эффективной мотивации детей к познанию.

Хорошего чтения и новых суперспособностей вам и вашим детям.

#обучениедошкольников #формулаобучения #издательствоай

#осознанноеродительство #умныйродитель

Источник