Системные нарушения в развитии ребенка

Системные нарушения в развитии ребенка thumbnail

Большая часть детей в пятилетнем возрасте при нормальном развитии речи полноценно могут разговаривать, выражать свои мысли, использовать также сложные конструкции в общении.

Они обладают большим словарным запасом, чтобы правильно высказывать свои мысли. При нарушении этих процессов у ребенка возникает системное недоразвитие речи, когда требуется консультация специалиста. Важно провести обследование, чтобы исключить серьезные патологические причины.

Что такое задержка речевого развития (ЗРР)?

Системное недоразвитие речи является целым комплексом расстройств речевого аппарата. При этом патологическое состояние сопровождается нарушением важных языковых составляющих. Речь идет про фонематику, грамматику и лексику. У некоторых детей задержка речевого развития наблюдается по причине развития более серьезного заболевания психоэмоционального характера.

Комплексные расстройства в работе речевого аппарата нарушают языковые элементы:

  • Фонетика. Ребенку тяжело правильно произносить звуки.
  • Лексика. Словарный запас у ребенка минимальный.
  • Грамматика. Малышу сложно менять падежные окончания в словах, составлять предложения.

Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степениСистемное недоразвитие речи в большинстве случаев диагностируется у детей с умственной отсталостью. Патологическое состояние, которое сопровождается органическим повреждением мозга. В случае, если слух и интеллект сохраняются, пациенту устанавливают диагноз – общее недоразвитие речи.

Нормы развития речи у ребенка

Существуют определенные критерии, которые помогут родителям заподозрить нарушения у ребенка и обратиться в больницу:

ПериодОписание
1-8 месяцевВ этот период ребенок издает звуки и слоги. Постепенно появляется детский лепет. Кроха играет с голосовыми звуками. Может называть определенные предметы и людей, с которыми чаще всего общается. Формируется также артикуляция и интонация.
1-2 годаРебенок начинает произносить глаголы, но родители принимают этот шаг за первые слова. На этом этапе все зависит от психического развития ребенка. В некоторых ситуациях его понимают только близкие люди, которые больше всего проводят с ним время. К 2 годам малыш уже произносит несколько слов или фразы. Словарный запас постепенно увеличивается.
2-3 годаКоличество слов постепенно увеличивается. Малыш пытается составлять предложения, отталкиваясь от главного слова, в результате чего формируется грамматическая связь. На этом этапе ребенок начинает осваивать изменение окончаний в словах. Он учится мысленно обдумывать слова и конструкции, постепенно осваивать родной язык.
3-5 летНа этом этапе ребенок произносит законченные фразы, отрывки устной речи с общим смыслом. Он учится поддерживать общение с собеседником. В этот же период формируется словарь его языка.
5-7 летРебенок осваивает связную речь. Учится высказывать свои мысли, составляя целые предложения. При этом он придерживается определенной последовательности. У него формируется разговорное логическое мышление.

Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Деление речевого развития на уровни в каждом случае происходит индивидуально. Все зависит от психоэмоционального состояния ребенка, его физического здоровья и индивидуальных особенностей.

Уровни недоразвития речи

От выраженности присутствующих нарушений зависит уровень развития речи.

В медицине различают следующие этапы проявления расстройств:

НазваниеОписание
I уровеньРебенок в разговоре использует лепетные слова, звукоподражание, жесты и мимику.
II уровеньПрисутствуют некоторые зачатки общеупотребительной речи. Ребенок примитивно общается, его слова искажены. Присутствуют также элементарные грамматические формы и конструкции.
III уровеньРечь у ребенка развернутая, но присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
IV уровеньНезначительно меняются все компоненты речи.

На любом уровне недоразвитие речи помешает ребенку осваивать новые навыки, получать знания. Ограниченное мышление скажется на письме и полноценном общении с другими людьми. Исправить ситуацию поможет своевременная консультация у специалиста.

Симптомы отклонений

Клинические признаки, возникающие у детей различного возраста при недоразвитии речи, помогут квалифицированному специалисту правильно поставить диагноз и назначить эффективное лечение.

Системное речевое недоразвитие сопровождается следующими клиническими симптомами:

  • маленькие дети до года не издают звукосочетания и плохо реагируют на слова окружающих людей;
  • нарушается жестикуляция и мелкая моторика;
  • в 1,5 года малыш не повторяет слова или действия взрослых;
  • в возрасте 2-х лет ребенку сложно выговаривать слова или словосочетания;
  • меняется тембр голоса.

При нормальном развитии речи у ребенка, родители его понимают в разговоре.

В зависимости от степени системного недоразвития речи, у маленького пациента появляются следующие клинические симптомы:Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

НазваниеСимптоматика
Легкая степень
  • присутствует незначительная дисграфия;
  • минимальный словарный запас;
  • незначительно нарушено звукопроизношение;
  • трудности при произношении сложных речевых материалов;
  • в ходе пересказа теряется смысл предложений.
Средняя
  • нарушается произношение определенной группы звуков;
  • появляются проблемы с фонематическим анализом и слухом;
  • ребенок плохо понимает слова с переносным или скрытым смыслом;
  • школьники предпочитают пассивное общение;
  • при пересказе происходит искажение текста, теряется смысл;
  • ограничен лексикон.
Тяжелая
  • нарушено произношение различных звуковых групп;
  • ребенку тяжело формировать слова, словосочетания;
  • используя один звук, малыш называет несколько предметов или явлений;
  • существенно нарушен фонематический анализ и восприятие;
  • ребенку тяжело воспринимать предложения и формировать их самостоятельно;
  • нарушено восприятие речи;
  • в общении с другими людьми дети используют жесты и мимику;
  • максимально уменьшен словарный запас;
  • нарушается мелкая моторика, навыки письма на минимальном уровне;
  • снижена сила голоса, присутствует монотонная интонация.
Читайте также:  Развитие ребенка в школе раннего развития

Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Системное недоразвитие речи – это серьезный диагноз, который чаще выявляется у детей после пятилетнего возраста. Необходимо пройти комплексное обследование для его подтверждения. Диагностикой и лечением занимается врач психиатр, невролог или логопед.

Причины недоразвития речи

Существуют многочисленные внутренние или внешние факторы, которые провоцируют нарушение развития речи у ребенка.

НазваниеОписание
Внутренние факторы
  • патологическое поражение женского организма в период вынашивания малыша;
  • аборты;
  • гинекологические заболевания;
  • развитие сахарного диабета;
  • сильный токсикоз во время беременности;
  • роды в раннем или позднем возрасте;
  • вредные привычки (злоупотребление спиртными напитками, наркотическими веществами и табачными изделиями в период вынашивания малыша);
  • гипоксия плода;
  • родовая травма, которая провоцирует нарушение работы головного мозга у малыша.
Внешние причины
  • тяжелые заболевания центральной нервной системы у ребенка;
  • неправильное воспитание малыша;
  • отсутствие речевого общения в период до года;
  • церебральный паралич;
  • рахит;
  • астения;
  • генетические аномалии;
  • простудные заболевания и осложнения на их фоне;
  • неблагоприятная окружающая экологическая обстановка.

Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Нарушения, связанные с развитием речи, также появляются в результате сильных эмоциональных стрессов, которые малыш переживает в семье. Проблемы провоцирует недостаточное общение с ребенком. Навредить детям можно сюсюканьем, когда родители неправильно произносят слова в разговоре с крохой.

Классификация

Существует также определенная классификация системного недоразвития речи, в основе которого лежат общие нарушения:

НазваниеОписание
I уровеньУ ребенка полностью отсутствуют речевые навыки.
II уровеньЭтап развития малыша, на котором присутствуют начальные элементы речи и большое количество аграмматизма.
III уровеньРебенок в разговоре использует отдельные фразы, но звуки и смысл общения практически отсутствуют.
IV уровеньЗадержка речевого развития на этом этапе характеризуется отдельными проблемами. У ребенка нарушена лексика, фонетика, грамматика и фонематика.

На раннем этапе нарушенного развития речи у ребенка прогнозы благоприятные. Своевременная помощь позволит малышу восполнить пробелы в общении. На поздних стадиях недоразвития речи ситуация сложнее и малышу потребуется длительное, тяжелое лечение. Несмотря на критическую оценку получить положительные результаты после терапии также возможно.

Степени системного недоразвития

Системное недоразвитие речи – это сложная патология, требующая квалифицированной помощи специалистов.

В зависимости от присутствующих изменений у ребенка, в медицине нарушения классифицируют следующим образом:

НазваниеОписание
СНР легкой степениСловарный запас у ребенка настолько слабый, что ему тяжело произносить звуки, косвенные падежи, множественные числа или улавливать сложные моменты. Он не может понять причинно-следственных связей.
СНР средней степениРебенок не воспринимает сложные предложения или слова с переносным смыслом. Ему также тяжело выстраивать смысл пересказанного фрагмента. Активная речь слабая, словарный запас на минимальном уровне, неправильно поставлена координация движения языка.
СНР тяжелой степениМаленькому пациенту трудно воспринимать речь, отсутствует способность связывать слова и предложения. Нарушена мелкая моторика. Ребенок не умеет писать или читать, в некоторых ситуациях эти способности даются с большим трудом.

Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Самостоятельно родители не смогут установить степень нарушения развития речи. Необходимо обратиться к квалифицированному специалисту – логопеду. Врач проведет осмотр, опросит малыша, сделает свои выводы и при необходимости назначит дополнительное обследование. Результаты и правильно поставленный диагноз помогут врачу подобрать максимально эффективные методы лечения.

Недоразвитие речи при умственной отсталости

Системное недоразвитие речи – это серьезное патологическое состояние, которое при умственной отсталости сопровождается следующими клиническими симптомами:

  • нарушается память;
  • усиливается двигательная активность пациента;
  • ребенку тяжело сосредоточить свое внимание;
  • отсутствует осознанная воля;
  • языковая система в сравнении с установленными нормами, слабо развита;
  • у ребенка возникают сложности при определении простых понятий, постановки связи между ними;
  • мышление у пациента частично или полностью отсутствует.

Нарушено также психоэмоциональное развитие у ребенка. Присутствующие расстройства негативно сказываются на речевом общении пациента с окружающими людьми. Они также мешают формироваться другим социально важным навыкам.

Лечение СНР у детей

Эффективность терапии зависит от многочисленных факторов, среди которых скорость оказания помощи ребенку, также степень тяжести присутствующих нарушений. Родителям необходимо постоянно следить за здоровьем малыша, чтобы своевременно выявить нарушение речи и обратиться в больницу.Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Читайте также:  Развитие легких у ребенка 3 года

Схему и методы терапии подбирает врач логопед, при этом учитывая другие расстройства у ребенка. При необходимости маленькому пациенту может понадобиться дополнительно консультация других профильных специалистов (психолога).

Развитие мелкой моторики

Системное недоразвитие речи – это патологическое состояние, которое возникает чаще в результате проблем с мелкой моторикой. В этой ситуации родителям рекомендуется больше уделять внимания ребенку. Заниматься с ним лепкой, рукоделием, аппликацией и оригами. Интересные и совместные дела помогут также родителям сблизиться со своим чадом.

Психологический комфорт

Основной принцип терапевтического метода заключается в том, чтобы максимально оказать ребенку психологическую помощь. Необходимо защитить кроху от насмешек окружающих. Воспитателей в саду или в учителей в школе попросить не акцентировать внимание на существующих проблемах. Нельзя ругать ребенка, если он отстает от общего темпа развития всего класса, группы.

Его необходимо учить читать, но без излишнего давления. Пусть понимает, что нужно учиться, рекомендуется также делать перерывы в учебе. Не стоит насиловать ребенка, ему и так тяжело дается весь процесс.

Психологический комфорт помогут создать положительные эмоции. Родителям необходимо хвалить малыша, даже за незначительные достижения. У него будет желание и стремление делать больше, лучше. От ругательств и негатива не будет никакой пользы.

Упражнения

В большинстве случаев логопед использует специальные упражнения, которые помогают развивать речь и мышление у ребенка. Если кроху такие занятия не пугают, тогда их можно проводить в домашних условиях. Комплекс упражнений рекомендуется обсудить с логопедом.Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Специалист подскажет, какие из них помогут лучше развить речь:

  • Можно составлять предложения, начиная с нескольких слов и заканчивая сложными конструкциями.
  • Рекомендуется также проводить занятия, где ребенку необходимо дорисовать цифры или буквы.
  • Можно лепить буквы и цифры из пластилина или составлять их из палочек.
  • Полезным является упражнения, в ходе которого малыш пытается прочитать зачеркнутые слова.
  • Дополнительно также рекомендуется составлять слова из перемешанных слогов и букв.

В тяжелых ситуациях, учитывая результаты комплексного обследования и индивидуальные особенности состояния ребенка, маленькому пациенту подбирается медикаментозная терапия:

Группа лекарствНазваниеПрименение
Производные аминомасляной кислотыАминалон, ПантогамЛекарства стимулируют кислородный обмен и замедляют нервные импульсы. Детям назначают по 1-2 г в сутки. Дозировка зависит от возраста и ее можно разделить на 2 приема. Курс лечения продолжается минимум 2-3 недели.
Производные пиритинолаЦеребол, ЭнерболПрепараты улучшают утилизацию глюкозы. Лекарство принимают 2-3 раза в сутки после еды. Детям назначают по 0,05-0,3 г в течение 2-х месяцев.
ПсихостимуляторыЦераксон, ПирацетамЛекарство улучшает энергетический обмен, память, внимание и устраняет застойные явления. Детям назначают по 30-50 мг 1 раз в день.
Поливитаминные комплексыМультивит, МильгаммаПрепараты поддерживают функционирование нервной системы. Детям лекарство назначают по ½ таблетки 1 раз в сутки.

Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Дополнительно назначаются экстракты нервных клеток животных. Лекарства способствуют регенерации поврежденных клеток нервных волокон.

Физиотерапия

Для стимуляции речевой зоны головного мозга и центров, которые отвечают за интеллект, применяются физиотерапевтические процедуры (электрорефлексотерапия, магнитная терапия, иппотерапия и дельнотерапия).

Любой метод лечения следует обсуждать с лечащим врачом, поскольку можно вызвать обратный эффект и спровоцировать эпилептические приступы у ребенка, также расстройство психики или судороги.

Взаимодействие с лошадями или дельфинами уменьшает гипертонус, мышечный спазм мелкой мускулатуры. Происходит стимулирование речевых центров головного мозга.

Системное недоразвитие речи у детей чаще диагностируется в результате повреждения головного мозга. Серьезное нарушение сопровождается неправильным произношением слов и звуков, при этом словарный запас на минимальном уровне. Консультация логопеда позволит определить степень нарушений и подобрать максимально эффективный метод коррекции.

Видео об СНР

Системное недоразвитие речи:

Источник

 Появление вторичных нарушений психического развития (схема)

Весьма часто появление вторичных или системных нарушений рассматривается как почти автоматический процесс. В действительности

вторичные отклонения не появляются и не исчезают сами по себе. Их появление и формирование связано с работой многочисленных сложных механизмов

(схема 7.1).

 Влияние первичного нарушения на усвоение культурного опыта

Первично поврежденная функция сама по себе еще не может вызвать появление вторичных нарушений в развитии. Психическое развитие ребенка, формирование его сознания возможны лишь в процессе общения. Общаясь с ребенком, взрослый передает ему культурно-исторический опыт человечества, усвоение которого и составляет сущность процесса формирования человеческого сознания.

Читайте также:  Развитие ребенка в детском саду реферат

На ранних этапах развития передача культурно-исторического опыта состоит в том, что взрослый раскрывает ребенку способы действия с теми или иными предметами (ложка, вилка, карандаш и пр.), ибо

открыть эти способы самостоятельно ребенок не может

. Овладевая способами действия с предметами и, тем самым, входя в мир человеческой культуры, ребенок обретает и человеческое сознание.

Отсюда не сложно понять, что

  • любое первичное нарушение в разной степени
    и с разных сторон затрудняет процесс передачи
    и усвоения культурного опыта
    и тем самым
  • замедляет процесс психического развития,
    формируя различные системные отклонения
    .

 Фазы становления высших психических функций (ВПФ)

В процессе своего становления
высшие психические функции проходят последовательно 2 фазы:

  1. Интерпсихическая фаза — характерно то, что
    сама функция существует не самостоятельно и всецело
    не принадлежит ребенку, а в разделенном виде.
    Какая-то часть функции реализуется взрослым,
    а какая-то — ребенком.
  2. Интрапсихическая фаза — только пройдя предыдущую фазу,
    психическая функция становится
    внутренней принадлежностью ребенка.

 Коммуникативный механизм формирования системных отклоений

Говоря об этом, становится понятна исключительная роль взрослого и общения с ним ребенка в процессе формирования ВПФ. Любое первичное нарушение способно серьезно осложнить процесс общения ребенка со взрослым, тем самым замедляя темпы формирования ВПФ. Не случайно неоднократно в научной литературе указывается на то, что

в детском возрасте элементарные психические функции чаще подвергаются повреждению, а высшие — недоразвитию

. Описанные механизмы формирования системных отклонений можно обозначить как коммуникативные.

 Депривационный механизм формирования системных отклоений

Еще один механизм формирования системных отклонений обозначается как депривационный (от лат. “deprivatio” — потеря, лишение).

Негативное влияние разных форм депривации на характер психического развития ребенка известен давно.

  • Своеобразие жизненной ситуации
    детей с отклонениями в развитии таково,
    что большинство из них неизбежно вынуждено
    находиться в депривационной ситуации длительное время.
    • Нарушения слуха, зрения, речи,
      опорнодвигательного аппарата и пр.
      можно рассматривать как первичные
      клинические формы депривации,
      сами по себе замедляющие
      процесс возрастного развития
      .
    • Для многих детей с отклонениями в развитии
      характерными являются ситуации
      социальной и эмоциональной депривации
      ,
      типичные для образа их жизни,
      особенно в дошкольном детстве.

Это дополнительно осложняет условия их психического развития.

 Деятельностный механизм формирования системных отклоений

Наконец, следует указать на деятельностный механизм формирования вторичных отклонений.

  • Психика выступает в роли внутреннего
    регулятора внешней предметной деятельности
    .
    Именно поэтому нарушение процесса ее развития
    как первичное явление обязательно
    практически при всех формах дизонтогенеза
    сказывается на развитии моторной сферы,
    предметных действий и разных форм деятельности
    .
  • Но тут же срабатывает и обратная связь.
    Сама психика, регулируя
    внешнюю предметную деятельность изнутри,
    выступая в качестве ее внутреннего плана,
    в то же время только в этой предметной
    деятельности и формируется
    .

Все новообразования в процессе психического развития формируются лишь в рамках ведущего вида деятельности. Поэтому замедление в темпах формирования разных видов предметной деятельности является одной из причин отставания в развитии и возникновения вторичных отклонений.

 Речевой механизм формирования системных отклоений

Мы должны также назвать еще одно направление в процессе формирования вторичных отклонений — назовем его речевым. Характеризируя основные свойства высших психических функций,
Л. С. Выготский указывал на:

  • прижизненность развития,
  • осознанность,
  • произвольность,
  • опосредствованный характер строения.

В качестве опосредующего элемента в структуре ВПФ выступает речь — внешняя и внутренняя, в зависимости от этапа возрастного развития. Дальнейший ход рассуждений вполне ясен. Отставание в речевом развитии, характерное для разных форм дизонтогенеза, является еще одной из причин замедления формирования ВПФ.

 Вывод о опосредованности первичного нарушения ко вторичному

Таким образом, возвращаясь к началу нашего анализа, мы можем сделать вывод о том, что

само наличие первично нарушенной функции автоматически не вызывает появления вторичных отклонений

.
Вторичные отклонения являются результатом ограничений:

  • общения,
  • предметной деятельности,
  • речевого развития,
  • воздействия депривационного фактора.

Но сказанное отнюдь не означает, что первичное нарушение вообще не причастно к появлению вторичных отклонений.

  • «Пусковое» влияние первичного нарушения, помимо
    • качества,
    • глубины,
    • времени возникновения,
      во многом опосредуется степенью включенности
      ребенка в сферу общения и деятельности
      .

Вот почему при одном и том же первичном нарушении мы можем наблюдать разные вторичные отклонения с точки зрения их выраженности и качественного разнообразия.

Источник