Системное сопровождение развития ребенка это

Системное сопровождение развития ребенка это thumbnail

В последнее десятилетие в российской системе образования сложилась особая культура помощи и поддержки ребенка в учебно-воспитательном процессе, называемая психолого-педагогическим сопровождением развития. Необходимую работу с детьми проводит классный руководитель, методист, детский психолог, учитель и т. д. На базе образовательного учреждения могут быть созданы специальные центры сопровождения. Целью комплексной работы является определение и создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения детей в ситуациях школьного взаимодействия. Сопровождение развития ребенка включает проведение профилактических работ, групповой и индивидуальной диагностики, развивающей и коррекционной работы.

Назад к статьям

Сопровождение развития ребенка

Содержание

  • Виды
  • Принципы

Задачи сопровождения

  • Предупреждение появления проблем развития ребенка.
  • Содействие (помощь) в решении актуальных задач обучения и социализации: учебных трудностей; проблем эмоционально-волевой сферы; трудностей выбора профессии; проблем взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками.
  • Наблюдение развития ученика в процессе обучения (мониторинг психологического статуса).
  • Развитие психологической культуры (психолого-педагогической компетенции) учеников, родителей, преподавателей.
  • Психологическая поддержка учащегося.

Системное сопровождение развития ребенка это

Виды

Индивидуальное

В рамках индивидуального сопровождения в образовательном учреждении выявляется потенциальная и реальная «группа риска», то есть дети, которые находятся под воздействием одного либо нескольких факторов риска. В данном случае гарантированная помощь предоставляется тому ребенку, который в ней нуждается. Данный принцип работы противоположен так называемому заявительному сопровождению, при котором специалисты работают только с теми детьми, родители которых либо педагоги заявили об этой необходимости. В этом случае зачастую из внимания взрослых выпадают именно те дети, которые более всего нуждаются в помощи и поддержке. Индивидуальное же сопровождение развития исключает подобные ситуации.

Системное

Системное сопровождение представляет собой комплекс работ, направленных на коррекцию и профилактику проблемы, связанной не с одним ребенком, а с системой в целом. Педагоги, методисты, детские психологи разрабатывают и реализуют программы развития образовательной системы с учетом создания более благоприятных условий для детского развития. Кроме этого, разрабатываются профилактико-коррекционные программы, которые направлены на решение актуальных проблем сегодняшнего времени, например, «Борьба с наркотиками», «Толерантное отношение к мигрантам» и т.д. При создании данных программ учитывается специфика современного понимания проблемы и путей ее разрешения.

Принципы

Рекомендательный характер советов

Советы, которые получают родители или ребенок, должны носить рекомендательный характер. Основная идея сопровождения – это развитие в ребенке самостоятельности при решении актуальных проблем. Сопровождающий может дать совет, как выйти из сложившейся ситуации, но не имеет права обязывать детей поступать определенным образом. Ответственность за принятое решение лежит на родителях и ребенке.

Первостепенная важность детских интересов

На развитие проблемной ситуации влияет не только социальное окружение ребенка, но и особенность его личности. Другими словами, при решении проблемы дети часто оказываются неправыми. Справедливость требует объективного разрешения ситуации, однако сопровождающий не должен забывать, что на стороне взрослого его жизненный опыт, возможность обратиться в различные социальные организации и структуры. На стороне ребенка, как правило, только он сам. В этом случае сопровождающий должен стараться разрешить проблему с максимальной пользой для своего подопечного и отстоять его интересы.

Непрерывность сопровождения

Сопровождающий должен оказывать гарантированную помощь на каждом этапе решения проблемы. Специалист прекращает поддерживать ребенка только в том случае, когда проблема будет полностью решена либо подход к решению станет очевиден. Также этот принцип означает, что детям, находящимся в «группе риска», например, детям-сиротам, гарантируется профессиональная помощь в течение всего периода становления.

Мультидисциплинарность сопровождения

Педагог, детский психолог, родители и т.д. должны работать в команде, используя единые методы и опираясь на общую систему ценностей. Работа сопровождающих должна быть согласована, только в этом случае можно добиться желаемого результата и эффективного разрешения детской проблемы.

Показатели качественного сопровождения

  • Стартовые возможности для развития индивидуальности и формирования личности каждого ребенка созданы в полной мере.
  • Динамика заболеваемости снижается, отмечается улучшение общего состояния здоровья, ребенок быстрее выздоравливает при простудах.
  • Ребенок ведет активный образ жизни, подвижен, занимается спортом, имеет хобби и увлечения.
  • Ребенок обладает ключевыми компетенциями: информационной, социально-коммуникативной, технологической.
  • Ребенок эмоционально отзывчив и доброжелателен в общении с окружающими: родителями, педагогами, сверстниками.

Тенотен Детский – выбор родителей, заботящихся о спокойствии своего ребенка

Источник

Полюх Ольга
Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста

Доклад

по теме:

«Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста».

Подготовила: воспитатель 2-ой младшей группы

Константинова Ольга Анатольевна.

2019г

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.

Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать — дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

Основные принципы технологии сопровождения развития ребенка

Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования. На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это помощь ребенку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания. Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самопознания, умения управлять собой и делать личностный выбор. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками. Это не просто проведение коррекционно-развивающих занятий и даже системы таких занятий. Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. Взрослый внимательно наблюдает за воспитанником, фиксирует его достижения, помогает преодолевать трудности примером и советом.

Основными принципами условий жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении являются:

рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;

«быть на стороне ребенка»: специалист сопровождения стремится решать каждую проблему с максимальной пользой для ребенка, даже если ребенок виноват в ней сам;

непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например, хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;

мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;

автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения. Сопровождение предполагает индивидуальный подход и создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска», оказание гарантированной помощи всем в ней нуждающимся, а не только по заявлениям взрослых.

Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста начинает действовать задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Она состоит из двух блоков:

I БЛОК

Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

I этап маркетинговые исследования;

II этап социологический;

III этап адаптационный.

I этап

Маркетинговые исследования:

Изучение контингента детей ближайшего социума; (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания)

Работа с детской поликлиникой;

II этап

Социологический:

Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);

Субъективная диагностика о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (анкета для родителей); Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.

III этап

Адаптационный:

Режим посещения ДОУ (индивидуальный);

Использование здоровьесберегающих технологий;

Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;

Отслеживание течения периода адаптации.

II БЛОК

Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.

Сопровождение развития детей в группах раннего возраста.

В работе с детьми раннего возрастаактивно взаимодействуют специалисты:

– воспитатель (см. построение педагогического процесса

– медицинские работники;

– администрация ДОУ;

– музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата);

Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую, педагогическую и психолого-педагогическую диагностику.

1. Диагностический этап. Медицинский работник изучает историю развития ребёнка, собирает анамнез. Педагоги (каждый в своей области) проводят наблюдение за ребёнком в разнообразных повседневных ситуациях, которые дополняют специальными заданиями с предметами и игрушками. Мы используем отечественные разработки, позволяющие осуществлять диагностику и мониторинг развития детей раннего возраста.

Разносторонность диагностирования умственного развития ребенка 2 – 3 лет позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения, специфические для каждого типа нарушений.

2. Поисковый этап. Обсуждение результатов диагностики, полученных каждым специалистом. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.

3. Деятельностный этап. Проведение коррекционно-развивающих занятий, ориентированные на развитие детей раннего дошкольного возраста.

4. Рефлексивный этап. Изучение успешности развития и продвижения ребёнка с проблемами в развитии в процессе обучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития детей.

II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста.Приоритетные задачи:

а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;

б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.

Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста.В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т. д., анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т. д.).

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.

Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать — дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

 Основные принципы технологии сопровождения развития ребенка

Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования.

На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это помощь ребенку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания. Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самопознания, умения управлять собой и делать личностный выбор. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника.

Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками. Это не просто проведение коррекционно-развивающих занятий и даже системы таких занятий. Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. Взрослый внимательно наблюдает за воспитанником, фиксирует его достижения, помогает преодолевать трудности примером и советом.

Основными принципами условий жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении являются:

  1. рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;
  2. «быть на стороне ребенка»: специалист сопровождения стремится решать каждую проблему с максимальной пользой для ребенка, даже если ребенок виноват в ней сам;
  3. непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;
  4. мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;
  5. автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.

Сопровождение предполагает индивидуальный подход и создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска», оказание гарантированной помощи всем в ней нуждающимся, а не только по заявлениям взрослых.

Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста начинает действовать задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Она состоит из двух блоков:

I БЛОК

Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

I этап маркетинговые исследования;

II этап социологический;

III этап адаптационный.

I этап

Маркетинговые исследования:

Изучение контингента детей ближайшего социума; (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания )

Работа с детской поликлиникой;

II этап

Социологический:

Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);

Субъективная диагностика о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (анкета для родителей); Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.

“Журнал адаптации” (ознакомительная беседа до поступления ребенка в ДОУ).

III этап

Адаптационный:

Режим посещения ДОУ (индивидуальный);

Использование здоровьесберегающих технологий;

Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;

Отслеживание течения периода адаптации.

II БЛОК

Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.

Сопровождение развития детей в группах раннего возраста.

Включает в себя работу психолога в 4-х направлениях:

с администрацией;

с педагогами;

с родителями;

с детьми.

В работе с детьми раннего возраста активно взаимодействуют специалисты:

– воспитатель (см. построение педагогического процесса);

– психолог;

– медицинские работники;

– администрация Центра;

– музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата);

– инструктор по физической культуре (организует занятия по плаванию, тем самым способствует общему физическому развитию, укреплению здоровья);

– учитель-логопед (индивидуальная работа по развитию речи, консультирование).

Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую, педагогическую и психолого-педагогическую диагностику.

1.Диагностический этап. Медицинский работник изучает историю развития ребёнка, собирает анамнез. Педагоги (каждый в своей области) проводят наблюдение за ребёнком в разнообразных повседневных ситуациях, которые дополняют специальными заданиями с предметами и игрушками. Затем полученные результаты заносят в карту развития ребёнка. Мы используем отечественные разработки, позволяющие осуществлять диагностику и мониторинг развития детей раннего возраста. Оптимальным инструментарием для этого мы считаем диагностический комплект Е.А. Стребелевой.

Предлагаемые методики направлены на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (2 – 3 лет). Они предназначены для определения основных параметров умственного развития ребенка: принятия задания; адекватности его решения; обучаемости во время диагностического обследования; отношения к результату своей деятельности.

Предлагаемые задания позволяют выявить возможности умственного развития ребенка: восприятия, выделения отдельных признаков предмета (величины, цвета); узнавания; наглядно-действенного мышления; продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование).

Разносторонность диагностирования умственного развития ребенка 2 – 3 лет позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения, специфические для каждого типа нарушений.

  1. Поисковый этап.  Обсуждение результатов диагностики, полученных каждым специалистом. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.
  2. Консультативно-проективный этап. Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы помощи ребёнку, выбор методов, распределение обязанностей по реализации программы, определение сроков исполнения и возможности корректировки планов.
  3. Деятельностный этап. Проведение коррекционно-развивающих занятий, ориентированные на индивидуальную программу развития малыша.
  4. Рефлексивный этап. Изучение успешности развития и продвижения ребёнка с проблемами в развитии в процессе обучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития детей.

II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;

б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.

Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т.д.).

Источник