Система взаимодействия специалистов в развитии ребенка
ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 555 «БЕЛОГОРЬЕ» ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Доклад по теме:
«Взаимодействие воспитателей со специалистами ДОУ»
Подготовила: Чижова Ольга Анатольевна
Я, Чижова Ольга Анатольевна, работаю в ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 555 «БЕЛОГОРЬЕ» ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА и мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по теме: «Взаимодействие воспитателей с узкими специалистами».
В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Мы разработали схему взаимодействия специалистов детского сада в работе с детьми.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду были выработаны следующие задачи:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Совместное изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.
4. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.
Были определены формы взаимодействия специалистов: открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, работа с родителями.
У нас в детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.
Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют и проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития. Знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Совместно с воспитателями разрабатывают и проводят: праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями: готовит консультации по просьбе воспитателя, рекомендации, памятки.
В нашем детском саду инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия, вместе с воспитателем в ходе диагностики выявляют физические способности детей, планируют индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы: походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.
Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог-психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый коллектив. В этот момент помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планируется индивидуальную работу с детьми и педагог-психолог дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Вместе участвуют в организации и проведении различных праздничных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Оказывает помощь воспитателю в виде: консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.
Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями, посещает их занятия. Совместно с воспитателем проводят с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Учитель-логопед консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Совместно создаются в группе условия для развития различных видов деятельности с учетом возможностей интересов, потребностей самих детей.
Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности выявляет и развивает творческие способности детей, вместе с воспитателями изучают индивидуальные особенности воспитанников, планируют в ходе занятия задания разных уровней сложности, соответственно подготовке и развитию каждого ребенка. Перед занятиями по изобразительной деятельности воспитатель проводит предварительную работу с детьми в форме бесед, наблюдений, экскурсий, рассматриванию картин, чтению стихов, сказок, рассказов, также вовлекает детей в поисковую экспериментальную работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности. Педагог по изобразительной деятельности принимает участие в координации совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию детей с воспитателями и родителями воспитанников.
Педагог хореограф с воспитателем проводят мониторинг развития танцевальных способностей дошкольников, а также влияния занятий по хореографии на улучшение состояния здоровья детей. Вместе обучают детей музыкально-ритмическим движениям, танцам с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Воспитатель вместе с хореографом составляют сценарии, намеченные по плану танцы, развлечения, праздники, отвечают за их подготовку и проведение. Обсуждают костюмы, атрибуты к танцам, придумывают новые танцы. Совместно идет подготовка детей к участию как в поселковых мероприятиях, так и на уровне района, готовят детей к фестивалям.
Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.
Важным моментом в работе является правильно спланированная деятельность в работе с воспитателем. Здесь нужно учитывать, что специалисты должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты. Т.е. воспитателями или специалистами проводится предварительная работа перед занятием.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
Для удобства работы в нашем детском саду были разработаны:
– тетради взаимосвязи с воспитателями для организации коррекционно-воспитательной работы.
По результатам мониторинга, который проводится в начале и в конце учебного года составлены:
– индивидуальные образовательные маршруты (для одаренных детей и детей с низким уровнем развития). Т.е.
На начало учебного года по результатам усвоения уровней программы выявляются дети, уровень развития которых отличается от нормативного уровня (имеют высокий уровень). На основании выявленных данных планируется в учебном году повысить требования освоения программы по художественно-эстетическому направлению с этими детьми. Разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения художественно-творческой деятельности.
На конец учебного года в результате запланированной работы (разработки индивидуального маршрута) с детьми по повышению требований уровня освоения программы художественно-эстетического направления уровень знаний у детей вырос. Значит необходимо продолжить осуществлять дифференцированный подход к данным детям на НОД в следующем учебном году.
Мы все активно взаимодействуем со специалистами. Но хочется отметить отдельные группы, отдельных педагогов, которые особенно тесно и углубленно взаимодействуют со специалистами по направлению своего опыта работы:
Алгунова Л.М. и Голикова Н. Г. с педагогом изостудии по теме «Приобщение к истокам русской народной культуры и обогащение эмоционального восприятия детьми через фольклор»;
Евдокимова Н.С. и Ярошевич М.С. также с музыкальным руководителем и педагогом изостудии по теме «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»;
Шабашова Е.Н. и Беленко И.Н. с инструктором по физической культуре по теме «Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста».
Таким образом, вся эта деятельность, взаимодействие всех участников в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.
Источник
Мир, в котором живет современный ребенок, образ
жизни среднестатистической семьи, по сравнению с
недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни
общества, оказывающие негативное влияние на
большинство семей, ухудшение экологической
ситуации в России порождают условия, при которых
значительно снижается уровень физического и
психического здоровья детей.
Особую тревогу вызывает рост количества детей
с отклонениями в развитии. Это понятие
употребляется по отношению к детям с выраженной
органической недостаточностью центральной
нервной системы или с признаками ее
функциональной незрелости. Причины,
обуславливающие различные отклонения в
развитии, многообразны. С одной стороны – это
инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие
на мозг малыша (преимущественно на ранних
стадиях внутриутробного и постнатального
развития). С другой стороны – неблагоприятные
микросоциальные условия, которые выступают как
дополнительный фактор, усугубляющий состояние
ребенка.
В настоящее время наиболее распространенная
форма оказания коррекционной помощи детям
дошкольного возраста с отклонениями в развитии
– воспитание и обучение их в дошкольных
образовательных учреждениях компенсирующего
вида и в компенсирующих дошкольных группах
дошкольных образовательных учреждений
комбинированного вида. Таких детей, которые
отстают по психофизическому развитию от своих
сверстников, в настоящее время называют дети с
особыми образовательными потребностями.
Проблема воспитания и обучения детей
дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями является весьма острой и
актуальной на сегодняшний день. Как показывают
исследования ученых, этот процесс должен быть
комплексным, проходить с участием специалистов
различного профиля: дефектологов,
педагогов-психологов, психиатров,
психоневрологов, логопедов, педагогов.
Успешное преодоление различных психических
отклонений у детей в специальных (коррекционных)
группах возможно при создании
личностно-ориентированного взаимодействия всех
специалистов дошкольного учреждения на
интегративной основе. Вокруг ребенка
совместными действиями различных специалистов
создается единое коррекционно-образовательное
пространство и определенная
предметно-развивающая среда.
В связи с этим возникают проблемы руководства
работой педагогов узкого профиля и организации
их совместной деятельности в целях улучшения
качества образования: обеспечение бережного
отношения к здоровью и развитию личности
ребенка, создания для нее комфортных условий
пребывания в детском саду.
Методист как координатор взаимодействия
Организация системы методической работы с
кадрами в детском саду – одна из важных задач
дошкольного образования. Иногда в
педагогических коллективах роль воспитателя –
главного человека, находящегося ближе всего к
ребенку, при наличии в детском саду разных
специалистов, занижается. Проблема организации
взаимодействия воспитателя со специалистами по
созданию условий для личностно-ориентированного
развития ребенка является актуальной.
Почему эта проблема актуальна? Работа с детьми
требует от всего педагогического коллектива
большого напряжения сил и энергии, поэтому
главной целью становится создание группы
единомышленников. Возникают проблемы
организации взаимодействия специалистов в
управленческом аспекте:
- четкое определение того, кто из педагогов
является основным в решении той или иной задачи в
воспитании и развитии детей; - с кем он взаимодействует;
- какова доля участия всех остальных.
Методист принимает активное участие в
уточнении должностных обязанностей узких
специалистов, определяет формы и методы их
взаимодействия друг с другом с учетом возрастных
особенностей детей. Таким образом, за
исполнителем закрепляются вполне определенные
задачи и обязанности, которые находятся на
контроле у методической службы. Должна
прослеживаться определенность: кто, что и к
какому сроку выполняет, с кем взаимодействует.
Именно взаимодействие всех специалистов
рассматривается как условие развития детского
сада.
Роль методиста в системе управления
образовательного учреждения является ведущей
при организации научно-методической работы в
детском саду, направлена на формирование
педагогического коллектива единомышленников,
которые способны внедрять современные научные
исследования и лучший педагогический опыт
воспитания и обучения детей.
Узкие специалисты, профессионально занимаясь
одним из направлений дошкольного воспитания,
экспериментируя, находя и внедряя новые
технологии обучения, имеют большую, чем
воспитатель, возможность обучаться на
специализированных курсах. Поэтому специалист
может методически грамотно консультировать
воспитателей по своему разделу программы:
задача методиста – организовать
совместный поиск продуктивных путей развития
образования в педагогическом коллективе. В связи
с этим изменяется содержание функций
методического сопровождения, они получают
соответствующее наполнение:
информационно-нормативная – предполагает
информирование педагогов о документах,
связанных с охраной прав ребенка, изменениях в
функциональных обязанностях педагогов, новых
достижениях в области педагогики и психологии
дошкольного воспитания, а также коррекционной
педагогики и психологии;
аналитическая – определяет творческий
потенциал узкого специалиста и его
индивидуальный стиль деятельности;
предусматривает обучение коллективной
релаксации, самоанализ деятельности;
координационная – определение близких,
средних и дальних перспектив реализации плана
ДОУ (координация годового и месячного
перспективных планов ДОУ и личных планов узких
специалистов);
инновационная – обусловливает разработку
и поиск совместно с узкими специалистами новых
прогрессивных технологий, методов и приемов
воспитания детей и внедрение их в практику;
контролирующая – позволяет отслеживать
качество работы, обеспечивающее выполнение
государственных стандартов в обучении,
воспитании и коррекции нарушений
дошкольников, исключая перегрузку.
Исходя из функций, можно выделить основные
направления работы методиста:
образовательное – создание системы
управления работой узких специалистов,
осуществление личностно-ориентированного
подхода в повышении их квалификации через
определение индивидуального образовательного
маршрута каждого педагога;
научно-исследовательское – определение
направления научно-исследовательской работы в
соответствии с приоритетным направлением работы
ДОУ; расширение исследований по различным
образовательным проблемам;
диагностическое – мониторинг
результативности процессов обучения и
воспитания, позволяющий определить качество
образовательных услуг;
информационное – оказание методической
поддержки в создании, освоении, внедрении и
распространении инноваций в педагогическом
коллективе и других образовательных
учреждениях.
Направления методической работы с узкими
специалистами позволяют обеспечить следующие
компоненты ее структуры:
- компетентные кадры;
- систему образования и воспитания;
- планирование воспитательно-образовательного
процесса; - координацию инновационной экспериментальной
творческой деятельности; - создание предметно-развивающей среды.
Взаимодействие специалистов
Особое значение организации взаимодействия в
работе узких специалистов и воспитателей
уделяется в коррекционных образовательных
учреждениях.
Цель такой работы в создании модели
взаимодействия педагогов, родителей и
медицинского персонала в процессе
коррекционно-развивающей образовательной
деятельности, в снятии противоречий, изменении
родительских установок, повышении
профессиональной компетентности педагогов и
обучении родителей новым формам общения и
поддержки ребенка, организации предметной
коррекционно-развивающей среды, стимулирующей
развитие ребенка.
Содержание и структура педагогической
поддержки во многом зависит от диагноза,
структуры дефекта, компенсаторных возможностей
ребенка, «зоны его актуального и ближайшего
развития», личностно-ориентированного подхода.
Поэтому модель коррекционно-развивающей
деятельности представляет собой целостную
систему. Ее цель состоит в организации
воспитательно-образовательной деятельности
образовательного учреждения как системы,
включающей диагностический,
коррекционно-развивающий и профилактический
аспекты, обеспечивающие нормальный уровень
интеллектуального и психического развития
ребенка.
Содержание коррекционно-развивающей
деятельности строится с учетом ведущих линий
развития ребенка и обеспечивает интеграцию
речевого, познавательного, экологического,
художественно-эстетического развития ребенка.
Реализация этой установки обеспечивается гибким
применением традиционных и нетрадиционных
средств развития (артикуляционной, пальчиковой и
дыхательной гимнастики, физио-, фито-, аромо-,
музыкотерапии, логоритмики и т.д.).
Система коррекционно-развивающей деятельности
предусматривает индивидуальные, подгрупповые и
фронтальные занятия, а также самостоятельную
деятельность ребенка в специально
организованной пространственной среде.
Модель взаимодействия
специалистов представлена графически:
Модель наглядно демонстрирует
профессиональную взаимосвязь всех специалистов
дошкольного учреждения в работе с ребенком с
особыми образовательными потребностями.
Организация работы специалистов в
группе для детей с ограниченными возможностями
здоровья
В нашем дошкольном учреждении мы разработали
свою систему коррекционно-развивающей работы с
детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья.
Воспитатели, учитель-дефектолог,
педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся
в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом.
Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к
воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы
в целом.
Поскольку с детьми, имеющими ограниченные
возможности здоровья, эффективность проведения
фронтальных занятий очень низкая, вся работа
проводится в индивидуальной и подгрупповой
форме.
Сетка занятий составлена так, чтобы каждый
ребенок ежедневно был охвачен
коррекционно-развивающей помощью. Количество
занятий в неделю не превышает установленных
норм.
В первую половину дня проводятся занятия как с
воспитателями, так и с учителем-дефектологом. Во
вторую половину дня проводятся занятия
педагогом-психологом, индивидуальная работа по
заданию учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог
является организатором и координатором всей
коррекционно-развивающей работы на данной
группе.
Учитель-дефектолог проводит занятия по
развитию речи, формированию элементарных
количественных представлений и также занятия по
ознакомлению с окружающим.
Воспитатели проводят занятия по ознакомлению с
окружающим, изодеятельность, конструирование и
ручной труд. Они закрепляют приобретенные детьми
знания, отрабатывают умения до автоматизации
навыков, интегрируя коррекционные цели и
содержание в повседневную жизнь детей (в игровую
и трудовую деятельность), в содержание других
занятий (изобразительная деятельность,
наблюдения за окружающим), а также в режимные
моменты.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех
педагогов и специалистов на данной группе (для
детей с ограниченными возможностями здоровья), у
нас в детском саду была выработана следующая
система деятельности:
1. Воспитатели совместно с
учителем-дефектологом и педагогом-психологом
изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей,
наблюдают за ними в процессе занятий.
Воспитатели изучают детей на занятиях и в
повседневной жизни – в процессе проведения
режимных моментов, на прогулке, во время
свободной деятельности.
Результаты обсуждаются и анализируются всем
педагогическим коллективом группы, во главе с
методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются
достижения и недостатки в обучении детей,
намечаются пути коррекции.
2. Совместно изучается содержание программы и
составляется перспективный план работы по всем
видам деятельности детей и по всем разделам
программы (ознакомление с окружающим,
продуктивная деятельность, игровая деятельность
и т.д.).
Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог
должен знать содержание не только тех разделов
программы, по которым он непосредственно
проводит занятия, но и тех, которые проводит
воспитатель. В свою очередь воспитатели должны
знать содержание тех видов работы, которые
проводит учитель-дефектолог. При этом надо
помнить, что воспитатель проводя свои виды
занятий, ни в коем случае не является
«репетитором», не изучает с детьми материал
занятий учителя-дефектолога.
Правильное планирование обеспечивает
необходимую повторяемость и закрепление
материала в разных видах деятельности детей и в
различных ситуациях.
3. Совместно готовятся и проводятся
праздники, развлечения, тематические и
интегрированные занятия.
Данные занятия являются итогом всей
коррекционно-педагогической деятельности с
детьми за определенный период. Чтобы все
возможности детей были раскрыты, реализованы,
над их подготовкой должен работать весь
педагогический коллектив группы совместно с
музыкальным руководителем.
4. Тесно взаимодействуем с родителями.
Основная задача педагогов при организации
работы с родителями – помочь им стать
заинтересованными, активными и действенными
участниками образовательного процесса. Педагоги
разъясняют родителям о необходимости ежедневной
работы со своим ребенком по заданиям, которые
дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве
требований педагогов и родителей. Только в таком
случае возможны наилучшие результаты.
Заключение
Достижение эффективности в
коррекционно-развивающей работе возможно за
счет взаимодействия всех участников
педагогического процесса и в совместном решении
образовательных, воспитательных и коррекционных
задач.
Единообразие подходов к работе с детьми,
преемственность в требованиях, а также в
содержании и методах коррекционной, учебной и
воспитательной работы, комплексность и
многообразие средств развития детей и
устранения имеющихся у них недостатков,
использование ведущего вида деятельности –
залог успеха в работе. Условно этот процесс
взаимодействия можно определить таким образом: с
одной стороны, это оптимальная
“логопедизация” учебных и внеучебных
занятий, с другой – насыщение логопедических
занятий общеразвивающим материалом, их
“психологизация”.
Основными идеями, определяющими содержание
взаимодействия педагогов, комплексность
коррекционно-развивающей работы с детьми, работы
по преодолению или предупреждению у
дошкольников с отклонениями в развитии школьной
дезадаптации, являются следующие:
1. Единство коррекционных, образовательных и
воспитательных задач. Принцип коррекционной
направленности занятий и свободной
деятельности детей.
2. Развивающий характер работы и формирование
качеств личности ребенка. Принцип максимального
выявления и использования резервов психического
развития дошкольников.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям,
познавательной активности и самостоятельности.
Опора на личный опыт детей.
4. Достижение успеха на каждом занятии как
важнейшее средство стимуляции познавательной
деятельности детей. Принцип индивидуализации и
дифференциации обучения на основе комплексной
диагностики развития. Дифференцированный
характер учебной деятельности детей на занятии с
учетом их индивидуальной психологической
готовности к нему. Индивидуализация темпов
освоения детьми знаний и умений.
5. Строгая последовательность в работе.
Систематичность в закреплении сформированных
умений и знаний. Доведение умений до
автоматизированных навыков на каждой ступени
обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического
материала и приемов коррекционной работы всех
специалистов.
7. Применение принципа деятельностного подхода,
активное использование различных видов,
особенно ведущего вида деятельности в
общеразвивающих и коррекционных целях.
8. В коррекционной работе все чаще использовать
различные виды продуктивной и игровой
деятельности, что позволяет ненавязчиво,
опосредованно осуществлять коррекционное
воздействие в интересной и увлекательной форме.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа
с детьми в специализированной группе
многоаспектна, предполагает взаимодействие
специалистов и носит комплексный характер.
Вывод: Только в тесном
взаимодействии всех участников педагогического
процесса возможно успешное формирование
личностной готовности детей с нарушениями
развития к школьному обучению, социализации и
адаптации их в обществе.
Источник