Система воспитания как условие развития личности ребенка
Система воспитания как условие развития личности
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовнонравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностнообщественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научнотеоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагогвоспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный -путь моральнонравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие -формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. “Условие эффективности воспитания -самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности “.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. “Воспитывать -это значит направлять развитие субъективного мира человека “, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Как указывал Л.С.Выготский, “учитель с научной точки зрения -только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником “.
Такой подход к построению процесса воспитания -как активного целенаправленного формирования личности -согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.
Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретноисторический характер.
Но социальноисторическое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Показательно, что накопительница психологического опыталитература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н.Толстой полагал, что признание права “другого ” непросто на участие в “борьбе за существование “, а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого “другого ” становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса. “…Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, -писал он в трактате “О жизни “, -человек не может не видеть и того, что это -то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества “.
По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался на борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших -это его нравственноэтическая сфера, исключительно к биологическому существованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма и современных социобиологических теорий Л.Н.Толстой с гениальной прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности человека.
На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил перед всем человечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что же происходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение? Что же такое эта самая “цивилизованность ” современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель как предчувствовал, какие чудовищные формы примет в “массовом ” сознании обывателя XX столетия эта “эмансипированная ” стихия “животности “.
Пытаясь разобраться во всем этом, Л.Н.Толстой вскрыл противоречия нравственного бытия человека современного общества, указав, что главная причина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме, извратившем духовноценностную природу познания.
Отвергая представление о существовании человека исключительно как биологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов, писатель полностью не отрицал власть “природы ” над человеком, а также не возлагал все надежды по усовершенствованию человеческого бытия на деятельность его разума. Наоборот, писатель подчеркивал неоднократно, что чрезмерная рационализация бытия человека ни в коей мере не приблизит его к постижению смысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим естеством и опираясь на него как на необходимое условие существования, утверждать разумные, истинно человеческие основания бытия, по убеждению Л.Н.Толстого, есть единственный критерий осмысленности ее жизни.
Обессмысливание представления о жизни, происходящее в результате полного порабощения человека “плотью “, служит, по Л.Н.Толстому, самым главным препятствием на пути постижения им смысла своей жизни, в то время как освобождение изпод ее власти вновь возвращает его к самому себе как духовному и нравственному, человеческому существу Homo moralis. Это открытие человека в себе бесконечности своей сущности, которая и становится единственным реальным основанием бесконечности своей существования, и есть, как утверждал писатель, тот высший смысл жизни, который может стать доступен каждому человеку.
Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания, среди которых главной он считал формирование потребности принести благо другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения этой цели. Л.Н.Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIIIв. Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.
Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.
Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых “педагогических воздействий ” или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека.
В связи с этим, отечественные ученые и педагогипрактики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись “в хвосте детского развития “, ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать “завтрашнему дню детского развития “. В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.
Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в “зону ближайшего развития “. Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными “сотоварищами “, а уж затем и вполне самостоятельно.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Не может быть колебаний, писал А.С.Макаренко, -стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых.
При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.
“Искусство воспитания “, приходит к обоснованному выводу, заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание правильного сочетания “понимаемых мотивов ” и мотивов “реально действующих “, а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность превращает эти “понимаемые ” мотивы в реально действующие.
Главная цель развития личности -возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.
Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.
Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска.
Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств “абсолютных “. Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.
Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.
Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.
источник: azps.ru
Источник
Система воспитания как условие развития личности
Система воспитания как условие развития личности
Воспитание
растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из
главных задач современного общества.
Преодоление
отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой
личности в процессе исторического развития общества не совершается
автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются
как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так
и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей
для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе
реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей
совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако
наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования
развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на
знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса
воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого
растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только
умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений
самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа
мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в
экономической, социальной, культурной и политической жизни,
личностно-общественного становления, развития многообразных способностей,
центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных
отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой
деятельности.
Ребенок
постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует
ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают
наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может
оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически
сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми
определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров,
соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и
способы организации становятся непродуктивными.
И
если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей
и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания,
способной организовывать эффективное функционирование новых форм
воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом
выступает открыто , делаясь объектом специального обсуждения, анализа и
целенаправленной организации.
Формирование
человека как личности требует от общества постоянного и сознательно
организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления
застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика
преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на
научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в
процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность
возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс
развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к
человеку.
Суть
подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его
активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.
Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного
процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень
осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы,
созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого
их воспроизведения, а творческого использования.
Следовательно,
важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил
деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения
самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан
помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный
—путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет
собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам
социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате
присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит
дальнейшее развитие —формирование ориентации детей на определенные ценности,
самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. “Условие
эффективности воспитания —самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми
содержания и целей деятельности”.
Под
воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как
неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и
совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через
построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка
находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность,
превращается в действительность. “Воспитывать —это значит направлять развитие
субъективного мира человека”, с одной стороны, действуя в соответствии с тем
нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему
человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития
индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Как
указывал Л.С.Выготский, “учитель с научной точки зрения —только организатор
социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с
каждым учеником”.
Такой
подход к построению процесса воспитания —как активного целенаправленного
формирования личности —согласуется с нашей методологической установкой на
оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его
личности.
Достижения
современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов,
педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только
в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная
выработка программ социального поведения человека, формируется человек как
личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит
конкретно-исторический характер.
Но
социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного
отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом
общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные
действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе
целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой
деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую
личность потребность в благе другого.
Показательно,
что накопительница психологического опыта-литература устами виднейших своих
представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н.Толстой полагал,
что признание права “другого” непросто на участие в “борьбе за существование”,
а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия
этого “другого” становится осуществлением разумения в межличностных отношениях
и в итоге единственным критерием нравственного прогресса. “…Допустив только
возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других
существ, —писал он в трактате “О жизни”, —человек не может не видеть и того ,
что это —то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и
перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение
вперед человечества”.
По
сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался на борьбе
писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой сведения
сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших —это его
нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому существованию.
Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма и современных
социобиологических теорий Л.Н.Толстой с гениальной прозорливостью увидал всю
опасность искажения общественной сущности человека.
На
рубеже XX столетия великий русский писатель поставил перед всем человечеством
чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что же происходит с
человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы его жизни (труд,
забота о ближнем, любовь к природе и бережное к ней отношение, сострадание к
человеку и др.) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение? Что
же такое эта самая “цивилизованность” современного человека, если благодаря ей
он утрачивает целостность нравственного сознания и начинает стремиться к самым
варварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом
писатель как предчувствовал, какие чудовищные формы примет в “массовом”
сознании обывателя XX столетия эта “эмансипированная” стихия “животности”.
Пытаясь
разобраться во всем этом, Л.Н.Толстой вскрыл противоречия нравственного бытия
человека современного общества, указав, что главная причина утраты им веры и
осмысленности своего существования кроется в слепом эгоизме, извратившем
духовноценностную природу познания.
Отвергая
представление о существовании человека исключительно как биологического
существа, всецело подчиненного диктату инстинктов, писатель полностью не
отрицал власть “природы” над человеком, а также не возлагал все надежды по
усовершенствованию человеческого бытия на деятельность его разума. Наоборот,
писатель подчеркивал неоднократно, что чрезмерная рационализация бытия человека
ни в коей мере не приблизит его к постижению смысла жизни. Только способность
личности возвышаться над своим естеством и опираясь на него как на необходимое
условие существования, утверждать разумные, истинно человеческие основания
бытия, по убеждению Л.Н.Толстого, есть единственный критерий осмысленности ее
жизни.
Обессмысливание
представления о жизни, происходящее в результате полного порабощения человека
“плотью”, служит , по Л.Н.Толстому, самым главным препятствием на пути
постижения им смысла своей жизни, в то время как освобождение из-под ее власти
вновь возвращает его к самому себе как духовному и нравственному, человеческому
существу -Homo moralis. Это открытие человека в себе бесконечности своей
сущности, которая и становится единственным реальным основанием бесконечности
своей существования, и есть, как утверждал писатель, тот высший смысл жизни,
который может стать доступен каждому человеку.
Солидаризируясь
с великим писателем в понимании целей воспитания, среди которых главной он
считал формирование потребности принести благо другому, однако, можно не
согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения этой цели.
Л.Н.Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению,
разделяя в этом взгляды просветителей XVIIIв. Данное положение позднее
подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением
индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм и императивов действия
стал очевидным для философов и педагогов фактом.
Просветительская
ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не
отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе
духовного развития личности.
Однако
нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению.
Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает
не как итог некоторых “педагогических воздействий” или даже их системы, а в
результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако
организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть
ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося
социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление
педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития
ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям
построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи
преобразования сознания человека.
В
связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что
воспитание (в том числе и обучение) не может плестись “в хвосте детского
развития”, ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать
“завтрашнему дню детского развития”. В этом тезисе четко отражается принцип
подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который
способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.
Управление
процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие
системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами,
вводящими детей в “зону ближайшего развития”. Это означает, что на определенном
этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под
руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными “сотоварищами”, а уж
затем и вполне самостоятельно.
Целенаправленное
формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе
общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого
человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические
особенности. Не может быть колебаний, писал А.С.Макаренко, —стремиться ли к
воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых.
При
этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил,
потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе
появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную
систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение
ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой
развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного
поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными
образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и
регулирующих взаимоотношения детей.
“Искусство
воспитания”, приходит к обоснованному выводу, заключается в использовании
такого важнейшего психологического механизма, как создание правильного
сочетания “понимаемых мотивов” и мотивов “реально действующих”, а вместе с тем
в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату
деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных
мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового возраста знают о
наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества. Но
лишь включение в социально признаваемую деятельность превращает эти
“понимаемые” мотивы в реально действующие.
Главная
цель развития личности —возможно более полная реализация человеком самого себя,
своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и
самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны
путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и
противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего
их активное соучастие в этом процессе.
Таким
образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой
личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное
принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека
ценности, убеждения, потребности.
Рост
круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно –
мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств
личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе
воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство
собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и
совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему;
критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов;
доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение)
понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность
размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность
идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска.
Названный
ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет
качеств “абсолютных”. Самое лучшее качество должно уравновешивать
противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и
лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности.
Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как
целостностная личность, он способен стать полноценным и полезным членом
общества.
Психологические
качества взаимосвязаны, интегрированы в единой личности. Ядром личности,
детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно – потребностная
сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и
побуждений человека.
Одна
из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего
человека гуманистическую направленность личности. Это значит , что в
мотивационно – потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы
социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над
эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив
его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.troek.net/