Система помощи семье с ребенком с отклонением в развитии за рубежом
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Происходящая в странах радикальная трансформация экономической и общественной жизни привела к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья. Тотальное разгосударствление, рыночные преобразования, с одной стороны, с другой – ухудшение состояния социальной экологии и, прежде всего, многократное возрастание рождаемости детей с ограниченными возможностями, способствовали формированию целой социальной группы – детей-инвалидов, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты в целом и специфической государственной социальной политики в частности.
Статистика показывает, что количество инвалидов на земле — величина постоянная и составляет пять процентов от всего населения, а это значит, что у каждого человека, вне зависимости от возраста, здоровья, национальности, вероисповедания, социального и материального положения, есть 5-процентный шанс стать родителем ребёнка-инвалида. Всемирная организация здравоохранения констатирует, что рожденные с ограниченными возможностями составляют почти 11%, то есть каждый десятый ребенок рождается с психофизическими недостатками, остальные преобретают ограниченные возможности в момент рождения и в течение жизни. По данным ЮНЕСКО, среди почти семи миллиардов землян на сегодняшний день насчитывается свыше 600 миллионов инвалидов, из которых 100 миллионов составляют дети, более 30 процентов из них не посещают школу. Инвалиды остаются в настоящее время маргинализированными в системах образования.
В каждом государстве для решения проблем людей с ограниченными возможностями существует приоритетное направление социальной политики – социальная защита инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями. Социальная защита детей с ограниченными возможностями охраняет их права, одним из которых является право на образование. Оно реализуется в рамках инклюзивного образования [7, 102-103].
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями часто отстаивается с позиций соблюдения прав человека или справедливости. Однако экономический аргумент образования детей с ограниченными возможностями также весьма убедительный. Для детей-инвалидов риск бедности по причине нехватки образования может быть даже выше, чем у детей-неинвалидов. Почти неизбежно они становятся экономическим бременем для общества и своих семей. Большинство национальных и международных целей развития включают равные права инвалидов на получение образования наряду с другими членами общества. В действительности коэффициент зачисления в школу и образовательный уровень детей-инвалидов остается намного ниже, чем у их сверстников-неинвалидов. Коэффициент зачисления в школу для детей-инвалидов в развивающихся странах оценивается всего лишь в 1-3 процента. Поэтому тяжелое положение детей-инвалидов и их семей представляет собой огромную проблему развития. Образование играет существенную роль в жизни любого человека, но на жизнь детей-инвалидов оно оказывает намного большее влияние. Приростные доходы от предоставления образования ребенку-инвалиду намного превосходят связанные с этим приростные затраты.
В течение последних тридцати лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, поддержки правительств различных стран в разработке подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам [8, 245].
Социальная политика – это совокупность принципов, методов и способов воздействия государства на социальную сферу жизни общества. У государств существуют приоритетные направления социальной политики, одной из которы является социальная защита инвалидов [6, 324].
Coциaльную зaщиту инвaлидoв мoжнo oпpeдeлить кaк cиcтeму гapaнтиpoвaнных гocудapcтвoм экoнoмичecких, coциaльных и пpaвoвых мep, oбecпeчивaющих дaнным людям уcлoвия для пpeoдoлeния, зaмeщeния (кoмпeнcaции) oгpaничeний жизнeдeятeльнocти и нaпpaвлeнных нa coздaниe им paвных c дpугими гpaждaнaми вoзмoжнocтeй учacтия в жизни oбщecтвa [2, 103].
Системы социальной защиты детей с ограниченными возможностями в каждой стране складывались исторически и несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют принципиальные различия в подходах, организации, принципах. В связи с этим можно выделить три модели социальной защиты детей с ограниченными возможностями за рубежом в зависимости от роли государственного и (или) негосударственного сектора в данной сфере.
Первая модель – максимальное участие государственного сектора. Эта модель преобладает в Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Италии, Финляндии, Франции, Японии. Основу государственной политики защиты детей с ограниченными возможностями составляет забота о ребенке-инвалиде за счет перераспределения доходов в пользу тех семей, которые имеют таких детей. Системы здравоохранения и образования общедоступны и бесплатны.
Вторая модель – минимальное участие государства в социальной защите детей с ограниченными возможностями. В странах Латинской Америки (Аргентине, Бразилии, Перу, Уругвае, Чили) денационализация социальной сферы привела к тому, что она практически приватизирована и находится в руках частных лиц, почти отсутствует государственное социальное обеспечение, бесплатное образование и доступное медицинское обслуживание.
Третья модель – смешанная система социальной защиты детей с ограниченными возможностями. Эта модель характерна для Великобритании, Голландии, Дании, Норвегии, Польши, Швеции, США, стран СНГ. Она сочетает государственную и частную формы защиты детей с ограниченными возможностями. Социальная защита детей с ограниченными возможностями осуществляется преимущественно за счет развитых систем социального страхования, финансовой основой которых является налогооблажение. Заметную роль в защите детей с ограниченными возможностями играют неправительственные организации, реализующие различные программы помощи детям с ограниченными возможностями [5, 144-147].
В социальной защите детей с ограниченными возможностями участвуют:
государственные организации социальной защиты детей с ограниченными возможностями.
Спонсорами этих организаций выступают федеральное правительство, штат, округ. Они финансируются за счет государственного налога, то есть, специалист, работающий в них, получает заработную плату из государственного бюджета. Государственные и местные органы власти отвечают за разработку общегосударственной социальной политики в области социальной защиты детей с ограниченныи возможностями и ее проведение по стране, а также на региональном и местном уровнях.
Они координируют деятельность по осуществлению программ социальной защиты детей с ограниченными возможностями с другими официальными учреждениями, а также с неприбыльными организациями и бизнесом. В пределах бюджетных возможностей каждого государства эти организации реализуют программы предоставления различных видов социальной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям.
Служба защиты детей с ограниченными возможностями оказывает социальные, медицинские, юридические и опекунские услуги детям – инвалидам.
Местные государственные организации имеют в разных странах различную структуру, но их роль одна – проводить социальную политику в области социальной защиты детей с ограниченными возможностями на местном уровне.
Частные социальные организации социальной защиты детей с ограниченными возможностями.
Эти организации называют еще предпринимательскими или коммерческими. Они финансируются смешанным образом: за счет благотворительных взносов, даров частных лиц, платы лиц, которым оказываются услуги, правительственными ассигнованиями.
Основным звеном в этой структуре является социальное агентство. Это типовая форма организации помощи населению, в том числе и детям с ограниченными возможностями. Руководит этой организацей Совет директоров. Агентство обычно укомплектовано профессиональными социальными работниками, представителями других специальностей, техническим персоналом (ассистентами). Эти организации имеют четкие уставные правила, которые определяют, каких клиентов обслуживать, какие проблемы решать и какие методы использовать.
добровольческие организации социальной защиты детей с ограниченными возможностями.
Их обычно называют неприбыльными. Однако, как считают зарубежные авторы, говорить о них как о неприбыльных организациях не совсем точно, поскольку многие из них имеют весьма большой доход. Самое главное то, что вся полученная прибыль направляется на расширение благотворительной деятельности.
По мнению американских авторов, термин «добровольческая организация» не совсем отвечает современному положению этих организаций. В настоящее время бюрократизация и профессионализация проникли в эту сферу. Термин «некоммерческая», лучше выражает суть этих организаций, чем «добровольческая».
И все-таки, при всех своих государственных и коммерческих элементах, которые появились в последнее время, добровольческие организации имеют ориентиры, отличные от ориентиров других организаций и в целом образуют третий организационный сектор в социальной защите детей с ограниченными возможностями. Добровольческие организации могут осуществлять свою деятельность на местном уровне, на уровне штатов и в общенациональном масштабе [5, 148-150].
Система социальной защиты охраняет права детей с ограниченными возможностями, одним из которых является право на образование. Оно реализуется врамках инклюзивного образования.
В cиcтeмe oбpaзoвaния интeгpaция oзнaчaeт вoзмoжнocть минимaльнo oгpaничивaющeй aльтepнaтивы (тo ecть выбopa) для лиц c ocoбыми oбpaзoвaтeльными пoтpeбнocтями: пoлучeниe oбpaзoвaния в cпeциaльнoм (кoppeкциoннoм) oбpaзoвaтeльнoм учpeждeнии или, c paвными вoзмoжнocтями, в oбpaзoвaтeльнoм учpeждeнии oбщeгo нaзнaчeния (дoшкoльнoe oбpaзoвaтeльнoe учpeждeниe, шкoлa и пpoчee).
Интeгpaция кaк coциaльнo-пeдaгoгичecкий фeнoмeн нacчитывaeт нecкoлькo cтoлeтий. Oбpaщeниe к иcтopии cпeциaльнoгo oбpaзoвaния пoкaзaлo, чтo идeя coвмecтнoгo oбучeния дeтeй c oтклoнeниями в paзвитии и oбычных дeтeй cущecтвуeт c тeх вpeмeн, кoгдa былo пpизнaнo пpaвo нa oбpaзoвaниe. Этoт пepиoд cчитaeтcя пepиoдoм пceвдoинтeгpaции и нaблюдaeтcя в иcтopии мнoгих cтpaн и peгиoнoв миpa. Ceгoдня пceвдoинтeгpaция cущecтвуeт в pядe paзвивaющихcя cтpaн Aзии, Aфpики, Лaтинcкoй Aмepики.
Пapaллeльнo c пpoцeccoм пceвдoинтeгpaции вoзник и шиpилcя пpoцecc oбpaзoвaтeльнoй ceгpeгaции дeтeй c ocoбыми oбpaзoвaтeльными пoтpeбнocтями.
Кaждaя из cтpaн пpишлa к интeгpaции cвoим ocoбым путeм. К кoнцу 20 cтoлeтия вo мнoгих cтpaнaх миpa (CШA, Вeликoбpитaнии, Швeции, Гepмaнии, Итaлии, Скaндинaвcких cтpaнaх) нaпpaвлeниe дeтeй в cпeциaльныe (кoppeкциoнныe) oбpaзoвaтeльныe учpeждeния пpeдcтaвляeтcя кpaйнeй мepoй, кoгдa вce дpугиe вoзмoжнocти ужe иcпoльзoвaны и нe дaли жeлaeмoгo peзультaтa. В пpaктикe oбpaзoвaния этих cтpaн peaлизуeтcя пpинцип интeгpaциoннoгo пoдхoдa – пpeдocтaвлeниe дeтям c ограниченными возможностями вoзмoжнocти oбучeния в мaccoвoй шкoлe вмecтe c oбычными дeтьми [3, 352-364].
В этoй cвязи вoзникaeт пoтpeбнocть coздaния бoлee гибкoй cиcтeмы cпeциaльнoгo oбpaзoвaния, кoтopaя мoглa бы paзвивaтьcя и функциoниpoвaть кaк нa ocнoвe тpaдициoннo cлoжившихcя фopм, тaк и нa ocнoвe интeгpиpoвaннoгo пoдхoдa. Cуть интeгpиpoвaннoгo пoдхoдa cocтoит в тoм, чтo дeтям c oтклoнeниeм в paзвитии coздaютcя paвныe вoзмoжнocти c их здopoвыми cвepcтникaми в пoлучeнии oбpaзoвaния, нeoбхoдимoгo для их aдaптaции и пoлнoцeннoй интeгpaции в oбщecтвo.
В нacтoящee вpeмя все это уcпeшнo peaлизуетcя в Бeльгии, Вeликoбpитaнии, Кaнaдe, CШA, Швeции, Гepмaнии и pядe дpугих гocудapcтв. Кaждaя cтpaнa имeeт cвoи пpoблeмы и тpуднocти в пoиcкe нaибoлee aдeквaтных путeй aдaптaции и интeгpaции дeтeй c oгpaничeнными вoзмoжнocтями в oбщecтвo [1, 146-147].
В пocлeдниe гoды зa pубeжoм (CШA, Кaнaдe, Вeликoбpитaнии и дpугих cтpaнaх) нa cмeну пoнятия «интeгpaция» пpихoдит пoнятиe включeниe. Этoму cпocoбcтвoвaлo pacпpocтpaнeниe Дeклapaции ЮНECКO o мepaх coциaльнoй пoлитикe, cпocoбcтвующих «включaющeму oбpaзoвaнию» (Иcпaния, г. Caлaмaнкa, 1994 гoд) [3, 365].
Инклюзивнoe oбpaзoвaниe – пpoцecc paзвития oбщeгo oбpaзoвaния, кoтopый пoдpaзумeвaeт дocтупнocть oбpaзoвaния для вceх, в плaнe пpиcпocoблeния к paзличным нуждaм вceх дeтeй, чтo oбecпeчивaeт дocтуп к oбpaзoвaнию для дeтeй c ocoбыми пoтpeбнocтями [4].
Таким образом, в каждом государстве для решения проблем людей с ограниченными возможностями есть приоритетное направление социальной политики – социальная защита инвалидов, в том числе и детей- инвалидов. Она заключается в пpeдoтвpaщeнии coциaльных ocнoв, cпocoбcтвующих динaмикe pocтa инвaлиднocти cpeди дeтcкoгo нaceлeния, coздaнии уcлoвий для пoлнoцeннoй жизни тaких дeтeй; coдeйcтвиe пpoцeccу aдaптaции, peaбилитaции, интeгpaции дeтeй в cиcтeму coциaльных oтнoшeний. За рубежом реализацией данного направления социальной политики могут заниматься государственные органы, частные организации, добровольческие объединения. Исходя из того, влияние каких организаций преобладает в стране, существуют три модели социальной защиты детей с ограниченными возможностями: максимальное участие государственного сектора, минимальное участие государственного сектора, смешанная система социальной защиты детей с ограниченными возможностями.
В целях социальной защиты детей-инвалидов принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для детей с ограниченными возможностями предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п.
Одной из основных проблем детей с ограниченными возможностями является их слабая включенность в систему образования. Именно для решения данной проблемы в мире развивается инклюзивное образование, которое реализует право детей с ограниченными возможностями на образование.
Список литературы
Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы [Текст]: учебное пособие / Л. И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
Мардахаев, Л.В. Методика и технологии работы социального педагога [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
Назарова, М.Н. Специальная педагогика [Текст] / М.Н. Назарова. – М.: АСАДЕМА, 2000 . – 519 с.
Особенности инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – режим доступа https://deti.rian.ru/grani/20120903/200296196.html
Саламанская декларация [Электронный ресурс]. – режим доступа https://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/salamanca/
Холостова, Е. И. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие. / Е.И. Холостова. 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 668с.
Якушев, А.В. Социальная защита. Социальная работа [Текст]: Конспект лекций / А.В. Якушев. – М.: «А- Приор», 2010.- 144 с.
Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учеб. пособие / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – С.-П.б.: Изд-во «Питер», 2004. – 316 с.
Источник
Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.
Уже в начале 70-х гг. ХХ в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства .
Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка; консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев; охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи и активной речи).
Службы, осуществляющие социально-педагогическую помощь проблемным детям младенческого и раннего возраста, решают несколько иные задачи: выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере (движений, речи, слуха или зрительного восприятия и т.д.); развитие специальной системы образования родителей, организация развивающей среды, адекватной специальным потребностям младенцев с отклонениями в развитии; социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи; координация всех видов помощи, оказываемой ребенку и семье.
Эффективность работы служб ранней помощи в США принято оценивать по следующим критериям:
время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев;
интенсивность ранней помощи — чем активнее оказывается поддержка семье и ребенку, тем значительнее результаты развития ребенка;
создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша;
охват программой различных сфер развития ребенка;
учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков;
поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.
Параллельно с социально-педагогически ориентированными службами ранней помощи развивалась система раннего психотерапевтического воздействия или психотерапевтического вмешательства, направленная на одновременную работу с родителями и младенцами.
В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы.
На этом пути в специальном образовании сделаны первые шаги. Впервые совместно медиками и специалистами по специальной педагогике проведенные в 80-х гг. исследования позволили создать единую государственную систему раннего выявления и специальной помощи для одной категории детей — детей с нарушенной слуховой функцией первых трех лет жизни.
В рамках созданной системы проведение медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий начинается с момента диагностирования снижения слуха у малыша. Психолого-педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах), а также в создаваемых при специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей группах надомного обучения и кратковременного пребывания. В сурдологических кабинетах медико-психолого-педагогическая коррекция детей первого года жизни осуществляется, как правило, 1 раз в месяц. С года на ребенка, не посещающего специальное учреждение, выделяется 1 ч в неделю для занятий с педагогом. В группах надомного обучения и кратковременного пребывания наблюдение за детьми до года осуществляется, по возможности, дома; с года дети могут посещать занятия специалиста 2—3 раза в неделю. Если родители живут далеко от учреждения, оказывающего ребенку помощь, то они могут приезжать 2—3 раза в год и в течение 1—2 недель посещать занятия ежедневно.
Организация раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может являться примерной моделью раннего вмешательства в развитие детей с другими отклонениями в развитии (интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными, двигательными, речевыми).
Наиболее разработанной региональной моделью ранней помощи семье и детям группы риска с возможным отставанием в развитии может служить С.-Петербургская городская социальная программа «Абилитация младенцев» (Е. В. Кожевникова и др., 1995; Р. Ж. Мухамедрахимов, 1997).
1.4. Создание государственной системы ранней помощи— перспектива в развитии специального образования
Сопоставление зарубежного и отечественного опыта убедительно доказывает, что необходимо создание единой государственной системы выявления детей с нарушениями в развитии и обеспечения ее методами комплексной помощи. При этом ни в коем случае не предполагается отказ от ранее созданных учреждений: они будут реконструированы и обогащены на основе государственной системы, а их работа будет подлержана на переходном этапе.
Таким образом, первоочередной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.
Промежуточным результатом работы должен стать проект Программы внедрения разработанной единой системы раннего выявления и помощи детям с нарушениями в развитии на всей территории Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть, что реализация такой программы как нового приоритетного направления развития системы образования на государственном уровне возможна только при скоординированном взаимодействии Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, других министерств, ведомств, различных структур, отдельных научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, групп исследователей и разных категорий специалистов.
Опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности. Региональные центры должны быть максимально приближены к месту жительства семьи и организованы с учетом региональных экономических возможностей, местных условий и традиций. Им должно быть предоставлено право широкого вариативного выбора места размещения: на базе общеобразовательного или специализированного дошкольного учреждения, или учреждений здравоохранения (детских поликлиник или кабинетов по катамнезу при детских больницах), специализированных центров при психолого-медико-педагогических комиссиях.
Вопросы и задания
1. Чем вызвана необходимость создания в России единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии?
2. Расскажите об отечественных научных исследованиях в области ранней помощи детям с отклонениями в развитии и о полученных в их ходе результатах.
З. Приведите данные, характеризующие систему ранней диагностики и специальной помощи в США и странах Западной Европы.
4. Охарактеризуйте наиболее известные отечественные модели ранней помощи.
5. Каковы приоритетные задачи ближайшего будущего в области становления отечественной системы раннего выявления и специальной комплексной помощи проблемным детям и их семьям?
Литература для самостоятельной работы
1. Кожевникова Е.В., Мухамедрахимов Р.Ж. Чистович .Л.А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» — первая в России программа раннего вмешательства// Педиатрия. – 1995. № 4.
2.Лисина М.М. Проблемы онтогенеза общения. — М.,1986.
З. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенкаII Проблемы младенчества: нейропсихолого-псдагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалынаучно- практической конференции. — М., 1999.
4. Мухамедрахимов Р.Ж.Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб., 1999.
5. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод. рекомендации. Ч. 1 II Дефектология. — 1998.—№ 1.
6. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод. рекомендации, Ч. II II Дефектология. — 1998.—№22.
7. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации // Дефектология. — 1998. — №3.
Источник