Система м монтессори как условие целостного развития ребенка

Итальянский педагог Мария Монтессори разработала собственную методику обучения детей в начале XX века. Она полагала, что в любом ребенке от природы заложено стремление к знаниям, и педагогам и родителям остается только создать комфортную для развития малыша среду. Это позволит ему получить нужные навыки и сохранить интерес к обучению. Редакция TAM.BY попросила специалистов детского центра «Крошкин дом» рассказать, в чем специфика системы Монтессори и каким детям она подходит.

Самое ценное в Монтессори-классе — это самостоятельная работа ребенка

Кто такая Мария Монтессори и в чем заключается ее методика?

Мария Монтессори — это первая итальянская женщина-врач и педагог, создавшая свою систему обучения детей. Монтессори верила, что в детях с рождения есть потребность получать новые знания, и задача взрослых заключается в том, чтобы создать подходящую для их развития среду.

Педагог долго работала с детьми с диагнозом «умственная отсталость». Они плохо говорили и понимали речь. Чтобы помочь малышам, Монтессори придумала пособия и игры, благодаря которым они постигали мир с помощью органов чувств и тренировали мелкую моторику рук — там есть нервные окончания, которые связаны с речевой зоной в коре головного мозга.

Монтессори-класс – это место, где главный объект – ребенок. Все материалы доступны для работы и находятся в идеальном порядке

Когда дети, признанные необучаемыми, научились читать и писать лучше и быстрее здоровых сверстников, методику Монтессори решили адаптировать для всех. В 1907 года в итальянском городе Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка». Здесь педагог продолжила работать над своей методикой и открыла сенситивные периоды (от лат. sēnsus — чувство, ощущение).

Что значит сенситивные периоды?

Монтессори полагала, что дети от рождения до 6 лет проходят несколько этапов развития, во время которых им наиболее легко освоить те или иные навыки. Если упустить этот период, ребенку будет неинтересно или трудно.

Педагог выделяла несколько сенситивных периодов:

  • Период восприятия порядка длится — от 0 до 4 лет. По мнению Монтессори, от того, настолько упорядоченной будет среда в это время, зависит, сможет ли ребенок построить внутренний порядок в мыслях, поступках. Взрослые должны соблюдать основные закономерности в соотношении между предметами: посуда — на кухне, одежда — в шкафу и так далее. Важен и порядок во времени: малышу необходимо чувствовать ритм своего дня.
  • Развитие движений и действий — от 1 до 4 лет. Дети этого возраста необычайно активны. У них развивается координация и укрепляются мышцы. Мозг ребенка учится контролировать точность и силу движений.
  • Сенсорное развитие — от 0 до 5,5 лет. Это период утончения чувств. Всю информацию из окружающего мира ребенок получает через анализаторы (органы чувств), рассматривая, пробуя, слушая. У него появляются представления о свойствах предметов — их размере, форме, весе, оттенках. Благодаря этому сенситивному периоду ребенок способен научиться видеть тончайшие различия свойств предметов.
  • Период восприятия маленьких предметов — от 1 до 2,5 лет. В это время важно тренировать мелкую моторику рук. Взрослые приходят в ужас, когда видят, как ребенок играет с пуговицами или горошинами. Особенно, если он пытается засунуть их в ухо или нос. Но это естественный интерес, важно только сделать мелкие предметы безопасными для ребенка. Например, нанизать бусины на прочный шнурок — получатся бусы, которые надолго заинтересуют малыша.
  • Развитие речи — от 0 до 6 лет. Ребенок постепенно осваивает устную речь, расширяет словарный запас, начинает проявлять интерес к буквам. Помогают карточки, книги, наглядные предметы. И, безусловно, необходимо участие взрослого.
  • Развитие социальных навыков — от 2,5 до 6 лет. Это время социальной адаптации и усвоения норм поведения в обществе. Ребенку нравится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, он подражает правилам вежливого поведения. Постепенно вежливость становится свойством его личности. При этом насильно заставлять малыша здороваться или говорить «спасибо» не нужно — нет смысла.

Сенситивные периоды универсальны, они есть у всех детей. Но при этом они уникальны — у разных детей периоды возникают и длятся по-разному. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Как создать развивающую среду для детей?

Если кратко, то предоставить ему объекты для изучения и не мешать самостоятельно приобретать знания. Взрослые могут помогать ребенку только по необходимости или если он сам просит.

Ребенку важно понять все, что происходит вокруг, будь то явления природы или деятельность человека

В классическом Монтессори-классе есть пять зон: языковая, математическая, сенсорная, зона естествознания, а также зона практической жизни. Ребенок сам выбирает, чем ему заняться. Материалы представлены в единственном экземпляре. Это нужно, чтобы дети, которые хотят получить одну и ту же игрушку, учились договариваться и терпеливо ждать своей очереди. В Монтессори-классах нет парт. Вместо них используют коврики и маленькие столики, которые дети могут переносить в любое место.

Монтессори-материалы помогают ребенку познавать мир с помощью органов чувств, развития мелкой моторики рук. Например, чтобы научить малыша читать и писать, используют металлические рамки-вкладыши, шершавые буквы. А для сенсорного развития необходимы конструкторы-головоломки, шумовые цилиндры, тактильные таблички. В зоне практических навыков могут стоять настоящие предметы — утюг, гладильная доска, кухонные принадлежности, которыми дети пользуются под присмотром педагога.

Навыки практической жизни помогут ребенку чувствовать себя независимым и подготовят ко взрослой жизни

Родители могут предлагать Монтессори-материалы ребенку и дома. Но нужно использовать их не как игрушки, а как рабочий материал, благодаря которому малыш получает нужные навыки.

Какова роль педагога, если дети играют сами?

Основные задачи, которые стоят перед педагогом, — это направлять детей и не мешать им. Наставник необходим, чтобы объяснять малышам, как работать с материалами. От правильной презентации зависит, поймет ли ребенок смысл упражнения и захочет ли его самостоятельно выполнить.

Движение и отдых одинаково важны для детей

Читайте также:  Проблема развития ребенка в психоанализе

Педагог должен внимательно наблюдать за детьми и помогать им осваивать новые навыки. Если он видит, что малыш заинтересовался карточками со слогами, то может предложить ему и другие материалы — например, подвижный алфавит или рамки для обвода и штриховки. То есть он должен создать вокруг ребенка языковую зону.

Правда ли, что одну группу могут посещать дети разного возраста?

Да. В Монтессори-группах, как правило, занимаются дети от 3 до 6,5 лет. Считается, что это полезно для них. Глядя на старших детей, младшие быстрее осваивают материал. А старшие заботятся о младших, например, помогают им одеваться на прогулку.

Так как интересы детей разного возраста отличаются, то в группе не возникает конфликтов из-за материалов. Пока шестилетки читают и пишут, малыши выполняют упражнения на развитие мелкой моторики рук. Когда старшие ребята покидают группу, чтобы пойти в школу, на их место приходят младшие. Но так как состав не меняется полностью, сохраняется преемственность, атмосфера.

Маленьким ручкам нужно много тренироваться, чтобы справиться с самыми простыми вещами в жизни, например, замочками

Кстати, в Монтессори-группах приветствуется большое количество детей — минимум 20. С ними работают два педагога: монтессори-гид и помощник.

Что обучение дает ребенку?

Преимущество системы Монтессори в том, что дети учатся легко, в своем темпе, они не соревнуются со сверстниками. Благодаря этому у них сохраняется любознательность и мотивированность на обучение. Дети умеют найти себе дело, справляются с бытовыми обязанностями.

Помимо этого, дети учатся общаться, договариваться друг с другом, идти на компромисс, уважать личное пространство другого. Умение найти выход из конфликтной ситуации пригодится и в школе.

Доступность для детей всех материалов в среде – это фактор доверия со стороны взрослых, который учит детей бережному отношению к каждой вещи в классе

Кому подходит методика?

Сторонники системы Монтессори говорят, что методика подходит всем детям, но не всем родителям. Чересчур авторитарным мамам и папам может быть непросто отпустить малыша в «свободный полет». Если же родители готовы признать, что ребенок — отдельная личность со своими потребностями, то система Монтессори станет прекрасным инструментом.

Монтессори-группа «Крошкин дом» – это современная альтернатива детскому саду. Мы помогаем ребенку стать самостоятельным, поддерживаем и развиваем в нем желание учиться и познавать мир.

Источник

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. 

Мария Монтессори

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями. 

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить. 
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.
Читайте также:  Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка 1997

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Источник

Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является система Монтессори, подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу. Мария Монтессори, автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Методика существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы. Сегодня насчитывается множество детских садов и центров раннего развития ребенка, работающих по данной системе. Система Монтессори работает с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

 История системы

 Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой.

 В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание обратили на себя несчастные умственно отсталые дети, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по гулким больничным коридорам. Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное. Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.

6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована созданная ею педагогическая система. Двигаясь методом проб и ошибок, Мария подготавливала сенсорные материалы, стимулирующие познавательный интерес у детей. С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты. Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.

Опираясь на знания об особенностях физиологического, умственного и психического развития детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что образование является не столько ответственностью учителя, сколько естественным процессом развития малыша.

 Суть методики Монтессори

 Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.

 Основные положения системы Монтессори

  1. Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.
  2. Свобода действий и выбора ребенка.
  3. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.
  4. Решения ребенок принимает самостоятельно.
  5. Занятия проводятся в специально подготовленной среде.
  6. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.
  7. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.
  8. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.
  9. Недопустима критика, недопустимы запреты.
  10. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

 Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи воспитателя в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори, позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются:

  •  Воспитатель
  • Специально подготовленная среда
  • Дидактический материал

 Роль взрослого в системе

 Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

Читайте также:  Развитие восприятия цвета у ребенка 4 лет

 Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

 Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

 Роль развивающей среды в системе Монтессори

 Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Можно даже сказать, элементом ключевым. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым. Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино. Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка. Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.

 Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.
  2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.
  3. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.
  4. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.
  5. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.

 Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.

 Роль дидактического материала в системе Монтессори

 Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы, в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори-педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

 Правила работы с дидактическим материалом

  1.  Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
  2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
  3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
  4. Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
  5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
  6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
  7. Работа постепенно должна усложняться.
  8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
  9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

 Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

 Минусы методики Монтессори

 Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков.

  1.  Система развивает только интеллект и практические навыки
  2. Подвижные и ролевые игры отсутствуют
  3. Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.
  4. Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ.

В рамках одной статьи уместить весь опыт Монтессори, отраженный в ее педагогической системе, невозможно. Мы постарались изложить в данной статье основные постулаты. Для получения более подробной информации о методике рекомендуем обратиться к первоисточникам, книгам, написанным Марией Монтессори и ее последователями. Благо, в настоящее время имеется доступ к различным педагогическим системам и методикам, что позволяет выбирать для наших детей самое лучшее.

Источник