Система комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка

Система комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка thumbnail

Прасковья Симакина
Индивидуальное сопровождение воспитанников

В настоящее время забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие должна стать неотъемлемой целью деятельности любого учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества воспитания тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, коррекция и компенсация. Современные тенденции воспитания диктуют настоятельную необходимость в развитии системы сопровождения ребенка в воспитательном процессе.

Сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития каждого ребенка в процессе взаимодействия в воспитательной среде.

Исходя из определения, можно обозначить цель сопровождения – создание оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Нами была предпринята попытка осмыслить, разграничить и выстроить модель сопровождения. В этой модели нашли отражения принципы,которыми мы руководствуемся в своей работе: систематичности, поэтапности, постепенности, профессионализма.

Индивидуальное сопровождение детей предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной “групп риска” и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, помощь каждому ребенку предоставляется с опорой на внутренний потенциал и поддержку его окружения.

Система индивидуального сопровождения дает возможность на реализацию права каждого ребенка на образование в соответствии с его способностями и возможностями.

Сопровождение – это не только непосредственное участие в образовательном маршруте, это путь вместе с ребенком, рядом с ним. Если у ребенка возникают психологические, учебные, социальные трудности, рядом с ним найдется соответствующий специалист высокого класса, который поможет решить возникшую проблему. Сопровождение – это особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития. Особенность способа заключается в том, что ребенку помогают принять решение, но за ним остаются и сам выбор, и ответственность за него. Смысл сопровождения состоит в том, чтобы научить решать свои проблемы самостоятельно.

Ребенок – целостное существо, поэтому сопровождение должно быть комплексной работой многих специалистов. Важно именно помогать решать проблемы, а не просто диагностировать их и давать отдельные советы. Поэтому сопровождение должно быть непрерывным. И, наконец, самое главное – это приоритет интересов ребенка. Мы всегда на его стороне, даже если он сам источник своих бед. Мы не разбираемся, кто виноват, ребенок должен иметь гарантию своей защищенности в любом случае.

Сопровождение – это постоянная работа, целью которой является социальная адаптация ребенка. Мы сопровождаем его к взрослой жизни, где он будет самостоятельным.

Работа на каждом этапе жизни воспитанникастроится по одной и той же цикличной схеме: ДиагностикаПроектированиеРеализацияРефлексия.

При составлении индивидуальнойпрограммы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

• изучение документов, личных дел;

• знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

• изучение социума (внешкольных связей) ребенка;

• диагностические исследования.

В папке по личностному сопровождению воспитанника ведётся учёт со всех сторон жизни ребёнка. Такой подход требует, прежде всего, бережного отношения к личности, разумно оптимистического подхода к ее перспективам, что дает возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребенком, которая будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в свои возможности.

Два раза в год мы проводим отслеживание результативности воспитательной работы.Это: развитие воли, воспитанности, сформированность трудовых навыков. Мониторинги отображены в папках по индивидуальному сопровождению воспитанников. Также отслеживаем эффективность деятельности по реализации программ. Заполняем карту личностного развития воспитанника. Анализируя мониторинги отслеживания, карту личностного развития воспитанника, составляем план индивидуальной работы. Мониторинг творческой активности и листов успешности, карта занятости воспитанника позволяют проследить круг интересов ребёнка, занятость его в кружках, участие в мероприятиях.

Показатели комфортности воспитательной среды – блок анкет, тестов, социометрия и социальная компетентность воспитанника.

В связи с тем, что сейчас у нас дети прибыли …. То возникла необходимость определить уровень сформированности общеучебных навыков.Получились четыре блока: организованность в учении, учебная деятельность, реализация способностей, уровень учебной мотивации. Отслеживаем уровень сформированности общеучебных навыков в конце каждого месяца. На основе отслеживания составлен индивидуальный план работы по повышению уровня сформированности общеучебных навыков в конце марта проанализируем мероприятия, которые проводились.

В планировании индивидуальной работы с каждым ребёнком, мы учитываем комплексный подход всех служб сопровождения дома.

Можно выстроить модель сопровождения, изобразив её в виде пирамиды. Величина колец пирамиды указывает на то, какая именно задача на данном этапе является основополагающей. Колец может быть разное количество. Пирамида собирается постепенно, точно так же, как мы поэтапно отслеживаем динамику развития ребенка. Пирамида собрана не до конца, осталось место, поскольку в ходе работы, при необходимости, возможна корректировка.

• Стержневой основой является индивидуальная программа развития ребенка.

• В основу пирамиды положена комплексная диагностика.

• Вершиной пирамиды является то, к чему мы стремимся – к успешной социальной интеграции и адаптация детей.

Источник

Программа комплексного сопровождения

Петров Роман

__________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, класс)

Цель сопровождения: Оказание комплексной психолого-педагогической помощи в освоении ООП ДО, разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации_______________________________________________

Задачи:

1. Обеспечить ребёнку логопедическую помощь и поддержку, психолого-педагогическое сопровождение специалистами детского сада._____________

2. Оказать родителям информационную помощь в отношении проблем развития ребёнка, включать родителей в образовательный процесс.________

3. Организовать качественное взаимодействие специалистов.______________

План мероприятий по сопровождению

Участник сопровождения*:

сопроводительные мероприятия

Сроки реализации

Периодичность (общее количество, частота и длительность занятий)

Отметка о выполнении

Учитель-логопед

Артикуляционная моторика.

– общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий;

– упражнения для губ, щёк, языка;

– элементы массажа и самомассажа.

Просодическая сторона речи.

– упражнения для развития силы голоса;

– игры на звукоподражание, игры-драматизации.

Звукопроизношение.

– комплекс упражнений для постановки звуков «Р», «Л», автоматизация звука «Р», автоматизация звука «Л».

Звуковая структура слов.

– упражнения в различении на слух длинных и коротких слов;

– упражнения на передачу ритмического рисунка слов;

– игры по развитию звукослоговой структуры «Прошагай слово», «Где спрятался звук?»

Развитие фонематического восприятия.

– игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-х, 3-х звуков; учить слышать заданный звук в ряду других звуков; подбор слов на заданный звук; учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.

Формирование в импрессивной речи навыков понимания грамматического изменения слов.

– обогащение речи за счёт глаголов;

– игры с различными предметами для понимания сложных форм предлогов «Где спрятался?».

Формирование экспрессивной речи.

– учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; учить составлять предложения из 2-3 слов; учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений;

– заучивание стихов;

– игры «Придумай необычное существо», «Поиграем в Репку».

Формирование грамматических процессов.

– словообразование. Образование существительных мужского рода с суффиксом –щик-;

– образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин-;

– образование сущ-х и прил-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам;

– образование качественных и относительных прилагательных.

– словоизменение.

– игры «Один-много», «У кого похожая картинка», «Измени слово».

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Длительность – 20-25 минут

Педагог-психолог

– упражнения на развитие познавательной активности «Что можно подарить другу?», «Узнай, какого это цвета?», «Когда это бывает?»

– упражнения на развитие процессов мышления «Третий лишний», «Собери картинку», «Определи последовательность событий»

– упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки «Моё настроение», «Маски», «Я – хороший, я – плохой»

– упражнения на развитие навыков общения «Комплименты», «Опиши друга»;

– телесно-ориентированные упражнения.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Длительность – 20-25 минут

Медицинский работник

организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки;

– оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна;

– корригирующая ходьба по массажным дорожкам;

1 год

Общее количество занятий – 36

Частота – 1 раз в неделю

Длительность – 15 минут

Воспитатель

– элементы психогимнастики на занятиях;

– специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»;

– пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление;

– разбор ситуаций с обсуждением «Как бы ты поступил?»

– специальные игры на общение «Найдём волшебные слова»;

– чтение художественной литературы;

– дидактические игры природоведческого содержания;

– уход за растениями в уголке природы и на участке;

– работа со схемами правильной артикуляции звуков;

– работа с мнемотаблицами по заучиванию стихов;

– работа с моделями сказок, рассказов.

– поддержание режима дня в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями;

– создание позитивной принимающей атмосферы в группе;

– проявление уважительного отношения к ребёнку, интереса к его занятиям;

– использование в работе рекомендаций специалистов.

1 год

Регулярно, в свободное от занятий время

Музыкальный руководитель

– занятия по логоритмике;

– пальчиковая гимнастика;

– упражнения для нормализации мышечного тонуса;

– певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса;

– упражнения на развитие речевого, певческого дыхания;

– театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией;

– упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на детских музыкальных инструментах;

– игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Как часть занятия длительностью 7-10 минут

Инструктор по физической культуре

вводные упражнения с речевым сопровождением: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе; развитие артикуляции, мимики, дикции;

– общие развивающие упражнения с фонетической ритмикой: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, темпа, ритма речи, развитие общей моторики;

– основные виды движений: для развития общей моторики и статической координации движений;

– подвижная игра: для совершенствования двигательных умений, формирования положительных форм взаимодействия между детьми, развития морально – волевых качеств личности;

– релаксация: для регуляции мышечного тонуса;

– пальчиковая гимнастика;

– дыхательная гимнастика.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Как часть занятия длительностью 7-10 минут

Родители

– поддержание режима дня, недели;

– поддержка речевой активности ребёнка, поощрение его высказываний;

– оказание помощи ребёнку при затруднении;

– выполнение рекомендаций специалистов;

– контроль собственной речи

Постоянно, в свободное время

* Участники сопровождения: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, другие специалисты, родители (законные представители)

Источник

Татьяна Щербакова
Организация комплексной службы сопровождения развития ребёнка дошкольного возраста с различными нарушениями. ПМПК ДОУ

Практическим воплощением гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребёнку явилась идея сопровождения, которая в настоящее время реализуется в системе образования, и обрела свою методологическую и организационную форму.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза в ситуациях дошкольного взаимодействия. Сопровождение опирается на личностные достижения, которые реально есть у ребёнка, и находится в логике его развития, а не искусственно задаёт ему цели и задачи.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребёнку социально-педагогической среды условия для его оптимального личностного развития и обучения.

Задачей медико-психолого-педагогического сопровождения является создание условий для максимально успешного обучения в каждом конкретном случае.

В нашем ДОУ создана служба сопровождения по развитию проблемных детей, которая обеспечивает оказание профессиональной систематической помощи.

1. Сотрудничество различных специалистов: педагогов, психолога, логопедов, дефектологов, медицинских работников.

2. Объединение усилий всех стоящих на стороне дошкольника взрослых.

3. Определение перспективы возможностей на последующих этапах адаптации ребёнка, которая будет способствовать постепенному переводу его из пассивной позиции в активную.

Организационной формой службы был определён психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Основные функции ПМПк:

1. Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода его обучения детском саду.

2. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.

3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.

4. Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.

5. Создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.

В состав ПМПк входят: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения, представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели) с большим опытом работы, врач-педиатр (невропатолог, психиатр, медицинская сестра.

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде.

Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка в присутствии родителей (законных представителей).

По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

На основании полученных данных (представление специалистов) коллегиально составляются заключение консилиума и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.

В рамках эксперимента в детском саду была разработана комплексная диагностика, о которой говорилось выше.

На основе комплексной диагностики и анализа проблем ребёнка служба сопровождения (ПМПк) высказала идею о составлении индивидуального маршрута воспитания и обучения, коррекционных программ.

Реализация адресных программ была разбита на шаги (ступеньки, определены цель каждого шага, промежуточный результат и функции каждого исполнителя службы.

Программа индивидуального сопровождения или индивидуальный образовательный маршрут вырабатывается на консилиуме при коллегиальном обсуждении.Это позволяет:

– изменить состояние ребёнка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция;

– изменить отношение взрослых к ребёнку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях;

– определить позитивные прогнозы взрослых относительно положительных изменений ребёнка.

В апреле – мае ПМПк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется только при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае выведения воспитанника в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из того образовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок.

Таким образом, сопровождение рассматривается нами как процесс, целостная деятельность, в рамках которой обязательно выделяются три взаимосвязанных компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе обучения и воспитания в ДОУ. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики, о чём уже упоминалось ранее.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности ребёнка и его успешного обучения на основе данных диагностики. Реализация данного компонента предполагает, что учебно-воспитательный процесс в ДОУ может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые находятся в данном учреждении. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, логопеда, психолога, так как их подходы и требования должны ориентироваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Для этого разрабатывается система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.

Кроме этого, поддерживается также тесная связь с невропатологом, психиатром,офтальмологом: дети, нуждающиеся в их помощи, всегда в полной мере получают соответствующие консультации и лечение. По мере необходимости поддерживается связь и с другими специалистами.

Таким образом, индивидуализация процесса образования, обучения и воспитания помогает выстроить текущую работу как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников взаимодействия внутри ДОУ.

Взрослые участники учебно-воспитательного процесса – педагоги, логопеды, психолог, дефектологи, администрация, родители – участвуют в нём на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. В решении проблем конкретного ребёнка, при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно устанавливают единый подход и стратегию медико-психолого-педагогического сопровождения.

Источник