Система диагностики психического развития ребенка гезелл
Цитата сообщения Jolochka
Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла
Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла
Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году – в 3 месяца, начиная с третьего года жизни – раз в полугодие.
Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям:
1) адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;
2) грубая моторика: постуральные реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;
3) тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;
4) речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, постуральные движения, вокализацию, слова, фразу и предложения. Правильно артикулированная речь зависит от социального окружения, но требует определенной зрелости сенсорно-моторных и кортикальных систем;
5) социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение. Хотя социализация зависит от особенностей самой личности и ее окружения, тем не менее есть определенные возрастные нормативы, отклонения от которых имеет диагностическое значение.
Образцы поведения подразделяются на временные и постоянные. Временными называются те, которые далее трансформируются или заменяются более совершенными (в скобках указан возраст их исчезновения). Некоторые временные образцы образуют последовательность, другие заменяются полностью. В переходной фазе могут наблюдаться оба вида.
Проведение диагностической оценки развития включает 5 этапов:
Сбор анамнеза и предварительная беседа:
На данном этапе необходимо собрать информацию о семье, её составе; течении беременности, родов, периода новорожденности; о темпах развития до настоящего момента, поведении в текущий период; непосредственном социальном окружении.
Благодаря предварительной беседе можно достичь эффективного контакта с ребёнкомЛучше поначалу уделять больше внимания родителям, а не ребёнку, таким образом ребёнок поймёт, что у Вас нет никаких агрессивных намерений по отношению к нему. Можно предложить ребёнку игрушку. Если он её возьмёт из ваших рук, рук незнакомого человека, значит можно осторожно, не торопясь, приступать к тестированию.
Беседа с родителями должна носить спокойный и доброжелательный характер. Вопросы должны подразумевать однозначный ответ, при необходимости нужно иллюстрировать их примерами. Доверие родительским ответам обязательно, но имеет смысл переспросить родителей ещё раз, если данная ими информация не совпадает с Вашим впечатлением от ребёнка.
Исследование поведения в соответствии с протоколом и порядком проведения:
Тестирование должно проводиться в промежуток времени, когда ребёнок наиболее активен и спокоен, то есть, когда имеются предпосылки для получения лучших результатов. До 18-месячного возраста собеседование и обследование могут быть совмещены в одном сеансе, далее, особенно после 2,5 лет, для выяснения исходного состояния требуется четкое отделение первого и второго этапов.
Порядок выполнения тестовых заданий подробно расписан в электронном пособии.
Запись результатов и диагностический обзор всего собранного материала:
Минимальная запись – заполнение карты с проставлением в ней плюсов и минусов. Рекомендуется иметь видеозапись, стенографическую запись комментария наблюдаемого поведения.
Обсуждение и рекомендации для родителей:
Присутствие родителей при тестировании поможет им понять, каким образом производится обследование, лучше представить сущность имеющихся проблем. Обстановка беседы должна быть самой располагающей, не должно быть ни тени пренебрежения, неуважения к ребёнку.
Письменный отчёт.
Следует отметить, что исследование проводится не только по профилю соответствующего возраста, но и по предыдущему и последующему профилям с целью выявления базового и верхнего уровня развития в той или иной области.
Для проведения диагностики всех компонентов психомоторного развития потребуются следующие материалы:
Мячики: большой и маленький.
Колокольчик с деревянной ручкой.
Стеклянная бутылочка и пилюли из сахара.
Бубенчики на ленточке.
Погремушка.
Красное кольцо на веревочке
Тестовые объекты: карандаш, ключ, ножик, монета, т.е. предметы, используемые в повседневной жизни.
Взвешенные блоки: 6 штук.
Карта с нарисованными на ней зеленым цветом геометрическими фигурами и соответствующие фигуры красного цвета.
Десять деревянных красных кубиков.
Чашка из алюминия.
Доска с вкладывающимися в нее формами.
Карты с картинками: а) собачка, ботинок, чашка, дом; б) часы, корзина, книга, флаг, листик, звезда.
Мелки.
Книжка с детскими стихами.
«Чудесная коробка».
Карточки для срисовывания с нарисованными жирными линиями фигурами.
Тестовые объекты для тестирования по Стэнфорду – Бине (карта и геометрические фигуры к ней, рисунок неоконченного человечка).
Запись результатов наблюдения ведется следующим образом:
(+) – образец поведения хорошо развит, является неотъемлемой частью поведения ребенка.
(±) – образец поведения наблюдается, как случайный или скопированный, но не постоянный.
(-) – постоянный образец в поведении отсутствует, или временный не заменен более зрелым.
Если временный образец, свойственный данному возрасту полностью отсутствует, т.к. ребенок демонстрирует опережающее развитие, то ставится знак (+++).
Таким образом, знаки (+) и (±) обозначают, что данные навыки присутствуют и ребенок прошёл тестовый пункт, а знак (-) обозначает обратное. На полях могут быть проставлены комментарии отсутствию того или иного навыка: О – явный отказ, Н – невозможность выполнить задание в связи с наличием органических причин.
Обработка результатов:
Дикретированный возраст (y) разделить на количество пунктов (na). Результат деления умножить на количество минусов (nb).
x = (y : na) * nb
Дикретированный возраст — это интервал между ключевыми возрастами шкал Гезелла (например, на трертьем году жизни этот интервал составляет 6 мес., на втором — 3 мес., а на первом году жизни измеряется в неделях).
В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов.
Приложения:
Порядок выполнения тестовых заданий
Методика проведения обследования
Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей первого года жизни
Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей второго года жизни
Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей третьего года жизни
Источник
Арнольда Луция Гезелл (1880-1961) получил степень доктора философии по психологии от Университета Кларка в 1906 г. После длительных наблюдений в школах для лиц с психическими расстройствами, он развил свой интерес к изучению особенностей развития детей с ограниченными возможностями. Он изучал медицину и служил в качестве помощника профессора Йельского университета, где основал Йельскую клинику детского развития или нормального детства.
В клинике изучалось психическое развитие детей раннего возраста – от рождения до 3 лет. Периоды младенчества и раннего детства были в центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал, что за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, так как темпы этого развития наиболее высоки именно в первые три года, а затем со временем постепенно замедляются. На этой основе им была создана и периодизация психического развития, в которой выделялось три периода – от рождения до года, от года до трех лет и от трех до восемнадцати лет, причем первый период характеризуется максимально высокими темпами психического развития, второй – средними, а третий – низкими. Он помог разработать успешные программы для детей с ограниченными возможностями. В своих исследованиях он изучил многих детей, в том числе Камалу — девушку, выросшую в волчьей стае.
Исследования Гезелла, в отличие от работ Н.М. Щелованова и его Лаборатории генетической рефлексологии, которая также изучала детей раннего возраста, были направлены не на анализ закономерностей развития психики в первые три года жизни, а на разработку нормативности этого развития.
Как психолог, Гезелл понял огромное значение природы и воспитания. Он предостерегал не быть поспешными в выводах, приписывая конкретные причины умственным недостаткам. Многие аспекты человеческого поведения, например беспристрастность и темперамент, он считал наследственными, и напоминал, что «ребенок адаптирован к родителю, родитель адаптирован к ребёнку». Он считал, что общенациональная система детских садов будет благом для его страны.
Будучи новатором, Гезелл использовал в своих исследованиях последние достижения в кино и фотографии. В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей). Он также ввел в психологию новые методы исследования – лонгитюдный (метод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени, чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). На основе этих исследований была выработана система тестов и показателей нормы для детей от 3 месяцев до 6 лет по следующим показателям – моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Модификация этих тестов (как и тестов Бине) лежит в основе современной диагностики психического развития детей.
Геззел утверждал, детство – это также и продукт эволюции. У самых низших животных детство практически отсутствует; период детства тем длиннее, чем выше на эволюционной лестнице располагается данный вид. У человека не только самое длинное детство, но оно качественно другое. Сохраняется общая функция психического – биологическая адаптация к окружающей среде. Главную роль в психическом развитии ребенка он отводил созреванию нервной системы, где основным показателем развития является темп. Он сформулировал закон замедления развития с возрастом: темп развития максимален на начальных этапах развития и минимален на конечных.
Значительный вклад А.Гезелла в детскую психологию состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Нормативный подход в детской психологии ориентирован на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром.
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Э. Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Ст.Холл. Теория рекапитуляции рассматривает развитие ребенка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой; между ребенком и современностью лежит бездна, исчезающая только с годами. Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Игра ребенка – это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Ст. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Критика Холла. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что подобные аналогии несостоятельны: взрослый человек, как бы примитивен он ни был, вступает в отношения с природой, в борьбу за существование как готовый, созревший индивид; у ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью. Поэтому то, что кажется похожим, вызвано другими причинами, представляет собой другой феномен. Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции в психологии была выявлена раньше, чем появилось критическое отношение к этой концепции в эмбриологии. И.И. Шмальгаузен показал, что в филогенезе происходит решающая перестройка всего эмбриогенеза в целом, происходит опускание вниз решающих моментов развития. Критика Э. Геккеля, основанная на громадном фактическом материале, поднимает проблему истории эмбриогенеза.
Выготский о биогенетическом законе.Вопрос о приложимости биогенетического закона к психологии имеет актуальное значение для теории и практики воспитания; из этого закона были сделаны педагогические выводы глубоко реакционного характера: пытались использовать этот закон для отрыва ребенка от современности, для создания педагогической теории нейтрального в классовом и социальном отношениях детства, для требования предоставить ребенку возможность изживать анимистические, религиозные и тому подобные фазы своего развития, архаические формы своего мышления и инстинктов.
А. Гезелл. Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелла»). А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике широко применяется составленный А. Гезеллом Атлас поведения младенца, содержащий 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет. В своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.
Критика Выготским: назвал концепцию А. Гезелла «теорией эмпирического эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к своей среде. Вклад А. Гезелла: положил начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Основной упор он делал на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений.
К. Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. К. Бюлер связывал эти ступени, их возникновение, не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало». По его мнению, первый этап — инстинкты — характеризуется тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие: «функциональное удовольствие». Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется па этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, — основная движущая сила развития поведения. К Бюлер перенес эту схему на онтогенез. Проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В. Келер проводил на шимпанзе, К. Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал «шимпанзе подобным возрастом». Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки. К. Бюлер никогда не причислял себя к биогенетистам. Однако, его взгляды — еще более глубокое проявление концепции рекапитуляции, так как этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных.
Критика Выготского: – К. Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социально-культурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка. К. Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и при том биологический по своей природе процесс: 1) нет черты периодизации развития ребенка (не выделил стадии развития, эпохи), 2) игнорировалась среда, 3) методологическая основа лежит в основе теории, 4) большие требования к интеллектуальной деятельности, слишком отрывает ее от низших ступеней развития, 5) прямое перенесение зоопсихологических экспериментов в детскую психологию.
В. Штерн
считал, что психическое развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно извне или изнутри? – действует и то и другое, но в разных соотношениях. За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребенка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенности развития. Но даже и в том случае, когда исследователи подчеркивают примат среды над наследственным фактором, им не удается преодолеть биологизаторский подход к развитию, если среда обитания и весь процесс развития трактуется как процесс приспособления, адаптации к условиям жизни. В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции:
─ первые месяцы младенческого периода: еще неосмысленное рефлекторное и импульсивное поведение – стадия млекопитающего;
─ второе полугодие: развитие схватывания предметов и подражания – стадия высшего млекопитающего – обезьяны;
─ овладение вертикальной походкой и речью – начальные ступени человеческого состояния;
─ первые пять лет: игры и сказки – первобытные народы;
─ поступление в школу: овладение более высокими социальными обязанностями – вступление человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями;
─ первые школьные годы: простое содержание античного и ветхозаветного мира;
─ средние годы: черты фанатизма христианской культуры,
─ период зрелости: духовная дифференциация – культура Нового времени.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник