Система ценностей развитие у ребенка
Воспитание – это не только забота о физическом развитии ребенка, но и умственный рост. Родители играют самую большую роль в формировании личности своего ребенка и оказывают наибольшее влияние на то, кем окажется ребенок по мере своего взросления.
Некоторые утверждают, что моральные принципы дети усваивают самостоятельно в процессе взросления, однако, лучше, если вы сами начнете прививать некоторые моральные ценности еще в младшем возрасте, пока ребенок постоянно находится рядом с вами.
10 моральных ценностей, которым вы должны научить своих детей
Способы воспитания нравственных ценностей в ваших детях
1. Практикуйте то, что проповедуете
Дети учатся у окружающих, поэтому, чтобы научить своих детей этим ценностям, вы должны сначала привнести их в свою жизнь. Вы можете в устной форме объяснить многочисленные ценности, но ваш ребенок будет выбирать только те, которые вы сами демонстрируете, через ваше собственное поведение.
2. Расскажите о личном опыте
Личный опыт подобен истории, а все дети любят слушать интересные истории. Делитесь случаями из своей собственной жизни, где соблюдение моральных ценностей имело положительный опыт в вашей жизни, и ваш ребенок будет лучше вас понимать.
3. Награда за хорошее поведение
Придумайте систему, в которой вы поощряете своего ребенка за использование этих ценностей в его/ее жизни. Похвала и награды – это позитивное подкрепление, которое невероятно хорошо помогает в формировании детей.
4. Эффективное общение
Каждый день беседуйте с вашим ребенком о том, как эти моральные ценности работают в повседневной жизни. Например, вы можете обсудить статью в газете и спросить вашего ребенка, что бы он сделал в такой же ситуации.
5. Мониторинг использования телевидения и Интернета.
Вы определенно можете следить за тем, что смотрит ваш ребенок. Убедитесь, что шоу пропагандирует хорошие ценности и нравственность и соответствует его/ее возрасту.
10 моральных ценностей, которым вы должны научить своих детей
10 моральных ценностей для детей
1. Уважение
Многие родители делают ошибку, обучая своих детей только уважению к старшим, но это неправильно. Каждый заслуживает уважения, независимо от возраста или социального положения. Уважение – это важная моральная ценность, о которой ваш ребенок должен узнать в раннем возрасте, поскольку он играет важную роль в его/ее поведении по отношению к незнакомцам. Малыши, которые учатся уважать своих сверстников и старших с юных лет, выиграют от этого в будущем. Даже когда наступят тяжелые времена, ваш ребенок будет более внимательным к другим.
2. Семья
Семья является неотъемлемой частью жизни детей. Она формирует и воспитывает их. Поэтому важно дать своим детям чувство семейного очага и помочь им понять, почему семья важна. Сделайте это, и, скорее всего, ваши дети будут расти, уважая и любя свою семью, несмотря ни на что.
10 моральных ценностей, которым вы должны научить своих детей
3. Приспособление и компромисс
Важно, чтобы дети знали, что не все работает в соответствии с ними. Научите их с юных лет, что, когда это абсолютно необходимо, им, возможно, придется попытаться приспособиться. Ваш ребенок должен научиться приспосабливаться и идти на компромисс, только если его собственная жизнь здесь не поставлена на карту. Если ребенок оказывается в проигрышном положении из-за компромисса, это не только наносит ущерб, но и ограничивает личность.
4. Помощь ближним
Ваш ребенок должен научиться помогать другим с юного возраста, даже если это совершенно незнакомый человек. Вы должны научить своего ребенка, почему помощь другим так важна и что вы всегда получаете ее обратно, когда помогаете кому-то. Чтобы быть полезной частью общества, важно, чтобы ваш ребенок понимал потребности других.
10 моральных ценностей, которым вы должны научить своих детей
5. Уважение к религии
Ваш ребенок должен воспитываться не только для того, чтобы уважать свою религию, но и понимать, что каждый человек имеет право выбирать свою религию. Научите своих детей с самого раннего возраста, что все люди равны, независимо от их религии или праздников, которые они отмечают.
6. Справедливость
Моральный компас и чувство справедливости являются двумя наиболее важными ценностями, которые должен иметь любой ребенок с раннего возраста. Ваши дети должны понимать и оценивать свои действия.
7. Честность
С юных лет честность следует прививать как одну из самых важных ценностей для детей. Честность – всегда лучшая политика, и вы должны поощрять говорить правду независимо от того, какие ошибки он или она допустили.
10 моральных ценностей, которым вы должны научить своих детей
8. Никогда никого не обижай
Объясните своему ребенку, что причинение вреда кому-то – это не просто физическая проблема – любое повреждение может также иметь психологический и эмоциональный эффект. Не забудьте научить своих детей, как извиняться, и побуждайте их немедленно извиниться, если они когда-либо причинят кому-либо боль, физически или устно.
9. Кража
Воровство – это неправильно, независимо от того, каким может быть его оправдание – это одна из хороших ценностей для детей. Научите вашего ребенка, что воровство – это неправильно, не только юридически, но и морально, поскольку это означает, что он/она будет брать что-то, что принадлежит кому-то другому.
10 моральных ценностей, которым вы должны научить своих детей
10. Развивайте любовь к образованию
Образование – это самое большое оружие, которое можно иметь, и то, что оказывает наибольшее влияние на то, где вы оказались в жизни. Любовь к образованию должна воспитываться в ребенке, начиная с дошкольного возраста.
Моральные ценности нужно прививать детям с самого начала, и ни один возраст не будет считаться для этого слишком ранним.
Источник
Современные дети загружены максимально. В школе они изучают множество дисциплин. За школьной дверью их ждут родители, чтобы отвести на кружки или спортивные секции. Очень часто можно увидеть, что ребенок одновременно занимается математикой, языками, посещает уроки рисования и плавание.
Родители делают все, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. К сожалению, в этой гонке они не всегда успевают научить ребенка самому главному – человечности!
Стремясь дать своему чаду самое лучшее воспитание и образование, нельзя забывать об истинных ориентирах. Именно правильные жизненные ценности ребенка являются залогом того, что малыш успешно реализует себя, вырастет достойным членом общества, будет жить в согласии с собой и окружающими, найдет применение своим умением, а значит, и свое место в жизни. Формирование ценностей у детей занимает важную роль в процессе воспитания.
С какого возраста можно начинать вести с ребенком беседы о морали?
Приобщение к нравственным и культурным ценностям должно начинаться с ранних лет. Основы этики ребенок впитывает в семье. До 3-4 лет он еще не воспринимает себя как отдельного индивида, полностью перенимая установки близких, копируя их поведение и манеру общения. То, как дальше будут развиваться события, зависит от постоянных отношений в семье.
По мере взросления для ребенка все большую роль начинают играть собственная совесть и мнение окружающих. Прямые конкуренты родителей в борьбе за авторитет у ребенка – его друзья, одноклассники, развлекательная индустрия, СМИ. Именно поэтому родителям необходимо рассказывать малышу о том, что такое хорошо, начиная с того периода, когда их авторитет еще неоспорим.
Почему так важна система ценностей для каждого человека?
Формирование нравственных ценностей у детей необычайно важно. Первый важный урок, которому ребенка должны научить папа и мама, – любить себя. Возможно, родители, воспитанные в духе и по канонам старого времени, с этим требованием поспорят. Однако для сохранения духовного здоровья ребенка данную аксиому нужно принять.
Психологи пришли к мнению, что нельзя научиться доверять окружающим, а значит, жить в гармонии с социумом, если ты не любишь и не принимаешь себя.
Осознание ценности собственной личности приходит в детстве через безоговорочную родительскую любовь, полное принятие и внимание. Способами выражения такой любви являются зрительные и тактильные контакты, языковые и мимические сигналы. Чаще обнимайте своего ребенка, разговаривайте с ним, берите на руки, сажайте на колени, улыбайтесь ему. Именно это и есть настоящие жизненные ценности. Внимание необходимо вашему сыну или дочери как воздух.
Ухаживая за своим малышом, чаще смотрите ему в глаза и, самое главное, улыбайтесь. Улыбка – самый сильный инструмент формирования привязанности. Человеку без сформированного чувства привязанности к родителям очень трудно находить общий язык с окружающими.
Некоторые мамы и папы придут от прочитанного в негодование: а как же спартанское воспитание, дисциплина и объективность? Нельзя же увлекаться всеми поступками своего чада!
Детские психологи не говорят о полном отсутствии критики. Критиковать нужно правильно. Если и критиковать, то не личность, а конкретный поступок малыша. Причем обязательно взамен предлагать альтернативное решение вопроса, объяснять, почему лучше действовать иначе. Только в таком случае критика не вызовет протеста, а пойдет на пользу.
Как формируются ценности у детей?
Какие существуют ценности в настоящее время? Например, правильные коммуникативные навыки помогают ребенку стать успешным человеком в современном мире. С одной стороны, необходимо иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать. С другой – нужно учитывать мнение окружающих. Для этого крайне важно осознавать связь со своими близкими как основополагающую ценность. Понимание данной ценности приходит с развитием привязанности. Когда ты ценишь общение с близким человеком, подсознательно пытаешься делать все, чтобы не огорчить его без веской причины и не оборвать связь.
Главное – оставаться эмоционально открытым для ребенка, не стесняясь говорить о своих чувствах к нему. Доверие всегда порождает доверие. Так называемое «Я-общение» воспитывает эмпатию и способность сопереживать.
Находясь в согласии с собственным Я, ребенок не только начинает понимать свои потребности, но и учится находить для их выражения социально допустимые возможности. Родителям по силам как помочь своему чаду в поисках себя, так и усложнить эти поиски, навязывая ему свои убеждения и ориентиры.
Папа и мама должны научиться с рождения видеть в своем ребенке личность, а значит, признавать его право на самоопределение и на ошибки, предоставлять ему возможность самостоятельно делать выбор. При этом они должны оставаться открытыми для просьб о помощи. В таком случае можно быть уверенным, что чадо не свернет на кривую дорожку, попав под негативное влияние окружения.
Каким основным ценностям нужно научить ребенка?
Для успеха в жизни крайне важна способность к коммуникациям – без продуктивного общения большой успех вряд ли возможен. В основе такого общения лежат гармоничные отношения с близкими людьми и с самим собой.
С развитием привязанности в семье ребенок начинает ценить межличностные связи. Один человек не станет огорчать другого без серьезных причин, если дорожит отношениями. Говорите ребенку, что вы его любите и уважаете, не стесняйтесь проявлять свои чувства и эмоции, будьте открыты для общения. Если вы доверитесь ребенку, то он проявит ответное доверие, что будет способствовать развитию способности к сопереживанию.
Иногда очень сложно понять собственные потребности, еще сложнее найти возможность их удовлетворения. Упрощают процесс понимания налаженные отношения со своим Я. Здесь родители могут помочь ребенку, уважая его границы и личностное пространство, предоставляя право выбора, а также право на ошибку. И еще один важнейший момент: ребенок должен знать, что он в любой ситуации может обратиться к вам за помощью. Таким образом, он будет меньше поддаваться чужому влиянию.
Психологами доказано, что залогом ответственного отношения к жизни является осознание глубинной связи с окружающим миром. Поэтому очень важно проводить с детьми время на свежем воздухе. Таким образом, вы сформируете духовные ценности в жизни сына или дочери.
Сделайте семейной традицией выезды в лес с ночевкой, организуйте турпоходы, гуляйте в парке, привлекайте детей к уходу за комнатными растениями. Если ваш ребенок с детства полюбит природу, проникнется красотой окружающего мира, то сам захочет эту красоту оберегать.
Запомните: для детей очень важны семейные традиции. Совместные активные игры на природе или разговор по душам у костра лучше и действеннее любых воспитательных бесед.
Если хотите поговорить о морали, заходите издалека. Например, вместе с ребенком посмотрите подходящий по теме фильм и предложите обсудить его главную идею, поищите мотивы поведения героев. Вместо фильма можно взять произведения классической литературы.
Хорошая семейная традиция – литературные вечера. Устраивайте их регулярно. Можете даже записаться на курсы скорочтения и посещать их всей семьей. Обсуждайте книги, дискутируйте о поступках героев. Так вам удастся ненавязчиво привить детям правильные нравственные ориентиры.
Настоящие ценности – залог успешного будущего вашего ребенка. Привить их под силу каждому родителю. Главное – видеть в своем ребенке личность, оставлять за ней право самостоятельно принимать решения и просто быть для него хорошим другом. И тогда ваш малыш вырастет яркой индивидуальностью со своими моральными и нравственными ориентирами.
Источник
Aлександра Мусатова
Формирование системы ценностей у детей с помощью игр
Мусатова Александра Николаевна,
Воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №29 «Золотой ключик»
Формирование системы ценностей у детей с помощью игр
Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности любого человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Система ценностей, сложившаяся в обществе, играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.
К ценностям могут относиться:
– ценности родной культуры;
– ценности внутреннего мира человека;
– ценности деятельности человека;
– нравственные ценности;
– социокультурные ценности;
– ценности внешнего мира.
Формирование этих ценностей начинается в дошкольном возрасте. Поскольку основной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то именно с помощью игр и происходит становление и развитие ценностных ориентаций у детей. В статье 31 Конвенции о правах ребёнка говорится: «Игра – главная форма активности ребёнка». Однако сегодня в обществе наблюдается тревожная тенденция – дети всё меньше играют. Исследования зарубежных и отечественных психологов подтверждают это. Так, Е. А. Бугрименко и отмечает, что ребёнок практически лишён возможности игры в разновозрастном сообществе, в котором передаются традиции, нормы, ценности [1]. Меняется и отношение родителей – в семье ценность игры не поддерживается. Для большинства родителей игра представляется пустой тратой времени, развлечением. Поэтому современным родителям сложно поддерживать разные формы игры ребёнка, придать им живость и ценность. Сегодня практически исчезла дворовая культура и свободный детский досуг, ведь свободное время ребёнка занимается дополнительными занятиями (танцы, языки, спорт). Все эти тревожные тенденции современные культурологи и философы связывают с тем, что в обществе ценным стало «не успеть», «достичь».
Игра – это форма усвоения общественного опыта. Подтверждением этому являются слова А. В.Запорожца: «Игра – подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное осознание детской личности». Игра помогает в развитии нравственных и общественных качеств ребенка, его ценностей. В процессе игры ребенок налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. Детская игра отражает уровень взаимоотношений,который сложился в коллективе: обмен игрушками, радость и сопереживание за успехи других детей, готовность помочь товарищу.
Для реализации задач по формированию системы ценностей у детей, в том числе нравственных и социальных,рекомендуется использовать различные виды игр:
• сюжетно-ролевые;
• подвижные;
• развивающие.
Так, сюжетно-ролевая игра – первая проба применения на практике взаимоотношений между людьми. В процессе игры, помимо взаимоотношений, определенных сюжетом, возникают и реальные взаимоотношения между детьми, определяемые различными социальными ценностями. Задача педагога на первоначальном этапе формирования игры – помочь осознать детям определенные правила общественного поведения, отметить нравственные критерии выбора той или иной роли.
Например: Таня у нас очень добрая и заботливая. Пусть она будет мамой. Рома всегда всем помогает, он добрый и отзывчивый. Из Ромы получится хороший доктор.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Развивающая игра для детей помогает в освоении необходимых навыков, способностей, черт характера, которые реализуют личность в полной мере. Личностный рост и ее формирование проявляется в развитии логики, внимательности, концентрации внимания, тренировке усидчивости, а порой нестандартного мышления и творческих способностей.
Главное в процессе игры – поощрять дружеские взаимоотношения детей, но ни в коем случае не разрушать игру при возникновении конфликтов. Перед уходом детей из детского сада домой обязательно следует отметить положительные нравственные моменты игр.
Часто дети действуют импульсивно, не отдают отчет о своих поступках. Малышам трудно понять, почему они поступают неправильно. Помочь в этом могут обучающие игры. Например, такие игры, как «Оцени поступок», «Как поступить?». В игровой форме дети учатся быть заботливыми, внимательными друг к другу, усваивают общепринятые в обществе нормы поведения.
Большое значение для развития личности ребенка имеет его общение с природой. Именно общаясь с природой, человек может открыть в себе такие положительные качества личности, как доброта, чуткость, восприятие прекрасного, забота о слабом и многое другое. Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.
Формирование нравственно-ценностных ориентиров у детей происходит в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Поэтому для родителей необходимо подготовить тематические консультации и родительское собрание, посвященные игре дошкольников.
Игра – неотъемлемая часть жизни ребенка. Через игру ребенок познает мир, сложные человеческие взаимоотношения, усваивает социальный опыт предыдущих поколений. Играйте, учите, играя, воспитывайте, играя. Пусть Ваш опыт, доброта, сердечность помогут малышам сформировать необходимую систему социальных ценностей, и вырасти достойными членами общества.
Игра – неотъемлемая часть жизни ребенка. Через игру ребенок познает мир, сложные человеческие взаимоотношения, усваивает социальный опыт предыдущих поколений. Пусть игра поможет дошкольникам сформировать необходимую систему социальных ценностей и вырасти достойными членами общества.
Формирование нравственно-ценностных ориентиров у детей происходит в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Поэтому для родителей необходимо подготовить тематические консультации и родительское собрание, посвященные игре дошкольников.
Список литературы
1. Бугрименко Е. А., Эльконинова Л. И. Игра-культурно-непосредственная форма жизни и воспитания в дошкольном детстве //Консультативная психология и психотерапия. 2005.№1. С. 58-72.
2.Детский сад: теория и практика №1, 2016
3.Детский сад: теория и практика №1, 2015
4. Михалина С. Г. Формирование системы социальных ценностей в процессе детской игры
Источник