Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенка

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенка thumbnail

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенка

Сиротюк А.Л.

Сиротюк Алла Леонидовна – доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета.

1999 году защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга» в диссертационном совете Тверского государственного университета.

В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей» в диссертационном совете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Специалист в области детской психологии, психологии индивидуальных различий, психологии обучения. Разработала и апробировала концепцию дифференцированного обучения школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей; типологию школьников с различным индивидуальным латеральным профилем, включающим межполушарную, моторную и сенсорную асимметрии.

Разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ввела понятие «веерный эффект», описывающий зависимость уровней успешности обучения и развития высших психических функций от типа индивидуального латерального профиля и уровня развития межполушарного взаимодействия школьников (совместно с Думиникэ Ю.С.).

Книги (6)

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенкаКоррекция обучения и развития школьников

Адаптация леворукого ребёнка, кинезиология на уроках физкультуры, тренинг межполушарного взаимодействия.

В книге даны упражнения улучшающие мыслительную деятельность, развития визуальной и слуховой памяти. Упражнения, улучшающие адаптацию «леворукого» ребёнка в «праворуком» мире.

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенкаКоррекция развития интеллекта дошкольников

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенкаНейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения

В книге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги.

Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения.

Источник книги – https://www.e-puzzle.ru

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенкаОбучение детей с учетом психофизиологии

Практическое руководство для учителей и родителей.

Книга знакомит читателя с особенностями познавательных процессов детей с разным психофизиологическим профилем (правополушарных и левополушарных, мальчиков и девочек, праворуких и леворуких), в основном старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В книге рассматриваются вопросы дифференцированного обучения детей в зависимости от типа их психических процессов. Приводятся диагностические методики и развивающие программы.

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенкаСиндром дефицита внимания с гиперактивностью

Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.

В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенкаУпражнения для психомоторного развития дошкольников

В пособие включены упражнения: для развития мелкой моторики, артикуляции, межполушарного взаимодействия; глазодвигательные, телесные и др.

Отдельный раздел — массаж и самомассаж рук, ног, головы, лица и его значение для психомоторного развития ребенка. Каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое обоснование.

Ценность предлагаемого пособия — в его практической направленности для психологов, логопедов, педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений, а также родителей.

Добавить отзыв

Источник

А.Л.СИРОТЮК

РАЗВИВАЮЩАЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Цели:

  • развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие способностей;
  • развитие памяти, внимания, речи;
  • развитие мышления;

–    устранение дислексии.

Продолжительность занятий — 10 – 15 мин.

Периодичность — ежедневно. Время занятий — утро, день.

КОМПЛЕКС № 1

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

  1. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
  1. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
  2. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

       6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. Горизонтальная восьмерка.

1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

КОМПЛЕКС № 2

  1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
  2.      Перекрестные движения.   Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
  3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи,  закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
  4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
  5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки  (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
  6. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
  7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за
    правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5—10 с. Выполните то же самое в другую сторону.
  8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
Читайте также:  Развитие ребенка после 5 месяцев что должен уметь

       9. Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

КОМПЛЕКС № 3

  1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
  2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
  3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
  4.    Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой,  затем наоборот: Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
  5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-два-три и т.д.».

6.        Зафиксируйте предплечье правой руки на столе.  Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола,

приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

  1. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
  2. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
  3. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

КОМПЛЕКС № 4

  1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки, — выдох.
  2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнениямягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.
  3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
  4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
  5. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
  6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка.  На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
  7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями до и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.
  8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
  9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.

10.        Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

КОМПЛЕКС № 5

  1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени,  колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно

прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

  1. Внутри — снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза,  прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.
  2. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры  (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
  1. Делайте движения челюстью в разных направлениях.
  2. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
  3. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
  4. Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга,  коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
  5. Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.

10.        Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.

КОМПЛЕКС № 6

  1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
  2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.
  3. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять, сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.

      4.Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет. Следите за предметом глазами, не двигая головой.

  1.         Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистывание. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистывания и т.д.
  2. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
  3. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
  4. Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест.  С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.
  5. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.

10.        Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».

КОМПЛЕКС № 7

  1. Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).
  2. Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
  3. Лодочка. Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе.
  4. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем — разнонаправленные.
  5. Гимнастика для языка: движения в разные стороны,  выгибания языка, сжимания и разжимание языка, свертывание в трубочку.
Читайте также:  Процесс развития ребенка в утробе матери с картинками

      6..Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

  1. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.). Другой рукой нарисуйте его на бумаге (промашите в воздухе).
  2. Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрестные движения.
  3. Лежа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.

10.        Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

Источник


ПРОГРАММА

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а так­же родителей), работающих с гиперактивными детьми. Программа состоит из 16 занятий. При соблюдении режи­ма проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца. Время проведения — 50—60 минут. Оптимальное число участников группы — 4—6 человек, возраст — 6—12 лет. Занятия могут проходить индивидуально. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной кор­рекции СДВГ.

В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгс некой, Т.Г. Го­рячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоп-пелем и др.

Структура занятия:


  • растяжка — 4—5 минут;

  • дыхательное упражнение — 3—4 минут;

  • глазодвигательное упражнение — 3—4 минуты;

— упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут;


  • функциональные упражнения (развитие внимания,
    произвольности, самоконтроля), коммуникативные и ког­
    нитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии — 20—
    25 минут;

  • релаксация — 4—5 минут.

61

Занятие 1

1. Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса
мышц. И.п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Рас­
слабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-
низ (напряжение верхней половины тела, напряжение
нижней половины тела), левостороннее и правосторон­
нее (напряжение правой и затем левой половин тела),
напряжение л свой руки и правой ноги, а затем правой руки
и левой ноги.


  1. Дыхательное упражнение. Цель:развитие произвольнос­
    ти и самоконтроля, ритмирование организма. И.п. — сидя на
    полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,
    начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного
    цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).
    Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно силь­
    нее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой
    и с шумом «пьют» Bоздух.

  2. Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу.
    Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.
    Начинается отработка движений глаз по четырем основным
    (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
    направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
    Каждое из движении производится сначала на расстоянии
    вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около
    переносицы. Движенияия совершаются в медленном темпе (от
    3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем
    удержание должно быть равным по длительности предше­
    ствующему движению. При отработке глазодвигательных уп­
    ражнений для привлечения внимания ребенка рекоменду­
    ется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие
    игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребе­
    нок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым,
    а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в
    правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе.
    Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «со-

62

скальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержа­ние не станет устойчивым.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на полу.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим паль­цем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) по­рядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдель­но, затем вместе.

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенка

«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три по­ложения руки на плоскости пола, последовательно сменя­ющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку­лак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ла­донь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторе­ний моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами

63

(«кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенка


  1. Функциональное упражнение «Послушать тишину». Цель:
    формирование произвольной регуляция собственной деятельно­
    сти, развитие аудиального гнозиса. И.п. — сидя на полу. Зак­
    рыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за
    окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

  2. Функциональное упражнение с правилами «Костер». Цель:
    формирование внимания и произвольной регуляции собствен­
    ной деятельности. Дети садятся на ковер вокруг «костра» и
    выполняют соответствующую команду инструктора. По
    команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны ото­
    двинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — про­
    тянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой
    костер» — встать и махать руками, по команде «искры поле-
    гели» —хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу
    и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». За-
    гем игра выполняется с ведущим ребенком.

  3. Функциональное упражнение «Море волнуется…». Цель:
    развитие концентрации внимания и двигательного контроля,
    миминация импульсивности. Детям предлагается интенсив­
    но двигаться по комнате, принимая различные позы. Инст­
    руктор произносит считалку:

64

Море волнуется — раз! , ,
Море волнуется — два! *

Море волнуется — три! , „,

Морская фигура — замри!

tr> ‘ v, 11 •,T»,”rVi”” д – “

Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.

8. Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепле-ниелозымокоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить*н”а колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, ти хим голосом, с длительными паузами.

– * V I ^ I,I

Всё умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. >-Есть у нас игра такая — ., . •”” Очень ^легкая; простая, -— Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно — Расслабление приятно!

. 1

Занятие 2

,’ 1. Растяжка «Лучики». И.п.ч^- сидя на полу. Поочеред­
ное напряжение и расслабление: ч»

• — шеи> спины, ягодиц; »,-.->г.ъ правой ноги, правой стопы;

_ — левого .плеча,’ левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы. • • „

i/,2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать

3 — 2125

,.65

на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и
их сочетания.


  1. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на
    полу.

  2. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И .п. —
    сидя на полу.

  • «Колечко».

  • «Кулак—ребро—ладонь».

  • «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак,
    большой палец отставляет в сторону, кулак разво­
    рачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ла­
    донью в горизонтальном положении прикасается к
    мизинцу левой. После этого одновременно меняет
    положение правой и левой рук в течение 6—8 смен
    позиций. Необходимо добиваться высокой скорос­
    ти смены положений.
Читайте также:  Консультация роль загадки для развития ребенка

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенка

5. Функциональное упражнение «Колпак мой треуголь­ный» (старинная игра). Цель: развитие концентрации вни­мания и двигательного контроля, элиминация импульсивнос­ти. Участники садятся вокруг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не тре­угольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяет-ся, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).

66

Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова, слово «колпак» (легкий хлопок ла­дошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение тре­угольника руками).


  1. Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (визуализа­
    ция). Цель: эмоциональное развитие. И.п. — сидя на полу.
    Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте
    перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните
    ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чу­
    жую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доб­
    роты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте
    из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас по­
    смотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее
    своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с дру­
    гими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. От­
    кройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня
    есть такая чашка доброты!»

  2. Когнитивное упражнение «Визуализация цвета». Цель:
    развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на
    полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цве­
    том (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо
    сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и
    чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или раз­
    личии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого
    цвета можно подобрать телесную прзу, которая поможет ви­
    зуализировать цвет.

  3. Релаксация «Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы
    покоя и расслабления мышц рук. И.п. — сидя на полу. Инст­
    руктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки поло­
    жите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточ­
    ки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кис­
    ти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем,
    как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

67

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

Легко поднять и уронить расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики».

Занятие 3

1. Растяжка. Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько се­кунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельно­сти — правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «вол­не» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д.

2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Дыха­ние только через левую, а потом только через правую нозд­рю (при этом для закрытия правой ноздри используют боль­шой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только че­рез левую ноздрю активизирует работу правого полушария

68

головного мозга, способствует успокоению и релаксации Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.


  1. Глазодвигательное упражнение. И.п. сидя на полу.
    Голова фиксирована Глаза смотрят прямо перед собой. Про­
    должается отработка движений глаз по четырем основным
    (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
    направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.

  2. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И п
    сидя на полу.

«Колечко».

s«Кулак—ребро—ладонь». • «Лезгинка».

• «Ухо—нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а
правой — за противоположное ухо. Одновременно

отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять
положение рук «с точностью до наоборот».

5. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой».
Цель, развитие концентрации внимания и двигательного кон­
троля, элиминация импульсивности Участники садятся в круг.
Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее опреде­
ленными мануальными жестами:

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ла­доней)!

На чайничке — крышечка (левая рука склады­вается в кулак, правая — ладонью делает круго­вые движения над кулаком). На крышечке — шишечка (вертикальные дви­жения кулаками).

В шишечке —дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки) Издырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки). Пар идет с дырочки,

69

Дырочка в шишечке, Шишечка на крышечке, Крышечка на чайничке».

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются:

«Гу-гу-гу!

На чайничке — крышечка и т. д.».


  1. Функциональное упражнение «Черепаха». Цель:развитие
    двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены
    помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора
    дети начинают медленное движение к противоположной сте­
    не, изображая маленьких черепашек. Никто не должен оста­
    навливаться и спешить. Через 2—3 минты инструктор по­
    дает сигнал, по которому все участники останавливаются.
    Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение
    может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуж­
    дает с группой трудности в выполнении упражнения.

  2. Когнитивное упражнение «Движение». Цель: формиро­
    вание двигательной памяти. Инструктор предлагает детям
    несколько последовательных движений (танцевальных,
    гимнастических и т.д.). Дети должны повторить их как
    можно точнее и в той же последовательности.

  3. Релаксация «Олени». Цель: освоение и закрепление позы
    покоя и расслабления мышц рук. Инструктору «Представьте
    себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрес­
    тите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они
    стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки,
    уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох —
    пауза, выдох — пауза.

Посмотрите: мы — олени, Рвется ветер нам на встречу! Ветер стих,

70

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко.

Занятие 4

1. Растяжка «Половинка». И.п. — сидя на полу.
Ребенку предлагается поочередно напрягать левую и пра­
вую половины тела, затем верхнюю и нижнюю половины тела.

2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубо­
кий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задер­
жать дыхание, внимание сконцентрировать на середине
ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.

3. Глазодвигательное упражнение. То же, И.п. — сидя на полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п.
сидя на полу.


  • «Змейки». Предложите ребенку представить, что его
    пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигать­
    ся-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу
    вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ла­
    дони сначала «смотрят» от ребенка, потом—друг на
    друга. При этом сначала прорабатываются одно­
    именные пальцы рук, а затем разноименные (напри­
    мер, большой палец правой руки и мизинец левой
    руки).

  • «Кулак—ребро—ладонь».

«Лезгинка».
• «Ухо—нос».

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенкаперейти в каталог файлов

Источник