Символизация как принцип развития ребенка

Символизация как принцип развития ребенка thumbnail

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка детский сад №5 «Золотой ключик»

городского округа Стрежевой

Проект

Автор проекта:

                                                                              Андрушко Ирина Викторовна-воспитатель                                  

г. Стрежевой

Страница

1.

Информационная карта проекта

2.

Пояснительная записка

3.

Актуальность и новизна создания проекта:

Объект исследования

Предмет исследования

Гипотеза

Цель

Задачи

4.

Реализация проекта

4.1

Ожидаемые результаты

4.2

Этапы развития способности к символизации

4.3

Критерии результативности познавательного развития дошкольников

4.4

План реализации этапов проекта

4.5

Ресурсное обеспечение для реализации проекта

4.6

Характеристика развивающей среды

4.7

Описание проекта

5.

Прогноз возможных негативных последствий и рисков и способы их устранения

6.

Список используемой литературы

7.

Приложение

Содержание

  1. Информационная карта проекта

Название проекта

«Развитие способности к символизации в познавательном развитии дошкольников».

Руководитель проекта

Андрушко Ирина Викторовна

Приоритетное направление

Познавательное развитие

Цель проекта

Развитие познавательной активности дошкольников посредством освоения различных знаково-символических средств и моделирования.

Задачи проекта

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по познавательному развитию дошкольников;
  • разработать и освоить методы и приемы по познавательному развитию у детей дошкольного возраста посредством символизации;
  • создать условия для самостоятельной деятельности детей со знаками, символами и моделями;
  • повысить педагогическую компетентность родителей через совместное участие в воспитательно-образовательном процесс ДОУ;  
  • распространить наработанный материал среди коллег.

Адресная направленность проекта

Дети  дошкольного возраста, родители, педагоги

Срок реализации проекта

2016  –  2019 учебный год

Соисполнители проекта

Родители группы, педагоги ДОУ

Консультант

Саморокова О.В. – воспитатель-эколог

Зеленко Р.Р. – педагог-психолог

2. Пояснительная записка

«Самое лучшее открытие – то,

которое ребенок делает сам»
Ральф У.Эмерсон

Дошкольный возраст – это период, когда расцветает детская познавательная активность. Любопытство, постоянное желание узнать что-то новое, жажда новых впечатлений, активное стремление экспериментировать и наблюдать, искать новые сведения о мире, рассматриваются как главные черты детского поведения. Посредством удовлетворения своей любознательности в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, у ребенка складываются отдельные представления, позволяющие создать единую картину мира. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.  

Изучением проблемы развития познавательного интереса занимались множество учёных: Л.И. Божович, Е.А. Брежнева, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.

Согласно Л.А. Венгеру, независимо от субъекта познавательный интерес дошкольников выполняет целый ряд функций:

  • образовательные, направленные на формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ новых знаний, ценностных ориентаций и отношений;
  • развивающие, обеспечивающие развитие личности как целостной системы, ее психических процессов (мышление, память, творческие процессы), свойств и качеств личности (интеллектуальных, социальных, нравственных, физических и др.);
  • воспитательные, ориентированные на формирование мировоззрения, развитие взглядов, убеждений, качеств личности.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

Формирование познавательных интересов исследователи (М.Ф. Беляев, Г.И. Щукина и др.) связывают с познанием дошкольника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступеньки знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому в различных видах деятельности.

Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать, и других сфер.

В работах Л.А. Венгера и его сотрудников были исследованы основные закономерности развития умственных способностей дошкольника:

К сенсорным относятся способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Восприятие – первая ступень познания мира, на основе его образов строятся память, мышление, воображение. Для любой детской деятельности – игры, рисования, конструирования – необходим учет внешних качеств предметов. Сенсорные способности составляют как бы фундамент умственного развития ребенка.

Кроме сенсорных, в структуру умственного развития дошкольника входят также и познавательные способности. Они необходимы для решения различных задач. Основным средством решения задач у дошкольников является наглядная пространственная модель. Это схемы, чертежи и планы. Модель всегда передает строение предмета, его структуру, позволяет выделить самые существенные для решения задачи стороны действительности, установить между ними отношения.

В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. Различают три типа таких действий:

  • действия замещения;
  • использование самих моделей – взрослый даёт модель в готовом виде, а задача ребенка с её помощью решить познавательную задачу;
  • построение модели – построение модели осуществляется самим ребенком.

Все действия наглядного моделирования на первых этапах своего развития осуществляются во внешнем плане – дети расставляют мебель в игрушечной комнате, строят модель сказки, движением замещая действие персонажа. Позднее даже сложные задачи, решаются в основном в уме.

Кроме сенсорных и познавательных, на протяжении дошкольного детства интенсивно развиваются творческие способности. Они непосредственно связаны с таким психическим процессом, как воображение, которое расширяет действительность, т.к. ставит перед человеком задачу: отталкиваясь от какого-нибудь элемента реальности, создать новый образ. Поэтому первое действие, которое осваивает маленький ребенок при выполнении творческих заданий, называется опредмечиванием и по своему психологическому смыслу, обратно замещению: заместитель превращается в предмет. На пятом году жизни дети овладевают действием детализации, что существенно обогащает продукты их творчества. В старшем возрасте происходит дальнейшее совершенствование образных средств: теперь он позволяют детям создавать целостные произведения со сложной структурой, включающей несколько предметов, взаимодействующих друг с другом.  

Помимо умственных способностей, в целом направленных на познание ребенком окружающей действительности, особое место в жизни дошкольника занимает выражение отношения к действительности, которое осуществляется чаще всего с помощью символических средств. Символические средства позволяют ребенку обобщить свой эмоционально-познавательный опыт и, используя его, выразить свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказки и историй и т.д.

  1. Актуальность и новизна создания проекта

В рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через  самостоятельную исследовательскую деятельность.

Современные дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений. Богатство познания окружающего мира зависит от уровня развития знаково-символической функции мышления, которая определяет и успешность обучения ребёнка в школе. Во всех учебных предметах широко используются разного вида схемы, символы, планы. Тем не менее, для многих детей сложно проводить анализ изображения, понимать смысл рисунков, устанавливать последовательность сюжетных картинок. Эти трудности связаны с тем, что в работе с детьми дошкольного возраста знаково-символические средства используются недостаточно. Именно поэтому возникла необходимость целенаправленного использования символов, знаков, моделей в процессе организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного. (С. И. Ожегов)

Символизация – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование моделей и знаково-символических средств ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя и его познавательную деятельность, учитывая психологические особенности дошкольника (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к замещению).

Читайте также:  Занятия для развития ребенка 1 года жизни

Объект исследования: процесс формирования познавательного развития дошкольников, посредством использования символов.

Предмет исследования: использование знаково-символических средств, как средство развития познавательных способностей дошкольников.

Гипотеза: считаю, что использование новой формы работы с детьми, основанной на символизации, будет способствовать познавательному развитию и окажет положительное влияние на всестороннее развитие детей.

Цель: развитие познавательной активности дошкольников посредством освоения различных знаково-символических средств и моделирования.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по познавательному развитию дошкольников;
  • разработать и освоить методы и приемы по познавательному развитию у детей дошкольного возраста посредством символизации;
  • создать условия для самостоятельной деятельности детей со знаками, символами и моделями;
  • повысить педагогическую компетентность родителей через совместное участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;  
  • распространить наработанный материал среди коллег.

Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности – создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих  факторов;
  • принцип деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми;
  • принцип вариативности – формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества – ориентация на приобретение детьми  собственного опыта творческой деятельности.

4. Реализация проекта.

4.1. Ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

Для детей:

  • повышение уровня любознательности, наблюдательности, познавательной мотивации;
  • активизация речи детей, обогащение словарного запаса;
  • использование полученных знаний в различных видах деятельности.

Для педагогов:

  • повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост.

Для родителей: 

  • повышение уровня компетентности по формированию познавательного развития у детей.

4.2. Этапы развития способности к символизации.

Как и все другие виды способностей, символические способности развиваются с возрастом.

Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации – это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как буря, снегопад и т. п. Задача взрослого –  создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и поводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратиком, пятнышком белого цвета; снежинкой, сосулькой и т. д.

Первый этап – это младший дошкольный возраст, 3-4 года. Осуществляется лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Дети овладевают разрозненными действиями замещения и используют простейшие формы символизации. Основное средство познания – сенсорные эталоны, и именно их как первые единицы образного познания ребенок начинает использовать как символы. Ребенок ориентируется, прежде всего, на отдельные признаки действительности, и в качестве символов на данном этапе выступают отдельные свойства предметов, прежде всего цвет.   Сначала дети используют конкретные признаки (например, цвет) для описания своего эмоционального состояния или отношения. Центральными задачами в младшей группе являются развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой бывает трудно удержать его внимание – карточки с символами вызывают интерес и помогают решить проблему.

Второй этап – средний дошкольный возраст, 4-5 лет. В этом возрасте ребенок начинает выделять наглядные структуры. С 4 лет решающую роль начинают играть наглядные модели, которые передают строение объектов и отношение между ними. В это время именно модельные представления могут нести символическую нагрузку.  Развиваются умственные способности путем усвоения действий с наглядными символами. Формируются различные формы символизации (графические модели предметов – применяемые при решении конструктивных задач; графический план – используемый при ознакомлении с пространственными отношениями). Дети к 5 годам могут переходить к выражению своего отношения к действительности с помощью определенной структуры в своих рисунках, постройках. Сюда же относятся и моделирование социальных функций и отношений в игре, овладение нормами и правилами поведения.

В младшей и средней группах осуществляется лишь подготовка к освоению символизации. Дети овладевают преимущественно разрозненными действиями замещения и использования простейших символов в их внешней форме. К старшему дошкольному возрасту используемые ими средства расширяются, детализируются. К концу дошкольного возраста для выражения своего отношения к персонажам, самому себе, жизненным ситуациям дети начинают обращаться к общепринятой символике (плохое настроение – дождь; дружба – рукопожатие).

Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Например, при том же ознакомлении с зимой возможна и организация опыта в форме проживания: дети могут послушать музыку, вызывающую представление о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики и т. д. В этом случае дети свои впечатления, свое отношение к зиме и зимнему холоду выражают языком движений. С помощью этого языка они отображают свое отношение к зиме, тот смысл, который для каждого из них имеет зима. В данном случае важно, что ребенок обобщает и выражает свой эмоциональный опыт также с помощью существующих в культуре символических средств. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.
         Третий этап – старший дошкольный возраст, 6 -7 лет. В этом возрасте дети переходят к выделению скрытых, не наглядных характеристик действительности. Начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение в решение интеллектуальных задач для последующего развития познавательных и творческих способностей. Дети овладевают способностью к построению символической модели по ситуации и по собственному замыслу.  К концу дошкольного возраста особую роль начинает играть словесное опосредствование.  Здесь за словом, его значением для ребенка начинает выступать не только предмет, но и некоторая идея, носителем которой может быть данный предмет. Таким образом, слово, его значение, начинают приобретать символическую нагрузку, в качестве символа выступает фиксированное в слове скрытое свойство объекта. В старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение символов в решение интеллектуальных задач.

Источник

От автора: Статья публиковалась Иркутским институтом повышения квалификации в 2000 году

 А.В. Безруких, О.М. Пилявина «Отражение и отыгрывание негативных чувств на символическом уровне в раннем детстве»

   О феномене страха в детском возрасте говориться основателем психоанализа З. Фрейдом в лекциях “Введение в психоанализ”. Он называет проблему страха “узловым пунктом, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы”, и “тайной, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь”. 3. Фрейд приходит к выводу, что страх – продукт биологической и психической беспомощности ребенка. Условие возникновения страха – потеря объекта. Страх биологически, психологически и экономически целесообразен. Ребенок развивается, его независимость от матери увеличивается и, с точки зрения Фрейда, здесь опять возникают условия для усиления страха кастрации (трудно все же бывает расстаться с любимой игрушкой). Страх кастрации трансформируется в страх перед совестью, а последний – в социальный страх. Последний этап “эволюции” страха – страх смерти.

Фрейд приводит небольшую онтогенетическую классификацию естественных страхов: для незрелого Эго – страх психической беспомощности и опасность утраты объекта, для фаллической фазы – кастрационная опасность, для латентной фазы – страх Супер-Эго. Современный психоанализ обогатил взгляды на проявление и роли страха для развития личности. Тема сегодняшней конференции – работа психоаналитического терапевта со страхами, тревогой, фобиями. Но как часто мы говорим, страх подразумеваем тревогу и наоборот. Если тревогу иногда называют иррациональным страхом, то страх называют объективной тревогой. Анна Фрейд явно приравнивает страх к объективной тревоге, то есть тревоге, которая активируется страхом перед внешним объектом. В работах Винникотта также нет ссылок на страх, но много ссылок на различные формы тревоги. А в работе Кляйн «Зависть и благодарность» (1957) все ссылки на тревогу имеют также отсылку на страх. Некоторые языки проводят также различие между страхом и тревогой в том смысле, что страх — это эмоция, которая овладевает человеком, тогда как тревога — это состояние, в котором он оказывается. Я понимаю страх как реакцию на внешнюю опас­ность, которая каким-то образом угрожает безопасности индивидуума, тогда как тревога означает опасность, идущую изнутри.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка подготовительной группы по фгос

Мы понимаем, что тревога Эго присутствует постоянно на протяжении всего развития в детские годы.  Тревога может быть представлена по фазам развития, тогда страхи и тревоги распространяются по ин­стинктивным фазам и связанными с ними внешними и внутренни­ми опасностями, против которых они направлены. Также тревога может быть представлена в динамическом аспекте, посредством защит, которые держат страхи и тревоги под контролем, а также структурных факторов, определяющих успех и неудачу этих сдерживающих механизмов. Тревога в структурных конфликтах вызывает защитные механизмы Эго и компромиссные образования страхов. При любых эмоциональных расстройствах мы уходим в «безлюдную страну, находящуюся между реально­стью и фантазией», как предполагала А. Фрейд. Ребенок страстно верит в реальность пугающего символа, вопреки всему тому, что говорит интеллект, (фигура ведьмы, как образ плохой матери — ребенок любит мать, боится ее и боится за нее).

Существует три источника построения объекта пугающего символического образа. Во-первых, расщепление отрицаемых час­тей: «Я не ненавижу маму (папу), я люблю маму». Во-вторых, проекция вытесненных «аффективных импульсов»: «Я не хочу обижать маму, мама хочет обидеть меня». В-третьих, смещение истинного объекта пугающего символа: «Не мама хочет на меня напасть, а паук, медуза, корова (бык) и т.п.».

Дети имеют чувственный телесный опыт и эмоциональные от­ношения, им интересны загадки человеческого существования – « Как я появился? В чем разница между мальчиками и девочками?» Эти вопросы интерпретируются ими в соответствии с их собст­венными теориями и телесными ощущениями. Они влюбляются и испытывают ревность, у них бывают неясные желания и странные идеи, которые они скрывают от родителей. Отрицая детскую сек­суальность и фантазирование, мы оставляем их наедине со своими проблемами и не можем облегчить тревогу, находящуюся в центре детской сексуальной жизни.

Для ребенка семья становится своеобразной психодрамой, где смешиваются любовь и ненависть, ревность и зависимость, страх и тоска. Амбивалентность достигает своего пика. Повсюду ребенка подстерегает опасность. Если он идет к одному родителю, то мо­жет расстроить другого, если он обособляется от одного родителя, тот не будет его больше любить. Если ребенок чувствует злость, то боится возмездия, если он чувствует любовь, то в своем воображе­нии он представляет как его отвергают. Родители, которые его лю­бят и защищают, могут также на него напасть, покинуть, умереть, упасть духом, ругать, пытаться контролировать и т.д.

Тревожащий и пугающий символ или ситуация является сме­сью тревожных импульсов как равнодействующая различных пси­хических механизмов. Здесь может присутствовать страх быть съеденным, относящийся к «оральным» конфликтам и часто изо­бражаемый и упоминаемый в сказках. Тревога по поводу плевания и дефекации (другая «роковая» идея, с которой сталкивается почти каждый родитель). Страх потери матери (сепарационная тревога), волнение по поводу того, откуда берутся сиблинги, и, наконец, доминирующая тревога кастрации. А. Фрейд замечает: «Страхи и тревоги… сливаются для ребенка в поглощающий символ, изо­бражающий угрозу, оставшеюся от доэдиповой стадии, ровно как и страхи, доминирующие на стадии фаллического эдипова кон­фликта».

А. Фрейд писала, что дети бегут от объекта своего страха, но при этом попадают под его очарование и непреодолимо тянутся к нему. На этом принципе основаны многие детские стихи, считалки, игры и обряды. Так опасение распада, дефрагментации или гибели легко проследить на примере «Шалтая-Болтая». Он упал и разле­телся на такое количество кусочков, что «вся королевская конни­ца, вся королевская рать» не могли его собрать. У страха неспо­собности восстановить Шалтая можно найти ряд источников. Здесь мы отмечаем боязнь дезинтеграции (первичный страх)

3. Фрейд дифференцировал два основных типа страха, более примитивный, первичный страх относится к травматическому опыту полного уничтожения, который может привести к гибели субъекта, в результате чего появляется большая напряженность. Этот автоматический страх защищен и возникающим позднее сиг­нальным страхом, который служит предупреждением о потенци­альной возможности появления автоматического страха, те. боязни гибели. Именно защитным функциям сигнального страха, обла­ченным в символические образы и действа служат сказки, игры, считалки и образы Его роль заключена в объединении внутреннего и внешнего уровня восприятия личности, посредством переходно­го объекта, т.е. символа.

Фрейд пишет: «Сигнальный страх не является непосредствен­ной конфликтной инстинктивной напряженностью, но есть сигнал ожидаемой инстинктивной напряженности, возникающей в Эго». З. Фрейд полагал, что нечто подобное связано всеохватывающим опытом появления индивида на свет.

Обе формы страха, сигнальный и автоматический рассматри­ваются как производные от «психической беспомощности младен­ца, которая является спутником биологической беспомощности». Автоматический или первичный страх обозначает спонтанный тип реакции, связанной с описанием подлинного уничтожения, и явля­ется результатом сильного потрясения. Функция сигнального страха призвана «стимулировать» Эго к принятию защитных мерпредосторожности с тем, чтобы первичный (автоматический) страх никогда не возникал. С помощью сигнального страха мы учимся различать предупреждающие знаки или сигналы, воспри­нятые в результате плохого, не радостного или травматического опыта, с тем, чтобы стараться избежать повторения подобного опыта. Так страх кастрации на эдиповом уровне (как отделение от матери) отражен в детской считалке: «Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает прямо в зайчика стреляет. Пиф, паф, о-е-ей, погибает зайчик мой. Принесли его до­мой, оказался он живой».

Рассмотрим символические образы данной считалки:

–  выстрел охотника как фантазии на тему агрессии отца;

–  гибель зайчика как свершение кастрационного акта;

–  «принесли его домой» как возвращение во чрево матери.

Фрейд определял потерю объекта любви как один из наиболее существенных страхов. Его акцент на центральной роли боязни кастрации или потери целостности тела (особенно пениса у ма­леньких мальчиков) можно рассматривать как вариант страха раз­луки или потери. Потеря пениса не только означает потер источ­ника удовольствия, но также имеет нарциссическую значимость для ребенка. Пенис становится средством (в фантазии, а затем и в последующей сексуальной жизни) восстановления в символиче­ской форме утраченного первичного союза с материнским началом

Предсказуемость уменьшает тревогу, страх и беспокойство, так как она подразумевает уменьшение неуверенности и беспомощно­сти, которые являются основными факторами появления этих чувств. В доказательство этого утверждения можно привести ряд проявлений того, как дети любят, чтобы им читали и рассказывали сказки, которые их вначале очень пугали, любят смотреть и слу­шать «страшные» истории, триллеры и ужасы. Им нравится играть в игры, где они стараются избежать ситуаций, когда они могут столкнуться с «пугающим» объектом, проигрывая данную ситуа­цию много раз, они убеждают себя в том, что они не беспомощны и могут с триумфом предсказать появление такого объекта. Сам символический ритуал игры – это способ привязки более общего страха и беспокойства к определенной игровой ситуации, к игро­вому пространству, которая в этом случае становится более управ­ляемой. При этом уменьшается беспомощность, лежащую в основе страха и беспокойства. Например, различные «прятки», «пятнаш­ки» где страх и очарование объединены воедино, вызывая бурные чувства страха и восторга. Желание спрятаться – сепарироваться и желание быть найденным, припасаемым, поглощённым. В подоб­ных играх отражены тревога и страх потери объекта привязанно­сти и их эмоциональная регуляция.

Читайте также:  Роль восприятия в развитии ребенка

Фрейд полагал, что нереализованное либидо становится «про­клятьем», подобно ядовитому веществу, превращается в страх, тревогу и беспокойство

Участие в сексуальных играх призваны снять эти блокираторы и избавить от страха и тревоги. К таким играм можно отнести игру-действо «По кочкам, по кочкам, по гладеньким дорожкам, в ямку бух!» Здесь на символическом уровне отражены этапы рождения ребенка и ритмичные сексуальные переживания с резким толчком-падением в конце игры. «Прыжки через скакалку», «лазание по ка­нату», «перетягивание каната» – все эти игры на символическом уровне отражают пупочную связь с первичным объектом и восста­навливают первые эротические игры младенца с пуповиной.

Наступающая разрядка в конце игры сокращает накопление инстинктивной напряженности, восстанавливает равновесие и при­носит радость. Это явление наблюдается как среди участников массовых игр, так и среди наблюдающих болельщиков, следящих за ходом игры. Здесь можно отследить нарастающее ожидание по­беды или поражения в рамках стандартной конфликтной ситуации, когда триумф соседствует с унижением. В ходе игры неуверен­ность и напряженность порождают страх и тревогу. Крики участ­ников и окружающих представляют собой социально-приемлемый метод высвобождения накопленной энергии. Благополучное завершение игры ведет к спаду страха, тревоги и напряжения, выра­жающейся в криках, воплях и телодвижениях. Этот всплеск радо­сти ощутим и чем-то напоминает оргазм. Важно также и то, что вся эта гамма чувств ощущается сразу большим количеством участников, что весьма полезно для преодоления негативных чувств. Ведь, в данном случае они переживаются всеми, а таким образом с ними легче справиться. Кроме того, в игровом пространстве, происходит интеграция двух видов энергии – либидо и мортидо, а так­же хороших и плохих объектов. Например, в детском стихе-действе «сорока-ворона» на символическом уровне сорока-ворона представлена как «хорошая и плохая» мать. Она имеет «хороших и плохих» детей, которых воспитывает, поощряет и наказывает.

Психоаналитики утверждают, что плод в утробе матери пред­ставляет собой величайший интерес для ребенка. Фантазия о внут­риутробном существовании агрессивное желание вынуть плод из тела матери, тело как первый объект философских вопросов ре­бенка были описаны Фрейдом и Кляйн. По мнению Кляйн, страх наказания за фантазии о нападении на мать может превратить все тело во «вместилище ужасов». Если я хочу напасть на вас изнутри и вывернуть все содержимое наизнанку, то вы можете хотеть сде­лать со мной то же самое (проективная идентификация). Отсюда появляется детский страх перед грабителями и взломщиками. В своей фантазии ребенок внедряется в тело матери для того, чтобы нанести ему ущерб или выкрасть его содержимое. Импульс у ре­бенка превращается в страх перед взломщиками, которые могут придти в дом за ним. Подобные идеи могут возрождаться в подро­стковом возрасте, можно найти возвращение вытесняемого среди часто встречающихся тем в фильмах ужасов. Маленькие дети и подростки смотрят фильмы ужасов, чтобы испугавшись, вновь об­рести контроль над своими страхами. Такие навязчивые страхи всплывают в снах и наполняют детские игры. Игра позволяет ре­бенку выразить и тем самым локализовать свой стрех, сделать его приемлемым («разбойники», «Робин Гуд»),

Детский страх грабителей и воров-домушников отличается от боязни реальных грабителей. Теория Кляйн помогает понять смысл этих беспокойств, когда ребенок в своих фантазиях вторга­ется в тело матери – свой первый дом, чтобы причинить ему ущерб или совершить там кражу, отсюда и страхи возмездия – грабители, залезающие в окно, чтобы зарезать или утащить ребенка. Такие навязчивые виды поведения порождают страхи, когда ребенок вытряхивает все содержимое маминой сумочки или зале­зает между родителями в их кровать, когда они ласкают друг дру­га. Это отражено в детской песенки «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и укусит за бочок». Материн­ское тело является вместилищем ужасов, становится также нашим первым домом и нашим первым источником безопасности. Под­сознательное припоминание внутриутробного существования соз­дает ощущение сверхъестественности, т.к. оно является частью нашего предшествующего опыта, завлекая нас в желанное и опас­ное место, полное ужасных удовольствий и изысканного мучения. Часто в фильмах ужаса материнская утроба символизирует нечто вроде гроба или тематики замуровывания. Так изображается ужас и очарование внутриутробной жизни. Воображение маленького ребенка может привести к идее появления младенца из ануса (по представлению Фрейда и других психоаналитиков). Такое вообра­жение, строящаяся по образцу их собственного телесного опыта, отложившись в бессознательном может привести на символиче­ском уровне к страху перед колодцами – как страх быть запертым в прямой кишке – воплощающей все «плохое и отвратительное». Часто дети во время игр любят лазать по узким проходам, туннелям и т.п.

Символический образ обладает одновременно интрапсихическими и межличностными функциями. Выполняя интрапсихические функции, символы являются средством выражения ярких чувств; временно снимают проблему амбивалентности; выражают тревогу в понятной форме и дают возможность контролировать ее; стабилизируют и легитимизируют бурную фантазию. Символам присущ прогрессивный аспект. В них содержится образное пред­ставление тех явлений, которые человек должен преодолеть для того, чтобы стать более зрелым.

Велика роль формирования символа на шизоидно-параноидной стадии развития, но не менее значима его роль и на эдиповой ста­дии, в тот период, когда едва возникшее Супер-Эго начинает про­являть себя. Свободное выражение либидных и агрессивных желаний становится не приемлемым, ребенок начинает опасаться последствий своих эмоциональных проявлений. Символ может вести себя как беспристрастное независимое Супер-Эго, регули­рующее хаотические и фрагментарные эдиповы импульсы ребен­ка, угрожая наказанием. Так же, как игрушка может служить сред­ством отыгрывания темных эмоций и запретных желаний или ис­пользуется в процессе игры для воспроизведения травмирующей ситуации, так символический образ (или ситуация в игровом про­странстве) одновременно выражает эмоцию и сдерживает ее. На­пример, в считалке «Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать, буду бить, все равно тебе голить» символизм связывает внутренний мир ребенка с внешним, соединяя поток подавленных желаний и идей с родительским фактором.

Так обряд прыганья через огонь, лазанья на шест несут в себе символизацию инициации, а также позволяет отыгрывать эдипово-фалические аспекты развития.

В свою очередь озорные соревновательные игры «футбол», «волейбол» отражают интеграцию полярных эмоций, фаллическое соревнование и отыгрывают фантазии борьбы, обладания, подчи­нения материнского чрева (мяч). Подобные игры с соревнователь­ным эффектом и элементами агрессии предоставляют своего рода страховку: родители не превращаются в чудовищ; амбив