Симптомы риска речевых нарушений на ранних стадиях развития ребенка
В последнее время ко мне все чаще обращаются родители детей ясельного возраста. Их беспокоит отсутствие речи у ребенка, или непонятная окружающим речь.
Этот факт натолкнул меня на написание данной статьи. Обобщая многолетний опыт исследований в области логопедии, я постаралась в доступной для родителей форме изложить результаты этих исследований и помочь родителям повысить их компетентность в предупреждении речевых нарушений. Часто родители обращают внимание на дефекты в тот момент, когда время уже упущено.
Нарушения речи у детей – проблема достаточно актуальная в наше время. Стертая форма дизартрии – распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за становление письменной речи [4]
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии неуклонно возрастает. В связи с этим возникает острая необходимость в ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей, в том числе и нарушений речевого развития.
Ранняя диагностика, профилактика и медицинская коррекция общего недоразвития речи.
К группе риска относятся дети первых двух лет жизни, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных, а часто и медицинских мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
Особое внимание обращается на детей, родившихся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом, перенесших асфиксию, родовую травму, длительную желтуху, а так же недоношенных, маловесных и незрелых при рождении детей. С развитием медицины все чаще появляются дети, рожденные от ЭКО. По данным международных исследований у детей, рожденных путем ЭКО, чаще всего регистрируются врожденные аномалии развития, среди которых преобладают пороки развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы. Многие авторы [5] отмечают психические расстройства (аутизм, умственную отсталость, нарушения поведения), неврологические нарушения (ДЦП). При применении репродуктивных технологий высока частота многоплодной беременности (35,7%), что сказывается на развитии детей. Именно у таких женщин беременность чаще всего прерывается по медицинским показаниям досрочно (на 27-32 неделе). Рождаются близнецы с очень низкой или экстремально низкой массой тела и тяжелой сочетанной патологией (перинатальные поражения ЦНС, задержка внутриутробного развития, внутриутробное инфицирование, пороки развития).
Специалисты должны обучить мать основным приемам работы по стимулированию психического развития ребенка.
Для диагностики необходимо хорошо представлять основные закономерности довербального и раннего вербального развития.
Выделяют следующие стадии развития ребенка от рождения до 18 месяцев.
I стадия, длящаяся от рождения до 8 недель (2 месяца), характеризуется рефлекторным криком и рефлекторными звуками. Звуки сопровождают в основном соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласоподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Иногда звуки крика как бы очень приближенно напоминают согласные г, к, н, но, так как эти звуки носят рефлекторный характер, они не рассматриваются как предшественники фонем.
Оценка крика имеет важное диагностическое значение. У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. У детей с органическим поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем выявляются нарушения речи, крик может быть пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний, которые ребенок обычно производит на выдохе, или может вообще отсутствовать.
II стадия характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления и смеха. Ее продолжительность от 8 до 20 недель (2-5 месяцев).
С 3 месяцев начинается развитие интонационной характеристики крика. Ребенок по-разному сигнализирует матери о болевом ощущении, чувстве голода, дискомфорте в связи с мокрыми пеленками и т.д. У детей с органическими поражениями центральной нервной системы крик обычно остается однообразным, без интонационной выразительности.
Начиная с 12 недель у большинства здоровых детей частота крика снижается, исчезают примитивные кряхтения, появляется начальное гуление («гуканье»). Появляется «социальная» улыбка, адресованная всем лицам, общающимся с ребенком. Причем в 6 недель это скорее будет ротовое внимание, в 8 недель – закономерная улыбка. [Журба] В гулении преобладают гласные звуки, но к концу II стадии появляются редуцированные согласные. Звуки гуления произносятся на выдохе, т.е.. гуление представляет собой своеобразную тренировку речевого дыхания. На этой же стадии появляется первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми.
Симптомами риска речевых нарушений у детей с ранним органическим поражением ценральной нервной системы на этой стадии будет отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления; однообразные, редкие и тихие звуки гуления, сопровождающиеся хаотическими движениями в конечностях; отсутствие смеха; преобладание назализованных звуков крика.
Основным приемом коррекционной работы, направленной на предупреждение нарушений речевого развития на первых двух стадиях, является нормализация процесса кормления. Так как дети с поражением центральной нервной системы часто вяло и по долгу сосут грудь (любящие родители говорят о таких детках «он ленится» или «у меня плохо идет молоко»), взрослые торопятся перейти на кормление из соски. Тем самым они лишают ребенка тренировки мышц артикуляционного аппарата. Несмотря на трудности кормления рекомендуется не отрывать ребенка от груди, а помогать им в захватывании соска и тем самым тренировать у них функцию сосания. В этих условиях создаются необходимые предпосылки для произнесения звуков. Наряду с нормализацией кормления следует развивать у ребенка потребность в общении со взрослыми, формировать зрительную фиксацию и способность следить за движущимися предметами, слуховое внимание и умение локализовать звук в пространстве.
Особая роль отводится занятиям по активизации голосовых реакций. Занятия проводятся через 20-30 минут после кормления. Перед занятием необходимо создать эмоционально- положительный настрой. При проведении занятий большое значение имеет разговор с ребенком. Например, можно несколько раз эмоционально, с изменением громкости и высоты голоса повторить имя ребенка или короткие рифмованные строки.
III стадия характеризуется появлением лепета. Ее длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяца). На этой стадии отмечается постепенное исчезновение цепочек гласных звуков и возвращение к произношению однослоговых сегментов, в которых постепенно удлинняются звуки, похожие на гласные или согласные. К 5-6 месяцам здоровый ребенок начинает произносить сочетания губных и язычных согласных с гласными (бааа, мааа, тааа). К этому возрасту появляется первый слог ба или ма, это начало лепета, представляющего собой повторное произнесение слогов под контролем слуха. Поэтому при врожденной глухоте у ребенка отмечается начальная вокализация на стадии гуления, но характерным является угасание звуков и отсутствие лепета.
IV стадия (5-7,5 до 12,5 месяцев) – расцвет лепета, или каноническая вокализация. Именно в этот период звуки лепета начинают напоминать по своим акустическим характеристикам звуки родного языка.
В канонической вокализации наиболее частыми являются губные (п, п’, б, б’, м, м’) язычно-средненебные (г’,к’) и язычно-задненебные (к,г ) звуки. Среди гласных раньше всего появляются э, а. Примерно в 6-7 месяцев лепет приобретает социализированный характер: ребенок лепечет при общении со взрослым, использует голосовые реакции для привлечения внимания окружающих, слушает речь других.
Ребенок пользуется голосовыми реакциями для выражения своих желаний и нужд, заставляя взрослого обратить на него внимание.
Характерным для здорового ребенка этого возраста является то, что лепет выступает как самостоятельная деятельность. Одновременно начинает развиваться понимание обращенной речи.
V стадия охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этой стадии лепетные звуки отличаются большим разнообразием: ребенок может произносить слоги разных типов:согласный-гласный и даже согласный-гласный-согласный.
Отличительной особенностью этой стадии является интенсивное развитие понимания обращенной речи, дифференцированность сенсорных и эмоциональных реакций. У ребенка интенсивно формируется память – узнавание знакомой ситуации, в связи с чем он живо реагирует на новую обстановку. При виде незнакомого человека жмется к матери и т.д. При этом стойкие реакции страха, протеста на незнакомую обстановку и новых людей особенно выражены у детей с поражением центральной нервной системы, повышенной нервной возбудимостью, при врожденной детской нервности (невропатии), минимальной мозговой дисфункции. Стойкость подобных реакций может способствовать отставанию в развитии.
Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Начиная с 15-20 месяцев трудности в овладении родной речью на основе речевого подражания с каждым месяцем возрастают.
Симптомами риска речевых нарушений на III-V стадиях является отсутствие или рудиментарность лепета, избирательного предметно-действенного общения со взрослым, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
Основными задачами коррекционной работы являются следующие: развитие подражательной деятельности (в частности, речевого подражания), формирование предметно-действенного общения ребенка со взрослым и начального ситуативного понимания обращенной речи.
Для развития подражания движениям проводятся игры «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку» и др. При этом взрослый, произнося слова, вначале сам производит необходимые действия, затем сопровождает свои слова действиями ребенка (берет его ладошки и хлопает ими), а потом побуждает ребенка к самостоятельному выполнению движений по словесной команде.
Развитие лепета проводится путем игр-перекличек. Эти игры организуются тогда, когда ребенок лепечет: сначала взрослый повторяет звуки ребенка, а затем произносит новые.
По утверждению Хватцева М. Е. [6] , речь человека представляет необычайно сложный и изменчивый динамический комплекс, основными компонентами которого являются:
1. Звукопроизношение, обычно связанное с мимикой и жестом, как внешнее оформление речи — мышления.
2. Содержание речи — продукт мышления и эмоциональных переживаний.
3. Социальность речи, как организованная и постоянная связь с социальной жизнью человеческого коллектива, вне которого нет речи.
Для функции звуковой речи необходимы определенные рабочие механизмы, которыми в речевой области являются преимущественно слуховой, зрительный и кожно-мышечный периферические анализаторные приборы и весь так называемый звукопроизносительный аппарат (легкие, гортань, глотка, мягкое небо с язычком, ротовая полость, язык, зубы, губы), как двигательный исполнитель речевой работы, регулируемый в свою очередь центральной нервной системой, являющейся главным штабом в отношении периферических механизмов речи.
Следует отметить одно основное, очень важное положение физиологии: правильное функционирование и развитие того или иного периферического нервно-мышечного аппарата в конечном результате создает более богатые нейронные связи, а, следовательно, и лучшую нервно-мозговую работу в соответствующих анализаторных участках коры мозга. В итоге улучшается исполнительная работа костно-мышечного аппарата. Поэтому при наличии у ребенка врожденных анатомических дефектов периферического звукопроизносительного аппарата (в области чувствительной или двигательной) и центральная нервная система его, в известной части не получая нужных импульсов-раздражителей, задерживается в своем развитии, чем еще более усиливается инвалидность речи.
Таким образом, для здоровой речи необходимы:
здоровая работа центральной и периферической нервной системы;
здоровая работа костно – и хрящево-мышечного аппаратов;
здоровое развитие речи в детские годы;
здоровая речь окружающих людей;
здоровые взаимоотношения с окружающей средой;
нормальный слух и
нормальные интеллект и психика.
Нарушение нормальных отправлений одной из этих областей неминуемо влечет за собою определенные речевые расстройства.
Насколько сложна, тонка, многогранна и в высшей степени изменчива наша речь, настолько разнообразны, сложны и расстройства ее. Она легко нарушается и извращается под влиянием самых разнообразных воздействий, исходящих как от самого организма и личности говорящего, так и от окружающей его среды. [6]
Исходя из утверждения М.Е. Хватцева, следует отметить, что все мероприятия по предупреждению отставания речевого развития носят комплексный характер и обязательно включают в себя общую стимуляцию психомоторного развития, а при необходимости – и специальное лечение.
Таким образом, при обследовании ребенка логопеду следует обратить внимание на тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов ребенка (выписке врача, характеристики воспитателя)
Литература
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990
Журба Л.Т, Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981. – С.41
Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. – М. : Школьная Пресса, 2007. – 48 с.
Кузнецова В.С. и др. Особенности адаптации в раннем неонатальном периоде новорожденных детей, рожденных у женщин с бесплодием в анамнезе после циклов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) / Журнал теоретической и практической медицины // 2004. – т.2.- №1.- с.59-62.
Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. –– М, 1937
Источник
Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.
Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.
Признаки задержки речевого развития
Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.
В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.
Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».
У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.
Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.
Признаки нарушений речи в дошкольный период
В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.
Признаки нарушения речевого развития:
- В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
- Нарушение звукопроизношения.
- Неправильное согласование слов в предложении.
- В речи ребенка преобладают простые предложения.
- Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
- Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.
Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.
Причины речевых нарушений
Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:
- Внутриутробные патологии.
- Родовые травмы.
- Послеродовые патологии.
- Генетическая предрасположенность.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия.
Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.
Внутриутробные патологии
Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:
- Гипоксия плода.
- Инфекционные заболевания матери.
- Травмы живота во время беременности.
- Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
- Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
- Стресс.
- Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.
Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.
Родовые травмы
К ним относятся:
- Асфиксия.
- Травмы, полученные малышом во время родов.
- Младенцы с маленьким весом.
В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.
Послеродовые патологии
К ним относятся:
- Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
- Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
- Травмы артикуляционного аппарата.
Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.
Генетическая предрасположенность
Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.
Неблагоприятные социально-бытовые условия
На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.
Классификация речевых нарушений
В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.
Психолого-педагогическая
Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.
Нарушения средств общения:
- Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР или фонетическое нарушение речи.
- Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
- Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.
В логопедии существует три уровня речевого развития:
- 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
- 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
- 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.
Нарушения использования средств общения:
- Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.
Медицинская классификация
В этой группе опираются на медицинские критерии.
Нарушения голосообразования или фонации
У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:
- Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
- Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
- Нарушение силы голоса – фонастения.
- Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.
Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.
Нарушения темпа и ритма речи
Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Нарушения звукопроизносительной стороны речи
Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:
- Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
- Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
- Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.
При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.
Структурно-семантические расстройства
Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.
Нарушения письма и чтения
- Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
- Аграфия − полная невозможность освоения письма.
- Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.
Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.
Особенности диагностики
Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.
Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:
- отоларингологу;
- ортодонту;
- неврологу;
- дефектологу.
После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.
Рекомендации
Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:
- С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
- Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
- Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
- На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
- Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.
Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой
Источник