Шпоры по развитию речи ребенка

  1. Методика развития речи как научная дисциплина, е. предмет, фундаментальные и прикладные задачи.

Методика развития речи детей – 
это прикладная наука, изучающая 
закономерности пед деятельности, направленные
на формирование правильной речи и 
умение речевого общения у детей дош
возраста. Предметом МРР явл процесс овладения
детьми родной речью и навыками речевого
общения  в условиях целенаправленного
пед воздействия. Фундаментальная задача 
– разработать на научно-пед основе наиболее
эффективные ср-ва, методы и приемы развития
речи, вооружить ими воспеток д/с, чтобы
наиболее успешно развивать у детей речевые
умения и способности. Прикладные задачи
МРР% 1. Чему учить (языковые знания, т.е.
содержание).  2. Как учить (условия, методы,
приемы, средства обучения развитию речи).
3. Почему так, а не иначе (теоретическое
обоснование).

2. Научные основы МРР 
и ее связь с другими науками.

1. Методологическая основа (Лурия, 
Выготский, Рубенштейн) – положение 
материалистической философии
положение о языке, как продукте общественно-исторического
развития, положение о языке, как ср-ве
взаимодействия людей, положение связи
языка с мышлением. 2. Естественно-научная
основа МРР – учение Павлова о 2ух сегментальных
системах н/д чела, формирование речи.
Физиологической основой речи служат
временные связи, образованные в коре
головного мозга, в результате воздействия
на чела предметов и явлений действительности
и слов, кот эти предметы и явления означают.
3. Психологическая основа – составляет
теория речи и речевой деятельности. Психологическая
природа речи раскрыта Леонтьевым и Выготским
речь занимает центральное место в процессе
психического развития . Развитие речи
внутренне связано с  развитием мышления
и сознания в целом.  Речь имеет полифункциональный
характер, слово имеет предметную отнесенность
и значение, т.е. явл носителем обобщения.
Процесс развития речи не есть процесс
количественных изменений, выраженных
в увеличении словаря, а есть процесс качественных
изменений, скачков.

Языковая способность – совокупность
речевых навыков и умений, сформированных
на основе врожденных предпосылок. Речевой
навык – это речевое действие достижения
степени совершенства. Речевое умение
– особая способность человека, кот становится
возможной в результате развития речевых
навыков. Психологическая основа ТМРР
базируется на концепции развивающего
обучения (Выготский, Эльконин, гольперин,
Леонтьев). 4. Учение о языке, как знаковой
системе.

  1. Вопросы развития речи и обучение языку в западно-европейской педагогике.

Ян Амос Коменский (1592-1672). Он большое
внимание уделял правильному произношению,
а после 3х до 6ти лет обогащению речи. Принцип
последовательности лег а основу книг
Мир в картинка, Открытая дверь языков.

 Швейцарский педагог Иоанн 
Генрих Песталоцци (1746-1827) выдели 3 основные 
задачи обучения языку 1. обучение
звуку как ср-ву развития органов речи.
2. обучение слову или ср-вам  ознакомления
с предметами. 3. обучение речиилс ср-ву
ясно выражаться о предметах.

Фридрих Фребель (1782-1852) ввел название
детский сад (воспетки – садовницы).
Он считал, что надо создать условия
для развития и не мешать этому развитию.

Ж-Ж Руссо  большое внимание уделял
развитию голоса, для этого использовал 
пение, музыку, правильную речь окружающих.

Мария  Монтессори  (1870-1952). Она 
была стороннице свободного воспитания.
Методика развития речи вкл в себя 1. сенсорное
восприятие предметов и их признаков 2.
распознание предмета по названию. 3. запоминание
названия предметов. 3х ступенчатые занятия 
1ая ступень – педагог показывает предмет
и описывает его. 2ая ступень – педагог
просит ребенка подать ему кубик (пассивный
словарь). 3ья ступень – активный словарь
(Маша, это что, это красный кубик). У Монтессори
распространены беседа в   кругу,
игры в кругу. Большое внимание она уделяля
гимнастике дыхания, зубов, языка. Также
разработала метод Письмо и Чтение.

4. Развитие методики 
в России…

Мысли о необходимости обучению
родному языку содержаться в 
работах С. Полоцкого (1629-1680), Кантемирова
(1708-1744), Ломаносова (1711-1765).

Ломоносов осуществил реформу русского
языка и выступал за национал общение
и воспитание на родном языке.

Л. Н. Толстой   (1828-1910гг)

Был ярким сторонником семейного 
воспитания. Обратил внимание на воспитание
детей по средствам бесед и 
чтения. Главный труд для дош-ов – 
«Азбука».

К. Д. Ушинский (1824-1870гг)

Говорил, что обучение детей должно
проходить на родном языке. Известные 
произведения: «Родное слово», «Детский
мир».

В основу своей системы Ушинский
положил принцип народности. Преподавание
отечественного языка имеет 3 цели:

1. развитие 
дара слова, т.е. умение выражать свои мысли 
в устной и посменной речи.

2. усвоение 
форм языка.

3. усвоение 
грамматики или логики языка.

Основ. теории
положения Ушинского:

  1. Язык- это результат воздействия на человека объективного мира отношения человека к нему.
  2. Язык- это не что-то прирожденное свойственное человеку изначально и это не дар, язык- это труд.
  3. Язык- отражает многовековой опыт жизни народа (духовной), которая передаётся по средствам языка последующим поколениям.
  4. Язык- это важный народный наставник.

Ушинский изменил метод первоначального 
обучения родному языку.

Е. Н. Водовозова (1844-1923гг)

Была ученицей Ушинского и детской 
писательницей. Разработала методику
воспитания в семье на родном языке 
и на родном творчестве. Известное 
произведение: «Умственное развитие
детей…».

5. Становление и развитие 
методики как отрасли педагогической 
науки…

Методика развития речи появилась 
в 20-30гг 20 века. Стали появляться всё 
больше и больше гос детских садов,
в связи с  тем, что женщина пошла работать.
Именно в это время решили, что детский
сад нужно внести в образовательную систему.

Первый съезд по дошкольному 
воспитанию был в 1919 году.

Основные тенденции освещённые
на этом съезде:

  1. дошкольное уч-ие должно воспитывать граждан СССР.
  2. основным ДОУ сделать детский сад «Очаг».
  3. детский сад должен стать средством перевоспитания всей семьи
  4. обучение и воспитание в детском саду должно вестись на родном языке детей

Второй всероссийский съезд 
состоялся в 1921 году:

  1. социальный состав детей

Третий всероссийский съезд 
состоялся в 1924 году:

  1. принимают решение о изыскании средств на содержание детей в детском саду. Пришли к выводу, что пребывание детей в детском саду должно оплачиваться в первую очередь предприятием, а потом уже родителями.
  2. отменены новогодние праздники.
  3. отменены дни рождения
  4. запрещаются куклы Барби
  5. вводятся куклы крестьянка, кукла-пионер, рабочая кукла
  6. запрещаются сказки
  7. решение о педологических извращениях (запрещается педалогия)

В 1928г принимается решение о 
разработки программы для детского
сада.

Н. К. Крупская (1869-1936гг)

Она считала речь основой умственного 
воспитания. Предлагал больше читать
художественной литературы.

Е. И. Тихеева (1867-1944гг)

Была последовательницей Ушинского 
и Толстого. Она создала свою систему 
развития речи детей дошкольного 
возраста в условиях общественного
дошкольного воспитания. Произведения:
«Родная речь и пути её развития», «Несколько
слов о развитии речи».

В 1920 году Тихеева становиться профессором 
института им. Герцена в Санкт-Петербурге.
Она первая приняла теорию «Развития 
речи» к   дошкольному возрасту.

Теоретические основы:

  1. развитие речи осуществляется в единстве с умственном развитием.
  2. речь детей развивается в социальной среде.
  3. речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде.
  4. руководство развития речи должно охватывать все периоды жизни
    ребёнка.
  5. обучение на спец занятиях явл важным средством речевого развития дошкольников
  6. развитие речи связано со всем пед процессом детского сада

Тихеева определила основные задачи
работы по развитию речи в детском 
саду:

  1. развитие аппарата речи у детей, его
    гибкости, чёткости.
  2. накопление содержания речи
  3. работа над формой речи

Система работы по развитию речи Тихеевой
состояла из 2-х разделов:

  1. развитие словаря
  2. развитие живого словаря (это такие знания, которые не требуют иллюстративного материала. Черпают содержание
    из готовых запасов представления детей:

а) разговоры с детьми

б) поручение

в) беседы

г) чтение

д) заучивание стихотворений

Е. А. Флёрина (1889-1925гг)

Эстетическое воспитание рассматривается 
ею как средство развития творческих
сил ребёнка, которое должно осуществляться  
на лучших образцах подлунного искусства:
художественное слово, художественная
картина, художественные игрушки.

В 40-е годы проводятся собственно-методические
исследования положившие начало накопления
экспериментальной базы исследования.
Дальнейшее её развитие связанно с изучением
проблем дидактики.

А. П. Усова 

Процесс обучения родному языку 
рассматривала в связи с ознакомлением 
с окружающим, с усвоением знаний
приобретаемых ребёнком в общении 
со взрослым.

Л. П. Пеньевская

Занималась содержанием обучения
родному языку, обучение рассказов.

Е. Е. Радина

Обучение детей правильному 
произношению звуков.

Р. И. Жуковская

Чтение, рассказывание и заучивание
наизусть литературных произведений.

В конце 50-х годов активно исследуется
и обсуждаются проблемы речевого развития
детей раннего возраста. Связанно это
с появлением учреждения ясли-сад.

6. Основные направления 
исследований в области МРР 
на современном этапе.

Ф. А. Сохин (1929-1992)
– руководитель НИИ дошкольного воспитания.
Он доказал, что развитие детской речи
имеет своё, самостоятельное значение
и не должно рассматриваться лишь как
аспект ознакомления с окружающим миром.

М. Конина (1913-1991гг)

Ученица Флёриной. Она уточнила задачи
по формированию грамматической стороны
речи. Работала в области художественного
чтения и рассказывания детей.

В. И. Логинова  ( 1932-1992гг)

Уточнила методику уточнения словаря 
на основе ознакомления детей с предметами
их признаками и качествами.

А. Н. Бородич (1926-….)

Обобщила все знания по развитию
речи.

Психолого-педагогические исследования
развития речи выполнено в 3-х направлениях:

  1. структурная: исследуются разные вопросы, формирование разных структурных уровней (фонетической, грамматической, лексики), системы языка (Гербова, Яшина, Струнина). Усвоению фонетической
    системы языка (Алексеева, Максакова и
    т.д.)
  2. функциональное направление. Исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции (общение). Это направление представляет исследование условий формирование связной речи. (
    Тихеева, Флёрина, Виноградова, Сахин и
    др.).
  3. когнитивное (познавательное)  направление. Исследуется проблема
    формирования элементарного осознания
    явлений языка и речи. (Эльконин, Дурова,
    Журова, Невская)

 Многие фундаментальные и прикладные
задачи ещё не разрешены. Некоторые вопросы        
требуют дальнейшего рассмотрения.

7. Цель и задачи 
развития речи.

Основная цель работы по рр – формир-е 
устной речи и навыков речевого общения 
с окр на основе овладения литературным
языком своего народа.

Ранее выдвигалось требование к 
речи реб – правильность речи: правильность
произношения звуков, прав употреб 
слов по смыслу, умение прав изменять слова,
согласно грамматике русс языка. Со временем
треб-я к речи дош-ка расширяются.
Сегодня мы предполагаем развитие
хорошей речи: правильная речь+богатство,
точность и выразительность. Цель – формир-е
хорошей устной речи.

Задачи:

  1. развитие словаря (речь состоит из слов). Главное в развитии дет словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соотв-ии с контекстом
    высказывания, с сит-ей, в которой происходит
    общение. Словарная работа в д/с проводится
    на основе ознакомления с окр жизнью.
  2. воспит-е звуковой куль-ры речи – многоаспектная задача, в кот-ю входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия
    звуков родной речи и признош, развитием
    речевого слуха, обучение правил произнош-ю,
    воспит орфоэпич прав-ти речи, овладение
    ср-ми звуковой выразит-ти речи, выроботкой
    четкой дикции, воспит куль-ры речи, общения.
  3. формир-е грамматич строя речи предполагает
    формир-е морфологич стороны речи, синтаксич
    стороны и способов словообразования.
  4. развитие связной речи вкл развитие диалогич и монологич речи. Диалогич речь явл-ся основной формой общ-я детей дош в-та. Необходимо учить реб вести диалог, развивать умение слушать
    и понимать обращенную речь, вступать
    в разговор и его поддерживать, отвечать
    на вопросы и спрашивать самому, вести
    себя с учетом ситуации общения. Развитие
    монологич речи предполагает формир-е
    умения слушать и понимать связные тексты,
    пересказывать, строить самост высказывания
    разных типов речи.
  5. формир-е элементарного осознания явлений языка и речи. Это подготавливает детей к обучению грамоте. Детей учат производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложения, звуковой анализ слова –
    все это способствует формир-ю нового
    отношения к речи. Предметом осознания
    детей становится речь.
  6. ознакомление с худ лит-рой.

Ведущей задачей явл-ся развитие связной 
речи. В связной речи реализуется 
осн функция речи – общение.
В связной речи отражены все другие задачи
речевого развития.

8.методические принципы 
развития речи 
Под методическими приницпами понимается
общее исходное положение, руководствуясь
которым педагог выбирает средства обучения.

Источник

  1. многословность. 2. чрезмерная лаконичность. 3. часть употребления слов с уменьшительно ласкательных суффиксов. 4. небрежное произношение 5. монотонность речи. 6. бедность языка. 7. злоупотребление лишними словами

 Язык возникает из потребности
человека в общении с другими людьми. А потому
включение ребенка в социальную среду
и забота о планомерном расширении его
социальных связей являются одним из основных
условий развития его языка. 

7. Использование
идей Е.И. Тихеевой в современной теории
и практике развития речи детей дошкольного
возраста. 1867-1944

сама руководила детским садом.
Вслед за К. Д. Ушинским она считала родной
язык фоном, на котором развертывается
все обучение и воспитание в детском саду
и школе. Основное место в своей педагогической
теории Е. И. Тихеева отводила методике
развития речи.

В. И. Тихеева пришла к выводу о необходимости
составления специальных программ и планов
обучения детей в детском саду, а также
организованных занятий. Важную роль сыграло
появление в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие
речи дошкольника». В ней освещался опыт
работы по формированию речи детей руководимого
Тихеевой детского сада, а также опыт преподавания
методики развития речи в Ленинградском
педагогическом институте им. А. И. Герцена.
С материалистических позиций рассматривалась
роль языка как орудия социального воспитания.

Считая, что развитие речи должно быть
обязательно связано с какой-нибудь
деятельностью ребенка (игра, труд,
праздники, интеллектуальная деятельность),
Е. И. Тихеева и свою методическую систему
строила лишь вокруг этих видов деятельности.
Этим объясняется нечеткое выделение
задач развития речи ‘. Наиболее подробно
разработала Е. И. Тихеева такие вопросы,
как обогащение словаря (план-программа
ознакомления с окружающей обстановкой;
методы работы над словарем детей), а также
развитие связной речи (рассказы об игрушках
и картинках, занятия по живому слову).

Е. И. Тихеева была против слишком 
раннего обучения детей грамоте 
и иностранному языку. Она считала,
что ребенка необходимо предварительно
хорошо подготовить. Правда, Е. И. Тихеева
допускала, что с детьми, хорошо овладевшими
родным языком, можно начать изучение
иностранного языка и несколько ранее,
чем в 7—8 лет, но предупреждала, что родной
язык должен оставаться первейшим фактором
нормального всестороннего развития ребенка.

Практические рекомендации, содержавшиеся 
в книге «Развитие речи дошкольника»,
широко применяются до сих пор.

9.Психолого-педагогические
основы разработки программ речевого
развития детей (Программа воспитания
и обучения в детском саду, Программа развития
речи детей дошкольного возраста в детском
саду О.С. Ушаковой).

Программа развития речи детей определяет
круг знаний об окружающем и соответствующий 
объем словаря, речевые умения и 
навыки, которые должны быть усвоены 
детьми на каждом возрастном этапе, а также
предусматривает воспитание определенных
качеств личности. Например, выдвигая
задачу формирования навыков диалогической
речи (уметь отвечать па вопросы и задавать
их), ирограмма одновременно подчеркивает
необходимость воспитания у детей таких
качеств, как общительность, вежливость,
приветливость, сдержанность.                                               

Программа развития речи, как и 
вся «Программа воспитания в детском 
саду», в целом построена на научных 
основах. Прежде всего всем своим содержанием
она направлена на реализацию теории коммунистического
воспитания, т. е. на всестороннее развитие
личности ребенка.

Кроме того, в основу программы 
положены данные психологии и смежных 
наук об овладении ребенком устной
речью и особенностях его познавательной
деятельности, что определяет объем и
последовательность требований к детям
на разных возрастных ступенях.

Программа построена также с 
учетом важнейшего педагогического положения
о ведущей роли деятельности в развитии
ребенка; ее материал имеет сложную структуру,
так как соотнесен с различными видами
детской деятельности (игра, быт, занятия
и др.).

И наконец, необходимо сказать, что 
программа развития речи создана 
с учетом главных дидактических 
принципов — систематичности и взаимосвязи
учебного материала, его конкретности
и доступности; в ней прослеживается концентричность
в формировании у детей речевых умений
(т. е. прохождение па каждом возрастном
этапе одних и тех же разделов с постепенным
расширением углублением их содержания).

Все задачи и требования в программе 
изложены кратко. Четко названы лишь общие требования
к знаниям и умениям детей. Каждое общее
требование программы воспитатель должен
научиться конкретизировать.

В условиях общественного воспитания
ведущим средством формирования речи
ребенка является обучение.

Обучение родному языку — 
планомерный, целенаправленный процесс 
развития познавательных способностей
детей”, усвоения ими системы элементарных
знаний об окружающем и соответствующего
словаря, формирования речевых умений
и навыков.

Основная форма дошкольного 
обучения — занятия.

По дидактическим целям можно 
выделить такие типы занятий по родному 
языку: занятия по сообщению нового
материала; закреплению знаний, умений
и навыков; обобщению и систематизированию
знаний; итоговые или учетно-проверочные
(контрольные); комбинированные  (сметанные,
объединенные).

Чтобы занятия приносили 
максимальный эффект, они должны отвечать
общим дидактическими требованиями:

  1. тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения
  2. Оптимальная интенсивность нагрузки
  3. Воспитательный характер занятия
  4. Эмоциональный характер занятий
  5. распределение приемов обучения в соответствии со структурой занятия
  6. речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия
  7. сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом
  8. правильная организация занятия
  9. учет результатов занятия
  10. необходимость закрепения пройденного материала на других занятиях или в другой Дти. (игра, ИЗО, дет книга, праздники, зрелища, бытовая ДТЬ)

12.Характеристика
методов и приёмов развития речи детей.
Методические принципы обучения дошкольников
родной речи.

Метод обучения – способ работы воспитателя и детей,
обеспечивающий приобретение знании,
умении и навыков. Наглядные методы. изучаемые
объекты наблюдаются детьми непосредственно
использ -наблюдения или его разновидности:
осмотр помещения, экскурсию, рассматривание
натуральных предметов. объекты недоступны
при непосредственного наблюдения применяется:
показ картин и фотографий, кинофильмов
и диафильмов; применяются для вторичного
ознакомления, закрепл зн, формиря связной
речи –  рассматре картин со знакомым
детям содерж, рассмате игрушек, описание
детьми картинок и игрушек, придумывание
сюжетных рассказов. Во всех эт процх обязательно
слово Вля, оно направляет восприятие
детей, объясняет и называет показываемое. Словесные
методы. прим реже чем в шк. В д/с применся
методы, связанные с худ словом. Вль читает
детям худ произвя, предусмотренные программой.
Используются более сложн методы — заучивание
наизусть, пересказ. Меньше распрен в доу
метод рассказа Вля, хотя он должен иметь
место: ран возраста (рассказ без показа),
дошк гр (рассказы из жизнен опыта Вля,
рассказы о благородных поступках). В ст
гр для закрепя сообщенных зн, приучения
к коллект разговору использся метод беседы.
Возрас особти детей требуют опоры на
наглядность, поэтому в словес методах
применяют наглядные приемы обучения
(кратковрем показ предмета, игрушки, рассматрние
иллюстраций), или демонстрацию наглядного
объекта в целях отдыха, разрядки детей
(чтение стихов кукле, появление разгадки
— предмета и т. д.). Практические методы. Цель
— обучить детей на практике примть получные
зн, помочь усваивать и совершенвать реч
УН. Носят чаще игровой хартер. Дидакт
игра (с нагляд матлом и словесная) — универный
метод закрепния ЗУ. Она использся для
решения всех задач разв речи. Работу со
знак литер текстом можно проводить с
помощью игры-драматизации, настольной
инсценировки. Они применимы для обучения
рассказнию. При ознакнии детей с некотми
явлми быта и природы на занях м б использованы
методы труд харакра (приготовление пищи).
К практич методам  относят разработые
С. В. Петериной наглные игры-занятия, игры-
инсценировки этического харра. Осн зад
этих игр-занятий — воспние культуры поведения
детей, они важны и для разв речи, т к обогащают
словарь, закреют навыки разговной речи.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов,
служащих для решения дидактических задач. Прием
— это элемент метода. их можно разделить
по роли наглядности и эмоциональности
на словесные, наглядные, игровые. Словесные
приемы. Речевой образец — правил,
заранее отработ реч (языковая) дть вля.
Образец д б доступен для повтория, подражания. Повторение
— преднамере, неоднократное исполние
одного реч элемта (звука, слова, фразы)
с целью его запоминания. Объяснение — раскрытие
влем сущности к-л явлния, образа действия. Указания
— разъяснение детям, как надо действовать,
как достичь требуемого резта. Различся
указания обуч харра, организацые, дисциплинщие. Слов
упрние — многократное выполние детьми
опредных реч действий для выработки и
совершенния реч УН. Оценка детской речи —
развернутое мотивированное суждение
об ответе ребенка, раскрывающее степ
усвоения зн и реч ум. Вопрос — слов обращение,
требее ответа, задание реб, предполагающее
исполние или переработку имеющихся зн. Наглядные
приемы—показ картинки, игрушки, движения
или действия  (в игре-драматизации,
в чтении стихотворения), показ положения
органов артикуляции при произнесении
звук и др.— также обычно сочется со словес
приемами, напр образец произношения зв
и показ картинки, называние нов слова
и показ объекта, им обозначаемого. В разв
речи детей оч важны игровые приемы
и просто эмоциональность в применении
некоторых приемов: интригующая интонация
голоса при вопросе, утрированно озабоченная
интонация при постановке трудного задания,
использование шутки при объяснении задания.
Живость эмоций повышает вние детей в
игре, вследствие чего активизируются
все процессы речи.  По их обучающей роли приемы
развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов
подробно разработаны дошк педагогикой.
Напр являются образец, объяснение, вопрос,
оценка детского ответа, указания и др. Среди прямых приемов обучения можно выделить
на определенном занятии с конкретным
содержанием приемы ведущие, основные для
данного занятия и приемы дополнительные. Напр,
на зан по рассказыванию в зависти от цели
его и ур ум детей вед ириемом м б образец
рассказа, а др — план, варианты плана,
вопр — будут дополнит. На др зан вед приемом
м б план рассказа, дополнит — коллект
разбор отдел пункта плана и т. д. В беседе
вопр — вед прием; в обучении рассказыванию
они играют дополнит роль. Косвенными
приемами являются напоминание,
совет, подсказ, исправление, замечание,
реплика. На одном занятии обычно употребляется
комплекс приемов.

Методические принципы
(или общие правила) выбора средств 
обучения   могут   быть  
сформулированы   следующим  
образом.

1.   Принцип  
внимания  к «материи  языка»,к физическому
развитию органов речи и пишущей   
руки.   Построить   обучение  
на   принципе   внимания  
к «материи  языка»  и  к  физическому 
развитию  органов  речи  и пишущей
руки — знт выбрать срва обуч так, чтобы
они  обеспечили  физическую, 
мускульную  работу речевого  аппарата
ребенка. Дети д ощутить — услышать, артикулировать,
модулировать св голосом все фонемы, просодемы,
цельные интонации, слова,  предлож, 
связе тексты;  при обуч  письменной 
речи  они д уметь коордвать движя
артикуляц аппарата с движениями пишущей
руки.

2.   Принцип  
понимания   языковых   знач и    одноврем   
разв    лексических    и грамматич
навыков. Построение методики обуче с
опорой на принп понимя язык значей предпгает 
такой   отбор   срв   обуч,  
кот   представит детям их речь как
знак сист, как сложный код.  Прост и
слож знаки эт кода дети д соотнести с
разн явлми действитти, т. е. декодировать.
Методич приемы, кот испол в эт раб вль,
д обеспечить тренировку мысли реб и послужить
выработке у него грамматических и, следоно,
мыслительных навыков.

3.   Принцип  
оценки   выразительности  
речи.
предполагает такой отбор дидакт матерла,
кот развил бы спосость чувствать эмоцные
оттенки речи, сделал бы доступ различе
эмоцные состояния. Приемы обуч д б выбраны,
чтобы обеспечить  разве навыков восприятия
поэтической речи, а в дальнейшем и усвоение
функциональных стилей речи.

4.   Принцип    
развития     чувства    
языкового чутья. Реализация эт принципа предполагает
такую организацию   обучения,  
которая   облегчила   бы  
детям   запоминание фактов  
родного   языка   (элементов  
и   конструкций),   усвоение
традиции их употребления в речи.

5.   Принцип опережающего 
развития устной речи        перед   
письменной,        сопоставления
письменной   речи   с устной  
в   процессе  усвоения письма. Обучение
письму, построенное по этому принципу,
предполагает такой отбор дидактического
материала, с помощью которого ребенок
мог бы: 1) научиться координировать движения
органов речи      мышц лица,
гортани, легких, а также слухового аппарата
— с мышцами пишущей руки и читающих глаз;
2) осознать (объективировать) для себя
сходство и несходство звуков и букв, интонации
и знаков препинания; 3) быстро переходить
от устной формы речи к письменной и наоборот.

6.   Принцип  
последовательного   наращивания
темпов обогащения речи. Следуя этому принципу, необходимо по
мере развития ребенка изменять дидактический
языковой  материал   (повторять
усвоенный ранее и добавлять новый), усложнять
приемы обучения, т. е. стремиться к тому,
чтобы речевая деятельность детей становилась
все более и более самостоятельной. При
организации обучения необходимо предоставлять
детям возможно больше самостоятельности
в решении собственно речевых  задач 
и  одновременно  воспитывать самодисциплину,   
способность    сосредоточивать   
волевые    усилия при выполнении
их.

Методические (лингводидактические)
принципы выбора средств обучения родному 
языку лежат в основе обучения
языку на всех возрастных ступенях
жизни человека.

13.Сущность
словарной работы в детском саду, ее значение.
Основные аспекты словарной работы. Особенности
словаря детей дошкольного возраста.

Источник