Шкурко оригами игровые методы развития ребенка
Актуальность
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному
обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном
возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих
зон головного мозга, развитие мелких мышц.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не
могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности
освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя
несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на
эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень
развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточными для
освоения письма.
Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении
ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических
исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований,
предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Тревожно, что исследования
ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной
умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения.
Сравнительный анализ по развитию тонкой моторики руки у детей старшего
дошкольного возраста в МДОУ «Снегирёк» за три года показал, что многие
воспитанники не обладают достаточной ручной умелостью, и число таких детей имеет
тенденцию к увеличению.
Рис. 1. Сравнительный анализ по развитию тонкой моторики руки
у детей старшего дошкольного возраста за три года.
Принимая во внимание такую ситуацию, основным направлением в работе
дошкольного образовательного учреждения является именно развитие мелкой моторики
руки у воспитанников.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много
это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие рукоделием. Одним из
наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами –
японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения
пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка,
в том числе и на развитие речи.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и
формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по
мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность,
аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям
испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и
творческие способности.
Поэтому, работа с бумагой была выбрана для развития у детей мелкой моторики
руки
Цель: Развитие мелкой моторики руки у детей старшего возраста средствами
ознакомления с техникой работы оригами.
Задачи:
- Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное
складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать
руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер. - Учить концентрации внимания, стимулировать развитие памяти, умение
следовать устным инструкциям. - Развивать пространственное воображение – учить читать чертежи, по
которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме. - Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда.
Ожидаемый результат
- Повысится количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики
руки. - Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять разные поделки
способом оригами. - У воспитанников сформируются навыки планирования индивидуальной и
коллективной деятельности, умения самостоятельно действовать и осуществлять
контроль. - Дети будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.
Теоретической основой данной программы являются работы Выготского Л.С.,
Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В. В практической реализации задач программа
опирается на методические пособия Гризик Т.И. и Тимощук Л.Е.
В своей деятельности при реализации программы педагог руководствуется Законом
об Образовании, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Типовым положением
о ДОУ (2008), санитарно-эпидемиологическими правиламии нормативами САНПИН,
Уставом ДОУ, образовательной программой, реализуемой в ДОУ.
Принципы построения программы:
- Системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных
игр, упражнений и заданий. - Преемственности – каждый следующий этап базируется на уже сформированных
навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития». - Возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения учитывают
возможности детей данного возраста. - Наглядность.
- Деятельностный принцип – задачи развития психических функций достигаются
через практическую деятельность - Здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и
динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Направления работы
- Сбор информации, анализ результатов обследования по развитию мелкой
моторики руки у воспитанников ДОУ за три последних года. - Изучение педагогической и психологической литературы по развитию мелкой
моторики руки у дошкольников. - Составление плана работы по развитию мелкой моторики руки у детей
старшего дошкольного возраста средствами оригами, разработка конспектов
занятий, подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики руки. - Реализация плана работы в воспитательно-образовательном процессе
- Анализ достигнутых результатов. Определение дальнейших перспектив
развития
Содержание работы по развитию мелкой моторики руки через
работу с бумагой (оригами)
Работа проводится вне занятий, в совместной деятельности с педагогом,
индивидуальным и подгрупповым способом, по 5–10 минут ежедневно на первом этапе.
Последующее проведение занятий увеличивается до 20–25 минут.
Условия реализации опыта
- Должно быть хорошо освещенное место, поверхность стола должна быть
ровной и чистой. - Бумага должна быть мягкой,
- У ребёнка должен быть стимул для выполнения определённых операций с
бумагой. - Задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям
ребёнка. - Ребенок должен получать радость от того, что у него все получилось.
- Взаимодействие с родителями.
Этапы работы:
- 1 этап. Информационно-мотивационный – знакомство детей с оригами,
происхождением этого способа работы с бумагой, готовыми работами. - 2 этап. Организационно-подготовительный – подготовка необходимого
материала, знакомство с разными сортами бумаги, её подбор для изготовления
поделок. - 3 этап. Деятельностно-обучающий – обучение ориентировке на листе
бумаги, работа со схемами, знакомство с базовыми формами ( косынка,
воздушный змей, дверь, квадрат) - 4 этап. Продуктивно-творческий – самостоятельное выполнение
детьми индивидуальных и коллективных работ.
Структура занятия:
- Создание мотивации. Загадки, стихи, интересные истории о предмете
- Повторение правил техники безопасности
- Повторение базовых форм
- Показ и рассматривание образца
- Чтение схемы поэтапного выполнения
- Практическая часть
- Анализ работы (аккуратность, последовательность, творчество)
Методы используемые при проведении органично сочетаются. Используется
наглядный метод – демонстрация способов действий, показ образца, словесный –
рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на
необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск
решения познавательной задачи.
Практический и игровой методы включают упражнения и игры для развития
моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных
представлений, пространственной ориентации. Игровые упражнения на развитие
умения ориентироваться в плоскости листа. Игровые упражнения на развитие
зрительного восприятия, свойств внимания. Важной частью работы являются
«пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой
деятельности. Активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями, концентрировать внимание.
В работе с детьми используются следующие приемы:
- мотивация к выполнению (оформление для группы, детского сада,
участие в выставке, подарки к празднику); - обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема
беседы «Как работать безопасно», - комментирование способа выполнения действий, позволяет развивать
логическое мышление; - совместные действия (или «пассивные), рука ребенка в руке
педагога; - художественное слово, использование, как стихотворений, так и
загадок; - вопросы к детям;
- выполнение работы небольшими частями;
- использование музыки;
- физкультурно-оздоровительные паузы;
- приемы самоорганизации, самооценивания и взаимопроверки
.
Мониторинг
Система мониторинга развития мелкой моторики руки включает в себя упражнения
и задания для старшей группы, предложенные Т.И. Гризик в программе «Из детства в
отрочество»
Достигнутые результаты
Развивающая работа на основе предложенного опыта позволила добиться следующих
результатов:
- Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики
руки на 38%. - Отмечается повышение интереса детей к оригами, усидчивость и стремление
закончить начатое дело. - Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы оригами
- Повысился интерес родителей к развитию творчества детей.
Диаграмма 2. Результаты обследования
мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста. Сентябрь 2009 год.
Диаграмма 3. Результаты обследования мелкой моторики руки у
детей старшего дошкольного возраста. Май 2010 .
Диаграмма 4. Сравнительный анализ результатов обследования мелкой
моторики руки у детей старшего дошкольного возраста старшая группа «В». Сентябрь
2009-2010 .
Вывод
Таким образом, достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что работа с
бумагой, в частности способом оригами, способствуют развитию мелкой моторики
руки у детей дошкольного возраста.
Приложение 1,
Приложение 2
Список литературы
- Артемов А.В
. «Декоративно прикладное искусство», изд., М., 1990.
. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный
учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995.
. Всё об оригами. Справочник. С-Пб:
«Кристалл», М: «Оникс», 2005.
. «Искусство стран и народов мира», изд., М., 1989.
. «Основы культурологии», изд., М., 1995.
. «Задачи по геометрии, решаемые методами оригами»
(Приложение к журналу «Оригами»).
. «Практикум по трудовому обучению» «Академа» изд., М.,
1999.
. «Конструирование из бумаги», изд., Ташкент, 1988.
. Уроки труда для начальной школы. Пособие для учащихся,
изд., Москва-Ставрополь 2000.
. Справочник по трудовому обучению, изд., М., 1989.
. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития».
. Умельцу о поделочных материалах, изд., М., 1998.
. «Искусство», изд., М., 1988.
. Геометрические упражнения с куском бумаги, изд. Одесса,
1973.
. Я познаю мир: Детская энциклопедия, изд., АСТ 1999.
издание, изд., М., 1987.
Источник
Каталог
Оригами. Игровые методы развития ребенка 3-5 лет
Оригами. Игровые методы развития ребенка 3-5 лет
Полное библиографическое описание
Войдите для заказа услуг
Вы сможете заказать:
- Наличие в библиотеках
- Петроградский район
Библиотека им. В. И. Ленина
(ул. Воскова, 2)
В наличии 1 экз.
3-я районная библиотека
(Троицкая пл. П.С., 1)
В наличии 2 экз.
Центральная районная детская библиотека
(Большой пр. П.С., 65 (2-й этаж))
В наличии 2 экз.
Юношеская библиотека им. А. П. Гайдара
(Большой пр. П.С., 18 А (4-й этаж))
В наличии 2 экз.
Центральная районная детская библиотека
(Большой пр. П.С., 65 (2-й этаж))
В наличии 2 экз.
Библиотека им. Б. А. Лавренева
(наб. р. Карповки, 28)
В наличии 1 экз.
2-я детская библиотека
(Татарский пер., 1)
В наличии 2 экз.
Юношеская библиотека им. А. П. Гайдара
(Большой пр. П.С., 18 А (4-й этаж))
В наличии 2 экз.
2-я детская библиотека
(Татарский пер., 1)
В наличии 2 экз.
3-я районная библиотека
(Троицкая пл. П.С., 1)
В наличии 2 экз.
- Фрунзенский район
Источник
Консультация
«Оригами как средство развития
и воспитания детей в игре»
Воспитатель:
Овчинникова Т.В.
Консультация
«Оригами как средство развития и воспитания
детей в игре»
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев… Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский
Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) – японское искусство складывания из бумаги, зародилось в 16 веке в Японии, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и, конечно, игра.
Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.
Целями овладения техникой оригами являются: развитие самостоятельной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса.
Занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!
Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.
Оригами является универсальным конструктором, потому что позволяет из любого листа бумаги создать законченную игрушку – например птицу или самолет. В чем же развивающая функция этого искусства?
Во-первых, занятия оригами прекрасно развивают мелкую моторику рук. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (в процессе складывания бумаги работают почти все пальцы рук). Оригами влияет на общее интеллектуальное развитие, в том числе и на развитие речи. Обучая детей складыванию бумаги необходимо сначала научить детей делать четкие и ровные сгибы, чтобы у ребенка получалась красивая и ровная поделка, научить ребенка проглаживать сгиб с помощью колец округлых ножниц или гранью карандаша.
Во-вторых, занятия оригами положительно влияют на развитие мышления. Взрослый, объясняя и показывая каждый этап работы, наглядно ориентируется на схему, поэтому заниматься оригами нужно начинать с 4-5 летнего возраста. Самостоятельное складывание по схемам возможно только тогда, когда дети уже достаточно усвоили данный процесс. Именно в этом и заложена основная цель обучения – развивать мыслительную деятельность детей. Зачастую взрослый ограничивается показом поэтапного выполнения работ. Изготовлению схем, обучению складыванию по ним обычно отводится второй план. Учить детей складывать поделку необходимо по схеме. Ведь только такая методика позволяет решить поставленную задачу – развивать мышление.
В-третьих, изготовление фигурки из бумаги развивает воображение. По ходу выполнения поделки ребенок представляет себе ее вид, как и чем украсит, как будет с ней играть, кому подарит. Поэтому взрослый предлагает детям самостоятельно украсить свою фигурку с помощью фломастера, карандаша и т. д. В конце работы обязательно надо предложить ребенку обыграть игрушку.
В-четвертых, оригами развивает память. Как часто дети после работы снова и снова просят бумагу и десятки раз складывают понравившуюся игрушку. Возникает вопрос как в полной мере развивать память? Ответ один- помогут только схемы, по которым следует изготавливать игрушку. Все проработанные схемы надо складывать в одном месте, так чтобы они были доступны ребенку. В свободное время он сам может самостоятельно ими воспользоваться.
В-пятых, складывая поделку из бумаги, ребенок тренирует внимание. Ведь, чтобы правильно выполнить работу, надо сконцентрироваться и внимательно слушать взрослого.
Оригами же это искусство, которое:
помогает развивать художественный вкус и логику;
эффективно способствует формированию пространственного воображения;
развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
активизирует мыслительные процессы;
совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
развивается глазомер;
дисциплинирует;
воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:
доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
оригами не требует больших материальных затрат;
оригами – коллективное творчество.
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»
Общие правила при обучении технике оригами:
Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия
Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Огромное значение имеет организация условий пространства дошкольного учреждения. Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды могут стать оригамские фигурки. Оригамские игрушки могут быть использованы в уголках-микроцентрах для самостоятельной деятельности детей:
–Центр сюжетно-ролевой игры– Игра «Магазин» (кошельки, сумочки).“Игра в цветочный магазин” (тюльпан, астра, роза, цветик-семицветик).
– Центр физической культуры– «Игрушка-ловушка» – позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость. Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из модулей цветной бумаги: “Два Мороза”, “У медведя во бору”, “Гуси-лебеди” и др.
-Центр изобразительного искусства– Композиции, объединяющие ИЗО и оригами: «В стране листопадии», «Лиса и заяц», «В сказочном подводном царстве», «Теремок», «Дымковская барышня» и др.
–Музыкальный центр– Игрушки-самоделки из бумаги (пианино, гармошка, трещотка)
-Театральный центр –
а) Пальчиковый театр (оригамские головки);
б) Настольный театр “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Снегурочка”, “Репка”;
в) Игрушки для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает.
-Центр развития сенсорики– Материалы для развития мелкой моторики. Динамические карты-схемы фигурок, где действия с квадратом представлены поэтапно, помогут ребенку при самостоятельном складывании моделей оригами.
-Книжный Центр– Книги со схемами оригами (весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения) – в них дети найдут понравившуюся игрушку и при помощи условных знаков смогут её сложить.
-Центр природы– Оригами в интерьере. «Времена года», «Журавли улетают на юг», «Ветка с еловыми шишками», «Птичий двор» и др.
– Учебный уголок– На занятиях по математике фигурки используются, как счетный материал, так и для распознавание геометрических понятий: квадрат, треугольник, стороны, углы, диагональ, противоположные стороны и углы, деление на 2, 4, 6 частей.
Оригамские модели также применяются:
на праздниках (дарим оригамские открытки);
на музыкальных вечерах, утренниках (оформление зала, танцы и песни с оригамушками);
в летных соревнованиях (в честь 9 мая, в день защиты детей);
на выставках и олимпиадах (в группе, внутри учреждения, на районных и
городских, на российских и международных).
Предметно-развивающая среда, обогащенная с помощью оригами, позволяет ребенку проявлять любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.
Вывод: занятия оригами положительно влияют на развитие всех психических функций детей. Не менее важна и воспитательная функция занятий оригами, чтобы выполнить работу надо затратить достаточное количество времени, сидя за столом, следовательно, вырабатывается – усидчивость. При этом надо соблюдать постепенность усложнения поделок. Сначала детей следует учить складывать фигурки по произвольным линиям, затем по намеченным. Сначала в поделке малое количество сгибов, затем все больше и больше. Сначала поделка состоит из одного листа бумаги – затем из нескольких. Однако не будем забывать, что эта работа требует аккуратности. Вот и второй навык. Чем аккуратнее действия ребенка в процессе труда, тем красивее поделка.
Следовательно: оригами положительно влияет на развитие и воспитание детей, реализует многие задачи, содержащиеся в повседневной жизни.
Список использованной литературы:
1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.
2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284с
3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.
4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.
Источник