Школьное развитие ребенка по математике
Советы родителям и примеры увлекательных заданий по математике. Занимательные задачи, головоломки, упражнения и тесты с ответами и решениями.
Польза занятий логикой и математикой
Элементарные математические представления помогают сформировать в детском саду. Базовые математические способности развивают в школе.
А чтобы ребёнок научился рассуждать логически, мыслить нестандартно — обычных арифметических и геометрических задач недостаточно.
Уже в дошкольном возрасте желательно выработать привычку ежедневно выполнять задания и упражнения на развитие логического мышления.
Благодаря регулярным тренировкам:
- ребёнок учится рассуждать, анализировать и делать правильные выводы;
- развивает сообразительность, память, внимание и интеллект;
- успехи повышают самооценку, интерес к обучению в школе, вдохновляют на победы в математических олимпиадах и конкурсах.
Дети 5-12 лет с удовольствием проходят курс ЛогикЛайк в игровой форме. Тем временем они учатся рассуждать, развивают логику, способности к математике и познавательный интерес.
Математические задачи по возрасту
Заинтересовать дошкольников 5-7 лет, учащихся начальных классов проще всего. Главное — предложить разнообразные занимательные задания, сделать процесс решения задач увлекательным, с элементами игры, и обеспечить умеренную сложность задач.
Примеры заданий по возрасту
К 3-4 классу мотивация у школьника часто снижается. Родителям важно не упустить этот момент и объяснить ребёнку, зачем вообще заниматься математикой и учиться решать задачи.
Логико-математические и другие развивающие игры по возрасту
Попробуй мобильное приложение LogicLike!
Занимательные задачи по типу
В плане регулярных тренировок в любом возрасте должно быть выполнение заданий минимум 5-7 типов. Это поможет комплексному развитию логики у ребенка, познавательных, творческих и математических способностей.
Среди самых интересных и популярных категорий заданий на логику и смекалку:
- Классические логические задачи. Учат детей анализировать текст, выделять главное, рассуждать и делать выводы.
- Арифметические ребусы. Отличная отработка ключевых мыслительных операций: абстрагирование, анализ и синтез, сравнение и другие.
- Задачи на закономерности, последовательности. Помогают развить аналитические способности и творческое мышление.
Примеры заданий по типу
Источник
Общественные стереотипы делят людей на технарей и гуманитариев. Принято считать, что первые воспринимают информацию через цифры и алгоритмы, у них лучше развито логическое мышление, а вторые — познают мир при помощи чувств и образов, умеют творить и генерировать идеи.
Впервые такое разделение происходит в школе. Если трудно с точными науками — ты гуманитарий, сколько ни старайся, всё равно ничего с математикой не выйдет.
Раньше считалось, что человек с рождения имеет талант в определённой области, а изменить это можно, только если усиленно развивать другое направление с раннего детства.
Такой подход уже давно неактуален. Учёные доказали: когда у человека появляется проблема, с которой раньше он не сталкивался, мозг выделяет на её решение группу нейронов. Их формирование индивидуально для каждой задачи, поэтому нельзя говорить о врождённой предрасположенности к каким-либо навыкам: при должном старании любой человек способен научиться чему угодно. Даже если ребёнку тяжело даётся устный счёт — в будущем он сможет стать великим математиком, стоит только захотеть.
В современном мире нет разделения на гуманитариев и технарей. Человек может заниматься чем хочет, а не ориентироваться на «врождённые» способности.
Успех в том или ином предмете во многом зависит от харизмы и манеры преподавания педагога. Сплошная зубрёжка способна отбить интерес к изучению математики у школьника, даже если у ребёнка есть предрасположенность.
В современном мире ценятся универсальные специалисты, которые умеют работать с цифрами, алгоритмами и текстами, применяют творческий подход, опираются на разнообразные умения и навыки. Например, хороший программист знает иностранные языки, а геймдизайнер должен уметь отредактировать сценарий игры и творчески проработать персонажей.
Как увлечь ребёнка математикой
Для формирования интереса к алгебре и геометрии расскажите ребёнку, чем ему будут полезны эти предметы в жизни и как их можно применять на практике.
5 причин полюбить математику:
- Регулярное решение уравнений и задач тренирует мозг, улучшает память, развивает внимательность и расширяет кругозор.
- Математика в любой момент может понадобиться в повседневной жизни, например, узнать, на сколько дней хватит карманных денег.
- Расчёты есть во многих науках, например, химии, физике, географии. Даже гуманитарные предметы — языки и литература — опираются на математические и логические законы.
- Для тех, кто серьёзно занимается алгеброй и геометрией, в них сокрыта красота и гармония, сродни музыке — при глубоком изучении появляется любовь к математике.
Математика на самом деле очень простая. В ней всего два аспекта. Первый — строгость логического мышления. Неумение прослеживать причинно-следственные связи — большая проблема человечества. Из-за этого происходит множество конфликтов. Математика же позволяет определять, следует ли «А» из «Б», на уровне рефлексов. Если в задаче что-то не сказано, ты не имеешь право это предполагать, а если сказано, нельзя игнорировать. И второй — это прикладные навыки. Всё, что нас окружает, имеет инженерное происхождение. Математика помогает понять, как всё это работает.
Владимир Шарич, преподаватель математики а «Экстернате Фоксфорда»
Математика интересна, когда в ней есть творчество, а законы ясны и легки в использовании. Однако скорость усвоения материала у всех детей индивидуальна, поэтому важно уделять достаточно времени каждой теме, чтобы качественно её понять и проработать. Так, ученики «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» могут двигаться в своём ритме. Занятия проводятся в режиме онлайн-трансляции, когда можно сразу же пообщаться с преподавателем и задать ему возникшие вопросы. Все видео сохраняются, их можно изучить в любое время и посмотреть повторно. Для ребят, которые увлечены этим предметом и хотят участвовать в олимпиадах, в «Экстернате Фоксфорда» есть математический образовательный маршрут.
5 способов полюбить математику
Главное — сделать занятия интересными. Вот несколько советов, которые помогут всей семье весело и с пользой провести время, изучая точные науки, и полюбить математику.
Найдите математику в реальной жизни
Точные науки окружают нас повсюду, и если показать это ребёнку, то у него никогда не возникнет вопроса: «Где мне пригодятся алгебра и геометрия?».
Начинать можно с чего-то простого: посчитать сдачу в магазине или назвать, из каких фигур состоят обычные предметы (стакан — цилиндр, кровать — прямоугольник и так далее).
Чем старше человек, тем интереснее становится математика вокруг него. Старшекласснику можно доверить ведение семейного бюджета или планирование финансов на отпуск. Всё это станет ежедневной тренировкой математического мышления.
Начните играть, чтобы полюбить математику
Компьютерные и настольные игры отлично способствуют развитию интереса к математике. Преимущество настолок в том, что это увлечение для всей семьи. Интересная математическая игра «7 на 9» понравится и детям, и взрослым. В ней каждая карта закрывается той, на которой сумма изображённых цифр выше. Это отличный способ тренировки устного счёта и быстроты реакции: кто раньше избавится от карт, тот и выиграл.
Источник: freepik.com
В интернете можно найти много бесплатных интерактивных головоломок. Например, в приложении «Math. Пазлы и математическая игра» сто уровней сложности, в каждом из которых оригинальная задача — удобная и быстрая тренировка, которая поможет увлечься математикой.
Решайте трудные задачки
Примеры в учебниках порой скучные, а тем, кто уже понял пройденную тему, могут показаться слишком лёгкими. Чтобы ребёнок не разлюбил математику, подогревайте интерес трудными, но посильными головоломками. Многие такие задачи пишутся специально для олимпиад.
Читайте книги
Парадоксально, но литература способна повысить интерес к математике и вдохновить на собственные исследования. Младшим школьникам и подросткам подойдут художественные рассказы о математике и необычные сборники и задачники. Советуем обратить внимания на эти книги: Лев Генденштейн «Алиса в Стране математики», Владимир Левшин «Магистр Рассеянных Наук: математическая трилогия», Игорь Шарыгин «Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы». В каждой из них яркий герой постигает премудрости математики, и без помощи читателя ему никак не справиться.
Лев Генденштейн «Алиса в Стране математики»
Для более старшего возраста подойдут биографии известных исследователей и научно-популярные книги. Предложите своему ребёнку прочитать «Удовольствие от X» Стивена Строгаца или «Магию математики» Артура Бенджамина.
Смотрите образовательные видео
Короткие видеолекции — удобный формат для того, чтобы полюбить математику. Советуем популярный канал на YouTube для тех, кто интересуется точными науками и готов пойти дальше школьной программы — Sibscience, его ведут настоящие учёные. Они рассказывают обо всём: от основ геометрии до теории игр и экономики.
Также побудить интерес к математике и подготовиться к аттестациям по этому предмету помогут базовые курсы «Экстерната Фоксфорда». Выберете нужный класс обучения в каталоге, и постигайте красоту алгебры и геометрии вместе с преподавателями из лучших вузов страны!
Источник
Научить ребенка математике в домашних условиях и просто, и сложно. Простота заключается в том, что мозг ребенка легко осваивает любую информацию, в том числе и абстрактную. Сложность обучения точным наукам в том, что эта работа требует регулярности и времени, любви к ребенку и умению ставить не только основную цель, но и промежуточные.
У меня интеллект выше среднего, в школе училась ровно, математику любила, но выбрала филологию, потому что очень любила читать и анализировать. У меня двое детей, старший учился в 2000 гг, когда еще оставались советские учителя, методики и программы. Математикой я с ним почти не занималась, о чем потом горько сожалела.
Младшая пошла в школу в 2013 году, с 6 ти лет, когда в школе почти не осталось грамотных, хорошо подготовленных педагогов. Так как я после ее рождения оставила работу учителем и стала домохозяйкой, то у меня было много времени для развития ребенка в домашних условиях.
Сейчас дочери 12 лет, она учится в 7 классе на 4 и 5, читает и понимает теорию в учебнике алгебры и геометрии, способна осваивать эти предметы самостоятельно, что она в принципе и делает, потому что часто болеет и много пропускает.
Я считаю это большим личным достижением, потому что далеко не все дети понимают, что написано в учебнике алгебры и геометрии. Далее я расскажу, как я добилась таких результатов со своим филологическим образованием.
Дошкольный период
Дочь моя развивалась очень быстро, пошла с поддержкой в 7 месяцев, в год побежала. Интеллектуальные способности ее были выше нормы. В три года она писала печатными буквами записки папе, что нужно купить ей в подарок.
Первые обучающие уроки я начала проводить в виде игры, после года. У нас были два любимых зайца, и с ними мы разыгрывали различные сценки, где развивали речь, считали предметы, отнимали их и прибавляли в пределах 3 единиц. Когда в голове улеглось понятие 3 единицы, довела счет до 5, и постепенно до 10.
Свободного доступа в интернет тогда еще не было, но было множество обучающих видео, и моя маленькая дочь просматривала их часами, что-то там узнавая, понимая, повторяя.
В 3 года племянник привез разные учебники для начальной школы, новые, но сданные в макулатуру за ненадобностью. Часть из них мы прочитали, какие-то пустили на картинки и первые занятия по математике. Среди них была прекрасная математика, по которой мы стали систематично заниматься с 5 лет.
В это же время я провела ряд занятий, связанных с математическими задачами со спичками. Особое внимание уделила задачам типа как из 6 спичек сложить 4 треугольника, а из 12 – 6 квадратов. Эти задачи помогают ребенку понять, что фигуры можно располагать не только на плоскости, но и в пространстве, и тогда получаются пирамида и куб. Объяснила на макете понятия шара, окружности. Это важно для геометрии.
К 6 годам ребенок полностью освоил программу 1 класса и я поняла, что стою перед серьезным выбором: либо продолжаю учить ребенка дома, и с такими темпами через пару лет она пройдет программу начальной школы, и тогда придется выдавать ей всю программу средней школы в домашних условиях, чего я делать не хотела, либо веду ее в 1 класс.
Я решила отдать ее в школу, чтобы мое бурно развивающееся дитё не только развивало мозги, но и училось жить в социуме. Надо сказать, что психическое развитие моей дочери соответствует возрасту, а интеллектуальное и физическое сильно опережает его. В 9 лет ее интелект был 132. В школе немного не хватало детей для открытия двух классов и ее взяли.
Начальная школа
В первом классе я особенное внимание обратила на устный счет. Я выучила с ней состав числа 10 и довела до автоматизма вычитание и сложение чисел в пределе 10.
Во втором классе точно так же отработала устный счет с переходом через десяток до 20. Устный счет – очень важная часть работы в воспитании математических способностей. Примеры брала в дидактическом материале, и большую часть заданий делали устно, просто прописывая ответы. Это позволяет выполнить за 1 занятие до 10 заданий, выявить все недочеты в усвоении и закрепить правила верного решения. У меня есть принцип: Все что можно решить в 1-2 действия, решаем устно.
Все это имеется в программе начальной школы, но современные учителя совсем не работают в направлении устного счета, и эта недоработка очень вредит детям.
В 3 классе мы продолжили работу с устными вычислениями и выучили таблицу умножения. Дополнительно к дидактическому материалу, где много заданий, тренирующих запоминание таблицы умножения, я искала в интернете сайты, где есть тренажеры, позволяющие быстро выучить состав чисел и таблицу умножения.
Электронные математические тренажеры очень эффективны в приобретении навыков устного счета. Они позволяют быстро восполнить недостаточное школьное образование, требуют минимального внимания от родителя .
Уже в начальной школе я с дочерью всегда читала теоретическую часть, имеющуюся в учебнике математики, и разъясняла те моменты, которые ей не понятны. Если были правила, то я требовала, чтобы дочь их учила, хотя учитель их игнорировал.
Правила по математике в начальной школе содержат базовые понятия, на которых строится весь курс математики в среднем и старшем звене. Часто дети не понимают каких-то математических действий, потому что они не выучили эти простые правила.
Чтение математики стало для нас обычным делом. К концу 4 класса дочь могла без объяснения учителя прочитать теоретическую часть и решить задачу. Ей этот навык сейчас очень помогает, потому что ребенок часто болеет и много пропускает занятий.
Всю начальную школу я покупала дидактический материал и прорешивала в свободное время с дочерью все примеры, предложенные в нем, и большую часть задач. Особое внимание я уделяла занимательным задачам. Учителя их часто игнорируют, а наш учитель начальных классов, который вообще-то учитель рисования, особого внимания не уделял ни одному предмету.
Вы думаете, при всей этой огромной работе наша учительница ставила ей 5? Ничего подобного, у моей дочери была твердая 4.
5 и 6 классы
Математик нам достался откровенно слабый. Учитель физики решил подзаработать денег. Она формально подходила к обучению детей, темы не закрепляла, все больше спрашивала, качество знаний падало, и мне пришлось изучать математику и 5, и 6 класса вместе с ней, чтобы дочь понимала и любила этот предмет.
Математика в 5-6 классах повторяет, обобщает все, что было изученно в начальной школе, но в ход идут большие числа, а вместе с ними и новые правила деления и умножения. В этом курсе вводится несколько новых тем, знание которых готовит детей к восприятию алгебры и физики. К геометрии в этих классах практически детей не готовят.
Чтение теории, устный счет и подготовка к контрольным работам – это основные направления, которые я взяла в этих классах. Учитель был настолько не готов к преподаванию, что считал своим долгом только объяснить тему. Контрольные проводила, не удосуживаясь закрепить пройденный материал. Часто давала контрольные, задания в которых не прорешивались ни в классе, ни дома.
Только дополнительные домашние занятия по учебнику, дидактическому материалу позволяли дочери успешно осваивать школьную программу. В этот период мы еще продолжали решать олимпиадные задачи. Работали на выходных, каникулах и во время болезни.
Так продолжалось до середины 6 класса, пока в школу не взяли настоящего математика, и тут каким-то образом выяснилось, что дети в классе не готовы к восприятию алгебры, за исключением моей дочери. После открывшихся промахов в обучении учитель все же притормозил, и начал закреплять все, что проскакал галопом, но время было упущено.
7 класс
Беспокоясь за усвоение алгебры и геометрии в этом классе, я записала дочь в ЯКЛАСС на сайте Педсовет. Теорию читать она умеет, и поэтому вполне может перечитать все на сайте и выполнить предложенные задания. Там у нее по алгебре 5, в школе 4. Благодаря моим хлопотам у ребенка наработана база, которая позволяет легко осваивать новые темы.
С геометрией хуже, но дело все же пошло на лад. Учитель заставил родителей купить рабочую тетрадь, в которой даются типичные задачи от легкого к сложному, и с помощью такого подхода формируются нужные навыки. Я только слежу, чтобы дочь учила оределения. В ЯКлассе у нее 5, в школе 4. Если что-то совсем не понятно, открываем видео с решением, где опытный учитель спокойно и подробно все объясняет. Спасибо, интернет, что ты есть!
Физика – еще один математический предмет, основы которого закладываются в начальной школе и в 5-6 классов. Благодаря заученным вовремя правилам разбирается с формулами, находит нужные данные, в общем, обучение продвигается, часто благодаря видеоурокам.
Сравнивая успехи моей дочери с ее одноклассниками, я могу только сожалеть, что их учителя не смогли им дать нужных знаний из-за своего равнодушия к детям и предмету, который они преподают. Родители, доверившие обучение школе и устранившиеся от процесса обучения, теперь пытаются как-то решить проблему.
Я обощила свой опыт, чтобы родители, заинтересованные в успешном обучении своих детей, не возлагали больших надежд на школу, а сами контролировали процесс, тренировали у ребенка вычислительные навыки с начальной школы, учили правила, и главное, всегда читали теоретическую часть в учебнике, прежде чем приступать к решению.
Обучение математики в домашних условиях требует постоянной вовлеченности родителя в процесс, потому что не специалисту сложно в середине курса вникнуть в тему и помочь ребенку понять то, что он не понял.
Источник