Школа в социальном развитии ребенка которые выражаются

Социальное воспитание в современной школе – главный элемент социализации человека. Направлено оно на формирование активной, зрелой личности.

Школа играет немалую роль в развитии ребенка. Дети не только учатся. В современном, перегруженном информацией мире они практически живут в учебном заведении. Иногда посещение школы становится способом сбежать от насущных проблем ( семейное насилие, неблагополучие).

Современная школа – единая система, целостный механизм, основание которого образует взаимодействие компонентов воспитания, обладающая собственным образом жизни, психологическим климатом. Это небольшое общество со своими законами и правилами, которые не противоречат установкам реального общественного строя.

Школа – действенный институт при становлении личности человека . Оптимальный набор факторов социализации, действующих на учеников, позволяет использовать их эффективно при патриотическом воспитании гражданина страны.

Особенности школьной социализации

Есть некоторые особенности социального воспитания в школе:

  • Результаты можно увидеть спустя длительное время;
  • Школа обязательна для всех. Она имеет элементы принуждения. Заказ на деятельность формируется обществом;
  • Учреждение образования – открытая система, связанная с другими институтами (спортивные, досуговые, культурные, социальные структуры);
  • Школа обладает автономией;
  • Для нее характерно наличие неустойчивых состояний (конфликты, неожиданности);
  • Сочетание традиций и инноваций;
  • Статус ученика временный;
  • Основные компоненты воспитания- его содержание, оценивание, групповое, статусное распределение.

Школа – транслятор факторов социализации. Влияние их может смягчаться или усиливаться. Факторы действуют на воспитанников в упрощенной, оптимальной форме, что способствует общей социализации с ранних лет.

На ребенка воздействуют три ценностные системы:

  • Группа сверстников, система взглядов, ценностей которой наиболее понятны ребенку. В ней часто срабатывают механизмы подражания, групповой коммуникации, характерные для детского коллектива;
  • Коллектив взрослых – педагогический коллектив, носитель основных принципов воспитания;
  • Школьное сообщество – ученики и педагоги, как носитель общешкольной культуры, принимающие условия учебного заведения, соблюдающие его правила, традиции.

Результаты и механизмы воспитания

Социальное воспитание формирует ценности, образцы поведения в различных ситуациях (поведение, общение со взрослыми, сверстниками, разрешение конфликтов, противостояние негативному влиянию). Ученики получают организационно-управленческую информацию (о подчиненности, особенностях статуса, системе управления заведением). Каждый ученик, используя подражание и идентификацию, усваивая нормы, правила школы, выясняет для себя положение во властной структуре заведения. Дети узнают об основных ценностях отношений (доверие, открытость), навыках духовно-практического характера (нормы, ценности общения, поведения и досуга).

Воспитание обеспечивается несколькими подходами:

  • Индивидуальный. Учет особенностей каждого учащегося;
  • Личностный. Раскрытие личностных возможностей школьников;
  • Возрастной. Зависит от возраста;
  • Гендерный. Учет различий по полу;
  • Дифференцированный. Принцип разделения проблем в различных сферах .

В коррекционной школе работа направлена на устранение конкретных отклонений в социализации ребенка.

Деятельность школы использует все механизмы социализации:

  • психологические: подражание, импринтинг, рефлексия;
  • социально-педагогические: институциональный, стилизованный, межличностный механизмы.

Современная школа может сама влиять на среду, в которой находится ребенок, она внедряет положительный опыт в семью, окружение, “педагогизируя” их.

Формы и методы

Применение форм и методов зависит от индивидуальных особенностей разных детей. Каждый детский возраст – оптимальный период формирования различных качеств ребенка:

  • Начальной школе соответствует благоприятный период для формирования основных социальных качеств. Ребенок учится переживать ситуации успеха, отношению к групповым нормам и правилам поведения;
  • 5-6 класс – лучший период для самоутверждения в общественной, спортивной, эстетической сферах деятельности;
  • 7-8 класс благоприятен для самоутверждения в коллективе, усвоения навыков здорового, ответственного образа жизни;
  • 9-11 классы формируют способности к самоопределению, культуру поведения, труда.

Методы социального воспитания делятся на группы:

  • Методы формирования сознания,
  • Методы организации деятельности,
  • Методы стимулирования, мотивации.

Формы воспитания бывают индивидуальными, групповыми, массовыми.

Индивидуальные формы работы создают комфортные условия для ребенка. К таким формам относят оказание индивидуальной помощи, разнообразные поручения, которые выполняет ученик и несет за них ответственность.

Групповые формы помогают межличностному общению, взаимодействию. Группа – небольшое общество, с характерными признаками всего общественного строя. Формы: дискуссия, диспут, форум-театр, КВН, литературные вечера, праздники, мероприятия по трудовому воспитанию.

Воспитанию содействует организация кружковой работы, самоуправления, просвещение родителей, привлечение государственных структур, создание центров психологической помощи.

Было полезно? Ставьте “Палец вверх” и подписывайтесь на наш канал. Спасибо Вам!

Источник

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает умеющего жить в социуме члена общества.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Читайте также:  Стратегии развитие ребенка с овз

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.

Что такое социализация личности

Социализация личности – это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.

Социализация – это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук – философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.

Школа, как институт социализации

Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:

  • социально-психологическое – неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
  • социально-педагогическое – усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

Проблемы школьной социализации

Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.

Пути решения этой проблемы специалисты видят в:

  • постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
  • стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
  • создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.

Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

Как часто вы рассматриваете, какое влияние на человека оказывает окружающая среда? Я сейчас говорю не о природе, а больше о социальной среде. После рождения дети идут в детский сад, где воспитатели готовят птенчиков к более взрослой жизни в школе.

Родители сами решают, когда ребёнку следует пойти в школу. В шесть лет, семь или даже восемь. Но вы когда-нибудь задумывались о том, как шкода влияет на развитие вашего ребёнка? Сегодня мы затронем эту тему.

Учеба играет большую роль в жизни вашего ребёнка, так как школа занимает большую часть времени в сутках. Именно в школе формируется правильная ориентация личности, и создаются условия для её развития. Школьник тянется больше к тем сферам учения, которые дают ему чувство уверенности в себе и делают более взрослым в собственных глазах. Ребёнку больше нравится ощущать себя самостоятельным и делать что-либо только с небольшой помощью от взрослых. Немаловажную роль в этом играет учитель, который должен правильно подать информацию так, чтобы у школьника возникли интерес и стремление выполнять что-либо качественно. На базе потребности познавать что-либо возникает интерес ребёнка к определённому предмету. Благодаря этому появляются мысли о том, кем стать в будущем или же построение идеала собственной жизни.

Читайте также:  Диагностика возрастного развития показатели психического развития ребенка

Знания – значимая информация, обеспечивающая расширение кругозора вашего ребёнка. Они могут приносить ему чувство удовлетворения, если достаточно интересны. Или же вызывать отрицательные эмоции и смешанные чувства, если не оказывают будоражащего действия. Ключом к получению знаний является успех, именно он формирует особое отношение к школьному предмету.

Несомненно важную роль в развитии индивидуальности личности играет социальный статус в обществе, которое окружает школьника. Достичь высокого положения можно за счёт успешной учебы. Высокая оценка, поставленная преподавателем, обеспечивает чувство абсолютного благополучия в человеке.

В учебном классе формируется коллектив из детей, объединённых общими интересами, достижениями и целями. Соответственно, каждый ребёнок приобретает социальную роль и соответствующие обязанности, которые позволяют получить определенное количество нравственного опыта.

Благодаря изучению школьных предметов ребёнок осваивает понятия, знаки, буквы. Они, в свою очередь, развивают теоретическое мышление и повышают интеллектуальное. Ребёнок должен понимать схемы, которые дают в школе. Что это значит? Это значит, что он должен уметь подставить собственные данные и воспользоваться схемой. Таким образом человек может выделять существенное и учиться получать достоверный результат.

Передача научных знаний и способов научного познания от преподавателя к ребёнку формирует и психологическое состояние личности.

Значимую роль в воспитании личности занимает учитель. Именно он организует учебную и внеучебную деятельность ребёнка. Большое влияние оказывают дискуссии во время урока, так как именно тогда школьник учится доказывать и отстаивать свою позицию.

Эффективность деятельности повышают поручения, которые бывают коллективные и индивидуальные.

Я считаю, что главное в жизни – общение, именно оно развивает в нас качества, чувства, интеллект. Несомненно, в учебном процессе общение должно стоять на первом месте. Причём, включая как общение преподавателя с учеником, так и детей друг с другом. Ведущую роль играет, конечно же, учитель. Любую ссору в коллективе устраняет именно взрослый, а также контролирует дружеские отношения между учащимися, находящимися в определенных рамках.

Можно сделать вывод о том, что школа – одна из движущих сил развития личности ребёнка. Именно она формирует последующее отношение индивидуума к окружающей его среде.

Источник

Совсем скоро у 6-7-летних детей начнется новый период жизни – они станут школьниками. Даже тех из них, кто до этого посещал детский сад, ждет много перемен. Что уж говорить о домашних детях! Как помочь ученику адаптироваться в новой для него среде и какова при этом роль взрослых, рассказываем в нашей статье. 

Социальное развитие школьников необходимо 

В семь лет ребенок попадает в совершенно новую среду и перед ним встает масса задач: справиться с потоком новой информации из разных областей знаний, привыкнуть к требованиям учителя, занять достойное место среди других мальчиков и девочек. Провал в каком-либо из этих пунктов может привести к негативным последствиям, которые будут преследовать ученика до конца школы. 

Полагаем, ни один родитель и ни один педагог не пожелает реализации настолько печального сценария. Поэтому окружающим ребенка взрослым нужно позаботиться о его социальном развитии и сделать все, чтобы он смог:

  • адаптироваться к новым условиям,
  • сформировать правильное отношение к учебной деятельности,
  • наладить контакт с классным руководителем и другими учителями,
  • научиться взаимодействовать с одноклассниками, 
  • грамотно планировать свое время,
  • стать более самостоятельными и ответственными (о том, почему эти качества не тождественны друг другу, и о воспитании ответственности мы подробно рассказывали здесь). 

Как формировать социальное развитие школьников 

Для правильного формирования социального развития школьника нужно уделить особое внимание мотивам, которые стимулируют его к достижению успехов:

  • социальные – стремление ученика получить одобрение, позитивно окрашенное внимание со стороны преподавателя и родителей; желание заслужить авторитет среди одноклассников;
  • учебные – выполнение достаточно сложных, но в то же время посильных упражнений не только расширяет кругозор и улучшает интеллектуальную базу, но и дает ученику чувство удовлетворения, укрепляет веру в собственные силы.

Поэтому развитие социальных компетенций младших школьников – это в первую очередь развитие полноценной социальной активности школьников. Она состоит из нескольких компонентов, то есть направлений деятельности:

  • трудовой (ответственное отношение к учебе как к своей работе; полезный труд дома и в школе; соблюдение рабочей атмосферы, дисциплины на занятиях),
  • общественной (участие в классных или школьных объединениях, выполнение общественных поручений), 
  • умственной (хороший уровень усвоения знаний в соответствии с возрастом и школьной программой),
  • двигательной (естественная для детей потребность в физической нагрузке),
  • познавательной (жажда знаний и стремление к экспериментам, открытиям; поиск новых задач и решений, способность творчески подойти к процессу и предложить нестандартное решение),
  • нравственной (дружелюбное отношение к окружающим, готовность помочь тому, кто в этом нуждается; бережное отношение к общественному имуществу и к природе).
Читайте также:  Пройти тест на развитие ребенка до года

По способу проявления социальная активность бывает двух видов:

  • внутренняя – саморазвитие. Эта работа может быть долгой и кропотливой, но внешне незаметной, и результаты ее бывают видны не сразу. Однако именно она служит основой формирования мотивации для любых поступков;
  • внешняя – фактически выполненные действия. В этом и заключается непосредственное взаимодействие с окружающим миром. Но, повторимся, каждое действие обусловлено именно внутренними побуждениями. 

Для гармоничного развития социальных навыков у школьников оптимально уделять внимание сразу нескольким направлениям.

  • Социально-эмоциональное развитие младших школьников. Сюда входят способность сопереживать другим, управлять своими эмоциями и выражать их социально приемлемым способом, умение понимать и называть свои чувства и чувства окружающих. 
  • Социально-коммуникативное развитие младших школьников. Речь идет о знании речевого этикета и умении общаться, выражать свое мнение и слушать мнение другого человека, получать и передавать информацию, понимать полученные инструкции. Стоит отметить, что здесь важно научить детей соблюдать баланс между умением работать в команде, готовностью пойти на компромисс и в то же время способностью отстаивать собственное мнение и отвечать за свое решение. 
  • Социально-психологическое развитие младшего школьника. Этот пункт напрямую связан с учебной деятельностью. Психическая деятельность первоклассника переходит на качественно иной уровень. Появляются произвольное внимание, абстрактно-логическое мышление, письменная речь, смысловая память. Иначе говоря, именно в начальной школе у ребенка должно сформироваться умение учиться. 
  • Социально-личностное развитие младшего школьника. Под этим направлением подразумевается становление моральных и этических качеств. То есть нормы морали, этики должны стать личностным стержнем ученика, а следование им – его внутренней потребностью. 

Условия формирования социальных навыков у младшеклассников:

  • доброжелательная атмосфера в классе, доверительные отношения между детьми и учителем;
  • вовлечение каждого ученика в учебную деятельность и общественную жизнь класса;
  • регулярная диагностика достигнутого уровня социального развития, отслеживание динамики и внесение необходимых корректировок в учебный и воспитательный процесс.

Чтобы активизировать социальное развитие школьников, важно вовлекать их в жизнь класса и во внеурочную деятельность (информацию о ней и интересные программы можно найти в этой статье). Подходящие варианты:

  • классные часы,
  • беседы общие и индивидуальные, дискуссии между учениками,
  • чтение книг и просмотр фильмов, содержащих нравственную проблему, с последующим обсуждением, 
  • «бюро добрых дел»,
  • экскурсии, в том числе краеведческие,
  • субботники, экологические мероприятия,
  • однодневные походы,
  • выпуск классной стенгазеты,
  • организация выставок,
  • подготовка классных мероприятий к праздникам (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы и т. д.),
  • интеллектуальные, творческие и спортивные конкурсы,
  • концертные номера и театрализованные постановки – выступать с ними можно не только перед одноклассниками, но и перед учениками из других классов,
  • шефство над детским домом или ветеранами.

Из опыта педагогов

Не секрет, что наибольшую роль (помимо мам и пап) в социальном становлении младшеклассников играет классный руководитель. Его мировоззрение, жизненная позиция, характер, темперамент и личностные особенности, отношение к ученикам настолько важны для социального формирования его подопечных, что очень часто можно заметить: детские коллективы в начальной школе сильно отличаются у разных педагогов. Точно так же различаются и методы, которые они используют для социального развития младших школьников.

Учитель начальных классов из Белгородской области Светлана Владимировна Редченко выбрала для решения заглавной проблемы метод ученического самоуправления. Класс делится на группы, где есть командир, его помощник и еще трое детей. Каждую неделю назначается группа-лидер, которая отвечает за дежурство в классе и столовой, организует игры на переменах и на продленке. Есть группы, отвечающие за целое направление: творческое (выпуск классной стенгазеты, фото- и видеосъемка мероприятий), культурное (организация экскурсий, уроков вежливости, уроков краеведения), оздоровительное (организация походов, конкурса ритмической гимнастики) и т. д. Роли детей регулярно меняются. Таким образом, каждый ученик успевает побыть и лидером, и исполнителем, и ответственным за какое-либо направление. 

Педагог начальных классов из Пермского края Татьяна Леонидовна Короткова для социального развития младших школьников создала в классе «бюро добрых услуг». Вместе с детьми она устраивает акции (ремонт книг в библиотеке), десанты (помощь детскому саду либо ветеранам), операции (украшение главной сельской елки, выращивание цветочной рассады для парка), рейды (сбор экспонатов для школьного музея), сюрпризы (новогодний спектакль или снежный городок для малышей), фабрики (изготовление кормушек для птиц или наглядных пособий для детского сада). Все это, по мнению Татьяны Леонидовны, способствует развитию социальных компетенций младших школьников: опыта самообслуживания, становления морально-этических качеств и коммуникативных навыков, инициативности и умения работать в команде.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник