Школа сузуки раннее музыкальное развитие ребенка
«Абсолютно в каждом маленьком ребенке заложен огромный потенциал» – так считал Синъити Судзуки, японский музыкальный педагог и скрипач. Своей преподавательской деятельностью он доказал, что музыкальный дар не врожденный талант, а способность, которую можно развить в специальной школе Судзуки. Таких школ тысячи по всей Европе, и с 2014 года они официально начали функционировать в России. На чем же основана методика и в каком возрасте отдавать ребенка на обучение?
Суть методики
Удивительное зрелище – дети 3-4 лет, играющие на скрипке и фортепиано. Методика Судзуки уникальна, благодаря ей малыши в самом юном возрасте демонстрируют развитый музыкальный слух, ловкость в обращении с инструментом, и уже выступают на концертах. Главной особенностью является обучение без нот. Большое внимание отводится постановке рук, правильному звучанию и интонации, законченности музыкальных фраз. Ребенок начинает играть значительно раньше, чем осваивает ноты. Обучение чтению нот начинается после овладения инструментом и усвоением обширного репертуара.
Синъити Судзуки назвал свой подход к обучению «методом родного языка». Он выдвинул идею, что раз ребенок может освоить язык своих родных (каким бы сложным он ни был), то и с музыкой не возникнет проблем. Нужно лишь создать благоприятные условия:
- Начать обучение как можно раньше.
- Постоянно слушать изучаемый репертуар.
- Обучаться игре на инструментах еще до чтения нот.
- Использовать единый репертуар во всех школах Судзуки.
- Перенимать опыт друг у друга (родителей, учителей, сверстников).
- Создать благотворную социальную среду – посещать групповые занятия, концерты, выступления, ездить в летние музыкальные лагеря.
- Вовлечь родителей, чтобы они могли наставлять ребенка за пределами класса.
- Заниматься музыкой ежедневно и систематически.
- Ответственно подойти к выбору педагога.
- Взращивать ребенка с любовью – не только раскрывать и развивать таланты, но и прививать доброту, благородство и чуткость.
В России применяется методика Судзуки для фортепиано, скрипки. Видео о том, как проходит занятие:
В школах Европы есть классы альта, виолончели, контрабаса, фортепиано, арфы, флейты, классической гитары. Обычно первый год дети посещают общие занятия, где знакомятся с разными инструментами, чтобы в дальнейшем выбрать направление уже осознанно.
История
Судзуки Синъити (Синити, Шиничи) стал первым, кто предположил, что ребенок 3-4 лет способен ловко обращаться с музыкальным инструментом. Основу его методики составляют вовсе не научные исследования в области детской психологии или контролируемые эксперименты, а собственный опыт. Синити родился в многодетной семье из 12 детей в 1898 году в Нагое. Его отцу принадлежала фабрика по производству скрипок. Занимаясь семейным делом, мальчик впервые воспылал любовью к музыке в 17 лет, когда услышал игру скрипача Миши Эльмана. А после…самостоятельно научился играть на инструменте.
Справедливости ради, Шиничи Судзуки с 22 до 29 лет учился в Королевской академической высшей школе музыки в Берлине, и с отличием ее окончил. Дальше он вернулся в Токио и занимался преподавательской деятельностью и параллельно играл в струнном квартете со своими братьями. Однако созданию собственного метода для Судзуки положила начало Вторая мировая война, когда музыканту пришлось зарабатывать на крошку хлеба, обучая детей-сирот. Одному из его учеников было 3,5 года. Тогда-то Синити и решил обучать малышей по принципу усвоения родного языка. Его идеи получили широкое распространение и применяются последователями по сей день.
Когда начинать обучение?
Сам Судзуки рекомендовал возраст для начала занятий 2-4 года. В этот период происходит активное усвоение речи, особенностей звучания, музыки. Ребенок внимательно слушает все, что происходит вокруг него, и пробует воспроизвести.
Что касается условий принятия в школах Судзуки, то в Америке на обучение берут детей возрастом 2-3 года, а в Европе – 3-4 лет. На первых порах уроки по специальности коллективные. Дети поочередно исполняют небольшие отрывки и заодно смотрят и слушают, как играют другие. В столь юном возрасте малышам еще сложно выдержать взрослое занятие длиной в 40 минут. Индивидуальные занятия вводятся постепенно.
Мифы и правда
В России мнение о методе Судзуки неоднозначно. Его критикуют именитые музыкальные педагоги, настаивая на непрофессионализме такого подхода к обучению. Но насколько справедливы эти упреки, или, может быть, в них есть разумное зерно? Итак, распространенные мифы и правда:
- Миф №1: «Метод Судзуки на скрипке или любом другом инструменте непрофессиональный». На самом деле это правда. Целью обучения в школе является развитие музыкальности, а не подготовка профессионалов. Но, справедливости ради, только 10% детей впоследствии выбирают музыку в качестве специальности. Школа Судзуки дает отличную подготовку, развивает музыкальное восприятие и помогает освоить инструмент. На практике такие дети оказываются гораздо развитее, чем сверстники, обучающиеся по классической методике с зубрением нот, обязательными экзаменами и отбором «непригодных». А если маленький ученик школы Судзуки увидит свое призвание в музыке, то он всегда сможет (причем с легкостью) поступить в музыкальное училище.
- Миф №2: «Школы Судзуки распространены по всему миру, в том числе в РФ». К большому сожалению, для России характерно завлекать на занятия, используя модные, широко известные названия и имена. Причем либо за основу берется совсем другая методика, либо же хромает качество преподавания. Специальные школы состоят в Ассоциации Судзуки «Воспитание талантов», а сертифицированные педагоги перечислены по именам (список опубликован на официальном сайте).
- Миф №3: «Каждый музыкальный преподаватель может начать обучать детей по методике Судзуки». Нет, это не так. Чтобы преподавать, нужно не только иметь диплом на уровне консерватории или музыкального училища, но и пройти прослушивание на исполнительский уровень и обучиться. Полный курс обучения длительный и составляет 5 лет. Каждый год педагог сдает экзамен, где ему присваивается уровень от 1-го до 3-го. Открыть свою школу Судзуки можно только имея высший уровень, то есть, третий.
- Миф №4: «По принципу Судзуки можно обучаться только в специализированной школе». Совершенно верно. Однако некоторые его идеи можно успешно использовать в домашних условиях. Ежедневно включать ребенку хорошую классическую музыку. Учиться играть на детских инструментах (ксилофон, барабан), добиваясь идеального звучания. Взять уроки скрипки или фортепиано. Музицировать вместе с ребенком или пригласить других детей.
Занятия музыкой всесторонне развивают ребенка. Они улучшают способности к математике, речь, активизируют мыслительные процессы, тренируют интуицию, память. Альберт Эйнштейн однажды сказал, что идея, приведшая к революционному открытию в мире физики, цитата: «Пришла ко мне интуитивно, под действием музыки, мое открытие есть не что иное, как результат музыкального восприятия». Обучение музыке не являлось главной целью Судзуки. Синити делал акцент на воспитании в малышах чуткости, благородства. Он хотел, чтобы, став взрослыми, они стремились к гармонии и красоте во всех сферах свой жизни.
Источник
Ме́тод Судзу́ки (Сузу́ки) — всемирно известная методика музыкального развития детей, созданная японским скрипачом и педагогом Синъити Судзуки (1898—1998 гг.) в середине 20-го века. Судзуки считал, что музыка основана на музыкальном языке, состоящем из звуков нот, так же как речь основана на разговорном языке, состоящем из произносимых букв (фонем); и следовательно музыкальному языку ребёнка можно обучить так же, как он обучается своему родному разговорному языку, слушая речь окружающих и пытаясь повторять за ними. Суть методики Судзуки состоит в том, чтобы окружить ребёнка с как можно более раннего возраста музыкой, и научить его на слух повторять ноты, музыкальные фразы, а затем и целые произведения на музыкальном инструменте. Изначально методика подразумевала игру на скрипке, будучи скрипачом, Судзуки создал маленькую скрипку, на которой мог бы играть даже очень маленький ребёнок. В настоящее время созданы адаптации его методики и для других музыкальных инструментов.
Истоки[править | править код]
Идея его метода пришла Судзуки, когда он уже во взрослом возрасте начал изучать немецкий язык. Он заметил, что хотя ему самому язык давался очень трудно, но маленькие дети осваивали язык необыкновенно быстро. Он предположил, что мозг ребёнка устроен таким образом, что позволяет ему в очень сжатые сроки овладеть разговорным языком путём лишь слушания и повторения сказанного окружающими. После этого он осознал, что музыкальный язык так же основан на звуках, как и разговорный, и мозг ребёнка, видимо, может воспользоваться теми же механизмами быстрого овладения разговорным языком для овладения языком музыкальным. Начав заниматься с маленькими детьми, он подтвердил правильность своего предположения, и, убедившись в эффективности своего подхода, начал работу по его распространению. Судзуки говорил, что в начале он главным образом хотел привнести радость музыки в нелёгкое детство ребят разрушенной войной Японии, потом, по мере распространения его метода, его мечтой стало обучить музыкальному языку всех детей мира. Он назвал свой метод «Воспитание талантов» (яп. 才能教育 sainō kyōiku).
Философия Судзуки[править | править код]
Если ребёнок слышит прекрасную музыку с самого дня своего рождения и учится играть её сам, то в нём развиваются чуткость, дисциплина и стойкость. И у него будет благородное сердце. (С. Судзуки)
Судзуки считал, что в любом ребёнке сокрыт музыкальный талант, и что любой ребёнок, если начать правильно заниматься с ним в достаточно раннем возрасте, способен на огромные музыкальные свершения. Тем не менее Судзуки полагал и много раз подчёркивал, что его методика не направлена на выращивание профессиональных музыкантов и вундеркиндов от музыки, он крайне отрицательно относился к желанию родителей сделать из ребёнка вундеркинда, к «натаскиванию» детей. Судзуки говорил, что его методика создана для того, чтобы обогатить жизнь ребёнка, сделать его более счастливым и воспитать в нём через музыку высокие моральные качества, «благородное сердце».
Принципы методики[править | править код]
- Раннее начало занятий с ребёнком, обычно с 3-4 лет.
- Обучение воспроизведению музыки на слух прежде обучения нотной грамоте.
- Максимально полное погружение ребёнка в музыкальную среду. Рекомендуется, чтобы в доме почти постоянно звучала музыка. Также ребёнок должен часто слышать произведения над воспроизведением и разучиванием которых он сейчас работает.
- Вовлечённость родителей. Занятий с педагогом, по мнению Судзуки, не может быть достаточно, с ребёнком должны заниматься родители, особенно это важно на первом этапе обучения. Отношение родителей при этом должно быть неизменно бережным и позитивным.
- Все педагоги метода Судзуки должны пройти специальную подготовку и иметь сертификат, подтверждающий их квалификацию.
- Акцент на извлечение красивого звука на инструменте наиболее естественным для ребёнка технически путём с самого начала обучения.
- Ребёнок должен играть музыку с другими детьми, это должно научить его слышать другие инструменты во время игры. Для этого по всему миру педагогами и школами Судзуки используется единый, регулярно обновляемый репертуар.
- Ребёнок должен активно общаться с другими детьми-музыкантами, это будет поддерживать и углублять его интерес к музыке.[1]
Сравнение с традиционным методом обучения музыке[править | править код]
Основным отличием метода Судзуки от традиционных методик является обучение воспроизведению музыки на слух прежде обучения нотной грамоте. По мнению Судзуки, это даёт ребёнку большие преимущества, поскольку у ребёнка гораздо лучше развивается музыкальный слух и лучше развивается музыкальная память, поскольку, не умея читать ноты, ребёнок вынужден всё запоминать. Кроме того, ребёнок может играть более сложные произведения, не будучи связанным своими ограниченными возможностями понимания печатных нот. Судзуки считал, что изначальное обучение ребёнка чтению нот сковывает развитие его слуха, памяти и техники, заставляет ребёнка годами играть медленно и с запинками, пытаясь читать ноты, и в конечном счёте убивает интерес к музыке, вместо того, чтобы максимально раскрывать потенциал ребёнка в его самые ценные ранние годы.
В то же время педагоги традиционных методик отмечают, что ребёнка, уже научившегося хорошо играть музыку на слух и запоминать её, потом очень трудно заставить читать ноты, возвращаясь назад к самым простым и неинтересным произведениям, что может негативно отразиться на прогрессе ребёнка в дальнейшем, когда понадобится читать по нотам сложные партитуры, плохо воспринимаемые на слух.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Международная ассоциация Судзуки
- Европейская ассоциация Судзуки
Источник
Многие родители хотят всесторонне развивать своего малыша с самого рождения. Родители хотят начать обучать ребенка музыке, математике, письму, чтению как можно раньше. Но как при этом не навредить ребёнку? Для этого мы обратимся к педагогическим идеям опытных педагогов.
Музыкальная академия доктора Сузуки
Музыкальность — это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая другая способность, может быть развита. Любой ребенок может стать музыкальным — это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке.
Ш. Сузуки
Как происходит «рождение таланта»
Зарождение своего уникального метода Сузуки относил к тому моменту, когда открыл для себя факт, что дети с невероятной легкостью овладевают как иностранным, так и родным языком. Если так, то почему бы не попытаться с самого раннего возраста обучать детей музыке, в том числе игре на скрипке и других музыкальных инструментах, причем не индивидуально, а в группах? При этом доктор Сузуки исходил из убеждения, что малыши любят подражать и, увидев, как играют профессиональные скрипачи, непременно захотят копировать их движения. Свой метод будущий педагог назвал достаточно образно — «Рождение таланта».
В это трудно поверить, но Шиничи Сузуки удалось успешно реализовать свою идею. Уже через несколько лет занятий был создан ансамбль маленьких скрипачей — сначала из десяти, а позже из двадцати и более малышей. Четырех- и пятилетние музыканты на крошечных скрипочках чисто и синхронно играли концерты Вивальди, а также музыку, специально написанную для них учителем.
В чем же состояла суть метода маэстро Сузуки? Вот три основных положения. Во-первых, он верил в музыкальные способности любого человека, считая, что люди делятся не на музыкальных и немузыкальных, а на тех, кому родители и педагоги смогли привить любовь к инструменту, и тех, в ком не разглядели музыкальные способности.
Второе положение связано с искренним желанием помочь малышам — любовь к детям стала важнейшей составляющей метода. Ведь известно, что дети необычайно тонко чувствуют фальшь, неискренность в отношениях с ними. Человеку, который равнодушен к детям, не в состоянии любить их искренне и бескорыстно, добиться успеха практически невозможно.
Третье положение — привлечение к работе родителей. Без участия пап и мам, бабушек и дедушек, т. е. людей, которые больше других знают и понимают своего ребенка, метод не действует. В чем состоит это участие? Рекомендации просты: регулярно посещать уроки музыки, заниматься с детьми дома, а лучше всего и самим учиться играть на скрипке, чтобы понять тонкости методики.
Разумеется, многое в системе Сузуки было связано (как это чаще всего бывает) с личностью самого учителя. Ведь занятия с самыми маленькими — сложная и хрупкая сфера педагогики, требующая большой деликатности и терпения. Поэтому личность учителя при попытках идти по пути Сузуки имеет если не определяющее, то очень важное значение.
И еще одна, возможно, самая главная мысль Шиничи Сузуки: воспитание отнюдь не сводится лишь к овладению музыкальными навыками, оно имеет в виду саму судьбу маленького человека, который осознанно вступает в большой мир.
Биография доктора Шиничи Сузуки
Шиничи Сузуки родился в Нагойе 17 октября 1898 года. Его отец, Масакиши, был скрипичным мастером, основавшим в 1888 году скрипичную фабрику. В 1916 году Сузуки окончил Коммерческую школу в Нагойе, после чего отправился в Токио, чтобы брать уроки игры на скрипке у известного в то время музыканта Коха Андо.
Спустя год Сузуки покинул Японию и отправился в путешествие по миру. После долгих странствий музыкант поселился в Германии, чтобы следующие восемь лет учиться у Карла Клингера.
В 1928 году он женился на Валтруде Прандж и вернулся в Японию. Вместе со своими братьями он создал «Струнный квартет Сузуки», который выступал с концертами по стране. Кроме того, Сузуки также работал инструктором в музыкальной школе Кунитачи.
В 1931 году вместе со знаменитым скрипачом Александром Могилевским Сузуки был назначен ведущим профессором Императорской музыкальной школы в Токио.
В 39 лет он давал уроки игры на скрипке на дому, а в 1946 году основал ассоциацию «Дошикай» — прообраз Института исследования. В 1949 году в его институте было уже 35 отделений и 1500 учеников.
В 1951 году была проведена первая Летняя школа института в Нагано, в которой приняли участие 109 учеников и 11 инструкторов со всей Японии. В 1955 году в Токио прошел грандиозный концерт, собравший 1200 маленьких скрипачей, игравших в унисон.
В 1964 году Сузуки отправился в командировку в США. С этого момента началось победное шествие его методики по всему миру. В возрасте 80 лет Сузуки приехал вместе с 100 японскими детьми в США, где они играли на скрипках с американскими сверстниками. В 1986 году общественность торжественно отметила 88-летие Шиничи, а в 1997 году открылась Международная академия методики Шиничи Сузуки. Умер талантливый педагог в возрасте 99 лет. Метод Сузуки продолжает оказывать глубокое влияние на музыкальное образование как в Японии, так и во всем мире. В наши дни им пользуются десятки тысяч преподавателей и родителей всех национальностей во всех странах. Веру в изумительные способности всех людей и в важность уважения к ребенку и его развитие с помощью любви Шиничи Сузуки передал в наследство потомкам.
❧ Моя цель — сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни. (Ш. Сузуки)
Как происходит обучение детей музыке в школах Сузуки
Обычно в течение первого года дети посещают группу общей музыкальной подготовки. Там они учатся петь мелодии музыкальных произведений, которые будут выучены позже, на уроках по специальности, осваивают различные традиционные «детские» инструменты (бубен, барабан, ксилофон). Дети знакомятся с различными музыкальными инструментами, чтобы в конце года сделать сознательный выбор специальности. Все эти уроки проводятся при активном участии родителей. Многие школы первые 2—3 месяца проводят курсы для родителей так, чтобы те смогли в будущем помогать ребенку в занятиях дома.
Урок по специальности, особенно на начальных этапах, коллективный. Это объясняется тем, что маленьким детям (2—4 лет) трудно выдержать «взрослый» урок, длящийся по меньшей мере 40 минут. Дети учатся наблюдать за игрой других, извлекать полезное из комментариев учителя. По очереди они исполняют свои отрывки. Чем старше дети, тем больше времени уделяется индивидуальным занятиям параллельно с работой в оркестре.
Кстати, для школ Сузуки сегодня разработаны специальные сборники по инструментам, которые включают известные произведения композиторов разных стран. Однако обязательность репертуара вызвана не столько убеждением, что предлагаемые произведения являются единственно достойными изучения, сколько принципом коллективности исполнения.
Помимо этого школы Сузуки проводят слеты, концерты, летние лагеря, где 10, 50,100,1000 маленьких детей из разных стран исполняют вместе одно произведение. Это возможно только благодаря единому репертуару. В старших классах кроме обязательных произведений дети (вместе с педагогом) могут выбрать несколько произведений по своему вкусу.
В среднем школа Сузуки состоит из 7—8 классов и обучение заканчивается к 12—14 годам (зависит от инструмента). Дети сдают экзамен перед международной комиссией, после чего вручается Диплом Сузуки. Затем дети поступают в традиционные учебные заведения (музыкальные училища, школы, консерватории и т. д.).
Во многих странах есть специальные школы при ассоциациях Сузуки, готовящие преподавателей по методу Сузуки. Набор в эти школы проходит по конкурсу. Есть специальные курсы, проводимые по субботам-воскресеньям. Требования к будущему педагогу: любовь к детям, бескорыстная творческая деятельность, образование на уровне музыкального училища или консерватории. Желателен также опыт работы с детьми и знание иностранных языков. Все претенденты проходят прослушивание, где проверяется их исполнительский уровень. Полный курс обучения для педагогов длится пять лет. В конце каждого года проводится экзамен с присвоением уровня, т. е. педагог, сдавший экзамен за первый год, имеет первый уровень, за второй — второй и т. д. Только начиная с третьего уровня педагог имеет право открыть свою школу Сузуки. Ассоциации публикуют список педагогов, сдавших экзамены, с указанием уровня, домашнего адреса и номера телефона. Есть возможность написать любому педагогу и задать интересующий вопрос.
В отличие от других распространенных методик музыкальная система японского педагога практически не встречает серьезной критики со стороны оппонентов, возможно, потому что она рассчитана на определенный круг семей, хотя доктор Сузуки и настаивал на универсальности своего способа воспитания.
При этом надо, конечно, учесть, что далеко не все родители психологически и материально могут поставить в центр обучения развитие музыкальности своего ребенка или овладение им каким-либо инструментом. Но если есть желание гармонизировать жизнь малыша, придать ей духовный смысл, то метод доктора Сузуки вполне можно реализовать в повседневной практике.
Похожие статьи:
Динамическая гимнастика для грудничков
Как развивать самостоятельность и творческие способности ребенка
Дидактические материалы Марии Монтессори
Как происходит развитие ребёнка
Методики воспитания детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник