Школа развитие речи у ребенка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 г. Вязьмы Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Школа развития речи» для 3 В класса
на 2020/2021 учебный год
Учитель Кузнецова Е.Н.
Согласовано на заседании методического совета МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области, протокол № 1 от 27.08.2020 | Принято на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области, протокол № 1 от 27.08.2020 | Утверждено приказом директора МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области № 126/01.09 от 31.08.2020 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» составлена в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой НОО МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, уставом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, учебным планом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области.
Возможна реализация программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий организуется проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов:
∙ e-mail, дистанционные конкурсы, олимпиады;
∙ дистанционное самообучение и обучение в Интернете;
∙ видеоконференции;
∙ оп-line тестирование;
∙ Интернет-уроки;
∙ сервисы АИС «Образование», ЯКласс, Московская Электронная Школа, Российская Электронная Школа, Инфоурок, Учи.ру, «Просвещение», ozschool.vzm.su и др.;
∙ обучение с дистанционной поддержкой: skype, Zoom,WhatsApp, Viber и др.
Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета;
3)тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
Данная программа предназначена для общеинтеллектуального направления развития личности младшего школьника. Она расширяет и углубляет знания обучающихся о русском языке, повышает интерес к изучению родного языка, способствует развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.
Цель программы: развитие связной речи у младших школьников.
Задачи программы:
формирование у обучающихся знаний об языке как основном средстве человеческого общения;
формирование грамотной и правильной речи обучающихся;
развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся;
формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание текстов, презентаций, нахождение информации на заданную тему);
развитие коммуникативных умений в процессе решения разнообразных заданий.
Ориентируясь на достижение цели и задач, программа внеурочной деятельности «Школа развития речи» основывается на следующих принципах: системно-деятельностный принцип, принцип вариативности, принцип практической направленности (связь теории с практикой), принцип непрерывности, принцип занимательности, принцип психологической комфортности, принцип творчества.
Программа рассчитана на два года обучения: 3 класс (34 часа в год) и 4 класс (34 часа в год). Всего 68 часов.
Занятия проводятся с использованием игровых методов и приемов работы, практических занятий по применению полученных знаний на практике. На занятиях активно используется занимательный материал: пословицы и поговорки, дидактические игры, ребусы, кроссворды, сказки, загадки. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; готовят проекты, праздники, театрализованные представления, создают презентации и др.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
формирование осознания – язык – основное средство человеческого общения;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
развитие интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении;
развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Метапредметные результаты:
формирование умения использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
развитие способности ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
формирование стремления к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
формирование начальных представлений о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
формирование умения применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание текстов, презентаций, работа меню, нахождение информации на заданную тему);
формирование умения проверять написанное; способности контролировать свои действия.
Содержание программы
Содержание программы кружка представлено четырьмя разделами: введение, 1 раздел – «Речь и ее значение в жизни», 2 раздел – «Текст», 3 раздел – «Культура общения», 4 раздел – «Практическая и игровая деятельность» (по всем темам разделов).
Первый год обучения
3 класс (34 часа в год)
Введение (1 час)
Культура – культурный человек-культура речевого поведения.
Практическая и игровая деятельность:
Работа с рубрикой: «Это интересно». «Сокровища родного языка».
- Речь и ее значение в жизни (6 часов)
Речь нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувствами; общаться; организовывать работу. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость. темп.
Скороговорки. Мимика и жесты в устной речи. Считалки. Устный рассказ.
Речь нужна, чтобы передавать знания. Разговорная речь. Учебная (научная речь).
Практическая и игровая деятельность:
Искусство красноречия. Работаем по рисункам. «Случаи из жизни».
Работаем с пословицами.
«Почему мы так говорим?»
Практическая работа «Строим диалог».
Игротека «Мы говорим правильно».
2. Текст (14 часов)
Текст (речевое произведение, высказывание). Тема текста. Заглавие текста. Выделение в тексте непонятных (неясных по значению) слов. Толковый словарь.
Составление сказки по опорным словам.
Текст как тематическое единство. Основная мысль текста. Основной тон высказывания. Вычленение опорных слов в учебном тексте. Структура текста. Связь между предложениями текста. Тематический словарь.
Понятие об изложении. План текста. Правила изложения. Пишем изложение.
Типы текстов. Рассуждение. Понятие о рассуждении- объяснении.
Понятие об описании. Описание в учебной и разговорной речи.
Сравнение. Сравнительное описание (внешне похожих предметов).
Понятие о невыдуманном рассказе. Композиция невыдуманного рассказа.
Практическая и игровая деятельность:
Проект «Что значит писать и говорить на тему?»
Практическая работа со словарем. Наш помощник – толковый словарь.
Проба пера. Составление сказки по опорным словам. «Учимся писать изложение».
Посещение школьного музея.
В стране Сочинителей. «Преданья старины далекой», «Невыдуманный рассказ».
Практическая работа. «Сочинение – описание, рассуждение, повествование. Учимся их создавать».
Презентация альбома. «Какие бывают тексты?»
3. Культура общения (13 часов)
Выражение приветствия и прощания. Благодарность. Как нужно слушать собеседника.
Выражение просьбы. Знакомство. Тон вежливой речи.
Практическая и игровая деятельность:
Игровые ситуации «Вежливое поведение».
Работа с рубрикой: «Это интересно». «Как самому придумать язык», «Правила вежливости у разных народов».
В стране Сочинителей. «Язык – зеркало нашей души…»
Экскурсия в прошлое (заочная). «Русский народ – носитель языка».
Конкурс высказываний известных людей о русском языке. «В мире мудрых мыслей».
«Шаги в науку». Занятие-отчет «Наши выступления».
Праздник творчества и игры. «Родной язык! Он с детства мне знаком».
Второй год обучения
4 класс (34 часа в год)
Введение (1 час)
Культура – культурный человек-культура речевого поведения.
Практическая и игровая деятельность:
Конкурс-игра «Русские пословицы и поговорки от А до Я».
1. Речь и ее значение в жизни (7 часов)
Речь нужна, чтобы влиять на чувства людей. Художественная речь, ее особенности и значение.
Устная речь и озвученная письменная речь.
Влияние речи на поступки людей. Речь газет, журналов, радио, телевидения, средств Интернета.
Афиша. Школьная реклама.
Практическая и игровая деятельность
Искусство красноречия. Учимся говорить легко и свободно,«Смысловые центры».
Игра «Выделяй голосом».
Искусство красноречия. Это интересно. «Искусство разговора с детьми».
Проба пера. «Ты репортер», «Школьная реклама».
2. Текст (19 часов)
Понятие о широкой и узкой теме высказывания. Границы темы. Определение основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована.
Сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения (аннотация). Схема и план текста.
Рассуждение – доказательство. Вывод в рассуждении. Цитата в рассуждении. Несколько доказательств в рассуждении. Рассуждение в разных стилях речи.
Художественное описание. Сравнительное описание, состоящее из двух частей.
Биография и автобиография.
Письмо знакомому (близкому) человеку.
Личный дневник.
Рассказы на основе услышанного (увиденного).
Практическая и игровая деятельность
Работа с текстом по ПАМЯТКЕ «Как готовиться к устному высказыванию».
Проба пера. «Объединяем и исключаем», Фронтовая биография «Кем был твой прадед?», спортивная биография, творческая биография и т.д.
В стране Сочинителей. Сочинение – рассуждение на тему: «Почему книгу называют другом?»; «Почему книгу надо беречь?» (по выбору), «Учимся писать письма».
Это интересно. «Похожие хвосты», «Ау! Вы меня слышите?» Общение на расстоянии, «Для чего к письмам приклеивают марки?»
Игротека «Что на что похоже»? «Мы делаем живые смешинки».
Проект: «История моей жизни», «Письмо с фронта».
Исследовательская работа: «Хочу я разведать, что делают дети на свете» (По Д.Родари «Далекое путешествие»).
Работаем с таблицей «Схема письма, письмо».
Поисково – исследовательская работа.
Пишу историю семьи. «Личный дневник моей мамы, бабушки».
Конкурс на лучший рассказ «Было – не было».
Искусство красноречия. Учимся составлять рассказы на основе услышанного (увиденного).
Практическая работа «Как сделать, чтобы рассказ стал веселее»?
Веселая викторина на самого лучшего рассказчика.
3. Культура общения (7 часов)
Устное и письменное приглашение. Поздравление (устное и письменное).
Обращение к разным людям.
Извинение и отказ (несогласие).
Спор, но не ссора.
Практическая и игровая деятельность
Проба пера. Учимся составлять текст – приглашение на школьный спектакль, на день рождения, на спортивный конкурс и т. д.
Учимся составлять текст поздравительной открытки или поздравительного письма.
Разыгрывание речевых ситуаций на тему «Худой мир лучше доброй ссоры».
«Шаги в науку». Занятие-отчет «Наши выступления».
Презентация страниц альбома «Школа развития речи».
Праздник творчества и игры. «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела программы | Количество часов |
Первый год обучения. 3 класс (34 часа в год) | ||
1 | Введение | 1 |
2 | Речь и ее значение в жизни. | 6 |
3 | Текст | 14 |
4 | Культура общения | 13 |
5 | Практическая и игровая деятельность (по всем темам разделов) | |
34 | ||
Второй год обучения. 4 класс (34 часа в год) | ||
1 | Введение | 1 |
2 | Речь и ее значение в жизни. | 7 |
3 | Текст. | 19 |
4 | Культура общения. | 7 |
5 | Практическая и игровая деятельность (по всем темам разделов) | |
34 | ||
ИТОГО: | 68 часов |
Источник
Школа развития речи.
Введение
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа развития речи»для учащихся 1-4 классов начальной школы имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Программа внеурочной деятельности «Школа развития речи» направлена на достижение следующих
целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
– совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
– повышать уровень языкового развития школьников,
– воспитывать познавательный интерес к родному языку,
– решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи программы:
– обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
– создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
– формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал представлен в программе следующими содержательными линиями:
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
личностно-ориентированные: развития творчества, психологической комфортности;
личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностно-ориентированные: развитие смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Описание предмета в учебном плане
Программа «Школа развития речи» рассчитана на 138 часов, в 1 классе -33,во 2-4 классах по 35 часов(по одному часу в неделю).Представленная программа актуальна и значима с точки зрения реализации ФГОС второго поколения, поскольку предполагает формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы во внеурочное время.
Тематический план.
Всего часов
35 часов
Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся
Слово (16 часов)
Многозначные слова.
1
Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.
Дать объяснение устаревшим словам.
Омонимы, омоформы омофоны.
1
Фразеологизмы.
1
Сравнения.
1
Олицетворение.
1
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.
1
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
1
Откуда приходят слова.
1
Этимология.
1
Как тебя зовут?
2
Наши фамилии.
1
Топонимы.
1
Устаревшие слова.
1
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
2
Текст (11 часов)
Типы текстов.
2
Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.
Темы текстов. Опорные слова.
1
Связь предложений в тексте.
1
Цепная связь предложений в тексте.
2
Параллельная связь предложений в тексте.
1
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».
1
Единый временной план текста.
3
Стили речи (8 часов)
Стили речи.
2
Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.
Культура общения.
2
Научный стиль.
1
Словари.
1
Проверь себя.
1
Резерв
1
Содержание программы внеурочной деятельности «Школа развития речи»
для 3 класса.
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
– многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
– изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
– стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
– распознавать типы текстов;
– устанавливать связь предложений в тексте;
– распознавать стили речи;
– выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные:
Учащиеся научатся:
– вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
– договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
– участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
– строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
– выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
– быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Учащиеся научатся:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
– моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
– использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
– выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться словарями, справочниками;
– строить рассуждения.
личностные:
У учащихся будут сформированы:
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
– осознание роли речи в общении людей;
– понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
– устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
– чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
– интерес к изучению языка.
регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
– адекватно воспринимать оценку учителя;
– вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
– в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Календарно-тематическое планирование
Многозначные слова.
Знакомство с многозначными словами.
Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.
2
Омонимы, омоформы омофоны.
Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.
Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.
3
Фразеологизмы.
Познакомить с понятием «фразеологизмы».
Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.
4
Сравнения.
Познакомить с понятием «сравнение».
Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.
5
Олицетворение.
Познакомить с понятием «олицетворение».
Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи.
6
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.
Познакомить с эпитетами, их назначением.
Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи.
7
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.
Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.
8
Откуда приходят слова.
Познакомить с заимствованными словами.
Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.
9
Этимология.
Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.
Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.
10
Как тебя зовут?
Познакомить с происхождением и значением имен.
Уметь объяснять происхождение имен.
11
Как тебя зовут?
Познакомить с происхождением отчеств.
Уметь объяснять происхождение отчеств.
12
Наши фамилии.
Познакомить с происхождением фамилий.
Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.
13
Топонимы.
Знакомить с топонимами.
Уметь объяснять топонимы.
14
Устаревшие слова.
Исследовать устаревшие слова.
Уметь находить и объяснять значение устаревших слов.
15-16
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
Знакомить с написанием сочинения – описание картины.
Уметь употреблять фразеологические обороты.
17-18
Типы текстов.
Знакомим с разными типами текстов и их признаками.
Уметь различать типы текстов.
19
Темы текстов. Опорные слова.
Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.
Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.
20
Связь предложений в тексте.
Обсуждение признаков текста.
Уметь из предложений составлять текст.
21
Цепная связь предложений в тексте.
Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.
Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте.
22
Цепная связь предложений в тексте.
Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте.
Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.
23
Параллельная связь предложений в тексте.
Обсудить параллельную связь предложений в тексте.
Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью.
24
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».
Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.
25
Единый временной план текста.
Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.
Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время.
26
Единый временной план текста.
Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.
Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму.
27
Единый временной план текста.
Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов.
Уметь редактировать повествовательные тексты.
28
Стили речи.
Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи.
Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном.
29
Стили речи.
Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог».
Уметь находить текст в разговорном стиле.
30-31
Культура общения.
Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.
Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.
32
Научный стиль.
Обсудить признаки научного стиля.
Уметь различать научный текс от других.
33
Словари.
Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).
Уметь работать со словарями.
34
Проверь себя. КВН
35
Резерв
Литература:
Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. –
М.: Учпедгиз, 1963
Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Пр., 1990.
Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Дет. литература, 1965.
Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
Источник