Школа развитие речи у ребенка

Школа развитие речи у ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 2 г. Вязьмы Смоленской области

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Школа развития речи» для 3 В класса

на 2020/2021 учебный год

Учитель Кузнецова Е.Н.

Согласовано

на заседании методического совета

МБОУ СШ № 2

г. Вязьмы

Смоленской области, протокол  № 1 от 27.08.2020

Принято

на заседании педагогического совета

МБОУ СШ № 2

г. Вязьмы

Смоленской области, протокол  № 1 от 27.08.2020

Утверждено

приказом директора

МБОУ СШ № 2

г. Вязьмы

Смоленской области

№ 126/01.09 от 31.08.2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» составлена в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой НОО МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, уставом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, учебным планом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области.

Возможна реализация программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий   организуется проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов:

∙ e-mail, дистанционные конкурсы, олимпиады;

∙ дистанционное самообучение и обучение в Интернете;

∙ видеоконференции;

∙ оп-line тестирование;

 ∙ Интернет-уроки;

∙ сервисы АИС «Образование», ЯКласс, Московская Электронная Школа, Российская Электронная Школа, Инфоурок, Учи.ру, «Просвещение», ozschool.vzm.su и др.;

 ∙ обучение с дистанционной поддержкой: skype, Zoom,WhatsApp, Viber и др.

Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3)тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

Данная программа предназначена для общеинтеллектуального направления развития личности младшего школьника. Она расширяет и углубляет знания обучающихся о русском языке, повышает интерес к изучению родного языка, способствует развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.  

Цель программы: развитие связной речи у младших школьников.

Задачи программы:

формирование у обучающихся знаний об языке как основном средстве человеческого общения;  

формирование грамотной и правильной речи обучающихся;  

развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся;  

формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание текстов, презентаций, нахождение информации на заданную тему);

развитие коммуникативных умений в процессе решения разнообразных заданий.

Ориентируясь на достижение цели и задач, программа внеурочной деятельности «Школа развития речи» основывается на следующих принципах: системно-деятельностный принцип, принцип вариативности, принцип практической направленности (связь теории с практикой), принцип непрерывности, принцип занимательности, принцип психологической комфортности, принцип творчества.

Программа рассчитана на два года обучения: 3 класс (34 часа в год) и 4 класс (34 часа в год). Всего 68 часов.

Занятия проводятся с использованием игровых методов и приемов работы, практических занятий по применению полученных знаний на практике. На занятиях активно используется занимательный материал: пословицы и поговорки, дидактические игры, ребусы, кроссворды, сказки, загадки.   Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; готовят проекты, праздники, театрализованные представления, создают презентации и др.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты:  

формирование осознания –  язык – основное средство человеческого общения;

развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

развитие интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении;

развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

 Метапредметные результаты:  

формирование умения использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

 развитие способности ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

 формирование стремления к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

 Предметные результаты:  

  формирование начальных представлений о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

 формирование умения применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание текстов, презентаций, работа меню, нахождение информации на заданную тему);

формирование умения проверять написанное; способности контролировать свои действия.

Содержание программы

 Содержание программы кружка представлено четырьмя разделами: введение, 1 раздел – «Речь и ее значение в жизни», 2 раздел – «Текст», 3 раздел – «Культура общения», 4 раздел – «Практическая и игровая деятельность» (по всем темам разделов).  

Первый год обучения

3 класс (34 часа в год)

Введение (1 час)

 Культура – культурный человек-культура речевого поведения.

Практическая и игровая деятельность:

Работа с рубрикой: «Это интересно».  «Сокровища родного языка».

  1. Речь и ее значение в жизни (6 часов)

Речь нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувствами; общаться; организовывать работу. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость. темп.

Скороговорки. Мимика и жесты в устной речи. Считалки. Устный рассказ.

Речь нужна, чтобы передавать знания. Разговорная речь. Учебная (научная речь).  

Практическая и игровая деятельность:

Искусство красноречия. Работаем по рисункам. «Случаи из жизни».

 Работаем с пословицами.

«Почему мы так говорим?»

Практическая работа «Строим диалог».

Игротека «Мы говорим правильно».

2. Текст (14 часов)

Текст (речевое произведение, высказывание). Тема текста. Заглавие текста. Выделение в тексте непонятных (неясных по значению) слов.  Толковый словарь.

Составление сказки по опорным словам.

Текст как тематическое единство. Основная мысль текста. Основной тон высказывания. Вычленение опорных слов в учебном тексте. Структура текста. Связь между предложениями текста.  Тематический словарь.

Понятие об изложении. План текста. Правила изложения. Пишем изложение.

Типы текстов. Рассуждение. Понятие о рассуждении- объяснении.

Понятие об описании.  Описание в учебной и разговорной речи.

Сравнение. Сравнительное описание (внешне похожих предметов).

Понятие о невыдуманном рассказе. Композиция невыдуманного рассказа.

Практическая и игровая деятельность:

Проект «Что значит писать и говорить на тему?»

Практическая работа со словарем. Наш помощник – толковый словарь.

Проба пера. Составление сказки по опорным словам. «Учимся писать изложение».

Посещение школьного музея.  

В стране Сочинителей. «Преданья старины далекой», «Невыдуманный рассказ».

Практическая работа. «Сочинение – описание, рассуждение, повествование. Учимся их создавать».

Презентация альбома. «Какие бывают тексты?»

3.  Культура общения (13 часов)

Выражение приветствия и прощания. Благодарность. Как нужно слушать собеседника.

Выражение просьбы. Знакомство. Тон вежливой речи.

Практическая и игровая деятельность:

Игровые ситуации «Вежливое поведение».

Работа с рубрикой: «Это интересно».  «Как самому придумать язык», «Правила вежливости у разных народов».

В стране Сочинителей. «Язык – зеркало нашей души…»

Экскурсия в прошлое (заочная).  «Русский народ – носитель языка».

Конкурс высказываний известных людей о русском языке. «В мире мудрых мыслей».

«Шаги в науку». Занятие-отчет «Наши выступления».

Праздник творчества и игры.  «Родной язык! Он с детства мне знаком».

Второй год обучения

 4 класс (34 часа в год)    

Введение (1 час)

 Культура – культурный человек-культура речевого поведения.

Практическая и игровая деятельность:

 Конкурс-игра «Русские пословицы и поговорки от А до Я».

1. Речь и ее значение в жизни (7 часов)

Речь нужна, чтобы влиять на чувства людей. Художественная речь, ее особенности и значение.

Устная речь и озвученная письменная речь.  

Влияние речи на поступки людей. Речь газет, журналов, радио, телевидения, средств Интернета.

Афиша. Школьная реклама.

Практическая и игровая деятельность

Искусство красноречия. Учимся говорить легко и свободно,«Смысловые центры».

Игра «Выделяй голосом».

Искусство красноречия. Это интересно.  «Искусство разговора с детьми».

Проба пера. «Ты репортер», «Школьная реклама».

2. Текст (19 часов)

 Понятие о широкой и узкой теме высказывания. Границы темы. Определение основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована.

Сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения (аннотация). Схема и план текста.

 Рассуждение – доказательство. Вывод в рассуждении. Цитата в рассуждении. Несколько доказательств в рассуждении.  Рассуждение в разных стилях речи.

Художественное описание. Сравнительное описание, состоящее из двух частей.

Биография и автобиография.

Письмо знакомому (близкому) человеку.

Личный дневник.

Рассказы на основе услышанного (увиденного).

Практическая и игровая деятельность

Работа с текстом по ПАМЯТКЕ «Как готовиться к устному высказыванию».

Проба пера. «Объединяем и исключаем», Фронтовая биография «Кем был твой прадед?», спортивная биография, творческая биография и т.д.

В стране Сочинителей. Сочинение – рассуждение на тему: «Почему книгу называют другом?»; «Почему книгу надо беречь?» (по выбору), «Учимся писать письма».

Это интересно.  «Похожие хвосты», «Ау! Вы меня слышите?» Общение на расстоянии, «Для чего к письмам приклеивают марки?»

Игротека «Что на что похоже»? «Мы делаем живые смешинки».

Проект: «История моей жизни», «Письмо с фронта».

Исследовательская работа: «Хочу я разведать, что делают дети на свете» (По Д.Родари «Далекое путешествие»).

 Работаем с таблицей «Схема письма, письмо».      

Поисково – исследовательская работа.  

Пишу историю семьи. «Личный дневник моей мамы, бабушки».  

Конкурс на лучший рассказ «Было – не было».

Искусство красноречия. Учимся составлять рассказы на основе услышанного (увиденного).

Практическая работа «Как сделать, чтобы рассказ стал веселее»?

Веселая викторина на самого лучшего рассказчика.

3. Культура общения (7 часов)

Устное и письменное приглашение. Поздравление (устное и письменное).

Обращение к разным людям.

Извинение и отказ (несогласие).

Спор, но не ссора.

Практическая и игровая деятельность

Проба пера. Учимся составлять текст – приглашение на школьный спектакль, на день рождения, на спортивный конкурс и т. д.

  Учимся составлять текст поздравительной открытки или поздравительного письма.

Разыгрывание речевых ситуаций на тему «Худой мир лучше доброй ссоры».

«Шаги в науку». Занятие-отчет «Наши выступления».

Презентация страниц альбома «Школа развития речи».

Праздник творчества и игры.  «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Первый год обучения. 3 класс (34 часа в год)

1

Введение

1

2

Речь и ее значение в жизни.

6

3

Текст

14

4

Культура общения

13

5

Практическая и игровая деятельность

(по всем темам разделов)

34

Второй год обучения. 4 класс (34 часа в год)

1

Введение

1

2

Речь и ее значение в жизни.

7

3

Текст.

19

4

Культура общения.

7

5

Практическая и игровая деятельность (по всем темам разделов)

34

ИТОГО:

68 часов

Источник

Школа развития речи.

Введение

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа развития речи»для учащихся 1-4 классов начальной школы имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Программа внеурочной деятельности «Школа развития речи» направлена на достижение следующих

целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

– совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

– повышать уровень языкового развития школьников,

– воспитывать познавательный интерес к родному языку,

– решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи программы:

– обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

– создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

– формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Материал представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово

  • Предложение и словосочетание

  • Текст

  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  • личностно-ориентированные: развития творчества, психологической комфортности;

  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

  • деятельностно-ориентированные: развитие смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

  • Описание предмета в учебном плане

  • Программа «Школа развития речи» рассчитана на 138 часов, в 1 классе -33,во 2-4 классах по 35 часов(по одному часу в неделю).Представленная программа актуальна и значима с точки зрения реализации ФГОС второго поколения, поскольку предполагает формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы во внеурочное время.

Тематический план.

Всего часов

35 часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (16 часов)

Многозначные слова.

1

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

Дать объяснение устаревшим словам.

Омонимы, омоформы омофоны.

1

Фразеологизмы.

1

Сравнения.

1

Олицетворение.

1

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Откуда приходят слова.

1

Этимология.

1

Как тебя зовут?

2

Наши фамилии.

1

Топонимы.

1

Устаревшие слова.

1

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

2

Текст (11 часов)

Типы текстов.

2

Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

Темы текстов. Опорные слова.

1

Связь предложений в тексте.

1

Цепная связь предложений в тексте.

2

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Единый временной план текста.

3

Стили речи (8 часов)

Стили речи.

2

Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.

Культура общения.

2

Научный стиль.

1

Словари.

1

Проверь себя.

1

Резерв

1

Содержание программы внеурочной деятельности «Школа развития речи»

для 3 класса.

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

– многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

– изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

– стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

– распознавать типы текстов;

– устанавливать связь предложений в тексте;

– распознавать стили речи;

– выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

  • коммуникативные:

Учащиеся научатся:

– вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

– договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

– участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

– строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

– выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

– быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

– владеть монологической и диалогической формами речи.

  • познавательные:

Учащиеся научатся:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

– моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

– использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

– выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться словарями, справочниками;

– строить рассуждения.

  • личностные:

У учащихся будут сформированы:

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

– осознание роли речи в общении людей;

– понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

– устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

– чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

– интерес к изучению языка.

  • регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

– адекватно воспринимать оценку учителя;

– вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

– в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Календарно-тематическое планирование

Многозначные слова.

Знакомство с многозначными словами.

Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.

2

Омонимы, омоформы омофоны.

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.

Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.

3

Фразеологизмы.

Познакомить с понятием «фразеологизмы».

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

4

Сравнения.

Познакомить с понятием «сравнение».

Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.

5

Олицетворение.

Познакомить с понятием «олицетворение».

Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи.

6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

Познакомить с эпитетами, их назначением.

Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

8

Откуда приходят слова.

Познакомить с заимствованными словами.

Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.

9

Этимология.

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.

10

Как тебя зовут?

Познакомить с происхождением и значением имен.

Уметь объяснять происхождение имен.

11

Как тебя зовут?

Познакомить с происхождением отчеств.

Уметь объяснять происхождение отчеств.

12

Наши фамилии.

Познакомить с происхождением фамилий.

Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.

13

Топонимы.

Знакомить с топонимами.

Уметь объяснять топонимы.

14

Устаревшие слова.

Исследовать устаревшие слова.

Уметь находить и объяснять значение устаревших слов.

15-16

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

Уметь употреблять фразеологические обороты.

17-18

Типы текстов.

Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

Уметь различать типы текстов.

19

Темы текстов. Опорные слова.

Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

20

Связь предложений в тексте.

Обсуждение признаков текста.

Уметь из предложений составлять текст.

21

Цепная связь предложений в тексте.

Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте.

22

Цепная связь предложений в тексте.

Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте.

Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.

23

Параллельная связь предложений в тексте.

Обсудить параллельную связь предложений в тексте.

Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью.

24

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.

25

Единый временной план текста.

Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время.

26

Единый временной план текста.

Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.

Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму.

27

Единый временной план текста.

Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов.

Уметь редактировать повествовательные тексты.

28

Стили речи.

Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи.

Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном.

29

Стили речи.

Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог».

Уметь находить текст в разговорном стиле.

30-31

Культура общения.

Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

32

Научный стиль.

Обсудить признаки научного стиля.

Уметь различать научный текс от других.

33

Словари.

Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).

Уметь работать со словарями.

34

Проверь себя. КВН

35

Резерв

Литература:

Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. –

М.: Учпедгиз, 1963

Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Пр., 1990.

Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Дет. литература, 1965.

Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979

Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992

Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

Источник